Что означает лицемер в исламе

Лицемерие в Исламе

Многие, особенно только-только ставшие религиозно-практикующими, любят использовать характеристику «лицемер» к несоблюдающим каноны веры друзьям или соратникам, называя их «джахилями», в отличие от них самих, ставших «алимами». Постараюсь раскрыть суть лицемерия, конечно же, не для того, чтобы потом предположительно искать его признаки в других (что крайне порицаемо Сунной), а для того, чтобы суметь заметить в самом себе и сделать соответствующие выводы.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «[Есть] четыре [качества]. Если [все] они объединятся в ком-либо [станут присущими ему неотъемлемыми чертами и характеристиками], тот станет настоящим лицемером[1], а в ком будет лишь одно из них, в том будет одна характеристика лицемерия, и это до тех пор, пока он его не оставит [не избавится от этого]: (1) когда говорит, лжет [не замалчивает правду, а именно лжет], (2) если обещает [что лучше всего, конечно же, делать письменно[2], ведь каждый понимает и слышит по-своему, а тем более — быстро забывает], то не исполняет [без веских на то причин, то есть необязателен], (3) если заключает договор, то поступает вероломно (предает; отрекается) [от взятых на себя обязательств — совсем ненадежен в том, что касается деловых, а тем более денежных отношений], (4) если спорит [участвует в споре, в суде], то ведет себя очень нагло (некультурно, невоспитанно)»[3].

Уверен, всякому мусульманину во все времена, читая этот хадис, есть над чем задуматься, а после — есть над чем работать. Подчеркну, этот и ему подобные хадисы не указывают на то, чтобы судить, осуждать других, они — для анализа самого себя. Но излишне копаться в себе также не стоит. Все в меру. Здоровый разум, здоровое тело, здоровые убеждения. Не борьба с сомнениями и дьявольскими нашептываниями, а грамотный подход к работе над становлением образцовой Личностью, здоровой и счастливой в обоих мирах.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Верующего можно сравнить с молодой травой: от ветра она то наклоняется, то выпрямляется [гибка, стойка, не ломается]. Лицемер[4] же подобен могучему кедру: стоит до тех пор, пока разом не упадет, вырванный с корнем»[5].

Известный мусульманский праведник Фудейль ибн ‘Ияд[8] говорил: «Верующий мало говорит и много делает. Лицемер же много говорит, но мало делает»[9].

Богословское высказывание: «Лицемер в лицо человеку (которому завидует) льстит, в его отсутствие злословит, клевещет и порочит, а когда того постигает беда — радуется этому».

Великий богослов из поколения ат-таби‘ин (первое поколение после Пророка) аль-Хасан аль-Басри говорил: «Воистину, лицемер собирает (накапливает, живя в мирской обители, вперемешку) грехи, проступки и спокойствие, безопасность (пред Высшим Судом)»[10]. Он (формально верующий, но сутью, душой и интеллектом полумертвый), совершая ряд благих поступков, порой вынужденно, а иногда ради людской молвы, спокоен за свое будущее, считая, что его дела настолько значимые и героические, что затмят все его грехи и перевесят все прегрешения.

Коран о лицемерах

«Лицемеры и лицемерки [люди, уверовавшие только ради мирской выгоды] близки друг другу [во многом схожи:] повелевают совершать скверное, непристойное, препятствуют совершению благого, праведного. Они сдерживают свои руки [в совершении добра, то есть необычайно скупы, а где-то общественно бесполезны, радикальны, нетерпимы и жестоки]. Они забыли о Боге [не осознали ценность веры, практику веры, не реализовали свое духовное начало, не следовали Божьим предписаниям], и Он забыл о них [преследующих от Его имени личные интересы. Оставил их без покровительства, без Своей доброты и Божественного благословения]. Лицемеры, без сомнения, грешники (порочны, аморальны)» (Св. Коран, 9:67).

«Они [лицемеры; не умеющие четко формулировать душевное состояние и определить для себя жизненные ценности] говорят: «Мы уверовали в Бога и Его посланника, мы покорны [со всем согласились: с постулатами веры, основами религиозной практики]. Но через некоторое время часть их отворачивается, уходит. Верующими они не являются. [Вера в Бога, в Судный День и жизнь после смерти не опустилась на уровень сердца, не проникла в душу, а лишь звучала на устах в определенном кругу, при определенных обстоятельствах]» (Св. Коран, 24:47).

«В тот День [в Судный День] скажут лицемеры и лицемерки [формально практиковавшие отдельные ритуалы, но не верившие в жизнь после смерти и сомневавшиеся до последней минуты в существовании Бога, в постулатах веры, о которых говорили посланники их периода. Скажут они] верующим: «Подождите (посмотрите на нас) [не уходите, не удаляйтесь], мы возьмем немного вашего света (позаимствуем)!» К ним обратятся [их остановят ангелы-стражи]: «Назад! Возьмите свет [там, где вы его оставили! Ведь у вас его никогда и не было. Свет — это вера, не покидавшая верующего ни в радости, ни в горе, а вы никогда до конца не верили, постоянно сомневались и следовали тому, что сулило вам очередную земную материальную выгоду]».

Между ними [верующими и лицемерами] воздвигнется [без каких-либо промедлений и строительных процедур] стена. Внутренняя часть ее ворот — милость [Божья] (там территория милости) [именно по ту сторону верующие и окажутся]. А внешняя часть — наказание [Господа, в котором останутся лицемеры, что-то практиковавшие, но так за всю свою земную жизнь и не уверовавшие].

[Через воздвигнутую стену] издалека [лицемеры] воззовут [закричат]: «Разве мы не были вместе с вами [в земной обители, не участвовали в отдельных религиозных мероприятиях, например]?!» Им ответят: «Да, конечно, однако же вы (1) совратили ваши души [неустанно греша и расточительствуя] (отвратили) [от веры и благочестия], (2) находились [постоянно] в ожидании (подкарауливали, выжидали в засаде) [быть ли с верующими или примкнуть к язычникам, безбожникам — где больше выгоды и пользы; кто одержит верх; греша, не спешили раскаиваться и исправляться], (3) вы сомневались (относились с недоверием, скептически) [относились с подозрением к истинности миссии заключительного посланника, не верили в то, что заключительное Писание, Коран, — от Бога], (4) вас обманули (обольстили, ослепили, ввели в соблазн) мечты (желания) [ограниченные приобретением земного достатка, великолепия, роскоши или признания, которые поглотили все ваше внимание, вскружили вам голову, забрали все ваши силы и энергию; вы хотели лишь земного, причем как можно больше; все это по кругу повторялось из года в год, вы не желали что-то менять и призадуматься о вечном], пока не пришло повеление Аллаха (Бога, Господа) [в обличии смерти, которая в одночасье лишила вас всего, ради чего вы жили]. И [в итоге] обманывающее (ложное) отстранило вас от Бога. [Этот приговор вы сами себе подписали, выбрав то, что выбрали, следуя до самой смерти тому, чему решили следовать].

Сегодня [в Судный День, когда решается ваша вечность] ни вы (лицемеры), ни безбожники откупиться [от ожидающего вас] не сможете. Ваша обитель [сколь бы ранее вам это ни казалось выдумкой религиозных деятелей и чем-то абсолютно невозможным] — Ад, он ваш опекун [позаботится о вас]. Такой исход ужасен!» (Св. Коран, 57:13–15).

В Коране также есть сура, которая так и называется — «Лицемеры».

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал:

«Нет веры у того, кто ненадежен (в ком нет преданности, честности). И нет религии у того, кто необязателен (кому нельзя что-то поручить, вверить)»[11];

«Лучшие из вас [верующих, религиозных] те, от кого ждешь [только] хорошее и не ждешь плохого [рядом с ним чувствуешь себя в безопасности; уверен, что не обманет, не предаст, не подведет], а худшие — от кого всегда можно ожидать чего-то плохого и не дождешься хорошего»[12].

В одном из хадисов-кудси сказано: «Искренность, — говорит Господь миров, — это одна из Моих тайн [до конца в ясной форме и четких тонах непостижима человеческим сознанием], которую Я доверяю, помещаю для хранения в сердца тех, кто любим Мною»[13].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Это, конечно же, не исключает того, что он может, пока жив, измениться, раскаяться, исправиться.

[2] «Верующие, если вы даете в долг (или берете в долг) на определенный срок [если между вами выстраиваются некие долговые отношения], то непременно запишите [это на бумаге]. Пусть писарь [к примеру, нотариус, у которого вы документально оформите и заверите финансовые обязательства, или вы сами] справедливо все распишет [не двусмысленно, что может привести в последующем к спорам и разбирательствам, а четко и понятно]. И пусть не проявляет непокорность, а напишет так, как научил его Аллах (Бог, Господь) [как следует]» (см. Св. Коран, 2:282).

[3] Хадис от Ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 737, хадис № 2459; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 6. С. 135, хадис № 2459; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 511, хадис № 4688, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 62, хадис № 916, «сахих».

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 35, хадис № 34; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 490, хадисы № 1/689, 2/690 и пояснение к ним; а также Т. 2. С. 310, хадис № 1/1586 и пояснение к нему.

[4] В другом достоверном риваяте говорится о заядлом грешнике, преступнике. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 132.

[5] Св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1807, хадис № 5643, 5644; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 127, хадисы № 5643, 5644.

[6] В современных реалиях порой это проявляется радикальностью взглядов, некоей революционной настроенностью стоять за «правое дело», когда молодой человек, только начав практиковать отдельные религиозные постулаты, противопоставляет себя всем и вся, ищет «куфр» (безбожие) или «нифак» (лицемерие) во всех несогласных с ним и группой его единомышленников. А ведь если говорить о Коране и Сунне, об их смыслах и наставлениях, то верующий человек должен быть очень последовательным в своих суждениях и крайне осторожным в обвинении другого в чем-то плохом, в навешивании ярлыков. Верующий ищет в другом веру и призывает к ней мудростью и благородностью своих поступков.

[7] В Священном Коране есть интересный аят на этот счет: «Верующие, ответьте на Божий призыв и призыв Его посланника, ведь Пророк зовет вас к тому, что вселит (вдохнет) в вас жизнь [оживит вас духовно, дав новые чувства, возможности, мысли, настроения, устремления, ценности, приоритеты и перспективы. Практикуя коранические назидания и наставления Пророка, особенно в вопросах самодисциплины, отношения к родным, соседям и людям вообще, вы можете серьезным образом преобразить свою земную жизнь и рассчитывать на счастье в вечной]. И знайте, что Господь может установить между человеком и его сердцем преграду [и тогда человек будет не в состоянии понять, почувствовать самого себя: кто он, куда идет, бежит и зачем. Он перестанет чувствовать вкус жизни, перестанет чего-либо желать или хотеть. Стоит опасаться такого приговора, каждодневно работая над собою и не забывая о религиозной практике]. [Помните, что] все вы будете собраны пред Ним [пред Господом миров в Судный День и увидите итог своих усилий и стараний либо безразличия и беспечности]» (Св. Коран, 8:24).

[8] Фудейль ибн ‘Ияд (105–187 гг. по хиджре; 723–803 гг. по григор.) в молодые годы был разбойником и грешником. Многие караваны и путники страшились его набегов. Затем изменился (с Божьего на то благословения), оставил грехи позади и пошел по пути религиозных познаний. Акцентировал внимание на применении знаний в личной жизни. Именно поэтому его мудрые цитаты можно встретить в солидных богословских трудах рядом с высказываниями очень известных представителей мусульманского богословия. Запечатлен в мусульманской истории как грамотный праведник.

Он говорил: «Ты проявляешь почтение и уважение к людям настолько, насколько проявляешь почтение (почтительный страх) пред Богом».

Подробнее о его жизни см., например: аль-Буты Р. Шахсыят иставкафатни [Личности, привлекшие мое внимание]. Дамаск: аль-Фикр, 1999. С. 17–45; аль-Кушайри А. (376–465 гг. по хиджре). Ар-рисаля аль-кушайрия. Дамаск: аль-Асад, 2000. С. 59, 60; аз-Захаби Ш. Сияр а‘лям ан-нубаля’ [Жизнеописания выдающихся ученых]. В 25 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1993. Т. 8. С. 421–442.

[9] См.: аль-Байхакы (384–458 гг. по хиджре). Шу‘аб аль-иман [Ветви (грани) веры]. В 9 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 4. С. 268, № 5048.

[10] См.: ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир. Т. 2. С. 879.

[11] Хадис от Анаса; св. х. Ахмада и Ибн Хиббана. См., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 1. С. 423, хадис № 194, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 576, хадис № 9704, «сахих».

[12] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада и ат-Тирмизи. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 374, хадис № 2263, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 250, хадис № 4113, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 4. С. 663.

[13] См., например: аль-Кушайри А. (376–465 гг. по хиджре). Ар-рисаля аль-кушайрия. Дамаск: аль-Асад, 2000. С. 330.

Подтвержденной канонической достоверности у этих слов нет, но смысловая нагрузка, с точки зрения мусульманского богословия, верна.

Источник

Лицемерие и искренность в Исламе

Что означает лицемер в исламе. Смотреть фото Что означает лицемер в исламе. Смотреть картинку Что означает лицемер в исламе. Картинка про Что означает лицемер в исламе. Фото Что означает лицемер в исламе

Лицемерие (ар-рия) — это один из самых опасных духовных недугов. Оно легко проникает в сердце, но от него сложно избавиться. Некоторые мусульманские ученые сравнили лицемерие со стрелами, мгновенно и незаметно пронзающими сердце. У этого греха так много проявлений, что человек не всегда распознает его и может даже не догадываться, что вместо ожидаемого вознаграждения за доброе дело ему записан большой грех.

Что такое лицемерие?

Лицемерие (тщеславие, показуха) — совершение благих дел не ради Аллаhа, а ради похвалы людей, например, если мусульманин держит Пост или выполняет Намаз или даже едет в Хадж ради того, чтобы люди его похвалили. А также является лицемерием, если человек дает кому-то милостыню, приглашает в гости, посещает больного не ради Всевышнего, а ради того, чтобы им восхищались и говорили о нем. Он получил бы вознаграждение за эти дела, если бы не стремился к жизненной выгоде, а делал это только ради Аллаhа. Если верующий делал доброе дело из тщеславия, но покаялся до того, как его завершил, то с момента покаяния ему будет записываться вознаграждение.

Как распознать лицемерие

В Исламе лицемерие может проявляться по-разному. Например, человек может прибедняться, желая вызвать жалость у окружающих, одевает старую изношенную одежду, часто сидит в мечети и делает вид, что он изнемогает от усталости, выполняя Намаз, чтобы люди думали, что он такой старательный и неприхотливый и так много поклоняется Создателю, что наверно уже стал святым. Его цель — возвыситься в глазах окружающих. То же самое, когда человек на людях мало ест, постоянно перебирает четки, повторяя зикр, чтобы люди считали его суфием. На самом деле он вовсе не суфий, а лицемер! А если он, кроме стремления к похвале, еще и собирает деньги или принимает подарки, то к его греху лицемерия добавляется другой грех «использование чужих средств не по праву» (это примерно то же самое, что использование украденных денег).

Еще один вид лицемерия (показухи) — устраивать дома застолья и приглашать высокопоставленных чиновников или авторитетных ученых для того, чтобы окружающие думали, что хозяин дома занимает высокое положение в обществе, раз к нему приходят такие люди. Или приглашать к себе много теологов, чтобы потом люди говорили, что от него исходит особый баракят.

А также лицемерием является, если женщина ответит добром на хороший поступок мужа, чтобы люди говорили, что она хорошая жена. Или наоборот — если мужчина покупает жене и детям подарки ради того, чтобы окружающие считали его хорошим мужем.

Любое доброе дело принесет верующему пользу в вечной жизни только в том случае, если оно сделано ради Аллаhа Всевышнего. Если у человека было два намерения — и ради Аллаhа, и ради похвалы людей, то это тоже лицемерие, и ничего, кроме греха, ему за это не будет.

Часто люди вообще не задумываются о намерении, а делают добрые дела по инерции. Например, если мужчина обеспечивает семью или женщина ухаживает за близкими просто так, по привычке, то им не будет вознаграждения на Том Свете, но и не записывается грех.

А если верующий выполняет Намаз или другие религиозные ритуалы без намерения ради Аллаhа и не ради похвалы, а просто так, потому что привык это делать изо дня в день, то они считаются выполненными, но без вознаграждения. И такая невнимательность лишает человека возможности получить огромное вознаграждение за его добрые дела.

А также человеку не записывается грех, если он, делая добро, хотел, чтобы его полюбили, а не ради известности или похвалы, но и вознаграждения за это доброе дело он тоже не получит.

Еще бывает такое, что человек на людях старается больше, чем в одиночестве. Например, дома он не выполняет Намаз-сунну, а в мечети на людях выполняет. Если он делает это ради того, чтобы его хвалили, то это лицемерие, а если он делает это ради того, чтобы стать ближе к людям, чтобы они принимали от него достоверные религиозные знания, то ему нет греха за это и будет вознаграждение.

Ширк (в общем значении) — это придавать Создателю соучастника в божественности. Это является неверием. Лицемерие же не является неверием, но это настолько большой грех, что Пророк назвал его «малым ширком».

Посланник Аллаhа сказал 3 : «Тот, кто делает добрые дела для того, чтобы люди говорили о нем, то Аллаh опозорит (разоблачит) его. И если кто-то лицемерит, то Аллаh дает знать об этом ангелам».

Позор на этом свете несравним с позором, который грешник испытает в Судный День. Ведь там все человечество увидит его истинную сущность.

Сказано в Священном Кур’ане (сура «Аль-Бакара», аят 264) означающее:

«О, верующие! Не теряйте награду от Аллаhа за ваши благодеяния из-за упрёков или обиды, как [не получат свою награду] лицемеры, которые дают деньги напоказ, и те, кто не верят в Аллаhа и в Судный День. Они подобны скале, покрытой землёй, на которую обрушился ливень и смыл землю, оставив скалу голой. Напрасны будут их старания — не будет награды за них. [Воистину,] Аллаh не дает блага неверующим, которые отказались идти по Истинному пути».

Как избавиться от лицемерия

Очищение сердца от лицемерия — это тяжелая работа. Суфьян Ас-Саурий сказал: «Самое сложное, над чем я работал, исправляя себя — это намерение».

Человеческая натура (нафс) так устроена, что любит похвалу. Одни строят школы для того, чтобы их хвалили, другие усердно учатся, чтобы потом о них говорили «Вот это ученый!», третьи идут в бой, чтобы прославиться. И так мало по-настоящему искренних людей! Аулия говорили, что последний грех, от которого они избавились, перед тем, как стать святыми — это было лицемерие. Тщеславие — это последнее, что уходит из сердца суфия.

Ученые постоянно напоминали людям о важности искреннего намерения. Имам Аль-Бухарий начал свой знаменитый сборник хадисов «Сохих» с хадиса об искренности. ‘Абдуррахман ибн Маhдий сказал: «Если бы я писал книгу, то каждый ее раздел начинался бы с хадиса об искренности».

Ученые говорили: «Так создан нафс — он склонен к ар-рия, и избавиться от лицемерия — это одна из сложнейших задач для нафса. И нет другого пути очиститься от этого недуга, кроме как приложив много сил и стараний».

Советы для избавления от лицемерия:

Святые прячут свои добрые дела подобно тому, как обычные люди прячут свои грехи.

Имам Зун-Нун Аль-Мисрий передал, что некоторые ученые сказали: «Человек не будет по-настоящему искренним, пока не пожелает находиться в колодце, чтобы о нем никто не знал».

_____________________________________________________________

[1] этот хадис передал Абу Дауд и Ан-Насаи от Абу Умамы
[2] это передал имам Аль-Хаким в книге «Мустадрак»
[3] этот хадис передан в сборниках имамов Аль-Бухарий и Муслима от Джундуба
[4] передал имам Аль-Байhакый от hиляля ибн Ясара
[5] когда человек постится, обычно его губы выглядят сухими

Источник

Именно этого Пророк ﷺ опасался больше всего

Что означает лицемер в исламе. Смотреть фото Что означает лицемер в исламе. Смотреть картинку Что означает лицемер в исламе. Картинка про Что означает лицемер в исламе. Фото Что означает лицемер в исламе

Одним из самых порицаемых качеств человека считается лицемерие. Лицемером является тот, у которого внешние проявления эмоций, поведение не соответствуют внутренним переживаниям и истинным чувствам. Такой индивид внешне может показать свою заинтересованность, но внутри у него таится коварство. И самое опасное, когда подобное качество проявляется в вере, когда человек внешне, якобы, благочестив, тогда как в душе его нет богобоязненности. Да сохранит Всевышний от такого, ведь это сродни обману самого Господа!

В хадисе Посланника Божьего ﷺ говорится: «Поистине, самое большее, чего я боюсь в отношении вас, после того как меня не станет, это лицемерие» (имам ат-Табарани).

Предлагаем вниманию читателей выдержку из статьи Муфтия Дагестана шейха Ахмада-афанди

Не являетесь ли вы лицемером (мунафиком)? Интересовались ли вы, кто такой лицемер? Каковы качества лицемера, чтобы избегать их? Искренне ли вы боитесь лицемерия – как в словах, так и в поступках? Как не стать лицемером? Должны ли мы этого остерегаться? Такие вопросы должен задать себе каждый мусульманин.

Из истории Ислама известно, что все праведники опасались впасть в лицемерие вплоть до самой смерти. Так, даже Умар ибн аль-Хаттаб, второй праведный халиф, заслуживший за свою справедливость звание Аль-Фарук – «разделяющий добро и зло», ещё при жизни обрадованный Раем, как-то спросил Хузайфа, не видит ли он в нем признаки лицемерия?

Кто такой лицемер, и в чём проявляются его качества?

Что означает лицемер в исламе. Смотреть фото Что означает лицемер в исламе. Смотреть картинку Что означает лицемер в исламе. Картинка про Что означает лицемер в исламе. Фото Что означает лицемер в исламе

Лицемером, по Шариату, бывают: в убеждениях и поступках.

Лицемер в убеждениях – это человек, в сердце которого нет веры во Всевышнего, но перед окружающими он предстает как уверовавший. Такой лицемер хуже, чем неверующий кяфир. И после смерти он будет вечно пребывать на нижнем (самом мучительном) уровне Ада.

قال الله تعالى: «وَمِنَ النَّاسِ مَن يَقُولُ آمَنَّا بِاللَّهِ وَبِالْيَوْمِ الآخِرِ وَمَا هُم بِمُؤْمِنِينَ» (سورة البقرة\8)

Всевышний в Коране говорит (смысл): «И среди людей есть те, которые говорят: „Уверовали мы в Аллаха и Последний день“. Но они не являются уверовавшими» (сура «аль-Бакара», аят 8).

قال الله تعالى: «إِنَّ الْمُنَافِقِينَ فِي الدَّرْكِ الأَسْفَلِ مِنَ النَّارِ وَلَن تَجِدَ لَهُمْ نَصِيرًا» (سورة النساء\145)

В Коране говорится (смысл): «Воистину, лицемеры на нижайшей ступени Огня. И не найти им заступника» (сура «ан-Ниса», аят 145).

Опознать лицемеров можно по их действиям: они плетут интриги, создают в обществе смуту (фитну). Внешне они совершают действия, соответствующие Шариату или для его блага, но делают это напоказ или скрывая какие-либо цели. Они не приходят на коллективные молитвы, на намаз встают с трудом. Лицемеры дают ложные клятвы, пытаясь запутать окружающих, распространяют среди верующих ложные слухи и т.д.

Что означает лицемер в исламе. Смотреть фото Что означает лицемер в исламе. Смотреть картинку Что означает лицемер в исламе. Картинка про Что означает лицемер в исламе. Фото Что означает лицемер в исламе

Самой страшной болезнью сердца, которая только может быть, является лицемерие – нифак. Этой болезни в Священном Коране посвящено много аятов и даже целая сура под названием «Лицемеры». Лицемеры всегда были и будут. Немало их и в наши дни среди нас. В этом мире мунафики находятся среди верующих, но в Судный день они будут находиться в Аду.

Лицемер в поступках – это самый распространенный вид лицемерия среди мусульман. Это человек, имеющий веру (Иман) в сердце, соблюдающий предписания Всевышнего, однако в некоторых поступках, словах или же чертах характера проявляющий признаки лицемера.

قال الله تعالى: «. وَإِذَا قَامُواْ إِلَى الصَّلاةِ قَامُواْ كُسَالَى يُرَاؤُونَ النَّاسَ وَلاَ يَذْكُرُونَ اللَّهَ إِلاَّ قَلِيلاً» (سورة النساء\142)

Всевышний Аллах сказал (смысл): «…Когда они встают на намаз, то встают неохотно, делая его напоказ перед людьми, и поминают Аллаха очень мало» (сура «ан-Ниса», аят 142).

«. وَلاَ يَأْتُونَ الصَّلاةَ إِلاَّ وَهُمْ كُسَالَى وَلاَ يُنفِقُونَ إِلاَّ وَهُمْ كَارِهُونَ» (سورة التوبة\45)

Всевышний сказал (смысл): «И на намаз они приходят лениво, и расходуют с неохотой» (сура «ат-Тавба», аят 54).

Что означает лицемер в исламе. Смотреть фото Что означает лицемер в исламе. Смотреть картинку Что означает лицемер в исламе. Картинка про Что означает лицемер в исламе. Фото Что означает лицемер в исламе

Ибн Касир сказал: «Это качество лицемеров, которое проявляется при совершении ими самого почётного, самого лучшего и самого превосходного из дел. Когда они встают на намаз, то делают это лениво, потому что у них нет искреннего намерения в молитве, они не верят в неё, не страшатся и не понимают её смысла».

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «У лицемера есть три признака: когда они говорят, то лгут; когда обещают, нарушают обещания; а когда предоставляют гарантии чего-либо, предают» (има аль-Бухари). В другой версии этого хадиса говорится: «Есть четыре качества характера, и кому бы они ни были присущи, тот настоящий лицемер (мунафик), пока не прекратит их совершать: это лживость речей, злоупотребление доверием, неверность слову и склонность к спорам с отстаиванием неправильного» (имамы аль-Бухари и Муслим). Слова Пророка ﷺ о том, что такой человек является настоящим лицемером, означают, что он очень похож на неверующего лицемера.

Что означает лицемер в исламе. Смотреть фото Что означает лицемер в исламе. Смотреть картинку Что означает лицемер в исламе. Картинка про Что означает лицемер в исламе. Фото Что означает лицемер в исламе

Имам Ан-Навави пишет, что перечисленные черты влекут к лицемерию, и человек, обладающий ими, похож на лицемера, так как он проявляет их. Он уподобляется мунафикам в их нравах, поскольку лицемерием называется изречение устами противоположного тому, что в сердце, и это присуще ему. И лицемерие его проявляется в том, что он лжёт, не соблюдает договора, не оправдывает доверия, спорит, будучи неправым, то есть является лицемером во всём этом, но не по отношению к убеждению Ислама».

Один из алимов сказал: «Изложенное в упомянутом хадисе относится к тем, у кого эти черты проявляются часто, а не к тем, у кого они проявляются редко». Но мусульманин должен следить за тем, чтобы они не проявлялись даже изредка. Так как лицемерие в поступках – это когда поступки верующего мусульманина похожи на поступки настоящих лицемеров. Мусульманину, видящему в себе признаки этого вида лицемерия, необходимо раскаяться (тавбу) и приложить максимальные усилия для избавления от них.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *