Что означает лицейские профессора для пушкина

Царскосельский лицей

Что означает лицейские профессора для пушкина. Смотреть фото Что означает лицейские профессора для пушкина. Смотреть картинку Что означает лицейские профессора для пушкина. Картинка про Что означает лицейские профессора для пушкина. Фото Что означает лицейские профессора для пушкина

Здание Царскосельского лицея

История Царскосельского лицея

Инициатором создания Лицея был Михаил Михайлович Сперанский (1772-1841) — русский государственный деятель времен царствования императора Александра I. Происходил из семьи священника. окончил самую авторитетную в России Александро-Невскую семинарию, затем преподавал в ней. С воцарением Павла Первого сменил деятельность церковную на гражданское служение. Уже в 1799 году благодаря выдающимся способностям получил значительную должность статского советника. Через шесть месяцев после восшествия на престол Александра Перового Сперанский уже действительный статский советник. Ему принадлежит часть проектов переустройства государства, которые планировал осуществить новый царь, в том числе Сперанский считал необходимым ввести в России конституцию. Идея создания Царскосельского лицея пришла ему в голову, когда появилась необходимость в государственных служащих, способных претворить в жизнь его нововведения

Задумал Сперанский новое учебное заведение и для просвещения братьев Александра I, Великих князей Константина и Николая, которым было тогда 21 и 14 лет

Принципы Царскосельского лицея

    Название в честь древнего лицея, где Аристотель создавал своих учеников
    Полная разлука с домашними
    Молодые люди из разных состояний
    В образе жизни — равенство, без различия в столе и одежде
    Преподавание на русском языке
    Товарищество без всякой подлости
    Отстутствие телесных наказаний

Обучение великих князей в Царскосельском лицее не одобрила их мать вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Император и министр просвещения России Разумовский отвергли предложение о принятии в лицей юношей «из разных состояний»: дети должны быть дворянами; сокращен список учебных предметов, определено количество учащихся — не более 50. Каждому отводилась своя комната. Лицей располагался во флигиле Екатерининского дворца (официальной летней резиденции Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II), специально для того перестроенном

Науки, которые постигались лицеистами

Форма лицеистов

Распорядок дня в Лицее был примерно следующий: уроки – семь часов; прогулки; игровые занятия, гимнастика. Обязательны: музыка, иностранные языки, рисование. Отметок обычно не ставили, на каждого воспитанника составлялся отзыв

Директоры Царскосельского лицея

Первым директором Лицея с 1811 по 1814 годы был дипломат, публицист Василий Фёдорович Малиновский.
С 1814 по 1823 Царскосельским лицеем руководил писатель и педагог Егор Антонович Энгельгардт.
В 1823 году его сменил генерал Фёдор Григорьевич Гольтгоер, находившийся при должности до 1840 года

Первые преподаватели Царскосельского лицея, учившие Пушкина

Лицейские друзья Пушкина

Пирующие студенты

Ужели трезвого найдем
За скатертью студента?
На всякий случай изберем
Скорее президента.
В награду пьяным — он нальет
И пунш и грог душистый,
А вам, спартанцы, поднесет
Воды в стакане чистой!
Апостол неги и прохлад,
Мой добрый Галич, vale!

Ты Эпикуров младший брат,
Душа твоя в бокале.
Главу венками убери,
Будь нашим президентом,
И станут самые цари
Завидовать студентам.

Дай руку, Дельвиг! что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный.
Взгляни: здесь круг твоих друзей;
Бутыль вином налита,
За здравье нашей музы пей,
Парнасский волокита.
Остряк любезный, по рукам!
Полней бокал досуга!
И вылей сотню эпиграмм
На недруга и друга.

А ты, красавец молодой,
Сиятельный повеса!
Ты будешь Вакха жрец лихой,
На прочее — завеса!
Хотя студент, хотя я пьян,
Но скромность почитаю;
Придвинь же пенистый стакан,
На брань благословляю.

Товарищ милый, друг прямой,
Тряхнем рукою руку,
Оставим в чаше круговой
Педантам сродну скуку:
Не в первый раз мы вместе пьем,
Нередко и бранимся,
Но чашу дружества нальем —
И тотчас помиримся.

А ты, который с детских лет
Одним весельем дышишь,
Забавный, право, ты поэт,
Хоть плохо басни пишешь;
С тобой тасуюсь без чинов,
Люблю тебя душою,
Наполни кружку до краев,—
Рассудок! бог с тобою!

А ты, повеса из повес,
На шалости рожденный,
Удалый хват, головорез,
Приятель задушевный,
Бутылки, рюмки разобьем
За здравие Платова,
В казачью шапку пунш нальем —
И пить давайте снова.

Приближься, милый наш певец,
Любимый Аполлоном!
Воспой властителя сердец
Гитары тихим звоном.
Как сладостно в стесненну грудь
Томленье звуков льется.
Но мне ли страстью воздохнуть?
Нет! пьяный лишь смеется!

Не лучше ль, Роде записной,
В честь Вакховой станицы
Теперь скрыпеть тебе струной
Расстроенной скрыпицы?
Запойте хором, господа,
Нет нужды, что нескладно;
Охрипли?— это не беда:
Для пьяных всё ведь ладно!

Но что. я вижу всё вдвоем;
Двоится штоф с араком;
Вся комната пошла кругом;
Покрылись очи мраком…
Где вы, товарищи? где я?
Скажите, Вакха ради…
Вы дремлете, мои друзья,
Склонившись на тетради…
Писатель за свои грехи!
Ты с виду всех трезвее;
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее

Стихотворение написано Пушкиным в октябре 1814 года. «Сиятельный повеса» — Горчаков, «Товарищ милый» — Пущин, «Повеса из повес» — Малиновский, «Милый наш певец» — Корсаков; «Роде записной» — Яковлев, игравший на скрипке (Роде — был известный скрипач); «Вильгельм» — Кюхельбекер

Литература о Царскосельском лицее

«Пушкин в воспоминаниях современников», том 1 и 2, Изд «Художественная литература», 1974 год
П. Аненков «А. С. Пушкин: Материалы для его биографии и оценки произведений». Изд «Общественная польза», 1873 год
Д. Благой «Творческий путь Пушкина (1813-1826)». Изд. АН СССР, 1950 год
В. Вересаев «Спутники Пушкина», Изд. «Советский писатель», 1937 год
А. Гессен «Всё волновало нежный ум»: Пушкин среди книг и друзей», Изд. «Наука», 1965 год
Л. Гроссман «Пушкин», Изд. «Молодая гвардия», 1965 год
Б. Мейлах «Жизнь Александра Пушкина», Изд. «Художественная литература», 1974 год
Л. Черейский «Пушкин и его окружение». Изд. «Наука», 1975 год
К. Грот «Пушкинский лицей», Типография Министерства путей сообщения, 1911 год
Я. Грот «Пушкин и его лицейские товарищи и наставники», Типография Императорской АН, 1887 год
Д. Кобеко «Императорский Царскосельский лицей; Наставники и питомцы, 1811-1843», Типография Киршбаума, 1911 год
Н. Эйдельман «Прекрасен наш союз…», Изд. «Молодая гвардия», 1979 год
М. Руденская «Они учились с Пушкиным», «Лениздат», 1976 год

Источник

Учителя и наставники Пушкина в лицее

Воспитанием учеников в Царскосельском лицее занималась целая команда специалистов, состоявшая из:

1. Первый директор — Малиновский

Первым директором лицея был Василий Фёдорович Малиновский — русский просветитель.

Он был отцом одного из учеников и друзей Александра Пушкина — Ивана Малиновского.

Главной своей задачей он считал создание дружеских и даже родственных отношений между воспитанниками.

Себя представлял отцом большого семейства, старался поддерживать каждого ученика.

Во время войны с Наполеоном, когда французские войска взяли Москву и город исчезал в пожарах, утешал всеми силами Александра Пушкина, у которого в той стороне осталась семья.

Хотя война Василию Фёдоровичу далась очень тяжело. Вести о приближающихся вражеских войсках заставили готовиться учеников и весь персонал к отъезду. Директор же хотел оставаться в Царском селе до последнего.

Малиновский был директором лицея с первого дня его открытия до дня своей смерти — 4 апреля 1814 года.

После него до 1816 года директором никого не назначали.

2. Второй директор — Энгельгардт

В 1816 году на должность директора был назначен Егор Антонович Энгельгардт — писатель и педагог.

Он пробыл директором первого выпуска, в котором учился Пушкин, менее года. А потому не успел хорошо сдружиться с лицеистами, и не смог стать им вторым отцом.

Но отношения с лицеистами у него были неплохими. На выпускной он подарил им особые чугунные кольца — символ нерушимой памяти.

Не раз он проявлял благосклонность к выпускникам.

Например, он защитил Пушкина от наказания, когда тот накинулся с поцелуями на княжну Волконскую (он перепутал ее в темноте с молодой горничной Наташей).

И предпочел забыть о пирушке, устроенной студентами в лицее, так что этот случай не повлиял на их чины при выпуске.

3. Профессор Куницын

Александр Петрович Куницын преподавал лицеистам нравственные и политические науки:

Куницын на своих лекциях много рассуждал о свободе и о необходимости ограничения власти, что господствует над людьми, так как неограниченная власть превращается в тиранию.

Пушкин напишет о нем несколько строк в стихотворении «19 октября»:

«…Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…»

4. Профессор Кошанский

Николай Фёдорович Кошанский преподавал эстетику, русскую и латинскую словесность.

С виду он был несколько мрачен и чопорен, за что ему дали прозвище «Гробовщик».

На самом деле это был невероятно умный человек, который понимал, что одной только строгостью послушания и внимания от лицеистов не получишь.

Поэтому он старался сделать свои лекции максимально интересными. И у него это получилось: лицеисты внимали каждому его слову.

Профессор был на хорошем счету, и даже планировал занять место директора Малиновского.

5. Профессор Карцов

Яков Иванович Карцов преподавал математику и физику.

К сожалению, привить интерес к своему предмету у учеников у него не получилось. На его занятиях все занимались своими делами (Пушкин, естественно, писал стихи).

В конце концов, он перестал требовать от своих учеников хоть какого-то внимания и перестал тратить на них время, занимаясь только с Вольховским — самым лучшим учеником всего потока.

Часто на уроках страивались посиделки, на которых Карцов рассказывал забавные истории. Так проходили учебные занятия.

Экзамен ученики сдавали по заранее приготовленным для каждого ученика билетам.

6. Преподаватель Галич

Александр Иванович Галич преподавал русскую словесность, заменяя больного Кошанского.

Он вел уроки свободно и непринужденно, дисциплины не требовал. Вместо сидения за партами, ученики часто крутились вокруг него. На его уроках нередко разгорались споры.

Он поддерживал Пушкина в его литературных экспериментах. Именно он подсказал Александру написать стихотворение для переводного экзамена.

Пушкин напишет о нем в одном из своих стихотворений:

«Апостол неги и прохлад,
Мой добрый Галич vale! [будь здоров]
Ты Эпикуров младший брат,
Душа твоя в бокале.
Главу венками убери,
Будь нашим президентом,
И станут самые цари
Завидовать студентам!»

Становится ясно, что лицеисты видели в нем больше товарища, нежели преподавателя.

7. Преподаватель Эльснер

Фёдор Богданович Эльснер преподавал лицеистам военную науку с 1816 года.

Считается, что благодаря ему 12 воспитанников пушкинского курса поступили после окончания лицея на военную службу.

8. Профессор Будри

Профессор Давид де Иванович Будри преподавал в Царскосельском лицее французскую словесность.

Он считался строгим преподавателем, был увлечен своим делом и отдавался ему полностью, чем воодушевлял своих воспитанников.

Учил их не только языку, но и искусству красноречия на французском.

Внешне он выглядел не очень опрятно: мылся редко, одежду менял еще реже. Пушкин отмечал в своих мемуарах его «замасленый жилет».

9. Учитель Чириков

Сергей Гаврилович Чириков преподавал лицеистам уроки рисования.

Ученики у него многому научились. Например, Пушкин в своих рукописях неоднократно оставлял к своим произведениям небольшие зарисовки и эскизы.

Сам по себе он был очень мягким и спокойным человеком. Ученики любили его, относились к нему уважительно.

Именно он пришел к Пушкину, чтобы забрать запрещенную литературу, которую тот привез с собой из родительской библиотеки. Александр сначала не собирался отдавать книги, но не смог перечить Чирикову.

10. Преподаватель Калинич

Фотий Петрович Калинич преподавал ученикам чистописание.

Он учил их писать не только красиво каллиграфическим почерком, но и обучал разным шрифтам, которые могли использоваться в разных ситуациях.

11. Профессор Кайданов

Профессор Иван Кузьмич Кайданов преподавал лицеистам историю, географию и статистику.

Он умел вызвать интерес к своим лекциям, и его слушали.

Послушных учеников он неизменно звал с прибавкой слова «господин», например «Пушкин господин».

Но порой мог выйти из себя из-за непослушания кого-либо из учеников. В такие моменты он мог называть лицеистов «скотина господин, животина господин».

12. Профессор Гауеншильд

Профессор Фёдор Матвеевич Гауеншильд преподавал немецкий язык и словесность.

Он был назначен исполняющим обязанности директора лицея после смерти первого директора Малиновского. Хотел занять полноправно место директора, но его не назначили.

Лицеисты не любили его. Он был груб и несправедлив с ними.

Особенностью его было то, что он постоянно жевал лакрицу (растение).

Позже ученики написали про него песню, которую распевали хором прямо при преподавателе:

«В лицейской зале тишина.
Диковинка меж нами:
Друзья, к нам лезет сатана
С лакрицей за зубами!
Друзья, сберемтеся гурьбой,
Дружнее в руки палку,
Лакрицу сплющим за щекой,
Дадим австрийцу свалку. »

13. Преподаватель Вальвиль

Александр Васильевич Вальвиль преподавал уроки фехтования. Александр Пушкин был чуть ли не лучшим его учеником.

Преподаватель был уважаем среди воспитанников.

14. Людвиг-Вильгельм Теппер де Фергюсон

Людвиг-Вильгельм Теппер де Фергюсон вел в Царскосельском лицее с 1816 года уроки музыки и пения.

Он создал лицейский хор, написал прощальную песню для первого выпуска, в который входил Пушкин.

В его доме, который находился в Царском селе, часто устраивались музыкальные вечера, на котором собирались лицеисты, в их числе Пушкин, Яковлев, Дельвиг, Кюхельбекер и другие.

15. Надзиратель Мартин Пилецкий

Кроме преподавателей в лицее за учениками присматривали надзиратели. Это было нужно для воспитания в них смирения.

Подразумевалось, что ученики ни на одну минуту не должны чувствовать себя без надзора: на уроках за ними следили преподаватели, в остальное время — надзиратели.

Мартин был тощим со впавшими глазами, и носил черную одежду до пола. Все в его образе было чопорным, за что его часто называли иезуитом или монахом. Тому же учил он своих воспитанников.

Именно он потребовал отобрать книги у лицеистов, которые они привезли с собой. Он водил строем учеников на прогулку, записывал их за плохое поведение в специальный журнал и садил за «черную» парту для непослушных.

Он следил за учениками в ночное время: двери в комнаты не были глухими.

Естественно, следить все время за 3-ю воспитанниками было просто невозможно.

Мартин нашел среди учеников нескольких любимчиков (Корф, Корсаков) и просил их доносить на остальных.

Пробыл он в лицее не долго. В 1813 году ученики поставили ультиматум: либо уходит он, либо все они разом отчислятся из лицея. Пилецкий оставил их.

16. Илья Степанович Пилецкий

Брат Мартина — Илья Пилецкий тоже был надзирателем Царскосельского лицея.

Он выполнял все те же функции, что и его брат. Известно, что он запретил писать стихи лицеистам. Что, кстати, не дало должного результата: ученики все равно продолжали писать.

Источник

Детский час

для детей и родителей

Что означает лицейские профессора для пушкина. Смотреть фото Что означает лицейские профессора для пушкина. Смотреть картинку Что означает лицейские профессора для пушкина. Картинка про Что означает лицейские профессора для пушкина. Фото Что означает лицейские профессора для пушкина

Учителя Пушкина в Лицее

Что означает лицейские профессора для пушкина. Смотреть фото Что означает лицейские профессора для пушкина. Смотреть картинку Что означает лицейские профессора для пушкина. Картинка про Что означает лицейские профессора для пушкина. Фото Что означает лицейские профессора для пушкина

Первый директор Царскосельского лицея В.Ф.Малиновский

19 октября 1811 года Царскосельский лицей, созданный по указу императора Александра I, принял первых учеников. Император был всерьез заинтересован идеей подготовки высших государственных чиновников. Ведь главная цель, которая ставилась при открытии Царскосельского лицея — это воспитание государственных служащих высшего ранга, дипломатов и военных новой формации из детей дворянского сословия.

Огромную роль в открытии Лицея сыграл М.М.Сперанский, который со свойственной ему проницательностью осознавал, что России нужны высокообразованные люди с новым мышлением и внутренней свободой. Для работы в Лицее были привлечены лучшие преподаватели во главе с прогрессивным директором, просветителем Василием Федоровичем Малиновским, сын которого, Иван, стал воспитанником этого учебного заведения. Среди друзей Ивана был и Александр Пушкин.

Трудно переоценить ту роль, которую сыграли педагоги Царскосельского лицея в духовном и нравственном становлении поэта.

Кто были учителя Пушкина в Лицее?

Одним из самых молодых педагогов Лицея был Николай Федорович Кошанский. В Лицее он преподавал русскую словесность и латинский язык. На момент открытия Лицея ему было всего тридцать лет, но он к тому времени уже многого добился. Он закончил с золотой медалью философский факультет Московского университета, имел докторское звание. Был автором целого ряда филологических работ. Кошанский побуждал лицеистов к творчеству, сам сочинял и переводил стихи. Он старался привить им вкус к прекрасному, показывая образцы из классических произведений древности. На его уроках лицеисты слушали рассказы и проводили анализ произведений авторов, современников лицеистов — Державина, Карамзина, Дмитриева, Жуковского. После окончания А.С.Пушкиным Лицея, Кошанский разбирал с учениками стихи молодого поэта.

Адъюнкт-профессор физических и математических наук Яков Иванович Карцов преподавал в Лицее арифметику, алгебру, геометрию, физику, черчение. Карцов был очень серьезным, одаренным, знающим человеком. Он тщательно подходил к выбору учебного материала. В Царскосельском лицее первостепенное внимание уделялось гуманитарным наукам, и ряд лицеистов математическими дисциплинами интересовались недостаточно. Оценивая знания Александра Пушкина в математике, преподаватель замечал, что тот приметных успехов не оказал. Надо отдать дань Якову Ивановичу Карцову, который всегда отличался педагогическим тактом, деликатностью, был гибок. Однажды, услышав неверный ответ на задачу, Карцов сказал Пушкину: «Садитесь и пишите свои стихи». До последнего дня своей жизни Карцов преподавал в Лицее.

Учитель французского языка и французской словесности, профессор Давид Иванович де Будри был умным, образованным человеком. Некоторое время он преподавал в Лицее риторику, вернее декламацию. Он окончил Женевскую академию со степенью кандидата богословия. Он был младшим братом выдающегося деятеля Французской революции Жана-Поля Марата. Де Будри отличался демократическим характером. К профессии педагога он подходил творчески. Желая дать ученикам как можно больше, он положил в основу усвоения иностранного языка живой разговор. Давид Иванович привлекал своих учеников к театральным постановкам. Он всегда стремился к новизне. Лицеисты с большим уважением относились к грамотному, ищущему педагогу. Пушкин с большим удовольствием посещал уроки де Будри, он был его лучшим учеником. Вдовствующая императрица Мария Федоровна оказывала свое покровительство де Будри. За верную службу в разное время она презентовала ему подарки.

Адъюнкт-профессор нравственных наук Куницын Александр Петрович был на шестнадцать лет старше Пушкина. Куницын закончил Педагогический Институт, был слушателем Геттингенского университета, то есть был по-европейски образован. Этот молодой человек, спокойный, прямой, как струна, с бледным лицом и звучным голосом, был блестящим педагогом. За Куницыным в Лицее закрепилась слава либерала. 19 октября 1811 года на торжественном открытии Лицея, где присутствовал император, Куницын выступал с речью. Адъюнкт-профессор говорил о «существе гражданских обязанностей», о «благе целого общества», о «причинах благоденствия и упадка государств». Оратор выступал с большим пафосом. После его речи император сказал министру: «Представьте к отличию».

В то время, когда открывался Лицей, высокопрофессиональных преподавателей в России в достаточном количестве не было, но было большое желание воспитать дворян, достойных и годных для ответственной государственной службы. Куницын был один из тех, кто мог дать многое, он обладал даром слова, умел увлечь учеников, имел живое воображение. Пушкин всерьез интересовался философскими и государственными науками, которые преподавал Куницын. Александр Сергеевич многому научился у Куницына, и спустя годы после окончания Лицея хранил о нем добрую память.

Преподавателем немецкого языка и немецкой словесности был профессор Фридрих Гауеншильд (Федор Матвеевич Гауеншильд). В связи с тем, что Гауеншильд владел русским языком в недостаточной мере, а лицеисты плохо понимали немецкий язык, преподавание немецкой словесности шло на французском языке. У Гауеншильда была досадная привычка всегда жевать лакрицу, что вызывало шутки у учеников Лицея. Освоение немецкой литературы у лицеистов шло слабо.

На время, когда педагог Кошанский поправлял своё здоровье, словесность и латинский язык в Лицее преподавал молодой профессор Галич Александр Иванович. В свое время он учился в Петербургском педагогическом институте, далее продолжил свое образование в одном из самых либеральных учебных заведений Европы — Геттингенском университете. Предложение преподавать в Царскосельском лицее было для Галича интересным, но неожиданным. Работа с лицеистами – это было для него ново, ему была более привычна взрослая аудитория. Потратив немало времени на уроках на рассуждения о жизни и чтение вслух русских книг, Александр Иванович останавливался, раскрывал заметки римского историка Корнелия Непота и говорил: «А теперь, господа, потреплем старика». Это выражение стало крылатым в среде лицеистов. В 1815 г. Александр Иванович оставил Лицей. Лицеисты тосковали без Галича и тешили себя надеждой, что он вернется.

Кайданов Иван Кузьмич преподавал в Лицее историю, географию и статистику. Профессор Кайданов с 1813 года включился в издание учебников по истории, по которым учились не только лицеисты от А.С.Пушкина до М.Е.Салтыкова-Щедрина, но и несколько поколений русских и иностранных гимназистов. Иван Кузьмич был предельно корректен с успевающими учениками, но крайне требователен к отстающим. Пушкин и его сокурсники по первому выпуску с добром вспоминали учителя истории.

Фотий Петрович Калинич, учитель чистописания, ставил своей целью выработать у учеников красивый каллиграфический почерк. Иметь превосходный почерк должен был каждый лицеист. Искусство каллиграфии удавалось Александру Горчакову, Вильгельму Кюхельбекеру, Константину Данзасу. Изящно мог писать и Александр Пушкин. Фотий Петрович Калинич умел не только красиво писать, но и красиво петь, он с радостью участвовал в хоре лицеистов и «служил юношеским басам очень полезною октавою».

Учить лицеистов рисованию был призван Сергей Гаврилович Чириков. Он преподавал не только изящные искусства, но и исполнял обязанности гувернера. Имел прозвище Герой Севера в честь сочиненной им поэмы с одноименным названием. Уроки С.Г. Чирикова принесли пользу — всех своих воспитанников он научил рисовать. Этот простой стихотворец и отличный учитель обладал спокойным и приятным характером. В нем было внутреннее достоинство, не позволяющее лицеистам переходить грань с шалостями. Воспитанники Царскосельского лицея относились к Сергею Гавриловичу сердечно и зачастую собирались у него в квартире для декламации стихов.

Александр Васильевич Вальвиль был в Лицее учителем фехтования. Он — автор трактата, изданного на русском и французском языках — «Рассуждение о искусстве владеть шпагою». Лицеисты Вальвиля очень уважали. Особо преуспевающими учениками были Александр Пушкин, Сергей Комовский, Аркадий Мартынов.

Учителя Пушкина в Лицее (список)
Николай Федорович Кошанский
Яков Иванович Карцов
Александр Петрович Куницын
Давид Иванович де Будри
Федор Матвеевич Гауеншильд
Александр Иванович Галич
Иван Кузьмич Кайданов
Фотий Петрович Калинич
Сергей Гаврилович Чириков (изящные науки)
Александр Васильевич Вальвиль (фехтование)
А. В. Крекшин (верховая езда)
Людвиг-Вильгельм Теппер де Фергюсон (пение)
А.М.Пушкин (полевая фортификация)

Директора Лицея
1811- 1814 г.г. Малиновский Василий Федорович
1816 март – 1823 г.г. Энгельгардт Егор Антонович

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *