Что означает маркировка hyla на молочной и кисломолочной продукции
Маркировка молока и молочной продукции
Маркировки молока и молочной продукции – что это? Само по себе это наличие уникального кода на товаре. Его цель заключается в устранении подделок и контроле производства.
Сфера молочных товаров для розничной торговли всегда подразумевает огромное количество документов, лицензий и требований. И важно в этом вопросе знать их расшифровку, аспекты изготовления и реализации.
Инициатива Минпромторга
Зачем нужна маркировка товаров
Уникальный код на упаковке или самом товаре позволяет избежать подделок, в особенности медицинских препаратов. По инициативе Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторга) к 2020 году маркировке подлежат около 10 товарных категорий.
Суть электронной ветеринарной сертификации молочной продукции
В проекте сельскохозяйственной деятельности с 2018 года запустили новую форму контроля нормы и отметок молочных товаров — электронный.
Его планируют осуществлять с помощью приложения «Меркурий» от Россельхознадзора Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, это будет контролировать соотношение нарушений и соблюдений правил.
Конкретнее о системе «Меркурий»
Это виртуальная программа для сертификации продукции. Принцип действия — открыть в браузере и ввести свои данные. Все операции проводятся в электронном варианте и доступны в любом месте для проверки баз данных, например, на таможне.
Программа имеет и другие действующие подсистемы.
Например, «Склад временного хранения» и «Государственная ветеринарная экспертиза». Первая нужна для получения сертификатов для грузов на импорт, а вторая — для внесения, обработки и хранения информации, результатов лабораторных анализов внутри страны.
Задача программ — уменьшить работу с бумагами, сделать процедуру прозрачной и доступной в любое время. С момента ее официального существования по сегодняшний день на пути встретились проблемы с внедрением систем по всей территории. Совершенствование и адаптация повлекли за собой перенос повсеместного запуска до 2019 года.
Законодательная основа правил маркировки
В конце 2017 года был принят Федеральный закон, который обязывает производителей к обязательной маркировке молока и молочной продукции. В результате чего каждому товару будет присвоен уникальный номер (код). Так, изменения на законодательном уровне происходят по из-за роста фальсификатов, то есть подделок продукции.
Все существующие параметры функционируют на основании технического регламента таможенного союза, сокращенно — ТР ТС.
Рассмотрим подробнее, что собой представляет каждый регламент в отдельности.
ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции»
В этом регламенте приведены обязательные требования к маркировке продуктов.
Например, указывается наименование товара и организации. В перечне информации присутствуют адрес, товарный знак, вес товара, его состав и срок годности.
Относительно каждой категории оформлены требования к содержанию на этикетке.
Некоторые термины, указанные в документе.
Расшифровка маркировки молока – ТР ТС 022/2011
Она имеет имя — «Пищевая продукция в части ее маркировки»
Указанные параметры в этом документе контролируют отметку товаров, следят за соблюдением прав потребителей на получение достоверной информации. Список основных параметров в целом не отличается от вышеуказанных требований другого документа.
Для формирования вашего представления о сути показателей предлагаем просмотреть некоторые определения.
Это обязательный распознавательный элемент, на котором и находится отметка.
Такое название дает возможность распределить товар по категориям и отличить их.
ГОСТ 52738-2007 «Молоко и продукты переработки. Термины и определения»
Указанный документ называется «Национальный стандарт РФ» и устанавливает тезаурус всей отрасли, который распространяется на всю документацию по молочному производству.
Регламентирует точные словоупотребления и их значения, которые не будут вводить в заблуждение покупателей.
Среди терминологии разделяют понятия молоко, молочный продукт, продукция. Отличаются они наличием добавок, компонентов, степенью обработанности.
Типологию понятия молоко делят на следующие виды:
ГОСТ 31450-2013
Стандарт отвечает за требования к питьевому молоку и технические условия по стандартизации продукта. Используется для России и стран СНГ.
Ключевой термин документа — питьевое молоко — означает, что это товар для питания с показателем жирности не меньше 10 процентов.
В стандарте прописаны характеристики внешнего вида, консистенции, вкусовые особенности, запах и критерии к цвету. Указан физико-химический состав и требования к сырью, маркировке и упаковке.
В стандартах прописаны допустимые отклонения от нормы.
В какой упаковке транспортировать товар
Общий список параметров обозначен в стандарте 23285-78 «О транспортных пакетах для пищевых продуктов и стеклянной тары». Так звучит точное его название.
В тексте документа выделяют два основных типа упаковочных материалов:
Существуют указания и к их укладке. Например, на пакете обязательно наличие читабельной маркировки молока и др. Важно следить за обеспечением целостности и сохранности нижних рядов и всех товаров, так как эксперты это проверяют.
Что указывать в маркировке
Производителям следует обратить внимание на основные категории информации:
Требования к потребительской таре
Как указано в параметрах, на правильной упаковке указано название, четко обозначено предназначения, требования к условиям хранение. А также: данные изготовителя, его наименование, адреса и контакты для обратной связи. Обязательно надо обозначить, кто является импортером, с указанием контактов.
Также прописаны даты изготовления и сроки годности продукции.
Первый язык заполнения — русский, второй — государственный нужной страны Таможенного союза, если предполагается транспортировка.
В какой упаковке лучше
Как именуют молоко
Обязательное условие — присутствие надписи «содержит растительные масла», если они есть, которая читабельна и заметна для покупателя.
Другие требования к маркировке молока — при создании названия учитывать термины и их значения.
О наличии в составе жировых заменителей производитель обязан сказать на лицевой стороне упаковки.
Допустимы прямой и обратный порядки слов, значения, которые обозначают технологию или способ производства.
Желание создать уникальное имя не должно затмить правило подтверждения дополнительных свойств молочной продукции, например:
Если в составе присутствует ароматизатор, то в названии это отображается во фразах «с ароматом малины, со вкусом черничного пирога» и тому подобное.
Наличие фруктовых добавок или злаковых тоже прописывается.
Для обозначения сыров и других молочных товаров нельзя использовать уже зарегистрированные именования.
В целом, ввод в продажу продуктов с растительными компонентами произошел вследствие появления спроса на него. Причиной стали случаи аллергии на лактозу, ее буквальное непереносимость организмом. Также не забывайте о росте количества вегетарианцев, которые предпочитают растительное происхождение пищи.
К сожалению, многие производители стали использовать этот компонент в неблагоразумных целях, что приводит к появлению подделок среди «настоящих» молочных продуктов.
Решает ли это проблему изготовления фальсификатов
Эксперт в данном вопросе — исполнительный директор Национального союза производителей молока Артем Белов — утверждает, что новый технический регламент не повлияет должным образом на решение проблемы фальсификата на рынке. Если производитель не олицетворял наличия растительных элементов в рецепте, а они все же есть, то он и не будет реорганизовывать маркировку и названия по новым указаниям. Возможно, единственный верный путь решения проблемы — штрафование.
Статистика выявления фальсификатов
Со ссылкой на данные «Союзмолока», доля фальсификата на рынке за прошлый (2017 год) составляла 5-6 процентов. Ниже показатель в категории кисломолочных продуктов, выше среди сыров и сливочного масла.
И все-таки процент фальсификата уменьшается. Так, в 2015 году он составлял 9-11 процентов, — отмечает эксперт.
Мнение: с чем связано падение качества молока
« Занимаюсь фермерством уже много лет. И слышал о нововведениях не мало. Знаю, что на сельскохозяйственную деятельность не распространяется тема маркировки. Мы отдаем молоко на предприятия и все.
Обязательная маркировка молочных продуктов: что и когда делать предпринимателям
В этом году государство вводит обязательную маркировку молочных продуктов. К концу 2021 года на всех молочных товарах появятся коды маркировки, а в 2022 году предприниматели будут обязаны отмечать в системе маркировки все поступления и продажи. Рассказываем, кого коснутся новые правила и что делать.
Что такое маркировка
Маркировка — это специальный код, который наносят на каждую упаковку товара. В коде зашифрована уникальная информация о товаре: наименование, производитель, дата, время и место выпуска и другие данные.
Все, кто участвует в производстве и продаже продукции, сканируют код и таким образом передают информацию в систему маркировки «Честный ЗНАК». Так по кодам можно отследить путь каждого товара.
Коды маркировки на пломбире и сыре с плесенью
Коды маркировки на пломбире и сыре с плесенью
Что входит в категорию «Молочные продукты»
Сроки маркировки для предпринимателей
Маркировка молочных продуктов вводится поэтапно.
До конца 2021 года производители начнут наносить коды маркировки на все молочные продукты.
С марта 2022 года продавцы молочных продуктов будут обязаны фиксировать продажу маркированных товаров в системе маркировки «Честный ЗНАК». Для этого во время продажи товара кассир должен отсканировать код маркировки, чтобы касса передала сведения в систему. К этой дате предприниматель должен зарегистрироваться в системе маркировки и разобраться, как в ней работать.
Товары разделили на две категории и для каждой назначили свои сроки:
— с 31 марта 2022 года предприниматели должны отмечать в системе маркировки продажу товаров со сроком хранения 40 суток и менее;
— с 1 июня 2022 года предприниматели должны отмечать в системе маркировки продажу товаров со сроком хранения от 40 суток.
Когда предприниматели должны начать отмечать в системе маркировки продажу товаров
Дата | Какие товары |
---|---|
31.03.2022 | Молочная продукция со сроком хранения менее 40 суток: — молоко и сливки без подсластителей, сахара, сгущения; — сметана; — творог; — йогурт, другие кисломолочные продукты; — сыворотка и другие молочные продукты. |
01.06.2022 | Молочная продукция со сроком хранения более 40 суток: — молоко, кроме сырого, и сливки; — сухое молоко, не более 1,5% жирности; — молоко, сухие и цельные сливки; — сливочное и топлёное масло; — сыры; — мороженое; — творог; — сгущённое молоко и сливки; — кисломолочные продукты, кроме творога и творожных продуктов; — молочная продукция, не включённая в другие группы; — питьевое молоко для детского питания; — молочная продукция для детей дошкольного и школьного возраста; — прочая молочная продукция для детского питания. |
С 1 сентября 2022 года предприниматели должны фиксировать поступления маркированной молочной продукции. Для этого производители будут передавать предпринимателю специальную накладную — универсальный передаточный документ (УПД). Он содержит информацию о поставке: перечень и количество товаров. Во время приёмки предприниматель будет подтверждать этот документ. Так система маркировки узнает, что товар перешёл от производителя к продавцу.
Все документы будут электронными. Чтобы работать с УПД, предприниматель должен зарегистрироваться в системе электронного документооборота (ЭДО).
С 1 сентября 2022 года предприниматели должны вести только объёмно-сортовой учёт по УПД. Это означает, что накладная (УПД) от поставщика будет содержать только общий код типа товара и количество этого товара. В УПД уже могут быть указаны коды маркировки, но пока предприниматель может не обращать на них внимания. Чтобы принять товар, достаточно подтвердить накладную в системе электронного документооборота. Сканировать коды маркировки не нужно.
С 1 декабря 2023 года начнётся поэкземплярный учёт продукции. Теперь производители будут обязаны указывать в УПД коды маркировки всех товаров. С этой даты мы рекомендуем предпринимателям сверять коды маркировки во время приёмки товара — сканировать коды на товарах и проверять, что они совпадают с кодами в накладной. Это не обязательно, но так можно спасти магазин от потерянных или лишних кодов.
Что не нужно маркировать
Некоторые молочные товары исключили из маркировки. Если предприниматель торгует только ими, подключаться к системе маркировки не нужно. В перечне исключённых товаров:
Что происходит с молоком от коровы до магазина
В маркировке участвуют все, кто производит, перевозит, хранит и продаёт молочную продукцию.
Фермерское хозяйство. Процесс запускает фермер. Он производит молоко, а затем в системе «Меркурий» получает ветеринарные сопроводительные документы (ВСД). Они подтверждают, что молоко проверили ветеринары, и с ним всё в порядке. Теперь фермер может передать его на завод.
Завод. При приёмке молока сотрудники завода гасят ВСД в «Меркурии» — отмечают, что забрали товар у фермера. Затем из молока они производят сметану, масло, сливки, творог, сыр, мороженое.
Чтобы отдать товары в магазин, завод оформляет новые ВСД в «Меркурии». Также завод печатает коды маркировки на упаковках продуктов и заносит информацию о товарах в систему маркировки «Честный ЗНАК».
Розничный магазин. Когда предприниматель получает товар, он гасит в «Меркурии» ВСД — подтверждает, что товар теперь у него. Затем в системе маркировки «Честный ЗНАК» предприниматель отражает приёмку товара. Во время продажи кассир сканирует код маркировки, и касса передаёт информацию в «Честный ЗНАК», что товар продан и выбыл из оборота.
Как розничному магазину подготовиться к маркировке
Чтобы начать торговать маркированными товарами:
1. Сделайте электронную подпись. Электронная подпись (КЭП) — это аналог вашей подписи для электронных документов. Она нужна, чтобы зарегистрироваться в системе маркировки.
2. Заключите договор с оператором фискальных данных (ОФД). Он уже есть у всех предпринимателей, которые работают по 54-ФЗ. Убедитесь, что ваш ОФД работает с системой маркировки и готов передавать данные о ваших товарах.
3. Купите 2D-сканер. Он нужен, чтобы считывать код маркировки при приёмке и продаже. Обычный 1D-сканер не подойдёт: он читает только линейные штрих-коды. Цены на 2D-сканеры начинаются с 3 000 рублей.
4. Подключитесь к системе «Меркурий». Это система ветеринарного контроля товаров. Предприниматель должен быть зарегистрирован в ней, если торгует товарами животного происхождения.
5. Зарегистрируйтесь в системе маркировки «Честный ЗНАК». Это можно сделать уже сейчас: зарегистрироваться в системе маркировки.
6. Установите программное обеспечение на онлайн-кассу. Касса должна понимать, что молочные продукты — это товары с маркировкой, сканировать код при продаже и возврате и отсылать в ОФД чеки с нужными отметками. Убедитесь, что на кассе стоит нужное ПО, чтобы продавать маркированный товар.
Как зарегистрироваться и работать в «Меркурии», читайте в инструкции: «Как легально торговать мясом и молоком»
7. Настройте систему электронного документооборота (ЭДО). Она нужна, чтобы принимать маркированные товары от поставщика. Через ЭДО партнёры обмениваются документами на товар. Если у вас Эвотор, установите сервис «Маркировка» — в его стоимость включена регистрация в ЭДО.
Как принимать и продавать молочную продукцию
Продажа. Во время продажи кассир должен отсканировать код маркировки на упаковке. Когда он пробьёт чек, касса передаст информацию о продаже в «Честный ЗНАК». Так система узнает, что товар вышел из оборота.
Сканировать коды маркировки при продаже нужно с марта 2022 года: с 31 марта — продукты со сроком хранения меньше 40 суток; с 1 июня — продукты со сроком хранения больше 40 суток.
Приёмка. Вместе с товарами предприниматель получает от поставщика электронную накладную — УПД. В ней — перечень всех товаров, их количество и коды маркировки. В системе электронного документооборота предприниматель должен принять накладную — подтвердить, что товар теперь у него.
С 1 сентября 2022 года продавцы обязаны подтверждать каждую накладную в системе документооборота.
С 1 декабря 2023 года производители должны указывать в УПД коды маркировки всех товаров. С этой даты мы рекомендуем предпринимателям сверять коды маркировки во время приёмки товара — сканировать коды на товарах и проверять, что они совпадают с кодами в накладной. Это не обязательно, но так можно спасти магазин от потерянных или лишних кодов.
Что делать с немаркированными остатками
Если к началу маркировки у предпринимателя останутся немаркированные товары, он может спокойно допродать эти остатки. Наносить на них коды маркировки не нужно.
Что будет, если проигнорировать маркировку
Все, кто проигнорирует обязательную маркировку, рискуют потерять товар и получить штрафы ( ст. 15.12 КоАП РФ ).
За производство товара без маркировки:
За продажу, хранение, перевозку или покупку товаров без маркировки:
Подытожим
1. С марта 2022 года продавцы должны сканировать код маркировки во время продажи: с 31 марта — когда продают продукты со сроком хранения меньше 40 суток; с 1 июня — со сроком хранения больше 40 суток. К этому времени предпринимателю нужно зарегистрироваться в системе маркировки и разобраться, как в ней работать.
2. С 1 сентября 2022 года предприниматели должны подтверждать поступление маркированной молочной продукции в системе электронного документооборота.
3. С 1 декабря 2023 года предприниматели должны вести поэкземплярный учёт: во время приёмки сканировать код маркировки на каждом товаре.
4. Среди молочной продукции есть исключения. От маркировки освобождаются:
— молочная продукция 30 граммов и менее;
— питание для детей до 3 лет;
— лечебное и диетическое питание — смеси, коктейли, каши, супы-пюре;
— молочная продукция, которую продают на развес или розлив.
5. Чтобы принимать и продавать молочную продукцию, нужно:
— сделать электронную подпись;
— купить 2D-сканер;
— подключиться к системе «Меркурий»;
— зарегистрироваться в системе маркировки «Честный ЗНАК»;
— установить программное обеспечение на онлайн-кассу;
— подключиться к системе электронного документооборота.
6. Немаркированные остатки можно продавать до окончания срока годности.
7. Если не подключиться к маркировке, но торговать молочной продукцией, можно получить штраф: для должностных лиц от 5 до 10 тысяч рублей, для юрлиц — от 50 до 300 тысяч рублей.
Код маркировки молочной продукции — требования и сведения
С 20 января 2021 года начался подготовительный этап обязательной маркировки молока и молочной продукции. Код маркировки молочной продукции — это уникальный двумерный штрих-код, а точнее DataMatrix код, содержащий данные о товаре и его изготовителе, для учета через систему Честный ЗНАК. Он позволяет отследить путь товара от конвейера на фабрике до продажи конечному покупателю, а также гарантирует его подлинность и безопасность. Чтобы получить сведения, например о молоке, нужно отсканировать код маркировки на упаковке при помощи мобильного устройства.
Для экономии Вашего времени
Сведения, содержащиеся в коде маркировки молочной продукции
Информация, содержащаяся в коде маркировки молока и молочной продукции (пункт 34 Постановления Правительства РФ от 15 декабря 2020 г. № 2099):
Для регистрации товаров в Национальном каталоге участник товарного оборота подает в ГИС МТ «Честный ЗНАК» вышеперечисленные сведения. Дополнительно можно предоставить фотографии товаров с разных ракурсов.
Производители молочной продукции должны уведомить оператора ГИС МТ «Честный ЗНАК» о вводе товаров в оборот и предоставить ему сведения о коде ТН ВЭД, коде маркировки (КМ), дате производства и другие (полный перечень указан в пункте 67 Постановления).
Требования к кодам маркировки DataMatrix молочных продуктов
Требования к нанесению кода DataMatrix содержатся в ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008. Согласно пункту 39 Постановления требованиями к качеству маркировки молочной продукции являются:
Средство идентификации молока и молочной продукции — это двумерный штрих-код DataMatrix, который наносится на потребительскую/групповую упаковку или набор товаров. Каждый DataMatrix-код уникален. Повторное формирование КМ исключено.
Коды маркировки на товары наносят изготовитель или импортер. Код наносится либо специальным лазером на крышки бутылок, либо путем этикетирования (код печатается на самоклеющихся этикетках, затем наклеивается на упаковку).
DataMatrix-коды можно наносить самостоятельно на производстве или воспользоваться услугами типографии.
Состав кодов маркировки DataMatrix молочных продуктов
Расшифровка кода маркировки молока и молочной продукции это процедура идентификации. Идентификация молочной продукции происходит по четырем группам данных AI (идентификаторы применения) в соответствии со стандартом GS1 DataMatrix.
В начале каждого кода маркировки всегда присутствует символ GS1 DataMatrix FNC1 (ASCll 232).
Как легко получить коды маркировки на молочную продукцию
Для упрощения процесса взаимодействия с системой Честный ЗНАК, воспользуйтесь услугами сервиса GetMark. GetMark предлагает комплекс услуг по маркировке молока и молочных продуктов для производителей, импортеров, оптовиков, поставщиков Marketplace и розницы. Вы можете оставить заявку на сайте или связаться с нами по бесплатному номеру телефона для тестирования нашего сервиса.
И это далеко не всё, подробнее смотрите на этой странице.
Требования к кодам транспортной упаковки молочной продукции
Код идентификации транспортной упаковки (КИТУ) молочной продукции — уникальная последовательность символов в виде одномерного штрих-кода, соответствующего стандарту ГОСТ ISO 15394-2013. Это «номерной знак», содержащий информацию о коробках/паллетах с товаром.
КИТУ определяется участником товарного оборота и должен отражать данные о его взаимосвязи с кодами идентификации каждого вложенного товара, потребительской/групповой/транспортной упаковки.
Агрегированный таможенный код (АТК) формируется оператором информационной системы мониторинга, присваивается каждой отдельной комбинации товаров и применяется при таможенном декларировании.
АТК представляет собой непрерывную последовательность 25 символов: XXXXXXXXXXXXДДММГГXXXXXXX. АТК включает две группы данных:
Средства идентификации в формате штрих-кода должны отвечать требованиям:
Данные о КИТУ и АТК вносятся в графу 31 декларации на товары (Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257).
После формирования и нанесения кодов агрегации на транспортные упаковки, участники оборота маркированных товаров подают сведения об агрегировании товаров в ГИС МТ «Честный ЗНАК» одним из следующих способов:
На какую молочную продукцию нужно наносить коды маркировки
С 20 января 2021 года участники оборота данной категории продукции добровольно заказывают, наносят, вводят и выводят из оборота коды маркировки. Мониторингу подлежат молоко, сливки, кисломолочные продукты, сливочное масло, мороженое, сыр и творог. Перечень молочной продукции с кодами ТН ВЭД указан в Постановлении Правительства от 29 июня 2019 года № 836).
Обязательная маркировка молока и молочной продукции вводится с 1 июня 2021 года. Первыми (с 1 июня 2021 года) к процессу приступят производители и импортеры сыров, мороженого и пищевого льда.
К концу 2023 планируется завершить переход к обязательной маркировке молочной продукции. Требования охватят основные группы молочной продукции и будут действовать в отношении всех участников товарного оборота: производителей (в том числе, фермерских и крестьянских хозяйств), импортеров, оптовиков и розничных магазинов.