Что означает массовая информационная деятельность
Слово «информация» пришло из латинского языка. В переводе informatio означает «сообщение».
Массовая информация – это информация для масс, которые могут представлять собой какую-либо крупную общность людей. Это может быть все общество в целом, какой-либо народ или нация, класс или прослойка, а также люди, живущие в одном регионе или принадлежащие какой-либо профессии.
Как видим, массы могут быть разные. Особенность массовой информации – ориентация на определенный лексикон для наиболее успешной и эффективной коммуникации.
Характеристики СМИ
Массовая информация имеет ряд характеристик:
Каждая из характеристик имеет свои пути развития и направлена на достижение общечеловеческих идеалов.
Развитие массовой информации
С древних времен развивались различные средства коммуникации. Сначала им являлся сам человек – глава рода или старейшина, вождь. Знания передавались устно и письменно – с помощью листов пергамента или папируса, глиняных табличек или надписей на камне. В каком-то смысле эти носители можно назвать первыми средствами массовой информации.
С наступлением эпохи печатной мысли возникают новые жанры: хроника, репортаж, памфлет. К девятнадцатому веку роль средств массовой информации значительно возросла. Газета и журнал становятся важной частью общественной жизни: из них узнавали о множестве событий. Печатались объявления о прибытии кораблей, биржевые новости, стенограммы парламентских дебатов, рецензии на театральные постановки, новости спорта, слухи и сенсации.
С началом использования газет в политической борьбе СМИ разделяются на несколько категорий: элитарную, массовую, специализированную (например, религиозную или научную) и так называемую желтую прессу.
Был выявлен феномен массовой информации – это возможность влияния на мнение широкой аудитории. СМИ двадцать первого века отказались от принудительного воздействия на массы. Сейчас они выражают мнение общества и оставляют за каждым право: принимать его или нет.
Какие бывают виды массовой информации
На центральную площадь выходит глашатай и объявляет новый королевский указ. Это было до появления классической прессы. С ее появлением улицы города с раннего утра заполнялись мальчиками-газетчиками, выкрикивавшими последние новости. Но и это в прошлом. С появлением радио на улицах городов последние новости неслись из репродукторов.
Но наступила эпоха телевидения, и люди приникли к экранам. Программа новостей выходит регулярно в самое удобное время. А если новость вселенского масштаба – передачи ради нее прерываются в любое время.
И наконец наступает эпоха Интернета. В настоящее время более половины людей знакомятся с новостями именно из этого источника. Социальные сети стали мощным СМИ и продолжают развиваться.
СМИ при царе
Изначально российская пресса появилась по воле царя. Это была газета «Куранты», или «Вестовые письма». Последующие за ней «Ведомости» были детищем Петра Первого и служили целям донесения до общественных масс реформ, пропаганды и разъяснения их сущности. Наряду с этим практиковалась деловая переписка, которой было достаточно для оповещения нужных слоев общества.
Восемнадцатый век называют эпохой русского Просвещения. В это время средства массовой информации являются толстыми литературными журналами, похожими на альманахи. Первая газета была издана Академией наук. Это было в 1727 году. Еще нет политических очерков, многие материалы перепечатаны из иностранных источников. Называлась она «Санкт-Петербургские ведомости» и просуществовала до революции 1917 года.
К началу двадцатого века в России все еще не было свободы слова. Существование цензуры не давало возможности издавать либеральные газеты. Многопартийная пресса появилась лишь в 1905 году. Это было время сатирических журналов. Апрель 1917 года принес Закон о печати. Резко поднялось число национальных, партийных, молодежных газет. Все слои общества имели соответствующую периодику.
СМИ в СССР
С введением в стране однопартийной системы последовало ужесточение контроля за прессой. Декрет о печати ввел ограничения для оппозиции существующей идеологии. Отмена произошла только в девяностых годах прошлого века.
Во время войны было создано Совинформбюро, которое передавало последние известия по радио. Послевоенные СМИ вплоть до 1986 года рисовали преимущества социалистического строя и передавали необъективные данные о социалистическом строительстве. Развитая сеть радио противостояла передаче сигналов из-за рубежа.
Современная ситуация в России
В настоящее время в стране СМИ, немало сделавшие для продвижения демократических идей, столкнулись с невозможностью существования в условиях рынка. Зависимость от рекламодателей, подписчиков и необходимость поддержания материальной базы привела к тому, что одни прекратили свое существование, а другие перешли под контроль политических структур.
Средства массовой информации РФ, за небольшим исключением, не имеют экономической независимости. В этих условиях гарантом ответственности за сбор и передачу достоверной информации становится сам журналист. Его степень нравственности, политической и социальной самоидентификации. Шквал информации, который обрушился на россиян, требует правильной подачи фактов.
Конституционное право получения информации
ООН закрепило Декларацией право на получение достоверной информации. Оно закреплено наряду с правами на жизнь, жилище, труд. Конституция РФ подтвердила право на свободный поиск, получение и распространение информации.
Законы РФ регулируют осуществление этого права. В нем может быть отказано при их несоблюдении. Например, при нарушении прав других лиц, в интересах государственной безопасности и других условий. Закон о массовой информации постоянно дополняется уточнениями. Например, с 1 января 2018 года вступили в силу дополнения и изменения к Закону о массовой информации о деятельности СМИ.
Закон о средствах массовой информации
Есть несколько законов о СМИ. Все они регулируют деятельность распространения информации в разных сферах: интернет-пространстве, СМИ иностранных агентов и другие. Основной закон о СМИ, принятый в 1991 году, с тех пор постоянно дополняется. Основные изменения стоит рассмотреть подробнее.
Для контроля за медиапространством создана федеральная информационная система (статья 15.8.2.1).
Деятельность СМИ в чрезвычайных ситуациях
Существует понятие «культура безопасности личности». Это комплекс нравственных принципов, социальных навыков и специальных знаний о стереотипе поведения в опасной ситуации. В развитии такого комплекса значительна роль средств массовой информации. Разъясняя гражданам их возможные действия в кризисной ситуации, они формируют массовое сознание и повышают показатель культуры безопасности личности.
На СМИ всегда, а в особенности в период стихийных бедствий или других несчастий, лежит обязанность формирования различных потоков информации для разных групп людей. Один и тот же факт, поданный в нескольких, отличающихся друг от друга интерпретациях, вызовет разную ответную реакцию. Для людей, находящихся в эпицентре ЧС, требуется психологический подход. Влияние часто повторяемых описаний происходящего вызовет у них апатию и депрессию, поэтому в этой зоне новости формируются крайне осторожно. Для территории страны, не затронутой ЧС, поток информации будет другой, взывающий к человеколюбию и сочувствию. А для внешних стран – третьим.
Деятельность средств массовой информации может совсем не содержать работу журналистов. Это касается прямого эфира, передачи правительственных сообщений или трансляции с места происшествия без комментариев.
Повышается рейтинг электронных версий СМИ
Российские средства массовой информации, выпускающие продукцию в электронном и печатном виде, имеют тенденцию к снижению выпуска печатной продукции. По данным статистического опроса, проводившегося в октябре 2017 года, выяснилось, что электронную информацию предпочитает почти половина читателей (47%).
Сильно снизились объемы выпуска бумажной периодики, хотя от нее еще не отказываются около 80% опрошенных.
По сравнению с 2015 годом, когда печатные версии читали 77% опрошенных, в 2017-м их осталось лишь 55%. Более того, треть опрошенных заявила о готовности полного перехода на онлайн-контент.
СМИ и молодежь
Массовая информация – это вызывающее доверие сообщение, на основании которого люди будут принимать личные решения. От того, насколько достоверна была новость, услышанная или прочитанная людьми, зависит успех их действий и последствия.
Социальные сети стали буквально затягивать молодое поколение. Общение заменяется сообщениями, на просмотр событий уходит масса времени. Качественная информация при этом ничтожно мала. Поколение детей, родившихся в период эры цифровой информации, зачастую имеет слабое представление о реальном мире, заменив его виртуальным.
Замечено, что преступность резко возросла в тех странах, где развивается телевидение. Просмотр сцен жестокости и насилия имеет долговременное действие, деструктурирует личность, притупляет сочувствие и вызывает привыкание.
Наряду с отрицательными воздействиями средств массовой информации наблюдаются и положительные. Это детские передачи, конкурсы, познавательные шоу. Необходимость выделения медиапространства для создания положительно влияющего потока в двадцать первом веке стала очевидной.
Влияние СМИ на общество
Современная модель общества недаром названа информационной, поскольку никогда еще информация не занимала настолько большое место в его жизни. Возможности СМИ доносить до человека информацию с большой скоростью налагают определенную ответственность на формирование массового сознания.
Средства массовой информации в обществе играют существенную роль, формируя единое мнение, стереотип поведения в различных ситуациях, отношение к явлениям окружающего мира. Расширять горизонты и предоставлять выбор действия, прививать независимость в мышлении может только аналитическая информация. Но все чаще познавательные передачи включают в себя рекламу или готовые рецепты поведения.
Журналистика как массово-информационная деятельность
Объективное отражение открывающейся человеческому разуму картины мира в журналистике. Действующие силы массово-информационной деятельности. Потенциальная, принятая и реальная информация. Представление о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях.
Рубрика | Журналистика, издательское дело и СМИ |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 28.04.2015 |
Размер файла | 17,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Журналистика как массово-информационная деятельность
Журналистика как информационная деятельность призвана объективно отражать открывающуюся человеческому разуму картину мира. Она сама по себе есть часть этой картины, и как таковая тоже представляет собой систему. Журналисты должны обеспечить отражение как можно более полной картины общественной и личной жизни, держать руку на пульсе этой жизни, своевременно оповещая о сбоях ее ритма, разворачивать широкие общественные дискуссии по поводу возникающих проблем, с целью выработки оптимальных решений, обеспечивающих обществу и человеку жизнеспособность и развитие. Таким образом, журналистика, формирующая и направляющая информационные потоки, предстает как самый оперативный и массовый механизм управления общественным и личностным развитием. При этом она не выступает субъектом управления, принимающим управляющие решения. Ее дело в организации публичного циркулирования информации между объектом и субъектом управления, как в первом, так и во втором контуре управления, в эмпирической и в теоретической сфере познания. Организация оперативного качественного информационного круговорота обеспечивает эффективную регулирующую и самоорганизующуюся деятельность и позволяет обществу устойчиво развиваться.
По-моему, правильнее всего будет отвечать на это вопрос так. Сначала определиться с понятием деятельность, потом с понятиями информационной и массовой ее составляющих.
Итак, «действующими силами» массово-информационной деятельности (МИД) в журналистике являются:
Журналисты (Ж) — штатные и внештатные работники редакций, которые по редакционному уставу определяют направление и характер изданий или программ, ведут авторскую, редакторскую, организационную работу по сбору, обработке, компоновке массовой информации в номера газет и журналов, программ радио и телевидения, выпуски агентской информации и т.д.
Канал (К) — используемые журналистами средствами массовой информации (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, бюллетени, программы радио и телевидения различных типов и уровней со сложной системой редакций, дирекций, отделов, корпунктов), предназначенные для «доставки» журналистских «текстов» их адресатам.
Действительность при этом выступает источником сведений и конечным объектом воздействия журналистики.
РО формируют нормативную «среду», законодательную основу функционирования журналистики, определяющую ее положение в обществе, права и обязанности У и Ж, ответственность СИ, права МА; в соответствии со своим положением в системе и на основе законодательства Ж, руководствуясь утвержденным У редакционным уставом, формирует информационную политику издания (программы) и реализует ее через совокупность произведений с учетом запросов, интересов, пожеланий МА, нужд СИ и особенностей своего К.
Кое-как определившись с деятельностью, переходим к понятию
Информация и ее виды.
Потенциальная, принятая и реальная информация.
Журналист, собирая и осмысливая сведения о действительности, создает свое произведение и фиксирует его текст на каком-то материальном носителе (бумаге, кино- или магнитной пленке и т.д.). Затем этот текст, отредактированный и скомпонованный с другими в номер газеты или программу ТВ (РВ), передается в аудиторию.
Но текст может рассматриваться лишь в качестве носителя потенциальной информации, поскольку, хотя он и рассчитан на аудиторию, но до «встречи» с ней неизвестно, будет ли он «работать».
«Неполучение» аудиторией содержащихся в нем сведений (не подписался на газету, не включил телевизор, так как не счел передачу интересной, при чтении обнаружил много непонятных слов, отвлекся от фильма и т.п.) нарушает или блокирует результативное функционирование всей системы Д-Ж-Т-А. Если текст «не получен» аудиторией или дошел до нее сильно искаженным, то можно говорить о серьезных нарушениях в течении информационного процесса или о его прерывании. То, что достигает аудитории называется принятая информация.
Поэтому собственно информацией в тексте оказывается лишь то, что и как принято и освоено аудиторией.
Просто перейду к видам информации. Есть такая классическая типология (которую преподают детям в школе):
23. Журналистика как массово-информационная деятел
Гражданская ответственность журналиста подразумевает стремление следовать интересам общества и социального развития. Естественно, деятельность журналиста должна соответствовать концепции средства массовой информации, в редакции которого он работает, а концепция СМИ – характеру и потребности той аудитории, на которую оно рассчитано.
Этическая ответственность журналиста предполагает соблюдение принятых в журналистской среде принципов, норм и правил поведения. В профессиональной этике описываются правила поведения в различных сферах журналистской деятельности («журналист – аудитория», «журналист – источник информации», «журналист – персонаж произведения», «журналист – автор», «журналист – редактор», «журналист – коллеги» и др.). На основе представлений о профессиональном долге и высоконравственном его выполнении разрабатываются журналистские этические кодексы.
В нашей стране действует несколько этических кодексов журналистов. Кодекс профессиональной этики российского журналиста был принят Конгрессом журналистов России в июне 1994 г. В апреле 1999 г. руководителями ряда федеральных и региональных телерадиокомпаний была подписана Хартия телерадиовещателей. В апреле 2003 г. была принята Антитеррористическая конвенция средств массовой информации, определяющая правила поведения СМИ в случаях освещения террористического акта и антитеррористической операции. В ряде регионов страны накануне избирательных кампаний представители журналистского сообщества подписывают соглашения «За честные выборы». В июне 2008 г. ряд средств массовой информации Алтайского края подписал документ, призванный регулировать конкурентные отношения в области печатных СМИ.
Соблюдение этических кодексов является добровольным, и допущенные нарушения могут быть осуждены только самим журналистским сообществом.
Юридическая ответственность журналиста предусматривает соблюдение правовых норм, прописанных в соответствующих документах (в Конституции, кодексах, законах, указах, постановлениях и других подзаконных актах). Основные права и обязанности российского журналиста зафиксированы в Федеральном законе «О средствах массовой информации». Юридические нормы, предусматривающие ответственность журналиста за его деятельность, содержатся также в Гражданском кодексе Российской Федерации, в Уголовном кодексе Российской Федерации, а также в ряде других федеральных и региональных законов. Нужно также учитывать, что в соответствии с Законом «О средствах массовой информации» большинство редакций (с численностью сотрудников 10 и более человек) обязаны иметь свой устав, в котором, в частности, прописываются права и обязанности журналиста применительно к данному средству массовой информации.
Журналистское сообщество, исходя из своих специфических социальных интересов, создает различные профессиональные объединения журналистов. В 1990 г. был создан Союз журналистов России, объединяющий журналистские организации различных регионов страны. В дальнейшем возникли и другие профессиональные объединения: Медиасоюз, Национальная ассоциация телерадиовещателей и др.
Основные профессиональные праздники журналистов в нашей стране: 13 января – День российской печати, 7 мая – День радио; 21 ноября отмечается как Всемирный день телевидения. Ведущие журналистские издания – «Журналист», «Новости СМИ», «Broadcasting».
Теория и практика массовой информации
Вы будете перенаправлены на Автор24
Массовая информация – это систематическое распространение информации среди численно большой, рассредоточенной аудитории с целью оказания воздействия на мнение, оценки и поведение людей.
Понятие массовой информации
Слово «информация» в переводе с латинского означает «изложение, сообщение, совокупность данных, некоторые сведения». Информация является посредником между журналистом и аудиторией, инструментом, которым пользуются все журналисты.
Сама сущность журналистики состоит в поиске информации, ее сборе, обработке, интерпретации и распространении.
В журналистике выделяют три понимания термина «информация»:
Журналистика работает с массовой информацией. Она, в отличие от специализированной, общедоступна и общезначима и играет роль «моста между представителями разных социальных общностей». Она предполагает:
Готовые работы на аналогичную тему
Функции массовой информации
Основной функцией массовой информации является удовлетворение ряда жизненно важных потребностей общества, в первую очередь, потребности в формировании массового сознания.
Массовое сознание – это совокупность представлений разных социальных групп о явлениях окружающей действительности, которые затрагивают их интересы.
Эту потребность удовлетворяют публикации, которые затрагивают общие, глобальные вопросы экономического, политического и нравственного характера. В случае отсутствия таковых массовое сознание формируется под влиянием других текстов – нигилистической, бульварной, экстремистской журналистики. Необходимость в приеме, оперативном распространении информации об общественно значимых изменениях удовлетворяется при помощи информационных, новостных материалов, которые оповещают о возникающих проблемах и происходящих событиях. Существует и потребность в самоопределении общественного мнения. Позитивной или негативной реакции общества на изменения условий действительности способствуют различные аналитические тексты и комментарии с различными мнениями о происходящем.
Потребность в распространении решений, которые принимаются государственными управленческими институтами в целях побуждения массы к практическим действиям, выполняют информационные и аналитические публикации, содержащие информацию о решениях институтов управления.
Поддержание жизненного тонуса общества происходит за счет публикаций развлекательного характера. Но в силу разных причин – экономического, политического характера, в зависимости от государственного устройства, при помощи манипулятивной пропаганды в обществе могут поддерживаться настроения ложного оптимизма или идиллического незнания либо нагнетать атмосферу подавленности и страха, вызывать истерию.
Потребность в поддержании уровня межгрупповых контактов, способствующего согласованности общественных практических действий, выполняют публикации, утверждающие специфические групповые ценности – профессиональные, национальные, возрастные и т.д.
В СМИ справочные, эпистолярные и рекламные материалы служат для выполнения потребности в оказании помощи членам общества в случае возникновения у них проблем частного или делового характера.
Массово-информационный процесс
Массово – информационный процесс выглядит следующим образом: журналистика несет аудитории определенную информацию, которая заключена в разнообразных текстах. Полученная аудиторией информация в идеале «работает» и становится источником новой информации, которая при помощи «обратной связи» возвращается к журналистам. Однако в реальности не вся информация, переданная журналистом, оказывается принятой и освоенной сообразно замыслу журналиста. Эффективность взаимодействия текста с аудиторией складывается из информационной насыщенности текста и высокой информативности текста.
Таким образом, журналист должен добиваться в каждом тексте высокой информационной насыщенности. Существует ряд правил, которые следует применять в практической деятельности. Такие правила формируются в соответствии с этапами массово-информационного процесса. Выглядят эти этапы следующим образом:
Текстовая деятельность журналиста в соответствии с этими этапами описывается с трех сторон: семантической, синтактической и прагматической. Журналисту следует проявлять внимание ко всем трем сторонам текста. Он должен точно отображать действительность, максимально четко представлять композицию своего текста и стараться сделать его ценным для массовой аудитории. При следовании этим требованиям реализуется задача информированности аудитории.
Массово-информационная природа СМИ
В теории журналистики понятие «массовая информация» (лат. informatio — «осведомление», «изложение», «сообщение») является базисным. (Такую роль, например, в теории искусства играет «образ», в политэкономии — «товар» и т.д.)
Именно через характеристику деятельности журналистики по сбору, обработке, компоновке, распространению массовой информации проявляется сущность журналистики как особой сферы социальной деятельности.
Журналистика не располагает никакими другими средствами для выполнения своей социальной роли, кроме информации.
Становясь посредником между журналистикой и аудиторией, информация является тем рабочим инструментом, с помощью которого решается все многообразие задач, стоящих перед всей системой журналистики как специфическим социальным институтом.
Поэтому журналистику и называют «средства массовой информации». И понятие «информация» кажется очень простым (что проще информации как сообщения!). Но внешне «самое простое» на самом деле — «информация!» — это огромной сложности явление.
Поэтому прежде всего важно увидеть многообразие «информационных запасов» личности.
Массовая информация наряду со специальной, в том числе уникальной специальной (соответствующей характеру и результатам профессиональной деятельности), и индивидуально-личностной (включающей часто скрываемые от других сведения и чувствования, возникшие на базе уникального личного опыта), создает основу духовного мира личности, «информационный базис» системы ее отношений и деятельности. Таким образом, «информационные запасы» человека как бы «триедины», причем в их своеобразном для каждого сочетании, взаимоотношениях и «внешних» проявлениях. Схематически это можно представить так:
Поэтому при рассмотрении массово-информационной природы журналистики возникают трудности. Одна из них — сложность овладения содержанием понятия «массовая информация» (в обоих составляющих понятия) как начальной категории и всей системы знаний о журналистике.
Во-первых — это многозначность употребления в повседневной жиз- ни (в том числе и журналистами) слова «массовая» применительно к информации.
Основное значение понятия «массовая» — это характеристика чего-то большого количественно, рассчитанного на многих, широко распространенного. Однако вместе с тем иногда понятие «массовая» употребляется для обозначения продукта, созданного путем поточного производства.
Такова «массовая продукция» (хотя не обязательно она бывает низкого качества).
А в словосочетании «массовая культура» понятие «массовая» часто обозначает низкопробный «ширпотреб», рассчитанный на нетребовательный вкус продукт духовного производства (хотя «массе» желательно предоставлять качественный информационный продукт).
Нельзя не настаивать на том, что употребляемое в словосочетании «средства массовой информации» прилагательное «массовый» объективно теряет негативные оттенки (хотя это не значит, что те или иные издания или программы субъективно не могут быть вульгарными, низкопробными, оболванивающими аудиторию).
«Массовая» информация обладает совокупностью ряда значений:
Во-вторых, еще более сложно обстоит дело с понятием «информация». С одной стороны, понятие «информация» журналистами используется в нескольких привычных «простых» значениях. Это три тесно связанных между собой широко употребляемых «наполнения» понятия «информация».
Одно: совокупность кратких некомментированных сообщений об актуальных новостях внутренней и международной жизни. Другое: наименование группы жанров, предназначенных для сообщения новостей (так называемые информационные жанры: заметка, отчет, репортаж, интервью).
Наконец, третье — «информацией» часто называют жанр заметки. Если принять эти «простые» значения данного слова, то окажется, что далеко не все материалы номера газеты или программы телевидения являются информацией (как, например, статья или памфлет, телеочерк или документальный фильм).
Тогда почему они публикуются в средствах массовой информации? Значит, это слишком узкое и потому неточное понимание «информации».
Не следует ли поэтому признать, что за внешне простым и нелогичным употреблением категории «информация» необходимо увидеть «пласты», требующие углубления в более строгие области знаний об информации, тогда как мы бессознательно стремимся остановиться на привычных простых характеристиках.
При изучении сути «информации», которая в системе категорий стоит именно как начальная и кажется «простой» для понимания, важно осознать, что в этой «клеточке» на самом деле в свернутом виде содержится все богатство развитого сложного явления.
И потому необходимо обратиться к коренным (и пока что скрытым) свойствам предмета. В противном случае последующее развертывание знания о журналистике будет лишено фундаментальных основ, и окажется невозможным получить цельную, связанную внутренним единством концепцию.
Конечно, надо исходить из того, что все публикуемое в средствах массовой информации есть не что иное, как информация. Но, принимая эту вроде бы очевидную характеристику, неизбежно возникают вопросы и даже ошибки.
Например, кажется, что в большом тексте информации больше, чем в маленьком. На самом деле часто бывает так, что в маленькой заметке информации для аудитории содержится гораздо больше, чем в большой по объему статье.
Или: чтобы передать свою информацию как можно точнее, кажется, журналисту следует в тексте как можно шире использовать лексические возможности языка.
Но это зачастую приводит к затруднению понимания (или вовсе непониманию) смысла сообщения какой-то частью аудитории, а потому и к потере информации. Эти парадоксы требуют серьезного рассмотрения.
Основа — понимание того, что информация (сообщения, публикуемые в СМИ) обращена к аудитории. Поэтому термином «информация» следует (сначала!) пользоваться в широком смысле — это вся совокупность сведений (вербально [словесно] и невербально зафиксированных), которая предназначена аудитории. Это и событийная информация, сведения о новых фактах.
Наряду с событийной в информационном потоке журналистики присутствует комментированная и фундаментальная, художественная и публицистическая информация. И это принципиально важно знать для понимания журналистики как массово-информационной деятельности: СМИ ни в коем случае не могут ограничить свою деятельность только сообщением новостей — событийной информацией.
Роль информации играют (или могут сыграть — об этом ниже) любые произведения: статьи и очерки, телефильмы и радиоспектакли, рекламные видеоклипы и музыкальные заставки.
Более того, информационный смысл для аудитории имеют и характер заголовка, и место произведения на полосе или в программе, и интонация ведущего или диктора, и шрифтовые выделения, линейки, отбивки и т.п. — они как бы дополняют текст самого произведения, подчеркивают его значение для аудитории или роль, которую придают ему журналисты.
Однако понимания информации в широком смысле еще недостаточно. Необходимо углубиться в качественную специфику содержания понятия «информация». А для этого недостаточно употреблять этот термин только в качестве синонима понятий «совокупность произведений», «система сведений» и т. д.
Специфичность содержания термина «информация» легко почувствовать эмпирически, опираясь на повседневный опыт.
Когда прочитана большая статья или прослушана длинная передача, из которой аудитория ничего существенного не вынесла, часто говорят: «произведение бедно информацией» или «в статье нет информации».
Эти суждения кажутся парадоксальными. В самом деле, если в тексте были зафиксированы какие-то сведения, то почему же читатель или зритель не обнаружил информации?
Этот вопрос и ответ на него имеют принципиально важное значение для журналистской деятельности как деятельности информационной.
Но найти правильный ответ, обсуждая характер текста как совокупность сведений (о Д, собранной и скомпонованной Ж в Т) в отрыве от его «потребителя», кому он направлен, от принимающей или отвергающей его аудитории, не удается — рассматривать текст (статьи, радиообозрения или телеинтервью) следует только в системе отношений «журналист — аудитория».
Следует иметь в виду, что это упрощенная (в интересах акцентированного анализа понятия «информация») исходная схема функционирования СМИ.
Журналист, собирая и осмысливая сведения о действительности, создает свое произведение и фиксирует его текст на каком-то материальном носителе (бумаге, кино- или магнитной пленке и т.д.). Затем этот текст, отредактированный и скомпонованный вместе с другими в номер газеты или программу ТВ (РВ), передается в аудиторию.
В самом деле, если текст произведения выступает материальным по- средником в информационном процессе, то «неполучение» аудиторией содержащихся в нем сведений (не подписался на газету, не включил телевизор, так как не счел передачу интересной, при чтении обнаружил много непонятных слов, отвлекся от фильма и т.п.) нарушает или блокирует результативное функционирование всей системы Д ® Ж ® Т ® А.
Если текст «не получен» аудиторией или дошел до нее сильно искаженным, то можно говорить о серьезных нарушениях в информационном процессе или о его прерывании.
Следовательно, потенциальная информация сработает лишь в том случае, если «достигнет» аудитории. Поэтому собственно информацией в тексте оказывается лишь то, что и как принято и освоено аудиторией.
Не случайно в научном знании об информации это положение является отправным моментом, а разделение сообщения и информации принципиальным. Сообщение — это еще не информация (или только потенциальная информация), поскольку еще неизвестно, «дойдет» ли оно до аудитории. Ведь только в соприкосновении его с «потребителем» появляется (выделяется, порождается) информация.
Информацией является сработавшее в сообщении, использованное аудиторией. Во взаимодействии текста с аудиторией (Т ® А) объективно выделяются два акта. Первый — отбор из номера газеты (программы ТВ) нужных аудитории текстов (сообщений), и далее — отбор из этого текста того, что оказалось интересным, понятным, полезным, важным для аудитории.
Часть текста, которая «взята» аудиторией, — это принятая информация. Принятая информация всегда составляет какую-то часть объема потенциальной информации (лишь в идеальном случае, когда без потерь «взято» все сообщение, принятая информация равна потенциальной).