Что означает мозаика в переводе с латинского
Значение слова «мозаика»
2. Искусство составлять такие рисунки, узоры. [Ломоносов] занимался также и мозаикой, — есть мозаичные иконы его работы. Сергеев-Ценский, Пушки выдвигают.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
МОЗА’ИКА, и, ж. [ит. mosaico]. 1. Художественное изображение, узор, составленные из скрепленных между собой разноцветных мелких камешков, кусочков окрашенного стекла (искус.). Древнеримские мозаики. 2. только ед. Искусство составлять такие изображения (разг.). Заниматься мозаикой. 3. Название детских игр, в к-рых нужно составлять узоры из разноцветных шариков, кубиков и т. п. 4. перен. Сложная пестрая смесь разнородных элементов (книжн.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
моза́ика
1. искусств. вид декоративного прикладного искусства, основанный на компоновке и размещении на какой-либо поверхности плотно прилегающих друг к другу и скреплённых между собою разноцветных кусочков стекла, мрамора, цветных камней и т. п.
2. произведение, созданное с использованием такого метода
3. перен. то, что представляет собою смесь разнородных элементов
4. детская игра, в которой нужно составлять рисунки или узоры из набора разноцветных элементов
5. биол. вирусная болезнь растений, проявляющаяся в появлении пятен на листьях; также пятна на листьях растений, появляющиеся в результате такой болезни
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: всполошиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
МОЗАИКА
Смотреть что такое МОЗАИКА в других словарях:
МОЗАИКА
(от греческого — μουσεϊον, обиталище, храм муз; латинск. — opus musivum, итальянск. — musaico, франц. — mosaïque, старинное русское — мусия) — в широко. смотреть
МОЗАИКА
(франц. mosaïque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально — посвященное музам) изображение или узор, выполненные из однородных или различных п. смотреть
МОЗАИКА
МОЗАИКА
мозаика 1. ж. 1) Вид декоративного прикладного искусства. 2) а) Картина, узор из закрепленных на слое цемента или мастики разноцветных кусочков стекла, мрамора, цветных камней и т.п. б) Кусочки стекла, мрамора, цветных камней и т.п., используемые для таких картин, узоров. 3) перен. То, что представляет собою пеструю смесь разнородных элементов. 4) Детская игра, в которой нужно составлять рисунки, узоры из разноцветных элементов. 2. ж. Вирусная болезнь растений, проявляющаяся в появлении пятен на листьях; пятна на листьях растений, появляющиеся в результате такой болезни.
МОЗАИКА
мозаика ж.mosaic, inlay
МОЗАИКА
МОЗАИКА
МОЗАИКА
МОЗАИКА
МОЗАИКА
МОЗАИКА
МОЗАИКА и, ж., устар. МОЗАИК а, м. mosaïque f. <, ит. mosaico. 1. Картина, узор, выполненые скрепленными между собой мелкими разноцветными кусочкам. смотреть
МОЗАИКА
Лит.: Лазарев В. Н. История визант. живописи: В 2 т. М., 1947-48; Виппер А. В. Материалы и техника мозаичной живописи. М., 1953; Чубова А. П., Иванова А. П. Античная живопись. М., 1966; Лазарев В. Н. Др.-рус. мозаики и фрески 11-15 вв. М., 1973; Валериус С. С. Монум. живопись: Соврем. проблемы. М., 1979; Кутейникова И. С. Из ист. мозаичного отд. АХ (2-я пол. 19 в.) // Тр. АХ. М., 1984. Вып. 2; Фролов В. Из истории рус. и сов. мозаики // Художник и город. М., 1988.
МОЗАИКА
МОЗАИКА
(лат. Mosaique — посвященное му-зам) — одна из разновидностей монументальной живописи, представляющая собой изображение или узор, выполненный из разноцветных камней или смальты (кусочки цветного стекла) путем их укрепления на поверхности известкового или цементного раствора. Су-ществует два типа мозаичных произведений: 1) римская мозаика, в которой изображение составляется из малых кубиков смальты или камня; 2) флорентийская мозаика, в которой рисунок составляется из тонких пластов разноцветных мраморов и яшм, вырезанных и составленных по контурам изобра-жения. Искусство классической смальтовой мозаики вклю-чает два способа ее изготовления: 1) «прямой набор», когда из кусочков смальты или камня изображение выкладывается непосредственно на архитектурных поверхностях и закрепляется в незатвердевшем штукатур-ном слое; 2) «обратный набор», когда мозаика выкладывается по кальке будущей картины лицевой стороной вниз, и после закрепления тыльной стороны мозаичного набора его лицевая поверхность окончательно обрабатывается, шлифуется и покрывается воском. Первые мозаики были использованы на стенах некоторых погребальных помещений архитектурного ансам-бля пирамиды Джосера: это были своеобразные панно из фаянсовых плиток. Под влиянием древневосточных об-разцов мозаичные узоры и надписи из разноцветной гальки украшали полы в Греции классического периода. В эллинистическую эпоху появились мозаичные композиции в Пергаме («Александр Македонский», «Всадник на тигре» и др.). Дальнейшее развитие мозаичной техни-ки связано с росписями общественных сооружений Помпеи в Древнем Риме. Многоцветные мозаики укра-шали стены, своды и подкупольное пространство христианских соборов Константинополя и Равенны. Одним из лучших творений византийского искусства являются мозаики в своде алтаря и в композиции «причащение апостолов», идущих к престолу, в киевском соборе Святой Софии, выполненные византийскими мастерами и киевскими «молодшими людьми», которые расписывали не только Софийский собор, но и Десятинную церковь. В XVIII в. мозаичные портреты и картины создавал М. В. Ломоносов, изготовивший собственные смальты. смотреть
МОЗАИКА
Изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты (разноцветных кусочков стеклянных сплавов), цветной керамической плитки и т. п. Используется в основном для украшения зданий.
орнамент или сюжетная композиция, выполняемые из разноцветных мелких камней, стекла, смальты и т.д., укрепляемых на растворе или мастике на поверхности стены, свода или на полу
(Болгарский язык; Български) — мозаика
(Чешский язык; Čeština) — mozaika
(Немецкий язык; Deutsch) — Mosaik
(Венгерский язык; Magyar) — mozaik
(Монгольский язык) — шигтгэмэл
(Польский язык; Polska) — mozaika
(Румынский язык; Român) — mozaic
(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — mozaik
(Испанский язык; Español) — mosaico
(Английский язык; English) — mosaic
(Французский язык; Français) — mosaïque
МОЗАИКА
-и, ж. 1.Рисунок или узор, составленный из укрепленных на слое цемента или мастики разноцветных кусочков стекла, мрамора, эмали, цветных камешков и т. смотреть
МОЗАИКА
МОЗАИКА
изображение или узор, выполн. из разноцветных камней или смальты путем их укрепления в нанес, на декорируемую поверхность слое известкового рас. смотреть
МОЗАИКА
МОЗАИКА
изображ. или узор, выполн. из разноцветных камней или смальты путем их укрепления в нанес. на декорируемую поверхность слое известков. раствор. смотреть
МОЗАИКА
Мозаика (иноск.) пестрота (намекъ на мозаику, мусію — мозаичное искусство подражать живописи наборомъ мелкихъ цвѣтныхъ камней и стеколъ). Ср. Г. Сентя. смотреть
МОЗАИКА
изображ. или узор, выполн. из разноцветных камней или смальты путем их укрепления в нанес. на декорируемую поверхность слое известков. раствора. Затем мозаичная поверхность подвергается полировке. В классич. период в Греции под влиянием др.-вост. образцов также получили распростр. мозаичные узоры и надписи (первонач. выполненные галькой на полах). В период эллинизма стали создавать многоцветные мозаичные композиции (М. «Александр Македонский», М. из Гефестиона в Пергаме, «Всадник на тигре» с о. Делос, М. Диоскорида). Дальнейшее развитие техника М. получила в Др. Риме, о чем свидет. как помпейские М., так и М. из Пренесты (ландшафты долины р. Нил). М. пользовались популярностью в самых различ. пров. Рим. империи (Галлия, Германия, Паннония, Сев. Африка, Сирия). Высокого совершенства М. достигла на первых этапах развития хрис-тианства и в ранневизант. период (равеннские М.), когда мозаич. изображения исполнялись на стенах и сводах церквей. смотреть
МОЗАИКА
Мозаика (фр. mosaique) – изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, керамических плиток и т.д.; отрасль живописи, используемая пр. смотреть
МОЗАИКА
МОЗАИКА
• Musīvum, из мелких камешков или стеклянных штифтиков составлялись геометрические фигуры (tesselatum), или целые картины (собственно musivu. смотреть
МОЗАИКА
(от лат. musivum — посвященное музам) — изображение или орнамент из отдельных, очень плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков стекла, цветн. смотреть
МОЗАИКА
МОЗАИКА
1) Орфографическая запись слова: мозаика2) Ударение в слове: моз`аика3) Деление слова на слоги (перенос слова): мозаика4) Фонетическая транскрипция сло. смотреть
МОЗАИКА
(мусия) Изображение, составленное из множества элементов, близких друг другу по размерам. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В. смотреть
МОЗАИКА
МОЗАИКА мозаики, ж. (ит. mosaico). 1. Художественное изображение, узор, составленные из скрепленных между собой разноцветных мелких камешков, кусочков окрашенного стекла (искус.).Древнеримские мозаики. 2. только ед. Искусство составлять такие изображения (разг.). Заниматься мозаикой. 3. Название детских игр, в к-рых нужно составлять узоры из разноцветных шариков, кубиков и т. п. 4. перен. Сложная пестрая смесь разнородных элементов (книжн.).
МОЗАИКА
Мозаика – орнамент или сюжетная композиция, выполняемые из разноцветных мелких камней, стекла, смальты и т. д., укрепляемых на растворе или мастике. смотреть
МОЗАИКА
mosaic– деревянная мозаика– смальтовая мозаика– шахматная мозаикамозаика передающей телевизионной трубки — targetСинонимы: болезнь, витро, гиалографика. смотреть
МОЗАИКА
МОЗАИКА
МОЗАИКА
МОЗАИКА
МОЗАИКА
филат. назв. водяного знака (восьмиконечные звезды) на конвертной бумаге, использ. при изд. станд. и рекламных маркированных конвертов СССР в 1. смотреть
МОЗАИКА
англ. mosaic нем. Mosaik франц. mosaïque Синонимы: болезнь, витро, гиалографика, декоративно-прикладное искусство, интарсия, маркетри, миллифиори, му. смотреть
МОЗАИКА
Смотреть что такое МОЗАИКА в других словарях:
МОЗАИКА
(от греческого — μουσεϊον, обиталище, храм муз; латинск. — opus musivum, итальянск. — musaico, франц. — mosaïque, старинное русское — мусия) — в широко. смотреть
МОЗАИКА
(франц. mosaïque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально — посвященное музам) изображение или узор, выполненные из однородных или различных п. смотреть
МОЗАИКА
МОЗАИКА
мозаика 1. ж. 1) Вид декоративного прикладного искусства. 2) а) Картина, узор из закрепленных на слое цемента или мастики разноцветных кусочков стекла, мрамора, цветных камней и т.п. б) Кусочки стекла, мрамора, цветных камней и т.п., используемые для таких картин, узоров. 3) перен. То, что представляет собою пеструю смесь разнородных элементов. 4) Детская игра, в которой нужно составлять рисунки, узоры из разноцветных элементов. 2. ж. Вирусная болезнь растений, проявляющаяся в появлении пятен на листьях; пятна на листьях растений, появляющиеся в результате такой болезни.
МОЗАИКА
мозаика ж.mosaic, inlay
МОЗАИКА
МОЗАИКА
МОЗАИКА
МОЗАИКА
МОЗАИКА
МОЗАИКА
МОЗАИКА и, ж., устар. МОЗАИК а, м. mosaïque f. <, ит. mosaico. 1. Картина, узор, выполненые скрепленными между собой мелкими разноцветными кусочкам. смотреть
МОЗАИКА
Лит.: Лазарев В. Н. История визант. живописи: В 2 т. М., 1947-48; Виппер А. В. Материалы и техника мозаичной живописи. М., 1953; Чубова А. П., Иванова А. П. Античная живопись. М., 1966; Лазарев В. Н. Др.-рус. мозаики и фрески 11-15 вв. М., 1973; Валериус С. С. Монум. живопись: Соврем. проблемы. М., 1979; Кутейникова И. С. Из ист. мозаичного отд. АХ (2-я пол. 19 в.) // Тр. АХ. М., 1984. Вып. 2; Фролов В. Из истории рус. и сов. мозаики // Художник и город. М., 1988.
МОЗАИКА
МОЗАИКА
(лат. Mosaique — посвященное му-зам) — одна из разновидностей монументальной живописи, представляющая собой изображение или узор, выполненный из разноцветных камней или смальты (кусочки цветного стекла) путем их укрепления на поверхности известкового или цементного раствора. Су-ществует два типа мозаичных произведений: 1) римская мозаика, в которой изображение составляется из малых кубиков смальты или камня; 2) флорентийская мозаика, в которой рисунок составляется из тонких пластов разноцветных мраморов и яшм, вырезанных и составленных по контурам изобра-жения. Искусство классической смальтовой мозаики вклю-чает два способа ее изготовления: 1) «прямой набор», когда из кусочков смальты или камня изображение выкладывается непосредственно на архитектурных поверхностях и закрепляется в незатвердевшем штукатур-ном слое; 2) «обратный набор», когда мозаика выкладывается по кальке будущей картины лицевой стороной вниз, и после закрепления тыльной стороны мозаичного набора его лицевая поверхность окончательно обрабатывается, шлифуется и покрывается воском. Первые мозаики были использованы на стенах некоторых погребальных помещений архитектурного ансам-бля пирамиды Джосера: это были своеобразные панно из фаянсовых плиток. Под влиянием древневосточных об-разцов мозаичные узоры и надписи из разноцветной гальки украшали полы в Греции классического периода. В эллинистическую эпоху появились мозаичные композиции в Пергаме («Александр Македонский», «Всадник на тигре» и др.). Дальнейшее развитие мозаичной техни-ки связано с росписями общественных сооружений Помпеи в Древнем Риме. Многоцветные мозаики укра-шали стены, своды и подкупольное пространство христианских соборов Константинополя и Равенны. Одним из лучших творений византийского искусства являются мозаики в своде алтаря и в композиции «причащение апостолов», идущих к престолу, в киевском соборе Святой Софии, выполненные византийскими мастерами и киевскими «молодшими людьми», которые расписывали не только Софийский собор, но и Десятинную церковь. В XVIII в. мозаичные портреты и картины создавал М. В. Ломоносов, изготовивший собственные смальты. смотреть
МОЗАИКА
Изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты (разноцветных кусочков стеклянных сплавов), цветной керамической плитки и т. п. Используется в основном для украшения зданий.
орнамент или сюжетная композиция, выполняемые из разноцветных мелких камней, стекла, смальты и т.д., укрепляемых на растворе или мастике на поверхности стены, свода или на полу
(Болгарский язык; Български) — мозаика
(Чешский язык; Čeština) — mozaika
(Немецкий язык; Deutsch) — Mosaik
(Венгерский язык; Magyar) — mozaik
(Монгольский язык) — шигтгэмэл
(Польский язык; Polska) — mozaika
(Румынский язык; Român) — mozaic
(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — mozaik
(Испанский язык; Español) — mosaico
(Английский язык; English) — mosaic
(Французский язык; Français) — mosaïque
МОЗАИКА
-и, ж. 1.Рисунок или узор, составленный из укрепленных на слое цемента или мастики разноцветных кусочков стекла, мрамора, эмали, цветных камешков и т. смотреть
МОЗАИКА
МОЗАИКА
изображение или узор, выполн. из разноцветных камней или смальты путем их укрепления в нанес, на декорируемую поверхность слое известкового рас. смотреть
МОЗАИКА
МОЗАИКА
изображ. или узор, выполн. из разноцветных камней или смальты путем их укрепления в нанес. на декорируемую поверхность слое известков. раствор. смотреть
МОЗАИКА
Мозаика (иноск.) пестрота (намекъ на мозаику, мусію — мозаичное искусство подражать живописи наборомъ мелкихъ цвѣтныхъ камней и стеколъ). Ср. Г. Сентя. смотреть
МОЗАИКА
изображ. или узор, выполн. из разноцветных камней или смальты путем их укрепления в нанес. на декорируемую поверхность слое известков. раствора. Затем мозаичная поверхность подвергается полировке. В классич. период в Греции под влиянием др.-вост. образцов также получили распростр. мозаичные узоры и надписи (первонач. выполненные галькой на полах). В период эллинизма стали создавать многоцветные мозаичные композиции (М. «Александр Македонский», М. из Гефестиона в Пергаме, «Всадник на тигре» с о. Делос, М. Диоскорида). Дальнейшее развитие техника М. получила в Др. Риме, о чем свидет. как помпейские М., так и М. из Пренесты (ландшафты долины р. Нил). М. пользовались популярностью в самых различ. пров. Рим. империи (Галлия, Германия, Паннония, Сев. Африка, Сирия). Высокого совершенства М. достигла на первых этапах развития хрис-тианства и в ранневизант. период (равеннские М.), когда мозаич. изображения исполнялись на стенах и сводах церквей. смотреть
МОЗАИКА
Мозаика (фр. mosaique) – изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, керамических плиток и т.д.; отрасль живописи, используемая пр. смотреть
МОЗАИКА
МОЗАИКА
• Musīvum, из мелких камешков или стеклянных штифтиков составлялись геометрические фигуры (tesselatum), или целые картины (собственно musivu. смотреть
МОЗАИКА
(от лат. musivum — посвященное музам) — изображение или орнамент из отдельных, очень плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков стекла, цветн. смотреть
МОЗАИКА
МОЗАИКА
1) Орфографическая запись слова: мозаика2) Ударение в слове: моз`аика3) Деление слова на слоги (перенос слова): мозаика4) Фонетическая транскрипция сло. смотреть
МОЗАИКА
(мусия) Изображение, составленное из множества элементов, близких друг другу по размерам. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В. смотреть
МОЗАИКА
МОЗАИКА мозаики, ж. (ит. mosaico). 1. Художественное изображение, узор, составленные из скрепленных между собой разноцветных мелких камешков, кусочков окрашенного стекла (искус.).Древнеримские мозаики. 2. только ед. Искусство составлять такие изображения (разг.). Заниматься мозаикой. 3. Название детских игр, в к-рых нужно составлять узоры из разноцветных шариков, кубиков и т. п. 4. перен. Сложная пестрая смесь разнородных элементов (книжн.).
МОЗАИКА
Мозаика – орнамент или сюжетная композиция, выполняемые из разноцветных мелких камней, стекла, смальты и т. д., укрепляемых на растворе или мастике. смотреть
МОЗАИКА
mosaic– деревянная мозаика– смальтовая мозаика– шахматная мозаикамозаика передающей телевизионной трубки — targetСинонимы: болезнь, витро, гиалографика. смотреть
МОЗАИКА
МОЗАИКА
МОЗАИКА
МОЗАИКА
МОЗАИКА
филат. назв. водяного знака (восьмиконечные звезды) на конвертной бумаге, использ. при изд. станд. и рекламных маркированных конвертов СССР в 1. смотреть
МОЗАИКА
англ. mosaic нем. Mosaik франц. mosaïque Синонимы: болезнь, витро, гиалографика, декоративно-прикладное искусство, интарсия, маркетри, миллифиори, му. смотреть
где применяется мозаика
Первые мозаичные изображения, дошедшие до наших дней, относятся к эпохе античности. Однако сегодня мозаика переживает второе рождение. Все чаще можно увидеть панно и картины в самых различных по назначению помещениях: бассейнах, выставочных залах, холлах оттелей, кафе, магазинах, на вернадах. И, конечно, в новых домах и квартирах.
На смену утерянным старинным секретам пришли промышленные технологии производства и укладки мозаичных композиций. Фирм, специализирующихся на мозаике, сегодня масса. И каждая предлагает свои эскизы и сюжеты, которых в каталогах обычно сотни.
Но если ни один не удовлетворил вкусам заказчика, могут использоваться и рисунки, предложенные самим заказчиком. Разумеется, художественная выразительность мозаичного панно достигается не только сложностью рисунка, но и разнообразием материалов, его составляющих. Сегодня мы раскажем о них.
Самый распространенный материал для производства мозаики сегодня — венецианское стекло. Оно долговечно, водостойко, жаростойко, морозоустойчиво и ударопрочно.
Мало того, оно имеет сплошную структуру, а значит, не подвержено влиянию микроорганизмов и бактерий и может использоваться для отделки бассейнов.
Что касается цветовой палитры, то ее трудно описать, настолько она многокрасочна. Для этого в процессе производства в стекло добавляют самые разнообразные добавки: от бора, кадмия и селена до полудрагоценного минерала авантюрин и перламутра.
Самая распространенная форма наборных элементов в мозаике (их называют также модулями, чипсами, тессерами) — квадратная. Чем они мельче, тем подробнее будет детализация изображения и точнее прорисовка.
Стеклянная мозаика имеет очень широкую область применения: это стены и полы в любых закрытых помещениях, от кухонь до бассейнов и ванных комнат, а также поверхности мебели, камины, фасады зданий.
Смальта — это разновидность стеклянной мозаики. Но в отличие от последней в состав смальты входят соли калия, а не натрия, и другие природные соединения, придающие материалу цвет.
Современную смальту получают в результате прессования мелких частичек плотно окрашенного стекла с добавлением оксидов и спекания при температуре 700-800°C в течение суток.
В результате смальта приобретает отличные физико-химические свойства: ударопрочность, морозоустойчивость, стойкость к различным агрессивным чистящим средствам. Смальта интересна тем, что непрозрачна, но будто бы светится изнутри.
Кроме того, каждый кубик немного отличается от других оттенком. Из-за этого большая поверхность, выложенная смальтой одного цвета, не выглядит уныло. Имеющиеся технологии позволяют получать до 10 тысяч оттенков смальты.
Керамическая мозаика, вернее, ее чипсы внешне похожи на обычную плитку, в форме квадрата или прямоугольника, только меньшего размера. Предлагаемые производителями цвета и оттенки очень разнообразны.
История мозаики
Считается, что зародилось искусство мозаики на Древнем Востоке. Исследователи датируют это событие 2-ой половиной IV тысячелетия до н.э. В то время мозаика имела совершенно другой вид и использовалась в основном, при отделке дворцовых стен и колонн.
Мозаичные тессеры (элементы) в те времена имели вид конусов из глины длиной 8-10 см и диаметров 1,8 см. Их обжигали и укладывали в глиняный же раствор, который выступал в роли клея. При этом из оснований конусов формировалось изображение, которое впоследствии раскрашивалось, обычно красным, черным и белым. В изображениях использовались геометрические мотивы: ромб и треугольник.
Позднее мозаика стала появляться не только на стенах и колоннах. Ее стали использовать в напольных покрытиях. Но в качестве материала уже выступали не глиняные конусы, а природная необработанная галька.
Мозаика из гальки и в настоящее время является одним из любимых видов мозаики у ландшафтных дизайнеров. Особенно данный вид мозаики распространен в Англии.
Первые античные мозаики из необработанной гальки найдены в Коринфе и датированы концом V века до н.э. Это контурные изображения людей, животных, мифологических существ, декорированные геометрическим и растительным орнаментом, выполненные обычно белым по черному.
Расцвет античной мозаики приходит, когда появляется техника подколки камешков и становится доступным цветное стекло, что позволяло достигать живописной реалистичности изображений и использовать практически неограниченную цветовую гамму.
Высочайшим расцветом мозаичного искусства можно считать эпоху Византийской империи. Византийская мозаика становится более утонченной, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится преимущественно золотым. Мозаика в то время была не только и не столько роскошным украшением интерьера, но и летописью библейских сюжетов.
4. Средневековая Евразия.
В Европе в этот период получила распространение мода на мозаики из раковин морских моллюсков и из бисера. В Германии бисером декорировались как плоские детали мебели, например, столешницы, так и объемные предметы (бутыли).
Мозаика также очень широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока.
На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала (в Византии на вывоз смальты была объявлена государственная монополия).
Возрождением мозаики в России занимался Михаил Ломоносов.
Однако мозаичное дело Ломоносова не получило продолжения по смерти своего создателя. Искусство мозаики было вновь забыто.
В 1840-е годы встал вопрос о переводе живописных икон крупнейшего в России Исаакиевского собора в мозаику. Но во влажном климате Санкт-Петербурга, построенного на болоте, фрески осыпались ещё до окончания росписи, а там, где краска держалась, изображение быстро чернело и тускнело, впитывая дым от кадила, свечей и лампад. Русскому правительству пришлось командировать выпускниковИмператорской Академии художеств учиться у мастеров Студии мозаики Ватикана. С другой стороны, из Рима в Петербург для организации производства смальты были приглашены технологи-стекловары.
В 1851 году русские студенты вернулись на родину, к этому же времени здесь итальянцами уже было организовано для них производство смальты. Этот год считается датой открытия Мозаичной мастерской Императорской Академии художеств.
Хотя мастерская была организована специально для создания мозаик Исаакия, что продлилось 66 лет и так и не было завершено из-за революционных событий, она выполняла и другие заказы: мозаики для иконостаса Собора Спаса на Крови в Петербурге, иконостаса собораСпаса на Водах, орнаментальные мозаики Храма Христа Спасителя в Москве, мозаичные портреты членов царской семьи и частные заказы.
Современная мозаика претерпела за многие тысячелетия развития внушительную трансформацию. И сейчас чаще всего мозаикой стали называть отделочный материал, являющийся совокупностью мелких плиток прямоугольной формы различных цветов, из которых составляется напольный или настенный узор либо рисунок.
Но мозаика как часть прикладного декоративного искусства в чести у многих и в наше время. Индивидуальные творения мастеров мозаичной техники ценятся во много раз дороже, чем использование готовых шаблонов. Уникальные орнаменты и картины используются художниками как в градостроительной практике, так и у частных заказчиков, имеющих достаточные средства и чувство вкуса.
Такие творения создаются, в основном, из смальты, стекла и камней (как искусственных, так и натуральных). При этом материалы, используемые в композициях, комбинируются между собой, создавая эффект игры света и тени. Нередки индивидуальные заказы на эксклюзивную мозаику для внутреннего декора помещений с использованием нетрадиционных материалов, а также драгоценных камней и металлов.