Что означает направление организации труда подготовка и повышение квалификации кадров

Обучение персонала в организации

Обязательные виды

Если речь идет о профессиональной подготовке, реализуемой, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273, по программам профессиональной подготовки, переподготовки или повышении квалификации, то необходимость их прохождения для работников определяется на усмотрение работодателя ( ст. 196 ТК РФ ). В то же время обучение и переподготовка персонала организации становится обязательной мерой, если оно является условием выполнения работниками определенных видов деятельности (ст. 196 ТК РФ).

Еще одна форма обязательной подготовки работников осуществляется в сфере охраны труда ( ст. 212 ТК РФ ). Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 предусматривает следующие ее виды:

Не обязательные, но очень нужные

Законодательство не предусматривает иных обязательных видов подготовки помимо выше перечисленных. Тем не менее на практике внутреннее обучение персонала в организации проводится повсеместно. В одних предприятиях оно ограничивается введением в должность и передачей дел, а в других разработана целая система обучения персонала в организации. Компании, избравшие второй путь, очевидно достигают гораздо большей эффективности как на управленческом, так и на экономическом уровнях. Это объясняется тем, что система учебы на предприятии решает задачи, соответствующие основным аспектам развития сотрудника:

Рассмотрим, какие методы задействует корпоративное обучение персонала организации на каждом из этих уровней.

Методики

Итак, чем быстрее принятый на работу человек адаптируется к новой рабочей среде и корпоративной этике, тем быстрее он продемонстрирует ожидаемые от него результаты. Помимо традиционной практики наставничества, для этой цели все чаще используются электронные методы (презентации, пособия, корпоративные соцсети). После успешного прохождения адаптации для развития сотрудников компании основным становится поддержание их мотивации, а также совершенствование их профессиональных, коммуникативных, управленческих и прочих специфических навыков. Формы обучения персонала в организации следующие.

Указанные методы не только работают на развитие тех или иных навыков, но и укрепляют лояльность сотрудников к компании за счет предоставления возможности профессионального роста.

Организация процесса обучения персонала

Начальным этапом организации процесса обучения персонала является постановка целей. Цели обучения персонала в организации должны быть четко сформулированы не только для самого работодателя, но и для сотрудников. От того, насколько хорошо работник представляет себе цель, будет зависеть уровень его мотивации и успешности изучения материала. Кроме того, цели определяют общую концепцию подготовки кадров и выбор конкретных методик. Далее следует осуществить оценку потребности в развитии, которая позволит ответить на ключевые вопросы: кого учить и чему учить. На основании этого проводится комплекс подготовительных мероприятий, включающий в себя выбор образовательных программ и поставщиков данного вида услуг. Затем осуществляется сам образовательный процесс с последующей проверкой полученных знаний. Завершающим этапом является оценка эффективности проделанной работы. Вся процедура должна быть закреплена в таком локальном нормативном акте, как положение об обучении персонала в организации (скачать его можно в конце статьи).

Цена вопроса

Если вопрос учить или не учить не стоит, когда речь идет об обязательных видах подготовки кадров, то в случае корпоративного развития он возникает неизбежно. Немалую роль в принятии работодателем соответствующего решения играет финансовый аспект. Получение качественных образовательных услуг в рамках единой системы развития сотрудников, работающей на долгосрочную перспективу, не может стоить дешево. Таким образом, затраты на обучение персонала в организации должны планироваться соотносимо с прибылью и фондом заработной платы в расчете на одного сотрудника. При этом в ряде случаев законодательством предусмотрена возможность освобождения от обложения НДФЛ суммы оплаты предприятием образовательных услуг. В соответствии с п. 21 Налогового кодекса РФ, речь идет о подготовке по основным и дополнительным образовательным программам в российских компаниях, осуществляющих образовательную деятельность, либо иностранных, имеющих право на ведение образовательной деятельности.

Источник

Как организовать обучение персонала

План обучения сотрудников — это утвержденный руководителем график, по которому персонал проходит курсы повышения квалификации или другие обучающие программы.

Каким бывает обучение

В условиях динамично развивающихся технологий, внедрения новых программ базовое образование не обеспечивает надлежащей квалификации персонала, возникает необходимость в получении новых знаний и навыков. Профессиональное обучение и переподготовка персонала становятся потребностью. На помощь приходит система обучения персонала.

Выделяют три основных вида:

Рассмотрим каждый вид подробнее.

Вам помогут материалы КонсультантПлюс

Подготовка персонала

Профподготовка направлена на обучение и развитие персонала, по результатам прохождения которой обучаемый приобретает квалификацию, овладевает специальными познаниями и навыками. Соответственно, его ценность как специалиста повышается.

Переподготовка

Когда необходимо приобрести новые необходимые навыки, знания или умения, освоить другую профессию или при изменении профессиональных требований к выполнению той или иной работы, тогда переподготовка — ваш вариант.

Повышение квалификации

Этот вид называют профессиональным совершенствованием. Он необходим тем работникам, которые хотят улучшить уровень знаний, стремятся к повышению в должности либо в ситуациях, когда к работе предъявляют повышенные требования.

Основные методы

Методы бывают такими, которые используются непосредственно на рабочем месте сотрудника, без отрыва от работы. То есть он продолжает выполнять обязанности и вне рабочего места, когда отправляется на занятия, которые проводят за пределами организации. Как показывает практика, второй вариант дает лучшие результаты и является более эффективным.

Обучение персонала на предприятии (рабочем месте) проводится следующими методами:

Образование вне рабочего места

Наиболее эффективным считается учеба вне рабочего места. Это фронтальные занятия (лекции), активные образовательные мероприятия — конференции и семинары, работа в команде, общение с экспертами и прочее. Рассмотрим более подробно основные из них.

Лекции

Этот метод используется, когда необходимо быстро передать в компактной форме большой объем информации. Лекции — отличный способ получения теоретических знаний, при котором обучение проводят эксперты. У этого метода есть достоинства и недостатки. Например, отсутствие обратной связи и невозможность установить, насколько хорошо слушатели усвоили материал, к достоинствам относятся низкие финансовые затраты и подача большого объема информации за сравнительно короткий срок.

Семинары и конференции

Этот метод является более активным, по сравнению с лекциями, поскольку в процессе учебы есть возможность коллективного обсуждения различных аспектов темы, благодаря чему совершенствуется логическое мышление. Кроме того, в отличие от лекций, занятия проводятся небольшими группами, есть возможность разобрать сложные моменты, используя как опыт преподавателя, так и обучающихся. По результатам дается оценка эффективности обучения персонала.

Деловые игры

Игровой формат предполагает разыгрывание ситуации, в ходе которой обучаемым предлагают решить поставленную задачу.

Тренинги

Корпоративное обучение персонала в команде или тренинг подразумевает постановку перед группой одной задачи, которую совместными силами они должны решить. Для наиболее эффективной работы с коллективом руководителю тоже необходимо участвовать в таких занятиях.

Самостоятельное обучение

При таком методе работник самостоятельно изучает предложенный материал. Обучение проходит в виде изучения аудио- или видеоуроков, работы со специальными программами. К плюсам подобного метода относится: собственный темп прохождения, отсутствие привязки к конкретному месту и времени изучения, экономия средств и времени. К минусам — отсутствие контроля, невозможность задать вопросы по изученному материалу, снижение мотивации.

Как организовать обучение персонала

Чтобы грамотно все организовать, составляется программа обучения персонала, которая включает в себя определенные шаги, следуя которым мы достигнем оптимальных результатов. Предлагаю составить пример плана обучения персонала на предприятии.

Шаг 1. Определяем цель учебы, что вы ждете. Какова цель проведения. Возможно, это повышение мотивации работников или создание кадрового резерва, повышение производительности и качества труда или подготовка сотрудников к изменению направления деятельности.

Шаг 2. Выбираем и утверждаем формат учебы. Какие формы обучения персонала будут использоваться. Определить это важно, потому что этот фактор влияет на эффективность процесса. Форма дистанционная или в виде прямого контакта непосредственно с инструктором. Выбирают исходя из удобства и специфики каждой организации.

Шаг 3. Создаем или выбираем обучающие курсы. В некоторых компаниях имеются собственные учебные центры, где разрабатываются обучающие программы. Если таких центров в вашей организации нет, обратитесь к специальным фирмам, которые профессионально занимаются разработкой этого продукта.

Что означает направление организации труда подготовка и повышение квалификации кадров. Смотреть фото Что означает направление организации труда подготовка и повышение квалификации кадров. Смотреть картинку Что означает направление организации труда подготовка и повышение квалификации кадров. Картинка про Что означает направление организации труда подготовка и повышение квалификации кадров. Фото Что означает направление организации труда подготовка и повышение квалификации кадров

Шаг 4. Находим и подготавливаем тренеров. Для проведения мероприятия нужен специалист по обучению и развитию персонала — тренер. Необходимо периодически проверять уровень его подготовки и своевременно отправлять на повышение квалификации. Если же такого лица в организации нет, то его приглашают извне. Но прежде чем остановить выбор на ком-то, обязательно ознакомьтесь с отзывами, запросите документы, подтверждающие квалификацию и уровень профессионализма.

Шаг 5. Обучаем сотрудников предприятия. Начинаем с утверждения графика и программы. Обучающие организации предоставят образец программы обучения персонала. Руководителю не следует самоустраняться от процесса. Процесс обязательно контролируют, например директор по персоналу: обучение сотрудники будут проходить более ответственно, зная, что руководство держит руку на пульсе. По результатам прохождения составляется протокол обучения персонала.

Шаг 6. Закрепляем и оцениваем пройденный материал. Чтобы определить, насколько проведенные мероприятия были полезными и эффективными, проверьте полученные работниками знания. Лучше всего это сделать в форме тестов, что позволит выявить и скорректировать слабые места в переподготовке. П ри несогласии работника с итогами тестирования, при обжаловании у работодателя будет наглядное подтверждение его результатов.

Шаг 7. Анализируем результаты и подводим итоги. По итогам сотрудникам выдают анкеты, которые покажут уровень удовлетворенности пройденным курсом. Дополнительно проводят перестановки кадров, меняют оплату труда, формируют кадровый резерв. Этим работодатель стимулирует своих сотрудников к дальнейшему профессиональному развитию.

Эксперт по трудовому праву и кадровым вопросам. Последние 7 лет работала инспектором по труду. Более 16 лет посвятила государственной службе. С 2017 года автор статей на кадровые темы для профильных изданий и сайтов.

Источник

Что означает направление организации труда подготовка и повышение квалификации кадров

СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ ОАО «СО ЕЭС»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, ПОДДЕРЖАНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА

Сведения о стандарте

1. РАЗРАБОТАН: Открытым акционерным обществом «Системный оператор Единой энергетической системы».

2. ВНЕСЕН: Открытым акционерным обществом «Системный оператор Единой энергетической системы».

3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ: приказом ОАО «СО ЕЭС» от 06.11.2009 N 434.

Введение

С введением настоящего стандарта утрачивает силу приказ ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» от 07.02.2006 N 33 «О применении Стандарта организации профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации СО-ЕЭС-ПП-1-2005».

1. Область применения

Настоящий стандарт распространяется на всех работников ОАО «СО ЕЭС».

2. Нормативные ссылки

В Стандарте использованы следующие законодательные акты и нормативные документы (ссылки [ ] в тексте соответствуют номеру документа).

4. Порядок проведения работы с персоналом в исполнительном аппарате и филиалах ОАО «СО ЕЭС»*, введенный в действие распоряжением ОАО «СО ЕЭС» от 28.07.2008 N 84р.

9. СТО 59012820.27010.001-2009* Стандарт организации ОАО «СО ЕЭС» «Подготовка и проведение противоаварийных тренировок с диспетчерским персоналом», утвержденный и введенный в действие приказом ОАО «СО ЕЭС» от 12.05.2009 N 153 «О введении в действие стандарта организации ОАО «СО ЕЭС».

3. Термины и определения

4. Обозначения и сокращения

— Трудовой кодекс Российской Федерации;

— исполнительный аппарат ОАО «СО ЕЭС»;

— филиал ОАО «СО ЕЭС» Объединенное диспетчерское управление;

— филиал ОАО «СО ЕЭС» Региональное диспетчерское управление;

— Филиал ОАО «СО ЕЭС» «Центр технического обслуживания»;

— любой филиал ОАО «СО ЕЭС»;

— подразделение технического аудита в ИА;

— подразделения (работники) технического контроллинга и аудита в ИА и филиалах Общества;

— подразделение управления персоналом в ИА;

— подразделение управления персоналом в филиале;

— подразделение тренажерной подготовки персонала в ИА;

— подразделение тренажерной подготовки персонала в ОДУ;

— подразделение тренажерной подготовки персонала в РДУ;

— Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации;

— стандарт организации ОАО «СО ЕЭС» «Профессиональная подготовка, поддержание и повышение квалификации персонала»;

5. Категории персонала

Для целей организации профессиональной подготовки, поддержания и повышения квалификации, а также в соответствии с требованиями ПРП и других нормативных документов в Стандарте выделяются следующие категории работников:

5.10. Работники Общества, перечисленные в п.п.5.1-5.9 настоящего Стандарта, объединяются в следующие группы:

6. Формы профессиональной подготовки, поддержания и повышения квалификации

6.1. Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося [1, 2].

6.2. Профессиональная подготовка в Обществе заключается в подготовке по новой должности (профессии), продолжительность которой устанавливается руководителем структурного подразделения ИА, филиала Общества и проводится по утвержденной программе в порядке индивидуальной подготовки под руководством специалиста, обладающего соответствующей квалификацией [3].

6.2.1. Подготовка по новой должности диспетчеров, оперативного, оперативно-ремонтного и ремонтного персонала производится по индивидуальным программам, разрабатываемым на основе типовых программ подготовки, утверждаемым руководителем направления (структурного подразделения) ИА, филиала Общества, и должна включать в соответствии с требованиями ПРП:

— стажировку на рабочих местах подчиненного персонала;

— прохождение контрольных тренировок;

— допуск к самостоятельной работе.

Диспетчеры и другие лица, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике, кроме того проходят предаттестационную подготовку и государственную аттестацию 6.

До выполнения этапов программы подготовки работник должен пройти вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте.

Источник

«Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года» (одобрено Коллегией Минобрнауки России, протокол от 18.06.2013 N ПК-5вн)

Коллегией Минобрнауки России

(протокол от 18 июня 2013 г. N ПК-5вн)

РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ

ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Стратегия разработана в соответствии с основными положениями следующих документов:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 602 «Об обеспечении межнационального согласия»;

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р);

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р);

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537);

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. N Пр-212);

Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р);

Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1760-р);

План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 2620-р).

2. Проблемы и вызовы

Развитие системы профессионального образования разворачивается под воздействием внешних и внутренних факторов, в контексте тенденций и противоречий международного и национального масштаба.

На международном уровне координацией усилий по формированию общих принципов и подходов к реформированию и модернизации профессионального образования занимаются такие организации как ОЭСР, Седефоп, Европейский форум профессионального образования, Международная организация профессионального образования, Европейский фонд образования, Международный банк реконструкции и развития и другие; также усилия по формированию общего пространства профессионального образования предпринимаются в рамках Копенгагенского и Туринского процессов.

Наиболее существенными внешними факторами, влияющими на перспективы развития системы профессионального образования в Российской Федерации, являются:

глобализация экономики, сопровождающаяся усилением академической и трудовой мобильности, что требует сопоставимости квалификаций работников;

устаревание или необходимость модернизации ряда профессий, возникновение новых профессий;

инновации и развитие новых технологий, приводящие к быстрым изменениям в промышленном производстве, экономике и социальной сфере, в том числе повышение экологических требований к производству (энергосбережение и альтернативные источники энергии, «зеленые технологии» и т.п.);

интернационализация в сфере образования;

экономические кризисы и угроза безработицы;

негативные демографические тенденции;

развитие корпоративных систем подготовки кадров.

К внутренним факторам, влияющим на состояние и развитие системы профессионального образования, необходимо отнести:

государственные программы развития приоритетных отраслей экономики и регионов страны;

сохранение смешанной системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации;

инерционность системы СПО и медленный темп становления новой парадигмы профессионального образования, отвечающей задачам постиндустриального общества, основанного на знаниях;

старение преподавательского состава образовательных организаций и отсутствие у значительной части педагогических работников компетенций, необходимых для модернизации подготовки кадров;

неудовлетворительное по целому ряду показателей состояние материально-технической базы образовательных учреждений и студенческих общежитий.

Совокупность внешних и внутренних факторов является вызовом для существующей системы профессионального образования и ставит задачи развития и модернизации в разряд приоритетных.

Заметной тенденцией в сфере развития кадрового потенциала организаций и предприятий становится создание собственных центров и программ обучения персонала. Как показывают проведенные исследования, 66% работодателей предпочитают доучивать и переучивать своих работников на базе собственных образовательных подразделений. В целом такое положение отвечает мировой тенденции повышения роли внутрифирменной подготовки сотрудников.

Рост заработной платы педагогических работников актуализирует введение эффективного контракта с педагогическими работниками, учитывающего современные стандарты профессиональной деятельности и соответствующую оценку качества работы педагогов.

Особенно остро эта проблема ощущается в инновационном секторе и высокотехнологичных производствах.

Серьезным негативным фактором, отрицательно влияющим на способность к модернизации, являются недостаточная привлекательность рабочих квалификаций и квалификаций специалистов среднего звена среди населения, недостаточно эффективная современная система профессиональной ориентации и консультирования, невысокий уровень оплаты труда.

Не завершено формирование общероссийской системы оценки качества образования, необходимо повышение информационной открытости результатов деятельности образовательных организаций на основе мониторинга образования. Слабость обратной связи является барьером для развития конкуренции, повышения эффективности и доступности образовательных услуг. Появляется угроза фрагментарности и нескоординированности действий, несистемности и отсутствия достоверной и актуальной информации для формирования и продвижения государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, отставания ряда регионов в реализации новых организационно-экономических механизмов, новых подходов к обучению и воспитанию.

Для устранения данных разрывов и противоречий разработана Стратегия как согласованный комплекс мер федерального и регионального уровней.

обеспечивать подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями экономики и общества;

гибко реагировать на социально-экономические изменения;

предоставлять широкие возможности для различных категорий населения в приобретении необходимых профессиональных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.

2. Основные задачи Стратегии

Для достижения цели Стратегии предполагается решение комплекса основных задач:

1. Обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики.

2. Консолидация усилий и ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии Системы.

3. Создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.

4. Создание условий для успешной социализации и самореализации обучающихся.

3. Основные принципы

Реализация настоящей Стратегии основывается на следующих принципах:

ведущая роль государственно-частного партнерства в подготовке квалифицированных кадров;

усиление роли общественных институтов управления подготовкой квалифицированных кадров;

интернационализация профессионального образования;

непрерывность системы подготовки квалифицированных кадров, возможность освоения и признания новых компетенций и квалификаций в течение всего периода трудовой деятельности;

согласованность с мерами государственной политики в сфере экономики, промышленности, труда и социальной защиты;

информационная открытость системы профессионального образования.

4. Основные мероприятия Стратегии

Для решения комплекса задач предполагается реализация следующих мероприятий:

3.1. Для обеспечения соответствия квалификации выпускников требованиям экономики будут реализованы следующие мероприятия:

3.1.1. Формирование механизмов гибкой адаптации системы подготовки кадров к изменяющимся потребностям рынка труда в количестве и качестве рабочей силы;

3.1.2. Развитие структуры, содержания и технологий профессионального образования;

3.1.3. Создание условий и механизмов обеспечения Системы квалифицированными педагогическими кадрами;

3.1.4. Создание современной материально-технической и учебно-методической базы для подготовки кадров;

3.1.5. Формирование современных механизмов оценки качества образования.

3.2. Для обеспечения консолидации ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии Системы будут реализованы следующие мероприятия:

3.2.1. Развитие общественных форм управления с участием организаций реального сектора экономики и социальной сферы;

3.2.2. Развитие механизмов государственно-частного партнерства с участием образовательных организаций, организаций реального сектора экономики и социальной сферы;

3.2.3. Повышение финансовой устойчивости и сбалансированности бюджетов профессиональных образовательных организаций;

3.2.4. Повышение эффективности использования имеющихся ресурсов для подготовки кадров;

3.2.6. Повышение качества кадрового потенциала управленческого состава Системы;

3.2.5. Формирование системы мониторинга образования, развитие систем информационного обмена и образовательной статистики.

3.3. Для создания и обеспечения широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности будут реализованы следующие мероприятия:

3.3.1. Формирование современной системы профессиональной ориентации и консультирования по вопросам развития карьеры.

3.3.2. Реализация на базе профессиональных образовательных организаций диверсифицированного набора образовательных программ для удовлетворения потребностей в профессиональном обучении различных категорий граждан.

3.3.3. Обеспечение социальной поддержки обучающихся, в том числе социально уязвимых групп.

3.3.4. Развитие инфраструктуры оценки и признания квалификаций, включая признание результатов самообразования.

3.4. Для создания условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи будут реализованы следующие мероприятия:

3.4.1. Развитие социальных и предпринимательских компетенций обучающихся, обеспечивающих их адаптацию к изменениям внешних условий;

3.4.2. Создание условий для воспитания молодежи и повышения ее мотивации к физическому совершенствованию и поддержанию здорового образа жизни.

3.4.3. Создание условий для военно-патриотического воспитания обучающихся и допризывной подготовки.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ВЫПУСКНИКОВ ТРЕБОВАНИЯМ ЭКОНОМИКИ

Решение задачи обеспечения соответствия квалификации выпускников требованиям экономики связано, прежде всего, с развитием механизмов взаимодействия сферы образования и сферы труда при проектировании программ, оценке качества образования (освоенных компетенций), повышением гибкости в планировании и прогнозировании потребностей в кадрах, а также оперативности в формировании и обновлении программ.

Развитие механизмов оценки качества образования будет основано на принципах открытости, объективности, прозрачности и общественно-профессионального участия.

Для повышения гибкости в прогнозировании и планировании потребностей в кадрах предполагается дальнейшее развитие инфраструктуры и технологий количественного и качественного прогноза актуального и перспективного спроса на квалификации (в отраслевом, региональном, национальном разрезе), формирование государственного заказа и государственного задания на подготовку кадров на основе этих прогнозов, распределение государственного задания на подготовку кадров и соответствующего финансирования.

Будут сформированы новые принципы распределения государственного задания на программы профессионального обучения и среднего профессионального образования, в том числе направленные на развитие финансовых механизмов распределения государственного задания исходя из потребностей регионов, предприятий и организаций, участия в выполнении государственного задания образовательных организаций различных форм собственности, а также совместного исполнения государственного задания несколькими организациями.

Будет осуществлено дальнейшее развитие законодательства и практики в сфере нормативного подушевого финансирования образовательных программ.

Организация образовательного процесса предполагает увеличение объема обучения на рабочем месте, обучении в процессе деятельности, наставничества, а также особое внимание будет уделено поддержке проведения международных и всероссийских олимпиад (конкурсов) профессионального мастерства среди обучающихся профессиональных образовательных организаций.

Для обеспечения своевременной актуализации содержания образования в соответствии с требованиями рынка труда и практической ориентации обучения получат дальнейшее развитие механизмы государственно-частного партнерства в части:

разработки новых и обновления действующих модульных образовательных программ;

развития моделей обучения на рабочем месте, в том числе на базе кафедр и других подразделений образовательных организаций на предприятиях;

регулярного повышения квалификации педагогических работников (преподавателей, мастеров производственного обучения) в форме стажировок на предприятиях (в организациях);

реализации по заказу предприятий (организаций) программ профессионального обучения (в том числе на базе многофункциональных центров прикладных квалификаций);

привлечения к преподаванию представителей предприятий (организаций);

реализации сетевых форм обучения (в том числе с использованием ресурсов организаций, входящих в кластер);

независимой оценки качества подготовки обучающихся и выпускников.

Усилится роль отраслевых советов (национального, межрегионального, регионального уровня) и общественных органов управления профессиональными образовательными организациями (наблюдательных и попечительских советов) в части:

проведения отраслевого/регионального анализа потребностей в умениях и квалификациях, согласования заказа на подготовку кадров в регионах в соответствии с потребностями отрасли (федерального, межрегионального или регионального уровня);

развития моделей обучения на рабочем месте;

развития инфраструктуры и практики профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Расширение возможностей приобретения обучающимися прикладных квалификаций будет реализовано путем увеличения в общем объеме образовательных программ, реализуемых образовательными организациями, доли практико-ориентированных программ бакалавриата и программ профессионального обучения.

Будут созданы условия, способствующие повышению степени соответствия профессиональных квалификаций выпускников требованиям международного рынка труда:

будет осуществлена дальнейшая переработка федеральных государственных образовательных стандартов в части укрупнения специальностей, введения вариативности в выборе профилей, обеспечения освоения общих компетенций, включая компетенции для глобальной экономики и пр.;

получит развитие олимпиадное движение профессионального мастерства World Skills Russia;

будут развиваться международные партнерские связи профессиональных образовательных организаций в части создания и реализации совместных образовательных программ, участия в международных исследованиях.

Будет проведен эксперимент по внедрению системы ECTS для профессионального образования в рамках механизмов признания результатов обучения (в том числе в рамках сетевого обучения, смены образовательной траектории) и для проектирования образовательных программ.

Будет продолжена работа по развитию учебно-методической и материально-технической базы для подготовки кадров.

Будет оказана поддержка обновлению и созданию новых учебников, электронных образовательных ресурсов, наглядных пособий, тренажеров, учебного оборудования.

Будет создан информационный портал, на котором будут размещены нормативные, методические, аналитические материалы и ресурсы по тематике подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций.

Для изучения, систематизации и распространения методических материалов в части развития содержания и технологий профессионального образования и профессионального обучения, изучения и систематизации положительного отечественного и зарубежного опыта подготовки квалифицированных кадров будет сформирована методическая сеть подготовки рабочих кадров, включающая в том числе:

учебно-методические объединения по специальностям (профессиям) среднего профессионального образования;

региональные методические центры профессионального образования;

базовый(ые) центр(ы) профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.

Будет разработан и реализован комплекс мер по привлечению и подготовке квалифицированных кадров в Систему, в том числе формирование дополнительной педагогической квалификации специалистов реального сектора экономики (техников и инженеров); развитие системы непрерывного образования педагогических кадров; развитие инструментов государственно-частного партнерства для повышения квалификации педагогических кадров путем стажировок в организациях реального сектора экономики и социальной сферы, межрегиональных ресурсных центрах, стажировочных площадках и пр.

Развитие системы аттестации и оплаты труда педагогических работников будет ориентировано на повышение качества преподавания, на непрерывное профессиональное развитие.

Совершенствование оплаты труда педагогических работников и мастеров производственного обучения организаций, реализующих программы профессионального обучения и среднего профессионального образования, будет осуществляться на основе реализации принципа «эффективного контракта», в том числе будет разработан и внедрен механизм эффективного контракта с педагогическими работниками и мастерами производственного обучения организаций, реализующих программы профессионального обучения и среднего профессионального образования.

КОНСОЛИДАЦИЯ РЕСУРСОВ БИЗНЕСА, ГОСУДАРСТВА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ

Одним из ключевых механизмов развития системы подготовки кадров с прикладными квалификациями является консолидация усилий бизнеса, образования и государства в решении задач ее управления и финансирования.

Управление системой профессионального образования и обучения будет развиваться в контексте децентрализации, повышения автономии образовательных организаций, информационной открытости, усиления значимости общественных институтов управления, носить государственно-общественный характер.

С целью преодоления фрагментарности в руководстве и управлении получат дальнейшее развитие общественные формы управления, в том числе:

советы по профессиональному образованию при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, отраслевых образовательных кластерах;

отраслевые общественные объединения профессиональных образовательных организаций, руководителей профессиональных образовательных организаций;

наблюдательные и попечительские советы профессиональных образовательных организаций (с участием представителей реального сектора экономики).

Одной из ведущих форм координации усилий бизнеса, образования и государства в подготовке квалифицированных кадров в интересах развития отраслей и технологий, в том числе развития моделей многоканального финансирования, реализации сетевых образовательных программ, станут территориальные образовательные кластеры, объединяющие организации реального сектора экономики и организации, осуществляющие образовательную деятельность по подготовке квалифицированных кадров.

Взаимодействие внутри кластера будет осуществляться, в том числе, в рамках соглашений о сотрудничестве, за счет территориально-отраслевой оптимизации структуры подготовки кадров, формирования консолидированного территориально-отраслевого заказа на подготовку кадров, создания кафедр и иных структурных подразделений на территории организаций реального сектора экономики, сетевого обучения, за счет использования различных форм и механизмов частно-государственного партнерства.

Получат дальнейшее развитие механизмы участия работодателей в решении задач обеспечения квалифицированными кадрами предприятий (организаций) за счет использования различных форм государственно-частного партнерства, в том числе:

создание структурных подразделений профессиональных образовательных организаций на предприятиях (в организациях);

заключение образовательными организациями концессионных соглашений для размещения оборудования предприятиями на отдельных площадях образовательных организаций;

субсидирование процентных ставок субъектам, инвестирующим заемные средства в развитие инфраструктуры подготовки рабочих кадров (в том числе создание многофункциональных центров прикладных квалификаций, развитие социальной инфраструктуры (общежитий, пищеблоков, стадионов);

развитие практики целевого обучения обучающихся в профессиональных образовательных организациях (в том числе с заключением договоров, предусматривающих меры социальной поддержки обучающихся и педагогических работников);

создание региональных (отраслевых) фондов целевого капитала профессионального образования (в том числе для подготовки и профессионального обучения кадров для малого и среднего бизнеса);

реализация схемы финансирования подготовки кадров на основе индивидуальных образовательных сертификатов;

развитие механизмов и инструментов профессионально-общественной аккредитации и пр.

Получит дальнейшее развитие организационно-экономический механизм модернизации системы профессионального образования на основе трехстороннего государственно-частного партнерства (с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представителей бизнеса (работодателей и их объединений) и образовательных организаций).

Вместе с тем создание благоприятных правовых и экономических условий для частного инвестирования в образовательную сферу будет сопровождаться разработкой и внедрением механизмов защиты государственных профессиональных образовательных организаций от действий, направленных на их необоснованную приватизацию.

Одним из важных моментов развития Системы является создание условий для повышения финансово-хозяйственной самостоятельности профессиональных образовательных организаций, в том числе путем реализации новых принципов финансирования на основе государственных (муниципальных) заданий, путем обеспечения равного доступа к бюджетным средствам для образовательных организаций различных организационно-правовых форм.

Также запланировано расширение практики использования образовательными организациями, являющимися бюджетными учреждениями, права быть учредителями и участниками хозяйственных обществ (в том числе учебных полигонов, учебно-тренировочных центров, малых молодежных предприятий).

С целью повышения эффективности управления ресурсами профессиональных образовательных организаций, повышения скоординированности действий при формировании, реализации и оценке качества образовательных программ, организации практической подготовки студентов усилится роль представителей реального сектора экономики в попечительских и наблюдательных советах.

Будет сформирована новая образовательная инфраструктура подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, направленная на повышение эффективности использования имеющихся ресурсов региональных систем профессионального образования и отдельных образовательных организаций, а также улучшение взаимодействия профессиональных образовательных организаций с организациями реального сектора экономики.

Получат развитие многоуровневые модели профессиональных образовательных организаций (то есть реализующих программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих), программы подготовки специалистов среднего звена, профессионального обучения и дополнительного образования), нацеленных либо на территориально доступное получение широкого спектра профессий и специальностей, либо подготовку для конкретных отраслей (предприятий).

Повышение эффективности использования имеющихся ресурсов также будет реализовываться за счет целевой концентрации уникальных образовательных ресурсов на базе ресурсных центров (региональных и межрегиональных), развитии на их базе сетевых форм реализации образовательного процесса.

Будет сформирована сеть многофункциональных центров прикладных квалификаций (как структурных подразделений образовательных организаций, так и отдельных юридических лиц), обеспечивающих:

доступ к получению профессиональных квалификаций для всех возрастных групп населения от 15 лет;

оперативное реагирование на обновление производства и текущие запросы предприятий;

гибкость программ профессионального обучения;

повышение многообразия траекторий профессионального развития;

расширение полномочий работодателей в управлении подготовкой кадров.

Будет продолжено формирование «рыночной» инфраструктуры профессионального образования, обеспечивающей взаимодействие образовательных организаций с рынком труда: получат развитие службы образовательного маркетинга, центры инжиниринга профессионального образования, информационные сервисы для обеспечения взаимодействия внутри сети образовательных организаций, центры оценки и сертификации квалификаций и пр.

Будет проведена оптимизация структуры подготовки кадров по практико-ориентированным программам бакалавриата и программам среднего профессионального образования в соответствии с распределением Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» полномочий в сфере образования между федеральными и региональными органами исполнительной власти.

Основой для принятия управленческих решений будет выступать ежегодный мониторинг деятельности образовательных организаций, реализующих программы профессионального обучения и среднего профессионального образования, организуемый федеральными государственными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, на основе единых организационных и методологических принципов, обеспечивающих сопоставимость данных.

Результаты мониторинга будут размещаться в виде итоговых отчетов в сети Интернет на официальных сайтах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

Результаты мониторинга будут также использоваться для подготовки национального доклада о состоянии и перспективах развития среднего профессионального образования и профессионального обучения, в рамках участия Российской Федерации в процессах международной кооперации (проекты Международной организации труда, Группы 20, Туринском процессе и др.), а также для принятия решений о тактических и стратегических направлениях развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на федеральном и региональном уровнях.

Получит развитие нормативное финансирование, учитывающее результаты оценки деятельности профессиональных образовательных организаций.

Происходящие в образовании изменения отражаются в системе образовательной статистики, которая содержит сведения, характеризующие состояние, а также количественные и качественные изменения, происходящие в сфере образования. Будут введены показатели, отвечающие международным требованиям.

Будут реализованы мероприятия по повышению квалификации и переподготовке управленческих кадров профессиональных образовательных организаций, включая формирование кадрового резерва руководителей, подготовку управленческих команд профессиональных образовательных организаций.

Будут разработаны и внедрены профессиональные стандарты «руководитель образовательной организации» и «педагогический работник». Будет разработан и внедрен механизм эффективного контракта с руководителями профессиональных образовательных организаций, устанавливающий взаимосвязь между показателями качества предоставляемых профессиональной образовательной организацией услуг и эффективностью деятельности руководителя данной организации (в том числе по результатам независимой оценки).

ШИРОКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ

В ПРИОБРЕТЕНИИ НЕОБХОДИМЫХ ПРИКЛАДНЫХ УМЕНИЙ И КВАЛИФИКАЦИЙ

НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С целью обеспечения доступа граждан к качественной информации и консультациям относительно возможности получения профессионального образования и признания квалификаций будет сформирована современная система профессиональной ориентации и консультирования по вопросам развития карьеры и ее нормативные, методические, информационные и институциональные механизмы (включая подготовку экспертов, построение сети специализированных служб, использование интернет-ресурсов, распространение моделей организации профориентационной работы на основе механизмов межведомственного взаимодействия, развития деятельности негосударственных специализированных учреждений профориентационной направленности, активизации государственно-частного партнерства). Будет создан информационный ресурс для соотечественников о возможностях профессионального образования, обучения, оценки и признания квалификаций в Российской Федерации.

Будут организованы PR-кампании на федеральном и региональном уровнях, в том числе тематические передачи (публикации) в федеральных и региональных СМИ о рабочих профессиях, рабочих династиях, победителях конкурсов профессионального мастерства, будет обеспечиваться информационная поддержка мероприятий, имеющих профориентационное значение. Будет расширяться участие регионов в международном движении конкурсов профессионального мастерства World Skills.

На базе профессиональных образовательных организаций будет развиваться диверсифицированный набор адресных, коротких, эффективных программ для удовлетворения потребностей в профессиональном обучении различных категорий граждан независимо от их возраста, состояния здоровья, социального положения, ранее полученного образования и места проживания (в том числе различных возрастных когорт занятого населения от 15 до 65 лет, сельского населения, уязвимых групп (меняющих работу и безработных) и пр.).

Будут поддержаны меры по расширению доступа к профессиональному образованию и обучению на основе разработки и внедрения дистанционных образовательных технологий с применением электронного обучения для сельского населения, женщин, имеющих детей, лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для сельского населения также получит дальнейшее развитие система профессионального обучения на базе сельских малокомплектных школ.

На уровне профессиональных образовательных организаций будут реализованы меры по развитию инклюзивного обучения лиц с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями.

С целью оказания содействия образовательной (учебной) миграции в Российскую Федерацию и поддержки академической мобильности будут реализованы меры, нацеленные на:

совершенствование условий для обучения в профессиональных образовательных организациях российских и иностранных студентов вне зависимости от гражданства и места проживания;

совершенствование условий пребывания в Российской Федерации иностранных студентов, их социально-культурной адаптации, медицинского страхования, обеспечения безопасности;

создание в странах с наиболее интенсивными миграционными потоками центров изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях.

Будет реализован комплекс мер по повышению квалификации преподавателей профессиональных образовательных организаций по работе с различными категориями граждан.

С целью обеспечения социальной поддержки обучающихся будут:

апробированы и внедрены механизмы стимулирования профессионального обучения на основе именных образовательных сертификатов особых целевых групп (уволенные в запас военнослужащие, сотрудники организаций малого и среднего предпринимательства, малоимущие, социально незащищенные граждане, пенсионеры);

получит развитие государственная поддержка образовательного кредитования граждан за счет включения в государственные программы по субсидированию образовательных кредитов большего числа банков и образовательных учреждений профессионального образования.

Будет поддержана реализация комплекса мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

С целью стимулирования развития непрерывного образования взрослого населения будет поддержано развитие отраслевых уровней квалификаций для разработки профессиональных стандартов, профессиональных и отраслевых стандартов. Будет поддержано развитие инфраструктуры и инструментов оценки и признания (сертификации) квалификаций, полученных в том числе путем самообразования (неформального образования).

УСПЕШНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ЭФФЕКТИВНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ

Важным направлением обеспечения трудоустраиваемости выпускников профессиональных образовательных организаций рассматривается создание условий для развития «адаптивных ресурсов» выпускников с точки зрения обеспечения их занятости и самозанятости. Для этого в профессиональных образовательных организациях получат развитие содержание и технологии обучения, обеспечивающие:

получение обучающимися дополнительных смежных квалификаций;

целевое обучение умениям предпринимательства, в том числе путем поддержки проектов, направленных на развитие предпринимательских умений обучающихся;

подготовку в области эффективного поведения на рынке труда;

формирования социальных компетенций, включая работу в команде, в том числе на основе развития студенческих объединений, проектных форм учебной работы.

С целью повышения мотивации к трудовой деятельности профессиям, востребованным на рынке труда, продвижения инновационных стандартов, форматов и ценностей профессионализма и предпринимательства в молодежных аудиториях будут поддержаны следующие мероприятия:

развитие олимпиадного движения (системы конкурсов) в сфере профессионального мастерства, в том числе на основе формата World Skills;

развитие научно-технического творчества детей и молодежи;

национальные чемпионаты предпринимательских идей.

Будут созданы условия для воспитания молодежи и повышения ее мотивации к физическому совершенствованию и поддержанию здорового образа жизни путем активного включения в образовательный процесс воспитательных, физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Будут созданы условия для военно-патриотического воспитания обучающихся допризывной подготовки, в том числе путем:

поддержки взаимодействия с военно-патриотическими объединениями, участия обучающихся в культурно-массовых мероприятиях, посвященных памятным историческим датам;

создания центров допризывной подготовки обучающихся на базе профессиональных образовательных организаций;

содействия установлению договорных отношений профессиональных образовательных организаций и организаций-работодателей с воинскими частями;

выработки единых подходов к получению востребованных профессиональных и социальных навыков и компетенций при прохождении выпускниками профессиональных образовательных организаций военной службы (в том числе путем создания в воинских частях учебных центров профессионального обучения для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву).

Управление реализацией и методическое сопровождение Стратегии осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации во взаимодействии с федеральными и региональными органами исполнительной власти, общественными и профессиональными организациями.

Общую координацию реализации Стратегии осуществляет Межведомственный Совет по среднему профессиональному образованию Минобрнауки России, в состав которого будут входить представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений работодателей, профсоюзов, межрегиональных советов по профессиональному образованию, экспертных организаций.

Реализация настоящей Стратегии осуществляется органами государственной власти в соответствии с полномочиями в установленной сфере деятельности. Органами государственной власти определяются должностные лица, которые несут персональную ответственность за исполнение мероприятий настоящей Стратегии, а также представление отчетности о достижении целевых показателей, проблемах и рисках, предпринимаемых мерах по их преодолению.

Федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального образования, профессионального обучения и практико-ориентированного бакалавриата, разрабатывают (модернизируют) с учетом положений настоящей Стратегии отраслевые программы подготовки и переподготовки кадров.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия Российской Федерации в области образования, разрабатывают региональные программы развития профессионального образования с учетом положений настоящей Стратегии и утверждают данные программы распоряжением правительства субъекта Российской Федерации или решением органа законодательной власти субъекта Российской Федерации.

Образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального образования, профессионального обучения и практико-ориентированного бакалавриата, разрабатывают программы развития с учетом положений настоящей Стратегии, а также с учетом иных стратегических документов, утвержденных учредителем.

Финансирование мероприятий по реализации настоящей Стратегии осуществляется в пределах средств, выделяемых из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных источников.

Основными формами координации усилий по реализации Стратегии будут выступать общественные институты управления: советы по профессиональному образованию при органах исполнительной власти, отраслевые советы и фонды, отраслевые общественные объединения работодателей, профессиональных образовательных организаций, руководителей профессиональных образовательных организаций, наблюдательные и попечительские советы профессиональных образовательных организаций.

Центральным организационно-экономическим механизмом, призванным обеспечить «настройку» системы профессионального образования на потребности социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, развития отраслей экономики и социальной сферы, и тем самым способствующим решению основных кадровых проблем, препятствующих развитию приоритетных отраслей региональных экономик и экономики страны в целом, рассматривается государственно-частное партнерство.

Для достижения целей и решения задач настоящей Стратегии используются следующие механизмы работы:

совершенствование законодательства в сферах государственно-частного партнерства, среднего профессионального образования и профессионального обучения и пр.;

поддержка профильных научных и научно-методических исследований и разработок;

развитие межрегионального и международного сотрудничества;

проведение подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических работников;

широкое и системное освещение в средствах массовой информации и сети Интернет положительного опыта;

создание постоянно действующего информационного ресурса (интернет-портала), посвященного вопросам подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций;

организация и проведение публичных кампаний, выставок, дискуссионных клубов, форумов и конференций по актуальным вопросам среднего профессионального образования и профессионального обучения, а также стажировок, обменов, встреч.

Для реализации настоящей Стратегии для каждого этапа формируется соответствующий Комплекс мер.

Формирование комплекса мероприятий, направленных на реализацию этапа Стратегии, осуществляется в текущем году на следующий, в том числе по заявкам региональных органов исполнительной власти в сфере образования, представителей общественных и профессиональных организаций.

Основанием для принятия управленческих решений в рамках реализации Стратегии будут результаты ежегодных мониторингов:

мониторинга образования (в части в оценки деятельности организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, профессионального обучения и практико-ориентированного бакалавриата);

мониторинга выполнения комплекса мероприятий по реализации настоящей Стратегии.

к Стратегии развития системы

подготовки рабочих кадров

и формирования прикладных

квалификаций до 2020 года

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Общая характеристика

Подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена является неотъемлемой частью сферы образования и одним из важных компонентов обеспечения устойчивого и эффективного развития человеческого капитала и социально-экономического развития Российской Федерации в целом.

Основы ныне действующей в Российской Федерации системы начального профессионального и среднего профессионального образования заложены в середине прошлого века, когда в системе образования были сначала выделены, а затем организационно оформлены начальный и средний уровни профессионального образования.

Существование совокупности уровней профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки позволяет гражданам Российской Федерации выбирать различные пути (траектории) получения профессионального образования и повышения квалификации.

Значительные изменения система российского профессионального образования в период с 2008 по 2012 годы претерпела в русле общих процессов демократизации жизни общества, формирования рыночной экономики.

Важным событием этого периода стала передача в собственность субъектов Российской Федерации федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 2413-р.

В настоящей Стратегии система подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций охватывает область образования, включающую реализацию образовательных программ, результаты подготовки по которым соответствуют с 2 по 6 уровням квалификаций для разработки профессиональных стандартов:

программы профессионального обучения (профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка по профессиям рабочих (служащих);

программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и программы подготовки специалистов среднего звена (образовательные программы среднего профессионального образования);

практико-ориентированные программы бакалавриата (образовательные программы высшего образования).

2. Основные показатели

Система начального профессионального и среднего профессионального образования включает государственный и негосударственный секторы. При этом подготовка рабочих кадров с начальным профессиональным образованием осуществляется только в государственных образовательных учреждениях.

Государственный сектор системы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена представляет собой разветвленную сеть, включающую:

4444 государственных образовательных учреждений (в том числе 1719 образовательных учреждений НПО и 2725 образовательных учреждений СПО);

212 государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих программы НПО и СПО (в том числе 33 высших учебных заведения, реализующих программы НПО, и 179 высших учебных заведений, реализующих программы СПО).

Государственные образовательные учреждения профессионального образования занимают преобладающее место в подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена.

В негосударственном секторе осуществляется подготовка специалистов среднего звена в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также подготовка рабочих кадров по краткосрочным программам профессиональной подготовки на базе учебных центров корпораций. Всего функционирует 256 негосударственных образовательных учреждений среднего профессионального образования с общим контингентом 102,7 тыс. человек и 16 структурных подразделений высших учебных заведений, реализующих программы СПО, с общим контингентом 3,3 тыс. человек.

Финансирование системы начального профессионального

и среднего профессионального образования

В 2012 году консолидированный бюджет НПО и СПО составил 188659,0 млн. рублей.

При росте консолидированного бюджета НПО и СПО в абсолютном значении на 8,3 процента доля консолидированного бюджета НПО и СПО в общем объеме консолидированного бюджета на образование сократилась с 9,7 процента в 2008 году до 7,4 процента в 2012 году.

В период с 2010 по 2012 годы произошла передача большинства федеральных образовательных учреждений НПО и СПО на региональный уровень, в связи с чем наблюдается тенденция увеличения доли бюджета субъектов Российской Федерации в общем объеме консолидированного бюджета НПО и СПО. Если в 2006 году доля федерального бюджета Российской Федерации в общем объеме консолидированного бюджета НПО и СПО составляла 39,5 процента, то в 2011 году она составляет 26,5 процента.

Также в последние пять лет проводится активная реструктуризация сети учреждений НПО и СПО, что привело к перераспределению объемов консолидированных бюджетов НПО и СПО в сторону увеличения на 17,3 процента доли консолидированного бюджета СПО.

Таким образом, на фоне роста общего объема средств, направляемых из бюджетов разных уровней на сферу образования, и наряду с тенденцией к росту абсолютных объемов финансирования, имеются признаки снижения доли расходов на НПО и СПО в консолидированном бюджете на образование. Наиболее быстрыми темпами происходит снижение расходов на НПО, что связано со структурными изменениями в системе профессионального образования. Основную нагрузку по финансированию НПО и СПО продолжают нести бюджеты разных уровней государственного управления. Потенциал внебюджетного финансирования, в том числе за счет средств работодателей, используется недостаточно.

Трудоустройство выпускников и призыв в Вооруженные Силы

В 2012 году распределение по каналам занятости выпускников системы профессионального образования очной формы обучения характеризуется следующими пропорциями:

устроились на работу: 54% выпускников с СПО, 55% выпускников с НПО (с 2009 по 2012 годы этот показатель уменьшился на 2% в СПО и на 5% в НПО);

призваны на военную службу: 17% выпускников с СПО, 22% выпускников с НПО;

продолжили обучение: 19% выпускников с СПО, 13% выпускников с НПО;

находятся в отпуске по уходу за ребенком: 3% выпускников с СПО, 5% выпускников с НПО.

В целом необходимо отметить относительно высокий уровень занятости выпусков системы профессионального образования как уровня НПО, так и СПО, который за последние годы составляет не ниже 90 процентов, чему способствовали принимаемые меры по корректировке структуры и объемов подготовки, содействию трудоустройству выпускников (создание специализированных служб содействия трудоустройству на базе образовательных учреждений профессионального образования, организация стажировок выпускников, профориентационная работа и т.п.).

Важным моментом, продолжающим активно влиять на процесс трудоустройства выпускников является их призыв на срочную службу в ряды Вооруженных сил Российской Федерации.

В учреждениях профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих кадров и специалистов среднего звена, работает:

Практически все сто процентов преподавателей в учреждениях СПО, а в учреждениях НПО 87,7 процента преподавателей и 36,0 процентов мастеров производственного обучения имеют высшее профессиональное образование.

В системе начального профессионального и среднего профессионального образования работает около 200 докторов наук и 4,3 тыс. кандидатов наук.

Одной из проблем кадрового обеспечения профессионального образования является старение педагогических кадров. Особенно остро она обозначилась в учреждениях НПО, где основную долю составляют преподаватели и мастера производственного обучения в возрасте от 36 до 59 лет (65 процентов), а около 11,5 процента составляют преподаватели и мастера производственного обучения свыше 60 лет.

В учреждениях СПО основную долю составляют преподаватели в возрасте от 40 до 59 лет (67,2 процента), 20,3 процента преподавателей находятся в возрасте старше 65 лет, доля молодых работников (до 30 лет) составляет 12,5 процента.

Приток молодых преподавателей, в том числе из сферы производства, существенно сдерживается из-за отставания заработной платы работников сферы профессионального образования от средних показателей по заработной плате субъектов Российской Федерации.

Состояние материально-технической базы

учреждений и общежитий

Материально-техническая база профессионального образования, наличие соответствующих условий для организации учебного и воспитательного процессов, доступность современного учебно-производственного и учебно-лабораторного оборудования имеют первостепенное значение для формирования профессиональных компетенций выпускников, востребованных работодателем.

В последние годы государственные средства на обновление материально-технической базы образовательных учреждений НПО и СПО направлялись преимущественно в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Однако в силу естественного физического износа, по состоянию на конец 2012 года находились в аварийном состоянии или требовали капитального ремонта около 22,0 процентов от общего числа зданий, используемых образовательными учреждениями СПО. Общее количество образовательных учреждений НПО, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, составляет порядка 25,0 процентов.

Около 6,0 процентов образовательных учреждений НПО и СПО не располагают медицинскими пунктами, четверть учебных заведений НПО и СПО не имеют столовой или буфета, у 27,0 процентов учреждений нет спортивной площадки.

Имеют здания общежитий 65,3 процента образовательных учреждений СПО и 54,2 процента образовательных учреждений НПО. При этом общее количество образовательных учреждений НПО и СПО, общежития которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, составляет около 32,7 процентов от общего количества образовательных учреждений.

В целом анализ ситуации показывает, что в существенном улучшении и обновлении нуждается учебное оборудование, материально-техническая база учреждений и состояние студенческих общежитий, что, в свою очередь, требует отработки целевых решений, направленных на развитие государственно-частного партнерства и увеличение инвестиционной привлекательности сферы профессионального образования.

3. Меры государственной поддержки развития

системы начального профессионального и среднего

Государственная политика по модернизации системы НПО и СПО активно реализуется с 2007 года.

Отличительной особенностью государственной политики в сфере образования последних лет стало использование программно-целевых и проектных методов, а также существенное изменение законодательной базы.

Значимым системным результатом реализованных мероприятий стало внедрение в деятельность участников проектов и программ проектного подхода к развитию образовательных учреждений и систем профессионального образования субъектов Российской Федерации в целом, формирование новых проектных управленческих и методических команд.

обновлена структура подготовки кадров в соответствии с диверсификацией деятельности предприятий и их изменившимися запросами на кадровые ресурсы;

апробированы организационно-правовые условия для развития интеграции образовательных программ НПО и СПО;

привлечены инвестиции в развитие системы профессионального образования путем реализации механизма государственной поддержки инновационных проектов на условиях софинансирования со стороны субъектов Российской Федерации и работодателей;

созданы новые элементы образовательной инфраструктуры подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена (ресурсные центры, межрегиональные отраслевые ресурсные центры на базе техникумов и колледжей, центры трудоустройства выпускников, центры оценки и сертификации квалификаций).

Современный российский бизнес обнаруживает значительную нехватку рабочих кадров и в связи с этим демонстрирует высокую заинтересованность их подготовки в государственных образовательных учреждениях. Совместно с РСПП и при активном участии объединений работодателей разработаны подходы к формированию институциональных механизмов системы оценки качества профессионального образования, включающей профессионально-общественную оценку качества образовательных программ, оценку и сертификацию квалификаций, общественно-профессиональной аккредитации организации.

Механизм финансирования и реализации мероприятий государственной поддержки был нацелен на стимулирование государственно-частного партнерства, в том числе многоканального финансирования, выявление инновационных практик, отработку новых моделей и подходов для последующего распространения, повышения квалификации управленческих и педагогических работников.

Так, в период с 2007 по 2009 годы 336 государственных образовательных учреждений НПО и СПО из 64 субъектов Российской Федерации получили государственную поддержку в объеме 8,8 млрд. рублей, а также 8,7 млрд. рублей (софинансирование) со стороны субъектов Российской Федерации и работодателей.

Также при государственной поддержке создано 12 отраслевых межрегиональных ресурсных центров по 10 отраслям.

Усиление ориентации образования как на индивидуальные потребности граждан в получении профессии, специальности, так и на спрос рынка труда привело к изменению структуры подготовки кадров по отдельным профессиям и специальностям.

Произошло сокращение количества специальностей путем укрупнения. В НПО ранее существовавшие 1200 профессий рабочих объединены в 293 интегрированные. В СПО на основе сокращения число специальностей уменьшилось на 12,0 процентов.

При государственной поддержке предпринят ряд шагов по содержательной модернизации профессионального образования, по повышению его качества, по интеграции российского профессионального образования в международное образовательное пространство. В первую очередь, речь идет о вхождении России в Туринский процесс, повышении гибкости образовательных программ, внедрении федеральных государственных образовательных стандартов НПО и СПО.

В 2011 году осуществлен переход образовательных учреждений профессионального образования на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам, разработанным с участием объединений работодателей. Формат федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования позволяет реализовывать модульные программы, имеющие вариативные составляющие в объеме 20,0 процентов (НПО) и 30,0 процентов (СПО). Сегодня не существует методических ограничений для реализации коротких модулей, разработанных в соответствии с запросами конкретных работодателей за счет времени, отведенного на вариативную часть. Реализация федеральных государственных образовательных стандартов и программ, разработанных на их основе, предоставляет широкие возможности для работодателей по их постоянному обновлению и «тонкой настройке» на конкретные потребности, позволяет образовательному учреждению во взаимодействии с работодателями (в том числе в части организации практики) непрерывно актуализировать содержание и технологии образования в соответствии с реальными запросами и востребованностью компетенций на рынке труда.

Модульный подход к формированию программ позволяет оперативно вводить новые образовательные модули по актуальным и перспективным вопросам и направлениям развития технологий и тем самым обеспечивает опережающий характер профессионального образования и гибкий диапазон возможностей для профессионального роста, адаптацию к изменяющимся условиям и переобучение в случае устаревания каких-либо профессий или специальностей. Работодатели имеют возможность принимать активное участие в формировании требований к уровню профессиональной компетентности выпускника и оценке качества профессионального образования.

С целью поддержки талантливой молодежи, повышения привлекательности системы профессионального образования с 2007 года ежегодно проводятся всероссийские олимпиады профессионального мастерства, в 2012 году Российская Федерация вступила в международное движение конкурсов профессионального мастерства WorldSkills International.

Начиная с 2012 года в Российской Федерации установлены дополнительные стипендии Правительства Российской Федерации для обучающихся по образовательным программам НПО (в размере 2,0 тыс. рублей) и СПО (в размере 4,0 тыс. рублей), соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации.

Обобщение наиболее успешных результатов проектов и программ легло в основу новой модели функционирования системы профессионального образования, нашедшей отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующем общедоступность системы среднего профессионального образования.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» установлена новая структура подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, включающая в себя программы подготовки специалистов среднего звена и программы подготовки квалифицированных рабочих. Кроме того, помимо основной программы профессиональной подготовки, вводятся программы повышения квалификации и переподготовки по рабочим профессиям, законодательную регламентацию получили центры профессиональной квалификации.

Вводятся новые инфраструктурные единицы (учебные центры профессиональной квалификации, кафедры и иные структурные подразделения образовательных организаций на предприятиях, многофункциональные центры прикладных квалификаций и т.п.).

Таким образом, созданы условия для усиления интеграционных процессов взаимодействия рынка труда и профессионального образования.

Развитие системы профессионального образования происходит в условиях завершения в 2012 году передачи полномочий по управлению учреждениями НПО и СПО в субъекты Российской Федерации, что позволяет при сохранении единой государственной политики планировать структуру и объемы подготовки кадров в субъектах Российской Федерации на основе прогнозирования потребностей регионального рынка труда.

к Стратегии развития системы

подготовки рабочих кадров

и формирования прикладных

квалификаций до 2020 года

ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ

РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *