Что означает найк в исламе
Форум для мусульман
Please Login or Register to see this Hidden Content
Please Login or Register to see this Hidden Content
Вопрос #114631: Nike™
Торговая марка NIKE. Следует ли мусульманам избегать покупки/ношения вещей с этой эмблемой. Некоторые люди говорят, что это ширк и что таким образом я подчиняюсь другому господу, помимо Аллаха. Пожалуйста, дайте ответ и расскажите об истории Найк..
Nike, Mazda, Starbucks: можно ли пользоваться продуктами брендов, чьи названия имеют языческие корни?
Можно ли носить одежду и обувь фирмы Найк?
Ассаляму алейкум. Вопрос такой: я слышал, что нельзя носить одежду и обувь фирмы Найк, потому что это имя языческой богини. Правда ли это?
بسم الله الرحمن الرحيم
С именем Аллаха Милостивого, Милующего.
Ваалейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух.
Найк (или Найки) – название транснационального бренда спортивной одежды и обуви, действительно, происходит от имени греческой богини победы Ники.
Немало названий брендов, их логотипы и т. п. заимствовано из древних мифологий и имеет языческие корни. Так, например, название автомобильного бренда Мазда – это имя зороастрийского «бога» Ахуры Мазды, что подтверждается официальным сайтом компании. Логотип компании Старбакс представляет собой изображение мифологического существа (по сути – демона) Сирены. Примеров такого рода много.
Однако языческие и мифологические корни имеют также и название дней недели в английском языке: Thursday – день Тора, Saturday – день Сатурна и т.д. Многие русские слова также имеют языческие корни: «чудо» родственно слову «кудесить», то есть «колдовать». Также и «врач» по происхождению – это колдун, заклинатель, предсказатель. Словом «бабка/бабушка» первоначально обозначались духи предков, «дед» – это дух дома, домовой.
С точки зрения дозволенности или запретности мы должны оценивать то значение, которое слово имеет в настоящее время (в исламском праве это называется «языковой урф»).
Да, слово «обожать» когда-то в прошлом было связано со словом «обожествлять/считать кого-то богом», но в современном русском языке оно давно утратило этот смысл (это значение дается в словарях с пометкой «устар.» – то есть устаревшее) и стало означать просто сильно любить кого-то или что-то. И нет никаких проблем говорить так, если ты не вкладываешь в это слово плохой смысл.
Аналогичную фетву дают также ханафитские ученые в Даруль-ифта Махмудийя (Дурбан, ЮАР):
«Многие общеупотребительные слова, например название месяцев [в английском языке], дней недели, планет и т.д. имеют греческие или римские мифологические корни. Однако все они не сохранили изначальный смысл в обычае употребления этих слов людьми. Поэтому их все можно использовать» (фетва № 39105).
По логике тех, кто запрещает носить Nikе, надо сначала найти в языке все слова, которые имеют языческие корни (что нереально), а потом полностью перестать их употреблять с свой речи, чтобы не впасть в ширк. Надо так же знать значение названия любого бренда, продукцию которого ты собираешься использовать.
Точно так же кто-нибудь может сказать, что следует бойкотировать товары компаний, которые поддерживают и финансируют ЛГБТ-движение. В интернете немало таких списков, где фигурируют популярные бренды Apple, Coca Cola, PepsiCo, IKEA, MacDonald’s, марки одежды вроде Pierre Cardin и Dolce & Gabbana. Может, и от них откажемся? Надо же быть последовательными!
Мы не возражаем, если кто-то в личной практике откажется от кроссовок Nike, айфона, Дольче и Габбана, продаст Тойоту и не будет пить кофе в Старбаксе. Но нельзя запрещать что-то от имени Аллаха, основываясь лишь на своих ощущениях.
К сожалению, некоторые люди путают решения (хукмы) фикха – темы халяля и харама – с личными ощущениями, «мне кажется», «так будет лучше».
Многие проблемы мусульман в наши дни вызваны низким уровнем религиозных знаний, самомнением и желанием самому «давать фетвы» без какой бы то ни было подготовки. Но ты же не пойдешь без подготовки и образования оперировать людей или управлять самолетом, а выдавать ответы, касающиеся религии Аллаха, – пожалуйста!
Кто-то обвиняет в неверии и ширке носящего кроссовки Nike и настаивает, чтобы тот перечитал никях со своей женой. Где-то якобы на подошве ботинок написано «Аллах», кто-то увидел в узоре молитвенного коврика профиль шайтана. Если заменить фикх на «мне кажется» – это откроет дорогу невежеству, сомнениям и васвасам (наущениям шайтана).
И Аллах знает лучше. ⠀⠀⠀
С уважением, муфтий республики Татарстан
Камиль хазрат Самигуллин
Конфликт веры: почему мусульманам нельзя носить одежду и обувь Nike
Основа социального сознания мусульман построена на учении Аллаха в Коране. Это не просто догмат, а перечень правил и канонов, по которым живёт огромное количество мусульман во всём мире. Эти правила затрагивают не только внутренние воззрения верующих, но и их взаимоотношения с миром. Коран ограничивает мусульман в выборе одежды, в связи с чем в мировом сообществе время от времени возникают конфликты на религиозной почве. По этой же причине некоторые мусульмане отказываются носить спортивную одежду фирмы Nike.
Почему мусульмане отказываются от одежды и обуви Nike
Любая одежда, если она не противоречит правилам шариата, является дозволенной (халал). Если это короткие штаны, футболки без рукава, а также одежда с неоднозначным принтом, то это недозволенно для мусульман (харам). Надпись Nike, Adidas, Reebok или любое другое название торговой марки, если оно не несёт под собой враждебность по отношению к Аллаху или мусульманам, может присутствовать на майке или кроссовках верующего. Однако, с торговой маркой Nike не всё так просто, здесь существует несколько ситуаций, в связи с которыми многие представители мусульманского мира не признают и даже выступают против этой линии спортивной одежды и обуви.
Вокруг компании Nike разгорается немало споров в мусульманском мире из-за её логотипа
Логотипа Nike — символ идолопоклонничества
Впервые на рынке появилась обувь с фирменной галочкой в 1972 году, после чего эмблема некоторым образом изменялась, однако существенный коррекции не подвергалась. Изначально дизайнер Каролин Дэвидсон разработал галочку Nike (свуш) как символ победы, срисовав её с крыла древнегреческой богини Ники. По его задумке данный символ должен был вдохновлять спортсменов на высокие достижения в спорте.
Ника — древнегреческая богиня победы
В мусульманском мире логотип Nike воспринимается напрямую как символ воинственности и прославления богини Ники. По этому убеждению мусульманин, надевающий такую обувь, славит не Аллаха, а идола из древности. Безусловно, однозначно к этому нельзя относиться, так как верующий мусульманин может выбирать одежду или обувь Nike не потому, что он разделяет воинственность символа, а потому, что этот продукт соответствует его потребностям. Многие даже не задумываются и не знают об истинном значении галочки, поэтому носить или не носить продукцию данной торговой марки — это дело каждого, так как Аллах живёт в сердце истинного мусульманина, и абстрактная символика не может повлиять на его взгляды.
Логотип Nike Air max — это перевёрнутое написание Аллах
Не так давно прогремела новость о том, что логотип Nike Air max стал причиной оскорбления чувств верующих. В компанию поступила жалоба от мусульманина относительно того, что логотип Air max на подошве кроссовок является оскорблением всех мусульман. По его словам, перевёрнутый логотип коллекции напоминает арабское написание Аллах, а размещение такого содержания на подошве обуви — это его оскорбление.
Логотип Nike Air max на подошве в перевернутом виде напоминает очертания слова «Аллах»
Мужчина подал петицию о запрете продажи любой одежды с эмблемой Air max, которую уже подписало более 10000 человек. Однако представительство Nike утверждает, что это домыслы и компания не пыталась никого обидеть, данная надпись не несёт под собой никакого дополнительного смысла. Производитель не отозвал коллекцию с эмблемой Air max, в ответ на что многие мусульмане отказались от продукции данной марки.
Видео: почему мусульманам нельзя носить Nike
Существует две причины, по которым некоторые мусульмане отказываются от продукции производителя спортивной одежды и обуви Nike. В первом случае верующие считают логотип компании символом идолопоклонничества древнегреческой богине Нике. А во втором видят оскорбление в эмблеме Air max, которую печатают на подошве кроссовок, так как она напоминает арабское написание слова «Аллах».
Кроссовки Nike оскорбили религиозные чувства мусульман
Верующие ополчились на компанию из-за обуви с логотипом, напоминающим имя Аллаха
Компания Nike стала участником религиозного скандала из-за кроссовок с логотипом Air Max: в дизайне надписи на подошве мусульмане углядели имя Аллаха, написанное на арабском языке, сообщает Footwear News.
Мусульмане расценили это как попытку оскорбить чувства религиозной части аудитории. На прошлой неделе на сайте change.org появилась петиция, автор которой требует отозвать партию кроссовок в связи с их оскорбительным дизайном. По его мнению, в надписи зашифровано имя Аллаха, а нанесение этого слова на обувь, а особенно на подошву, оскорбительно. Документ подписали более 8 тыс человек.
«Nike с уважением относится ко всем религиям, поэтому мы восприняли эту проблему всерьез. Логотип Air Max разработан исключительно для репрезентации торговой марки. Иное восприятие не было нашим умыслом», — прокомментировали инцидент в компании.
Это не первый религиозный скандал для компании. Так, в 1997 году Nike была вынуждена отозвать 38 тысяч пар кроссовок по всему миру из-за того, что в Великобритании в логотипе нашли символы, напоминающие имя Аллаха. С аналогичной проблемой компания сталкивалась и в 1995 году.
Хиджаб от Nike: провокация или поддержка мусульман
Новая линия спортивной одежды для женщин-мусульманок от мирового бренда Nike вызвала бурю негативной критики и тем самым привлекала к себе повышенное внимание. И хотя компания Найк даже не была первой ласточкой (до этого были попытки ввести в обиход закрытое бикини специально для представительниц прекрасного пола из стран, исповедующих ислам), именно на нее, что называется, спустили всех собак. Причина же довольно проста — в истории оказались замешаны большие деньги.
Спортивный бренд своеобразным образом разрекламировал свою новую продукцию и под шумок занял свободную нишу на рынке. В связи с чем возникает вопрос: а была ли провокация намеренной или компания Nike преследовала благородные цели — помогала мусульманским женщинам-спортсменкам преодолеть строгие законы шариата без осуждения общественности?
С чего все началось
В 2017 году знаменитая компания впервые презентовала одежду для занятий спортом, закрывающую волосы и напоминающую традиционные хиджабы. Эта продукция предназначалась для женщин-мусульманок, профессионально занимающихся спортом и выступающих на публичных соревнованиях.
В интернете появился рекламный ролик для новой линейки, главными фигурами которого стали молодые мусульманские девушки. Сюжет видео прост: спортсменка бежит по улице в одном из бедных кварталов Дубая, на нее недовольно косятся представители старшего поколения. Но героиня при этом чувствует себя спокойно и уверенно, поскольку на ней спортивный хиджаб, по правилам Корана максимально закрывающий тело и волосы.
Стоит отметить, что об удобстве женщин-мусульманок Найк действительно позаботился: спортивный хиджаб выполнен из эластичного и пористого текстиля, обеспечивающего хорошую циркуляцию воздуха. Можно выбрать вариант черного, серого или обсидианового оттенка.
Из-за чего разгорелись страсти
Рекламный ролик собрал огромное количество положительных откликов, из-за чего Nike стали превозносить как правозащитную организацию, отстаивающую права женщин-мусульманок. Но все это были домыслы экзальтированных пользователей соцсетей. Конечно, крупнейший бренд не ставил своей целью включение в борьбу за права угнетенных женщин исламских стран. Задачи у него были совсем другими, весьма характерными для коммерции и бизнеса:
Обе они в итоге оказались решенными. А скандал, разгоревшийся из-за того, что американский производитель решил подмять под себя еще и рынок исламских стран, в итоге сыграл Nike только на руку — «черный пиар» сработал, как всегда, эффективно. И главное, в него не пришлось вкладывать огромные средства, как в профессиональную рекламу.
Так что провокация со стороны Найк несомненно была: крупнейший производитель спорттоваров не мог не понимать, что презентация спортивных хиджабов для женщин ему аукнется. Он сознательно пошел на этот шаг для привлечения внимания. В итоге на компанию посыпались обвинения с двух сторон: представители исламских стран ругали ее за наглость (американцы посягнули на мусульманские традиции), а западная общественность обвиняла в потворствовании угнетению восточных женщин-спортсменок, которые даже во время соревнований за рубежом вынуждены будут носить хиджабы.
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен и ставьте палец вверх!