Что означает название египет
Этимология топонима Египет
В общепринятых, официальных версиях этимологии топонима Египет приняты три варианта:
1. название от древних греков
2. самоназвание
3. иноземные названия
Официальные версии этимологии Египет
«В языки народов Европы название «Египет» пришло от древних греков и звучало как «Эгиптос» (др.-греч. ;;;;;;;;). Происхождение этого топонима точно не известно, но имеется несколько его объяснений в эллинской традиции традиции:
1. Древнегреческая мифология — наименование страны «Эгиптос» восходит к царю по имени Эгиптос (русский вариант написания Эги;пт, Еги;пт, Еги;пет), покорившему некое племя меламподов в долине Нила и давшему ей своё имя — Эгиптос[1]:1231. Однако вероятнее всего, этот мифический персонаж был позже персонифицирован древними греками от уже имеющегося названия страны. Некоторые античные авторы упоминающие Эгипта: Псевдо-Аполлодор [2], Гесиод [3], Гекатей Милетский [4], Павсаний [5].
2. Предположительная историческая этимология — древнегреческое слово «Айгюптос» образовано от одного из названий египетской столицы Раннего и Старого царств — Хут-ка-Птах (др.-греч. Мемфис). Это название означало «Храм кА Птаха» (транслит. египт. Hwt-kA-ptH). У самих древних египтян Хут-ка-Птах сначала было названием мемфисского святилища бога-творца Птаха, перешедшее на имя города, и со временем ставшее именем окружающей области (септа), а позднее, от наименования этой области, древние греки распространили свой вариант названия на всю страну [1]:403,[6]:294. Также вероятна связь происхождения названия страны и названия реки Нил, так например у Гомера «Эгиптос» означает реку (Нил) и только потом страну, сотворённую этой рекой [7]:403.
Вне зависимости от происхождения названия Египта, дальнейшее его распространение связано с эллинизацией региона Средиземноморья, где вместе с культурным влиянием греков распространялись их географические представления и топонимы. Позже это название переняли от них римляне —лат. Aegyptus(классическое произношение — Эгиптос, традиционное — Эги;птус), и через латинский язык, оно перешло в общеевропейскую традицию [8].
Другие названия
Самоназвание. Употребление топонима «Египет», при описании династического периода, является условным, так как оно принято историками позднее от древнегреческого названия региона и культуры на берегах реки Нил. Сами древние египтяне давали своей стране разные, несколько аллегорические наименования, часто олицетворявшие её плодородие — Та-кемет, то есть «Чёрная земля» (имелась в виду плодородная «чёрная земля» берегов Нила [9], в противоположность «красной земле» окружавшей пустыни) или Та-мери, то есть «Земля мотыги». Другое самоназвание — Та-уи, то есть «Две земли», вероятно, могло символизировать объединение двух частей Египта — Долины (верховья Нила) и Дельты (низовья Нила). В древнеегипетских текстах также можно встретить поэтические наименования страны — «Земля Сикомора», «Земля ока Хора» и др [10].
Иноземные названия. Контактируя с египтянами, их соседи давали свои названия стране на нильских берегах:
1. Муцур, Мисир (аккад. Mu;ur, Mi;ir) Нижний Египет и Урису (аккад. Uri;;u) Верхний Египет — у ассирийцев;
2. Мицра;им (др.-евр. ;;;;;;;;; транслит. Mitzr;yim) — у древних евреев. Название означает двойственное число от слова мецар (др.-евр. ;;;;;) — «теснина», «узкий проход», «перешеек». Отсюда также в переносном смысле: несчастье, бедственная ситуация, из которой сложно найти выход. Согласно библейской традиции имя связано с одним из сыновей легендарного еврейского прародителя Хама-Мицраимом, от которого якобы произошли египтяне, некоторые ливийцы, филистимляне, кафторы (Быт. 10:13-14);
3. Мудраия — название на языке древних персов;
4. Миср/Маср (араб. ;;;) — у арабов [
3]. Это название могло возникнуть ещё в династический период, от арабского слова означающего населённое место и город; вероятно, арабо-семитские племена могли издревле отмечать густонаселённость Египта. Другой вариант этимологии связан уже со средневековым Египтом; согласно нему название происходит от слова массара — «заселять», «колонизовать» (по этой гипотезе название использовали только с VII века, когда арабы создавали в Египте свои поселения-колонии).» [ВП]
Моя версия этимологии Египет
Этимология слова «копты»
Древний Египет
Древний Египет является одним из первых государств, которое возникло на Африканском континенте в долине реки Нила примерно в начале IV тысячелетия до нашей эры.
Весь Египет делился на две больших области: Верхний и Нижний Египет. А эти, соответственно, тоже имели по несколько десятков областей, которые греки называли номами. Пустыня занимает более 90% территории Египта, так называемая «Красная земля». Естественно, жизнь там возможна была только лишь в оазисах и в долинах высохших рек.
Так как истоки Нила распложены достаточно далеко от Египта, египтяне ничего не знали о них. Однако именно Нил на протяжении тысячелетий оказывал огромное влияние на многие стороны жизни древних жителей страны. Весной, когда в Эфиопии начинает таять снег, а в Тропической Африке начинаются дожди, реки, которые питают Нил, вбирают в себя громадное количество избыточной воды. Эта вода несет мельчайшие частицы размытых горных пород, а также органические остатки буйной тропической растительности. Приблизительно в середине июля паводок достигает южных границ Египта. Поток воды постепенно затопляет весь Египет. Спад воды происходит с середины ноября, река снова входит в свои берега. Получается, что за эти четыре месяца Нил приносит органические и минеральные частицы, которые оседают на залитое пространство. Именно этот осадок и создавал постепенно почву Египта. Эта почва очень плодородная и легкая в обработке, она всегда являлась источником богатых урожаев, и грех было не поселиться здесь древним людям.
На месте теперешних пустынь когда-то давным-давно существовала саванна с высоким травяным покровом, с богатым животным миром. В этой саванне жили племена скотоводов. Долину Нила люди заселили уже тогда, когда их каменные орудия труда были достаточно совершенны. Произошло это в эпоху медно-каменного века. Чтобы обуздать реку Нил и управлять потоком воды в период наводнения, люди укрепляли берега, возводили береговые дамбы, насыпали поперечные плотины от берегов реки до предгорий. В первой половине IV тысячелетия была создана бассейновая система орошения.
Происходит развитие египетской культуры. Появляются общественные организации — номы. Каждый такой ном имел свою хозяйственную территорию, в котором был административный центр. Последний представлял собой окруженный стенами город, место, где пребывали правители нома и его приближенные. Там же находился и храм местного божества. В Верхнем Египте каждый ном соседствовал со своими соседями, а в Нижнем Египте номы часто были изолированы друг от друга болотами. Согласно изображениям плоских сланцевых табличек, которые сохранились с тех времен, номы часто воевали между собой. На табличках изображены кровавые битвы, процессии связанных веревками пленных, угон многочисленных стад крупного рогатого скота, овец и коз. В результате такой борьбы в Верхнем и Нижнем Египте появляются крупные объединения номов. В результате во второй половине IV тысячелетия до нашей эры номы Юга и Севера страны объединились в Верхнеегипетское и Нижнеегипетское царства. Цари Верхнеегипетского царства носили на голове убор белого цвета, а у царей Нижнеегипетского царства были короны красного цвета. Мало известно о борьбе за власть в Египте между двумя царствами, победу в которой одержал Верхний Египет.
Манефон, жрец, который жил в Египте после походов Александра Македонского, написал на греческом языке двухтомную «Историю Египта». Всю историю династического периода он разделил на три периода: Древнее, Среднее и Новое царства. Каждое царство делится на династии, по десять на каждое царство. Первым царем, которого позже стали называть фараоном, был Менес. Он объединил Верхнее и Нижнее царства Египта в единое государство, что символизировала двойная красно-белая корона. Столицей этого государства стал Мемфис.
Фараон в жизни египтян играл особую роль, он был богом на земле и богом после смерти.
В период Древнего царства обожествление фараонов, которые носили титул «Сын Солнца», достигло своего апогея. В это время были построены пирамиды-гробницы фараонов Джосера, Снофру, Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура).
За периодом строительства пирамид начинается время смут, власть фараонов ослабевает, Египет распадается на враждующие княжества. Страна вновь объединилась во времена Среднего царства, однако ее сотрясали восстания рабов и городской бедноты. Ослабленный Египет захватили азиатские племена — гиксосы. Однако фараоны XVIII династии сумели изгнать их и создать грандиозную державу, столицей которой были Фивы.
Во время правления царицы Хатшепсут закончилось возрождение Египта.
Эхнатон перенес столицу страны из Фив в город Ахетатон. В его правление искореняются сами слова «бог» и «боги». Однако уже при Тутанхатоне (Тутанхамон) царский двор восстанавливает культы всех богов.
Во время правления в Египте фараона Рамсеса (Рамзеса) возрождается могущество Египта, строятся монументы.
К концу XX династии государство распалось на северную и южную части. Великая Египетская держава перестала существовать. Египет неоднократно оказывался под властью завоевателей. В конце концов, он попадает под власть Персии, которая вскоре пришла в упадок и вместе с Египтом пала под ударами войск Александра Македонского. Александра восприняли как освободителя от персидского владычества и короновали как египетского фараона. Египет вошел в состав его мировой державы. Александр Македонский основал на побережье новую торговую гавань, которую назвал Александрией.
После раздела империи Александра Египет достался одному из полководцев македонского войска — Птолемею Лагу.
Последней правительницей в древней истории была царица Клеопатра VII.
Откуда Египет получил своё название?
В Египте есть только два божества, которые создали его и управляют им весь период его существования – это Солнце и Нил. Именно они создали своими силами самый большой зелёный оазис на Земле.
Но ведь Нил тоже был создан Солнцем. Именно бог Солнце отражается в его поверхности днём с такой силой, что утром и вечером никакой туман не поднимается с этой реки.
На название страны повлияло её географическое положение
Карта Древнего Египта
Египет – это феномен в области географии. Найдите ещё такую страну, которая бы оказалась на пересечении трёх континентов: Европы, Азии и Африки. Такое уникальное расположение не могло не повлиять на самобытность культуры и истории этой страны. С самой глубокой древности Египет впитывал влияния других стран и народов.
Итак, Египет расположился в центре пересечения важнейших сухопутных путей древности, связывающих Африку и Азию. Именно через эту страну лежал кратчайший морской путь от Средиземного моря до Индийского океана – через Красное море.
С другой стороны, Египет был защищён естественными барьерами, такими как пустыни, моря и реки от посягательств на его территорию. Чтобы попасть в страну, чужеземцам надо было преодолеть трудности.
Отели в Каире
Древние народы знали Египет и каждый называл эту страну по-своему
Естественно, Египет был известен древним народам со времён глубокой древности. И все называли эту страну по-своему. Сами египтяне даровали стране название Qemt (Кемет), перевод которого означает «черная земля», а Синайскую пустыню они называли по цвету земли там – Чезер, что означало «красная земля».
Семиты видели северный Египет по-иному: как и положено было воспринимать страну чужеземцам. И это представление отразилось в названии Мицраим, что означало «два укрепления». Скорее всего они подразумевали пограничные валы. Персы подхватили это название, немного его изменив и назвали страну Мудрайя.
А жители Аравийского полуострова и Двуречья называли страну Миср, что означает “густонаселённое место” – в виду того, что даже в те древние времена Египет был сильно населён.
Две версии, к которым склоняются учёные
На данный момент, нам известны два древних названия страны, которые созвучны со словом “Египет”:
2. Согласно второй версии, своё название Египет получил от слова Гакапт – именно так древние называли храм бога Птаха, который был расположен в столице страны тех времён – в Мемфисе. Что, как мы видим, тоже созвучно с современным названием страны.
Значение слова египет
Библейская энциклопедия арх. Никифора
(Мицраим; Исх 1:1) — одна из древнейших и замечательнейших стран на лице земли. Египет граничит к ю. с Ефиопиею, к с. Средиземным морем, к в. с Черным морем, к з. песчаною возвышенностью Сахары и Ливийскою пустынею. О его северных и южных границах сообщаются сведения в Иез 29:10, 30:6. Страна представляется путешественнику в виде громадной равнины, простирающейся почти на 600 англ. миль в длину и окруженной на в. и з. рядом холмов и обширною пустынею. Речной бассейн страны обязан своим существованием, плодородием и красотою протекающей через нее огромной, исторической р. Нилу (см. Нил). Поэтому-то Египет в древности назывался даром Нила. Что касается происхождения названия страны, то мнения об этом различны. Слово Египет переводится еврейским словом Мицраим, именем одного из сыновей Хама (Быт 10:6), который мог быть родоначальником египтян. Иногда он называется землею Хамовою (Пс 105:22), а иногда Раавом (Пс 86:4). Арабы называют его в настоящее время словом Мицр. В Египте прославился Иосиф, возвысившись из рабского состояния до высшего положения первого сановника при дворе Фараона. По указанию Божия Промысла, его отец, престарелый Иаков, и братья прибыли на жительство в Египет; и в течение 430 лет потомство их, состоявшее в начале переселения только из 75 душ, расплодилось от одного до двух миллионов. Чудесное освобождение Евреев от тяжкого ига Фараонова, несомненно, составляет одну из поразительнейших страниц в еврейской истории. Кому из нас не памятны с раннего детства и египетские волхвы, и десять казней египетских, из коих последнею и самою страшною была избиение Ангелом в одну ночь всех первенцев египетских, празднование Евреями первой Пасхи, и чудесный переход их через Чермное море! В Новом Завете, вскоре по рождении Спасителя, Египет указан Иосифу и Марии Богоматери с Богомладенцем Иисусом, как место убежища от преследования Ирода (Мф 2:13-19). После дня Пятидесятницы и сошествия Св. Духа на Апостолов (Деян 2:10) в Египте, в Александрии образовалось великое христианское общество, основателем которого по преданию считается ап. и ев. Марк. Как предмет пророчеств народ египетский служит одним из самых замечательнейших народов. «Вот Господь восседит на облаке легком, — пророчествует Исаия, — и грядет в Египте. И потрясутся от лица Его идолы египетские, и сердце Египта растает в нем» (19:1). «Египет — прекрасная телица, — восклицает пр. Иеремия, — но погибель от севера идет, идет. Посрамлена дочь Египта, предана в руки народа северного» (46:20). «…меч царя Вавилонского придет на тебя. — взывает в пророческом духе Иезекииль, — От мечей сильных падет народ твой» (32:11-12). «И сделается земля египетская пустынею и степью; и узнают, что Я — Господь» (29:9). Все предсказания, как выше приведенные, так и множество других относительно Египта, особенно замечательны по точности и полноте своего исполнения, что подтверждается неопровержимыми доказательствами. В то время, когда произносились эти боговдохновенные пророчества, Египет находился в самом цветущем состоянии. «Как, сад Господень, так земля египетская», — говорится о нем в Быт 13:10 еще в то время, когда на долине Иорданской стояли нечестивые города Содом и Гоморра; повсюду высились блестящие города — стовратные Фивы, Луксор Карнах, величественные памятники гения, искусства, трудолюбия, промышленности, сохранившиеся на удивление до наших времен, как-то: пирамиды, катакомбы, обелиски, сфинксы, искусственное Меридово море и другие, были всюду многочисленны и беспримерны. Но когда совершился над ним грозный Божественный суд и держава Фараонов пала, Египет сделался вассальным государством, подчинился туземному игу, и даже частью управлялся невольниками. Летучие мыши теперь во множестве попадаются в развалинах древних египетских храмов и гробницах, наполняя мрачные, пустынные комнаты и проходы пирамид шелестом своих крыльев. Невольно вспоминается при этом величественное пророчество Ис 2:20: «в тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им».
Гаспаров. Записи и выписки
♦ Блок не мог есть при чужих, как Геродотовы египтяне (восп. Павлович, 484). И был коротконог, как патагонцы: сидя казался выше, чем стоя (восп. Н. Чуковского). То же самое вспоминал Н. Альтман о Ленине.
♦ В. Рогов дописывал 15 стихотворений Брюсова, как тот — «Египетские ночи», а Жанна Матвеевна авторизовала.
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Словарь греческой мифологии
Библия: Тематический словарь
А. Названия и географическое положение
1. Другие названия Египта
2. Область, занимаемая Египтом
♦ Нижний и Верхний (Патрос) Египет:
♦ моя река, главная река*(В оригинальном тексте и английском переводе — Нил):
♦ Раамсес, область в Гесеме:
♦ Пифом и Раамсес — города запасов, построены Израильтянами:
♦ Тафнис, город, куда бежали Израильтяне (также поселения в Магдоле, Нофе и земле Пафрос):
Б. Значительные Египтяне (их цари назывались фараонами), см. фараон
♦ Агарь, служанка Сары:
♦ Потифар, владелец Иосифа:
♦ Сусаким, ограбил храм:
В. Отношения с богоизбранным народом
1. Во времена патриархов
♦ Аврам отправился в Египет во время голода:
♦ Иосиф продан туда купцами:
♦ Иосиф стал управляющим земли Египетской:
♦ братья Иосифа покупали хлеб там:
Быт 42:1-26; Быт 43:1-44:3
♦ Иаков с сыновьями отправился туда:
2. Во время исхода, см. исход
3. Во времена царей
♦ Соломон брал жен оттуда:
♦ его царство граничило с Египтом:
♦ Соломон торговал с ними:
3Цар 10:28,29; 2Пар 1:16,17
♦ враги Соломона бежали туда:
3Цар 11:14–18; 3Цар 11:40
♦ одержали победу над Ровоамом:
3Цар 14:25,26; 2Пар 12:1-12
♦ Осия заключил договор с ними против Ассирии:
♦ Иосия погиб в сражении с ними:
4Цар 23:29,30; 2Пар 35:20-24
♦ Иохаз низложен царем Египта:
4Цар 23:33–35; 2Пар 36:2-4
♦ Иудеи бежали туда после смерти Годолии:
♦ Иеремия вынужден идти туда:
♦ Иисус с родителями бежал туда:
♦ Иудеи из Египта в Иерусалиме в день Пятидесятницы:
Г. Пророчества о Египте
♦ богоизбранный народ будет порабощен там:
♦ богоизбранный народ будет освобожден:
Ис 19:1-17; Иер 46:2-26; Иез 29:3-30:26
♦ суд над теми, кто ищет помощи у Египта:
Ис 30:1–3; Ис 31:1–4; Иер 2:18,19,36,37; Иер 42:7-22; Ос 7:11-16
♦ Бог возвратит свой народ из Египта:
Ис 11:10,11; Ис 27:12,13
♦ Бог призовет своего Сына из Египта:
♦ Египтяне будут поклоняться Господу:
Ис 19:18–25; Ис 45:14; Мих 7:11-13
Энциклопедический словарь
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
значение слова египет
Египетские имена и названия
Откуда возникло название страны Египет? Как это ни удивительно, но исследователи считают, что от греческого слова Айгюптос! В древних египетских названиях встречается немало греческих корней!
Примечательно, что жители Древнего Египта никогда не называли свою страну Египтом. Она именовалась Та-мери, что в переводе означает «Любимая земля». Еще интереснее, что и современные египтяне также не называют свою страну Египтом, а употребляют такие топонимы, как Маср или Миср.
В те времена, когда его заимствовали греки, оно звучало приблизительно как Хикупта. Несведущему человеку на первый взгляд может показаться, что в названиях Айгюптос и Хикупта почти нет ничего общего, однако с филологической точки зрения прослеживается связь между этими двумя словами.
Следует отметить, что некоторые исследователи придерживаются иного мнения по поводу древнего названия Египта. Они предполагают, что основным древнеегипетским названием этой страны было Кемет, что означало «Черная» (страна). Жители называли свою землю так из-за темного цвета плодородной почвы Нильской долины, противопоставляя это название пустыне, которую именовали «Красной».
Что касается великой египетской реки, то и ее местные жители именовали совсем по-другому. Топоним Нил ведет свои истоки от греческого Нейлос. Версия о том, что египтяне называли свою реку Хапи, по имени ее божества, также не выдерживает критики, поскольку Хапи не был в полном смысле богом Нила, он всего лишь являлся воплощением плодотворной силы реки.
Древние египтяне называли Нил Итеру, что означало «Река». Это не удивительно, если учесть, что никаких иных водных артерий в этой стране никогда не существовало. Слово «дельта» тоже имеет греческие корни: разветвленное устьеНила имеет форму, напоминающую треугольник, подобный перевернутой греческой букве «дельта».
Обратимся теперь к всем известному слову «фараон». Его этимология еще более замысловата и сложна. Вероятнее всего, оно, как и все вышеперечисленные названия, возникло из греческого источника. Оно происходит от слова «фарао», которое, в свою очередь, восходит к древнеегипетскому «пер-оа», что в переводе означает «большой дом», то есть царский дворец.
Происхождение имен фараонов
Как правило, у египтян было два имени: полное и короткое (но не обязательно сокращение полного, иногда просто кличка). Фамилий в Древнем Египте не существовало.
В некоторых семьях несколько детей имели одно и то же имя, а чтобы отличить людей с одинаковыми именами, употребляли эпитеты Аа, Нери-иб, Неджес (старший, средний, младший). Также в имя ребенка включали имя отца (Ир-ен, «его тело») или матери (Мес-ен, «родила того-то»).
Третье имя появилось несколько позже и представляло собой имя Хора золота. Его происхождение и значениеисследователям до сих не удалось еще объяснить. Четвертое имя (ставшее позднее третьим) в переводе обозначает «Относящийся к тростинке и пчеле». По-египетски оно звучит следующим образом: Ни-сут-бити. Ученые предполагают, что это название знаков или гербов Верхнего и Нижнего Египта, которые характеризовали царя как властителя обеих земель. Пятое, личное, имя звучало Са-Ра, означая Сына Солнца, то есть сына бога Ра.
Само собой разумеется, что в обиходе пользоваться подобной титулатурой было довольно-таки неудобно. Поэтому громоздкое полное, так сказать, протокольное имя со всеми величальными формулировками приводилось только опытными каменщиками, выбивавшими его на стене храма. Кстати, на эту процедуру у мастеров уходила целая неделя. На практике же принято было обходиться лишь частью имени правителя.
Имени и вообще любым произнесенным или написанным словам египтяне придавали сакральное значение. Большинство богов имело пять имен. В то же время, некоторые боги постоянного имени не имели вовсе: оно менялось в зависимости от действия, которое бог совершал, и даже от времени суток.
Помимо этого, немалую трудность составляло и то, что в некоторых дошедших до нас памятниках письменности сохранилось лишь одно из имен, в других документах обнаружены два или три имени, которые могли принадлежать как одному властителю, так и нескольким. Более того, древние летописцы, а также историки более поздних времен могли произвольно выбирать любое из имен.
К примеру, ранее исследователи говорили о хорошо известных правителях Нечрихет и Джосер как о двух разных людях. Однако в 1899 году благодаря надписи, обнаруженной на острове Сехель у Первых нильских порогов, ученым удалось установить, что Нечрихет представляет собой имя Хора (то есть первое имя), принадлежавшее царю Джосеру. Отсюда следует, что речь в летописях шла об одном и том же властителе.
Интересен и другой установленный факт. Диодор с восхищением отзывался о гробнице Осимандия, которая была обнаружена в Фивах (Уасет). Денон говорил о ней как о «самых романтических развалинах в Египте». Шелли же посвятил ей большое прекрасное стихотворение.