Что означает название мадрид
История столицы испанского королевства – Мадрида
in История 13/10/2014 3,163 Просмотров
На сегодняшний день Мадрид является не только столицей одного из старейших европейских государств, но и городом с богатейшим культурным наследием и настоящей «меккой» для путешественников со всего мира. А началась его история много веков назад с обычного поселения, превратившегося сначала в город-крепость, а затем и в тот мегаполис, которым мы его знаем и поныне.
Этимология названия «Мадрид»
Крепость Мадрид
Археологи, проводившие раскопки у реки Мансанарес, протекающей в центральной части современного испанского королевства и пересекающей мегаполис, доказали, что территория окрестностей Мадрида была заселена людьми еще в эпоху нижнего палеолита, то есть 100 тысяч лет тому. Тем не менее, первые исторические упоминания о полисе датированы более поздним периодом, а именно 932-м годом. Принято считать, что основан город-крепость эмиром Кордовы Мухаммадом I, правившим с 852 по 886 годы. А построена крепость Маджирит, чтобы защитить Толедо от нападения леонских и кастильский войск.
Мадрид – город христиан
В период Реконкисты Мадрид был завоеван Альфонсо VI, а именно в 1085 году. Именно этим королем была построена крепость Алькасар, на долгое время ставшая резиденцией для кастильских монархов, проживавших здесь во время охот в богатейших лесах региона, а вблизи города были возведены монастыри «Санто Доминго» и «Сан Мартин».
А вот 1202 год ознаменовался освобождением Мадрида от пошлин. Эти же привилегии, данные Альфонсом VIII, были сохранены и его приемниками. В 15 веке был разработан первый строительный план полиса, одобренный Католическими королями Фердинандом II Арагонским и его супругой Изабеллой I Кастильской.
В 1534 году Мадриду была пожалована корона императором Карлом V для герба.
Мадрид становится столицей Иберийского королевства
В 1561 году, в мае, Мадрид был провозглашен королем Филиппом II столицей королевства, и заменил в этом статусе Вальядолид. Это вызвало значительный приток мигрантов в город, а на конец 16 столетия его население достигло 60 тысяч жителей. Именно ввиду этих обстоятельств город стал активно расстраиваться. К слову, во времена правления Филиппа IV количество жителей перевалило за 100 тысяч поселенцев, а монархом в 1625 году было приказано построить городскую стену, которая просуществовала вплоть до 1868 года и проходила по существующим ныне улицам Толедо, Сеговия, Пасео дель Прадо, Принцесса.
Золотой век в истории столицы Испании
Испанский престол перешел к династии Бурбонов в начале 18 столетия. Этот период отмечен кардинальными реформами, как в управлении государства, так и существенными изменениями в облике Мадрида. Так, по приказу Фелиппе V был построена новая королевская резиденция Palacio Real, так как бывший королевский дворец Алькасар сгорел в 1734 году.
Кроме того, развивается наука и искусство, а потому этот период отмечен созданием Королевских Академий и Королевской Библиотеки. В свою очередь, Карлом III, прозванным «Королем-Мэром» издается закон, регламентирующий плановую застройку полиса. Развивается и экономика и инфраструктура столицы – создаются Королевские заводы по производству стекольных и фарфоровых изделий, ковров и пр. К слову, по данным переписи, датированной 1797 годом, число жителей столицы увеличилось до 170 тысяч резидентов.
Буржуазный период
Начало 19 века связано с кардинальными изменениями в истории столицы. Сначала Мадрид был оккупирован Наполеоном (с 1808 по 1814 год), а затем испанская монархия претерпела изменения вследствие Революции. Естественно, освободительные меры и внутренние распри привели к застою в развитии города. В этот период были снесены 38 монастырей, коих насчитывалось 68, и распродано более 500 поместий и других владений, принадлежавших религиозным орденам. Таким образом, всем этим богатством постепенно завладела зарождающаяся буржуазия, которой и осуществляются значительные финансовые вливание в строительство столицы, а потому очень быстро возводятся новые здания, как жилые, так и предназначенные для государственных ведомств, создаются новые улицы и площади. Кроме того, в 1860 году сносят городскую стену, а город отныне условно делится на три зоны, состоящие из исторического центра, территории в пределах транспортной развязки и пригородной зоны.
20-е столетие в истории Мадрида
К началу 20-го века количество людей, проживающих в Мадриде, увеличивается до 580 тысяч. Естественно, город нуждается в новых постройках, а потому в 1929 году Муниципалитетом был объявлен конкурс для архитекторов всего мира, предусматривающий создание проекта строительства города, ориентированного на расширение территории в северном направлении.
Уже к 1950 году в Мадриде зарегистрировано 1,5 млн. жителей, а буквально через десять лет – 2 млн. 1959 год знаменуется принятием Плана Стабилизации, ввиду чего Мадрид начинает развиваться бурными темпами. Так, сверхактивная автомобилизация столицы приводит к тому, что вместо озелененных улочек и бульваров появляются магистрали, широко ведется строительство стоянок под землей, а через весь город отныне проходит дорога для повышенных скоростей М-30.
В 1970 году в Мадриде уже проживает 3 миллиона резидентов. За последние десятилетия Мадрид превращается в европейский мегаполис не только с хорошо налаженной инфраструктурой, но и с богатейшим культурным наследием, включающим как исторические сооружения, так и шедевры современного архитектурного искусства, к тому же изумительные по своей красоте парки и другие зеленые зоны столицы ежегодно привлекают массу туристов.
Символика Мадрида
Традиционным символом испанской столицы является изображение медведя, который тянется к ярко-красным плодам земляничного дерева насыщенно зеленого цвета. Такое изображение окружают семь 6-ти конечных звезд на синем фоне.
Согласно легенде о происхождении этого герба, ранее на территории современного Мадрида существовала роща этих деревьев, в которой и обитало большая медвежья популяция.
Еще одно предание гласит, что такое изображение являлось символом определенной договоренности гражданских и церковных властей относительно эксплуатации угодий, предназначенных для охоты.
К слову, в 1967 году на столичной площади под названием Пуэрта дель Соль установлен памятник из бронзы и каменного основания «Медведь и земляничное дерево».
На флаге столицы находится изображение описанного ранее щита, расположенном на фоне малинового цвета.
Мадрид
Мадри́д (исп. Madrid [maˈðɾið] ) — столица и крупнейший город Испании, а также административный центр одноимённых провинции и автономного сообщества. Муниципалитет находится в составе района (комарки) Ареа-Метрополитана. Крупнейший экономический, политический и культурный центр страны. Население города — 3,273 млн жителей (2010).
Город расположен в центральной части Пиренейского полуострова. Большой Мадрид представляет собой агломерацию площадью 1,2 тысячи км². Сам город располагается на территории площадью 607 км² и включает 21 административный район. Крупный транспортный узел (железные, скоростные шоссейные дороги, один из крупнейших в мире аэропортов).
Содержание
География
Мадрид расположен в центре Испании на высоте 667 м над уровнем моря. Через город течёт небольшая река Мансанарес, ранее принадлежавшая исторической области Кастилии. В северо-западной части города возвышается горный массив Сьерра-де-Гуадаррама с его высочайшей точкой Пеньялара (2430 м).
Климат
Благодаря высоте в 667 метров над уровнем моря и континентальному климату лето в Мадриде жаркое с малым количеством осадков, а зимы намного холоднее, чем в городах на средиземноморском побережье. Снегопады случаются практически каждый год, иногда зимы бывают особенно снежными. Средняя январская температура составляет 5-6 °C, июльская 25-26 °C. Среднее годовое количество осадков составляет около 400 мм.
Климат Мадрида | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
Абсолютный максимум, °C | 19,9 | 22,0 | 26,0 | 30,1 | 34,3 | 38,4 | 39,5 | 40,0 | 37,0 | 30,0 | 22,7 | 18,6 | 40,0 |
Средний максимум, °C | 9,7 | 12,0 | 15,7 | 17,5 | 21,4 | 26,9 | 31,2 | 30,7 | 26,0 | 19,0 | 13,4 | 10,1 | 19,4 |
Средняя температура, °C | 6,1 | 7,9 | 10,7 | 12,3 | 16,1 | 21,0 | 24,8 | 24,4 | 20,5 | 14,6 | 9,7 | 7,0 | 14,6 |
Средний минимум, °C | 2,6 | 3,7 | 5,6 | 7,2 | 10,7 | 15,1 | 18,4 | 18,2 | 15,0 | 10,2 | 6,0 | 3,8 | 9,7 |
Абсолютный минимум, °C | −10,1 | −9,1 | −5,1 | −1,6 | 0,6 | 4,4 | 8,5 | 9,2 | 4,0 | −0,4 | −3,4 | −9,2 | −10,1 |
Норма осадков, мм | 37 | 35 | 26 | 47 | 52 | 25 | 15 | 10 | 28 | 49 | 56 | 56 | 436 |
Источник: Agencia Estatal de Meteorología |
Население, язык, вероисповедание
Столица занимает первое место в стране по численности населения, которое увеличивается главным образом за счёт иммигрантов. В городе сейчас проживает приблизительно 3 млн человек. Государственным языком является испанский, помимо него население города использует каталанский, галисийский, баскский, а также языки мигрантов — арабский и пр. Большая часть населения католики.
Краткая история города
Происхождение названия
Существует немало версий происхождения названия города:
Археологические раскопки на берегах реки Мансанарес доказывают, что появление человека в окрестностях Мадрида относится к эпохе нижнего палеолита (около 100 тысяч лет назад). Однако, упоминания о Мадриде как о городе появляются значительно позже. Считается, что город основал эмир Кордовы Мохаммед I для защиты подступов к Толедо от леонцев и кастильцев. [2]
Город вырос вокруг крепости Маджирит, первое упоминание о которой относится к 932 году. Была построена крепость «алькасба», отделённая от жилых кварталов — «медины». Во время Реконкисты, в 1085 году Мадрид был покорён королём Альфонсом VI. Развитие города вплоть до 1561 году (когда король Филипп II сделал его столицей королевства) во многом зависело от взаимоотношений арабов и испанцев, то воевавших, то живших в мире. Очертания, похожие на современные, город приобрел в период с 1570-х по 1670-е, годы наиболее интенсивного развития. К концу XVI века в Мадриде уже жило 50 тыс. человек, а во время правления короля Карла V Габсбурга — в два раза больше. При короле Филиппе IV была построена четвёртая по счёту городская стена. В начале XVIII века испанская корона перешла к Бурбонам. При Филиппе V началось строительство нового королевского дворца (Palacio Real) вместо сгоревшего в 1734 г. старого дворца Алькасар (известного своими лабиринтами).
При короле Карле III Мадрид стал настоящей европейской столицей. Были приглашены такие архитекторы, как Сабатини, Марке, Вентура Родригес, Хуан де Вильянуэва и др. Были проведены работы по благоустройству: замощены и иллюминированы улицы, модернизировано водоснабжение. Город приобрёл неоклассический облик. Однако рост города прекратился. В 1808 г. город был захвачен французами (вторжение Наполеона). 2 мая 1808 г. после свержения французами короля Фердинанда VII и провозглашения королём Жозефа Бонапарта в городе вспыхнуло восстание, жестоко подавленное оккупантами. Этот эпизод (расстрел восставших) отражён в одном из самых знаменитых полотен Гойи.
Спустя два года вспыхнула освободительная война, перешедшая в Испанскую революцию 1808—1814 гг. Впоследствии о развитии Мадрида много заботились король Фердинанд VII и королева Изабелла II. При королеве Изабелле произошёл бурный рост города, в связи с чем были снесены почти все городские ворота. До наших дней сохранились лишь Толедские ворота (фрагмент) и ворота Алкала.
Серьёзная перестройка города произошла в конце XIX — начале XX века. На месте старых были проложены новые, широкие улицы и бульвары, построено много зданий в стиле модерн («ар нуво)». В 1936 году во время гражданской войны началась оборона города республиканцами от националистов (фалангистов) под командованием Франсиско Франко. В марте 1939 года гарнизон капитулировал. Были повреждены многие исторические здания, экономика испытывала многочисленные затруднения. Вместе с тем было начато несколько крупных архитектурных проектов — триумфальная арка, штаб ВВС в районе Монклоа и некоторые другие. В 1950-е годы начали налаживаться связи с США. Начался подъём экономики и развитие туризма.
После смерти Франко в 1975 г. и третьей реставрации Бурбонов на трон взошёл правящий в настоящее время король Хуан Карлос I.
Административное устройство
Экономика
Несмотря на тенденцию к переносу индустриальных центров в промышленные парки, расположенные вне городской черты, Мадрид остаётся вторым по важности после Барселоны промышленным центром Испании. В последний период значительно выросло значение аэропорта Барахас и его вклад в административную и финансовую деятельность. Существенно выросло в последние годы строительство дорог и расширение железнодорожного транспорта. Однако Мадрид, как и вся Испания, отстаёт от остальной Европы в развитии новых технологий. В пригородах — несколько автомобильных заводов.
Кроме того, инфляция в Испании выше среднеевропейского уровня. Начиная с 1998 года цены на жильё выросли на 150 процентов, чему способствовало введение евро. Произошла потеря конкурентоспособности с основными торговыми партнёрами. Дефицит городского бюджета в 67 миллиардов евро является вторым по размерам в мире. Мадрид развивает туристическую деятельность, являясь наиболее посещаемым иностранными туристами городом страны. Объявление Мадрида в 1992 году «Городом европейской культуры» было важным шагом в развитии этого процесса.
Транспорт
В городе действует сеть автобусных маршрутов и (с 1919 года) метрополитен, который в последние годы быстро развивается (например, проложена вторая кольцевая линия, соединившая между собой промышленные пригороды к югу от города). Метрополитен Мадрида занимает второе место в Европе по протяжённости линий (324 км) после лондонского (408 км). В настоящее время в дополнение к метро Мадриде открыта сеть современного трамвая (см. Мадридский трамвай), известного как лёгкое метро (исп. metro ligero ). «Лёгкое метро» использует современные низкопольные трамваи Citafdis 302 [3]
Действует сеть городских электричек, имеются два основных железнодорожных вокзала — Аточа (южное направление) и Чамартин (северное направление).
На северо-восток от города — международный аэропорт Барахас (4 терминала). [4] Аэропорт ежегодно обслуживает около 50 млн пассажиров и входит в список 20 крупнейших аэропортов в мире.