Что означает названный отец

Что означает названный отец

ОТЕЦ, отца, стар. зват. отче, м.

1. Мужчина по отношению к своим детям. Родной о. О. семейства (отец как глава семьи). Неродной о. (отчим). Приёмный о. (усыновивший или удочеривший ребёнка, детей). Названый о. (неродной, приёмный). От отца к сыну переходит что-н. (также перен.: от поколения к поколению). Посажёный о. Ради красного словца не пожалеет родного отца (посл.).

2. Самец по отношению к своим детёнышам.

3. мн. Люди предшествующих поколений. Проблема отцов и детей (проблема отношений старшего и младшего поколений).

4. мн. Люди, облечённые властью ( устар. и разг.). Отцы церкви. Отцы города.

5. перен. Тот, кто является родоначальником, основоположником чего-н. ( высок.). Летописец Нестор о. русской истории.

6. перен., кому и кого. Человек, по-отечески заботящийся о подчинённых, младших. Командир о. солдатам (солдат). Наставник о. молодёжи. Ты наш о. мы твои дети (в старой речи: слова, обращённые к государю).

7. Обращение к пожилому мужчине или к мужу как к отцу своих детей ( прост.).

8. обычно в сочетании с личным именем. Служитель церкви или монах, а также обращение к нему. Святой о. О. Сергий.

Отец-мать ( им. п. редко) ( прост.) родители. Живёт у отца-матери на всём готовом. Вернулся к отцу-матери.

Духовный отец то же, что духовник.

Отец (Царь) Небесный ( высок.) то же, что Бог (во 2 знач.).

| прил. отцовский, ая, ое (к 1 и 2 знач.), отцов, а, о (к 1 знач.) и отчий, ая, ее (к 1 знач.; стар.). Отцовские заботы. О. наказ. Отчий дом (также перен.: родимое место, родимый край).

Значения в других словарях

Источник

названный отец

1 отец

2 putativo

3 putativo

4 putativo

5 отец

6 отец

7 отец

8 крестный отец

9 отец

10 отец

11 ge·patro·j родители; отец и мать;

12 Святой Отец

13 отец

Отец Василий йӱкым пуа. А. Эрыкан. Подаёт свой голос отец Василий.

14 отец

15 отец

16 отец

17 биологический отец

18 временный отец

19 вылитый отец

20 духовный отец

См. также в других словарях:

ОТЕЦ — муж. у кого есть дети; родитель, тятя, тятенька, батюшка, батя, батька, папа, папаша, папенька, папочка, атя. Отец мать, родители. Мне отец мать этого делать не приказывали. Отец родной, кровный; отец по матери, отчим, вотчим; отец названный,… … Толковый словарь Даля

Великая тетка — Содержание 1 Кровное родство по прямой линии 1.1 В одном поколении 1.2 В соседних поколениях … Википедия

Великая тётка — Содержание 1 Кровное родство по прямой линии 1.1 В одном поколении 1.2 В соседних поколениях … Википедия

Великий дядя — Содержание 1 Кровное родство по прямой линии 1.1 В одном поколении 1.2 В соседних поколениях … Википедия

Внук — Содержание 1 Кровное родство по прямой линии 1.1 В одном поколении 1.2 В соседних поколениях … Википедия

Внучка — Содержание 1 Кровное родство по прямой линии 1.1 В одном поколении 1.2 В соседних поколениях … Википедия

Двоюродная племянница — Содержание 1 Кровное родство по прямой линии 1.1 В одном поколении 1.2 В соседних поколениях … Википедия

Двоюродная бабушка — Содержание 1 Кровное родство по прямой линии 1.1 В одном поколении 1.2 В соседних поколениях … Википедия

Двоюродная сестра — Содержание 1 Кровное родство по прямой линии 1.1 В одном поколении 1.2 В соседних поколениях … Википедия

Двоюродный дед — Содержание 1 Кровное родство по прямой линии 1.1 В одном поколении 1.2 В соседних поколениях … Википедия

Двоюродная тетя — Содержание 1 Кровное родство по прямой линии 1.1 В одном поколении 1.2 В соседних поколениях … Википедия

Источник

Значение слова отец

Словарь Ушакова

от е ц, отца, муж.

| Тот, у кого ь дети. Он уже отец.

2. Самец по отношению к своему потомству (преим. о племенных, породистых лошадях, собаках и т.п.; спец.).

6. Вежливое обращение к пожилому мужчине (прост.). Посторонись, отец!

Гаспаров. Записи и выписки

♦ Массон о гвардейском офицере, который в 25 лет продал всех мужиков и оставил баб, чтобы заселять поместье собственными силами (Мельгунов, 7).

Библейский Словарь к русской канонической Библии

От’ец — Отец Небесный, Отец Господа нашего Иисуса Христа и Отец всех верующих в Иисуса Христа. Господь Иисус Христос во время Своего земного служения постоянно обращался к Отцу, называя Его Своим ( Мат.11:25 ; Лук.22:42 ; Лук.23:34 ; Иоан.11:41 ; Иоан.17:1 ) и никогда не называл Его «нашим» (совместно с учениками), но ученикам велел обращаться к Нему, как к «Отцу вашему» ( Мат.6:32 ; Иоан.20:17 ).

Словарь пчеловода

-ца, м. Улей, отпустивший рой.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

1. Мужчина по отношению к своим детям.

4. Обращение к служителям церкви.

* Отцовские часы. Отцово наследство. Отчий дом. *

Библия: Тематический словарь

А. Различные значения слова

источник или зачинатель:

благосклонный к нуждающимся:

один из родителей человека:

прародители в целом:

1. Обязанности отца

контролирует выполнение религиозных обрядов:

Быт 35:1–7; Исх 12:3; 1Цар 1:21

ответственен за воспитание детей:

Быт 18:19; Втор 4:9,10; Еф 6:5

удовлетворяет потребности детей:

благословляет своих детей:

Быт 27:27–29,39,40; Быт 49:1-28

2. Обязанности детей

уважать своих отцов:

слушаться своих отцов:

Исх 20:12; Еф 6:1; Кол 3:20

В. Духовное значение слова

Авраам — отец верующих:

Рим 4:11,16,17; Гал 3:7

Павел — отец Его церкви:

1Кор 4:15; 1Фес 2:11,12

Бог — Отец Иисуса Христа:

Мал 2:10; Деян 17:28,29

Бог — Отец избранного Им народа:

Бог — Отец верующих в Иисуса:

Мф 6:9; Ин 1:12,13; Гал 1:1,4

христиане могут называть Бога «Авва» (Отец):

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG father)

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: см. зачинатель, см. родоначальник

Словарь Ожегова

ОТЕЦ, отца, стар. зват. отче, м.

1. Мужчина по отношению к своим детям. Родной о. О. семейства (отец как глава семьи). Неродной о. (отчим). Приёмный о. (усыновивший или удочеривший ребёнка, детей). Названый о. (неродной, приёмный). От отца к сыну переходит чтон. (также перен.: от поколения к поколению). Посажёный о. Ради красного словца не пожалеет родного отца (посл.).

2. Самец по отношению к своим детёнышам.

3. мн. Люди предшествующих поколений. Проблема отцов и детей (проблема отношений старшего и младшего поколений).

4. мн. Люди, облечённые властью (устар. и разг.). Отцы церкви. Отцы города.

5. перен. Тот, кто является родоначальником, основоположником чегон. (высок.). Летописец Нестор о. русской истории.

6. перен., кому и кого. Человек, по-отечески заботящийся о подчинённых, младших. Командир о. солдатам (солдат). Наставник о. молодёжи. Ты наш о. мы твои дети (в старой речи: слова, обращённые к государю).

7. Обращение к пожилому мужчине или к мужу как к отцу своих детей (прост.).

8. обычно в сочетании с личным именем. Служитель церкви или монах, а также обращение к нему. Святой о. О. Сергий.

Отец-мать (им. п. редко) (прост.) родители. Живёт у отца-матери на всём готовом. Вернулся к отцу-матери.

Отец (Царь) Небесный (высок.) то же, что бог (во 2 знач.).

| прил. отцовский, ая, ое (к 1 и 2 знач.), отцов, а, о (к 1 знач.) и отчий, ая, ее (к 1 знач.; стар.). Отцовские заботы. О. наказ. Отчий дом (также перен.: родимое место, родимый край).

Источник

Православная Жизнь

Отвечает протоиерей Владимир Пучков.

Что означает названный отец. Смотреть фото Что означает названный отец. Смотреть картинку Что означает названный отец. Картинка про Что означает названный отец. Фото Что означает названный отец

Обращение к священнику словом «отец» является для церковной среды само собой разумеющимся. Для людей же нецерковных оно нередко становится камнем преткновения. Лично мне вопрос, почему священников называют отцами, приходилось слышать не один десяток раз. Смущают вопрошающих, как правило, несколько моментов:

Во-первых, отец – это всегда тот, кто выше. Как можно признавать чьё-то главенство над собой, когда все люди равны?

Во-вторых, как можно назвать отцом чужого человека? Отец – понятие не отвлечённое, это некто родной, близкий. Если я вижу священника первый раз в жизни, то какой же он мне отец?

В-третьих, как быть с тем, что среди священников немало людей молодых, а лично мне сорок, пятьдесят, шестьдесят? Как человек, который моложе меня может называться мне отцом?

Ну и наконец, как можно называть духовных лиц отцами, если Христос сказал «и отцом себе не называйте никого на земле» (Мф. 23:9)?
Однако обо всём по порядку.

Убеждение в равенстве всех людей – одно из нелепейших заблуждений нашего времени. В самом деле, где и когда можно было видеть равенство? Какой должна быть среда, где все люди были бы равны? Тот факт, что равенство невозможно как таковое – очевиден и естественен. Люди рождаются неравными: у всех нас разные таланты, возможности и потенциал. Разное здоровье и склонности. Разная социальная среда, материальный уровень и условия жизни. И если вы думаете, что хоть перед Богом все равны, то и тут вас ждёт разочарование: вспомните евангельское «кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48) и вы поймёте, что ни один и тот же грех, ни одна и та же добродетель разных людей не оцениваются Богом одинаково. Можно, конечно, говорить о равенстве всех перед законом и о равенстве прав, но и это равенство – весьма относительное. Равные права данные разным людям вовсе не гарантируют равенство возможностей. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Церковь, принимая неравенство людей как данность, не только не стремится реализовывать в себе спорные идеалы, но, напротив, дорожит собственной иерархичностью и видит в ней одну из собственных основ. Иерархически священник выше мирянина, однако эта высота – высота не власти, а ответственности. Священник ответственен за пасомых, его главенство в заботе и любви. Так же, как у отца в семье. Собственно, для своей паствы священник и является отцом – главой церковной общины, своего рода, духовной семьи. Так что, когда прихожане называют священников батюшками, – это самая что ни на есть норма, и ничего противоестественного в ней нет.

Однако для людей, к Церкви не принадлежащих, священник – чужой человек. С чего бы им называть священников отцами? Отвечу вопросом на вопрос: вы когда-нибудь задумывались, откуда взялась традиция обращаться к человеку на «вы»? Всё очень просто: есть ряд людей, которые ответственны за других – правители, священники, руководители, отцы семейств. Когда элементарная культура общения требует проявить к кому-либо подчёркнутое уважение, к нему обращаются не только как к человеку, но как тому, кто представляет всех, за кого несёт ответственность: народ, паству, коллектив, семью. Так же и со священством: ни для кого не секрет, что священство – не работа, а образ жизни. Стало быть, и пастырская ответственность неотделима от личности пастыря. А значит статус отца принадлежит священнику в силу образа жизни, независимо от окружающей обстановки. Следовательно, священник – отец всегда: для паствы, как глава духовной семьи, для все остальных – как тот, кто с этой семьёй связан неразрывными узами ответственности.

При всём этом не стоит забывать, что дар священства самому священнику не принадлежит. Он дан Богом Церкви, и Церковь делегирует его конкретному лицу. Христовой Церкви, как известно, более двух тысяч лет. Поэтому когда священников называют отцами люди, превосходящие их возрастом, то последним стоит помнить, что сан, которым облечён, возможно, совсем юный батюшка, старше кого бы то ни было, живущего на земле. Кстати сказать, в этой связи глупо сердиться, когда священников называют попами. Ведь «поп» – весьма архаичный вариант слова «папа», то бишь отец. Кстати, на протяжении веков на Руси вполне официально священников называли не иначе как попами. Одиозный протопоп Аввакум, напомню, жил в XVII веке и никого тогда не смущало, что называли его никак не протоиереем.

И, наконец, да, если Христос сказал никого не называть отцом, это вовсе не значит, что у сказанного есть исключительно буквальный смысл. В данном случае Спаситель обличает фарисейскую спесь. Ещё бы: фарисеи и учителя, и наставники, и отцы… И в словах Господа слышится явное: не берите с них пример и не подыгрывайте им. В собственном смысле Отец у нас один – Бог, недаром ведь Евангелие рисует перед нами Царство Божие как семью с Отцом-Богом во главе. Но ведь у этой совершенной семьи есть проекции в мире: наши обычные семьи и семьи духовные, то есть христианские общины. И глав этих семей называют отцами как раз в силу того, что Отец всех отцов – Бог.

Итак, священников называют отцами в силу их служения и образа жизни, в силу уважения и традиции, в силу древности такого установления, как священство, и естественного положения вещей. И ничего противоречащего Евангелию, правилам элементарного приличия и здравому смыслу в этом нет и быть не может.

Источник

Христос запрещает называть человека отцом?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Вопрос читателя:

В 23 главе 9 стихе евангелия от Матфея Спаситель говорит: «и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, который на небесах». По-моему, это однозначный запрет. Почему мы называем священников батюшками?

С уважением, Владимир

Что означает названный отец. Смотреть фото Что означает названный отец. Смотреть картинку Что означает названный отец. Картинка про Что означает названный отец. Фото Что означает названный отецОтвечает иерей Петр Гурьянов:

Здравствуйте, Владимир! В Евангелии, обращаясь к апостолам, Христос действительно произносит слова: «…Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (Евангелие от Матфея, глава 23, стихи 8 – 10).

Замечательна эта заповедь тем, что с момента возникновения Церкви священников принято именовать «отцами» и «наставниками». За пределами храма, например, в школах, те же христиане, не задумываясь, называли и называют своих преподавателей учителями. И, тем более, это касается обращения к родному отцу. Уже апостолы, к которым, собственно, и были обращены слова Христа, не только не запрещали, но первые начали именовать себя отцами, наставниками и учителями. Апостол Павел в послании к коринфским христианам пишет: «…Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор. 4:15).

То есть, он называет себя духовным отцом Коринфской Церкви. Апостол Иаков советует: «Не многие делайтесь учителями» (Иак. 3:1). И вообще, в своих посланиях апостолы очень часто использовали обращение: «дети мои». Так могли обращаться к своим слушателям только те, кого, в свою очередь, называли «отцами». Как объяснить это противоречие между евангельской цитатой и поведением апостолов? Либо они пошли против заповеди своего Учителя, неправильно поняли и исказили Его учение, либо Иисус, не разрешив христианам именоваться «учителями» и «отцами», все же имел в виду нечто иное, нежели формальный запрет использовать эти слова в обращении к людям.

Если принять первый вариант, мы попадаем в тупик: все Евангелия написаны апостолами. Получается логическое противоречие: если они сами назывались «учителями» и «отцами», то зачем вообще надо было оставлять эту заповедь Христа в Евангелии? Ради обличения самих себя?
Если же мы доверяем ученикам Христа и, в конце концов, просто здравому смыслу, то эту заповедь надо понимать как-то иначе. В таком случае, что же все-таки имел в виду Иисус?
Необходимо прочесть эту фразу в контексте, не вырывая ее из евангельского повествования. Из контекста видно, что речь идет о вещах более важных, нежели словоупотребление. Христос обличает здесь определенное состояние человека, взявшего на себя учительство. Во-первых, израильские учителя сами не следуют тому, чему учат, во-вторых, болеют тщеславием. Могу предложить Вам посмотреть, как об этом говорит митрополит Волоколамский Иларион.
«И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах».
Замечания, которые сделаны были к предыдущему стиху, отчасти относятся и к настоящему, т.е. слова Христа нельзя понимать в совершенно буквальном смысле, например, в том, что дитя не должно произносить слов отец или мать. Уже одно то обстоятельство, что здесь не упоминается о матери, показывает, что речь не идет о простых семейных отношениях. Христос опять имеет в виду только книжников и фарисеев с их чванством.

В Талмуде есть целый трактат, который называется “Авот,” т.е. изречения “отцов.” В Эдуиот 1:4 (Переф. т. 4, с. 406) Гиллель и Шаммай называются “отцами мира.” В мишне и тосефте слово “отец” встречается, как титул многих раввинов (Шюрер, 2:377). Вероятно, такое название имело основание в Библии (Сир. 44). Спаситель, конечно, говорит только о том, чтобы ученики Его не называли никого отцом в раввинском смысле. Златоуст так ограничивает смысл слов Христа: “это не то значит, чтобы они никого не называли отцом, но чтобы знали, кого, собственно, должно называть отцом.” Последние слова стиха читаются разно: “который на небе” или “который на небесах.”

Лучшим чтением представляется не εν τω ούρανω (которого у Тишендорфа нет) и не εν τοις ούρανοις, но прилагательное ουράνιος — небесный, принятое лучшими и новейшими издателями Нового Завета.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *