Что означает независимость банка россии
Правовой статус и функции
Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно—правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86—ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.
Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично—правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.
Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.
В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно—кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово—хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно—кредитной политики.
Функции Банка России
Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:
Научно-
образовательный
портал IQ
Независимость ЦБ — основа инфляционного сдерживания
Проблема независимости центральных банков оказалась в фокусе внимания исследователей в период выхода мировой экономики из кризиса. Собственно в кризис центральным банкам большинства стран пришлось смягчить денежно-кредитную политику. Теперь же, по мере восстановления экономики, им предстоит перейти к существенному ужесточению политики, что, понятно, проще сделать экономически и политически независимым органам.
Степень влияния властей на ЦБ, как отмечается в исследовании, определяется, среди других факторов, возможностью правительства устанавливать зарплаты членам правления ЦБ, управлять бюджетом и распределять полученную прибыль. Политическое влияние зависит от возможности правительства назначать членов правления, от присутствия в нем представителей правительства, а также возможности правительства определять конечные цели ЦБ.
Незолотая середина
На основе законов о центральных банках стран СНГ и Восточной Европы, авторы исследования рассчитали индекс независимости ЦБ. Самыми независимыми, как политически, так и экономически, оказались ЦБ стран Восточной Европы и Балтии — Венгрии, Боснии и Герцеговины, Эстонии, Латвии, Болгарии. В список наиболее независимых попали и регуляторы Киргизии и Таджикистана, что заставляет предположить, что индекс отражает лишь формальную независимость центробанков, признают авторы исследования.
Наиболее зависимыми от своих правительств оказались центральные банки Белоруссии, Украины и Узбекистана. Российский ЦБ попал в середину списка, пропустив вперед по индексу общей независимости не только большинство стран Восточной Европы и Балтии, но и Киргизию, Таджикистан, Грузию. При этом авторы исследования говорят о том, что в силу значительной степени субъективизма, неизбежной при построении подобных индексов, к интерпретации полученных результатов необходимо относиться с осторожностью.
В то же время такое положение России можно считать негативным сигналом, поскольку даже формально по сравнению с развитыми странами ЦБ в РФ не может считаться в полной мере независимым, считают исследователи ИЭПП.
Банк в подчинении
Банк России был учрежден 13 июля 1990 г., а принцип подотчетности ЦБ федеральным представительным органам закреплен в Законе «О Центральном банке Российской Федерации» от 2 декабря 1990 года. В 2002 г., с принятием новой редакции закона, были детально описаны механизмы парламентского контроля и контроля органов исполнительной власти над деятельностью ЦБ через проверки, проводимые Счетной палатой, и через Национальный банковский совет. Изменения 2002 г. серьезно усилили подотчетность ЦБ правительству и снизили его формальную независимость. К примеру, если в «старой» редакции Национальный банковский совет только рассматривал некоторые документы, представленные советом директоров ЦБ РФ, но не имел полномочий выносить какие-либо решения, то «новая» редакция дала совету дополнительные полномочия по контролю за расходами ЦБ и по рассмотрению вопросов, касающихся политики и целей ЦБ. Это предоставило органам исполнительной власти рычаги воздействия на денежно-кредитную политику и хозяйственную деятельность ЦБ, усиленные новым порядком формирования совета, в котором большинство членов теперь составляют представители президента и правительства, пишут авторы исследования.
Комплексный анализ закона 2002 г. также показал, что единственным лицом, которое может осуществлять реальное влияние на деятельность ЦБ, является президент РФ, который, помимо прочего, принимает политическое решение о назначении или снятии с должности председателя Банка России, а также членов совета директоров. В то же время, Госдума, которой формально подотчетен ЦБ, никаких самостоятельных политических решений в отношении деятельности и руководства Банка России принять не может. В итоге, степень влияния представительных органов на ЦБ за последние годы снизилась, зависимость от исполнительной власти — выросла, уверены авторы.
Инфляционные качели
Независимость ЦБ особо важна для развивающихся стран, где уровень инфляции традиционно велик, а постоянный дефицит бюджета и отсутствие возможностей для значительных внутренних заимствований приводят к монетарному финансированию бюджетного дефицита. Независимый ЦБ с жесткой денежно-кредитной политикой мог бы сбалансировать политику правительства, цели которой часто ведутк росту темпов инфляции. Так, стремление повысить занятость в экономике часто выражается в повышении госрасходов,что в среднесрочном периоде разгоняет инфляцию. Еще одно искушение для правительства — возможность за счет эмиссии профинансировать часть своих обязательств, получить доход от сеньоража.
К проинфляционной политике ведет и необходимость поддержания положительного сальдо текущего счета платежного баланса. Зачастую его балансировка проводится за счет девальвации национальной валюты. Удорожание импорта, как следствие, разгоняет инфляцию. Не способствуют снижению темпов роста цен и борьба с кризисом, что особенно актуально в последние годы.
Повышение уровня независимости ЦБ ограничивает возможности правительства по смягчению денежно-кредитной политики. Четкая отрицательная связь между степенью независимости регулятора и уровнем инфляции подтверждается и эмпирически — большая независимость ЦБ, как правило, соответствует более низкой инфляции, подсчитали авторы исследования. Однако, данная связь может быть и обратной. Возможна ситуация, при которой установившийся более низкий темп инфляции побуждает правительство ослаблять контроль над ЦБ, что делает его более независимым.
Возвращаясь к сдерживанию правительственных мер по стимулированию экономики в кризис, возникает вопрос: не приводит ли независимость ЦБ к снижению темпов роста ВВП? Гипотетически, такая ситуация вполне возможна, так как более независимый центральный банк может сдерживать инфляцию за счет более низкой экономической активности. Однако эмпирически это предположение не подтверждается. Авторы исследования выявили, что существует слабая отрицательная связь между независимостью ЦБ и ростом ВВП на душу населения — в странах с большей независимостью наблюдается более медленный рост ВВП на душу населения. Но объясняется это, по мнению авторов, тем, что более развитые страны (в том числе и институционально развитые) на исследуемом промежутке времени росли более медленными темпами.
Иными словами, и в случае с Россией, данные исследования свидетельствуют в пользу необходимости большей независимости ЦБ от правительства. В ближайшем будущем перед Банком России стоят важные задачи, в том числе и по переходу к режиму таргетирования инфляции, Однако при нынешнем уровне зависимости банка от правительства сделать это будет сложнее. Прозрачность и большая независимость Банка России — важный элемент достижения целей инфляционного таргетирования, отказа от существенных интервенций на валютном рынке и повышения устойчивости национальной банковской системы, уверены авторы исследования.
Независимость ЦБ как полная свобода действий без учета последствий для экономики — миф
Сегодня в России все чаще манипулируют понятием независимости ЦБ: любая критика в его адрес может породить ответные обвинения в стремлении эту независимость ограничить. Однако независимости как возможности следовать одной цели без учета реальной экономики не существует. Исследования доказывают, что полная независимость центробанков от политических факторов — это миф, а мировая практика подтверждает: центробанки и правительство активно координируют свою политику.
Это вовсе не означает, что представители ЦБ или правительства диктуют друг другу, что делать, и перекладывают друг на друга ответственность. Но они стараются в явной или скрытой форме согласовывать свою политику таким образом, чтобы в их действиях не было противоречий и чтобы они не приводили к взаимному снижению эффективности. В условиях кризиса или, как в России, стагнации, согласованность действий ЦБ и правительства приобретает особую важность.
Что подразумевают разговоры о независимости ЦБ в России
В последнее время все чаще раздаются голоса в защиту независимости Центрального банка России, которую кто-то якобы хочет ограничить. Спор ведется не только о степени свободы действий Центрального банка, но и о масштабах его ответственности за свои шаги. Для защитников абсолютной независимости, главным из которых является сам Банк России, это означает, прежде всего, карт-бланш на любые действия и невмешательство в его политику.
У оппонентов другая позиция — поскольку действия ЦБ оказывают влияние не только на его собственные целевые показатели, а на всю экономику в целом, то он должен учитывать это при выработке своих мер.
«У вас масса других способов повлиять на инфляцию, вы же даже не попробовали!»
Очевидный пример такого влияния — воздействие борьбы с инфляцией на экономический рост. Инфляция — целевой показатель для ЦБ. Однако повышая ключевую ставку, чтобы сбить инфляцию, Центробанк снижает доступность кредитов, а это приводит к падению объема инвестиций и стагнации в экономике.
В 2013 году была предпринята попытка законодательно закрепить за ЦБ ответственность за содействие экономическому росту, однако она не увенчалась успехом. В этом году глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев выступил с предложением, чтобы Банк России и Минфин совместно занимались выработкой целевых показателей по инфляции — по его мнению, несогласованность действий ЦБ и правительства может стать серьезным барьером для экономического роста.
ЦБ ответил, что несогласованность неполезна, но предложил министерствам довольствоваться уже существующими механизмами взаимодействия. «Нам нужно в полной мере задействовать уже имеющиеся механизмы [взаимодействия с правительством] и при необходимости их совершенствовать», — отметила первый зампред ЦБ Ксения Юдаева.
Однако сегодня, когда экономический рост стремится к нулю, Центробанку все сложнее не принимать его во внимание при принятии решений.
Что традиционно понимается под независимостью центробанков
Традиционно независимость центрального банка в узком смысле понимается как его неучастие в финансировании дефицита бюджета
(исторически многие центральные банки были созданы именно для этих целей, в том числе для финансирования военных расходов). Основная идея независимости ЦБ состоит в том, чтобы не дать политикам, которые ориентируются на достаточно короткий электоральный цикл и стремятся получить краткосрочную выгоду, применять проинфляционные механизмы.
Например, перед выборами действующие власти могут принять решение о повышении госрасходов, чтобы заручиться большей поддержкой населения, и захотят «включить печатный станок». Чтобы этого не происходило, доступ к такому механизму должен быть только у независимого Центробанка. Во всем мире со второй половины 20 века принято на постоянной основе ограничивать прямое кредитование правительства центральным банком. А чтобы не подвергать политиков соблазну, вводятся специальные ограничения — например, глава ЦБ назначается на фиксированный срок, который, как правило, не совпадает с электоральным циклом, и так далее.
В широком смысле экономисты-теоретики говорят о политической и экономической независимости центральных банков. Политическая независимость — это независимость в выборе конечной цели монетарной политики (например, снижение инфляции или рост ВВП), а экономическая независимость — это свобода в выборе инструментов достижения этих целей.
Иначе говоря, политическая независимость — это целевая независимость, а экономическая независимость — это инструментальная независимость.
«Защита от дурака» — не самоцель
Один из основных аргументов за независимость центральных банков – то, что политики, в отличие от ЦБ, не смогут при необходимости проводить жесткую монетарную политику, направленную на уменьшение денежного предложения, поскольку они зависимы от электората и боятся роста безработицы, писал в 1994 году гарвардский экономист Питер Холл.
Однако такая «защита от политиков» не должна быть самоцелью.
Как показывает опыт США, и подобными представлениями можно поступиться: до недавних пор, несмотря на лозунги о независимости Федеральной резервной системы (ФРС), она финансировала дефицит бюджета через программу «количественного смягчения» (QE). ФРС начала применять эту схему в 2008 году для борьбы с последствиями мирового финансового кризиса. В рамках этой программы ФРС вливала деньги в экономику, скупая на рынке долговые обязательства, а также казначейские облигации США.
Это означает, что гораздо важнее не обеспечить независимость центробанка любой ценой — только ради самой независимости, а
создать систему сдержек и противовесов, которая будет подразумевать ту или иную форму согласования политики правительства и ЦБ.
Развенчание мифов
«Россия потеряла сто триллионов рублей»
Важно также отметить, что одним из «китов», на которых стоит концепция независимости центральных банков, являются успехи немецкого Бундесбанка.
Считалось, что Бундесбанк на протяжении около 40 лет проводил успешную политику и удерживал низкую инфляцию при высокой занятости именно благодаря высокой степени независимости.
Однако Питер Холл развенчал этот миф, показав, что экономические успехи во многом были достигнуты не благодаря независимому центральному банку, а благодаря развитому централизованному процессу переговоров о заработной плате (coordinated wage bargaining).
На протяжении всего этого времени в Германии происходил переговорный процесс между работодателями и объединениями работников (например, через крупные отраслевые профсоюзы, ассоциации работодателей), который охватывал практически всю страну. Такие переговоры в масштабах всей экономики позволяли регулировать уровень заработной платы и сдерживать безработицу. Таким образом, согласно выводам Холла, экономические успехи Германии — следствие не независимости Бундесбанка, а целой совокупности факторов.
Адекватность никогда не устаревает
Еще один довод, который приводят защитники полной автономии центральных банков, — то, что участие центрального банка в стимулировании экономического роста осталось в прошлом
и что для всех современных центральных банков приоритетной задачей является борьба с инфляцией. Это, согласно данной точке зрения, в какой-то мере обеспечивает уверенность участников рынка в завтрашнем дне: если бы ЦБ мог включить печатный станок, то инфляционные ожидания были бы выше, а объем инвестиций — ниже.
Однако в ситуации, когда ужесточение денежно-кредитной политики, как в России, не помогает справиться с ростом цен, ожидание дальнейшего повышения ставок (то есть как раз усиления неработающего механизма) не обеспечивают доверия к ЦБ и к его политике. Участники рынка прекрасно понимают, что инфляция неподвластна ЦБ, а меры ЦБ будут ее только подгонять. Растут ставки по кредитам для предприятий, а значит, растут их издержки, следом происходит разгон инфляционных ожиданий на фоне ухудшения общей ситуации в экономике.
Уверенность участников рынка и доверие к центральному банку обеспечивается не следованием какой-то определенной политике, а пониманием того, что политика ЦБ адекватна сложившимся условиям. Неадекватность же политики Банка России текущей ситуации становится все более очевидной.
Более того, сомнителен и сам тезис о том, что сегодня для всех центральных банков приоритетом является борьба с инфляцией. Сужение мандатов центральных банков до борьбы с инфляцией, которое произошло в мире в так называемую эпоху «Великого успокоения» (Great Moderation), в исторической перспективе является скорее исключением — центральные банки большинства развитых и развивающихся стран выполняли раньше и продолжают выполнять сейчас роль ключевых агентов экономического развития, участвуя в реализации государственной промышленной политики и выступая спасителями экономики в трудные времена.
Абсолютно независимых центробанков нет даже в теории
Как показывают исследования, абсолютной независимости центральных банков не существует даже в теории.
Фактически можно говорить разве что о степени независимости, но не о независимости как абсолютной категории. Но можно ли вообще измерить эту степень и определить, какой она должна быть в той или иной стране?
«Экономика роста» для «чайников» №6: должен ли ЦБ думать об экономике?
Наиболее распространенную сейчас модель для определения степени независимости центробанков предложили в 1992 году экономисты Алекс Кукерман, Стивен Вебб и Билин Неяпти. Они разработали модель оценки независимости центральных банков на основании 16 критериев (условия назначения и отставки главы ЦБ, условия кредитования центробанком правительства, цели политики банка и пр.).
Что характерно, ученые вовсе не утверждали, что стопроцентное соответствие всем 16 критериям, то есть полная независимость ЦБ, — это абсолютное благо. Более того, примеров совершенно независимых регуляторов в мире нет — каждый из них в чем-то более или менее зависим от правительства, парламента и так далее.
Так, согласно рейтингу юридической независимости регуляторов, самым автономным из центробанков развитых стран оказался немецкий — его индекс был равен 0,69 («абсолютная» независимость — это единица), а из развивающихся — Банк Греции (0,55). Само собой, центробанков с индексом «единица» не оказалось.
Более того, исследователи не только составили эти 16 критериев, но и проанализировали влияние различных аспектов независимости на экономические показатели. Выяснилось, что в развивающихся странах юридическая независимость ЦБ не играет существенной роли для ценовой стабильности, хотя в развитых странах она и связана с более низкими темпами инфляции. Напротив, другие аспекты независимости, такие, как частота смены главы центробанка, не влияют на показатели инфляции в развитых странах, в отличие от развивающихся.
Независимость — не обязательно благо
Является ли абсолютная независимость благом? Как показывают исследования — совсем не обязательно. Экономисты Гай Дебелл и Стенли Фишер из Массачусетского технологического института
проанализировали центробанки 17 развитых стран и пришли следующему выводу: успехи ЦБ в борьбе с инфляцией, вероятно, будут лучше, если ЦБ не обладает целевой (политической) независимостью.
Более того, что в определенных случаях центробанк с максимальной независимостью может быть неоптимальным для общества. Это можно объяснить взаимосвязью ВВП и инфляции — ведь борьба с инфляцией может оказывать негативное влияние на экономический рост. Как отметили Дебелл и Фишер, ничто не указывает на желательность абсолютной независимости Центробанка и на то, что он должен заниматься только инфляцией — он должен также реагировать на колебания ВВП.
Все координируют действия в «мирное» время…
Как было указано выше, ни один из 17 центробанков развитых стран не смог набрать «единицу» (т.е. не оказался «абсолютно» независимым) в модели Кукермана, Вебба и Неяпти.
Приговор для Центробанка
Однако есть и исследования, которые показали отсутствие абсолютной независимости центробанков и более простыми методами. Например, в статье главного экономиста Банка международных расчетов Пола Мосер-Боема (Paul Moser-Boehm) приводятся результаты опроса, согласно которому
большинство центральных банков (всего были опрошены представители 24 банков) регулярно проводят встречи с министрами финансов или другими высокопоставленными представителями правительства. В основном целью этих встреч, как в развитых, так и в развивающихся странах, является информирование о текущей ситуации или обсуждение планируемых действий и инициатив.
Как известно, в России принципы работы Центробанка, его полномочия и, соответственно, степень независимости определялись в начале 1990-х гг. – а это было время распространения идей о том, что именно независимость центральных банков является ключом к успеху. При этом, как уже говорилось выше, все оглядывались на успех Бундесбанка – в это время даже Банк Англии, который до того находился под контролем Казначейства, было решено наделить большей независимостью. Примечательно, что в разработке инструментария российского ЦБ участвовали как раз специалисты Бундесбанка.
Тем не менее, российский закон о ЦБ предполагает определенную зависимость регулятора от других государственных органов. Закон предписывает Банку России и кабинету министров информировать друг друга о планирующихся шагах, которые будут иметь «общегосударственное значение», а также координировать свою политику.
ЦБ и правительство должны проводить регулярные взаимные консультации. Кроме того, представители Минэкономразвития и Минфина могут участвовать в заседаниях совета директоров ЦБ с правом совещательного голоса. Банк России ежегодно отчитывается и перед Госдумой, хотя эти отчеты носят скорее формальный характер и парламент не может влиять на решения регулятора.
Центральные банки могут зависеть не только от других государственных органов, но и от общества и бизнеса.
ЕЦБ идет ва-банк
Так, в 2005 году на примере Бундесбанка экономист Штеффен Керн показал, что в Германии Бундесбанк работал со всеми группами интересов в рамках неформального взаимодействия.
Кроме того, в руководящие органы различных центральных банков часто попадают представители с разным бэкграундом, что в конечном итоге влияет на политику регуляторов. Например, некоторые из членов правления Резервного банка Австралии одновременно входят в состав органов управления компаний, а в правление Банка Японии входит бывший топ-менеджер энергетической компании и вице-президент отраслевой ассоциации. Европейский центробанк (ЕЦБ) создавался как наднациональный институт, и поэтому ожидалось, что он будет одним из самых независимых регуляторов.
Тем не менее, в 2012 году в правление ЕЦБ вошли бывшие представители финансовых министерств стран Еврозоны. Это, судя по всему, было сделано для того, чтобы лучше координировать монетарную и бюджетную политику, что было необходимо для преодоления кризиса.
…не говоря уже о кризисном
Расширение влияния правительств на центральные банки зачастую действительно становится неизбежным в условиях кризиса. В Институте комплексных стратегических исследований (ИКСИ) выяснили, что в 2009-2010 годах, когда центробанки многих стран стали участвовать в поддержке проблемных заемщиков, границы между фискальной и денежно-кредитной политикой становились все более размытыми.
Это не означает, что ЦБ теряет свою независимость, но показывает, что сама концепция независимости регулятора может изменяться под влиянием экономической ситуации и потребностей экономики, и в условиях кризиса кооперация между правительством и ЦБ становится более тесной.
Характер перемен варьируется от страны к стране. Если в развивающихся странах изменения носили более жесткий характер вплоть до отставки глав центральных банков, то в развитых странах упор больше делался на неформальное взаимодействие. Эта тенденция объясняется тем, что во время кризиса произошло расширение круга обязанностей центральных банков, которые стали принимать решения о помощи финансовым учреждениям, отмечают эксперты ИКСИ.
ИКСИ приводит примеры как развитых, так и развивающихся стран, где кооперация между правительством и ЦБ усилилась в непростое для экономики время.
Таким образом, и теория, и практика показывают, что независимости как возможности следовать единственной цели без учета реальной экономики в природе не существует. Исследования доказывают, что полная независимость центральных банков от политических факторов является мифом, а мировая практика подтверждает: центральные банки и правительство активно координируют свою политику и нет ни одного центрального банка, который был бы полностью авТономен.
Это вовсе не означает, что представители ЦБ или правительства диктуют друг другу, что делать, и перекладывают друг на друга ответственность. Но они стараются в явной или скрытой форме согласовывать свою политику таким образом, чтобы в их действиях не было противоречий и чтобы они не приводили к взаимному снижению эффективности.
В условиях кризиса или, как в России, стагнации, согласованность действий ЦБ и правительства приобретает особую важность – мировой опыт 2009-2010 гг. доказывает, что это помогает экономике пережить сложные времена и возобновить экономический рост.