Что означает низкая ликвидность акции
Низколиквидные акции: неоправданный риск или возможность хорошо заработать?
Как и любому другому виду товаров, акциям присущи такие свойства как спрос и предложение. Чем более развитой и известной является компания-эмитент, тем большим спросом пользуются её бумаги и тем большие их объёмы торгуются на биржевых площадках. Наличие стабильных спроса и предложения дают возможность установления текущих рыночных цен, как результата равновесия между этими двумя движущими силами рынка. Устанавливаемые таким образом цены, как правило, имеют минимальный спред (разницу между ценой покупки и ценой продажи одной и той же акции). Это свойственно высоколиквидным акциям.
Небольшое отступление: ликвидными в трейдинге принято называть такие финансовые инструменты (в данном случае — акции), купить и продать которые можно без особых проблем и с минимальным спредом.
Что же касается низколиквидных акций, то здесь ситуация прямо противоположная. Их эмитентами обычно являются малоизвестные, относительно небольшие компании либо вновь образованные стартапы. Вложения в такие бумаги куда более рискованны, а потому менее популярны. Этим и обусловлен относительно низкий спрос на них.
Ввиду небольшого спроса, такие акции не могут похвастаться достаточно гибким ценообразованием. Цена на них изменяется скачками и имеет очень большие спреды. Такие акции не только сложно продать, но также могут возникнуть проблемы и при их покупке (особенно когда речь идёт о достаточно больших объёмах).
Казалось бы, в чём здесь проблема? Если при низком спросе никто не хочет приобретать такие бумаги, то случайного покупателя рынок должен встретить «с распростёртыми объятиями» завалив его никому не нужными бумагами с ног до головы. Отчасти так оно и получается, но возникает одна проблема. Когда начинается скупка таких бумаг в достаточно больших объёмах, их цены растут как на дрожжах и покупателю приходится платить всё больше и больше для того, чтобы набрать необходимый ему объём.
Как простой американский школьник заработал 800000 долларов
Низколиквидные акции гораздо более чутко реагируют на изменение текущих спроса и предложения на них именно по той причине, что в большую часть времени их величины очень незначительны. Известна история о том, как американский школьник заработал на них 800.000$ начав со стартового капитала в 8000$.
Имя этого вундеркинда — Джонатан Лебед. Он начал торговать в возрасте 12 лет и за первые полтора года смог увеличить свой капитал до 28000$ (почти 500% прибыли). Параллельно паренёк занимался наполнением собственного сайта о трейдинге, где наряду с официальными биржевыми новостями публиковал и собственные прогнозы относительно будущих цен тех или иных бумаг.
Довольно скоро его сайт стал достаточно популярным ресурсом и мальчик заметил, что его прогнозы начинают оказывать довольно сильное влияние на рынок низколиквидов. Когда он советовал продавать, цены снижались, а при рекомендации к покупке — росли. Ну как не воспользоваться таким раскладом? И Джонатан начал сознательно манипулировать рынком (неплохо для школьника, правда?).
Такого рода манипуляции не могли долго оставаться незамеченными и довольно скоро брокерским счётом Джонатана заинтересовалась комиссия по биржам и ценным бумагам (SEC). Лебеда обвинили в мошенничестве, однако и здесь он оказался не так прост. Он заявил, что во-первых все его прогнозы были абсолютно искренними, а во вторых он никому не навязывал поступать в соответствии с даваемыми им рекомендациями. В итоге SEC удалось оттяпать у него 285000$ (ещё они взяли с него обещание больше не безобразничать) и на том дело закончилось, а парнишка остался с полумиллионом долларов в кармане и продолжил дальше трудиться на стезе трейдинга. Манипуляциями он теперь не занимается (по крайней мере его никто не поймал на этом), торгует честно, в том числе выступает в качестве финансового аналитика и продаёт свои инвестиционные идеи и прогнозы всем желающим.
Стратегия заработка на низколиквидных акциях
Я ни в коем случае не призываю вас заниматься манипуляциями подобно герою истории описанной выше. Тем более, что в наше время такой трюк вряд ли уже прокатит. Схемы типа “Pamp and Dump” теперь всё чаще используют на рынке криптовалют, а на фондовом рынке такое провернуть уже невозможно (или, по крайней мере, очень сложно). Однако то основное свойство неликвидных акций, благодаря которому подобные манипуляции с ними вообще были возможны, осталось неизменным. А именно — повышенная чувствительность их цены к изменению баланса спроса и предложения.
И благодаря этому свойству можно относительно легко вычислять сделки институциональных инвесторов и присоединяться к той ценовой волне которую они поднимают. В то время, когда крупный инвестор или, скажем, трейдер какой-либо транснациональной корпорации начнёт приобретать крупную партию низколиквидных акций, цена на них начнёт подниматься вверх. Повышение спроса вызовет неизбежный рост цены, но рост этот будет ограничен правилами биржи.
Дело в том, что в целях исключения ситуаций “Pamp and Dump” рост цены на каждый конкретный финансовый инструмент искусственно ограничивается. После того, как цена акций, подталкиваемая покупателем, поднимется в течение одной торговой сессии на 30-40%, биржевая площадка зафиксирует её на этом уровне не позволяя подняться ещё выше.
Такая фиксация цен скорее всего вызовет снижение предложения, поскольку большинство продавцов предпочтут дождаться начала следующей торговой сессии и дальнейшего роста цен. Такой сценарий будет продолжаться ровно до тех пор, пока институциональный инвестор не наберёт необходимый ему объём акций, иногда это может длиться несколько дней подряд.
Вот этой самой волной роста можно воспользоваться для того, чтобы присоединившись к ней на этапе зарождения, выйти с прибылью на самой её вершине (когда скупка акций прекратится). При этом можно воспользоваться вот этим простым алгоритмом действий:
Как видите стратегия довольно проста, но вместе с тем следует понимать, что она ещё и довольно рискованна. Здесь ни в коем случае не нужно жадничать и выходить вовремя дабы не остаться в итоге с кучей никому не нужных бумаг на руках.
Ликвидность на фондовом рынке
И как на ней зарабатывать
Мы уже рассказывали, как частному инвестору выбирать акции для покупки, основываясь не на заявлениях Трампа, а на финансовых показателях бизнеса.
Но чтобы торговать на фондовом рынке, надо учитывать и рыночные факторы. Главный из них — ликвидность. Разберем на примере Московской биржи.
Что вы узнаете
Что такое ликвидность
Ликвидность — это способность быстро продать какой-то актив по рыночной цене, то есть без скидок. Чем быстрее это можно сделать, тем выше ликвидность актива. Разберем на примерах. Сейчас будет обидно, готовьтесь.
Недвижимость — низколиквидный актив (вопреки тому, что говорили родители). Вы не сможете быстро продать квартиру по рыночной цене. Даже если есть покупатель, нужно время, чтобы собрать документы, все проверить, оформить сделку в Росреестре. Это не быстро, а значит, уменьшает ликвидность вашей квартиры. При этом у каждой квартиры ликвидность тоже разная — однушку в центре продать проще, чем трешку на окраине.
Использованная зубная щетка — неликвидный актив. Вряд ли вы сможете кому-то продать свою старую зубную щетку. Если вы, конечно, не Пэрис Хилтон. Щетка сразу после покупки теряет свою способность быть проданной кому-то по рыночной цене.
Аналогичный пример — новая машина, которая сразу после покупки теряет около трети стоимости. Некоторые старые модели можно продать разве что по программе утилизации. Машина, вопреки общепринятым представлениям, низколиквидный актив, на грани неликвидности.
Банковский вклад — ликвидность зависит от условий. Например, в том же Тинькофф-банке я могу закрыть свой вклад через приложение и на следующий день получить деньги. Но один день все же придется подождать, при этом из-за досрочного расторжения теряются накопленные проценты.
Ликвидность ценных бумаг
Инструменты фондового рынка — акции и облигации — самые ликвидные активы для инвестора. Когда биржа работает, ценные бумаги можно продать без проблем, просто открыв терминал или позвонив своему брокеру. Причем в случае с облигациями накопленный купонный доход не теряется, в отличие от тех же процентов по досрочно закрытому вкладу.
Но здесь есть свои тонкости. Представьте, что вы решили продать акции через терминал, открыли стакан заявок и в списке лучших предложений на покупку и продажу актива увидели, что на ваш объем акций нет достаточного спроса. Поздравляем: пришло время узнать о ликвидности фондового рынка.
Рынок считается высоколиквидным, если на нем регулярно заключают сделки и разница между ценами заявок на покупку и продажу невелика. При этом таких сделок должно быть много, чтобы каждая небольшая сделка не влияла на цену товара.
Ликвидность инструмента на фондовом рынке оценивают по количеству совершаемых сделок (то есть по объему торгов) и величине спреда. Спред — это разница между максимальными ценами заявок на покупку и минимальными ценами заявок на продажу. Чем больше сделок и меньше разница, тем выше ликвидность.
Если вы можете быстро продать или купить большое количество акций определенной компании без существенного изменения цены, то такие бумаги можно считать ликвидными, и наоборот.
Ликвидность на Московской бирже
У инвесторов с разным количеством денег будут разные требования к ликвидности. Разберем на примере.
Представьте трех частных инвесторов: один хочет вложить 1 миллион рублей, второй — 60 миллионов, а третий — 600 миллионов. Все трое пришли за акциями на Московскую биржу и открыли список с итогами торгов в обычный пятничный день. Когда мы писали эту статью, на Московской бирже торговалось 226 компаний. При этом для покупки доступна 281 акция: некоторые компании продают акции нескольких видов.
Вот как выглядит этот список, если отсортировать результаты по объему от большего к меньшему.
Первая страница — сливки нашего фондового рынка. Это самые ликвидные компании — так называемые голубые фишки. Возглавляет список Сбербанк: за день с его бумагами совершили 65 073 операции более чем на 11 млрд рублей.
Если представить, что инвесторы могут купить акции только какой-то одной компании, все трое легко разместят деньги в акциях первых пятнадцати компаний. Но уже дальше, начиная с «Ростелекома», объемы торгов акциями компаний падают ниже 594 млн рублей в день — инвестора с 600 млн эти бумаги не интересуют. А требованиям инвестора с 60 миллионами рублей соответствуют только первые 45 компаний.
Проще всего будет продавать и покупать акции инвестору с 1 миллионом рублей. Но даже ему подойдет чуть более сотни компаний: объемы торгов остальных уже меньше миллиона в день.
Конечно, в реальности всё иначе: с одной стороны, вам не нужно вкладывать все деньги в акции одной компании — вместо этого лучше диверсифицировать портфель, тогда требования к минимальному объему торгов будут ниже. С другой стороны, если объем торгов 1 миллион в день, то купить акции даже на 100 000 рублей будет не так легко. А потом не так легко будет их и продать. Ведь объем у нас суммарный не только на весь день, но и на всех участников рынка. Суть такова: не стоит покупать акций больше, чем потом получится легко продать.
Прежде чем покупать акции вроде как недооцененной компании, узнайте, какая у этих бумаг ликвидность. Иначе вы никогда не сможете продать их. Вернее, продать-то вы их сможете, но для этого потребуется время и, вероятно, снижение цены. А если снижать цену, то зачем было вкладывать?
Московская биржа на карте мира
Если посмотреть на ликвидность фондовых рынков разных стран, то станет понятно, что Московская биржа отнюдь не лидер по количеству компаний, чьи бумаги здесь торгуются.
Капитализация всех акций на Московской бирже около 630 млрд долларов, в то время как капитализация одной только компании «Эпл» более 900 млрд долларов. Московская биржа не входит даже в топ-20 крупнейших бирж, уступая фондовым биржам Мадрида, Тайваня и Сан-Паулу. На Московской бирже торгуется 281 различная акция от 226 компаний, в то время как на фондовых рынках США их тысячи.
Что такое Free float
Объем сделок — это еще не все, что определяет ликвидность той или иной акции. Инвестируя в ценные бумаги, важно помнить о показателе free float.
Низкий free float акций говорит о том, что частные лица могут продавать и покупать только небольшое число акций, поэтому и ликвидность их тоже будет низкой.
Чтобы понять, как free float влияет на ликвидность акций, приведу пример с двумя похожими на первый взгляд компаниями, акции которых торгуются на бирже.
Что такое ликвидность акций и какую роль она играет для инвестора
Бывает так, что начинающий инвестор покупает акции для того, чтобы зарабатывать на дивидендах. При этом он часто даже не подозревает о таком понятии, как ликвидность ценных бумаг. Но столкнувшись с необходимостью их продать, неожиданно для себя оказывается в глубоком минусе. Ведь именно ликвидность актива может быть одним из главных факторов, влияющих на его прибыльность или убыточность.
Что такое ликвидность акций?
Показатели ликвидности
Главными индикаторами ликвидности акций являются объем торгов и спред.
Объем торгов. Чем он больше по бумаге, чем больше сделок по ней заключается, тем выше ее ликвидность. Количество оформленных сделок и сумма, на которую они были сделаны, указывают на существование или отсутствие спроса на актив. Чем выше объемы продаж, тем скорее можно продать бумаги, и тем выше ликвидность.
Спред. Это диапазон биржевых котировок или, проще говоря, разница между ценами покупки и продажи актива. То есть если купленные вчера акции вы сегодня можете продать практически по той же цене, уровень спреда (разница в цене) низкий, а ликвидность, напротив, высокая.
Для опытного трейдера важными показателями являются не столь понятные и значимые:
Однако наиболее показательны первые два параметра, которые трейдеру предстоит оценивать постоянно, опираясь на следующие данные:
ВАЖНО! Чтобы определить, насколько ликвидна акция, нужно зайти на официальный сайт фондовой биржи и проанализировать графики торгов. Чем больше пиков, тем больше сделок происходит в отношении актива, постоянно изменяется цена. Если на графике преобладают длинные горизонтальные линии, то сделки происходят очень редко либо не совершаются вовсе.
Факторы влияния
Наряду с показателями ликвидности существуют не менее важные факторы, которые оказывают значительное влияние на ее уровень:
Этот фактор имеет настолько сильное влияние, что эмитенты и их акции негласно делятся на отдельные категории:
Уровни ликвидности акций
Ценные бумаги, торгуемые на биржевом рынке, разделяются на две категории:
На практике существуют ещё два подвида бумаг:
Эти бумаги торгуются на внебиржевом рынке, где правила проведения операций регулируются непосредственно контрагентами. Торговые операции несут определенные риски, требуют времени для проведения дополнительных проверок, согласований и юридического оформления сделок.
ВАЖНО! Все это требует достаточного количества времени, а одним из важных показателей ликвидности является высокая скорость проведения торговых операций с бумагами. Поэтому внебиржевой рынок вряд ли возможно назвать высоколиквидным.
Какую роль играет ликвидность для инвестора?
Ликвидность очень сильно влияет на доходность и надежность актива. При покупке высоколиквидных бумаг инвестор получит ряд преимуществ:
Операции с неликвидными ценными бумагами требуют от инвестора большого опыта и знаний. Приобретение так называемых «недооцененных» активов эмитентов из второго и даже третьего эшелона в надежде подзаработать на росте котировок могут принести большие финансовые проблемы вплоть до полной потери средств. Поэтому ликвидности нужно уделять особое внимание.
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.
Что такое ликвидность
Ликвидность любой вещи — это возможность быстро продать ее по рыночной цене. Чем проще обменять вещь на деньги, тем более ликвидной она считается. Например, у станков на заводе низкая ликвидность — продать их быстро и по реальной стоимости не получится. А у денег абсолютная ликвидность — их, по сути, менять на самих себя не надо, они самоликвидные.
И станки, и деньги в этом случае называют активами. Актив на языке финансов — это какое-либо имущество. Ликвидность может быть не только у отдельного актива, но и у компании в целом.
Для чего оценивать ликвидность компании
Ликвидность активов оценивают, чтобы понять, насколько платежеспособна компания, которая ими владеет, может ли она фактически рассчитаться по своим долгам.
Если у фирмы много денег на счетах, а на складах большие запасы товаров, которые легко продать, ей проще получить кредит в банке или поставку без предоплаты. Значит, она без проблем рассчитается в срок.
Если же единственный актив предприятия — полуразвалившийся корпус завода на окраине города, а в кассе пусто, то в случае банкротства кредиторы будут долго ждать свои деньги обратно.
Виды ликвидности и их коэффициенты
Чтобы понять, способна ли компания вовремя расплатиться с кредиторами, на основе бухгалтерского баланса рассчитывают коэффициент ликвидности. Он показывает соотношение долгов компании и оборотного капитала.
Ликвидность бывает текущая, быстрая и абсолютная. Для каждого вида рассчитывают свой коэффициент.
Коэффициент текущей ликвидности, или коэффициент покрытия, равен отношению оборотных активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам). Его рассчитывают по формуле:
Ктл — коэффициент текущей ликвидности;
ОА — оборотные активы;
КО — краткосрочные обязательства.
Этот коэффициент показывает, как компания может погашать текущие обязательства за счет только оборотных активов. Чем выше коэффициент, тем выше платежеспособность предприятия. Если этот показатель ниже 1,5, значит, предприятие не в состоянии вовремя оплачивать все счета. Идеальный показатель — 2.
Коэффициент быстрой ликвидности равен отношению высоколиквидных текущих активов к краткосрочным обязательствам. При этом к высоколиквидным текущим активам не относят материально-производственные запасы, потому что их срочная продажа приведет к высоким убыткам. Коэффициент быстрой ликвидности рассчитывают по формуле:
Кбл = (Кдз + Кфв + Дс) / КО,
Кдз — краткосрочная дебиторская задолженность;
Кфв — краткосрочные финансовые вложения;
Дс — остаток на счетах;
КО — текущие краткосрочные обязательства.
Этот коэффициент показывает способность ответить по текущим долгам в случае возникновения каких-либо сложностей. Ситуация в компании считается стабильной, если коэффициент не меньше 1.
Коэффициент абсолютной ликвидности равен отношению средств на счетах компании и краткосрочных финансовых вложений к текущим обязательствам. Этот показатель рассчитывают так же, как и коэффициент быстрой ликвидности, но без учета дебиторской задолженности:
Нормальным считается, когда этот коэффициент не ниже 0,2.
Ликвидность по сферам применения
Ликвидность предприятия — отношение долгов к ликвидным активам, то есть может ли компания быстро рассчитаться со всеми кредиторами. Часто понятия «ликвидность» и «платежеспособность» употребляют как синонимы.
Ликвидные активы — имущество, которое можно быстро продать по рыночной цене. В бухгалтерском балансе все активы предприятия указываются в самом начале. Активы делятся на оборотные и внеоборотные.
Оборотные активы — имущество, которое приносит предприятию доход в течение одного года. Как правило, это то, что используется в процессе производства или расчетов с партнерами: деньги, сырье, краткосрочная дебиторская задолженность, финансовые вложения на срок до одного года и т. д.
Внеоборотные активы используются и приносят прибыль более одного года: патенты и разработки, здания, оборудование, долгосрочные вложения.
Оборотные активы ликвиднее внеоборотных.
Активы делят на четыре группы:
А1 — самые ликвидные активы: деньги на счетах и краткосрочные финансовые вложения.
А2 — быстрореализуемые активы: краткосрочная дебиторская задолженность.
A3 — медленнореализуемые активы: запасы, НДС, долгосрочная дебиторская задолженность.
А4 — труднореализуемые активы: внеоборотные активы.
Противоположность активам — пассивы предприятия. К ним относят собственный капитал предприятия, например уставный или акционерный, а также заемные средства, например кредиты в банке. Пассивы баланса тоже делят на четыре группы — по степени срочности оплаты:
П1 — самые срочные обязательства: кредиторская задолженность.
П2 — краткосрочные пассивы: краткосрочные кредиты и займы, задолженность участникам по дивидендам и другим доходам.
ПЗ — долгосрочные пассивы: долгосрочные кредиты.
П4 — устойчивые пассивы: доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей.
Ликвидность баланса предприятия показывает, насколько активы покрывают обязательства — то есть хватит ли у компании в случае чего денег, чтобы расплатиться с долгами. При этом срок продажи активов должен соответствовать сроку погашения обязательств.
Ликвидность баланса рассчитывают как соотношение задолженности и ликвидных средств.
Баланс считается абсолютно ликвидным при следующем соотношении активов и пассивов: А1 ≥ П1, А2 ≥ П2, A3 ≥ ПЗ, А4 ≤ П4.
Сопоставление А1 и А2 с П1 и П2 позволяет выяснить текущую ликвидность, а А3 и А4 с П3 и П4 — перспективную ликвидность. Так можно спрогнозировать платежеспособность предприятия на основе сравнения будущих поступлений и платежей.
Ликвидность банка — условная характеристика. Обычно под ней подразумевают возможность банка расплатиться с клиентами, которые держат в этом банке депозитные счета. Когда банк выдает кредит, количество денег в нем снижается, а значит, снижается и ликвидность.
Чтобы ликвидность всегда была на достаточном уровне, у банка должны быть постоянные резервы. Причем не обязательно финансовые — часть денег вкладывают в разные активы, например в акции или облигации. При необходимости их можно быстро продать и нарастить собственную ликвидность. За ликвидностью банков следит Центробанк России.
Кроме того, банк, как и любая другая организация, имеет на своем балансе низколиквидные внеоборотные активы — здания, технику и так далее.
Ликвидность рынка. Ликвидность есть не только у отдельных компаний или банков, но и у целых рынков — ценных бумаг, услуг и так далее. У рынка будет высокая ликвидность, если на нем регулярно заключаются сделки, но при этом разница в ценах заявок на покупку и продажу невелика. Причем таких сделок должно быть много, чтобы каждая отдельная сделка на рынке не оказывала существенного влияния на цену товара.
Показателем ликвидности рынка является параметр «чёрн» (от английского churn — перемешивание). Это соотношение между объемом заключенных контрактов и стоимостью реально поставленных по этим контрактам товаров. Чтобы рынок считался ликвидным, чёрн должен иметь значение от 15 и выше.
Ликвидность ценных бумаг на фондовом рынке оценивают по объему торгов и величине спреда. Спред — это разница между максимальными ценами заявок на покупку и минимальными ценами заявок на продажу. Чем больше сделок и меньше разница, тем выше ликвидность.
Если можно быстро продать или купить много акций определенной компании без существенного изменения цены, то такие бумаги можно считать ликвидными, и наоборот.
Ликвидность денег — это возможность свободно расплачиваться ими, а также их способность сохранять свой номинал без изменения. В государствах с устойчивой экономикой национальная валюта обычно обладает самой высокой ликвидностью.
Изменение ликвидности денег напрямую связано с инфляцией: цены на товары растут одновременно с падением покупательной способности национальной валюты.
Ликвидность недвижимости — возможность быстро ее продать. Недвижимость менее ликвидна по сравнению с деньгами, ценными бумагами и товарными запасами предприятия. Продать ее быстро не получится — требуется оценка, сделки оформляются долго. Вдобавок продавец может предложить цену ниже рыночной, чтобы скорее продать актив.
На стоимость недвижимости влияют внешние факторы. Например, здание может дорожать, если район вокруг активно застраивается и развивается. Или, наоборот, дешеветь, если власти решат открыть рядом мусорный полигон.
При этом недвижимость — не низколиквидный актив. Для физлиц, например, вложения в недвижимость выгоднее, чем депозит в банке на сумму более 1,4 млн рублей. Если банк обанкротится, вкладчик получит компенсацию только в пределах этой суммы, а остальные деньги сгорят.
Анализ ликвидности
Платежеспособность компании можно узнать по бухгалтерскому балансу. Ликвидность баланса означает ликвидность предприятия. Когда надо оценить, может ли предприятие вовремя рассчитываться по всем обязательствам, — оценивают баланс.
Факторы, влияющие на ликвидность
Чтобы быть ликвидным, предприятие должно иметь много ликвидных активов. Кроме остатков на счетах, краткосрочных вложений и быстрореализуемых товарных запасов необходим и собственный капитал — прежде всего речь идет об уставном фонде. Вложения лучше диверсифицировать, чтобы их цена не зависела от ситуации на отдельных рынках.
На ликвидность предприятия влияют и внутренние факторы: система управления компанией, рациональная организационная структура, ее имидж. Всего этого в балансе нет: качество управления можно узнать, проанализировав другие документы компании — например, устав и финансовую отчетность. На репутацию влияют публикации в СМИ, мнения клиентов, экспертов на рынке и даже конкурентов.
Способы повышения ликвидности
Для повышения ликвидности необходимо повышать качество активов: увеличивать оборотный капитал и прибыль, снижать заемные средства. Еще один способ — снижение дебиторской задолженности: например, можно заключить с должниками договор цессии, чтобы передать обязательства дебитора третьему лицу.