Что означает объем на рынке
5 методов анализа биржевых объемов для начинающих трейдеров в объемном анализе.
Биржи показывали объем торгов не всегда и не для всех участников. Одно время информация об объемах торгов внутри дня была доступна только трейдерам в “яме”, то есть тем, кто работал непосредственно в биржевом зале.
Это связано с тем, что информация об объемах, как и умение ее правильно интерпретировать, может дать ощутимое конкурентное преимущество.
В этой статье расскажем:
Начни пользоваться ATAS абсолютно бесплатно! Первые две недели использования платформы дают доступ к полному функционалу с ограничением истории в 7 дней.
Что такое объемы на бирже?
Объем – это суммарное количество совершенных сделок на бирже в виде покупки и продажи акций, фьючерсных контрактов, валюты за определенный период времени.
Каждая сделка увеличивает объем. Чем больше объемов проходит в инструменте, тем он более ликвидный и привлекательный для трейдеров. Так как в ликвидных инструментах меньше спред ( что такое спред ), значит и торговать выгоднее, потому что рыночные ордера будут исполнены с меньшим проскальзыванием и в необходимом трейдеру объеме.
Особенности биржевых объемов:
Какие бывают объемы?
Как таковой классификации не существует. Мы разберем 3 самых популярных вида биржевых объемов, с которыми работают трейдеры:
Тиковый объем на форекс показывает активность изменения цены. То есть это количество изменений цены за определенный период времени без учета количества сделок.
Но в ATAS под тиком подразумевается сделка в ленте принтов. То есть тики это сделки покупателей и продавцов. Поэтому тиковый график в ATAS строится согласно количества тиков в ленте принтов, а не от количества минимальных изменений цены. Ниже на картинке информация об о биржевых инструментах и их спецификациях.
Тиковый объем очень важен для инструментов, где нет данных стандартного объема. Например, форекс.
Вертикальный объем показывает, сколько контрактов проторговано за определенный период времени в качестве гистограммы под графиком или в отдельном окне.
Полезные статьи по теме:
Горизонтальный объем показывает, сколько контрактов проторговано на каждом уровне цены за определенный промежуток времени. Он появился относительно недавно и доступен не во всех торговых платформах.
Можно представить схему объемов фьючерсных рынков следующим образом:
Совет. Поскольку фьючерсные контракты тесно связаны с базовыми активами, надо обращать внимание на объемы в базовых активах.
Как анализировать биржевые объемы?
Виды анализа рыночных объемов:
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Технический анализ
Технический анализ – один из старейших и самых известных вариантов работы с биржевой информацией.
В техническом анализе трейдеры с помощью индикаторов и осцилляторов подтверждают силу или слабость движения цены. Если объемы пропорционально возрастают, значит за движением цены стоят крупные игроки, так называемые “ умные деньги ”.
Если объемы сокращаются, значит у участников нет интереса к этим уровням цены. Рост объемов, как правило, подтверждает существующий тренд. Увеличение или снижение цены вместе с уменьшением объема предупреждает о возможном развороте, потому что у трейдеров нет интереса к этому движению.
В ATAS к графику объема можно применить скользящие средние, чтобы оценить, выше или ниже среднего находится показатель объема.
Для этого надо в настройках средних выбрать в качестве источника объем, а не цену закрытия. Тогда на графике объема появится линия, как в нашем примере на 15-минутном графике фьючерса на индекс РТС RIH1 (картинка ниже).
Внимание трейдеров должны привлекать повышенные объемы в то время торговой сессии, когда обычно активности нет – например, днем.
Цифрой 1 мы выделили растущую цену, но объем при этом сокращался, поэтому на индикаторе OBV новый максимум не появился (2). Локальный тренд меняется, и цена начинает снижаться.
Volume Spread Analysis
VSA – вид объемного анализа, где трейдеры сопоставляют размах баров, их объем и положение закрытия. VSA можно отнести к графическому анализу.
В ATAS для подтверждения сигналов VSA можно использовать более современный и продвинутый кластерный анализ.
Верхняя гистограмма красного и зеленого цвета отображает вертикальные объемы, которые используюn при анализе VSA. Но также в ATAS недавно появился индикатор, облегчающий VSA анализ. По этой ссылке вы перейдете на вебинар, в котором мы предложили простой и понятный метод анализа рынка. Он отлично совместим с паттерном индикатора VSA Better Volume.
Анализ кластерных графиков
Кластерный анализ появился чуть более 20 лет назад, когда стало технически возможно разбивать каждый бар на кластеры и видеть, на каком уровне цены сколько было продано контрактов. На данный момент это самый современный вид анализа, потому что трейдеры изучают “скелет” каждого бара в режиме реального времени.
Рассмотрим пример на 15-минутном графике фьючерса на индекс РТС RIH1. Мы добавили на график два индикатора – maximum levels и cluster search. Наш maximum levels показывает уровень максимального объема прошлой недели. А cluster search ищет уровни с объемом более 1500 контрактов.
Лиловые квадраты – это значительные объемы, которые находит Cluster Search. Максимальный объем прошлой недели находится выше. Хвосты свечей в лиловых квадратах показывают, что покупатели пытались остановить падение цены. Если максимальный объем следующих периодов будет выше, это будет хорошим знаком для покупателей. Но скорее всего цена еще будет тестировать эти уровни.
Анализ потока ордеров
Анализ потока ордеров – это работа с лимитными и рыночными ордерами с помощью торгового стакана, ленты принтов и индикаторов.
Трейдеры размещают лимитные ордера и показывают свои намерения. Но лимитные ордера не всегда исполняются, иногда трейдеры пытаются ими манипулировать и влиять на других участников торгов. Поэтому важно видеть реальный проторгованный объем и уровни, на которых цена может затормозить в дальнейшем.
Еще профессиональные трейдеры работают с лентой принтов и обязательно учатся ее читать, потому что она помогает выбрать лучшие точки для входа и выхода из позиции.
Анализ профиля рынка
Профиль рынка – это еще один современный метод анализа объемов. Первым этот метод представил трейдерам Чикагской биржи Питер Стейдлмайер. Он предлагал рассматривать движения цены на бирже как бесконечную смену направленного и сбалансированного движений.
Когда рынок находится в балансе, распределение объемов принимает колоколообразную форму. А когда рынок находится в трендовом движении, объемы растягиваются и распределяются неравномерно. Профиль рынка учитывает цены, объемы и время.
В ATAS есть несколько инструментов для работы с market profile. Например, на 15-минутный график фьючерса на индекс РТС RIH1 мы добавили индикатор Market profile.
На графике мы видим два периода баланса и между ними направленное движение цены – в точке 1. На следующий день цена не может перейти через этот уровень. А еще через день ускоряется через предыдущий тренд, чтобы торговаться выше.
Полезные статьи по теме:
Выводы
Информация в этой статье не может быть воспринята как призыв инвестированию или покупке/продаже какого либо актива на бирже. Все рассмотренные ситуации в статье написаны с целью ознакомления с функционалом и преимуществами платформы ATAS.
Как оценить объем и емкость рынка
Точный расчет емкости рынка – необходимое условие процветания бизнеса. Рассказываем, в чем измеряется и от чего зависит этот показатель, его виды, для чего и как их вычислять. Представляем примеры расчетов.
Что такое емкость и объем рынка
В маркетинге выделяют два нетождественных понятия, характеризующих величину рынка:
Таким образом, емкость свидетельствует о возможностях, а объем – о реалиях. Если сравнивать рынок с сосудом, емкость – это его вместительность, а объем – его содержимое.
На самом деле разделение этих понятий вносит путаницу в терминологию и осложняет понимание. Их корректнее считать синонимами. Чтобы отделить возможность от действительности, выделяют разные виды объема (размера, емкости), о которых речь пойдет ниже.
Емкость рынка – это показатель, необходимый для принятия управленческих решений и прогнозирования деятельности компании. Он определяет уровень спроса на продукты. В количественном выражении емкость рынка представляет собой общий объем реализованной продукции. Он складывается из объемов товаров, произведенных компанией, и импорта за вычетом экспортной доли.
Что влияет на емкость и объем рынка
Показатели зависят от специфики бизнеса, характера продукции, широты товарного ассортимента.
На их размер дополнительно влияют следующие факторы:
Часто эти факторы имеют неочевидную связь, которая имеет большое значение. Иногда незначительное изменение одних существенно отражается на других. Их действие следует оценивать только в комплексе и учитывать все возможные параметры.
Зачем считать емкость и объем рынка
Емкость и объем рынка вычисляют для оценки позиций предприятия в рыночном сегменте, формирования бизнес-плана.
Показатели спроса помогают владельцу бизнеса своевременно принять решение:
Распространенная ошибка предпринимателей – необоснованное наращивание производства. Отсутствие грамотной аналитики приводит к негативным последствиям. Некорректная оценка спроса влечет утрату конкурентоспособности, снижение прибыли предприятия. Объективный расчет объема рынка косвенно обеспечивает бизнесу стабильно высокий доход.
С помощью сквозной аналитики Calltouch можно контролировать расходы и отслеживать заявки. Делайте правильные выводы о результативности работы компании на основе объективных отчетов. Изучайте записи разговоров с клиентами и совершенствуйте скрипты продаж.
Сквозная аналитика
Виды объемов рынка
В маркетинге и экономике анализ у подлежат три вида емкости рынка:
Эти показатели рассчитывают для рынка в целом и отдельных его участников. Их анализ нужен для определения стратегия развития компании.
Так, существенная разница между потенциальным и фактическим объемами рынка – веская причина для расширения производства. Если разрыв невелик, как и доля компании в рыночном сегменте по сравнению с другими игроками, есть повод начать более агрессивную маркетинговую политику в целях вытеснения конкурентов. Когда потенциал мал, а предприятие занимает большую часть ниши, вырученный доход стоит вложить в разработку нового продукта или бизнеса.
Подключите к новому бизнесу коллтрекинг Calltouch, чтобы отслеживать источники звонков и узнать, откуда к вам на самом деле приходят клиенты. С ним вы сможете оптимизировать расходы на маркетинг и своевременно корректировать выбранную стратегию.
Коллтрекинг
Не менее перспективно завоевание значительного доступного объема рынка. По результатам опроса можно создать уникальное предлож ение, которое заинтересует потребителя. Иногда для достижения успеха достаточно повысить качество продукта.
Как рассчитать объем рынка
Для оценки емкости рынка используют три базовых спосо ба. Наиболее корректные результаты дает сочетание разных методов и их вариантов. Учет максимального числа параметров повышает точность анализа.
Какие данные необходимы
Для расчета емкости рынка нужно определить:
Для вычисления используют государственную статистику, финансовые отчеты компаний, результаты маркетинговых исследований, нормы потребления, результаты опроса потребителей. Ряд полезных исходных данных (статистических, нормативных) можно найти в открытом доступе. Другие (маркетинговые, аналитические) приобретают платно.
Метод «снизу вверх», или «по норме потребления»
Подход строится на показателях текущего спроса и помогает определить фактическую емкость. Это количество покупок, совершенных в заданный (обычно годовой) период.
Формулы расчета емкости рынка в разных выражениях:
Метод «сверху вниз»
Для выполнения расчета «сверху вниз» нужно знать широкие отраслевые показатели в интересующем рыночном сегменте. Емкость измеряется в рублях и составляет сумму продаж всех предприятий в розничных ценах. При использовании этого метода важно использовать надежные источники информации и корректно выделять свою долю в совокупных доходах.
Метод от реальных продаж
Такой способ оценки часто используют крупные компании, специализирующиеся на рыночной аналитике. Исходные данные – чеки реальных покупок по определенным категориям товаров. Их источник – крупные сетевые магазины. Этот метод позволяет точно рассчитать емкость в штучном, денежном, объемном измерениях. Результаты подойдут для оценки ситуации в больших масштабах (вплоть до территории всей страны). Его недостаток – невозможность выделить целевую аудиторию.
Примеры расчета емкости и объема рынка
Покажем, как рассчитать емкость рынка на примере производства хлеба. Пекарня планирует реализовать свою продукцию в небольшом городе.
Этапы расчета фактической емкости методом «снизу вверх»:
Оказалось, что половина из тех, кто не покупает хлеб (2 500 человек), пекут его дома. Но они согласны брать готовый при условии повышения качества производства.
\( Доступный \ годовой \ объем \ рынка=2 \ 500 \ чел. \times\ \frac<365 дней><3 чел.>\times\ 50 руб. =15 \ 208 \ 333 \ руб. \)
В городе сложились идеальные условия проживания, в него стремятся люди из сельской местности. Численность городского населения ежегодно увеличивается на 10 тысяч человек.
\( Потенциальный\ объем=(100\ 000\ чел.+\ 10\ 000\ чел.-5\%)\times\frac<365\ дней><3\ чел.>\times\ 50\ руб.=635\ 708\ 333 руб. \)
Это приблизительный расчет по основным критериям. Добавление других параметров, отражающих факторы влияния на объем рынка (учет сезонных и праздничных колебаний спроса, тенденции к ведению здорового образа жизни), поможет получить более точные результаты.
Как использовать объем в трейдинге
В этой статье рассмотрим чем важен объем в трейдинге. Трейдинг используя анализ объема.
На эту тему есть видео на нашем канале YouTube — Объем и трейдинг
Последние новости в канале телеграмм — PROТрейдинг
Общение на тему теханализа в чате телегам — PROТрейдинг Chat
Анализ объема в трейдинге
Перед тем как начать анализ объема, давайте разберемся что такое объем. И как использовать объем в трейдинге
Объем это индикатор столбикового типа, который наносится на интерактивный график цены. Каждый столбик показывает наторгованный объем за определенный промежуток времени, если вы рассматриваете тайм фрейм 1 час, то в каждом столбике объема за час, если тайм фрейм 5 минут, то в каждом столбике объем за 5 минут.
Показатели объема нанесенные на график
Интерпретация объема
Каждый технический аналитик должен понимать поведение объема в трейдинге в той или иной ситуации.
Исходя из того с какой скоростью возрастает либо убывает объем, можно понять на сколько оживлен рынок.
Отслеживание динамики изменение объемов позволяет понять силу той или иной тенденции.
Если на восходящем рынке объемы возрастают, то такая тенденция сильная. Если падают то слабая, и стоит ждать сильный откат.
Как анализировать объем в трейдинге на восходящем тренде
К признакам сильной восходящей тенденции, так же относится спад объемов на коррекционном движении вниз.
Если технический аналитик замечает расхождение в поведение цены и объема — это сигнал бить тревогу.
Логика проста, если цена растет и объемы растут, значит покупатели в активной фазе. Но вот если цена растет, а объемов нет — значит это просто надутый пузырь который вскоре упадет.
Не редко случается ситуация, когда сначала тренд и объем с коррелированы, а потом на восходящем тренде, объем начинает возрастать на спадах — это первый признак слома тренда.
Как анализировать объем в трейдинге на нисходящем тренде
Взглянем на иллюстрацию, цена идет вниз, тренд нисходящий, объемы падают — это нормальное явления. Если объем увеличивается во время спада, и уменьшается во время пика — тренд сильный.
Если на нисходящем тренде объемы не следуют правилам, в таком случает стоит ожидать разворот тренда.
Что делать если объем и цена начинают не совпадать
Опытный технический аналитик понимает что проводить анализ по одной лишь цене — не правильно, поэтому использует объем и метод подтверждения.
Объем падает цена растет
Рассмотрим иллюстрацию, на ней изображен восходящий тренд, цена увеличивается от тика к тику, вместе с ней увеличивается объем. Затем происходит момент когда цена продолжает расти, а объем при этом падает. Такое стечение обстоятельств говорит о том что тренд будет менять свое направление. В трейдинге существует правило которое гласить — цена следует за объем. То есть затухание объемов на восходящем рынке говорит о том что тенденция изменится.
Оценка объёма рынка. Кому надо и зачем?
Говорят все, знают все, а как считать? Давайте разбираться.
Объём рынка — это сколько товаров (в натуральном и денежном выражении) востребовано на рынке (совсем по-простому).
Суть показателя — простая формула: сколько есть покупателей товара, сколько товара покупатели потребляют за раз и как часто они товар потребляют. Например, в деревне Ухабино живет 1000 человек. Из них 20 человек имеют легковой автомобиль. Каждый житель меняет шины 1 раз в год. Объем рынка шин деревни Ухабино — 20 (человек)*1 (комплект шин)*1 (раз в год)=20 комплектов шин. Это в натуральном выражении. Каждый житель Ухабино, имеющий автомобиль, тратит в среднем 6000 рублей на 1 комплект шин. Объем рынка шин деревни Ухабино — 20*6000=120 000 рублей в год.
Все просто 🙂 Но объёмы рынка бывают разные: доступный, фактический и потенциальный.
120 000 рублей в год на шинах в Ухабино — это фактический объём рынка. Предприимчивый коммерсант Василий из соседней деревни Наживино знает всех владельцев авто из Ухабино и продаёт им шины. Всем, кроме трёх — те закупают шины в ближайшем городе, потому что считают Василия спекулянтом. Остальные 17 доверяют Василию и менять поставщика точно не планируют, даже если кто-то предложит шины по 5 000 за комплект. Так вот, доступный объём рынка — 3 (человека)*1 (комплект шин)*1 (раз в год)* 6 000 рублей (за комплект) = 18 000 рублей в год.
Сплетница Фрося из Ухабино пустила слух, что трактористы Семён, Аркадий и Пётр также планируют приобрести легковушки в личное пользование в будущем году. Таким образом потенциальный объём рынка станет (20+3) (человек)*1 (комплект шин)* 1 (раз в год)* 6 000 рублей (за комплект)= 138 000 рублей. При этом доподлинно не известно, где новоявленные автолюбители будут покупать шины: у Василия или в ближайшем городе.
Зачем вся эта информация нужна бизнесу? Чтобы понять, сколько денег оборачивается на рынке и сколько на этом бизнесе можно заработать. Внук сплетницы Фроси владеет магазином шин в Москве. Он решил зайти на рынок Ухабино и начать зарабатывать еще и там. Поняв, что максимум, который он сможет там заработать — 18 000 рублей выручки (доступный объем рынка), и бороться с Василием за покупателей ему точно не выгодно, внук бросает эту идею.
И напоследок самый главный вопрос — где взять данные? О, у вас масса вариантов:
Помните: всегда сравнивайте данные, полученные из разных источников! Один источник — не панацея. Надо как минимум три. Ищите, да обрящете, как говорится.
А если не найдете — пишите мне. Моя специализация — маркетинговые исследования. За 12 лет опыта, я рассчитывала объемы рынка: бытовых услуг, общественного питания, розничной торговли продуктами питания, розничной торговли непродовольственными товарами, оптовой торговли, мебели, мороженого, автомобилей, моторных, трансмиссионных, индустриальных масел, топлива, минеральных удобрений, топливных пеллет, алкоголя и прочих благ цивилизации из 11 отраслей промышленности.
Как подружить объемы с графиком
Чем бы технические аналитики не занимались, все сводится к двум вещам. Анализируется либо сама цена на графике, либо ее различные статистические интерпретации. Если добавить к этому уравнению еще и объемы, мы получаем дополнительный, мощный инструмент для оценки психологии толпы. Соответственно, изучая объемы в трендах, мы сможем лучше понять, почему ценовые паттерны вообще работают.
Тем самым мы существенно расширим наш метод поиска суммы доказательств, который описывался ранее. Объемы не только указывают на энтузиазм покупателей и продавцов, но и представляют собой переменную, что полностью зависит от ценовой динамики.
В этой главе мы обсудим базовые приемы по использованию объемов. Позже снова вернемся к этой теме, но уже при детальном обсуждении ценовых паттернов.
Зачем нужны объемы?
Объемы нам помогут в следующих трех ситуациях.
Основы использования объемов с ценой в любом рынке
Первый и самый элементарный принцип звучит вот так:
Объем обычно следует за трендом
Естественная ценовая динамика — когда объем растет на растущем рынке и падает — на падающем (рис. 5-1).
Рис. 5-1. Объем следует за трендом
При этом нас интересуют лишь самые свежие данные. Просто задумайтесь: в 21 веке каждый день на NYSE проторговывается более миллиарда акций. В начале 20 века эта цифра составляла… 5-6 миллионов и смысла в ней сейчас для нас никакого, поэтому так далеко — в историю — копать не нужно.
Подобное изменение связано, к слову сказать, вовсе не с психологией — просто институционально рынки поменялись и стали более развитыми. Сейчас такие дикие объемы по одной простой причине — на биржу вышла куча компаний. Плюс изобрели разные деривативы (вроде опционов на акции), комиссии за торговлю существенно упали (а местами стали вообще нулевыми) и так далее.
С другой стороны, если на этой неделе торги прошли по 3 миллиардам акций, а месяцем ранее проторговывалось только 1.5 миллиарда акций в сутки — эта информация нам важна. Поскольку отражает такие изменения в рынке, что никак не связаны с его технической стороной.
Как мы уже разобрались, цена никогда не движется в трендах прямой как стрела линией. Цена карабкается наверх и вниз зигзагами. Тоже самое относится и к объемам.
Слева внизу на рис. 5-2 стрелки указывают на рост объемов. Конечно, так красиво происходит далеко не всегда. Бывают и тихие времена, и активные, но обычно рост очевиден и его хорошо видно.
Рис. 5-2. Объемы тоже движутся в трендах
Справа же видно падение объемов, которое тоже бывает рваным, а не одной красивой волной. Так что когда мы обсуждаем рост или падение объемов — речь идет об их трендовом движении. И вполне нормально, если такой тренд на время будет разорван.
Тренды в объемах, как и ценовые тренды, бывают внутри дня, недели, месяца и даже на масштабе нескольких лет, смотря на какой график мы будем зенки пялить.
Вне зависимости от любого объема, есть универсальное правило:
Объем капитала, поступающий в актив, должен соответствовать объему, что из актива изымается
Таким образом, ценовое движение определяется попросту энтузиазмом продавцов или покупателей. Если покупатели настроены решительно, они повышают цены в своих заявках до тех пор, пока они не будут удовлетворены. Если же продавцы реагируют на плохие новости, они могут запаниковать и резко толкнуть цены вниз.
Но в любой момент времени объем проданных активов соответствует объему активов купленных. Это процесс, где ничего не возникает из ничего.
Растущий объем и растущая цена — стандартный и даже обыденный сценарий. Он указывает просто на то, что рыночная движуха идет полным ходом. Особой предсказательной ценности такая ситуация не имеет. Все, о чем она нам говорит — впереди будет неизбежное расхождение между ценой и объемом.
Объем обычно следует за ценой на явно выраженном бычьем движении. Если же новый ценовой максимум не подтверждается объемом, это тревожный сигнал. Уши надо сразу навострить, ведь это намек на то, что основной тренд может развернуться.
На рис. 5-3 цена доходит до максимума С, а вот объем отметился на максимуме лишь в точке А. Тут ситуация стандартна — падающий объем указывает на то, что технически тренд ослабевает.
Рис. 5-3. Расхождение цены и объемов
К сожалению, мы не можем точно выяснить, сколько таких расхождений произойдет перед тем, как тренд развернется. Как правило, чем больше подобных дивергенций, тем слабее цена с технической точки зрения. Кроме того, чем ниже максимумы по отношению друг к другу, тем меньше запаса у ценового движения и тем слабее становится цена, когда энтузиазм продавцов или покупателей исчерпается.
Если же новый максимум достигнут практически без объемов — это медвежий сигнал. Похожий на ситуацию, когда новый ценовой максимум не сопровождается энергично растущим трендом.
Пример показан на графике 5-1 для Mexico Fund. Всплески объемов становятся все меньше и меньше по мере того, как цена растет. В конечном итоге подобное расхождение срабатывает и цена пробивает нижнюю линию тренда.
График 5-1. Mexico Fund, 1995-1996, дневной ТФ
Если растущую цену сопровождает падающий объем (рис. 5-4), это тревожная ситуация. Она указывает на то, что тренд — слабый, а рынок, в целом, медвежий.
Если вы обнаружили подобную рыночную картинку, самое время приготовится к продажам и падающей цене.
Рис. 5-4. Растущие цены и падающие объемы — медвежий сигнал
В целом, объем помогает нам понять, сколько там энтузиазма накопилось у покупателей и продавцов. Если цена растет, а объемы падают — цена движется лишь потому, что мало… продавцов, а вовсе не потому, что покупатели так уж активны. Рано или поздно такой тренд дойдет до точки, где продавцы станут более мотивированными и вступят в игру. За чем и последует падение цены.
Подсказкой здесь может служить существенное увеличение объемов в момент, когда цены только начинают падать. Этот пример показан на рис. 5-5. Как видите, объемы начинают расти именно в тот момент, когда начинаются продажи.
Рис. 5-5. Падение цены и рост объемов — тоже медвежий сигнал
В подобных ситуациях вовсе не обязательно, чтобы цена росла и дальше на падении цены. Вполне достаточно, чтобы она набрала еще пару столбиков после максимума, что обычно и происходит.
На рис. 5-6 показано, как объемная динамика меняется между растущим и падающим рынками.
Рис. 5-6. Изменения динамики объемов в бычьих и медвежьих рынках
График 5-2 для компании Coors демонстрирует, как финальный рост цены сопровождается трендом из падающих объемов.
Рис. 5-2. Акции Coors, 2000-2001, дневной ТФ
Когда же нижняя линия тренда пробивается, объемы резко подскакивают. Это паттерн, указывающий на падение цены, за которым следует еще один.
На графике 5-3 для компании Radio Shack мы видим сразу несколько серьезных медвежьих движений и каждый раз растущая цена сопровождается падением объемов.
График 5-3. Акции Radio Shack, 2000-2001, дневной ТФ
Иногда и цена, и объемы растут медленно, набирают силу и превращаются в сильное движение с финальным ударом, после чего что цена, что объемы резко падают.
Это типичное движение истощения, указывающее на разворот тренда. Особенно если он дополняется 1-2 барными ценовыми паттернами (мы их обсудим позже).
Кульминационная парабола
Значимость такого разворота будет зависеть от силы предыдущего движения и того, как сильно выросли объемы. Дело понятное, что если движение истощения заняло 4-6 дней, оно далеко не так значимо, чем когда на это требуются недели.
Такой феномен называется кульминационной параболой и показан на рис. 5-7.
Рис. 5-7. Параболический рост объемов и цены
К сожалению, как вялое, так и кульминационное движение непросто определить при использовании линий тренда или ценовых паттернов. Поэтому, как правило, финальное движение будет очевидно лишь тогда, когда и цена, и объем дошли до своего максимума.
На графике 5-4 показана цена акций Newmont Mining. Это классический пример экспоненциального роста и цены, и объемов, который заканчивается слезами и резким разворотом в конце сентября 1987 года.
График 5-4. Акции Newmont Mining, 1986-1987, дневной ТФ
Пик продаж
Пик продаж — это полная противоположность кульминационной параболы. Он случается, когда цена падает уже продолжительное время, темп падения ускоряется, равно как растут и объемы. Как правило, по достижению пика продаж цена начинает расти.
Минимум, что образуется на таком росте продаж, едва ли будет пробит в ближайшее время. При этом рост цены с пика продаж по определению сопровождается снижающимися объемами. Это, в сущности, единственная ситуация, когда уменьшение объемов и растущая цена являются нормальной ситуацией.
Впрочем, все равно надо убедиться в том, что на следующих этапах роста цена будет расти, как показано на 5-8. Завершение медвежьего тренда очень часто (хотя и не всегда) сопровождается именно пиком продаж. Также стоит понимать, что после пика продаж и последующего роста цены последняя может начать формировать новые минимумы.
Рис. 5-8. Пик продаж
На графике 5-5 показана компания Dresser Industries. Как видим, в конце лета образуется он самый — пик продаж. Далее следует рост цены, но минимум не стал финальным.
График 5-5. Акции Dresser Industries, 1994-1995, дневной ТФ
На последующем росте цена дошла до нового максимума, а вот объемы — упали, что указывало на типичный медвежий рынок, который и развился вскоре.
Когда цена растет после очень долгого падения и затем реагирует на какой-то минимум, что находится рядом (чуть выше или ниже) с предыдущим, это бычий сигнал. Но при условии, что объем на втором минимуме существенно ниже, чем был на первом.
На Уолл Стрит есть такая старая пословица:
«Никогда не шорти скучный рынок»
Полным аналогом этой пословицы и является ситуация, когда предыдущий минимум тестируется вновь, но с очень маленьким объемом. Это говорит о том, что продавцы напрочь выдохлись (рис. 5-9).
Рис. 5-9. Низкий объем на новом минимуме
Если цена с участием крупного объема пробивается вниз из ценового паттерна, линии тренда или средней скользящей, такая ситуация указывает на медвежий сигнал, подтверждающий разворот тренда (рис. 5-10).
Рис. 5-10. Растущий объем на пробое вниз — медвежий сигнал
Стандартный сценарий — цена падает, ибо мало заявок на покупку, соответственно, уменьшается и объем. Но если объемы растут на падающей цене, значит продавцы очень мотивированы, а само падение будет более существенным (при прочих равных условиях), нежели ожидалось.
Когда цена растет много месяцев и начинается очередной цикл роста, но уже слабенький, причем сопровождается сильными объемами, сие указывает на то, что цена выдохлась. Это медвежий фактор (рис. 5-11).
Рис. 5-11. Боковик в объемах — медвежий сигнал
Если за падением цены повышаются объемы, а цена особо не меняется — значит идет набор рыночных заявок и это, как правило, сигнал на рост цены (рис. 5-12).
Рис. 5-12. Накопление объемов — бычий сигнал
Если на основном минимуме видны рекордные объемы, перед нами крайне надежный сигнал, указывающий на то, что ценовое дно достигнуто. В основе при этом лежит, как правило, изменение в психологии инвесторов. Подобные развороты настолько сильны, что нередко влияют даже на основной тренд.
Примеры можно увидеть на фондовом рынке США в марте 1978, августе 1982 и 1984, а также в октябре 1998. Похожий паттерн был в 1987 году в облигациях и евродолларе.
Этот сигнал, впрочем, не безошибочный грааль, иногда и ошибается. Например, рекордные объемы были в январе 2001 году у NYSE и NASDAQ, однако цена тогда продолжила падение (не удивительно, учитывая мощнейший кризис 2000 года; подобную модель нужно использовать здраво, в контексте всего рынка, прим. Binguru).
Когда и объем, и цена активно растут, но кульминационная парабола не настает, после чего все падает — это указывает на предстоящую смену тренда. Иногда он полностью разворачивается, иногда цена уходит в боковик и консолидируется там.
Этот пример показан на рис. 5-13 и демонстрирует, что покупатели временно выдохлись. Такая ситуация отлично дополняется 1-2 барными паттернами, которые мы обсудим позже.
Рис. 5-13. Высокий объем поле резкого всплеска — истощение рынка
Если цена формирует небольшую закругленную вершину, а объем — закругленный низ, это вдвойне ненормальная картинка, ведь цена растет, а объем падает после достижения максимума. После него объем растет на падении цены. Такое не есть хорошо и является сигналом на понижение.
Пример показан на рис. 5-14.
Рис. 5-14. Изучайте реакцию объемов на рост и падение цены
А на графике 5-6 можно полюбоваться на пример из реальной жизни. Обратите внимание, что в ценовом движении угадывается буква N, в то время как объем больше напоминает закругленную букву V.
Рис. 5-6. Акции Microsoft, дневной ТФ
Безусловно, безошибочных технических индикаторов не существует в природе, а гарантий и вовсе не завезли, ведь мы не в магазине. Аналогичное можно сказать и про объемы. Однако, если использовать объемы вместе с движениями цены, они существенно повышают математическое ожидание сделок и вероятность того, что определенная ситуация сработает в нашу пользу.
Попозже мы перейдем к обсуждению конкретных примеров, вернемся к теме объемов и обсудим эту тему уже подробнее.
Подведем итоги
Ну а теперь, ознакомившись с основами, мы переходим к самой мякотке нашего технического батона — к Разделу II. И начнем с очень интересной фигуры — прямоугольника и его взаимодействия с ценовыми паттернами.