Что означает обезьяна в русской культуре
Обезьяна
Происходит от персидского abuzine с тем же значением.
Слово обезьяна в русском языке впервые встречается у Афанасия Никитина в его знаменитом «Хождении за три моря» годов: «А обезьяны, то тѣ живутъ по лѣсу. А у нихъ есть князь обезьяньскый, да ходитъ ратiю своею».
Обезьяны, конечно, были известны на Руси и раньше, однако назывались другими словами — пифик (от греческого pithēkos, знакомого нам по названиям предков людей вроде австралопитек) или опица (ср. английское ape или немецкое Affe). Афанасий Никитин привез из путешествия разнообразные знания о жизни восточных стран, и неудивительно, что он называет экзотические для Руси явления словами местных языков. Судя по всему, он действительно очень сильно вжился в тамошний быт (есть даже основания думать, что во время путешествия он принял ислам), а потому просто не знал других слов для этих понятий.
Откуда происходит персидское abuzine, у ученых нет единого мнения. В некоторых работах высказывается версия об арабском словосочетании abu zina («отец греха»), и ассоциация обезьяны с распутством действительно имеется (ср. у Никитина: «…Да обезьянъ за ним сто, да блядей сто…»). По другой версии, это слово связано с праиндоевропейскими корнями («божество») и («подобие»), однако ни у одной из этих версий нет убедительных доказательств.
Куда интереснее история слова обезьяна в русском языке. Фонетически необычное для русского языка abuzine подверглось множеству фонетических трансформаций под влиянием похожих русских слов — так, судя по всему, начало слова (обез-) стало выглядеть таким образом под влиянием стандартных русских приставок и (ср. обезличить, обезвоживание), а ударный слог явно испытал влияние похожего по звучанию слова изъян. В русских диалектах отмечается также форма облизьяна — очевидно, сходства с глаголом облизать.
Изменения затронули и значение слова — повадки обезьян дали возможность называть так в переносном смысле людей, занимающихся кривлянием, передразниванием. Более того, по этой причине слово обезьяна иногда употреблялось и в отвлеченном значении — «подражание», «имитация», ср. в «Имени розы»: «Орудия, говорил он, родятся от искусства, которое обезьяна натуры и в новых формах воссоздает различные действия природы».
Другие персидские заимствования зачастую обозначают либо специфические для жизни Востока реалии (чайхана, кальян, намаз, хурма, чадра). Однако многие слова были заимствованы в русский так давно, что мы уже не ощущаем их персидское происхождение, чердак/чертог (от одного и того же персидского корня), нефть, чемодан, басурман (искаженное мусульманин), а также такие, казалось бы, важные элементы традиционной русской культуры, как амбар, базар, кафтан и сарафан.
Обезьяна
Имеет более высокий символический статус на Востоке, чем на Западе.
Способность к подражанию и многообразие форм поведения.
Символика противоречива и обычно связана с различными сторонами человеческого поведения.
Истории о королях-обезьянах, ловких и умных героях, встречаются в китайских и индийских мифах.
Безобразность и плутовство, обладает способностью к трансформации, апотропаична.
Обезьяна обыкновенная (мелкая, с хвостом)
Бесстыдство, настырность, зловредность, низшие инстинкты.
Обезьяна собакоголовая / павиан (большая, бесхвостая)
Почиталась в Древнем Египте (бабуин), Африке, Индии и Китае.
Содержание
К обезьянам (прежде всего к бабуинам и плащеносным павианам — гамадрилам) относились с глубоким почтением: нубийские племена должны были их поставлять в качестве дани. Считалось, что они понимают человеческую речь и способны к обучению больше, чем некоторые ученики.
Обезьяне поклонялись и считали её покровительницей искусства и музыки.
Ибисоголовый Tот, бог мудрости, нередко изображался в виде старого мудрого павиана. Он символ мужества и знания, покровитель просвещенных людей, записывающего речи бога-творца Птаха и приговор Анубиса после взвешивания душ усопших. В ранний период существовал самостоятельный бог-павиан, называвшийся «Большой Белый» (Хезур), который уже в период пирамид считался одной из форм бога Тота. Он был защитником и покровителем писцов и священных текстов. Часты изображения павиана, сидящего на плечах или на голове писца.
Обезьяны, сидящие под потоком воды, льющейся из труб, — символ Тота как бога летоисчисления: эта образная связь со времени основывается на том наблюдении, что это животное мочится с «астрономической» регулярностью — ровно двадцать четыре раза в день … Можно сказать, что обезьяны были «первыми водяными часами человечества».
Более известна связь обезьян с солнцем: их крик на рассвете толковался как почитание и молитва к богу. Часто изображается восходящее солнце и павианамы с приветственно поднятыми передними лапами. Иногда в таком виде изображались восемь прабогов огдоады; восход солнца при этом служит символом сотворение мира.
Первоначально Тот был, наверное, лунным божеством, так что неудивительно, что павианы часто изображены несущими на голове диск луны.
В Южном Китае и на Тибете семьи с гордостью вели свою родословную от предков-обезьян, которые якобы похищали женщин и те рожали от них детей. Бодхисатва Авалокитешвара (воплощенный в далай-ламе) первоначально явился в образе священной обезьяны (ху), проявившей сострадание к великанше, от брака с которой и произошли шестеро родоначальников народа Тибета.
В китайской традиции — озорство, тщеславие, желание передразнивать.
Знаменитый Сунь У-кун сопровождал буддийского паломника Сюань-цзяна в его странствиях по Индии, и при этом наряду с великими подвигами совершила множество каверз.
По сходству звучания изображения обезьяны на сосне или на лошади служили пожеланием высокого общественного положения.
Часто обезьяна изображалась с «персиком жизнедающим».
Девятое животное Двенадцати Земных Ветвей (китайский зодиак), связанное с летом и Металлом; символ находчивости, оптимизма, дипломатичности, упрямства, склонности к спекуляциям. Год Обезьяны — время развития, волнующее и интересное, благоприятное для почти невероятных начинаний и импровизаций.
Гиббон символизирует материнскую заботу.
Обезьяне приписывается сила обеспечивать хорошее здоровье, успех и защиту (5).
«Год обезьяны и месяц осла» — значит никогда.
Одна из Трех Бесчувственных Тварей китайского буддизма, жадная, постоянно что-то хватающая. Другие: лань — олицетворение любовной страсти; тигр — гнева.
Игрушечные обезьяны считаются талисманами, охраняющими детей.
«Кочин» — три Мистических Обезьяны у которых закрыты рот, глаза и уши. Их резное деревянное изображение находится в храме первого сегуна Токугавы в Никко. В японском языке слова «обезьяна» и «ничего не делать» звучат одинаково — «зару». Поэтому вся группа передаёт фразу: «Не вижу зла (Часто употребляется определение „дурное“, а не „зло“…), не слышу зла, не говорю о зле» и символизирует сознательный отказ от дурных поступков и мудрую осторожность. Подобные резные фигурки считались также талисманом, охраняющим от клеветы. Популярное на Западе толкование этого образа: «ничего не видеть, ничего не слышать, ничего не говорить» совершенно неверно.
Первоначально речь шла о лазутчиках, посланых богами к людям, чтобы разузнать об их делах. Средством защиты от такого выслеживания должны были служить изображения слепых, глухих и немых обезьян.
Календарный и гадательный символом в древнемексиканских культурах, 11-й дневного знака (по-ацтекски — оцомати или озоматли; у майя — батц). Обезьяна считалась богом игры и танца, и рожденные под этим знаком должны были стать шутами, скоморохами, танцорами или певцами.
Символ веселья, шутки, радости жизни, здравого смысла и дерзости. У майя — символ грубых чувств, варварства и пороков (лени), характерных для третьей эпохи.
У майя Бог Северной Звезды имел обезьянью голову.
В Древней Мексике обезьяна имеет не совсем понятную символическую связь с ветром.
Следующие друг за другом эпохи или «Солнца» заканчивались периодическими светопреставлениями: период «Солнца воды», например, закончился потопом, а вторая эра или «Ветренное солнце» — опустошительными смерчами. Люди этой (. ) эпохи превратились в обезьян.
Священное животное. Символом силы, верности и самопожертвования.
Олицетворение доброжелательности и нежности.
Индийские крестьяне страдают от набегов обезьян…
Праздник Ханумам-джаянти, день рождения Ханумана.
Хануман, индийский бог обезьян, сын бога ветра Вайи, воин, верный спутник и министр Рамы. Обладает божественной силой, известен своими знаниями, проворством, быстротой, и верностью Раме, которого защищает во время бегства от гигантов (символизирующих тяжкий труд возрождения). Символ плодородия и целительства.
Рассматривается негативно, как карикатура на человека и воплощение таких пороков, как:
Коварство, злоба, хитрость, похоть (распутство, вожделение, страсти), грех (порок), непристойность, легкомыслие, тщеславие, любовь к роскоши, идолопоклонничество (идолопоклонство) и ереси.
Символ похабного, бесстыдного человека.
Может символизировать нерадивость души человека — слепоту, жадность, склонность к грехопадению.
В цепях (опутанная) — означает преодоленный грех (побежденного черта), победы веры и добродетели.
«Физиологус». … изображалась коварной, но склонной к подражанию: охотник делал вид, что ему в глаза попал клей, а затем прятался; обезьяна спускалась с дерева, «по-обезьяньи» закрывала глаза, и охотник мог легко поймать её в петлю. «Таким же образом ловит нас большой охотник, Дьявол. Он… приносит клей греха, ослепляет глаза, делает слепым дух человека, делает большую петлю, и это портит душу и тело человека».
В раннем средневековье — символ дьявола (Сатану); обозначение скорее язычества, нежели греховности.
В готическую эпоху обезьяна с яблоком во рту стала символизировать Грехопадение и в таком виде являлась в изображениях Девы Марии, Младенца и других сюжетах, например в сцене поклонения волхвов вместе с другими животными.
Обезьяна на цепи — душевное волнение, которое рыцарь должен побороть, чтобы освободить свой разум.
Часто карикатурно изображают мелкие недостатки человеческой натуры или являются аллегорией подражательного искусства. Способности к имитации человеческого поведения широко использовались для высмеивания тщеславия и глупости.
Человек, узнаваемый в обезьяне в искаженном виде, — низменный образ его самого, отраженный в ней.
С эпохи средневековья служит символом искусства, в частности живописи и скульптуры. Искусство художника считалось по сути своей имитацией; оно стало связываться с животным, известным своими способностями подражать (передразнивать). Эта идея нашла выражение в популярном афоризме «Ars simia naturae» [лат. — «Искусство — обезьяна природы»], особенно полюбившемся фламандским художникам XVII века. Они изображали художника в образе обезьяны за созданием портрета — как правило, женского, но не редко и светского мужчины — или ваяющим скульптуру из камня. Эта пародия на художника со временем распространилась и на другие виды человеческой деятельности, и обезьяны стали изображаться сидящими за обеденным столом, играющими в карты или на музыкальных инструментах, кутящими, пляшущими, катающимися на коньках и т. д. Часто место обезьян занимают другие твари, в особенности кошки и совы. Художник высмеивает человеческую претенциозность — глупость и суетность. Образ художника-эпигона.
Обезьяна, которая душит детеныша в своих объятиях
Обезьяна, опорожняющая сумку с гинеями
Лев, пожирающий о6езьяну
В сходном контексте обезьяна упоминается также в комментарии к эмблеме Лев, убивающий лису
Обезьяны вообще символизируют низшие силы, тьму или бессознательную активность, но в этом символизме — подобно символизму легендарных мифических существ — сочетаются два аспекта. С одной стороны, эта бессознательная сила может быть опасной, так как она может разрушить индивида, однако она также может оказать благо — как все бессознательные силы, — когда меньше всего ожидают.
Толкуется как признак неуверенности и сомнения в собственной роли, а также как символ бесстыдства.
Является по психологической интерпретации любым видом «человекоподобия того, что еще не является человеческим», но хочет достигнуть этой ступени; «тот, кому она снится, приближается к этой возможности со стороны, вызывающей пренебрежение» (Эппли).
Пантера — противостояние, естественный враг обезьяны, оленя.
Различные виды обезьян из Африки и Южной Азии были известны уже в древнем мире (греч. pithekos, лат. simia); при случае выдрессированные артистами обезьяны использовались для «театральных представлений». Назвать человека «обезьяной» считалось ругательством, ибо она была символом коварства и уродливой внешности. Тем не менее обезьяны нередко содержались как экзотические домашние животные. Существовало поверье, что обладание глазом обезьяны делает невидимым, а моча обезьяны, разлитая у двери врага, вызовет к нему ненависть окружающих.
о-берег
мировоззрение и сказки славян
Символ обезьяны в культурах народов
Отношение к обезьянам как к символу неоднозначно и во многом зависит от принадлежности к Восточной или Западной культуре.
Европейские страхи
В христианском мире животное представляет человеческие пороки, так как ассоциируется с карнавалом, шутовством и актёрством. Во французской традиции обезьяна ассоциируется с любовью. В английском и немецком языке присутствуют словосочетания с упоминанием приматов, обозначающие выпившего человека.
Азиатское восхищение
Восточные народы отождествляют животное с молниеносной быстротой, ловкостью, осторожностью. В Индии, Египте обезьяна представляет храбрость, самоотверженность и ловкость. В Древней Мексике животное символично представляло ветер. В Египте бабуин — олицетворение мудрости.
В Древнем Китае гиббон был символом материнской любви. Японцы до сих пор считают, что символ обезьяны оберегает детей. В Мексике животным поклоняются как воплощению своих умерших предков. Китайское искусство благоустройства дома фэн-шуй символ обезьяны определяет как защиту от неудач и хитроумие.
Культовое мясо
Считается, что обезьяны очень умные животные. Они имеют крупный мозг — признанный деликатес в Африке, Китае, Южной Азии. По мнению едоков с мясом животного передаётся мудрость, чувство юмора, остроумие, замечательная память.
Древнекитайская мифология способность быстро бегать передаёт с мясом большой обезьяны. Одна из японских сказок повествует о том, что болезнь жены подводного царя лечили обезьяньей печенью.
Религиозные культы
Обожествление приматов выражается в изображении богов в их облике. Речное божество Учжици в Древнем Китае имело тело животного. В буддизме обезьяна является раним воплощением Будды, но может представлять также уродство, обман, жадность, ненасытность в удовлетворении чувственных желаний.
В индуизме соратником Рамы считается обезьяноподобный бог Хануман (имеющий разбитую челюсть), который наделён огромной силой и способностями летать, менять размеры и облик. Челюсть сломал ещё маленькому несмышлёнышу бог грозы Индра (славянский Перун), метнув копьё. Являясь сыном бога ветра Вайю, Хануман символизирует дар целительства, плодородие.
В Индии до сих пор сохранились храмы, где обезьяны живут на правах священного животного. Наводнившие штаты Индии макаки, доставляющие немало неприятностей людям, тем не менее они остаются неприкосновенными для местных жителей.
Три контролёра
Широко известна композиция из трёх обезьян, закрывающих лапами глаза, уши и рот — не видеть, не слышать, не говорить о дурном. Предположительно эти образы появились из японских верований в трёх сущностей, живущих в каждом человеке.
Они наблюдают за поступками хозяина и два раза в месяц во время сна докладывают Владыке Неба о совершённом зле. Во избежание небесной кары за неблаговидные поступки в «отчётные периоды» последователи веры проводят ночные бдения, отказываясь от сна. Символ трёх обезьян оберегает владельца от клеветы и навета.
Люди от обезьян и наоборот
Легенды разных народов утверждают, что обезьяны — это одичавшие некогда люди. Подобные мифы живы у индейцев Центральной Америки и у аборигенов Юrо-Восточной Африки. Мифология древних греков упоминает остров Питекуса (обезьяний), население которого, племя керкопов, было превращено в животных за постоянное враньё.
В Тибете и Южном Китае наоборот, с гордостью признают происхождение своего рода от животных. Вероятно, это связано с тотемностью древних символов, так же как и племена на Руси отождествлялись с медведем, лосем и другими представителями фауны.
В буддизме священная обезьяна, от которой пошёл род тибетцев — воплощение святого (бодхисатву) Авалокитешвара. Каждый далай-лама, являющийся духовным отцом местных жителей, считается земным воплощением этого божества.
Искусство и природа
Художники Средневековья признали образ обезьяны аллегорией изобразительного искусства, так как считали творчество людей лишь подражанием созидательству Природы. Обезьяны проложили дорогу в космос для людей, предварительно облетев вокруг земли из Америки. До сих пор на животных проводят медицинские опыты, используя физиологическое и психологическое сходство с людьми.
Обезьян держат в качестве домашних животных, которые в некоторых случаях выполняют функции служебных животных для инвалидов. В туризме и фермерстве приматы часто выступают в роли вредителей, причиняющих значительный ущерб доходности бизнеса и имуществу людей.
ЧЕМУ НАС УЧАТ ТРИ (ЧЕТЫРЕ) ОБЕЗЬЯНЫ?
Чему нас учат три (четыре) обезьяны? У меня есть один ремень с прягой. И на ней есть изображение трех обезьян. Этот древний восточный символ очень популярен и на западе. Сегодня я расскажу про их настоящее значение и как эти обезьяны могут помочь нам в гигиене сознания и избавлении от токсического мышления. Поехали?
Чему нас учат три (четыре) обезьяны? |
Обезьян называют Мидзару — она закрывает глаза, «кто не видит зла»;
Кикадзару, — закрывает уши, «кто не слышит зло», и
Ивадзару, — прикрывает рот, «кто не говорит о зле».
Иногда в композицию добавляется четвёртая обезьяна —
Сидзару, «кто не совершает зла». Она может изображаться с руками, прикрывающими пах.
Три обезьяны первоначально связаны с одним из японских народных верований — Косин. Имея в своей основе китайский даосизм, вера Косин относительно проста: один из главных постулатов состоит в том, что в каждом человеке «живут» три некие сущности-наблюдателя («червя»), собирающие на своего хозяина компромат и регулярно во время его сна отправляющиеся с докладом к Небесному Владыке. Последователю культа во избежание больших неприятностей требуется всячески воздерживаться от зла, а не преуспевшим в этом, чтобы эти внутренние информаторы не смогли вовремя передать «в центр» нечто неблаговидное, в расчетное время «сеансов» (обычно раз в два месяца) нужно воздерживаться от сна, проводить бдения.
Поэтому верующие стараются делать как можно меньше зла, а примерно раз в два месяца, в роковую ночь, совершают коллективные ритуальные бдения – если не заснешь, твои сущности не смогут выйти и наябедничать. Такая ночь называется ночью обезьяны, и старейшие упоминания о ней относятся еще к IX веку.
Но популярны три обезьяны стали гораздо позже – в XVII веке. Произошло это благодаря скульптуре над дверьми конюшни знаменитого синтоистского храма Тосёгу в японском городе Никко. Это один из древнейших религиозных и паломнических центров страны, славящийся своими живописными видами и храмами, внесенными в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Недаром японская пословица гласит «Не говори кикко (яп. «замечательно», «великолепно»), пока не увидел Никко».
Как и зачем появилось изображение трех обезьян в оформлении такой второстепенной хозяйственной постройки храма Тосёгу, как конюшня, неизвестно, но возведение здания уверенно относят к 1636 году – стало быть, к этому моменту мудрое обезьянье трио уже существовало, как единая композиция.
Так что же символизируют три обезьяны?
Смысл композиции часто истолковывается не совсем верно: западному человеку проще увидеть в трех обезьянах эдакого коллективного страуса, засунувшего голову в песок перед лицом проблем. Если вспомнить японское чтение-каламбур (не вижу — не слышу — не произношу) композиции, можно понять, что она служит визуальным выражением соответствующих отрицаний. Основа, объединяющая разные религиозный и философские течения (в том числе и культ Косин) — цель развития личности — достижение просветления, противостояние всему неистинному (по-английски просто «evil» — то есть злу) внутри и снаружи. Например, у буддистов есть механизмы, которые можно иллюстрировать обезьянками, это выработка своеобразных «фильтров», не позволяющих неистинному достигать сознания, буддист должен «не слышать» «зла». Один из англоязычных вариантов названия композиции из трех обезьян «no evil monkeys» — «обезьяны без зла». Если человек будет соблюдать принципы, изображаемые обезьянами, он неуязвим. А по сути же три обезьяны — плакат-напоминание, вроде советского «Не болтай!», призыв к сохранению чистоты (равно этической и эстетической).
Иногда добавляется четвёртая обезьяна — Сидзару, символизирующая принцип «не совершать зла». Она может изображаться прикрывающей свой живот или промежность. но в составе общей композиции встречается редко. А все потому, что японцы считают число 4 несчастливым – произношение числа 4 («shi») напоминает слово «смерть». Японцы стараются исключить из своей жизни все, связанное с этим числом, вот и четвертую обезьяну постигла печальная участь – она всегда в тени своих товарок.
О чем учат обезьяны?
Принцип, олицетворяемый тремя обезьянами, был известен задолго до XVII, и даже IX века не только в Японии: в великой книге Конфуция «Беседы и суждения» (Лунь Юй) встречается очень похожая фраза: «Не смотри на то, что неправильно, не слушай того, что неправильно, не говори того, что неправильно». Также есть сходство между японской концепцией трех обезьян и тремя ваджрами тибетского буддизма, «тремя драгоценностями»: чистотой действия, слова и мысли.
Обезьяны в западной культуре и токсическое мышление.
Современный человек рассмеется от таких идей. В нашей культуре принято быть все время начеку и быть готовым к обману, разговаривать и бояться преступников. Будь всегда начеку, дружище, силы зла уже приготовили свои печеньки! Обезьяны представляются идеалистами и носителями розовых очков. Но на самом деле все это не так.
Думать и говорить о плохом, во всём видеть и слышать только негативное — это основа того, что называют токсическим мышлением. Нередкое явление, правда? Если не преобладающее. Жизнь, говорите, такая? Помилуйте, а когда она была проще? В период мировых войн? Или раньше, когда были сплошь натуральные продукты и полное отсутствие информационного прессинга? Заодно с отсутствием антибиотиков, хороших стоматологов и мягкой туалетной бумаги? Проблемы перенаселённости, говорите, не было? Ну да, пара эпидемий чумы и чёрной оспы — и уже никто не толкается локтями.
Токсичное мышление – это мыслительный процесс при котором внутренний монолог построен вокруг навязчивой мысли (и\или образа) вызывающей активные негативные эмоции таке как раздражение, гнев, обиду. При Т. в отличае от других мыслительных процессов, внутренний монолог не прекращается автоматически при достижении каких-либо выводов или завершении сюжета. Процесс носит цикличный характер с последовательной выработкой адреналина и дофамина, что не редко приводит к возникновению у субъекта чувства азарта и\или удовлетворения на фоне продолжающихся первоначальных негативных чувств. Прерывается процесс Т. или усилием воли или возникновением каких-либо внешних отвлекающих обстоятельств. В ходе Т затрачивается значительное количество нервно-психических ресурсов организма.
Токсичное мышление в той или иной степени свойственно нам всем. Обычно это обдумывание и прокручивание в голове неприятных ситуаций, настоящих или вымышленных, разговоров и идей, по кругу, без особого смысла, цели, результата. Также при токсическом мышлении человек постоянно сфокусирован на поиске подтверждений для своих фантазий.
Планирование и разбор ситуации с поиском ошибок это не токсичное мышление. Так же как и мечты, фантазии. Не является токсичным мышлением и реакция нашего мозга на переживание фрустрации и горя.
Чему нас учат три (четыре) обезьяны? |
Вопрос еще и не в наличии или отсутствии проблем, вопрос в способности решать те, которые принципиально решаемы. В конструктивности. Так вот, токсическое мышление как раз эту конструктивность и способность рационально подойти к решению проблемы рубит на корню. Примеры токсического мышления.
Токсические мысли.
Снег пошёл? Знаю-знаю, опять дорожные службы опоздают с уборкой, будут пробки, надо поехать сегодня на маршрутке, а у водителя вечно нет мелочи, значит, надо будет разменять в магазине — да чтоб не какую-то бесполезную гадость купить (и чтоб не обсчитали), а по делу. И кошелёк, кошелёк потом подальше спрятать, чтоб не спёрли. Эх, а доставать-то будет долго! Вот ведь, везде проблемы. А ещё есть начальство, сослуживцы, соседи, семья, наконец! И такие многоходовки будут подкидываться мозгу целый день, ведь расслабляться нельзя ни на минуту! Да, в итоге будет ощущение, что ты молодец, всё предусмотрел и везде подстраховался — но какой ценой? Сколько времени, которое можно было потратить на что-то более полезное и уж точно более приятное, было занято занято попытками переплюнуть Макиавелли? Одна польза — он на том свете, наверное, от души посмеялся.
Прислали суровым сибирским мужикам японскую бензопилу. Решили они ее испытать.
Положили на нее досточку.
— Ага-а-а!- сказали суровые сибирские мужики.
Псевдохорошие мысли.
В некоторой степени, они являются истоками таких явлений, как ханжество и кверулянтство. Это их носители митингуют в очередях и присутственных местах, делая оные невыносимыми для пребывания неподготовленного человека. Механизм их возникновения прост. Как сделать так, чтобы быть хорошим, не совершая духовных и трудовых подвигов, не тратя усилий на самосовершенствование, интеллектуальный и духовный рост (это же трудно, затратно и бесполезно, всё равно никто в этом свинарнике не оценит)? Правильно, достаточно понять, что все вокруг либо глупцы и наивные овечки, либо подлецы и социопаты.
Первых нужно учить жизни, оберегать от ненужной и вредной информации (одно слишком рано, от другого ещё расстроятся, третье может показаться слишком соблазнительным, а это вредно) — и вообще, я знаю, как лучше! Я себя, можно сказать, приношу в жертву во имя счастья других, хотят они того или нет! Ну, как нимб смотрится?
Против вторых надо всячески дружить, искать и обнародовать компроматы (дезинформация тоже пойдёт, эти люди на самом деле ещё хуже, чем можно даже помыслить — просто так, по умолчанию), сплетни и слухи. Ой, столько времени отнимает эта война с подлецами, на себя совсем ничего не остаётся!
А ещё — всегда можно поставить условия самому мирозданию, желательно невыполнимые. Прекрасная возможность для того, чтобы не заниматься собственным ростом. Зарплата низкая? Низкая. Жилищные условия какие? Да никакие! Вокруг кто? Правильно, они самые, и целое стадо. Да что там — страна-то куда катится, а вы всё о духовном росте говорите! Свалить бы куда — но, опять же, денег нет, образование не подходит, с разнорабочего или посудомойки начинать оскорбительно для тонкой организации моей души, да и тупые они все там! В общем, вот виш-лист, и пока всё по пунктам не будет исполнено, я ни единой фимбрией души не шевельну в сторону личностного роста и духовного прогресса, так и знайте!
В продолжении мы поговорим о том, как проявляется токсическое мышление и что с ним делать (в частности про гигиену сознания).