Что означает олень с крестом
Что означает изображение оленя в круге с крестом сверху него.
Олень с крестом и ликер Jagermeister
В 1934 году новый закон об охоте Третьего рейха ввел в обиход термин Jägermeister. Этим словом называли старших лесников и егерей, которые официально находились на гражданской службе. Кстати, их верховным командующим был Герман Геринг. Но в данном случае нас больше интересует тот факт, что, когда в 1935 году на полках немецких магазинов появилась горькая настойка Jagermeister, покупатели уже были знакомы с неологизмом. И даже больше, быстро придумали напитку прозвище – шнапс Геринга.
Производители ликера до сих пор отнекиваются от дружбы с гитлеровским режимом, но это уже и не так важно. Главное, что ликер продолжает радовать своими целебными свойствами от кашля и острыми вкусовыми ощущениями.
Логотипом ликера Jägermeister является голова оленя с пылающим христианским крестом между рогами. Символика бренда относит нас к легендам о святом Юбере – покровителе охотников и математиков. В Средневековье образ святого Юбера и зверей, неотступно следовавших за ним, был одним из любимых у мастеров витражей и икон.
Логотип ликера Jägermeister – это графический пересказ легенды о святом Юбере и похожей истории о святом Евстафии. Оба уважаемых мужа, каждый в свой час, во время охоты увидели между рогов оленя образ Спасителя. После столь впечатляющего знамения они крестились и начали жизнь примерных христиан.
Егермейстер. Ликер из крови оленя.
Его вкус не случаен. Его рецепт — тайна. Его делают в единственном месте на Земле — на заводе, где соблюдают традиции абсолютного качества. Егермейстер — так называется алкогольный напиток, не попробовать который во время путешествия по Германии считается непоправимой оплошностью.
Дословно Jägermeister с немецкого означает: охотник-мастер своего дела или мастер-охотник. В прошлых веках это было придворное звание. Начальник егерей играл важную роль в организации и проведении охоты. В России, в Табели о рангах, Обер-егермейстер соответствовал чину генерала.
Откуда олень на этикетке?
Олень на этикетке связан с легендой о святом Губерте. Легенда гласит, что двадцатилетний граф Губерт Палатинский прибыл для службы к королю Бургундии Теодору. Чем он не понравился придворным интриганам, неизвестно, но именно они заставили юношу податься в бега. Укрытие нашлось у родного дяди — короля франков Пепина Херистальского.
Егермейстер. История создания.
История Егермейстера начинается в 1878 году, когда Вильхелм Маст образовал свою винодельню в своем родном городе Вольфенбюттеле, что в Нижней Саксонии. Спустя время за дело взялся его сын. Звали его Курт Маст. Славился он своим безупречным дегустаторским вкусом, кроме того он был великим экспериментатором. Курт долго искал рецепт идеального напитка, экспериментировал с множеством трав, кореньев, цветов, фруктов и листьев.
И вот, в 1934 году, после долгих трудов и исканий он открыл неповторимый вкус легендарного ликера. Этот год стал рождением ликера Егермейстер. Курт Маст посвятил свой ликер всем охотникам и их традициям. Сегодня это уже традиция. Каждая охота в Европе, заканчивается употреблением Егермейстера. Если уронить бутылку с Егермейстером на пол, то шанс разбить ее равен один к десяти. Это также является заслугой Курта, он очень долго экспериментировал с формами и со стеклом бутылки.
Истинный вкус создают мастера дистилляции.
Этап первый. Отбор трав, цветов, кореньев и фруктов.
Этап второй. Помол вышеперечисленных ингредиентов.
Этап третий. Процесс мацерации. Этот процесс занимает около нескольких недель. За это время помол периодически наполняют водой и спиртом, откачивают вытяжку и снова повторяют процесс.
Этап четвертый. Выдержка в дубовых бочках, вырубленных из древесины местного Пфальцского леса. Этот этап продолжается год. Все это время мастера отслеживают и ждут необходимого результата. Хочется отметить, что бочки, также сделаны из специальных сортов дуба.
Этап пятый. Розлив в бутылки.
Как продвигали бренд
Рекламировать ликер компания начала в 1973 году. Она убедила ФК Германии «Eintracht Braunschweig» разместить на форме игроков логотипы Егермейстера. Именно после этого напиток стал всемирно популярным.
К пиар-акции подключили и рок-звезд — Metallica, Motley Crue, Pantera, Slayer, HIM. Имидж брутального и готического биттера Егермейстер сохраняет до сих пор.
Нетривиальной оказалась и задумка буквально въехать в рынок на элитных авто. Название напитка разместили на Porsche 956 на некоторое время. Сыграло свою роль и спонсирование гонок Формулы—1, ДТМ.
Бренд рекламировался и в теннисе. Сегодня компания отказалась от спортивного спонсорства. Мотивация — алкоголь и спорт не совместимы.
Как выглядит Егермейстер
Бутылка из темного стекла, плоская, по форме напоминает флягу. Сверху на этикетке изображен олень, у которого между рогами расположен крест. Под ним красуется гордая надпись «Jägermeister», ниже — информация о крепости в 35%, емкость тары.
Стекло всегда непрозрачное, потому как напиток боится солнечных лучей. Объем бутылок — 200, 350, 500, 700 и 1000 мл.
Не бойтесь подделок — их просто нет. Кроме неповторимой рецептуры, у Егермейстера сложная бутылка, повторить ее исполнение невозможно.
Она уникальна по прочности — производитель разрабатывал тару для охотников, а там всякие неожиданности, азарт, поэтому после экспериментальных падений с разной высоты выжила квадратная толстостенная емкость, такой и осталась. На дне у нее имеются витиеватые выпуклости, а дата розлива выгравирована.
Какой на вкус?
Горько-сладкий. Нечто вроде концентрированной спиртово-травяной настойки. Компания Mast-Jägermeister AG даже бравирует, что изначально ликер создавался как средство, улучшающее пищеварение, а реализовать его собирались в аптечной сети. В принципе, его состав так и намекает о плеяде древних лекарей, старательно колдующих над универсальной жидкостью от всех болезней.
Доля истины в этом есть. Пищеварение он в любом случае улучшает — аперитив как-никак, а поднятие настроения, характерное для любого алкоголя, тоже полезно в какой-то степени. Наше незнание остальных лечебных свойств напитка не мешает ему выполнять свою работу.
Букет Егермейстера чрезвычайно сложен на самом деле. Он сочетает в себе мягкий, пряный, сложный и согревающий душу вкус с ярко выраженными нотками цитруса, бадьяна, имбиря и горьким травяным ароматом.
Но это всегда чистые, натуральные оттенки неподдельного характера.
Как же пить Егермейстер?
Залпом и по чуть-чуть. Если конкретно, то ликер употребляется шотами — небольшими порциями, но обязательно одним глотком. Ключевой момент — предварительно он сильно охлаждается, оптимальная температура составляет —18—20 градусов.
Употребление Егермейстера в коктейлях сильно уступает употреблению в чистом виде. Коктейли с Егермейстером не могут передать весь вкус этого великолепного немецкого ликера, но они имеют право существовать. Наибольшей популярностью пользуется «Ягербомб» — это когда стопка с ликером опускается в бокал с РедБуллом. Биттер также мешают с другими «коллегами», лимонадом, спрайтом, соками.
Алтай Горная аптека
Мы получаем благодатную энергию от Природы. Мы часть ее и можем жить только в единстве с ней. Другого способа существования у человека нет!
Олень — символ различных исторических традиций
Олень символ очень древний, он присутствует во всех исторических традициях. Это всегда благодатный символ возрождения и обновления, силы и благородства, отваги и чистоты, набожности и благочестия — символ человеческой души, но и символ воина.
Олень в мифологии славян
Образ оленя играл в жизни славян особую роль, они относили его к царственным животным, и наделялся фантастическими чертами. Его называли «чудным», «дивным зверем», «туром». По поверьям он умел творить разные чудеса, говорить человеческим языком.
У славян олень считался олицетворением предков. Олени переносили души умерших в потусторонний мир, множество их изображений было найдено на стенах древних ритуальных пещер.
Русский север сохранил образ оленя в архитектуре, резьбе, вышивках, сказках, былинах. В российских музеях собраны богатейшие коллекции тканей расшитых узорами, главным элементом которых является олень.
Олень являлся символом славянских богинь Рожаниц — матери и дочери, рождающих все живое. Они изображались на вышивках в виде двух оленей или рогатых женских фигур. Изображения этого рогатого божества, скорее всего, украшали жилища славян и традиция вешать рога оленя внутри дома, возможно, имеет более древние, чем мы думаем, корни.
Олень – самец, особенно в период гона, был воплощением силы, смелости, решительности и благоразумности одновременно. Изящная и пугливая самка могла вступить в смертельную схватку, защищая своего детеныша. Человек всегда восторгался силой и красотой оленя, ощущал его превосходство над собой.
И уже совсем удивительное воздействие оказывали на человека рога оленя. По красоте и величаю, они сопоставлялись с солнцем, были олицетворением жизни и ее обновления. Рога играли одну из важнейших ролей в религиозных ритуалах в течение многих тысячелетий. Волхвы появлялись в рогатых головных уборах.
Образ оленя запечатлен на многих бытовых предметах: прялках, глиняных сосудах, игрушках. Известно, что в глину для этих сосудов иногда добавляли муку из костей оленей. Народную игрушку в виде оленя продолжают лепить и сейчас на русском Севере и в центральной части России.
На русских вышивках два оленя с деревом в центре изображались как жертвенные олени у священного дерева. По легенде олень сходил с неба, приходил с олененком и сам приносил его в жертву, желая дать людям пищу.
В Ильин день на Руси переставали купаться — «Олень окунул копыто в воду – купаться нельзя». «Не стучит, не гремит копытами, А каленою стрелою летит олень, У оленя копыта серебряные, У оленя рога красна золота. — Ты куда летишь, молодой олень? — Я бегу, я лечу к речной воде… Нужно в воду оленю копытом ступить. Тем копытом серебряную воду студить.»
Олень – существо, соотнесенное у славян с солнцем. Песни о золоторогом олене записаны в России, в Сербии, в Болгарии. Олень – животное, наделенное божественной символикой. В ней тесно переплетены черты не только народного и языческого, но и христианского происхождения.
Олень в христианской традиции.
По болгарскому поверью оленя запрещено убивать, потому что существует олень, носящий крест на рогах, убийство такого оленя грозит человеку смертью. С христианской традицией связаны образ оленя с распятием на рогах и представление об олене как слуге божием. В украинской сказке ангел принимает облик оленя. Белорусская загадка об олене: «Жив – и в церкви не быв, помер – не поховали, а быв богоносец».
Символический олень изображается на гробницах, иконах, крестильных купелях – пьющим у подножия креста. Известны символические представления Христа в виде оленя в сочетании с крестом, изображение оленя с распятием между рогами.
Олень – символ отшельничества, благочестия и чистоты в христианской культуре. Он символизирует Христа и ассоциируется с душой, стремящейся услышать слово Христа: «Как олениха желает к потокам воды, так душа желает к Тебе, Боже!»
В христианской иконографии топчущий землю олень – это символ христианина сражающегося со злом, эмблема благородства и силы духа. «Зри: как олешек змей пожирает, То ключевую воду пьет, И сим от яда вновь он чист, И человек здесь видит смысл: Водой крещенья омовен, К безгрешной жизни годен он.»
Особое отношение человека к оленю проявляется и в геральдических изображениях: солнце – изобилие, лавр – слава и почет, лев – сила и отвага. Олень так же относится к ярким геральдическим образам и является символом воина, перед которым бежит неприятель, символом человеческой души, жаждущей Бога и борющейся с соблазнами.
В христианской культуре образ оленя часто трактовался именно как образ человеческой души. Это касается как византийского, так и древнерусского искусства.
Олень является и эмблемой воина, символом мужского благородства. Эта эмблема встречается в рыцарских гербах воинственных древних народов. Особенно олень был популярен в Англии и Германии. В русской геральдике олень прогоняющий змею служит эмблемой воина, перед которым бежит враг. Но не только христианство почитает оленя…
Олень в буддизме
Недалеко от китайского города Санья на огромной территории действует один из современных центров буддизма, в котором есть олений парк.
В буддизме существует легенда, что создатель буддизма Шакья Муни в одной из своих прошлых жизней был оленем – королем всех оленей с роскошными золотыми рогами. Может быть, неслучайно Будда впервые изложил свое ученье в Оленьей роще близь города Бенареса (современный Варанаси) через 7 недель после того, как достиг пробужденья.
В древней столице Японии Наре около старых храмов более 1 000 лет живет стадо из 1 200 пятнистых оленей. Согласно легенде первый император Японии Дзимму спустился с небес и прибыл в Нару верхом на олене, а современные олени, потомки того оленя, оберегаются как посланники богов.
Олень является одним из важнейших символов буддизма, а Будду нередко изображают с оленем.
Олень – европейский символ божества.
У кельтских племен олень был символом плодородия и жизненных сил. Олень символизировал солнце, обновление, творение, он считался первопредком. Главный бог кельтов Цернунн изображался сидящим рядом с оленем, а голову бога украшали ветвистые оленьи рога. Изображение мужчины – воина с рогами оленя на голове было символом мужественности и воинской доблести.
Олень был участником ритуальных обрядов, так как он считался господином животных и имел власть над плодородием, изобилием и обновлением. Олени предстают как чудесные вестники и проводники, указывающие героям путь к их цели.
Олень как символ Вселенной упоминается в Эдде, основном произведении германско-скандинавской мифологии. Олень – священное животное в греческих мистериях, спутник охотницы Дианы. Образ этого благородного животного широко представлен в искусстве Древней Греции.
Тотемизм
В искусстве всех народов есть образ могучего зверя – прародителя племени, родственника и покровителя. Это явление называется тотемизмом и олень в нем представлен весьма широко.
Древние майя, например, называли себя «ах-майя» — «люди оленя». Олень считался главным племенным прапредком. Индейцы уичоли так же именовали себя «люди оленя». В саамской мифологии чудесный олень – оборотень Мяндаш является тотемным животным – родоначальником саамов.
Слово «saka» у древних скифов обозначало оленя – самца, и многие скифские племена назавали себя «саками». Это название соотносится в иранском со словом «saka», в персидском – «sax», в бурятском –«сага», в русском «сохатый» и имеет значение «олень».
Почитание оленя в таких совершенно разных исторических традициях вряд ли можно назвать случайным. Все это, так или иначе, отражает глубокую, во многом духовную связь человека с оленем – символом благородной души человека.
Что может вырасти на голове у оленя? Христианская символика
Христианская цивилизация отнеслась к образу оленя с не меньшим почтением, чем другие культуры. Вы смело могли сравнить какого-нибудь европейского рыцаря с оленем, не опасаясь получить за это копьём в глаз.
Аристократы Средневековья без смущения помещали это животное или его рога на свои родовые гербы (эта традиция нашла отражение даже в современном фэнтези-сериале «Игра престолов», где олень украшает герб Дома Баратеонов). Да и в зоологической систематике далеко не каждый вид животного удостаивается эпитета «благородный».
Олень был символом мужественности, достоинства, благочестия и даже божественного права на власть. Крылатого белого оленя избрал своей эмблемой французский король Карл VI, а лежащего белого оленя — английский король Ричард II. Оленя на створках диптиха Уилтона (1395) можно увидеть, как отдельно, так и на одежде Ричарда II
Фото: Web Gallery of Art; wikipedia.org
Христианская символика образа оленя начала складываться задолго до эпохи феодализма.
В описании одного из первых римских баптистериев (храмов для крещения), упоминалось, что по краям купели располагалось семь серебряных фигурок оленей. Они служили отсылкой к первому стиху 41-го псалма: «Так же, как олень стремится к источникам вод, так стремится душа моя к Тебе, Боже» (интересно, что в церковно-славянском варианте псалма оленя ещё называют по-старому — «еленем»).
Данную символику оленя, пьющего животворящую воду христианского учения, можно найти и среди настенных росписей римских катакомб, и на мозаичном орнаменте Мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Олени, пьющие из источника, в Мавзолее Галлы Плацидии. V век
Фото: Gunther Hissler; wikipedia.org
В бестиарии «Физиолог» (ок. III века н.э.) подобная жажда объясняется постоянной враждой оленя со… змеёй. Согласно этой книге, олень, сожрав змею, тут же бежит к водоёму и пьёт много воды, чтобы нейтрализовать действие змеиного яда. После чего «Физиолог» трактует этот якобы «зоологический факт» в привычном для него аллегорическом ключе.
«Как стремится олень к источникам водным. Так и ты, человек, заключаешь в себе три обновления: крещение, покаяние и нетление. А когда согрешишь, то устремись к церкви, и к живому книжному источнику, и к пророческому сказанию, и испей живой воды, то есть святого причастия».
Коптский монах Поймен использует другую аллегорию, где отравленному оленю уподобляется христианский отшельник-пустынник:
Некоторые легенды из жизни святых в христианстве напрямую связаны с оленями. Например, когда Святой Эгидий отшельничал в лесах Прованса, его единственной спутницей была олениха, которая вдобавок подкармливала святого своим молоком. Вскоре ей за это воздалось. Во время королевской охоты Эгидий закрыл собой лесную подругу и был ранен стрелой. Увидев, какое недоразумение вышло со святым человеком, король построил для него целый бенедиктинский монастырь. «Святой Эгидий»
Фото: Томас де Колосвар; wikipedia.org
Бывало и так, что олень лично направлял охотников на путь праведный — не без Божьей помощи, конечно. Раскидистые рога здесь пришлись как нельзя кстати. Если у язычника они ассоциировались с деревом, то у христианина — с крестом, на котором распяли Иисуса.
Первым, кого олень привёл к святости, стал Евстафий (Юстас) Плакида — римский военачальник, служивший при императорах Трояне и Адриане. Однажды во время охоты он встретил оленя — да не простого, а с распятием, располагавшимся прямо между рогами. «Скажи, Плакида, доколе ты будешь преследовать меня, желающего твоего спасения?» — произнесло животное голосом Христа, как бы намекая на репрессии римских властей против христиан. Потрясённый военачальник тут же крестился и в итоге погиб мученической смертью, отказавшись приносить жертву языческим богам. Видение св. Евстафия (Юстаса) на рисунке из английской рукописи XIII века и гравюре Альбрехта Дюрера, ок. 1501 г.
Фото: wikipedia.org
История обращения другого христианского святого — Губерта Льежского — во многом копирует легенду о Евстафии. В юности Губерт вёл разгульный образ жизни, редко посещал церковь и всё свободное время посвящал охоте. До тех пор, пока тоже не наткнулся на чудесного оленя с сияющим крестом на голове: «Если ты не перестанешь жить так, то очень скоро попадешь в ад», — назидательно произнёс олень. После чего Губерт одумался, начал вести благочестивый образ жизни и даже стал первым епископом бельгийского города Льежа. Статуя св. Губерта Льежского, 1689 г.
Фото: Flamenc; wikipedia.org
Впрочем, оленям и другим лесным обитателям от этого легче не стало. Напротив, Губерт приобрёл статус небесного покровителя всех охотников и егерей. Недаром изображение крестоносного оленя попало на герб белорусского города Гродно, чьи жители регулярно промышляли охотой в небезызвестной Беловежской Пуще.
Более того, в день памяти святого — 3 ноября — охотники по всей Европе специально устраивают «праздничные» облавы на зверушек, что, согласитесь, как-то не по-христиански… Не менее странно видеть изображение оленя Святого Губерта и на этикетке крепкого немецкого ликёра с говорящим названием «Jagermeister» («Старший егерь»).
Об охоте и, так сказать, промышленном использовании оленя я расскажу в следующей статье.
Что означает олень с крестом
Выходит христиане потом охерились?)
и стали применять в качестве символа солнца крестик?
Цитата:
Олень — символ различных исторических традиций
Олень символ очень древний, он присутствует во всех исторических традициях. Это всегда благодатный символ возрождения и обновления, силы и благородства, отваги и чистоты, набожности и благочестия — символ человеческой души, но и символ воина.
Олень в мифологии славян
Образ оленя играл в жизни славян особую роль, они относили его к царственным животным, и наделялся фантастическими чертами. Его называли «чудным», «дивным зверем», «туром». По поверьям он умел творить разные чудеса, говорить человеческим языком.
У славян олень считался олицетворением предков. Олени переносили души умерших в потусторонний мир, множество их изображений было найдено на стенах древних ритуальных пещер.
Русский север сохранил образ оленя в архитектуре, резьбе, вышивках, сказках, былинах. В российских музеях собраны богатейшие коллекции тканей расшитых узорами, главным элементом которых является олень.
Олень являлся символом славянских богинь Рожаниц — матери и дочери, рождающих все живое. Они изображались на вышивках в виде двух оленей или рогатых женских фигур. Изображения этого рогатого божества, скорее всего, украшали жилища славян и традиция вешать рога оленя внутри дома, возможно, имеет более древние, чем мы думаем, корни.
Олень – самец, особенно в период гона, был воплощением силы, смелости, решительности и благоразумности одновременно. Изящная и пугливая самка могла вступить в смертельную схватку, защищая своего детеныша. Человек всегда восторгался силой и красотой оленя, ощущал его превосходство над собой.
И уже совсем удивительное воздействие оказывали на человека рога оленя. По красоте и величаю, они сопоставлялись с солнцем, были олицетворением жизни и ее обновления. Рога играли одну из важнейших ролей в религиозных ритуалах в течение многих тысячелетий. Волхвы появлялись в рогатых головных уборах.
Образ оленя запечатлен на многих бытовых предметах: прялках, глиняных сосудах, игрушках. Известно, что в глину для этих сосудов иногда добавляли муку из костей оленей. Народную игрушку в виде оленя продолжают лепить и сейчас на русском Севере и в центральной части России.
На русских вышивках два оленя с деревом в центре изображались как жертвенные олени у священного дерева. По легенде олень сходил с неба, приходил с олененком и сам приносил его в жертву, желая дать людям пищу.
В Ильин день на Руси переставали купаться — «Олень окунул копыто в воду – купаться нельзя». «Не стучит, не гремит копытами, А каленою стрелою летит олень, У оленя копыта серебряные, У оленя рога красна золота. — Ты куда летишь, молодой олень? — Я бегу, я лечу к речной воде… Нужно в воду оленю копытом ступить. Тем копытом серебряную воду студить.»
Олень – существо, соотнесенное у славян с солнцем. Песни о золоторогом олене записаны в России, в Сербии, в Болгарии. Олень – животное, наделенное божественной символикой. В ней тесно переплетены черты не только народного и языческого, но и христианского происхождения.
Олень в христианской традиции.
По болгарскому поверью оленя запрещено убивать, потому что существует олень, носящий крест на рогах, убийство такого оленя грозит человеку смертью. С христианской традицией связаны образ оленя с распятием на рогах и представление об олене как слуге божием. В украинской сказке ангел принимает облик оленя. Белорусская загадка об олене: «Жив – и в церкви не быв, помер – не поховали, а быв богоносец».
Символический олень изображается на гробницах, иконах, крестильных купелях – пьющим у подножия креста. Известны символические представления Христа в виде оленя в сочетании с крестом, изображение оленя с распятием между рогами.
Олень – символ отшельничества, благочестия и чистоты в христианской культуре. Он символизирует Христа и ассоциируется с душой, стремящейся услышать слово Христа: «Как олениха желает к потокам воды, так душа желает к Тебе, Боже!»
В христианской иконографии топчущий землю олень – это символ христианина сражающегося со злом, эмблема благородства и силы духа. «Зри: как олешек змей пожирает, То ключевую воду пьет, И сим от яда вновь он чист, И человек здесь видит смысл: Водой крещенья омовен, К безгрешной жизни годен он.»
Особое отношение человека к оленю проявляется и в геральдических изображениях: солнце – изобилие, лавр – слава и почет, лев – сила и отвага. Олень так же относится к ярким геральдическим образам и является символом воина, перед которым бежит неприятель, символом человеческой души, жаждущей Бога и борющейся с соблазнами.
В христианской культуре образ оленя часто трактовался именно как образ человеческой души. Это касается как византийского, так и древнерусского искусства.
Олень является и эмблемой воина, символом мужского благородства. Эта эмблема встречается в рыцарских гербах воинственных древних народов. Особенно олень был популярен в Англии и Германии. В русской геральдике олень прогоняющий змею служит эмблемой воина, перед которым бежит враг. Но не только христианство почитает оленя…
Олень в буддизме
Недалеко от китайского города Санья на огромной территории действует один из современных центров буддизма, в котором есть олений парк.
В буддизме существует легенда, что создатель буддизма Шакья Муни в одной из своих прошлых жизней был оленем – королем всех оленей с роскошными золотыми рогами. Может быть, неслучайно Будда впервые изложил свое ученье в Оленьей роще близь города Бенареса (современный Варанаси) через 7 недель после того, как достиг пробужденья.
В древней столице Японии Наре около старых храмов более 1 000 лет живет стадо из 1 200 пятнистых оленей. Согласно легенде первый император Японии Дзимму спустился с небес и прибыл в Нару верхом на олене, а современные олени, потомки того оленя, оберегаются как посланники богов.
Олень является одним из важнейших символов буддизма, а Будду нередко изображают с оленем.
Олень – европейский символ божества.
У кельтских племен олень был символом плодородия и жизненных сил. Олень символизировал солнце, обновление, творение, он считался первопредком. Главный бог кельтов Цернунн изображался сидящим рядом с оленем, а голову бога украшали ветвистые оленьи рога. Изображение мужчины – воина с рогами оленя на голове было символом мужественности и воинской доблести.
Олень был участником ритуальных обрядов, так как он считался господином животных и имел власть над плодородием, изобилием и обновлением. Олени предстают как чудесные вестники и проводники, указывающие героям путь к их цели.
Олень как символ Вселенной упоминается в Эдде, основном произведении германско-скандинавской мифологии. Олень – священное животное в греческих мистериях, спутник охотницы Дианы. Образ этого благородного животного широко представлен в искусстве Древней Греции.
Тотемизм
В искусстве всех народов есть образ могучего зверя – прародителя племени, родственника и покровителя. Это явление называется тотемизмом и олень в нем представлен весьма широко.
Древние майя, например, называли себя «ах-майя» — «люди оленя». Олень считался главным племенным прапредком. Индейцы уичоли так же именовали себя «люди оленя». В саамской мифологии чудесный олень – оборотень Мяндаш является тотемным животным – родоначальником саамов.
Слово «saka» у древних скифов обозначало оленя – самца, и многие скифские племена назавали себя «саками». Это название соотносится в иранском со словом «saka», в персидском – «sax», в бурятском –«сага», в русском «сохатый» и имеет значение «олень».
Почитание оленя в таких совершенно разных исторических традициях вряд ли можно назвать случайным. Все это, так или иначе, отражает глубокую, во многом духовную связь человека с оленем – символом благородной души человека.