Что означает оптимальный выбор методов воспитания

Практикум оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания

Вы будете перенаправлены на Автор24

Виды методов воспитания

Метод воспитания – это специфический способ воспитательного воздействия, используемый в процессе формирования качеств личности, для того чтобы развивать потребностно-мотивационную сферу и сознание учеников, вырабатывать у них навыки и привычки поведения, а также корректировать и совершенствовать их.

Чтобы сформировать взгляды, понятия, убеждения используют методы, которые были названы методами формирования личностного сознания. К ним относятся:

Рассказ на этическую тему является ярким эмоциональным изложением ряда конкретных фактов и событий, обладающих нравственным содержанием. Влияя на чувства детей, рассказ помогает им понять и усвоить суть моральных оценок и поведенческих норм. Хороший рассказ раскрывает содержание нравственных понятий, а также вызывает у учащихся позитивное отношение к поступкам, которые соответствуют нравственной норме и влияют на поведение. Рассказ на этическую тему выполняет несколько функций:

Разъяснение – распространенный метод убеждения учащихся, цель которого – раскрыть социальное, нравственное и эстетическое содержание некоторых требований к ребенку, поступков, событий и явлений, чтобы помочь ему в формировании правильной оценки поведения и человеческих отношений.

Внушение в качестве метода воздействия представляет способ манипулирования детским созданием. Внушение может достигаться через психологические средства возбуждения страстей, навязывание мыслей и образов, введение в заблуждение, подавление чувств, запугивание и пр. Чаще всего внушение используют с педагогически запущенными детьми в воспитательных целях.

Увещевания сочетают в себе просьбу и разъяснение с внушением. Действие увещевания практически полностью зависит от принятой воспитательной формы обращения. Применение увещевания в качестве метода воспитания, помогает проектировать в личности воспитанника положительные черты, вселяя в него веру в лучшее, в возможность достижения высоких результатов.

Готовые работы на аналогичную тему

Диспут – это живой спор на разные темы, которые волнуют детей. Диспуты могут проводиться в средних и старших классах на политические, экономические, культурные, эстетические и правовые темы. Основа диспута – спор, борьба мнений, но к нему готовятся. Заранее подготавливают 5-6 вопросов, которые требуются самостоятельного рассуждения.

Пример – это метод воспитания, основой которого является действие, выступающее в качестве образца для подражания. Школьник, стремясь стать взрослым, берет как образец для подражания поведение и поступки старших людей, которые вызывают у него уважение. Склонность подражать может быть объяснена несколькими причинами: бедность жизненного опыта, отсутствие привычек поведения. Его активность – подражательная. У подростков подражание более избирательное – они интересуются определенными чертами характера других людей. Они выбирают объекты для подражания на основании нравственных и идейно-политических мотивов, которые у них уже сформировались. Склонность детей подражать часто создает опасные ситуации заимствования дурных примеров.

Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания

К закономерностям, определяющим выбор воспитательных методов, в первую очередь относят их соответствие общественным идеалам и воспитательным целям.

В практической деятельности, при выборе метода воспитания, педагог основывается на целях воспитания и их содержании. Рассматривая конкретную педагогическую задачу, учитель сам решает, какие методы возьмет себе на вооружение. То есть, будет ли он демонстрировать трудовое умение, положительный пример или упражнение, это зависит от массы факторов и условий, в каждом из которых предпочтение отдается тому методу, который считает наиболее приемлемым в рассматриваемой ситуации.

Сам по себе метод не может быть плохим или хорошим. Основой воспитательного процесса являются не сами методы, а целостная их система. Макаренко А.С. отметил что никакое педагогическое средство не способно быть всегда признанным абсолютно полезным, что самое лучшее средство в отдельных случаях может стать самым плохим.

Ушинский К.Д. считал, что необходимо изучать законы психических явлений, которыми человек хочет управлять, и действовать в соответствии с этими законами и теми обстоятельствами, в которых они должны быть приложены.

Бесконечно разнообразными являются не только эти обстоятельства, но сама натура воспитанников. Такое разнообразие воспитательных обстоятельств и воспитываемых личностей не может подготовить какие-то общие действенные рецепты воспитания.

Методы воспитания являются гибким и тонким инструментом прикосновения к личности, но вместе с этим они всегда обращены к коллективу, используются, учитывая динамику, зрелость и организованность. Так, на известном уровне его развития наиболее продуктивный способ педагогического воздействия – решительное и неукоснительное требование, но при этом лекция или диспут будут неуместны.

Выбор воспитательного метода – не произвольный акт. Он подчинен некоторым закономерностям и зависимостям, первостепенная роль среди которых отведена цели, содержанию и принципам воспитания, конкретной педагогической задаче и условиям ее решения, учету возрастных и индивидуальных особенностей учеников. Методика воспитания, как отметил Макаренко А.С., не допускает использования стереотипного решения и даже хорошего шаблона.

Источник

«Методы воспитания» 1-11 класс

Макарова В.С. «Методы воспитания»

Как взаимосвязаны между собой методы и приемы воспитания?

Методы и приемы воспитания очень тесно связаны друг с другом.

Под методом воспитания в советской школе понимают способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых. Эта деятельность направлена на решение задач коммунистического воспитания.

В сложном и динамичном воспитательном процессе учителю приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных педагогических задач. Задачи эти со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания.

Отражая двуединый характер воспитания, методы служат одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Метод воспитания в живом педагогическом процессе расчленяется на составляющие его элементы, которые называются приемами воспитания. По отношению к методу приемы воспитания носят частный, подчиненный характер. Методы и приемы воспитания тесно между собой связаны, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других — как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.

Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми, однако, они тесно связаны и применяются в единстве. К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и т. д.), а с другой совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, политическая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, средства массовой информации и т. д.) Коммунистическое воспитание характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью.

Назовите основные факторы, обусловливающие выбор методов воспитания.

Приемы воспитания существуют как самостоятельный способ педагогического взаимодействия. В качестве приема может также выступать любой метод, если решаемые посредством него задачи создают условия эффективной реализации какого-то другого метода. Например, метод беседы может быть дополнен методом самонаблюдения (рефлексии), использование которого в процессе беседы позволяет повысить её эффективность и результативность.

Методы и приемы воспитания могут предполагать косвенное воздействие воспитателя на воспитанника через предметы или произведения материальной и духовной культуры, которые обозначаются как средства воспитания. В качестве средств воспитания рассматривается то, что является носителем информации двух видов.

Первый вид представляет собой информация, составляющая содержание воспитания. Такого рода информация содержится в дидактическом обеспечении воспитательного взаимодействия (например, плакаты с аксиоматическими высказываниями, художественные произведения (книги, картины, фильмы и т. п.), телепередачи, документальные фильмы и т. п.). К средствам воспитания этой группы также относят различные виды деятельности: игровую, учебную, трудовую; коммуникативную, преобразовательную, художественно-эстетическую и т. п.

В педагогическом процессе могут быть выделены комплексы методов воспитания и методов обучения. Такие комплексы часто складываются, например, на учебных занятиях (уроках), которые организуются как нетрадиционные. Если комплекс методов обучения и методов воспитания обеспечивает преимущественную реализацию целей воспитания, то учебное занятие (урок) можно рассматривать как форму воспитания. Урок как форма воспитания в педагогике изучался мало.

Какая из известных вам классификаций методов воспитания кажется вам наиболее удачной?

Методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, диспуты, метод примера

 Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения: соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание

 Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Что означает оптимальный выбор методов воспитания

В практической деятельности учитель, выбирая методы воспитания, обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы взять себе на вооружение. Будет ли это показ трудового умения, положительный пример или упражнение, зависит от многих факторов и условий, и в каждом из них педагог отдает предпочтение тому методу, который считает наиболее приемлемым в данной ситуации.

Метод сам по себе не может быть ни хорош, ни плох. В основу воспитательного процесса кладутся не сами методы, а их система. А. С. Макаренко отмечал, что никакое педагогическое средство не может быть признано всегда абсолютно полезным, что самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим.

К.Д.Ушинский считал, что необходимо изучить законы тех психических явлений, которыми мы хотим управлять, и поступать в соответствии с этими законами и теми обстоятельствами, в которых мы хотим их приложить. Бесконечно разнообразны не только эти обстоятельства, но и сами натуры воспитанников. При таком разнообразии обстоятельств воспитания и воспитываемых личностей невозможно предписывать какие-нибудь общие воспитательные рецепты.

Будучи очень гибким и тонким инструментом прикосновения к личности, метод воспитания, вместе с тем, всегда обращен к коллективу, используется с учетом его динамики, зрелости, организованности. Скажем, на известном уровне его развития наиболее продуктивным способом педагогического воздействия является решительное, неукоснительное требование, но неуместными будут лекция или диспут.

Выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Методика воспитания, по меткому замечанию А. С. Макаренко, не допускает стереотипных решений и даже хорошего шаблона.

Дайте характеристику основных методов воспитания.

Методы формирования сознания

Схема классификации методов воспитания.

Источник

Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания

Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н.

Рецензенты: доктор педагогических наук, действительный член РАО, профессор Г.Н.

Волков; доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор А. В. Мудрик

Сластенин Виталий Александрович

Исаев Илья Федорович

Шиянов Евгений Николаевич

В учебном пособии раскрываются антропологические, аксиологические основы

педагогики, теория и практика целостного педагогического процесса; организационнодеятельнсстные основы формирования базовой культуры школьника. Дается

характеристика педагогических технологий, в том числе конструирования и

осуществления педагогического процесса, педагогического общения и др. Раскрываются

Правительства РФ в области образования.

Просмотр содержимого документа
«Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания»

Гафаров Рустам Мазитович
мастер производственного обучения
ФКПОУ №142

Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н.

Рецензенты: доктор педагогических наук, действительный член РАО, профессор Г.Н.

Волков; доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор А. В. Мудрик

Сластенин Виталий Александрович

Исаев Илья Федорович

Шиянов Евгений Николаевич

В учебном пособии раскрываются антропологические, аксиологические основы

педагогики, теория и практика целостного педагогического процесса; организационнодеятельнсстные основы формирования базовой культуры школьника. Дается

характеристика педагогических технологий, в том числе конструирования и

осуществления педагогического процесса, педагогического общения и др. Раскрываются

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *