Что означает отношения вассалитета
Вассалитет
Содержание
Вассалитет в Западной Европе
Система западно-европейского вассалитета сформировалась в VIII—IX веках во Франкском королевстве и закрепилась в IX веке, когда франкский король Людовик Благочестивый повелел, чтобы каждый в королевстве был чьим-то «человеком». Система вассалитета состояла в иерархическом подчинении феодалов друг другу. Во главе всех феодалов в государстве был верховный сюзерен, обычно король, который мог в свою очередь считаться вассалом Папы римского или божьим вассалом. Он жаловал землю (феод, лен, фьеф) своим вассалам — герцогам и графам, а те в свою очередь жаловали ее баронам и далее бароны рыцарям. За это вассал был обязан состоять в совете при своем господине, нести воинскую повинность в войске сюзерена (обычно 40 дней в году), защищать границы его владений, а также в случае поражения выкупать господина из плена. Сеньор был обязан защищать своего вассала от военного нападения.
Крупные феодалы (герцоги и графы) имели по отношению к королю довольно большие вольности. По иммунитетной грамоте они могли сами собирать на подвластных землях налоги, вершить суд и принимать иные решения вне зависимости от короля. Многие герцоги и графы могли чеканить свою монету.
Отношения между сеньором и вассалом закреплялись принесением клятвы верности и совершением соответствующего ритуала (коммендация, позднее — оммаж), во время которого вассал вкладывал свои ладони в ладони сеньора, а тот передавал вассалу меч.
Вассалитет в Средней Азии
Система вассалитета в Средней Азии закончила формироваться к XI — XIII векам. К этому времени пожалованная земля (икта) переходит в наследственную. Как и в Европе, владелец икта нес военную (гражданскую) службу, а также взимал налоги с крестьян. Однако вследствие более сильной централизованной власти, азиатские феодалы не имели таких больших вольностей в отличие от европейских феодалов.
Вассалитет в Японии
Японский феодализм просуществовал вплоть до «революции Мэйдзи» (1868 г.). В Японии номинальным собственником земли считался император. Фактически же она принадлежала феодалам: в XVII—XIX вв. один лишь правящий дом Токугава владел четвертью всех земель. Кроме того, в Японии имелось около 250 князей (даймё) разных категорий, которые владели огромными территориями. Сохранялись и крестьянские формы землевладения, но их роль все больше уменьшалась.
В Японии прочно укоренился вассалитет, самураи были преданными вассалами даймё, от которых они получали земельные пожалования. Устойчивая феодальная иерархия сложилась на базе условных форм землевладения.
Японский феодализм распространялся и на город. Японский город феодальной эпохи оставался бесправной и податной территорией. На грани XII—XVIII вв. в городах Японии проживало около 4 млн человек, но из них лишь около 1 млн были ремесленниками и торговцами.
Спецификой феодального режима Японии была необычайная многочисленность самураев, которые зачастую не имели земли. Поэтому возникала своеобразная система материального обеспечения вассалов — коку, рисовый паек.
Вассальные государства
При победе в войне одно государство могло стать по отношению другому вассальным государством, с сохранением некоторой автономности. Правитель побеждённого государства становился вассалом короля-победителя.
Урок истории: кто это такой вассал
Слово «вассал» имеет два значения. Одно из них переносное, означающее «человек или государство, зависимые от другого, не имеющие своей воли, а вынужденные подчиняться кому-то». Именно это имеется в виду, когда говорят «вассал империализма» или «верные вассалы США». Прямое же значение относится к сложной системе феодальных отношений.
Слову этому уже больше тысячи лет. Оно пишется одинаково в английском и французском языках, а произошло оно от кельтского «gwa sawl» – служащий. В отличие от современного переносного значения, являющегося синонимом слова «раб», вассалами в Средневековье были только свободные люди, но при этом находящиеся в подчинении у своих сеньоров или, иначе, сюзеренов – покровителей вассалов. Система феодальной иерархии была довольно сложная и имела свои особенности в разных странах.
Зарождение вассалитета
В 847 году внук Карла Великого, вошедший в историю под именем Карла Лысого, издал «Мерсенский капитулярий», в котором предписывалось, что каждый крестьянин должен найти себе сеньора. С этого времени и началась эпоха феодализма, растянувшаяся почти на тысячелетие.
Возникла она, конечно, не на пустом месте, а складывалась еще со времен поздней Римской империи, где наряду с рабами уже были колоны, имевшие личную свободу, но обязанные нести определенные повинности.
После падения Рима в Галлии правила династия Меровингов, которая тоже пришла к упадку к началу VIII века. В это время Европе угрожало арабское завоевание. Справиться с этой угрозой смог Карл Мартелл.
Важно! Мартелл означает «Молот». Он получил это прозвище после кровопролитной битвы при Пуатье в 732 году, которая закончилась разгромом арабов.
Карл Мартелл остро нуждался в преданных слугах. Выход он нашел в системе бенефициев. Отсюда происходит еще одно современное слово «бенефициар», то есть «получатель выгоды». Карл Мартелл давал за заслуги и личную преданность бенефиций, то есть земельный надел вассала.
В отличие от феода его нельзя было передать по наследству. После смерти владельца он переходил королю, который передавал его следующему достойному рыцарю. Так начал складываться институт дворянства.
При его внуке Карле Великом, основателе новой династии Каролингов и первом императоре Священной Римской Империи, бенефиций мог уже достаться и наследнику при условии личной преданности. Наконец, при Карле Лысом все стали чьими-то вассалами, включая самого короля, который подчинялся Папе Римскому, а тот, в свою очередь, – самому Богу. Так было завершено построение феодальной иерархии.
«Вассал моего вассала – не мой вассал»
Наверное, каждый хоть раз слышал эту фразу, но далеко не все понимают ее значение. Она отражает особенности системы управления обществом в период раннего Средневековья.
В это время существовала жесткая иерархическая система, построенная на личной преданности. А поскольку у одного слуги может быть только один хозяин, то и возникло это правило, просуществовавшее до времен абсолютной монархии.
Согласно ему крестьянин подчинялся своему сеньору, но не подчинялся сеньору сеньора, сеньору сеньора сеньора и т.д., даже самому королю. Правило это действовало в континентальной Европе, кроме Англии, и имело своим последствием феодальную раздробленность, поскольку предоставляло сеньору править своим феодом единолично, исполняя лишь обязанности перед вышестоящим сеньором.
Взаимные обязанности вассалов и сеньоров
Верховный сюзерен, которым являлся обычно король, жаловал земельный надел (называвшийся в разных странах феод, лен, фьеф или фи) своим вассалам – герцогам и графам. Они уже давали феоды своим подчиненным – баронам, а те раздавали ее рыцарям. Как видим, вассальные связи это довольно стройная система.
Сюзерен был обязан защищать своих вассалов от нападения других сеньоров и преследования церкви, предоставлять земельный надел, который он не мог отобрать при надлежащем исполнении ими своих обязанностей.
Кроме того, покровитель вассала был обязан давать сыновьям своих подчиненных (кроме крестьян) рыцарское воспитание и помогать выкупиться, если они попадали в плен.
Вассалы были обязаны служить воинами сорок дней в году, выкупать сеньора из плена, помогать деньгами при женитьбе сюзерена или при посвящении его детей в рыцари, а также участвовать при судебных решениях. Герцоги и графы могли вершить суд в своих владениях без оглядки на короля и даже печатать свои собственные монеты.
Вступление в отношения вассала и сюзерена оформлялись особым ритуалом, называвшимся коммендацией, а в более поздние времена – оммажем.
Первая церемония вступления в отношения вассалитета относится к VII веку и произошла во Франции, хотя такой обряд, несомненно, был и раньше. Оммаж, или гоминиум, сопровождался фуа – клятвой верности.
С этого момента его подчиненный становился владельцем лена, был обязан нести военную службу, не иметь злых помыслов против сеньора и его владений, а также свято хранить его тайны.
Важно! В военное время практиковался усиленный гоминиум, когда вассал был обязан нести военную службу до окончания войны, а в мирное – обычный, при котором срок ежегодной службы ограничивался 40 днями.
Вассалитет в странах Востока
Феодальные отношения были распространены не только в Европе. В Средней Азии институт вассалитета сложился позже, чем в европейских странах, начиная со времен первых крестовых походов.
Земельный надел здесь назывался икта. В силу большей централизации власти в странах Востока самостоятельность подданных в своих владениях была более ограниченной. Окончательно в Средней Азии вассалитет сложился ко времени завоевания монголами, которые его также переняли.
В Японии вассальные отношения возникли в начале второго тысячелетия. Императору подчинялись князья – даймё, а им подчинялись самураи, которые были обязаны нести военную службу. Самураи могли быть и безземельными. В этом отличие японского феодализма от европейского, где рыцарю полагалась земля вассала.
Постепенно эта стройная система вассалитета разрушалась сначала под влиянием абсолютизма, а потом из-за возникновения капиталистических отношений. Хотя в отдельных странах система вассальных отношений существует и поныне. Википедия приводит полный список таких государств, и каждый, кто интересуется этой темой, может ознакомиться с ним.
ВАССАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
Наконец, вассал брал на себя обязательство оказывать сеньору финансовую помощь (содержать замок, принимать сеньора и его свиту, выплачивать особые суммы в строго определённых случаях: посвящение старшего сына сеньора в рыцари, замужество старшей дочери, выкуп сеньора из плена, оплата его участия в крестовом походе). Со своей стороны, сеньор был обязан, помимо передачи вассалу земли в держание, обеспечить защиту его личности и имущества, не действовать в ущерб его интересам. Вассалитет не ущемлял личной независимости вассала и был выгоден обоим участникам договора. Нарушение отношений вассалитета влекло за собой расторжение договора, отнятие фьефа и нередко войну.
Возникновение, становление и развитие системы вассальных отношений отличалось существенными региональными особенностями. Принципы вассалитета берут своё начало в варварских королевствах (V-VI века) и получают оформление во Франкском государстве (VIII-IX веков) в виде раздачи королём земель, движимого имущества и др. источников дохода за службу. Первоначально земли передавались вассалу пожизненно в качестве бенефиция, но постепенно превратились в наследственное держание (к IX-XI векам).
Система вассалитета достигла наивысшего расцвета и наибольшей завершённости в XI-XIII веках, когда вассальные отношения стали закрепляться в обычаях и законах. Так, в Кутюмах Бовези (около 1283 года) Ф. Бомануара отмечено, что «никакие обычаи, которые использовались бы вопреки генеральной кутюме (обычаю) страны, не имеют силы, если не разрешены и не подтверждены сувереном, за исключением вопросов о ренте сеньора или каких-либо его правах на цензы и повинности», а в Великой хартии вольностей (1215 год) законодательно подтверждалось, что «никто не должен быть принуждаем к несению большей службы за свой рыцарский лен или за другое свободное держание, чем та, какая с него следует».
Особенности завоевания Англии обусловили возникновение на её территории прямого вассалитета, характеризовавшегося зависимостью вассалов непосредственно от сюзерена-короля (Солсберийская присяга, 1086). В континентальной Западной Европе приумножение земельных держаний влекло за собой усложнение системы вассалитета: один вассал был связан с несколькими сеньорами, что ставило под угрозу выполнение им обязательств вассалитета в случае конфликта сеньоров. В связи с этим возникла система классификации фьефов по принципу значимости и появление «тесного оммажа», т. е. преимущественных прав в отношении одного сеньора в сравнении с остальными.
В период территориальной раздробленности вассалитет составлял основу политического строя западноевропейских феодальных монархий и служил единственной формой связи феодалов как социальной группы, обеспечивающей её единство. С образованием сословной монархии и формированием централизованных национальных государств вассалитет постепенно утратил своё значение. В XIII-XVI веках военнная служба вассалов постепенно заменялась платежами, армия становилась наёмной, а затем профессиональной. В эту эпоху расширение прав на землю сделало возможным её отчуждение и последующую скупку выходцами из неблагородных слоёв. Вассалитет как институт был упразднён в ходе европейских революций XVIII-XIX веков.
что такое договоры сюзеренитета-вассалитета?
Отношения сюзеренитета-вассалитета базируются на иерархии поземельных отношений феодалов-землевладелцев.
Условиями его существования являются:
-добровольность для обеих сторон;
-взаимная верность;
-вознаграждение за службу.
В эпоху европейского средневековья в нем сочетались такие противоположные начала, как общность всего сословия землевладельцев и его разобщенность по корпоративному принципу, когда свои особые интересы имели монархия, знать и рыцарство; зависимость младшего от старшего – и основанная на принципе вольности самостоятельность. Поскольку самостоятельность подкреплялась поземельной дачей, она приобретала признак суверенности. Этому способствовала и экономическая обособленность отдельных владений в условиях господства натурального хозяйства. Отношения сюзерена и вассала регулировались договором или обычаем, предполагавшим взаимные обязательства сторон.
На Руси в удельный период ее истории отдельные элементы сюзернитета-вассалитета имели место, но они не оставили после себя таких с благоприятных последствий, как в Европе. В странах Запада он способствовал утверждению принципов свободы и прав как отдельных сословий, так и всего общества перед лицом государственной власти. В русских землях в результате длительного владычества золотоордынских ханов сюзеренно-вассальные отношения не смогли стать на пути внедрения в жизнь восточных принципов всеобщей несвободы и деспотизма.
ВАССАЛИТЕТ
(франц. vassalité, от франк, vassal, позднелат. vassalus, vassallus, vassus — ленник, от кельтск. gwas — слуга) — система отношений личной зависимости одних феодалов от других в ср. века, получившая наибольшее распространение в Зап. Европе. Вассальные отношения начали складываться в гос-вах, основанных герм. племенами после завоевания ими Зап. Римской империи (у бургундов и вестготов — с конца 5 в., у франков — с 6 в., и т. д.); как вполне развитый институт В. сформировался в 8-9 вв. во Франкском гос-ве, где короли давали за службу землю, движимость или к.-л. др. источник дохода. Переворот в агр. отношениях в этот период (см. в ст. Франкское государство) создал предпосылки для все более широкой раздачи вассалам зем. владений. Т. о., основой личных отношений В. стали поземельные отношения, служба вассалов начала сводиться, как правило, к военной. Земли, предоставлявшиеся вначале пожизненно, т. е. в качестве бенефиция, постепенно превратились в условное наследств. владение — феод, или лен (во Франции в 9-10 вв., в др. странах позднее). Крупные феодалы, становясь вассалами верховного сеньора (сюзерена) — короля, и получая от него земли, в свою очередь, имели вассалов — более мелких феодалов, и жаловали им зем. владения. Так создавалась феод. иерархия, охватившая в конечном итоге весь класс феодалов. Распространение отношений В., покоящихся на иерархич. структуре зем. собственности, привело к созданию феод. лестницы (от короля до мелких феодалов) — политической, в первую очередь воен., организации господств. класса. Подобная организация была обусловлена гл. обр. необходимостью охранять в период слабости центр. власти монопольную собственность класса феодалов на землю и осуществлять внеэкономич. принуждение по отношению к крепостному крестьянству.
Гл. обязанностью вассала было несение за свой счет воен. службы в течение определ. срока (напр., во Франции с кон. И в. и в Англии с нач. 12 в. — 40 дней в году). Кроме того, вассал должен был участвовать в суде и совете (курии) сеньора, содержать в известных случаях господина и его свиту и нести нек-рые платежи экстраординарного характера, прежде всего «помощь» (auxilium) для выкупа сеньора, попавшего в плен, и пр. Сеньор, со своей стороны, был обязан, кроме передачи феода (лена), защищать личность вассала и его имущество. Вассальная зависимость не ущемляла личной свободы лица, отдавшегося под покровительство. Договор о В. был выгоден для обеих сторон. Он оформлялся особым обрядом — оммажем, и сопровождавшей его клятвой верности (foi) вассала сеньору. Неисполнение обязанностей со стороны вассала или сеньора влекло за собой расторжение договора и нередко войну. Подобные войны были весьма распространены в период феод. раздробленности; внутр. распри прекращались лишь при угрозе крест. выступлений. С образованием централизованных гос-в, сплотивших осн. массу феодалов, заменивших воен. службу феодалов платежами и опиравшихся на наемные армии, В. постепенно утратил воен. и политич. значение. Расширение по мере роста товарно-ден. отношений прав вассалов на феоды, их отчуждение, скупка части земель представителями «третьего сословия» привели почти к полному исчезновению иерархич. характера феод. собственности; вассальные службы и платежи стали незначит. или фактически прекратились. Окончательно покончило с институтом В. уничтожение в ходе бурж. революций феод. строя поземельных отношений.
В Рус. гос-ве в ср. века вассальные отношения существовали лишь между великими и удельными князьями. О вассальных отношениях в странах Востока см. в ст. Военно-ленная система.
Для бурж. ист. науки наиболее характерным и распространенным в трактовке В. является отождествление понятия «система вассалитета» (или «вассально-ленная система») и понятия «феодализм» или, по меньшей мере, признание В. самой характерной чертой феодализма. Это связано с трактовкой бурж. историками феодализма, под к-рым чаще всего понимается лишь система институтов, регулирующая политич. отношения внутри господств. класса феод. общества (см. в ст. Феодализм). При этом если передовые бурж. историки 19 в. связывали появление системы В. с агр. переворотом во Франкском гос-ве (П. Рот), то мн. бурж. историки 20 в. пошли назад: они связывают появление В. лишь с изменением в воен. деле (напр., Р. Шрёдер) или даже ищут предпосылки отношений В. в идеях (Г. Миттейс, Т. Майер и др.). В. трактуется ими как институт, присущий исключительно Зап. Европе («зап. миру»).
Лит.: Bloch M., La société féodal, v. 1-2, P., 1939-40; Ganshof P. L., Qu’est-ce que la feodalité?, 2 ed., Brux., 1947; Brunner H., Deutsche Rechtsgeschichte, 2 Aufl., Münch., 1928; Mitteis H., Lehnrecht und Staatsgewalt, Weimar, 1933. См. также лит-ру при статьях Бенефиций, Феодализм.