Что означает оценка звездочка в первом классе
Советы учителю начальной школы: как оценивать знания учащихся в первом классе
Почему у нас так плохо прижилось безотметочное обучение, которое могло бы оградить детей от излишних стрессов?
Марьяна Безруких:
«Этот вопрос обсуждается много лет, а отметки даже в первом классе все равно ставятся, пусть и в форме символов. К сожалению, наша школа – карательный институт и отметки чаще всего носят отрицательный характер.
Во-первых, мы боимся ребенка избаловать, во-вторых, мы не даем ему права на ошибку, снижая оценку даже за исправленную ошибку. А учиться без ошибок нельзя. И нельзя ругать за ошибку, особенно за исправленную. Наш мозг устроен таким образом, что он формирует негативную реакцию.
А потом мы упрекаем ребенка в том, что он ничем не интересуется, ему ничего не нравится, а на самом деле он просто боится сделать ошибку, за которую его осудят и унизят его достоинство. Я не говорю о более жестких мерах воздействия, которые у нас используют и школа, и родители».
Наталья Виноградова:
«Вопрос сложный и противоречивый. Если речь идет о первом классе, то, в соответствии с законодательством РФ (нормы СанПиНа), ставить отметки первоклассникам запрещено. Нарушение этого закона идет по двум причинам: во-первых, от убежденности учителя в том, что отметка стимулирует ответственность и старание ученика (это миф!), во-вторых, есть просьба родителей ставить эти отметки, чтобы ребенок быстрее привык к школе (еще один миф!). Дело в том, что запрет на выставление отметок в первом классе связан с тем, что пока у ребенка не развита самооценка, то есть понимание того, за что ему ее поставили (это формируется во втором классе), то первоклассник воспринимает цифровую или любую другую отметку (солнышко, звездочку, домик, фасолинку и пр.) как отношение учителя к нему (поставил учитель хорошую отметку – любит меня, поставил плохую – не любит). Кстати, такое нерефлексивное отношение к отметке держится у школьников очень долго и присутствует даже у старшеклассников – «мне физичка никогда не поставит 4, она меня не терпит…».
Чтобы не формировалось такое противоречивое отношение к оценке, уже в первом классе и должна проводиться работа по формированию самоконтроля и самооценки. И опять в методике обучения это сегодня представлено хорошо.
Советуем учителю: категорически отказаться от любой «вещественной» оценки, только хвалить (!) за любую удавшуюся мелочь и вместе с ребенком (!), без всяких репрессий и осуждений, рассматривать причины того, что не удалось. И на первом собрании объяснить родителям, чтобы они не задавали «традиционные» вопросы «Что получил?», «Почему у Пети есть отметки, а у тебя нет? Наверное, ты не старался…», а спрашивали о том, чему учились, чему научился…
Теперь о безотметочном обучении – вообще о проблеме. Она долгое время витала в воздухе, широко обсуждалась. В настоящее время несколько затихла по двум причинам. Кроме оценки в баллах, никаких других критериев оценочной деятельности нет. Но, во-первых, учитель часто не знает, за что поставить 3 или 4, и этот процесс весьма необъективный, а мы хотим, чтобы он самостоятельно разобрался, за что поставить 73 или 74. Во-вторых, привыкнув к балльной оценке (повторяю, даже если учитель в этом разбирается), ученик не может перейти к цифровой отметке, которая действует (и от нее не отказываются) в основной школе, да и в вузе.
Но самое главное – безотметочного обучения не существует. Любой критерий принимает функции и значение отметки. Полученные на ЕГЭ баллы преспокойно все переводят в отметки…
Да, конечно, нужно совершенствовать критериальные основания любого оценивания, усиливать объективность, развивать самоконтроль и самооценку ученика. Но прямого отношения к стратегии оценочной деятельности безотметочное обучение, на мой взгляд, не имеет».
*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования.
Нужны ли оценки в первом классе: мнение психолога
Как воспринимают безобидные «звездочки» первоклашки и чем грозит их психике плохая оценка. Публикуем отрывок из новой книги психолога и мамы двоих детей Анны Быковой «Школьники «ленивой мамы».
Ожидание оценки вызывает стресс
Я помню свою первую оценку. Это была звездочка. Большая синяя звездочка. И это было очень-очень плохо.
Потрясение было настолько сильным, что сейчас, спустя тридцать лет, я отчетливо помню, как выглядела эта звездочка, и свою эмоцию ненависти к методисту.
А теперь внимание: на тот момент мне было семь лет. Семь лет – это возраст первоклассника. (Я – осенний ребенок, и в школу пошла в неполные восемь лет.) В семь лет я была психологически не готова к оценкам.
Оценочность – это то, что добавляет напряжения в любую деятельность. Ожидание оценки превращает ситуацию в стрессовую.
Один из негативных факторов обучения в школе – его оценочность.
Практически вся деятельность ребенка в школе подвергается оценке. Оценивают учителя. Оценивают родители. Оценивают одноклассники.
Зная, что оценка тяжело бьет по психике ребенка, запрещено ставить оценки в первом классе, однако и здесь учителя находят выход из положения и вводят оценку, только не виде баллов в дневнике, а в виде наклеечек. Некоторые учителя приходят к «наклеечной» системе оценивания под давлением родителей, которым крайне необходимо знать, как же учится их ребенок. То есть – как учитель оценивает его способности и старания.
Ёлочка по поведению
Однажды с утра я привела ребенка в садик. Заметила красивые ёлочки на каждом шкафчике, старательно раскрашенные малышами. Порадовалась, как красиво украшают к Новому году группу. А вечером я узнала, что ёлочки «с душком».
– У меня уже есть одна наклеечка! – похвастался ребенок, когда вечером мы шли из садика домой.
А потом, вздохнув, добавил:
– А у Насти уже две. У меня не получилось хорошо погулять.
– А как связаны «хорошо гулять» и наклеечки?
– Когда ты что-то хорошо делаешь, тебе дают наклеечку. Ее надо на свою ёлочку наклеить. У кого будет больше всех наклеечек, Дед Мороз принесет приз.
Вот такую систему оценивания детей придумали воспитатели. Я сразу вспомнила очаровательного шестилетнего мальчика, которого привели ко мне на консультацию по причине формирующегося невроза из-за введенной оценочной системы. Только там были не наклеечки. Там были фишечки.
Я представила, что нам предстоит прожить в ближайшие две недели, пока на шкафчиках висят ёлочки. Каждый вечер ребенок будет мне перечислять, кому и за что дали наклеечку. Будет радоваться каждой своей наклеечке и досадовать, когда наклеечка достанется другому.
Что предлагают педагоги, вводя в обиход такие ёлочки? По сути, выстраивание детей по рейтингу. Чей рейтинг выше, чей ниже.
Вскоре дети начнут думать друг о друге через призму количества наклеек. Кто из них лучше, кто хуже.
Дети могут начать смеяться над теми, у кого мало наклеек. В детском коллективе активизируется чувство зависти. Начнется напряженное соперничество между «хорошистами», ведь приз обещан только один, а хочется каждому. Может возникнуть соблазн переклеить наклеечку с чужой ёлочки на свою.
В начальной школе дети не умеют разделять «плохие оценки» и «я плохой»
Не стоит каждую наклеечку, выданную педагогом, рассматривать как фактор невротизации ребенка. «Наклеечка» не равно «невроз». Наклейка может выполнять разные функции, и сами системы, при которых используются наклейки, могут быть разными.
Система может быть просто поощрительной – когда ребенок получает наклеечку за выполненную работу. При этом отсутствует сравнение с другими детьми и конкуренция между ними – никакого обещания приза лучшему и выстраивания по рейтингу.
Сделал домашнюю работу – вот тебе наклеечка. Даже если работа выполнена неправильно, есть ошибки, все равно – наклеечка, потому что старался.
Ошибки не сложно исправить. Нужно дать понять ребенку, что ошибки – это нормально: «На ошибках учатся. Хорошо, что ты дома позанимался». И это, пожалуй, единственный вариант, когда наклеечка не имеет ничего общего с традиционной школьной оценкой.
Это не оценивание, это поощрение.
Рейтинговая система – это когда детей в классе или группе выстраивают по рейтингу, в зависимости от количества полученных баллов (оценок, фишечек, наклеечек).
Была у нас рейтинговая система в вузе первые три курса. Очень стимулировала. Студенты понимали: «плохие результаты в учебе» не равно «я плохой», но вот в начальной школе дети в этом месте могут поставить знак равенства. Поэтому я категорически против использования подобных систем в школе.
Родители могут потребовать отменить оценки
При этом я не считаю травмирующими детскую психику различные игры-соревнования, даже если в них кто-то из детей бывает расстроен проигрышем, – это тоже ценный для ребенка опыт. Но одно дело – игра, ограниченная во времени и пространстве. И совсем другое – рейтинговая оценочная система, которая охватывает всю жизнедеятельность ребенка внутри школы, включая поведение на переменах. Это уже чрезвычайная нагрузка на психику.
В первом классе ребенку и так непросто, приходится адаптироваться к новому социальному статусу, новому образу жизни, новому коллективу, новой деятельности.
Берегите психику детей. Родители имеют полное право просить отмены подобных систем.
В этом вас поддержат и методическое объединение психологов, и районо.
В районо на этот счет даже имеется Письмо Минобразования РФ от 25.09.2000 No 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».
«Следует помнить, – говорится в Письме, – что дети этого возраста эмоционально реагируют на неуспехи и неудачи в своей деятельности, могут болезненно относиться к стилю отношения взрослого к себе, эмоционально (иногда неадекватно) реагировать на замечания и критику своей деятельности, требуют постоянно положительной поддержки и одобрения. В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания.
Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.).
Допускается лишь словесная объяснительная оценка».
«Объяснительная оценка» – это значит объяснить, где неправильно. Без ярлыков «плохо», «лентяй», «глупая ошибка»
Первоклашке достаточно поставить «зачет» или «незачет» в конце года
Если заглянуть во ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт), то там мы можем найти такой пункт: «Успешность усвоения программ первоклассниками характеризуется качественной оценкой на основе листа оценки образовательных достижений, включающего совокупность критериев освоения программы первого класса.
Качественная оценка может быть выражена оценкой “зачтено” / “незачтено”…
Лист оценки образовательных достижений используется учителем при составлении отчета по итогам работы за учебный год».
То есть оценка возможна только в конце учебного года и нужна она для итогового отчета. О детях, получивших «незачет», будет знать завуч школы, родители этих учеников – и этого вполне достаточно. Не нужно и крайне нежелательно доносить эту информацию до детей, выставлять и стыдить «двоечников» перед всем классом.
Оценки нужны учителям, а не детям
Многие педагоги, особенно с большим опытом работы, могут на это возразить, что законы пишутся теоретиками, а педагоги-практики знают, что без оценок нельзя. Иначе дети не стараются, родители в течение года не видят «реальной картины успеваемости». Они по-своему правы. У них приоритеты другие.
Когда я говорю, что оценок в первом классе быть не должно, я ставлю на первое место психологический комфорт каждого ребенка. Когда учитель-практик говорит о том, что оценка необходима, он ставит на первое место учебный процесс и уровень усвоения материала большинством детей класса.
Если требовать отмены оценок через районо не хочется, так как это может повлечь ухудшение отношений с учителем, можно снизить последствия влияния оценки, работая в направлении психической устойчивости своего ребенка.
Если ребенок болезненно воспринимает оценивание, сильно расстраивается из-за сорванной или неполученной наклейки, если считает себя хуже одноклассников, то важно транслировать ребенку мысль, что никакая ёлочка с наклеечками не определяет, кто хороший, а кто нет.
«Это просто рисунок елки и просто наклейки. Мы любим тебя независимо от количества наклеек. И друзья тебя будут ценить не за наклейки.
И друзья тебя будут ценить не за наклейки. Не так важно, сколько у тебя наклеечек. Важно, что нового ты узнал и чему научился за это время».
1 класс-ставят оценки,посоветуйте!
Я школу не прогуливала, не курила и не бедокурила.
Не вижу ничего страшного в оценках, главное, как подать. Должен быть стимул для работы.
А как Вы видите процесс обучения? Как похвалить того, кто старался? Как дать понять, что нужно быть чуть-чуть внимательнее?
Я начала тянуть за год до этого. Это позволило распределить нагрузку.
Мы в 6 лет каждый день делали прописи по 2 часа, потому что у ребенка были проблемы с моторикой руки. И он не мог нормально писать. Мы вырисовывали с ним палочки и штриховки медленно-медленно. Он сидел и делал, чуть не плача. А я сидела рядом и контролировала, правильно ли он держит руку. Потому что стоило ослабить контроль, и карандаш брался неправильно, и рука тоже переставала нормально ходить. У нас была эта проблема, мы ее решали целый год. Если бы ее нужно было решить за первый класс, когда у ребенка меньше времени, а у меня его совсем не стало, мы бы ее не решили.
В общем, все как обычно: есть цель, есть время, есть «цена».. Чем больше цель и меньше время, тем выше цена. А дальше уже каждый просчитывает эту комбинацию для себя.. некоторые результаты моих детей стоили неврозов не им, а мне.
А если не хочется платить такую цену, надо или увеличивать время или уменьшать результат. То есть признавать что да, ребенок не будет идеальным учеником через неделю. И даже через год не будет. Ну и ладно. В конце концов, не в этом счастье. И пусть учитель и дальше пишет «старайся».
У моего сына периодически пытается в школе за математику выйти 4.. При том что он самый сильный математик параллели. Рассеянность и грязь. Что с ним сделать? Ничего. Объясняю, жду когда дозреет, забила на школьные оценки. Не в них счастье, есть другие критерии качества.
Я устный счет с детьми оттачивала игрой в мячик. Кидаю его и даю пример, мне должны сказать ответ и вернуть мячик. По скорости возврата мячика хорошо замечается подвисание ребенка. А устный счет, чтобы быть нормальным, должен быть по большому счету заучен наизусть. Счет на пальцах нужен для понимания процесса. А дальше таблица сложения должна быть зазубрена как таблица умножения. Она не должна требовать думанья. 6+7=13 и это не потому, что мы в уме добавляли единицу, правда же. Вот для этого я использую мячик. Проверяю на каких примерах у ребенка подвисание, и начинаю давать ему их, перемежая с теми которые он хорошо знает. За день (например 2 игры по 5 минут) выучивается 2-3 пары чисел. Например 6+7 и 6+8
А столбики в Узоровой это просто еще один подход к тому же самому. Тоже полезный. Но 3 столбика ребенку, для которого это сложно, это издевательство. Моя дочка тоже ноет, когда 3 видит. Сходимся на одном. Можно сделать один столбик утром, один вечером. тогда и ребенку не напряжно, и даже эффект лучше, потому что 2 раза мозг напрягся..
В общем, думать нужно, как подтягивать тот или иной момент.
Оценивание учебных достижений первоклассников
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Учитель начальных классов
ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Пусть будет добрым ум у Вас,
А сердце умным будет.
Учителя начальных классов прекрасно знают, что не надо искусственно расчленять то, что в жизни должно быть едино и неделимо. Но как соединить в оценке объективность и доброту, сегодняшнее несовершенство и потенциальное совершенство?
Наша начальная школа, как и вся современная начальная школа, уже стоит на позициях многообразия и вариативности, где важную роль играет система работы учителя и школы в целом, направленная на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств каждого ребенка. При этом учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающий условия для полноценного проявления и развития личностных качеств учащихся.
Как вы знаете, в первых классах у нас безотметочное обучение. Хочу напомнить вам, что впервые эксперимент по введению безотметочного обучения начался в 50-ые годы XX века под руководством Ш. А. Амонашвили.
Из опыта работы могу сказать, что практически все дети с радостью идут в первый класс. Но по целому ряду причин: способности, состояние здоровья, уровень подготовки, психологические особенности ребенка, стиль семейного воспитания; они по-разному усваивают учебный материал и, соответственно, имеют разный уровень успеваемости. Поэтому отметка становится для одних детей «доброй феей», а для других «Бабой Ягой».
В своей работе с первоклассниками мы используем разнообразные формы оценивания учебных достижений учащихся, чтобы оценка не стала для них «Бабой Ягой».
Как же строится работа в первых классах нашей школы в условиях безотметочного обучения? Какие формы оценивания учебных достижений мы используем?
В соответствии с требованиями ФГОС в нашей школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Основными особенностями системы оценки являются:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
использование накопительной системы оценивания (портфель достижений), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
Так как первой особенностью системы оценивания является комплексный подход и это оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, то я хочу рассказать об оценке личностных результатов.
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учеников универсальные учебные действия (УУД). Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований специалистами, работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности (готовность к обучению в школе, мотивация к учению, адаптация к школьной жизни).
Одной из форм оценивания является самооценка. Я работаю с первоклашками над формированием контроля и самоконтроля. С самооценки, со способности понять «Это я уже умею и знаю», «Этого я совсем не знаю, надо узнать», «Это я немного знаю, но надо еще разобраться» начинается учебная самостоятельность младших школьников, переход от просто старательного ученика к постоянно совершенствующемуся, умеющему учиться.
+
Самооценка ученика всегда предшествует оценке учителя. Несовпадение оценок является предметом здорового обсуждения – самооценка ученика дифференцируется. Ребенок учится видеть свою работу как сумму многих умений. В процессе самооценки ребенок учится себя контролировать, сличать свои действия с образцом.
Постепенно вводим средства, позволяющие самому ребенку и его родителям видеть динамику учебной успешности (график успешности по навыку чтения, количество ошибок в диктанте, счете и т.д.)
Ребенок имеет право на сомнение и незнание. Это право оформляется не только устно, но и вводятся знаки «сомнения», которые очень высоко оцениваются.
Для этого используем «Лесенку успеха», где ученик ставит себя на определенную ступеньку.
! – отлично (повышенная сложность)
Следующим методом оценки личностных результатов учащихся является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфеля достижений, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений обобщать, анализировать, систематизировать, классифицировать.
Представляю вашему вниманию индивидуальный лист на каждого ученика «Мои достижения», который появился у нас в классе за день до начала первых каникул. В этот день произошла своего рада остановка, позволяющая ребенку оценить движение в освоении предметного материала, вспомнить, что им было изучено и зафиксировать это. (Лист индивидуальных достижений учащегося начальной школы). Освоенные навыки можно отмечать в нем с помощью «линеечек» или путем закрашивания определенной клеточки полностью или частично. С листом достижений мы ходили к завучу начальной школы. Она оценила нашу работу и отметила, что первоклассники заслужили «право на первые каникулы».
С самооценкой связана и взаимооценка.
Одним из приемов оценивания младшим школьником процесса собственной учебной деятельности и ее результатов является «дерево творчества». В общей корзине лежат плоды, цветы. Зеленые и желтые листики. В конце дня или урока они прикрепляют их на дерево:
Плоды означают, что дело прошло полезно, плодотворно;
Цветок свидетельствует о том, что получилось почти все, дело прошло неплохо;
Зеленый листик сигнализирует о том, что не все получилось, но ученик старался;
Желтый листик – знак того, что ученик не смог справиться с заданием, ему нужно еще поработать.
Другой прием – «праздник – собрание».
В середине первой четверти у нас прошел праздник – «Посвящение в первоклассники». Были приглашены родители, воспитатели детского сада, администрация. Дети каждого класса показали, чему они научились за это время. Они получили свидетельства, подарки.
Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования не подлежат итоговой оценке, так как оценка личностных результатов обучающихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.
Теперь об оценке метапредметных результатов (умении учиться), которая предполагает оценку УУД учеников (регулятивных, коммуникативных, познавательных), то есть таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться. Оценка проводится в ходе различных процедур, таких, как: решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.
С самооценкой связана и взаимооценка. Оценивание чужой работы – необходимый способ работы с первоклассниками, поскольку постепенно совместно уточняются значения критериев оценки. При организации взаимопроверки ориентируем учащихся на то, что они должны видеть друг в друге хорошее, с уважением воспринимать успехи своего товарища. Учим детей сопереживать, радоваться за успехи другого, критично подходить к выполненной работе. Приобретая навык оценивания собственных и чужих достижений, дети получают опыт взаимопомощи, взаимоподдержки. Взаимооценку дети могут поставить друг другу, работая в парах, небольших группах постоянного и сменного состава.
Теперь об оценке предметных результатов. Достижение этих результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки является способность ученика решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
В течение всего первого года обучения проводится мониторинг уровня сформированности тех или иных умений, результаты заносятся в таблицу.
Мониторинг уровня сформированности УУД
Ученик____1 «___» класса средней школы №____ г. _____________
Ф.И.О._________________________ на ________________учебный год.
Развитие устной речи
Устные вычислительные навыки
Письменные вычислительные навыки
Ознакомление с окружающим миром
Умение работать с книгой
Умение спланировать свою работу
Умение обосновать оценку своей деятельности
Развитие познавательных мотивов и активности учащихся
Сформированность ценностных отношений:
Отношение к учению
Примечание: красным цветом обозначить высокий уровень обученности и развития, зеленым цветом – средний уровень обученности и развития, синим цветом – низкий уровень обученности и развития.
В первом классе детям не сообщается, что проводится проверочная работа. Любые формы работы являются обычными, ежедневными. Мы не демонстрируем неуспехи ребенка. Умение оценивать свои результаты труда у учащихся формируются постепенно на основе сравнения с эталоном (образцом), анализа причин ошибок и самостоятельным поиском путей их исправления. Отсутствие балльной отметки в первом классе (в любом виде – цифры, звездочки, солнышко и пр.) объясняется тем, что ученик еще не может объективно принять оценку учителем своих достижений и воспринимает ее не как отношение к своей деятельности, а как отношение к себе. Но бывают и исключения из правил. И на определенном этапе у нас возникла необходимость в дополнительном стимулировании ребят, когда они очень ждали настоящую оценку, а ее все не было. И мы стали наряжать елку к празднику (у каждого ребенка елочка была своя), искали самых красивых и замечательных смайликов.
Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного контроля оценивания, фиксируются в портфеле (папке) достижений и учитываются при определении итоговой оценки, предметом которой в нашей школе является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
На начало года мы проводим входной контроль (готовность детей к школьному обучению по математике, обучению грамоте и обучению письму), на конец первого полугодия – промежуточный контроль: интегрированную работу по обучению грамоте и письму и работу по математике. Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по литературному чтению, русскому языку, математике, окружающему миру, которые мы проводим в конце учебного года.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, математике и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего портфеля. Рабочий портфель ученика:
является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений обучающихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
позволяет учитывать возрастные особенности развития УУД у обучающихся младших классов;
предполагает активное вовлечение обучающихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
В своей деятельности я использую и другие формы оценивания, такие как:
«Хорошие слова» или комплименты.
Считаю, что в первом классе просто необходимо в эмоциональной форме формулировать словесную оценку, показать удовлетворение от успехов:
Молодец! Ты очень внимательный.
Молодец! Мне нравится, как ты стараешься.
Отлично! Ты пишешь лучше меня.
Хорошо, спасибо! Тебя было интересно слушать.
Не огорчайся, у тебя все получится, только давай делать так …
Смотри, оказывается, можешь! Ведь получилось же, молодец!
Кроме того, в процессе оценивания показываем ученику, чего он уже достиг, а что ему предстоит освоить: «Молодец! Но. ». Комплименты формируют у школьника уверенность в себе. Это качество помогает успешно учиться.
Невербальные виды помощи.
Вчерашние дошколята ждут от нас и такие виды похвалы, детской поддержки, помощи с нашей стороны, как улыбка, ободряющий жест, прикосновение к ребенку.
Каковы же формы представления образовательных результатов?
табель успеваемости со второго класса;
тексты итоговых, диагностических, контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимися;
устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающихся, универсальных учебных действий.
Со второго полугодия первого класса мы начали работать над формированием портфолио ученика (коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях).
У каждого ученика появилась своя «Папка достижений» (папка с файлами). Самым главным здесь является не портфолио как таковое, а взаимодействие между учителем и учеником, в процессе которого ученик, чувствуя к себе внимание со стороны учителя, стремится оправдать его надежды.
«Папка достижений» становится инструментом повышения качества процессов обучения. Ученик сам решает, что он хочет положить туда, т.е. от него требуется самооценка в процессе учения. В папке достижений находят свое место наряду с классными и домашние, и внешкольные работы, участие в конкурсах различных уровней.
Папки достижений хранятся в классе. Они, как правило, эстетически привлекательны и их с удовольствием рассматривают дети, родители и учителя. Они видят движение первоклассника в учебном содержании.
Данный вид оценивания является, по нашему мнению, не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает нам решать важные педагогические задачи:
Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
Поощрять их активность и самостоятельность;
Развивать навыки оценочной и самооценочной деятельности учащихся;
Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Критериями оценивания являются:
Соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям ФГОС к результатам освоения образовательной программы начального общего образования;
Динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.
Система оценки в нашей школе ориентирована на стимулирование учащегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
Суть безотметочного обучения состоит в иной процедуре оценивания, иной позиции педагога, об этом подходе, к сожалению, не расскажешь в двух словах.
С этим и связана трудность его внедрения в школьную практику. Возможный путь преодоления этих трудностей – создание специального пособия, носителя технологии безотметочного обучения, в котором должны быть зафиксированы ее особенности.
Так какова же результативность безотметочного обучения?
Дети отличаются заметным уровнем креативности;
более низкий уровень тревожности как у детей, так и у родителей;
обращает на себя внимание психологический климат в классе, где установка на взаимопомощь, сотрудничество;
отмечается более сплоченный и активный состав родителей;
необходимость сопоставления внутренней самооценки с внешней;
индивидуализация обучения (фиксация положительных реальных достижений в сравнении с предыдущими результатами);
повышение мотивации обучения.
Таким образом, я делаю следующие выводы:
Формирование навыков самоконтроля и самооценки вызывает необходимость серьезной работы учителя по воспитанию у школьников реалистического уровня притязаний.
Уровень сформированности действий учащихся в процессе самооценки различен: учитель должен видеть этапы перехода школьников от ориентации на отметки к самооценке и идти в этом направлении.
Внимание надо обратить на проектировочную функцию самооценки, позволяющую школьнику самостоятельно определить содержание очередного этапа работы.
Школа всегда решала такие задачи, но в основе были всё же знания.
Поэтому и становится логичным переход на безотметочное обучение – иначе сложно оценить результаты по сформированности универсальных учебных действий.