Что означает отсутствие недопустимого риска связанного с возможностью нанесения ущерба здоровью
Оценка профессиональных рисков: новые правила в 2021 году
Специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда
Начало 2021 года было шоком для каждого специалиста по охране труда. В силу вступили 40 новых правил по охране труда, которые заменили собой более сотен действовавших ранее нормативных актов. При этом уменьшение правил ОТ не смягчило требований к работнику и работодателю. Практически в каждых правилах прописана обязательность применения дополнительных мер безопасности в соответствии с результатами оценки профессиональных рисков.
Скачайте образцы:
Оценка профессиональных рисков в 2021 году: что изменилось в нормативной базе
Мы являемся свидетелями сдвига парадигмы в сторону риск-ориентированного подхода в охране труда. 95% новых правил содержат указание на необходимость не только проведения оценки профессиональных рисков, но и требования по применению их результатов.
Оценка профессиональных рисков в 2021 году перешла из области теории в практическое действие. Теперь при выполнении требований новых правил по охране труда, работодатель не только должен провести оценку профессиональных рисков (это даже не обсуждается), а принять конкретные действия по применению ее результатов.
Таблица. Требования к оценке профрисков в правилах по охране труда в 2021 году
Подробнее об изменениях законодательной базы по охране труда прочитайте в нашей статье: Новые правила по охране труда на 2021 год: обзор НПА
Еще до начала выполнения работ с повышенной опасностью необходимо учесть результаты оценки рисков. Поэтому результаты оценки рисков обязательно оформите в виде карты оценки рисков и доведите не только для работников, но и для разработчиков планов производства работ (ППР) и выдающих наряд.
Пример
Монтажнику выдают одежду согласно типовым нормам. Но в правилах по охране труда при работе на высоте указано, что работодатель в зависимости от результатов оценки рисков должен принять меры по минимизации рисков. В компании необходимо разработать карту оценки рисков и передать ее в техническую службу работодателя для принятия дополнительных мер.
Образец карты проведения оценки профессиональных рисков
Если работников в подразделении много, сделайте сводную карту по всем рабочим местам. В карте оценки рисков нужно указать меры по снижению воздействия опасностей. В зависимости от того, какие меры перечислены в карте оценки рисков, нужно разрабатывать улучшенные нормы выдачи спецодежды, приобретение дополнительных средств индивидуальной или коллективной защиты.
Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска вправе:
Если по результатам СОУТ на рабочих местах установили наличие вредных (опасных) условий, работодатель обязан провести мероприятия, чтобы улучшить условия труда работников, снизить уровень профессионального риска и воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. В случае, если сделать это невозможно из-за характера или условий деятельности предприятия, то проводить работы без обеспечения работников соответствующими средствами коллективной и индивидуальной защиты запрещается.
Работы, связанные с риском для жизни и здоровья работников, можно поручать только наиболее квалифицированным, опытным работникам, прошедшим специальную профессиональную подготовку. В статье 196 ТК РФ указано, что работодатель сам определяет, кому из сотрудников нужно повышать квалификацию. Поэтому сам работодатель принимает решение в пользу подготовки работников на наиболее опасные рабочие места.
Оценка уровней профессиональных рисков силами работодателя
Требования к проведению оценки профессиональных рисков установлены статьей 212 ТК РФ. Работников и кандидатов необходимо ознакомить с рисками по их должности. Если риски являются неприемлемыми с точки зрения соискателей, они вправе найти другое, более безопасное место работы.
Работодатель обязан провести оценку рисков на предприятии:
Многие специалисты по охране труда могут спросить, зачем же проводить оценку рисков, если уже проведена спецоценка. Всё очень просто. Во время спецоценки идентифицируют факторы, но не проводят оценку вероятности того, что фактор может привести к травме, острому или хроническому заболеванию, или к гибели. Если при приеме на работу человек узнает, что его рабочее место имеет высокую степень риска, у него есть выбор — принять этот риск, или искать другое место работы.
Одна из важнейших задач работодателя на этапе перехода к новой законодательной базе по охране труда — просмотреть и применить результаты уже проведенной оценки рисков. Для новых организаций и ИП-работодателей нужно срочно организовать оценку профрисков.
В соответствии с абзацами 7, 21-23 статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации и в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 года новых правил по охране труда, специалисты по ОТ должны:
Методы оценки профессиональных рисков
Для оценки профессиональных рисков применяют любую методику, указанную в ГОСТ, в международных стандартах, а также авторские методики российских и зарубежных специалистов по техносферным рискам.
Пример методик, которые может применять компания для оценки профрисков:
➤ Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010–2011
Официально он действовал до 1 марта 2020 года и описывал 31 метод для идентификации и оценки профрисков. Отмена этого документа не является основанием для того, чтобы не применять действующие методики, указанные в нем, а также не является основанием почерпнуть из этого документа полезные рекомендации.
Совет эксперта: ГОСТ является документом для добровольного применения. Указывать отмененный ГОСТ в разделе «Порядок оценки рисков» Положения о СУОТ будет некорректным, поэтому просмотрите методики в нем, которые актуальны для вашей организации и являются действующими.
➤ ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков».
Этот госстандарт определяет порядок оценки рисков вне зависимости от выбранной методики. Методик проведения оценки рисков много, но принцип оценки один и тот же: на входе — объективная информация о фактических условиях труда, а на выходе — план экстренных действий по исключению рисков (отказа от опасных работ) или по минимизации (компенсирующие меры). Этот ГОСТ также является добровольным документов, пока его не закрепят в локальном нормативном акте.
Совет эксперта: рекомендуем передать разработку раздела о проведении оценки рисков в организацию, которая будет проводить у вас оценку рисков. Если будете проводить оценку рисков сами, руководствуйтесь этим ГОСТ и выбирайте методику, которая решит ваши задачи.
Главные условия, которые обязан соблюдать работодатель при оценке уровней профессиональных рисков:
Как оценить уровни профессиональных рисков на предприятии: пошаговый алгоритм
1 этап. Идентификация рисков
Источниками информации для выявления опасностей служат:
Кроме анкет, источниками информации для идентификации рисков могут быть данные статистической информации по травматизму и профзаболеваемости, данные производственного контроля, анализ должностных инструкций и стандартных операционных процедур (проекты производства работ, технологические карты и технические регламенты).
Рекомендация эксперта: все работники организации заполняют анкеты, в которых отмечают частоту и вероятность того, что опасность возникает редко, часто, или постоянно. На основе анализа источников информации нужно сформировать реестр идентифицированных опасностей, подлежащий регулярной и своевременной актуализации.
2 этап. Определение вероятности и частоты наступления ущерба
На втором этапе Реестр обрабатывают чтобы выяснить, какой ущерб может быть причинен, если опасность произойдет. Для этого экспертная группа, состоящая из членов комиссии по проведению рисков может самостоятельно или с привлечением внешнего эксперта установить напротив каждой опасности степень тяжести полученного повреждения здоровью.
Для правильной оценки рисков нужно установить качественные значения вероятностей наступления ущербов: низкая, средняя и высокая. При этом вероятность исхода, не связанного с наступлением ущерба, оценивают как среднюю.
Низкая — в должностных инструкциях отсутствует необходимость проведения операций, манипуляций, при которых характерна конкретная опасность. Поэтому опасность не должна возникнуть вообще.
Например, в реестре опасностей указана опасность укуса животного. При этом на рабочем месте и в рабочем пространстве (в том числе территории) данными с пульта видеонаблюдения не зафиксировано ни одного случая появления животного.
Средняя — наступление риска возможно при грубом нарушении работником требований охраны труда, стандартных операционных процедур, технологических карт и регламентов, или выполнение трудовых обязанностей, не включенных в должностную инструкцию, по которым работник не обучен, не имеет необходимую квалификацию и допуск.
Высокая — наступление риска возникновения опасности характерно для указанной должности и обусловлено технологией выполнения работ.
Например, во время СОУТ установили, что на работника воздействует такой фактор, как шум, и определили на рабочем месте вредные условия труда подкласса 3.1. А в ходе оценки профрисков установили, какова вероятность того, что работник потеряет слух.
3 этап. Оценка расчет рисков
На третьем этапе оценки рисков полученные данные по вероятности наступления угрозы и тяжести ее последствий рассчитывают для того, чтобы установить уровень риска по каждой опасности, а также интегрированный риск. Затем производят ранжирование — от опасности с высоким риском к низкому риску.
Для определения степени риска необходимо провести расчет. Для этого последовательно выполняют следующие операции:
Путем сложения рисков для каждой идентифицированной опасности на рабочем месте определяют общий риск.
4 этап. Разработка плана мероприятий по снижению уровня риска и контроля его исполнения
На этом этапе заканчивается процесс непосредственно оценки, и наступает завершающий этап — этап принятия решения о снижении риска или отказа от него (исключение из технологической цепочки) и замену на приемлемый уровень риска. Это этап разработки плана мероприятий по снижению рисков.
По завершению работ по оценке профессиональных рисков, разрабатывают, утверждают и доводят до работников следующие локальные нормативные акты:
Все выявленные (идентифицированные) опасности должны быть учтены при проведении инструктажей на рабочем месте и стажировке.
Все средства индивидуальной защиты нужно выдавать, а средства коллективной защиты устанавливать с учетом выявленных опасностей.
5 этап. Управление оцененными рисками
Поскольку оценка рисков не является самоцелью, основным этапом является именно управление оцененными рисками. Принятие мер по снижению уровней профессиональных рисков или их исключению — вот такая задача стоит перед работодателем.
После вступления в силу приказа о применении результатов оценки профессиональных рисков, комиссия проводит работу по информированию работников о риске повреждения здоровья. Для этого нужно внести изменения в программу инструктажа на рабочем месте, программу вводного инструктажа, а также разместить материалы оценки профессиональных рисков в разделе «Охрана труда» — «Оценка профессиональных рисков на рабочих местах» на официальном сайте.
Какое наказание грозит, если не провести оценку профрисков
Статус оценки рисков существенно повысился после того, как процедуру указали в правилах по охране труда, являющихся нормативным правовым актом, прошедшим регистрацию в Минюсте России. Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП трактует непроведение и неприменение результатов оценки рисков как нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в иных НПА Российской Федерации.
Штраф для компании составит до 80000 рублей, а для ИП или должностного лица организации — до 5000 рублей.
Проведение оценки профессиональных рисков у специалистов
Не каждый даже самый опытный специалист по охране труда способен лично провести оценку рисков. Да, он может организовать работу, но для проведения оценки нужна командная работа. Особенно это касается производственных предприятий и крупного бизнеса. Советуем к такой сложной задаче, как оценка профрисков, привлекать внешних экспертов или направлять членов своей внутренней комиссии на обучение. Грамотно провести оценку профрисков в вашей компании вы можете здесь >>>
Помните, что у сторонней организации по проведению оценки рисков есть очевидное преимущество — свежий, независимый взгляд на проблемы предприятия. Профессионалы из специализированной организации по охране труда «заточены» на оценку, владеют различными методиками, постоянно повышают квалификацию, участвуют в круглых столах, в конференциях.
Чтобы избежать претензий инспектора ГИТ, доверьте проведение рисков опытным профессионалам. Прочитайте нашу статью Оценка профессиональных рисков: какую компанию привлечь.
Что означает отсутствие недопустимого риска связанного с возможностью нанесения ущерба здоровью
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЗОПАСНОСТЬ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ
Safety of machinery and equipment. Risk assessment
Дата введения 2012-06-01
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом «Научно-производственная фирма «Центральное конструкторское бюро арматуростроения» (ЗАО «НПФ «ЦКБА») и Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ФГУП «ВНИИНМАШ») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международных стандартов, указанных в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 039 «Энергосбережение, энергетическая эффективность, энергоменеджмент»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2010 г. N 818-ст
4 В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения международного стандарта и документа:
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на машины и оборудование, в том числе бытового назначения, для которых выявлены и идентифицированы виды опасности, требования к устранению или уменьшению которых установлены Техническим регламентом о безопасности машин и оборудования.
Стандарт устанавливает общие принципы, применяемые при решении задач оценки риска и его снижения (в соответствии с ГОСТ Р 12100-1* и ГОСТ Р 12100-2**):
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007;
— определение ограничений, накладываемых на машину и (или) оборудование при их использовании по назначению;
— идентификация опасностей и связанных с ними опасных событий;
— расчет риска для каждой идентифицированной опасности и опасного события;
— оценка степени риска и принятие решения о необходимости его снижения;
— принятие защитных мер по устранению опасности или уменьшению степени риска, связанного с этой опасностью.
Указанные принципы оценки риска обобщают знания и опыт, полученные в ходе проектирования и эксплуатации машин и (или) оборудования, а также во время связанных с ними инцидентов и несчастных случаев, и позволяют оценить риск событий, которые могут иметь место во время жизненного цикла той или иной единицы машин и (или) оборудования.
В настоящем стандарте приведены рекомендации в отношении сведений, которые необходимы для выполнения оценки риска. Описаны методы определения источников опасности, а также оценки связанного с ними риска.
В настоящем стандарте приведены также рекомендации по принятию решений, относящихся к безопасности машин и (или) оборудования, а также по ведению типовой документации, необходимой для выполнения оценки риска.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство
ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методология
ГОСТ Р ИСО 12100-2-2007 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 2. Технические принципы
ГОСТ Р ИСО 13849-1-2003 Безопасность оборудования. Элементы систем управления, связанные с безопасностью. Часть 1. Общие принципы конструирования
ГОСТ Р 51897-2002 Менеджмент риска. Термины и определения
ГОСТ Р 51901.12-2007 Менеджмент риска. Метод анализа видов и последствий отказов
ГОСТ 2.102-68 Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность конструкторских документов
ГОСТ 27.301-95 Надежность в технике. Расчет надежности. Основные положения
ГОСТ 27.310-95 Надежность в технике. Анализ видов, последствий и критичности отказов. Основные положения
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 51897, а также следующие термины с соответствующими определениями.
3.1 анализ риска: Изучение технических требований к машине в части ограничений, идентификация опасности и расчет степени риска.
3.2 вред: Причинение ущерба здоровью человека, окружающей среде, имуществу, экономические потери.
3.3 допустимый риск: Значение риска от применения машины и (или) оборудования, исходя из технических и экономических возможностей производителя, соответствующего уровню безопасности, который должен обеспечиваться на всех стадиях жизненного цикла продукции.
3.4 задача: Определенные работы, выполняемые одним или несколькими лицами посредством или в непосредственной близости от машины и (или) оборудования в течение их жизненного цикла.
3.5 защитные меры: Меры, предпринимаемые для адекватного снижения степени риска.
— конструктором (разработка безопасной конструкции машины, средств защиты и дополнительных защитных мер, информации для пользователя);
— проектантом опасного производственного объекта (технологической системы), применяющим машину (совокупность машин) и (или) оборудование.
— пользователем (осуществление безопасной эксплуатации, технический контроль, система допуска к работе; применение дополнительных защитных мер; использование средств индивидуальной защиты; обучение персонала).
3.6 использование машины и (или) оборудования по назначению: Использование машины и (или) оборудования в соответствии с информацией, содержащейся в документах для пользователя.
3.7 критическое воздействие: Воздействие со стороны машины и/или оборудования, которое может иметь место при нормальном их функционировании, связанное с внутренне присущими им опасными свойствами, тяжесть последствий которого признана недопустимой и требует принятия специальных мер по снижению его вероятности и/или возможного ущерба, связанного с его возникновением.
3.8 критический отказ: Отказ машины и/или оборудования, возможными последствиями которого является причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, тяжесть последствий которого признана недопустимой и требует принятия специальных мер по снижению его вероятности и (или) возможного ущерба, связанного с его возникновением.
3.9 машина: Ряд взаимосвязанных частей или узлов, из которых хотя бы одна часть или один узел двигается с помощью соответствующих приводов, цепей управления, источников энергии, объединенных вместе для конкретного применения (обработки, переработки, перемещения или упаковки материала).
3.10 оборудование: Применяемое самостоятельно или устанавливаемое на машину техническое устройство, необходимое для выполнения ее основных и (или) дополнительных функций, а также для объединения нескольких машин в единый комплекс.
3.11 обоснование безопасности: Документ, содержащий анализ риска, а также сведения из конструкторской, эксплуатационной, технологической документации о минимально необходимых мерах по обеспечению безопасности, сопровождающий машины и (или) оборудование на всех стадиях жизненного цикла и дополняемый сведениями о результатах оценки риска на стадии эксплуатации после проведения ремонта.
3.12 общая оценка риска: Общий процесс анализа риска и оценивания риска.
3.13 опасность: Источник потенциального причинения вреда.
3.14 опасная зона, зона риска: Пространство внутри машины или вокруг нее, в котором человек может подвергаться риску травмирования или причинения другого вреда здоровью.
3.15 опасная ситуация: Ситуация, возникновение которой может вызвать воздействие на объект вреда опасных и вредных производственных факторов.
3.16 опасное событие: Событие, которое может иметь место при критическом отказе машины (оборудования) и (или) при их критическом воздействии, тяжесть последствий которого признана недопустимой и требует специальных мер по снижению их частоты (уровня воздействия) и (или) возможного ущерба, связанного с их возникновением.
3.17 разработчик (проектировщик): Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, разрабатывающие проектную документацию на машину и (или) оборудование;
3.18 объект вреда, ущерба: Объект, которому наносится вред в результате воздействия факторов опасности.
3.19 остаточный риск: Риск, остающийся после принятия защитных мер.
3.20 оценка риска: Процесс сравнения оцененного риска с данными критериями риска с целью определения значимости риска.
3.21 поставщик: Юридическое лицо (например, разработчик, производитель, подрядчик, установщик, интегратор), осуществляющее поставку оборудования или предоставляющее услуги, связанные с производственными системами, отдельными их частями или машинами.
3.22 прогнозируемое неправильное применение машины: Использование машины способом, не предусмотренным конструктором, но который может быть результатом легко предсказуемого поведения человека.
3.23 расчет степени риска: Определение тяжести возможного вреда и вероятности того, что такой вред будет нанесен.
3.24 риск: Вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.
4 Общие положения
4.1 Машина и (или) оборудование являются потенциальными источниками опасности как при безотказном выполнении ими функций по назначению, так и в случае критического отказа.
4.2 Опасность нанесения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, жизни и здоровью животных, имуществу физических и юридических лиц, исходящая от машины и (или) оборудования при безотказном выполнении функций по назначению, включает:
Что означает отсутствие недопустимого риска связанного с возможностью нанесения ущерба здоровью
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Методические рекомендации МР 5.1.0116-17 «Риск-ориентированная модель контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Классификация хозяйствующих субъектов, видов деятельности и объектов надзора по потенциальному риску причинения вреда здоровью человека для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий» (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 11 августа 2017 г.)
Методические рекомендации МР 5.1.0116-17
«Риск-ориентированная модель контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Классификация хозяйствующих субъектов, видов деятельности и объектов надзора по потенциальному риску причинения вреда здоровью человека для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий»
(утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 11 августа 2017 г.)
1. Область применения
1.1. Методические рекомендации описывают единый порядок отнесения деятельности юридических лиц (ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ИП) и (или) используемых ими производственных объектов, подлежащих федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, к определенной категории риска причинения вреда здоровью граждан.
1.2. Настоящие методические рекомендации разработаны на основании Федеральных законов от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; Постановлений Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 17.08.2016 N 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности»); форм федерального и отраслевого статистического наблюдения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
1.3. Отнесение деятельности ЮЛ или ИП и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска имеет целью повышение степени защищенности здоровья населения через концентрацию усилий органов надзора на объектах с потенциально высоким уровнем причинения вреда здоровью человека, дифференциацию периодичности, форм и объема лабораторного сопровождения планового контроля (надзора) соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.
1.4. Методические рекомендации предназначены для использования федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, иными заинтересованными государственными органами, а также органами местного самоуправления, ЮЛ и ИП, чья деятельность подлежит федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору.
1.5. Термины, используемые в методических рекомендациях, соответствуют определениям, содержащимся в нормативных правовых актах, перечисленных в пункте 1.2 настоящих методических рекомендаций.
2. Общие положения
2.1. В настоящих методических рекомендациях потенциальный риск причинения вреда здоровью рассматривается как следствие вероятного нарушения ЮЛ и ИП обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства Российской Федерации в области технического регулирования.
2.3. При оценке вероятности несоблюдения ЮЛ и ИП обязательных требований анализируется имеющаяся в распоряжении органов Роспотребнадзора информация о результатах ранее проведенных проверок ЮЛ или ИП.
2.4. Потенциальный риск причинения вреда здоровью определяется как сочетание вероятности, тяжести нарушения здоровья и масштаба воздействия, выражаемого через показатель численность населения, находящегося под воздействием.
2.5. Отнесение вида деятельности к определенной категории по критериям потенциального риска причинения вреда здоровью выполняется на основании системного, в том числе экспертного, анализа многолетней статистической информации, данных федеральной и отраслевой статистической отчетности, федерального и регионального информационного фонда СГМ.
2.6. Установление потенциального риска причинения вреда здоровью базируется на следующих принципах:
— потенциальный риск причинения вреда здоровью возникает в условиях вероятных нарушений объектом надзора требований, установленных законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и технического регулирования;
— нарушение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и технического регулирования определяет вероятность ухудшения параметров среды обитания человека, безопасности товаров и услуг и связанную с этим вероятность нарушения здоровья населения, работающих, потребителей, находящихся под воздействием объекта надзора;
— оценка потенциального риска причинения вреда здоровью является процедурой объективной, прозрачной и основанной на материалах федеральной и отраслевой статистической отчетности и иных проверяемых данных;
— оценка потенциального риска причинения вреда здоровью выполняется в отношении определенного вида деятельности ЮЛ или ИП и (или) используемых ими производственных объектов, при этом учитывается, что риск формируется всеми производственными объектами, на которых ЮЛ или ИП осуществляют данный вид деятельности;
— выполняется однократное присвоение деятельности ЮЛ или ИП и (или) используемых ими производственных объектов базовой категории риска (статическая система оценки уровней риска), которая может быть повышена по результатам контрольно-надзорных мероприятий, проведенных в течение последних 3 лет, и понижена по результатам последней проверки ЮЛ или ИП («динамическая модель» управления рисками);
— категория риска устанавливается для каждого вида деятельности, осуществляемого ЮЛ и ИП;
— отнесение деятельности ЮЛ или ИП и (или) используемых ими производственных объектов к конкретной категории риска является основанием для установления периодичности плановых проверок, объемов и содержания надзорных мероприятий;
— порядок и критерии отнесения деятельности ЮЛ или ИП и (или) используемых ими производственных объектов к категории риска причинения вреда здоровью являются единообразными для всех ЮЛ и ИП независимо от форм собственности;
— отнесение деятельности ЮЛ или ИП и (или) используемых ими производственных объектов к той или иной категории риска выполняется по результатам контрольно-надзорных мероприятий за период не менее чем 3 года.
2.7. Настоящие методические рекомендации не распространяются на проведение внеплановых проверок, а также на расследования, исследования и оценку риска при чрезвычайных и/или аварийных ситуациях.
3. Отнесение объектов государственного надзора (за исключением отдельных объектов государственного надзора в организациях и на территориях, обслуживаемых Федеральным медико-биологическим агентством) к категориям риска в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда здоровью
3.1. Установление категории риска в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда здоровью выполняется для деятельности ЮЛ или ИП, которая осуществляется на производственных объектах, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору и внесенных в Федеральный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
3.2. Федеральный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации (соответствующего субъекта Российской Федерации), деятельность которых подлежит санитарно-эпидемиологическому надзору, формируется с учетом видов деятельности, предусмотренных общероссийскими классификаторами (ОКВЭД, ОКПД).
Сведения, содержащиеся в формах отраслевой статистической отчетности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «Сведения о результатах осуществления федерального государственного надзора территориальными органами Роспотребнадзора» соотносятся с данными, содержащимися в Федеральном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (приложение 1).
3.3. Расчет показателя потенциального риска причинения вреда здоровью определенным видом деятельности, который реализуется ЮЛ или ИП на одном или нескольких производственных объектах, производится по формуле:
— потенциальный риск причинения вреда здоровью l-м видом деятельности ЮЛ или ИП;
— потенциальный риск причинения вреда здоровью l-м видом деятельности на i-м производственном объекте.
3.4. Расчет показателя потенциального риска причинения вреда здоровью при осуществлении l-го вида деятельности ЮЛ или ИП на отдельных производственных объектах выполняется по формуле:
— потенциальный риск причинения вреда здоровью l-м видом деятельности на i-м производственном объекте;
— показатель, характеризующий численность населения, находящегося под воздействием i-го производственного объекта (масштаб воздействия), млн чел.
3.5. Вероятность нарушения санитарного законодательства характеризуется частотой нарушений, выявленных в результате проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении ЮЛ и ИП, осуществляющих определенный вид деятельности (р(l)). Значение р(l) определяется как 95%-й персентиль распределения регионального показателя относительной частоты выявленных нарушений в ходе одной проверки на объектах надзора с l-м видом деятельности за трехлетний период.
Показатель относительной частоты выявленных нарушений в ходе одной проверки на объектах надзора с l-м видом деятельности определяется по формуле:
— показатель относительной частоты выявленных нарушений в ходе одной проверки на объектах надзора с l-м видом деятельности, установленный с учетом данных по всем регионам Российской Федерации;
— число выявленных нарушений санитарного законодательства в течение года на объектах надзора с l-м видом деятельности, единиц;
— общее число проверок в течение года на объектах надзора с l-м видом деятельности, единиц.
Частота нарушений и учитываемый при классификации 95%-й персентиль должны периодически пересматриваться.
3.6. Показатель, характеризующий вред здоровью при нарушении требований санитарного законодательства (u(l)), определяется на основе системного, в том числе экспертного, анализа причинно-следственных связей между частотой нарушений отдельных статей санитарного законодательства и распространенностью нарушений здоровья в виде смертности и первичной заболеваемости населения с учетом их тяжести.
Рассчитанные по данным отраслевой статистики и утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» показатели средневзвешенной частоты нарушений на одну проверку (вероятности нарушений обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности, величины вероятности и показатели потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности приведены в приложении 2.
3.7. Показатель, характеризующий численность населения, находящегося под воздействием объекта государственного надзора (масштаб воздействия), учитывает общее количество лиц, которым может быть причинен вред в результате нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства Российской Федерации в области технического регулирования, и время контакта этих людей с риском, свойственным объектам государственного надзора, на которых осуществляется определенный вид деятельности.
При расчете показателя учитываются следующие категории граждан (контингенты населения):
— работники, занятые на объекте надзора;
— потребители услуг (работ), оказываемых на объекте надзора;
— потребители продукции, производимой и приобретаемой на объектах надзора;
— население населенных пунктов, проживающее в зоне воздействия загрязнения атмосферного воздуха от деятельности объекта надзора;
— население населенных пунктов, проживающее в зоне воздействия загрязнения водных объектов от деятельности объекта надзора;
— население населенных пунктов, проживающее в зоне воздействия загрязнения почв от деятельности объекта надзора.
Население под воздействием разных видов деятельности оценивается с использованием матрицы, представленной в приложении 3.
Расчет показателя, характеризующего численность населения, находящегося под воздействием объекта надзора, (масштаб воздействия) выполняется отдельно для каждой категории граждан с последующим суммированием по формуле:
— показатель, характеризующий численность j-го населения определенной категории, находящегося под воздействием i-го объекта надзора, млн чел.
Показатели, характеризующие численность населения, находящегося под воздействием объекта надзора, определяются с использованием среднестатистических величин, свойственных объекту и коэффициентов, учитывающих время контакта с населением.
Примерами таких среднестатистических величин являются численность работающих, число койко-мест в стационарах лечебных учреждений, число мест в детских дошкольных или школьных учреждениях, торговая площадь, объемы производимой продукции на предприятиях пищевой промышленности, объемы забора и очистки воды для питьевого водоснабжения и т.п.
3.8. При расчете показателей, характеризующих численность населения, находящегося под воздействием объекта надзора с различными видами деятельности, имеются методические особенности, подробно представленные в методических рекомендациях «Расчет показателей, характеризующих численность населения под воздействием факторов потенциального риска причинения вреда здоровью человека объектами санитарно-эпидемиологического надзора» от 07.10.2015. Общая расчетная формула имеет вид:
— численность j-го контингента населения, находящегося под воздействием i-го объекта надзора в течение суток, млн чел.;
— безразмерный коэффициент, учитывающий среднегодовое время контакта j-го контингента населения с i-м объектом надзора в течение суток.
Показатель единообразен для всех видов объектов надзора, при этом он ориентирован на применение доступных статистических данных, характеризующих разнородные объекты надзора и их деятельность.
Общая формула для расчета коэффициента имеет вид:
— время вероятного контакта j-го контингента населения с объектом надзора в течение суток, час;
— количество дней в году вероятного контакта j-то контингента населения с объектом надзора, дней.
3.9. Для хозяйствующего субъекта выполняется расчет и оценка потенциального риска причинения вреда здоровью для каждого вида деятельности.
3.10. Все производственные объекты, на которых ЮЛ или ИП осуществляется определенный вид деятельности, имеют категорию риска по риску причинения вреда здоровью, присвоенную данному виду деятельности.
3.11. Объекты, подлежащие федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (за исключением отдельных объектов государственного надзора в организациях и на территориях, обслуживаемых Федеральным медико-биологическим агентством), относятся к следующим категориям риска в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда здоровью:
3.12. Отнесение объектов государственного надзора к категориям риска осуществляется:
3.13. Объекты государственного надзора, подлежащие отнесению к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного и низкого рисков, подлежат отнесению к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего и умеренного рисков соответственно при наличии вступивших в законную силу в течение последних 3 лет на дату принятия решения об отнесении объекта государственного надзора к категории риска:
— двух постановлений и более по делу об административном правонарушении с назначением административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, ЮЛ, его должностным лицам или ИП за совершение административного правонарушения, вынесенного должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, должностными лицами Федерального медико-биологического агентства или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами указанных органов;
— решения о приостановлении и (или) об аннулировании лицензии на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, а также лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
3.14. Объекты государственного надзора, подлежащие отнесению в соответствии с разделом 1 настоящего документа к категориям высокого, значительного, среднего и умеренного рисков, подлежат отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного и низкого рисков соответственно при отсутствии при последней проверке ЮЛ или ИП в отношении указанных объектов государственного надзора предписаний об устранении нарушений обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации.
3.15. В случае пересмотра решения об отнесении объекта государственного надзора к категории риска, решение об изменении категории риска на более высокую категорию принимается должностным лицом, уполномоченным на принятие решения об отнесении объекта государственного надзора к соответствующей категории риска.
Решение об изменении категории риска на более низкую категорию принимается должностным лицом, которым ранее было принято решение об отнесении объекта государственного надзора к категории риска, с направлением указанного решения, документов и сведений, на основании которых оно было принято, должностному лицу, уполномоченному на принятие решения об отнесении объекта государственного надзора к соответствующей категории риска.
3.16. При отсутствии решения об отнесении объекта государственного надзора к определенной категории риска объект государственного надзора считается отнесенным к категории низкого риска.
3.17. ЮЛ или ИП вправе подать в установленном порядке в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральное медико-биологическое агентство заявление об изменении присвоенной ранее их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска.
4. Организация осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах различных групп риска
4.1. Проведение плановых проверок в отношении объектов государственного надзора в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
В отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
4.2. При подготовке ежегодных планов проведения плановых проверок лабораторное сопровождение должно соответствовать категории риска объекта.
4.3. Рекомендуемые формы и объемы лабораторного сопровождения плановых контрольно-надзорных мероприятий в зависимости от класса опасности субъекта надзора по потенциальному риску причинения вреда здоровью приведены в табл.
Рекомендуемые формы государственного надзора и объемы лабораторного сопровождения плановых контрольно-надзорных мероприятий в зависимости от категории риска, присвоенной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемым ими производственным объектам
Категория риска | Форма государственного надзора | Лабораторное сопровождения плановых контрольно-надзорных мероприятий* |
---|---|---|
Чрезвычайно высокий риск | Плановая выездная проверка | Расширенный объем лабораторно-инструментальных исследований |
Высокий риск | Плановая выездная проверка | Полный объем лабораторно-инструментальных исследований |
Значительный риск | Плановая выездная проверка | Полный объем лабораторно-инструментальных исследований |
Средний риск | Плановая выездная или документарная проверка | Минимально достаточный объем лабораторно-инструментальных исследований |
Умеренный риск | Плановая выездная или документарная проверка | Минимально достаточный объем лабораторно-инструментальных исследований |
Низкий риск | Плановые проверки не проводятся | |
* В соответствии с Методическими рекомендациями |
Соотнесение видов деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с формой отраслевого статистического наблюдения 1-17 «Сведения о результатах осуществления федерального государственного надзора» и кодов видов экономической деятельности (ОКВЭД, ОКПД)*
Наименование вида деятельности в соответствии с формой 1-17, табл. 2, графа 1 | Таблица 2 Формы 1-17, N строки | ОКВЭД (2016) ОКПД 2 |
---|---|---|
1 | 2 | 3 |
1. Деятельность в области здравоохранения, предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг | 02 | 86, 87, 88, 47.73, 36, 37, 55.1, 55.30, 55.90, 93, 96, 85.22, 85.42 |
1.1 деятельность в области здравоохранения (кроме деятельности детских санаториев) | 03 | 86, 75 |
1.1.1 из них деятельность по использованию источников ионизирующего излучения (ИИИ) | 04 | из 86, 75 |
1.1.2 из них деятельность лечебно-профи- лактических организаций (кроме деятельности детских санаториев) | 05 | 86.10-86.90.9 |
1.1.2.1 из них: родильных домов | 06 | 86.10 |
1.1.2.2 родильных отделений в многопрофильных ЛПО | 07 | 86.10 |
1.1.2.3 учреждений стоматологического профиля | 08 | 86.23 |
1.1.2.3.1 из них (из строки 08) использующие источники ИИ | 09 | 86.23 |
1.1.2.4 санаторно-курортных учреждений (кроме деятельности детских санаториев) | 10 | 86.90.4 |
1.2 Деятельность по предоставлению социальных услуг (кроме деятельности детских учреждений) | 11 | 87, 88 |
1.2.1 из них: домов престарелых | 12 | 87.90 |
1.2.2 домов (интернатов) для лиц с физическими или умственными недостатками | 13 | 87.90 |
1.3 розничная торговля фармацевтическими товарами | 14 | 47.73 |
1.4 сбор и очистка воды | 15 | 36.00.1 |
1.5 распределение воды | 16 | 36.00.2 |
1.6 удаление сточных вод | 17 | 37.00 |
1.7 удаление отходов и аналогичная деятельность | 18 | 38.1, 38.2, 81.29.9 |
1.7.1 из них деятельность по размещению на полигонах ТБО | 19 | 38.1, 38.2, 81.29.9 |
1.8 деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания | 20 | 55.1, 55.30, 55.9 |
1.9 деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта | 21 | 93 |
1.10 деятельность по предоставлению персональных услуг | 22 | 96 |
1.10.1 из них химчисток, прачечных | 23 | 96.01 |
1.10.2 парикмахерских, салонов красоты, соляриев | 24 | 96.02 |
1.10.3 бассейнов, аквапарков | 25 | 93.11 |
1.10.4 бани, сауны | 26 | 96.04 |
1.11 деятельность учреждений высшего профессионального образования, образования для взрослых | 27 | 85.22, 85.42 |
2. Деятельность детских и подростковых учреждений | 29 | 85.11, 85.12, 85.13, 85.14, 85.41, 85.21, 87.90, 86.90.4, 55.9 |
2.1 в том числе: деятельность дошкольных образовательных организаций | 30 | 85.11 |
2.1.1 из них деятельность специальных (коррекционных) дошкольных образовательных организаций | 31 | 85.11 |
2.2 деятельность общеобразовательных организаций | 32 | 85.12, 85.13, 85.14 |
2.2.1 из них деятельность школы-интерната, специальных (коррекционных) общеобразовательных организаций | 33 | 85.12, 85.13, 85.14 |
2.3 деятельность организаций дополнительного образования | 34 | 85.41 |
2.4 деятельность профессиональных образовательных организаций | 35 | 85.21 |
2.5 деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 36 | 87.90 |
2.5.1 в том числе: образовательные организации (из строки 36) | 37 | 87.90 |
2.5.2 медицинские организации | 38 | 87.90 |
2.5.3 организации, оказывающие социальные услуги | 39 | 87.90 |
2.6 деятельность детских санаториев | 40 | 86.90.4 |
2.7 деятельность организаций отдыха детей и их оздоровления, в том числе с дневным пребыванием | 41 | 55.90 |
3. Деятельность по производству пищевых продуктов, общественного питания и торговли пищевыми продуктами | 43 | 10, 12, 46.17, 46.3, 47.1, 47.2, 56.1-56.29 |
3.1 в том числе: производство пищевых продуктов, включая напитки; производство табачных изделий | 44 | 10, 12 |
3.2 деятельность в сфере общественного питания | 45 | 56.1-56.29 |
3.3 торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями | 46 | 46.17, 46.3, 47.1, 47.2 |
3.3.1 из них предприятия мелкорозничной торговли | 47 | 46.17, 46.3, 47.1, 47.2 |
4. Деятельность промышленных предприятий | 48 | 01, 02, 03, 05, 05-08 |
4.1 из них деятельность промышленных предприятий, использующих ИИИ | 49 | |
4.2 в том числе: сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство | 50 | 01, 02 |
4.3 рыболовство (кроме рыбопромысловых судов), рыбоводство | 51 | 03 |
4.4 добыча полезных ископаемых | 52 | 05-08 |
4.5 обрабатывающие производства | 53 | 13-38 |
4.5.1 из них: производство мебели | 54 | |
4.5.2 древесно-стружечное производство | 55 | |
4.5.3 производство строительных и отделочных материалов и изделий | 56 | |
4.6 производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды | 57 | 35 |
4.6.1 из них производство, распределение и передача горячей воды | 58 | 35 |
4.7 строительство | 59 | 41 |
4.8 деятельность предприятий транспортной инфраструктуры | 60 | 49-51 |
4.9 вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность | 61 | 52 |
4.10 связь | 62 | 53 |
4.10.1 из них: деятельность передающих радиотехнических объектов | 63 | 61.1 |
4.10.1.1 из них радиолокационных станций | 64 | 53 |
4.10.2 деятельность телевизионных станций | 65 | 60.20 |
4.10.3 деятельность радиовещательных станций | 66 | 60.10 |
4.10.4 деятельность базовых станций сотовой и транкинговой связи | 67 | 61.10.1 |
5. Деятельность транспортных средств | 69 | 49, 50 |
5.1 в том числе: деятельность водного транспорта | 70 | 50 |
5.1.1 из них: деятельность пассажирского водного транспорта | 71 | 50.10, 50.30 |
5.2 деятельность рыбопромысловых судов | 72 | 50 |
5.3 деятельность воздушного транспорта | 73 | |
5.4 деятельность железнодорожного транспорта | 74 | 49.1 |
5.5 деятельность метрополитена | 75 | 49.31.24 |
5.6 деятельность автомобильного транспорта | 76 | 49.31.2, 49.4 |
5.7 деятельность электрического транспорта | 77 | 49.31.23, 49.31.22 |
* ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) (с Изменениями N 2/2011, 3/2011, 4/2014). ОКВЭД-2 (версия ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)), утвержден новым приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, вступил в силу с 11 июля 2016 года.
Перечень
значений показателей средневзвешенной частоты нарушений на одну проверку (вероятности нарушений обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности и показателей потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности
Наименование вида деятельности | Показатель потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности | Показатель средневзвешенной частоты нарушений на одну проверку (вероятности нарушений обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности |
---|---|---|
1 | 2 | 3 |
I. Деятельность в области здравоохранения, предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг | ||
Деятельность в области здравоохранения | ||
1. Деятельность в области здравоохранения, за исключением | 0,0087 | 4,84 |
деятельности по использованию источников ионизирующего излучения | 0,0094 | 3,34 |
2. Деятельность лечебно-профилактических организаций, за исключением: | 0,0077 | 4,9 |
деятельности родильных домов | 0,0068 | 8,54 |
деятельности родильных отделений в многопрофильных лечебно-профилактических организациях | 0,007 | 4,75 |
деятельности стоматологических поликлиник (кабинетов), не использующих источники ионизирующего излучения | 0,0057 | 3,48 |
деятельности стоматологических поликлиник (кабинетов), использующих источники ионизирующего излучения | 0,0068 | 2,66 |
3. Деятельность санаторно-курортных учреждений, за исключением | 0,0089 | 8,76 |
санаториев для детей, в том числе для детей с родителями | 0,0069 | 12,2 |
4. Иная деятельность в области здравоохранения | 0,0087 | 4,84 |
Деятельность по предоставлению социальных услуг | ||
5. Деятельность организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, за исключением | 0,0094 | 7,68 |
деятельности домов (интернатов) для лиц с физическими или умственными недостатками, в том числе геронтопсихиатрических центров, психоневрологических интернатов | 0,0085 | 10,56 |
6. Деятельность иных организаций, осуществляющих стационарное и полустационарное социальное обслуживание (кроме детских) | 0,0082 | 7,31 |
Деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения | ||
7. Деятельность по водоподготовке и водоснабжению | 0,0367 | 4,14 |
8. Деятельность, связанная с транспортировкой питьевой воды | 0,0496 | 4,18 |
9. Деятельность по удалению сточных вод | 0,0087 | 5,09 |
Деятельность в области обращения с отходами | ||
10. Деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, за исключением | 0,0057 | 6,23 |
полигонов твердых бытовых отходов | 0,0042 | 8,32 |
Деятельность по предоставлению персональных услуг | ||
11. Деятельность по стирке, химической чистке и окрашиванию текстильных и меховых изделий | 0,0083 | 5,59 |
12. Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты, соляриями | 0,0069 | 3,31 |
13. Деятельность бассейнов, аквапарков | 0,0151 | 4,37 |
14. Деятельность бань, саун | 0,0113 | 6,79 |
15. Иная деятельность по предоставлению персональных услуг | 0,0083 | 4,41 |
Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания | ||
16. Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания | 0,0116 | 4,4 |
Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта | ||
17. Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта | 0,0092 | 2,83 |
18. Иная деятельность в области здравоохранения, предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг | 0,0143 | 3,5 |
II. Фармацевтическая деятельность | ||
19. Деятельность аптечных организаций | 0,0091 | 1,85 |
III. Деятельность в сфере образования | ||
Деятельность учреждений высшего профессионального образования, образования для взрослых | ||
20. Деятельность учреждений высшего профессионального образования, образования для взрослых | 0,0069 | 5,36 |
Деятельность детских и подростковых организаций | ||
21. Деятельность дошкольных образовательных организаций, за исключением | 0,00383 | 8,71 |
деятельности специальных (коррекционных) дошкольных образовательных организаций | 0,00206 | 9,34 |
22. Деятельность общеобразовательных организаций, за исключением | 0,00446 | 8,48 |
деятельности школ-интернатов, специальных (коррекционных) общеобразовательных организаций | 0,00335 | 9,55 |
23. Деятельность организаций дополнительного образования | 0,00489 | 4,38 |
24. Деятельность профессиональных образовательных организаций | 0,00433 | 9,8 |
25. Деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением: | 0,00426 | 8,56 |
деятельности образовательных организаций, оказывающих социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей | 0,00444 | 9,14 |
деятельности медицинских организаций, оказывающих социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей | 0,0028 | 10,67 |
деятельности организаций, оказывающих социальные услуги для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 0,0038 | 12,21 |
26. Деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе лагеря с дневным пребыванием | 0,0054 | 4,48 |
27. Деятельность иных детских и подростковых организаций | 0,0038 | 6,17 |
IV. Деятельность по производству пищевых продуктов, предоставлению услуг общественного питания и торговле пищевыми продуктами | ||
28. Деятельность по производству пищевых продуктов, включая напитки, по производству табачных изделий | 0,0099 | 6,16 |
29. Деятельность ресторанов, кафе, баров, закусочных, столовых, в том числе столовых при предприятиях и учреждениях, поставка продукции общественного питания | 0,0059 | 6,88 |
30. Деятельность по торговле пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями, за исключением | 0,0067 | 4,06 |
деятельности предприятий мелкорозничной торговли | 0,0033 | 3,05 |
31. Иная деятельность по производству пищевых продуктов, предоставлению услуг общественного питания и торговле пищевыми продуктами | 0,0067 | 4,49 |
V. Деятельность в сфере промышленности и сельского хозяйства | ||
32. Деятельность промышленных предприятий, использующих источники ионизирующего излучения | 0,0012 | 5,28 |
33. Деятельность в сфере сельского хозяйства, охота, лесное хозяйство | 0,0238 | 4,76 |
34. Рыболовство (кроме рыбопромысловых судов), рыбоводство | 0,0234 | 4,8 |
35. Добыча полезных ископаемых | 0,0134 | 7,01 |
36. Деятельность обрабатывающих производств, за исключением: | 0,0084 | 4,74 |
производства мебели | 0,0029 | 4,84 |
древесно-стружечного производства | 0,0027 | 10,13 |
производства строительных и отделочных материалов и изделий | 0,0037 | 7,43 |
37. Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды, за исключением | 0,0194 | 5,59 |
производства, распределения и передачи горячей воды | 0,0216 | 6,78 |
38. Строительство | 0,0082 | 5,23 |
39. Деятельность предприятий транспортной инфраструктуры | 0,0097 | 4,24 |
40. Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность | 0,0082 | 3,68 |
41. Деятельность иных промышленных предприятий | 0,0088 | 4,33 |
VI. Деятельность в области связи | ||
42. Деятельность в области связи, за исключением: | 0,007 | 3,33 |
деятельности передающих радиотехнических объектов, за исключением деятельности радиолокационных станций | 0,0042 | 3,52 |
деятельности радиолокационных станций | 0,0007 | 1,67 |
деятельности телевизионных станций | 0,0032 | 4,94 |
деятельности радиовещательных станций | 0,0078 | 3,8 |
деятельности базовых станций сотовой и транкинговой связи | 0,0039 | 3,03 |
VII. Деятельность, связанная с эксплуатацией транспортных средств | ||
43. Деятельность иных транспортных средств, за исключением: | 0,0111 | 1,26 |
деятельности водного транспорта | 0,0156 | 3,17 |
деятельности рыбопромысловых судов | 0,008 | 4,81 |
деятельности воздушного транспорта | 0,0107 | 3,21 |
деятельности железнодорожного транспорта | 0,008 | 3,86 |
деятельности метрополитена | 0,008 | 1,25 |
деятельности автомобильного транспорта | 0,011 | 0,96 |
деятельности электрического транспорта | 0,008 | 3,41 |
VIII. Прочие виды деятельности | ||
44. Прочие виды деятельности | 0,012 | 3,2 |
Категории населения, связанные с деятельностью объектов, подлежащих федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, дифференцированных по видам деятельности
Наименование вида деятельности | Работники | Потребители услуг | Потребители пищевой продукции | Потребители непищевой продукции | Население в зоне воздействия загрязнения атмосферного воздуха | Население в зоне воздействия загрязнения водных объектов | Население в зоне воздействия загрязнения почв |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. Деятельность в области здравоохранения, предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 |
1.1 деятельность в области здравоохранения (кроме деятельности детских санаториев) | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
1.1.1 из них деятельность по использованию источников ионизирующего излучения (ИИИ) | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
1.1.2 из них деятельность лечебно-профилактических организаций (кроме деятельности детских санаториев) | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
1.1.2.1 из них: родильных домов | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
1.1.2.2 родильных отделений в многопрофильных ЛПО | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
1.1.2.3 учреждений стоматологического профиля | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
1.1.2.3.1 из них (из строки 08) использующие источники ИИ | |||||||
1.1.2.4 санаторно-курортных учреждений (кроме деятельности детских санаториев) | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
1.2 Деятельность по предоставлению социальных услуг (кроме деятельности детских учреждений) | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
1.2.1 из них: домов престарелых | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
1.2.2 домов (интернатов) для лиц с физическими или умственными недостатками | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
1.3 розничная торговля фармацевтическими товарами | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
1.4 сбор и очистка воды | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
1.5 распределение воды | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
1.6 удаление сточных вод | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
1.7 удаление отходов и аналогичная деятельность | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
1.7.1 из них деятельность по размещению на полигонах ТБО | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
1.8 деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
1.9 деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 |
1.10 деятельность по предоставлению персональных услуг | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 |
1.10.1 из них химчисток, прачечных | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 |
1.10.2 парикмахерских, салонов красоты, соляриев | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
1.10.3 бассейнов, аквапарков | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
1.10.4 бани, сауны | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
1.11 деятельность учреждений высшего профессионального образования, образования для взрослых | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2. Деятельность детских и подростковых учреждений | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
2.1 в том числе: деятельность дошкольных образовательных организаций | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
2.1.1 из них деятельность специальных (коррекционных) дошкольных образовательных организаций | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
2.2 деятельность общеобразовательных организаций | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
2.2.1 из них деятельность школы-интерната, специальных (коррекционных) общеобразовательных организаций | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
2.3 деятельность организаций дополнительного образования | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
2.4 деятельность профессиональных образовательных организаций | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
2.5 деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
2.5.1 в том числе: образовательные организации (из строки 36) | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
2.5.2 медицинские организации | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
2.5.3 организации, оказывающие социальные услуги | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
2.6 деятельность детских санаториев | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
2.7 деятельность организаций отдыха детей и их оздоровления, в том числе с дневным пребыванием | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
3. Деятельность по производству пищевых продуктов, общественного питания и торговли пищевыми продуктами | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 |
3.1 в том числе: производство пищевых продуктов, включая напитки; производство табачных изделий | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 |
3.2 деятельность в сфере общественного питания | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 |
3.3 торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 |
3.3.1 из них предприятия мелкорозничной торговли | |||||||
4. Деятельность промышленных предприятий | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | ||
4.1 из них деятельность промышленных предприятий, использующих ИИИ | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | ||
4.2 в том числе: сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
4.3 рыболовство (кроме рыбопромысловых судов), рыбоводство | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
4.4 добыча полезных ископаемых | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
4.5 обрабатывающие производства | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
4.5.1 из них: производство мебели | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
4.5.2 древесностружечное производство | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
4.5.3 производство строительных и отделочных материалов и изделий | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
4.6 производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
4.6.1 из них производство, распределение и передача горячей воды | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
4.7 строительство | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
4.8 деятельность предприятий транспортной инфраструктуры | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
4.9 вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
4.10 связь | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
4.10.1 из них: деятельность передающих радиотехнических объектов | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
4.10.1.1 из них радиолокационных станций | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
4.10.2 деятельность телевизионных станций | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
4.10.3 деятельность радиовещательных станций | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
4.10.4 деятельность базовых станций сотовой и транкинговой связи | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
5. Деятельность транспортных средств | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
5.1 в том числе: деятельность водного транспорта | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 |
5.1.1 из них: деятельность пассажирского водного транспорта | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 |
5.2 деятельность рыбопромысловых судов | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 |
5.3 деятельность воздушного транспорта | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
5.4 деятельность железнодорожного транспорта | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
5.5 деятельность метрополитена | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
5.6 деятельность автомобильного транспорта | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
5.7 деятельность электрического транспорта | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 |
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации | А.Ю. Попова |
Обзор документа
Представлены Методические рекомендации МР 5.1.0116-17 «Риск-ориентированная модель контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Классификация хозяйствующих субъектов, видов деятельности и объектов надзора по потенциальному риску причинения вреда здоровью человека для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий».
Так, урегулированы вопросы отнесения объектов государственного надзора к категориям риска. Определены особенности санитарно-эпидемиологического надзора на объектах различных групп риска.
Приведен перечень значений показателей средневзвешенной частоты нарушений на одну проверку (вероятности нарушений обязательных требований). Указаны категории населения, связанные с деятельностью объектов, подлежащих надзору, дифференцированных по видам деятельности.