Что означает палаты белокаменные
Значение слова «белокаменный»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
белока́менный
1. нар.-поэт. сделанный, построенный из камня белого цвета
2. нар.-поэт. имеющий постройки, дома из камня белого цвета
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: неравноценность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «белокаменный»
Предложения со словом «белокаменный»
Цитаты из русской классики со словом «белокаменный»
Сочетаемость слова «белокаменный»
Что (кто) бывает «белокаменным»
Понятия, связанные со словом «белокаменный»
Это статья об архитектурной форме. См. также ШатёрШатёр — архитектурная форма в виде многогранной (чаще всего восьмигранной) пирамиды, служащая для завершения архитектурного сооружения. Шатрами завершали храмы, колокольни, башни и крыльца. Шатры бывают деревянные и каменные (кирпичные).
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «белокаменный»
Вероятно, именно отсюда чаще всего совершали набеги татары, к тому же старые белокаменные стены уже слишком обветшали.
Спешки в строительстве белокаменных храмов, в принципе, не было, но возводили их всё равно исключительно быстро, в десятки раз быстрее западных соборов.
Экипаж остановился у парадного подъезда двухэтажного белокаменного дома с колоннами.
Кто в тереме живет? Как выглядели жилые палаты в России допетровского времени
В Москве, Пскове, Великом Новгороде, Ярославле, Гороховце, Нижнем Новгороде и многих других старинных русских городах сохранились палаты XVI-XVII веков. Выглядят они внушительно: мощные стены, нарядное крыльцо, небольшие окна. Разумеется, они принадлежали не простым людям, а весьма состоятельным: боярам и купцам. И, конечно, царям.
Белые палаты на Пречистенке, 1685-1688 годы, Москва
Слово «палаты» через среднегреческое παλάτιον восходит к латинскому palatium, что означает «дворец» (ср. итал. «палаццо») и отсылает к Палатинскому холму в Риме, где со времен Августа располагались императорские резиденции. Под палатами подразумевают каменные строения, аналогичные деревянные называют хоромами. Также палатой называют самое большое, торжественное помещение в доме (Столовая палата).
«Домик Петра», 1680-е годы, Нижний Новгород
Помимо жилых палат, выделяют также палаты государственного значения (например, Грановитая палата или Старый Английский двор в Москве, Владычная палата в Великом Новгороде) и церковные палаты (Архиерейские палаты в Суздале, палаты Крутицкого подворья в Москве и др.).
Дом купца Канонникова и дом купца Опарина в Гороховце
В соответствии с древнерусской традицией, палаты обычно строили «глаголем» — в виде двух корпусов, поставленных перпендикулярно друг к другу. В отличие от крестьянских домов, здесь допускалась гораздо большая свобода планировки.
Палаты Василия Голицына в Охотном Ряду в Москве в XVII веке. Реконструкция Д.П.Сухова, 1936 год. Снесены при строительстве Здания Совета Труда и Обороны (ныне здание Госдумы) в 1930-х годах. На заднем плане за галереей виднеются палаты Троекуровых
Дом четко делился по горизонтали и состоял из нескольких этажей. Считалось, что в каменных помещениях жить вредно, поэтому жилые покои нередко размещались над каменными в деревянных надстройках — теремах, которые часто горели, перестраивались и до нашего времени не сохранились.
Дом Печенко на Никольской улице в Пскове. Рисунок-реконструкция Ю.П.Спегальского
Дом Жуковой на Званице в Пскове. Рисунок-реконструкция Ю.П.Спегальского
В соответствии с правилами «Домостроя», регламентировавшего жизнь общества того времени, дом делился на мужскую и женскую половины. Обычно мужская половина располагалась на среднем этаже, а женская — над ним, в тереме. Иногда мужская и женская половины имели два отдельных входа и практически одинаковый набор помещений.
Палаты Аверкия Кириллова на Берсеневке в Москве во второй половине XVII века, реконструкция
Палаты бояр Романовых на Варварке в Москве, XVI-XVII века. Деревянный терем — позднейшая реконструкция, возведенная в середине XIX века и затем перестроенная; оригинальный терем XVII века не сохранился
В богатых домах обычно устраивалось гульбище — широкий деревянный балкон. Гульбище могло располагаться над крыльцом, вдоль одного из фасадов или вокруг терема по всему периметру здания. Встречались также гульбища в виде каменных галерей на первом этаже.
Двор на улице Званице в Пскове. Рисунок-реконструкция Ю.П.Спегальского
Большое деревянное гульбище. Рисунок-реконструкция Ю.П.Спегальского
Первые этажи здания (подвал, подклет и клеть) были каменными: в городах того времени пожары были весьма часты, и каменное помещение гарантировало сохранность имущества. А маленькие окна, забранные решетками, прекрасно защищали от проникновения воров.
Южный фасад Вторых палат Меньшиковых в Пскове
В крепких каменных подвалах обычно хранили самое ценное имущество — казну. Поэтому подвал также именовали казной.
Белокаменный подвал (казна) в палатах бояр Романовых, Москва
Над подвалами находился подклет, в котором располагалась кухня и другие хозяйственные помещения. В некоторых домах, например, в палатах Троекуровых, на втором этаже располагались жилые помещения: западную половину занимал Троекуров с супругой, восточную — их дети и домочадцы, а третий этаж был парадным.
Подклет в палатах Аверкия Кириллова, Москва
Подклет в палатах Волковых-Юсуповых в Москве, рубеж XVII-XVIII века
Над подвалами и подклетом находился каменный средний этаж (клеть), где располагалась представительская часть дома. Сюда вело нарядно украшенное Парадное крыльцо, которое нередко по аналогии с царским называли Красным.
Крыльцо богатых палат в Пскове. Рисунок-реконструкция Ю.П.Спегальского
Приказные палаты, 1692-1695 годы, Псков
Палаты купца Олисова, 1670-е годы, Нижний Новгород
Красное крыльцо в палатах бояр Романовых на Варварке, Москва
Центральной, самой нарядной частью дома была Трапезная (Столовая) палата, где устраивали пиры, принимали гостей, отмечали церковные праздники. Как и в крестьянской избе, вдоль стен шли лавки, около окон стоял стол. В углу находился огромный киот с иконами, под которым находилось самое почетное место, которое обычно занимал хозяин дома или самый почетный гость. В конце XVII века в богатых домах появляются европейские предметы мебели, такие, как стулья, буфеты, шкафы и др.
Трапезная палата в палатах бояр Романовых в Москве
Оконные и дверные проемы были небольшими. Окна были застеклены кусочками слюды, которая скрадывала солнечный свет. Вечером палата освещалась паникадилами. Стены расписывали, либо оклеивали тканями или обоями.
Столовая палата в доме Меньшиковых в Пскове. Рисунок-реконструкция Ю.П.Спегальского
Столовая палата в дома Трубинских в Пскове. Рисунок-реконструкция Ю.П.Спегальского
Крестовая (Столовая) палата в палатах Волковых-Юсуповых, Москва
Помимо Столовой палаты, на этом этаже могли также размещаться другие парадные помещения: повалуша (просторный и светлый зал для сбора всей семьи, приема гостей и увеселений), «веселая» палата, малая столовая для приема особо почетных гостей и другие.
Малая столовая для приема особо почетных гостей в доме Трубинских в Пскове. Рисунок-реконструкция Ю.П.Спегальского
Повалуша в доме Печенко в Пскове. Рисунок-реконструкция Ю.П.Спегальского
«Веселая палата» в доме Печенко в Пскове. Рисунок-реконструкция Ю.П.Спегальского
Кроме того, на этом этаже могли располагаться кабинет хозяина дома, библиотека, учебная комната для сыновей.
Кабинет в палатах бояр Романовых
Комната старшего сына в палатах бояр Романовых в Москве
Кабинет хозяина в доме Печенко в Пскове. Рисунок-реконструкция Ю.П.Спегальского
Дома отапливались печами. В богатых домах они украшались нарядными изразцами.
Печь из поливных изразцов с рельефными изображениями сцен на сказочные, исторические и бытовые темы в кабинете палат бояр Романовых
Между помещениями располагались сени и переходы. Лестницы в домах обычно были внутристенными или наружными. Парадные лестницы, занимающие отдельное помещение, в палатах допетровского времени не строили, они появляются в русской архитектуре лишь в начале XVIII века.
Дом Трубинских на Званице в Пскове с наружными лестницами и гульбищем. Рисунок-реконструкция Ю.П.Спегальского
Внутристенная лестница в каменной части здания в палатах Аверкия Кириллова в Москве
Внутристенная лестница в верхние деревянные хоромы в старой части дома Печенко в Пскове. Рисунок-реконструкция Ю.П.Спегальского
В деревянном тереме обычно располагалась женская половина. Женщины высшего класса вели затворническую жизнь, устроенную по монастырскому образцу, с поправкой на деторождение и управление домашним хозяйством. В возрасте пяти-шести лет мальчики покидали женскую половину дома и переходили в мужскую, где их начинали обучать наукам, а девочки оставались на женской половине дома вплоть до замужества. Присутствие женщины на мужской половине при посторонних, как и присутствие посторонних на женской половине, считалось неприличным.
Комната боярыни в тереме, палаты бояр Романовых
Здесь же располагалась светлица, где женщины занимались рукоделием.
Светлица в палатах бояр Романовых в Москве
В XVIII-XIX веках многие палаты были кардинально перестроены, и советским реставраторам пришлось приложить немало усилий, чтобы восстановить их первоначальный облик.
Палаты Троекурова во время реставрации в конце 1920-х годов, Москва
К настоящему времени жилых палат допетровского времени сохранилось не так много и судьба некоторых из них весьма плачевна. Без реставрации и надлежащего ухода они разрушаются.
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Белокаменные палаты в Нижнем Новгороде
Белокаменные палаты это – представляют собой комплекс уникальных архитектурных памятников семнадцатого столетия. Он находится в Започаинье, исторической части Нижнего Новгорода. Известно, что только шестнадцать белокаменных палат этого времени сохранились в России и три из них расположены в Ильинской слободе. Палаты Белокаменные дают возможность увидеть быт и жилище древних купцов и деятелей. Ведь достаточно мало построек светского характера сейчас доступно для посещения.
Домик Петра
Согласно преданию, молодой русский государь Петр Первый навещал город на Волге накануне похода на Азовское море. Вместе с солдатами, переправлявшимися на деревянных судах, прибыла артиллерия и пехотинцы. Здесь непогода застала царя и ему пришлось задержаться в городе на несколько дней. Фактических данных о деталях пребывания государя не осталось, но считается, что Петр остановился у купца Ефима Чатыгина.
Примерная дата возведения палат — восьмидесятые годы семнадцатого века. Несмотря на частоту пожаров тогда, дома из камня строить было не выгодно. Тем не менее на палаты было затрачено довольно много кирпича, стены оштукатуривались известью. Здание имело деревянную пристройку, в которой находилась лестница для связи этажей.
Палаты переходили из рук в руки, следующими владельцами являлись купцы Докукины, далее становились винным складом, переходили во владение господину Польцу.
В конце девятнадцатого века некая Рахиль Шприц оборудовала помещения под ночлег для бродяг. Но Александр Гасицкий был крайне недоволен подобным использованием здания, постарался сделать так, чтобы город выкупил его, и это случилось в восемьдесят восьмом году девятнадцатого века. После выкупа дом попадает в умелые руки инженера Иванова Николая Павловича и под его руководством ведутся реставрационные работы.
Описание
Это здание является одним из самых старых строений бытового характера в Нижнем Новгороде. Местные считают, что Петр Первый останавливался в этом домике, когда посещал данный город. Дом интересен с исторической точки зрения, благодаря ему, ученые могут представить, как выглядела купеческое жильё.
В палатах белокаменных
На Варварке стоит небольшое и с виду не особо приметное здание. Белые стены, крохотные окошки, один скромный шатерчик наверху. Мало кто бы это здание замечал, если бы не важная надпись на доске — «Палаты бояр Романовых». Да, именно тех самых, которые потом из бояр превратились в царей-государей-императоров.
Внутри эти палаты, как та сказочная шкатулка (или что еще) — больше и куда интереснее, чем снаружи. И даже не только изнутри. Если просто спуститься по тоже неприметной лесенке вниз с тротуара Варварки, то попадаешь в обширный (хотя сейчас, конечно, уже сильно сократившийся) двор, куда выходят массивные железные ворота.
В воротах сейчас не сидит привратник — там сидят музейные сотрудники, которые и встретили нас, собравшихся на экскурсию от ЖЖ-сообщества «Мосблог» и по приглашению многоуважаемого Государственного исторического музея.
Пока мы дожидались остальных участников похода в палаты, успели рассмотреть их с подножия.
Это мы правильно сделали, потому что когда начался рассказ, мы уже были немножко подготовлены и не так яростно щелкали затворами фотоаппаратов, а все же внимательно слушали, что нам говорит научный сотрудник музея, Елена Алексеевна.
Городская усадьба Романовых занимала не такую скромную площадь, как сейчас. Конечно, спасибо, что хоть столько оставили, но в XVII веке тут на широком огороженном дворе жило до 200 человек (сами господа плюс разнообразная челядь и домочадцы): обширная боярская семья, не переводившиеся гости, слуги всех сортов — от поваров до ткачих…
Так вышло, что еще при Александре II, человеке просвещенном и правильно воспитанном Жуковским, проснулся интерес к истории и предкам. И в первую очередь, конечно, к собственной семье. По некоторым источникам (достаточно убедительным, хотя и косвенным) было известно, что основатель царской династии, сам Михаил Федорович Романов, родился именно здесь, а не в Костроме, потому что во время его появления на свет семья жила тут, так что где же ему еще было рождаться. А что записей нет — ну нет. Времени-то сколько прошло.
По этому поводу домик (который был, судя по местоположению и размерам, не основным усадебным домом, а все же гостевым) царская казна выкупила у монастыря, и в домике после серьезнейшей научной реставрации — первой или одной из первых научных реставраций в России! — был устроен музей.
Конечно, за столько лет домик был здорово перестроен, деревянный верх — терем — вообще отсутствовал, сгорел, так что работы было очень и очень много. Но благодаря ей (и усилиям советских и постсоветских музейщиков, разумеется, тоже) мы, собственно, и видим все то, что видим.
Начали мы знакомство с самой нижней части даже не дома, а двора — с подземного музея. Он образовался тут уже в советское время, когда при раскопках во дворе Романовых была найдена круглая кирпичная печь. Дело в том, что в теплое время тогда старались в доме не готовить во избежание пожаров, и печи складывали во дворе. Вокруг печки — что символично — и выросла вся эта экспозиция.
Вот такой ее, собственно, нашли (и с места не трогали, стоит где стояла).
А вот такая она была (это реконструкция).
Из одного подвала мы перекочевали в другой — уже в самих палатах. В кирпичной части подземелья выставлены вполне традиционные как для любого краеведческого музея, так и для любого хозяйства XVII века предметы кухонной утвари, разные корзины, ковши, ухваты и коромысла. Беда в том, что фотографировать в музее можно только без вспышки, а освещение в подвале, сами понимаете… Так что вам остается просто представить, как оно бывает обычно.
Наша провожатая рассказала грустную историю о том, что сейчас из-за сноса «России» нарушился температурно-влажностный режим в подвале — подземные воды сместились и стали проникать в подземелье дома… Пока сотрудники успешно борются, а вот в подземном ТЦ на Манежной после всех тамошних раскопок и перестроек все куда печальнее из-за Неглинки, так что историки и археологи туда на всякий случай не ходят (по крайней мере без гидрокостюмов).
В подклете (он прямо над подвалом, но под «клетью» — основным жилым помещением) находились хозяйственные службы. Сейчас же там небольшая экспозиция с волшебными вращающимися стендами и чудной печью, которая отапливала весь дом по воздуховодам.
Сейчас печь не топят, а воздуховодами пользуются — топят уже современными способами, но по старым ходам. Под печкой же стоит мисочка с едой для музейного домового Кузи. Кузя над нами слегка пошутил — погасил на пару минут свет на стендах. Ну, сами виноваты — угощения-то не принесли!
По парадной лестнице, восстановленной уже Александром II, мы поднялись в покои мужской части семьи — на первый жилой этаж палат. Как положено гостям, сразу прошли в большой зал, где под полукруглыми сводами царствовал широкий стол, покрытый красной скатертью, уставленный богатой посудой и даже солонками и соусницами (соль была в то время очень ценной — не зря дорогих гостей встречали «хлебом-солью»).
Окна палат, несмотря на лето, теперь навечно закрыты зимними «окницами» — тканевыми щитами с небольшими слюдяными оконцами, чтобы тепло не уходило, сквозняки не гуляли, бояр не студили… Ну, а что не проветривалось зимой… увы, что поделать.
С краю важно пыжился буфет, тоже со слюдяными окошками, чтобы было видно, что там поставлена за посуда. Буфет уже потемнел, а когда-то, наверное, поражал гостей своим великолепием.
Так же великолепны тканевые обои и росписи стен и потолка. И те, и другие свое убранство вернули при Александре, поэтому явно отличаются от оригинала… В советское время их тоже успели ободрать, ибо с царскими вензелями, восстановили уже потом.
Рядом с большой «столовой» или даже «гостиной» — две маленькие комнатушки, тоже со сводчатыми потолками. Они условно называются «библиотекой» и «кабинетом».
Библиотека в частном доме — это примерно от 20 до 70 книг. Книги, тогда еще рукописные, стоили дорого и даже очень дорого, поэтому если у тебя штук 50 книг — ты уже профессор. Книги брали почитать друзья, для этого в библиотеке лежал реестрик «должников».
Самое удивительное в «кабинете» — это потрясающие оригинальные обои в «кабинете». Они — кожаные! Впервые о таком слышала, но мало того, что они кожаные, они еще и настоящие, XVII века! Правда, сюда они попали уже в XIX-м, при реставрации, но ведь сохранились, и какие красочные! Не волнуйтесь, полукружия над арками — это копии, никто настоящие обои резать и кроить не рискнул. Это было уже в музейные времена, сами-то бояре, наверное, и перекроить бы велели.
Там же, на первом, «мужском» этаже дома располагается «классная комната» — там учили маленьких боярских детей. Розг и гороха я там не увидела, хотя подозреваю, что могли быть, а вот остальные атрибуты учения присутствовали, в том числе гигантский глобус (увы, реконструкция, оригинал совсем обветшал, но ведь был когда-то, не скупились бояре на обучение детей).
Встретилась нам там еще и царь-птица с бюстом. Не знаю, зачем она была младшим барчатам 🙂
Впрочем, в этой комнате учили уму-разуму, арифметике и еоргафии только сыновей боярина, и то подросших до 6-7 лет. А до того (а дочки — те вообще до замужества) дети обитали в тереме — на самом верху дома. Деревянный светлый терем — самое приятное, хоть и восстановленное — место в доме. Как здорово было подняться туда по потайной узенькой лестнице, похожей на колокольную, и очутиться в светлом просторном помещении, с деревянными стенами, с широкими окнами!
Тут проходила вся жизнь женщины из знатной семьи. Вообще женщине полагалось сидеть здесь и видеться из мужчин только со своей родней и с мужем (муж спал здесь же в тереме, с женой, естественно), нянчить детей и заниматься рукоделием. Выезжали изредка в гости, выходили в церковь… Просто так болтаться по улице было неприлично. Ну, думаю, все же хозяйка спускалась и во двор, и в кухню, и в подвалы, иначе какая же она хозяйка. Но дальше двора — ни-ни.
Впрочем, судя по тому, сколько труда и времени требовала та же вышивка или шитье, женщине и некогда было куда-то бегать. В 4 часа утра просыпались, а в 6-7 вечера ложились спать.
К светелке мы уже успели здорово устать (я лично, может быть, другие участники прогулки повыносливее) и были очень рады широким скамейкам… С них была хорошо видна жизнь женщин XVII века, хотя бы частичкой той материальной стороны, которая сохранилась до наших дней: все эти кокетливые зеркальца, флакончики, гребешочки, головные уборы, шитые бисером и жемчугом… Интересно было бы хоть на экране машины времени посмотреть, как все было на самом деле. Но пока посмотрелись только в зеркала и потайные экраны.
Наша прогулка по палатам закончилась. Спускаясь по широкой лестнице, куда выходят окошки «классной», я встретила тетеньку, которая тащила вверх по ступеням дочку и внушала ей: «Смотри, как шикарно жили-то!»
Если бы сотрудницы музея не возвращали меня постоянно из мечтаний о древностях суровыми замечаниями: «Нельзя фотографировать эти листы!» (это про листы с описаниями комнат, и я не понимаю, почему нельзя), «Нельзя записывать на телефон рассказ экскурсовода!» — и так далее, — я бы вовсе погрузилась в атмосферу боярского двора. Но, наверное, сотрудницы для того и приставлены, чтобы посетители свое место в палатах помнили. Ладно… Все равно было интересно, когда бы я еще сюда собралась.
На улице нас встретил удивительный дорожный знак.
А на переходе-зебре передо мной вежливо притормозила машина с мигалкой, возможно, приняв меня с моим огромным фотоаппаратом за заграничную туристку. Я еще раз помахала рукой палатам и нырнула мимо древней стены Китай-города в метро. Как в другой мир…