Что означает передавать на аутсорсинг

Отдавать или нет — когда бизнесу нужен аутсорсинг

Аутсорсинг — отличный бизнес-инструмент, который помогает компании сосредоточиться на важных процессах. Нанимаешь подрядчика, разгружаешь голову, людей и ресурсы и спокойно занимаешься тем, что приносит деньги.

Это в идеале. Но не срабатывает, если компания не понимает своих потребностей, а руководители хотят контролировать каждое действие в бизнесе.

Когда нужен аутсорсинг?

Аутсорсинг нужен, когда бизнесу требуется больше ресурсов для развития ключевых бизнес-процессов, в которых он преуспевает. Когда компания делает хорошо то, за что ей платят деньги, она работает эффективно и зарабатывает больше. Неключевые процессы, на выполнение которых не хватает ресурсов или компетенций, разумно передать профессиональному исполнителю.

Сегодня компании могут передавать на аутсорсинг почти любые задачи и услуги. Вот самые популярные:

Компании могут передавать на аутсорсинг целые подразделения, например весь IT-отдел или часть определенного отдела.

Тут все зависит от задач и размера компании. Посмотрим, что могут сделать компании разных масштабов с помощью внешних подрядчиков.

Малый бизнес: решить временные задачи

Конечно, чем крупнее компания, тем больше у нее задач под реализацию. Но и малому бизнесу это может быть интересно — для решения временных, небольших задач. Например, срочно нужны два человека: на доставку или чтобы провести двухдневную промоакцию. Удобство в том, что можно быстро подать заявку, указать параметры, посчитать приблизительную стоимость и получить услугу.

Средний и крупный бизнес: сэкономить деньги и время, разделить риски

Ключевая ошибка неэффективного менеджмента — акцентирование на текучке, а не на стратегических вопросах. Благодаря аутсорсингу у бизнеса появляется возможность освободить свой административный и денежный ресурс и сконцентрироваться на стратегическом планировании. Например, поскольку подрядчик получает деньги за весь проект сразу, нет потребности каждые неделю-две выплачивать заработную плату. Появляются свободные деньги, которые можно влить в актуальные для бизнеса направления.

Еще одно преимущество для большого и среднего бизнеса состоит в том, что вместе с задачами делегируются и риски, то есть ответственность ложится на плечи не только бизнеса, но и подрядчика. Например:

Как принять решение и приступить к работе

Когда компания задумывается об аутсорсинге, возникает вопрос «Почему не сами?». Весьма вероятно, что можно справиться и самим, но насколько это эффективно? Если нужна армия из 200 человек на три дня, то организовать это собственными силами не представляется возможным. Либо это будет очень энергозатратно и займет много времени. А если этим займется аутсорсинговая компания, то 200 человек можно найти за 10 дней.

Сформируйте внутреннюю потребность

Любое решение начинается с формирования внутренней потребности. Для начала выделите функцию, которую можно отдать на аутсорсинг. Не стоит ориентироваться на других: ответьте на вопрос — «Зачем мне это нужно?». Если есть и потребность, и внятный ответ, можно идти дальше — провести краткую аналитику.

Проведите финансовую аналитику

Нужно исходить из рациональных соображений. Например, ваш бизнес — никак не связанный с IT-технологиями — решил уйти в онлайн. Есть ли у него ресурс вырастить своих специалистов или проще отдать эту задачу на аутсорс?

Нужно хорошенько все посчитать и выделить за и против. Сколько будет стоить обучение специалистов? Какова будет их зарплата? Готовы ли вы платить за простой? Сколько запросит подрядчик? Распишите ответы на все эти вопросы, и картина прояснится.

Учитывайте, что на индустриальном рынке большой разрыв цен. Средняя стоимость работы составляет 160–360 рублей в час. 200 рублей разницы — это немало. Тут компания должна понять, насколько и чем она готова рисковать.

Найдите стоящего подрядчика

Когда аналитика проведена, остается найти хорошего подрядчика. Учитывайте при этом денежные и репутационные риски. Например, услуги, стоимость которых в два раза ниже, чем предлагают «белые» провайдеры, — это риски.

Ответственные провайдеры платят налоги. Если их не заплатит провайдер, налоговая перевыставит их вам. В случае травматизма или несоблюдения норм проверки и штрафы тоже придут к вам. Здесь даже есть риск уголовной ответственности. Поэтому, выбирая подрядчика, важно разобраться с тем, как он планирует работать: запросить подробные сметы всех услуг, образцы договоров, проверить репутацию компании — не было ли к ним судебных претензий.

Когда от аутсорсинга лучше отказаться

Важно понимать, для чего именно вам нужен аутсорсинг. В некоторых случаях от него лучше отказаться. Проиллюстрируем двумя примерами.

Если хотите сами руководить персоналом

Передавая на аутсорсинг какую-то функцию или задачу, бизнес делегирует провайдеру и управление персоналом. Если вам важно самостоятельно ставить задачи сотрудникам и контролировать их действия, то аутсорсинг — это не для вас. В этом случае вы можете просто нанять временных сотрудников.

Если хотите сэкономить

Конечно, все хотят сэкономить там, где это возможно, но, если оптимизация затрат — единственная мотивация для аутсорсинга, это плохая идея. Легальные провайдеры отчисляют за сотрудников те же взносы, что и бизнес. Если же вам предлагают сэкономить на социальных отчислениях или предлагают часовую ставку значительно ниже рыночной (на 40% и более) — будьте предельно осторожны.

Где найти временных исполнителей для решения бизнес-проблем

Если компания приняла решение отдать задачу на аутсорсинг и не готова рисковать, но при этом хочет сэкономить, выбирать нужно прозрачного поставщика услуг с хорошими репутацией и сервисом.

Что означает передавать на аутсорсинг. Смотреть фото Что означает передавать на аутсорсинг. Смотреть картинку Что означает передавать на аутсорсинг. Картинка про Что означает передавать на аутсорсинг. Фото Что означает передавать на аутсорсинг

Сегодня работать с подрядчиками можно через аутсорсинговые площадки в онлайне. Одна из них — StaffStation. Сервис помогает работодателям найти специалистов для выполнения временных задач и берет на себя всю отчетность и контроль. В базе проекта верифицированы 15 000 профессионалов, которые готовы приступить к работе в сжатые сроки.

Это совместный проект HeadHunter и компании Ventra, провайдера в сфере управления бизнес-процессами с 15-летним стажем. Благодаря такому сотрудничеству StaffStation — это, с одной стороны, генератор трудовых ресурсов с помощью соискательской базы HeadHunter. С другой — платформа, которая позволяет рассчитать бюджет проекта (на сайте есть калькулятор) и быстро и качественно его осуществить.

Весь процесс проходит в четыре этапа:

Все просто и прозрачно. Рассчитать стоимость и проконсультироваться можно прямо сейчас.

Источник

Зачем вам аутсорсинг?

Если вы уже знакомы с преимуществами аутсорсинга учетных функций и согласны с тем, что передача непрофильных бизнес-процессов в ведение профессионалов может принести пользу развитию вашего бизнеса, то чтение этой статьи не является обязательным – хотя вполне вероятно, что в ходе ознакомления с ней вы почерпнете какие-то новые сведения и аргументы в пользу использования аутсорсинга.

Основными же адресатами нашей статьи являются, прежде всего, те бизнесмены, кто придерживается альтернативной точки зрения – т.е., выступает против использования аутсорсинга, и хотел бы получить больше аргументов в пользу своей точки зрения.

Мы работаем на рынке аутсорсинга почти 10 лет и решили пойти от обратного – и написать несколько статей в помощь противникам аутсорсинга. Вы узнаете, почему, прочитав все статьи этой серии. Первая из них находится сейчас на Вашем экране.

Вам это нужно?

Если вдруг ваш руководитель или собственник компании озаботился переводом на аутсорсинг процесса расчета заработной платы вашей компании и поручил вам найти компанию-поставщика этой услуги, то для начала попробуйте проанализировать, а так ли уж нужен аутсорсинг именно вашей компании. Будет ли выигрыш в деньгах или удобстве? Компания, предлагающие услуги расчета заработной платы, конечно, скажут: «Да, это – выгодно», но для начала вам самим нужно определиться с тем, зачем это нужно именно вам.

Подходите ли вы аутсорсеру?

Начнем с простого вопроса: численности сотрудников в вашей компании. Если она составляет менее 50 человек, то аутсорсинг учетных функций и, прежде всего, аутсорсинг заработной платы – это решение для вас. Как показывает исследование, проведенное порталом HeadHunter, более 40% компаний со штатом до 50 человек используют аутсорсинг для осуществления расчетов с персоналом.

Объясняется это просто: в компаниях такого размера всеми участками бухгалтерского учета занят, как правило, один сотрудник – главный бухгалтер. Чтобы разгрузить главбуха и высвободить ему время на ведение более сложных участков бухгалтерского учета и решение вопросов по оптимизации налогообложения, часть учетных функций нужно передать на сторону. Расчет заработной платы выделить из общей массы участков бухучета легче всего – вот его и отдают внешнему поставщику.

Если вы работаете в компании с иностранными владельцами, то вы тоже – потенциальный клиент аутсорсинговой компании. Иностранцы предпочитают аутсорсить расчет зарплаты по нескольким причинам:

Компании с большей численностью сотрудников – от 100 до 500 – тоже пользуются услугами расчета заработной платы, хотя, как показывает исследование HeadHunter, таких компаний немногим более 10% от числа опрошенных. Чаще всего при наличии такого штата руководители компании вполне могут себе позволить иметь в бухгалтерии сотрудника, занимающегося исключительно расчетом зарплаты.

А вот когда численность персонала превышает 500 человек, аутсорсинг заработной платы снова становится популярным: такой штат компании подразумевает наличие в бухгалтерии как минимум двух человек, занятых только расчетом зарплаты – и тогда руководители компаний снова обращаются к аутсорсингу.

Кому выгодно не переходить на аутсорсинг?

Теперь, когда вы определились с тем, в какую категорию попадает ваша компания, важно понять, какую выгоду от аутсорсинга ожидаете вы и ваше руководство.

Самый главный бенефициар аутсорсинга – владелец компании и генеральный директор, поскольку ответственность за правильность расчетов и достоверность результатов несет третья сторона в лице поставщика услуги расчета заработной. Владелец не всегда может плотно контролировать финансовые показатели – и аутсорсер в этом случае служит своего рода гарантом правильности расчета зарплаты и налогов.

В списках противников аутсорсинга чаще всего можно видеть главных бухгалтеров компаний, которые не хотят пускать в «свой огород» чужака, и аргументируют это тем, что не могут и не хотят нести ответственность за результаты работы третьей стороны. Иногда дружно выступить «против» перехода на аутсорсинг может вся команда топ-менеджеров компании. Если такое случается, то это является поводом для владельца компании задаться вопросом: «Почему?»

Идем дальше. В вашей компании главным сторонником перехода на аутсорсинг является владелец, а главным противником такого перехода – главный бухгалтер, а может быть, и вы сами.

Откроем секрет: если противники аутсорсинга имеют серьезное влияние в компании, то аутсорсингу не быть. В нашей практике мы не раз сталкивались с ситуациями, когда у потенциального заказчика шла подковерная борьба за власть, и передача на аутсорсинг учетных функций была частью тактического плана руководства, чтобы снизить зависимость от бухгалтера. И, кстати, не всегда в этой борьбе побеждали сторонники аутсорсинга. Так что, если вы «против» и имеете достаточное влияние на руководителя, который выступает за передачу на аутсорсинг заработной платы, у вас есть шанс отстоять «свою территорию». Здесь сразу отметим, что у вас есть шанс и на то, чтобы потерять свое влияние в компании, если собственник или руководитель рассматривают переход на аутсорсинг серьезно и прицельно.

Пять причин против аутсорсинга

Теперь немного о том, почему мы написали рекомендации для тех, кто не хочет переходить на аутсорсинг. Дело в том, что аутсорсинговым компаниям так называемый «клиент по принуждению» тоже не интересен. Поэтому если потенциальный клиент не хочет использовать аутсорсинг, то самым эффективным и простым для обеих сторон решением будет еще на стадии переговоров озвучить свою аргументированную позицию о нежелании перехода на аутсорсинг. Диалог всегда лучше, чем молчаливое противодействие.

Пользуясь услугами по расчету заработной платы, клиент, по существу, вступает в партнерские отношения с поставщиком. Партнерство всегда предполагает взаимное доверие. Если вы – тот, кто будет в постоянном контакте с поставщиком, и при этом ему не доверяете, то лучше такое партнерство и не начинать: убедить человека в надежности партнера невозможно, если сам человек этого не хочет.

Можно смело сказать, что такие клиенты аутсорсерам не нужны. Напрямую аутсорсеры, конечно, не откажут вам в обслуживании, но в процессе переговоров, например, не пойдут на компромисс по ценам – им нужно обезопасить себя и покрыть риски появления дополнительных временных затрат на общение с придирчивым и настроенным с предубеждением клиентом.

Решение за вами

Если ваш руководитель хочет передать на аутсорсинг расчет заработной платы, и вы решили не сопротивляться, а стать частью решения, а не проблемы, то читайте наши следующие статьи. Мы поделимся с вами различными подходами в вопросах выбора надежного аутсорсера, а заодно поясним «странности» в поведении поставщиков на этапе как переговоров, так и оказания услуг.

Если вы все-таки решили, что аутсорсинг – не для вас, то наши последующие статьи вам будут неинтересны.

НДС – 2022

Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На онлайн-практикуме осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>

Источник

Что можно и нельзя отдавать на аутсорсинг. Мнения семи предпринимателей

Что означает передавать на аутсорсинг. Смотреть фото Что означает передавать на аутсорсинг. Смотреть картинку Что означает передавать на аутсорсинг. Картинка про Что означает передавать на аутсорсинг. Фото Что означает передавать на аутсорсинг

Независимый обозреватель, экс-редактор Rusbase

Многие предприниматели на начальном этапе развития проекта не могут определиться, какие компетенции лучше оставить себе, а какие отдать сторонним исполнителям. Стоит ли держать штат юристов и маркетологов или будет правильнее воспользоваться услугами профильных агентств? И что делать с таргетингом?

Мы спросили у опытных предпринимателей, какие задачи они бы отдали на аутсорс на старте бизнеса, а какие – оставили внутри компании. Вот что они ответили.

Александр Лямин, основатель и генеральный директор Qrator Labs

Аутсорсинг – отличный бизнес-инструмент, который помогает компании сосредоточиться на самых важных процессах. Особенно это полезно для молодых проектов: у растущей команды зачастую больше задач, чем она физически может выполнить, особенно на этапе старта.

Фокус на непрофильных задачах будет отнимать слишком много времени и сил у руководящего состава и требовать довольно значительных финансовых вложений, тогда как внешние подрядчики помогут разгрузить ключевых людей в компании, высвободить ресурсы и дать возможность спокойно заниматься тем, что приносит прибыль.

Кроме того, благодаря своей профильной экспертизе внешние специалисты могут предложить уникальные решения по оптимизации бизнес-процессов.

Мы на старте проекта сразу отдали на аутсорс выполнение неключевых процессов, в первую очередь, бухгалтерский учет. Чуть позднее, когда компания уже встала на ноги и возникла необходимость в выстраивании маркетинговой, PR-стратегии и подбора сотрудников, мы также прибегли к услугам внешних исполнителей.

Самое главное – нужно выбирать надежного и стабильного подрядчика.

При этом для нас жизненно важно было оставить внутри компании все функции, связанные с разработкой основных технологий, определяющих главное направление бизнеса.

Если перед компанией стоит задача создать качественный конкурентоспособный продукт, сделать это можно только силами внутренних сотрудников, мотивированных на достижение бизнес-целей компании.

Андрей Дачковский, сооснователь ресторанно-клубного холдинга PR Future

На этапе становления компании крайне важно полное погружение в бизнес. Чем лучше вы разбираетесь во всех его тонкостях, тем больше у вас конкурентных преимуществ. Кроме того, вы накапливаете опыт.

На мой взгляд, если часть основной команды работает на аутсорсе, стать экспертом по собственному продукту невозможно.

Исключением могут стать сферы, которые практически не влияют на успех вашего бизнеса. К примеру, владельцы ресторанов часто отдают на аутсорс такие направления, как SMM или гастрономический PR.

И даже в этом случае многим из них первое время приходится полностью погружаться в продвижение проектов, так как подрядчикам необходимо четко понимать специфику бизнеса своих клиентов.

Часть задач можно отдать на аутсорс при агрессивном росте компании, когда команде необходимо сосредоточиться на выполнении ключевых задач.

Как раз так появилась наша компания. Мы предоставляли рестораторам услуги по промоушену и организации ночных мероприятий, в то время как они все свои силы отдавали масштабированию существующих и открытию новых заведений – если этим не заниматься, бизнес стагнирует и начинает терять позиции.

Ни при каких условиях нельзя отдавать на аутсорс задачи, которые напрямую влияют на развитие вашего бизнеса и относятся к ключевым компетенциям вашей команды.

Мы, например, никогда не отдаем на аутсорс работу с промоутерами, так как только наши специалисты обладают всеми необходимыми навыками для работы с ними. Это одно из наших конкурентных преимуществ.

Александр Ерошкин, CEO и сооснователь SkillFactory

Пользоваться аутсорсом абсолютно точно стоит, это выгодно и эффективно.

Аутсорсить можно все, кроме вашей core-экспертизы.

Например, в образовании это создание контента, разработка методики обучения, маркетинг и продажа курсов, собственно обучение студентов, помощь им в дальнейшем трудоустройстве. Крайне важно держать эти функции внутри команды, полностью погруженной в работу над продуктом.

Зато можно аутсорсить дизайн, монтаж видео, бухгалтерию и многое другое. Это позволяет не держать людей в штате, но при этом в любой момент качественно решать возникающие задачи.

Переводить функцию из аутсорсинга в инхаус стоит только тогда, когда это экономически обосновано и у вас есть объем работы для минимум двоих сотрудников. Иначе отпуск или больничный единственного штатного специалиста, закрывающего свою функцию, будет грозить остановкой работы.

У нас в команде заказчиками аутсорсинга выступают product owners, у каждого из которых есть на это свой бюджет. Когда возникает запрос на новый вид задач, мы подбираем исполнителя или компанию-подрядчика и начинаем работу на проектной основе.

Постоянно и централизованно в формате аутсорсинга работает только бухгалтерия.

Антон Зиновьев, основатель компании CarMoney

На старте бизнеса многие предприниматели ищут возможности по сокращению расходов.

Бухгалтерские услуги (на стадии, когда в компании еще нет большого объема оборотных средств) и юридические вопросы – это те сферы, которые вполне можно передавать на аутсорс.

На стадии запуска бизнеса часто приходится перестраивать коммуникацию с клиентом и бизнес-процессы внутри компании. Поэтому ключевые, «фронтовые» вещи надо настраивать самостоятельно.

А потом, при росте бизнеса и точном понимании, как должен быть организован рабочий процесс, часть задач вполне можно передавать на аутсорс. Главное, чтобы это не повлияло на качество услуг и репутацию компании.

Нередко можно наблюдать ситуацию, когда бизнес-процессы внутри одной компании декомпозируются и могут быть выделены в самостоятельные бизнесы, как, например, колл-центр. Например, раньше банк привлекал, оформлял и обслуживал клиентов самостоятельно, а сейчас многие процессы (такие, как работа с просрочками) приняли формы автономных бизнесов.

Это объясняется тем, что специалисты компании, целенаправленно занимающейся профильной услугой или продуктом, делают это более квалифицированно, полностью концентрируясь на своей деятельности.

Нельзя передавать на аутсорс ключевые компетенции своего бизнеса. Если предприниматель решается на такой шаг, значит, его ключевая компетенция – уметь «аутсорсить».

Одна из основных задач нашей компании – умение прогнозировать платежеспособность клиента, это напрямую связано с тем, как функционирует наш кредитный портфель и постоянно перестраивающаяся система принятия решений об одобрении выдачи заемных средств тому или иному клиенту.

Дмитрий Васильков, гендиректор и сооснователь WhenSpeak

Как ни удивительно, но принципы передачи бизнес-процесса или направления на аутсорсинг примерно одни и те же для стартапов и уже состоявшихся компаний. В целом, можно выделить два основных подхода:

Первый вариант подразумевает, что ключевые компетенции, которые приводят к созданию основной доли стоимости проекта, не отдаются на аутсорсинг. Остальное же можно спокойно делегировать внешним экспертам.

Если взять пример нашей компании, то под «ключевым» мы понимаем разработку ПО и создание эффективных механик для интерактивного взаимодействия спикера и аудитории – за это отвечают только внутренние специалисты. А вот последующее сопряжение софта с офисными приложениями отдаем подрядчикам – практика показала, что такое распределение эффективно.

Второй путь предполагает, что на растущем рынке компаниям намного выгоднее отдавать часть процессов на аутсорсинг, а при падении рынка полный инхаус поможет избежать лишних издержек и повысить конкурентоспособность.

И, конечно, чем быстрее идет развитие бизнеса, тем больший объем задач можно и нужно делегировать, причем лучше начинать с бэк-офиса (бухгалтерия, юриспруденция).

Артур Терисаян, основатель Uremont

Что касается аутсорса, то многое здесь зависит от целей и уровня развития компании. Нужно понимать, что аутсорс бывает внешний и внутренний.

Наш проект прошел три этапа развития. В начале было всего три человека, и нам приходилось выполнять функции и дизайнеров, и копирайтеров, и маркетологов, параллельно управляя отделом кадров, отделом продаж, а также заниматься переговорами. На аутсорсе была только разработка сайта, для которого все ТЗ мы писали сами и выступали project-менеджерами.

На этапе масштабирования часть задач, для выполнения которых нам не хватало компетенций, мы стали передавать на аутсорс. В основном это касалось digital-маркетинга и дизайна различных рекламных материалов.

Когда бизнес вошел в стадию стабильного развития, мы поняли, что на этом этапе выполнение задач на аутсорсе нас уже не будет устраивать. Мы посчитали более эффективным все делать внутри компании и сформировали ряд подразделений – так называемый внутренний аутсорс:

Опираясь на свой нынешний опыт, я бы уже на самых ранних этапах развития компании выделил отдел кадров в отдельное подразделение и доверил бы задачи подбора персонала профессионалам. А вот онлайн-продвижение на старте бизнеса можно смело отдать на аутсорс.

Алина Малиновская, основатель фитнес-студии EveryBody

Определенно стоить отдать на аутсорс те задачи, которые подразумевают изучение и погружение в дисциплины, которые не терпят неточностей и ошибок. Если только выполнение их своими силами не принесет вам морального удовлетворения и не обеспечит творческой реализации, что вряд ли. В моем случае это юрист, регистратор компании и бухгалтер.

Бухгалтерское дело, например, вы точно не освоите за пару дней, а значит, не надо жалеть 15 тысяч в месяц на услуги этого специалиста.

Если не умеете вести инстаграм и другие соцсети, тоже не беритесь. А если умеете – будьте готовы, что придется тратить на это много времени. То же самое с таргетингом – отдайте специалисту с первого дня.

А вот рекламу и маркетинг не отдавайте никому и никогда, и не важно, сколько это займет у вас времени. Инструментов и стратегий много, так же как и маркетологов. А тех, что будут работать именно в вашем случае, – по пальцам пересчитать. Придется разбираться самостоятельно, зачастую путем проб и ошибок. Но это того стоит.

Источник

Перекладываем работу на чужие плечи: договор аутсорсинга

В условиях жесткой конкуренции выживают и добиваются успеха те компании, которые ведут свой бизнес наиболее эффективным способом, достигая снижения непроизводительных расходов при сохранении безупречной репутации за счет высокого качества продукции, товаров, работ или услуг. В связи с этим перед многими организациями встает вопрос – выгодно ли содержать собственный штат программистов, бухгалтеров, другого персонала или передать их работу на сторону, специализированной компании? Оказывается, иногда дешевле предоставить часть своих повседневных вспомогательных функций стороннему исполнителю, чем осуществлять их самостоятельно.

Приходя с выездной налоговой проверкой в организацию, налоговые органы часто проверяют нетипичные для предприятия операции. Почему? Потому что именно в нетипичных операциях бухгалтер «не набил руку» и может ошибиться. Так, может, передать выполнение таких функций профессионалам?

В последнее время одной из наиболее современных и успешных бизнес-моделей, позволяющих добиться реальных конкурентных преимуществ, становится аутсорсинг. Это новое явление для российской действительности, пришедшее из зарубежной деловой практики. В России он пока не совсем востребован, но бурно развивается.

Справка

Аутсорсинг (outsourcing) – это способ организации деятельности компании за счет сосредоточения на главном, ключевом направлении деятельности и передачи непрофильных функций внешним специализированным фирмам на договорной основе.

Специфика выполнения трудовой функции работниками состоит в том, что они, оставаясь в штате организации-услугодателя, фактически выполняют работу в другой организации, подчиняются ее требованиям и специально оговоренным правилам. Контроль за их деятельностью выполняется двумя организациями: услугодателем, который в соответствии с договором должен предоставить услугу надлежащего качества, и услугополучателем, который должен оказанную услугу принять и оплатить.

Строгих правил по выбору функций для аутсорсинга не существует. Как правило, в аутсорсинг передаются такие функции, как размещение заказов на программирование, поддержка локальных сетей, поддержка web-сайта, ведение бухгалтерского учета, поиск и подбор кадров, уборка офисных помещений, организация деловых поездок, проведение рекламных кампаний, организация питания, служба безопасности, обслуживание корпоративной собственности, административная поддержка и др., что позволяет сосредоточить все ресурсы на основных целях бизнеса.

На наш взгляд, не надо передавать ведение бухгалтерского учета сторонним организациям. От работы бухгалтера иногда может зависеть судьба компании. Так стоит ли раскрывать важную информацию людям, которым не доверяешь на 100%?

Название – не главное в аутсорсинге

Наиболее распространенными формами аутсорсинга являются следующие:

1. Аутстаффинг (outstaffing) – это выведение компанией части своих работников за рамки штата (увольнение) и перевод их в кадровое агентство, которое заключает с ними трудовые договоры. Агентство формально выполняет для них функции работодателя, но фактически уволенные работники продолжают работать в прежней компании.

Аутстаффинг рассматривается как технология снижения административных издержек и инвестиционных рисков компании. Дело в том, что чем больше внимания фирма уделяет мотивации и развитию персонала, тем выше расходы на обучение сотрудников, компенсационные пакеты, кадровый консалтинг и т.д. А с увеличением суммы инвестиций в человеческий капитал соответственно растет и уровень риска, связанного с такими капиталовложениями.

2. Подбор временного персонала (temporary staffing) – предоставление временного и сезонного персонала на короткий срок (как правило, на проект или на время сезонного пика). Кадровое агентство само подбирает работников, заключает с ними трудовые договоры и передает их организации-заказчику. Ответственность за таких работников полностью лежит на кадровом агентстве, которое является их формальным работодателем. Юридически организация-пользователь не несет никаких обязательств перед предоставленными работниками. Она лишь распределяет производственные задания и осуществляет контроль за их правильным и точным исполнением. Предметом договора также является предоставление персонала.

3. Лизинг персонала (staff leasing) – предоставление находящихся в штате кадрового агентства сотрудников клиенту на относительно длительный срок: от трех месяцев до нескольких лет. Данная форма отличается от предыдущей только сроком предоставления персонала.

Во всех вышеперечисленных схемах складывается трехсторонняя модель отношений: «работник – организация-пользователь – организация-услугодатель».

Что означает передавать на аутсорсинг. Смотреть фото Что означает передавать на аутсорсинг. Смотреть картинку Что означает передавать на аутсорсинг. Картинка про Что означает передавать на аутсорсинг. Фото Что означает передавать на аутсорсинг

В настоящее время на законодательном уровне аутсорсинг не регулируется. Ни в одном законодательном акте – федеральном или субъекта РФ – нет упоминания данного термина. На федеральном уровне существует несколько подзаконных актов, фиксирующих аутсорсинг как одну из возможностей деятельности организации. В частности:

– письмо ЦБ РФ от 24.05.2005 г. № 76-Т «Об организации управления операционным риском в кредитных организациях»; – письмо ЦБ РФ от 13.05.2002 г. № 59-Т «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору»; – Положение об использовании аутсорсинга филиалами ОАО «РЖД» (утв. ОАО «РЖД» 27.04.2006 г. № 530); – распоряжение Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли правительства Санкт-Петербурга от 31.08.2006 г. № 106-р «Об утверждении специальной программы «финансовый аутсорсинг»».

Во многих случаях оказание услуг аутсорсинга регулируется нормами главы 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ. По договору возмездного оказания услуг исполнитель (фирма-аутсорсер) обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ). В некоторых случаях могут быть заключены договоры о техническом или абонентском обслуживании заказчика.

Отдельные виды аутсорсинга включают комплекс сервисных услуг, в связи с чем должны оформляться смешанными договорами, содержащими максимум договорных условий, регулирующих все возможные аспекты взаимоотношений между заказчиком и аутсорсером. Поскольку услуги также включают работы, в рассматриваемом договоре оказывается и много других общих с подрядом особенностей. По этой причине ст. 783 допускает применение общих положений ГК РФ о подряде к договору возмездного оказания услуг и соответственно аутсорсингу, если это не противоречит нормам гл. 39 ГК РФ, а также специфике предмета договора возмездного оказания услуг.

При этом отношения между работником и организацией-услугодателем регулируются законодательством о труде, отношения между организацией-пользователем и организацией-услугодателем – гражданско-правовым договором, а отношения «организация-пользователь – работник» формально не регулируются ни гражданским, ни трудовым законодательством.

Что означает передавать на аутсорсинг. Смотреть фото Что означает передавать на аутсорсинг. Смотреть картинку Что означает передавать на аутсорсинг. Картинка про Что означает передавать на аутсорсинг. Фото Что означает передавать на аутсорсинг

Главным источником правового регулирования отношений, складывающихся при осуществлении аутсорсинга, являются договорные нормы. В первую очередь действуют нормы, установленные в договоре аутсорсинга. При этом любой договор аутсорсинга должен учитывать следующие особенности:

– обязательно использовать в тексте самого договора и подтверждающих его исполнение соответствующих документов дословную терминологию ГК РФ и НК РФ; – текст договора должен включать все существенные условия для договоров данного вида (например, договора возмездного оказания услуг); – максимально детализировать предмет договора; – правовой статус организации-аутсорсера не должен вызывать сомнений, в связи с чем целесообразно проверить сам факт существования и деятельности организации, оказывающей услуги1; – договор должен быть подписан надлежащими должностными лицами как со стороны заказчика, так и со стороны аутсорсера; – необходимо проверить наличие лицензии у фирмы-аутсорсера в тех случаях, когда это законодательно предусмотрено. Отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и другими законодательными актами; – обеспечить соразмерность стоимости оказанных услуг их объему, качеству и трудозатратам; – организовать учет договоров в журнале регистрации договоров, форму которого целесообразно разработать самостоятельно и утвердить в качестве приложения к приказу по учетной политике; – организовать учет выданных доверенностей лицам, уполномоченным подписывать договоры в специальном журнале регистрации, форму которого целесообразно разработать самостоятельно и утвердить в качестве приложения к приказу по учетной политике, а также учет выданных доверенностей лицам, уполномоченным представлять организацию в налоговых органах; – во избежание серьезных ошибок при оформлении операций приемки- сдачи услуг конкретные исполнители должны иметь возможность ознакомиться с существенными условиями заключенных организацией договоров на оказание услуг; – операции по оказанию аутсорсинговых услуг должны быть тщательно документированы.

Договор аутсорсинга в силу своей специфики имеет ряд особенностей, о которых следует помнить, заключая договор.

В связи с тем, что договор аутсорсинга чаще всего заключается в форме договора возмездного оказания услуг, все существенные условия данного договора, предусмотренные в ГК РФ, должны быть включены в договор аутсорсинга.

Одним из существенных условий является предмет договора. Что именно входит в перечень услуг аутсорсера, должно быть отражено в договоре подробно. Поскольку невключение в договор какого-либо действия имеет четкие правовые последствия, аутсорсер не обязан будет их выполнять. Также расплывчатое указание услуг может привести к различной трактовке их внутреннего содержания не только аутсорсером и компанией, но и самим работником.

Вместе с тем возможны такие виды услуг, в которых результат становится неотъемлемой частью соответствующих действий как таковых. В этом случае можно исходить из принципа: нет результата – нет и действий. Тем самым имеется в виду, что наличие или, напротив, отсутствие подобного результата позволяет определить, совершены или не совершены принятые на себя исполнителем действия.

Пример

Одним из примеров может служить оказание бухгалтерских услуг. По этому поводу заключается договор на подготовку финансовой (бухгалтерской) отчетности организации, индивидуальных предпринимателей. Целью бухгалтерской деятельности является разработка финансовой (бухгалтерской) отчетности, по завершении которой непременно составляется баланс, который представляет собой официальный документ, выражающий в установленной форме результат движения средств организации.

Вместе с тем существует и еще одна модель, при которой исполнитель принимает на себя обязанность совершить определенное действие с тем, что если действие приведет к тому, что весьма удачно называют «эффектом услуги», то исполнителю будет выплачена иная, более высокая сумма.

Речь идет о договорах, в которых предусмотрена оплата на случай достижения положительного, с точки зрения заказчика, «эффекта». Таким эффектом, например, может служить вынесение судом решения об удовлетворении заявленного от имени заказчика иска либо, напротив, об отказе в иске, предъявленном заказчику, вынесении оправдательного приговора заказчику либо другому лицу, в судьбе которого заказчик, заключивший договор на оказание правового аутсорсинга, заинтересован.

Позиция суда

Высший Арбитражный Суд РФ выразил свое отрицательное отношение к подобным договорным условиям. Так, в информационном письме от 29.09.1999 г. № 48 «О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг» содержатся на этот счет такие указания: «При рассмотрении споров, связанных с оплатой оказанных в соответствии с договором правовых услуг, арбитражным судам необходимо руководствоваться положениями ст. 779 ГК РФ, по смыслу которых исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности). При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается. В то же время не подлежит удовлетворению требование исполнителя о выплате вознаграждения, если данное требование истец обосновывает условием договора, ставящим размер оплаты услуг в зависимость от решения суда или государственного органа, которое будет принято в будущем. В этом случае размер вознаграждения должен определяться в порядке, предусмотренном ст. 424 ГК РФ, с учетом фактически совершенных исполнителем действий (деятельности)».

Также в договоре обязательно должен быть пункт о замене работника в случае болезни или других непредвиденных обстоятельств. Организация платит за оказание определенных услуг и рассчитывает, что они будут осуществляться непрерывно.

Наиболее полно своеобразие договора аутсорсинга как одного из видов договоров возмездного оказания услуг выражается в распределении рисков между сторонами. Так, следуя ст. 401 ГК РФ, ст. 781 ГК РФ ставит последствия обнаружившейся невозможности исполнения для сторон в зависимость от наличия в том их вины. Иногда возможны ситуации смешанной вины, т.е. вины обеих сторон. В подобных случаях суд может обязать заказчика уплатить исполнителю указанную в договоре стоимость работ лишь частично. Из-за такой двусмысленности норм в договоре следует указать конкретные виды ответственности.

Бухгалтерский и налоговый аспект

Признание расходов в налоговом учете, связанных с привлечением сторонней организации-аутсорсера, во многом зависит от тех услуг, которые она предоставляет. Главное условие – такие расходы должны соответствовать критериям ст. 252 НК РФ, то есть расходы должны быть документально подтвержденными, экономически обоснованными и связанными с получением дохода. В частности, судебная практика подтверждает, что организация вправе уменьшить свои доходы на привлечение организации-аутсорсера только в том случае, если такие расходы экономически оправданы, то есть если привлечение аутсорсера приведет к реальному сокращению издержек производства или увеличению прибыли налогоплательщика. Такой вывод содержится в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 11.07.2006 г. № Ф04-3725/2005(23668-А46-26) по делу № 25-918/04. А в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 20.03.2006 г. № Ф04-1521/2006(20764-А46-15) по делу № 25-1760/04 сделан вывод, что доначислить налог на прибыль налоговый орган не вправе, если произведенные налогоплательщиком расходы на оплату услуг, оказанных по договору аутсорсинга, документально подтверждены и экономически целесообразны.

В налоговом учете затраты на услуги аутсорсинга у организации-заказчика, как правило, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 36 п. 1 ст. 264 НК РФ). Предъявленная аутсорсером сумма НДС подлежит вычету на основании подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ при наличии счета-фактуры и после принятия к учету оказанных услуг.

В бухгалтерском учете такие расходы могут признаваться в качестве производственных или управленческих расходов, формирующих расходы по обычным видам деятельности (в зависимости от вида услуг), и учитываться на счетах 25 и 26 (пункты 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99).

Такие расходы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, установленной договором с фирмой-аутсорсером (без учета предъявленной организации фирмой суммы НДС), в том отчетном периоде, в котором услуги были оказаны, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (пункты 6, 18 ПБУ 10/99).

Отражение операций аутсорсинга в бухгалтерском учете
Что означает передавать на аутсорсинг. Смотреть фото Что означает передавать на аутсорсинг. Смотреть картинку Что означает передавать на аутсорсинг. Картинка про Что означает передавать на аутсорсинг. Фото Что означает передавать на аутсорсинг

Образец договора
Что означает передавать на аутсорсинг. Смотреть фото Что означает передавать на аутсорсинг. Смотреть картинку Что означает передавать на аутсорсинг. Картинка про Что означает передавать на аутсорсинг. Фото Что означает передавать на аутсорсинг

1. Постановления ФАС Уральского округа от 14.03.2003 г. по делу № Ф09-994/03-АК, от 07.05.2003 г. по делу № Ф09-1227/03-АК и от 10.06.2003 г. по делу № Ф09-1674/03-АК; постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 26.08.2002 г. по делу № Ф08-3054/2002-1106А и от 18.03.2003 г. по делу № Ф08-756/2003-279А.

НДС – 2022

Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На онлайн-практикуме осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *