Что означает пилотка на голове
Почему советские солдаты носили пилотки, хотя толку от них было мало?
В XX веке пилотка была едва ли не самым распространенным головным убором в армии. Использовали ее буквально по всему миру. Но массово пилотки носили на головах в первую очередь в советской Рабоче-крестьянской Красной Армии. Почему именно этому головному убору отдавалось такое предпочтение, если какой-либо практической пользы от него в службе все равно не было?
Спросить, зачем советским (и не только) военным нужна была пилотка – это все равно, что спросить о том, зачем люди носят головные уборы в принципе. В первую очередь потому, что пилотка худо-бедно защищает голову от солнечных лучей. Во-вторых, она позволяет легче отличать солдат и офицеров, а также является еще одним местом крепления армейской атрибутики, что также играет далеко не последнюю роль. В-третьих, пилотка была простой в производстве, дешевой и при этом достаточно эффективной формой одежды при использовании ее в летний период в умеренных широтах страны.
Пилотка может показаться бесполезной, однако на самом деле это не так. Она действительно защищает голову от солнечного удара, ей можно быстро и легко вытереть пот с лица, она также работает в качестве скромного подшлемника при надевании каски на голову. Более того, в силу специфики своей швейной конструкции пилотка позволяла моментально надевать каску на голову, не снимая головного убора. В самом крайнем случае пилотку можно было быстро снять и пристегнуть под погон гимнастерки.
При многочисленных достоинствах были у армейской пилотки и свои недостатки.
Первый – это отсутствие козырька, что делало описываемый головной убор не очень-то удобным в солнечную погоду. Второй недостаток заключался в том, что пилотка не слишком хорошо держалась на голове и ее могло сорвать даже порывом ветра. Кроме того, в них было крайне сложно заниматься физическими упражнениями. По последним двум причинам еще в СССР от знаменитых головных уборов начали отказываться в пользу обычных кепок. Справедливости ради стоит отметить, что на территориях со специфическим южным климатом советским солдатам вместо пилоток полагались головные уборы, напоминающие панамы.
Зачем голове пилотка. откуда она появилась в армии
А как в России
Появление пилотки у нас напрямую связано с воздухоплаванием. В конце 19 века в России появились аэростаты, а затем и самолеты.
Отправляясь в полет, летчики надевали кожаные шлемы. Другой головной убор просто не смог бы удержаться у них на голове. Да, но тогда в армии офицеры (а летчики были офицерами) носили фуражки. Очень неудобный головной убор для авиации.
Проблемность ситуации была связана с тем, что летчик не знал, куда засунуть свою фуражку, когда надевал шлем. Кабины самолетов того времени не отличались просторностью. Там не имелось никакой возможности пристроить куда-нибудь фуражку, чтобы не помять ее. А офицер, тем более летчик, должен был выглядеть идеально.
Именно это заставило придумать мягкий головной убор исключительно для летчиков.
Это произошло в 1913 году. Спустя 2 года новый головной убор добрался и до остальной армии. По началу он появился как элемент формы ефрейторов.
Пилотка образца 1941 года, копия (фото с сайта antikvariat.ru)
Создаем шапку из бумаги своими руками в пошаговом мастер-классе
Их представители бывают разные по сложности и внешнему виду. И разделяются также по предназначению. Некоторые шапочки универсальны и пользуются большим спросом у разных поколений. Рассмотрите представленные схемы и попробуйте начать с несложного варианта, который нам знаком с детства.
Шапка пилотка оригами:
Конечно, поверить в то, что бумага может спасти от воды трудно. Но, если не долго оставаться под дождем, и бумага будет прочная, тогда имеет смысл ее использовать. Тем более, делать это совсем не сложно. Этапы такие же, как и в простой шапочке, только одна сторона не заворачивается и остается открытой. Это предусмотрено для защиты от попадания капель за шиворот.
Предлагаем посмотреть схему по формированию данного изделия. Также в конце статьи добавлены видео материалы по этому виду оригами-шлема.
Представленные модели – это не предел. Существуют варианты бумажной ковбойской шляпы, тюбетейки, различных видов шлема и многое другого.
Карнавальные шапки из бумаги.
Существует большое количество идей по использованию бумаги для создания костюмов. И еще больше идей вращается в воздухе.
Существует, например, несколько разновидностей пиратской шляпы. Принцип их создания похож: из двух листов плотного картона вырезается две треуголки и соединяются между собой. При этом к низу необходимо сделать расширение, и прикрепить изнутри ободок. Этот ободок и будет держать шляпу на голове. И остается дело за малым: разукрасить и добавить пиратских элементов (череп, кости и пр.).
Еще один представитель прошлых веков – цилиндр, который излучает благородство и респектабельность. Для его изготовления также понадобится плотный черный картон. Элементы конструкции делаются отдельно (высокая труба, верх и поля шляпы), а потом скрепляются между собой.
Защищает и смотрится внушительно, но нежно. Как видно из фото, это довольно несложный процесс и с ним может справится даже ребенок.
Предлагаем вам попробовать сделать шапочку в виде цветка мака. Это очень яркая и оригинальная деталь для детского костюма. Такой аксессуар подойдет для новогоднего утренника и для празднования дня рождения. Какая девочка откажет себе в удовольствии примерить такую очаровательную вещицу и почувствовать себя феей цветов. А воспитатели детского сада возьмут себе на заметку такую идею для придания красоты и торжественности любому детскому празднику. Ниже прилагается пошаговое фото.
Первое, что нужно сделать – это подготовить все необходимые материалы.
Соединяем широкую полосу так, чтобы получился ободок. Примерьте его на голову ребенка, чтобы он плотно сидел. И скрепите степлером.
После этого необходимо обмотать обод узкой полоской зеленой бумаги, так чтобы покрыть всю поверхность. И также закрепить скобами.
Теперь формируем верх шапочки, чтобы она хорошо держалась на голове. Для этого прикрепляем оставшиеся полоски картона к ободку по внутренней стороне.
Из красной гофры вырезаем лепестки цветка, прямоугольной формы, закруглённые, с одной стороны. Размер лепесточков в длину составляет примерно 7см. Его можно регулировать, в зависимости от того, какого объема вы хотите получить цветок.
Формируем лепестки, складывая не закругленный край, так, чтобы получилась слегка выпуклая форма.
Прикрепляем получившиеся лепестки поочередно к ободку и верхним полоскам так, чтобы получился бутон. Из желтой бумаги вырезаем длинную полоску и скручиваем в трубочку. С одной стороны, режем ее так, чтобы получилась пушистая макушка и крепим в середину цветочка.
Наше оригинальное украшение для головы готово. Если проявить фантазию, то на основе данного мастер класса можно воплотить множество различных цветочных (и не только) идей.
Фашистская пилотка тоже проиграла войну
16 марта 1935 года был создан вермахт, в котором пилотка стала главным полевым головным убором. Её шили так, чтобы передняя часть боковин была выше задней, фигурно вырезая уголки на отворотах. Для этого применяли ткани цвета фельдграу. Впереди вышивалась трехцветная кокарда, над которой — имперский орел.
Для офицеров обводы донца и отвороты имели окантовку из алюминиевого жгутика. Танковые генералы тоже носили этот головной убор с той разницей, что пилотка была черной, а кант и орел — розовый. По многочисленным свидетельствам, немецким солдатам нравился этот убор. Однако война вносила свои суровые коррективы.
После Сталинграда фашистская пилотка потеряла былой лоск. Орла и кокарду соединили в одно целое, чтобы упростить технологию шитья. Вскоре исчезла окантовка и шелковая подкладка, да качество сукна резко упало. Упростилась также форма отворотов. В 1944 году пилотку шили уже из самой дешевой ткани цвета хаки, постепенно вытесняя её более простым полевым кепи. Фашистская пилотка, точно так, как и вермахт, тоже проиграла войну.
Оригинал записи и комментарии на
Пилотка для ребенка часто делается мамочками для утренников или фотосессий их детишек. Сшить своими руками этот головной убор совсем не сложно, к тому же, в интернете можно найти массу простых схем пошива пилотки разных размеров.
Пилотка для ребенка часто делается мамочками для утренников или фотосессий
Выкройка пилотки – не только не сложный, но очень интересный процесс.
Для того чтобы получить эту красивую шапочку, нужно подготовить следующее:
Ткань (важно, чтобы она была плотной, так как из тонкой мягкой ткани не получится держащая форму шляпа). Бумага (для прорисовки макета). Ножницы. Мел (для обвода выкройки на ткани). Швейная машинка.
Быстрые способы сделать пилотку из бумаги
Сделать головной убор такого плана можно очень быстро, главное, запомнить последовательность действий:
Ещё одним вариантом спасения от солнца станет немного видоизменённая пилотка-кепка с козырьком. Делают её так:
Укрыть голову от солнца, песка или другого мелкого мусора, который обязательно пачкает волосы во время ремонта или уборки во дворе, может кепка, сделанная из газеты. Квадратная форма головного убора делает его универсальной вещью, для изготовления которой нужно минимум времени и материалов. Пошаговая инструкция:
Если же погодные условия резко переменились, и небо затянулось хмурыми тучами, не промокнуть детским и взрослым головам и плечам поможет бумажный колпак. Сделать его можно следующим способом:
Популярные модели
Головные уборы на лето – это шляпы, платки, кепки с козырьком, повязки, панамы. Изделия должны быть из натуральных материалов, поскольку в жару синтетика вредна и доставляет неудобства. Разрабатывая модели, дизайнеры учитывают не только практическое предназначение изделий. Они должны защищать от солнца и служить эстетическим дополнением образа обладательницы.
Платки и банданы
Модные летние платки, косынки, банданы предпочитают носить молодые женщины и дамы в возрасте, подбирая изделия к любимой одежде, прическе, задуманному образу. Производятся такие аксессуары из шелка, хлопка, шифона, атласа, вуали.
Большой однотонный платок, надетый на голову и завязанный на шее красивым узлом, создает образ в стиле ретро. Современное дополнение к нему – солнцезащитные очки с большой оправой, они должны быть стильными, чтобы подчеркнуть изысканность и таинственность обладательницы.
Если платок сформировать в виде тюрбана, то получится романтичный восточный образ. Такой головной убор сочетается со многими стилями
Женщина в тюрбане обращает на себя внимание окружающих, она не похожа на других. Носить такой головной убор нужно с крупными серьгами, бусами из натуральных камней
Бандана – это косынка большого размера. Традиционно этот аксессуар изготавливался из цветной ткани с узорами. Сейчас можно найти изделия с любыми принтами. Носить бандану можно разными способами, в том числе как модную повязку для волос.
Кепки
Кепка – это головной убор спортивного стиля. Его рекомендуется носить с мини-шортами, бриджами, джинсами, топами, футболками. Предметы одежды необязательно должны быть одного цвета, на лето лучше выбирать вещи с обилием оттенков. Сочетание моноцветной кепки с ярким сарафаном – это оригинальное решение нынешнего сезона, которое предпочитают многие молодые девушки. Благодаря козырьку, солнце не будет ослеплять глаза. Спортивный стиль кепки можно подчеркнуть сочетанием с обувью на платформе, тракторной подошве.
Бейсболки
Этот вид головного убора относится к спортивному стилю. Его можно носить с джинсами, бриджами, топами, рубашками, яркими футболками. Классическое сочетание – бейсболка, футболка поло, шорты и кроссовки. Постоянно в моде модели с логотипами, фирменными знаками, надписями спортивной тематики.
Шляпки
Шляпа дает максимум возможностей выразить себя, показать свой идеальный вкус. Цвет и материал – важные элементы, которые следует рассматривать после фасона. На первом месте по популярности соломенные шляпы. Они подходят под наряды для пляжного отдыха, городских прогулок.
Головой убор из соломки – защита и украшение одновременно. Востребованные модели – изделия со средними полями, дополненные цветами, лентами, ракушками, камешками.
Особенности, на которые следует обратить внимание при выборе головного убора:
Панамы
Панама – универсальный женский головной убор, подходящий к платьям, сарафанам, юбкам с блузами, брюкам, джинсам. Изделие отличается многообразием оттенков и широким выбором моделей. Панаму можно брать с собой на море, надевать на пикники, прогулки по городу, вечеринки, комбинировать с оригинальными предметами одежды – накидками, вязаными ажурными туниками, легкими кардиганами.
Береты
Летний берет для девушки – отличное дополнение романтичного образа. Сочетается с удлиненными вариантами легких кардиганов, элегантными костюмами, вечерними нарядами, комбинезонами. Это могут быть вязанные спицами или крючком изделия из ниток светлых оттенков.
Модные тренды – береты из грубой хлопчатобумажной ткани. Они держат форму и хорошо сидят на голове. Дополнить аксессуар рекомендуется маленькой брошкой, дизайнерской булавкой, крупной бусиной.
История головного убора
Пилотка представляет собой немного сплюснутую с боков шапку. Ее прототипами являются сербская шайкача (носили моряки и офицеры) и шотландский гленгарри – головной убор военнослужащих из шерстяной ткани, появление которого датируется XIX веком.
На просторах России пилотка появилась в 1913 году. Первоначальное название было «полетка», так как она носилась служащими авиации, являясь частью форменного гардероба летчиков. Однако такое название не прижилось. Достаточно быстро головной убор переименовали. Благодаря мягкости материала пилотка легко складывалась и помещалась в карман на время полета, не теряя при этом формы, сохраняя первоначальный внешний вид.
В 1917 году этот головной убор вместе с остальным военным обмундированием был упразднен. Но благодаря своей практичности в 1919 году опять стал частью форменной одежды сухопутных войск РККА. Солдаты носили однотонные изделия, офицерские же были украшены серебристыми вставками.
В авиацию головной убор вернулся лишь в 1934 году после военной реформы. Материалом для изготовления служила плотная ткань. На месте, где у пилотки передняя часть, крепился отличительный знак – красная звезда. А с 3 декабря 1935 года данный головной убор обязан был носить каждый военнослужащий Красной армии. Различали два вида пилоток:
В советское время эти головные уборы были обязательными в летний период для солдат, сержантов, старшин. Производились они из хлопчатобумажной ткани. Для прапорщиков и офицеров использовалась полушерстяная ткань. Цвет был общий для всех – защитный. Кроме того, существовали конкретные требования, как закрепить на голове пилотку. На флоте офицеры носили полушерстяные головные уборы черного цвета с белой окантовкой и кокардой. Рядовым матросам положен был черный вариант из сукна.
До сегодняшних дней рассматриваемый головной убор сохранился как неотъемлемая часть форменной одежды. Его носят моряки, летчики, ракетчики и другие военнослужащие российской армии.
Полезные советы
Завязанная чалма — интересный аксессуар, способный дополнить любой образ. Но для того чтобы это изделие выглядело действительно красиво, нужно знать и использовать полезные рекомендации по его носке:
Редкие виды техник завязывания чалмы подходят женщинам с челкой Она неплохо смотрится только с повязкой. Тюрбан полностью открывает лицо, буквально акцентирует на нем внимание
По этой причине важно, чтобы у женщины были безупречный тон кожи, хороший макияж Особенно ярко можно красить глаза. Неважно, из шарфа или платка вяжется чалма — если под них надеть специальную шапочку, изделие будет держаться на голове лучше. Если собрать из волос пучок на затылке, головной убор в итоге будет выглядеть объемнее. Летняя чалма прекрасно сочетается с крупными, длинными серьгами, особенно если они сделаны в восточном стиле. Тюрбан нельзя сильно затягивать, он должен оставаться немного свободным.. Летний головной убор нужно формировать из легких тканей, зимний — из более теплых материалов
Тюрбан хорош тем, что это универсальное изделие, которое можно носить буквально с любым нарядом и во все времена года. Тем более что в нынешнем сезоне он — настоящий модный тренд
Летний головной убор нужно формировать из легких тканей, зимний — из более теплых материалов. Тюрбан хорош тем, что это универсальное изделие, которое можно носить буквально с любым нарядом и во все времена года. Тем более что в нынешнем сезоне он — настоящий модный тренд.
Повязка особенно хорошо смотрится с челкойТюрбан акцентирует внимание на лицеСпециальная шапочка под чалмой надежно закрепляет головной уборТюрбан выглядит объемным с высокой прическойИдеальное сочетание с серьгами в восточной стиле
Учимся шить своими руками пилотка военную (солдатскую)
Для создания пилотки нам понадобится:
Размер пилотки универсален, длина ее будет около 28 см, и носить её сможет не только ребенок, но и взрослый.
Первым шагом необходимо сделать выкройку на миллиметровой бумаге или кальке, состоящую из двух деталей: основной и вставки.
Кладем выкройку сверху ткани, обводим мелом, не забывая про припуски на швы около 1-2 см, иначе головной убор получится слишком маленькой, и вырезаем. Для создания пилотки нам потребуется 4 основных детали и 2- вставки.
Пилотка готова, вывернем её обратно на лицевую сторону и прогладим утюгом.
Для придания ей большего сходства с солдатской пилоткой, можно вставить красную армейскую звезду, купленную в армейском магазине. Звезда крепится посередине прямо в шов. Звезду можно вышить красными нитками или вырезать из ткани.
Если шить вы совсем не умеете или нет времени искать подходящую ткань, пилотку можно сделать из бумаги и раскрасить зеленой гуашью. Такая поделка сможет выручить, если у ребенка намечается утренник в честь 23 февраля или 9 мая. Делать детскую пилотку мы будем делать с помощью мастер-класс с фото и подробным описанием.
Для создания пилотки подойдет любая бумага или газета прямоугольной формы.
История пилотки. Наследница фуражки и родственница бескозырки
Как головной убор русских военных летчиков превратился в символ Победы
Этот характерный головной убор стал таким же символом советского солдата времен Великой Отечественной войны, как буденовка – красноармейца времен Гражданской. В пилотках ходили рядовые и офицеры, летчики и танкисты, фронтовики и бойцы тыловых частей. Но мало кто догадывается, что пилотка – ближайший родственник бескозырки, а обе они – потомки… фуражки!
От «фуражирки» до «полетки»
О точном происхождении пилотки историки мундира спорят до сих пор. И понятно почему: головные уборы подобной формы встречаются во множестве стран, порой отделенных друг от друга тысячами километров. Но наиболее вероятно, что традиционная советская пилотка восходит все-таки к предку фуражки и бескозырки – так называемой фуражной шапке. Доказательством тому может служить такой факт: в польском языке одно из названий пилотки – «фуражирка».
Фуражные шапки – мягкие колпаки, верхняя часть которых свешивалась набок, – в русской армии ввел в 1797 году император Павел I. Полагались эти головные уборы поначалу только фуражирам, то есть нестроевым чинам, отвечавшим за заготовку корма и уход за армейскими лошадьми. Обеспечивать их традиционными в то время киверами или гренадерскими шапками никто не собирался, вот и ввели особую шапку, которая отличала фуражиров от других военных. По одной из версий, чтобы верхняя часть колпака не мешала во время работ, фуражиры начали складывать ее, опуская внутрь: получался головной убор с характерной для пилотки складкой.
Другой вопрос, что в России никаких похожих на пилотку головных уборов не встречается со времен павловской «фуражной шапки» и до 1913 года. Только накануне Первой мировой войны повелением императора Николая II пилотка – тогда она называлась «мягкой складной шапкой» – была введена в воздухоплавательных и авиационных частях. Собственно, отсюда и происходит ее название: в армии новый головной убор называли и «полеткой» (потому что надевать ее полагалось только в полете), и «пилоткой» (потому что носили ее пилоты); встречается в документах даже название «залетка», хотя оно и не было распространенным.
Впрочем, существуют и другие версии происхождения пилотки. В британской армии пилотки считаются наследниками шотландского головного убора «гленгарри», появившегося в армии в конце XIX века. На Балканах есть свой вариант похожего головного убора, который называется «шайкача» и напоминает пилотку с сильно раздвинутыми верхними краями. А, скажем, в Испании и Франции пилотки строго возводят к фуражным шапкам, доказательством чему служат кисточки, свисающие с переднего угла.
«Французская» пилотка русской армии
Если происхождение пилотки остается не до конца изученным, то ее история в русской и советской армии хорошо известна. После того как «мягкую складную шапку» ввели для воздухоплавателей и авиаторов, те быстро оценили ее преимущества. Хотя тогдашняя пилотка и шилась из сукна черного цвета, в ней было удобно ходить даже летом – удобнее, чем в фуражке. Если же головной убор требовалось снять, то не приходилось задумываться, куда его положить: в сложенном виде он легко помещался в карман форменных брюк. И хотя носить пилотки полагалось только вне строя, скажем, в полетах или в перерывах между ними, а также во время нахождения на аэродроме, русские летчики быстро завели моду носить пилотки и за пределами летного поля.
Оценив удобство нового головного убора, пилотки решила завести и русская армия. Пехотинцы и артиллеристы получили ее как головной убор, надеваемый под стальной шлем, которые начали появляться в Русской императорской армии в 1916 году. Но поскольку армия так и не получила достаточного числа современных касок, то и число пилоток осталось незначительным: в основном их, как и шлемы, получали ударные части, созданные в 1917 году. Кстати, эти пилотки в армии называли «окопными», или «французскими» – так же, как и каски, представлявшие собой точную копию французской каски Адриана. Заимствованные вместе с ними мягкие складные шапки отличались от тех, которые получали летчики. Они были цвета хаки, боковые бортики у них были чуть ниже, а еще пилотка имела кожаные ремешки, в обычной обстановке носившиеся поверх нее, а когда нужно было надевать каску, опускавшиеся под подбородок.
Именно эти два вида пилоток и достались в наследство Красной и Белой армиям после Октябрьской революции. В РККА пилотки поначалу не прижились нигде, кроме как в авиации и на курсах красных командиров. Летчики донашивали черные пилотки, а курсанты – «французские» цвета хаки с подбородочными ремнями. Новые пилотки не шились, и удобный головной убор быстро исчез из употребления, дав дорогу уставной буденовке, прежде всего ее летним вариантам.
Возвращение пилотки
Пилотка вернулась в армию только в 1935 году, когда ее ввели для всего личного состава Красной армии в качестве головного убора, который надевается под каску и используется во время полевых работ. Причем поначалу пилотки имели заметные различия в зависимости от того, представители каких родов войск их носили. У летчиков они были синего цвета, у танкистов – стального, а всем остальным полагались цвета хаки, но с цветной выпушкой по краю бортиков и по низу головного убора, соответствовавшей цвету петлиц и обозначавшей конкретный род войск. Правда, такие «украшения» имели только пилотки командиров и начальствующего состава. У рядовых и сержантов пилотки были просто цвета хаки и без выпушки, кроме летчиков (синие с голубой выпушкой) и танкистов (стального цвета).
Все это цветное разнообразие довольно быстро закончилось. Вооруженные конфликты у озера Хасан в 1938 году и на Халхин-Голе в 1939-м, а особенно Зимняя война 1939-40 годов показали, что для снабжения армии столь широкая номенклатура расцветок очень неудобна. И за четыре с половиной месяца до начала Великой Отечественной войны наркомат обороны издал секретный приказ, по которому всем родам и видам войск отныне полагались пилотки единого цвета хаки, без всяких выпушек. Причем у курсантов, рядовых и сержантского состава эти головные уборы становились и частью летней парадно-выходной формы, и рабочей полевой. Разница была только в материале: в первом случае пилотки шились из сукна, во втором — из хлопчатобумажной ткани.
В таких пилотках Красная армия и встретила начало Великой Отечественной войны. Впрочем, как это обычно и бывает, неразбериха, связанная со срочной мобилизацией и обмундированием миллионов человек, совпавшая со сменой формы всей армии, привела к удивительному разнообразию головных уборов у красноармейцев и командиров. Носили то, что успели получить: и старые пилотки с выпушками, и новые без нее. Летчики, особенно пришедшие в строевые части незадолго до войны, по-прежнему надевали синие пилотки, танкисты – стального цвета. Что говорить, если даже буденовки, официально выведенные из обращения в 1940 году, продолжали выдавать вплоть до 1944 (!) года.
Символ не армии, но Победы
Более-менее однообразным обмундирование Красной армии стало к середине войны, особенно после того, как с введением погон в 1943 году в очередной раз изменилась и форма. Примерно с этого времени пилотки как головные уборы младших офицеров начинают сменяться фуражками. Такое положение сохранится до 1988 года: «складные мягкие шапки» останутся атрибутом рядовых и сержантов, а также солдат сверхсрочной службы, пока очередная реформа не введет пилотку в качестве головного убора офицеров в повседневной летней строевой форме одежды. Кстати, тогда же на офицерских пилотках, чтобы отличать их от солдатских, появились цветные выпушки по родам войск – совсем как в 1935 году.
Правда, все это будет касаться только армии. На флоте офицерские пилотки с белыми кантами появятся гораздо раньше, в 1967 году. Они сменят береты, оказавшиеся не слишком удобными на борту кораблей, особенно если те уходили в боевые походы куда-нибудь ближе к экватору. Тогда, кстати, пилотка становилась из темно-синей светло-синей и получала козырек и подбородочный ремень.
После развала Советского Союза пилотки стали постепенно исчезать из арсенала новой российской армии. Сначала они изменили форму, став похожими больше на головные уборы солдат бывших противников по «холодной войне», чем на те, в которых Красная армия входила в Берлин. Потом их и вовсе сменили береты и кепи, и сегодня пилотка остается элементом форменной одежды военнослужащих-женщин или используется исключительно в жарком климате. И теперь пилотка уже не воспринимается как символ российской армии, но символом нашей Победы классическая советская солдатская пилотка останется уже навсегда.