Что означает план охраны судна
1. Общие положения
1.1. Введение
План охраны судна разработан в соответствии с требованиями Главы XI-2 «Специальные меры по усилению охраны на море» Международной конвенции по охране человеческой жизни на море СОЛАС-74 и Международного кодекса по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС), принятых Резолюциями 1 и 2 конференции Договаривающихся правительств 12 декабря 2002 г.
План судна является конфиденциальным документом и должен быть защищен от не-санкционированного доступа и разглашения.
1.2. Цели
Основными целями Плана являются:
.1. Своевременная подготовка экипажа к осуществлению мер, обеспечивающих постоянную готовность быстро и эффективно реагировать на возможные акты терроризма, а также к принятию мер по их предотвращению.
.2. Предоставление рекомендаций капитану, лицу командного состава, ответственному за охрану судна, и другому персоналу на борту судна, вовлеченному в систему охраны по выполнению мероприятий для различных уровней охраны, использованию процедур и инструкций применительно к охране, как на судне, так и во взаимоотношениях судна с компанией, портовыми средствами, организациями и властями, несущими ответственность за охрану.
1.3. Определения
Для целей Плана, если специально не оговорено иное:
.1 Компания означает собственника судна или любую другую организацию, или лицо, такое как управляющий или фрахтователь по бербоут – чартеру, которые приняли на себя ответственность за эксплуатацию судна от собственника судна, и которые, при этом, согласились принять на себя все обязанности и всю ответственность, возлагаемые Между-народным Кодексом по управлению безопасностью.
.2 Взаимодействие судно/порт означает взаимодействие, которое происходит, когда судно прямым и непосредственным образом затрагивается действиями, связанными с перемещением людей, товаров или предоставлением портовых услуг судну.
.3 Декларация об охране означает соглашение, достигнутое между судном и, либо портовым средством, либо другим судном, с которыми оно будет взаимодействовать, оговаривающее меры по охране каждой стороны.
.4 Должностное лицо компании, ответственное за охрану (ДЛК) означает лицо на бе-регу, назначенное компанией для обеспечения проведения оценки охраны судов, выработки, представления на одобрение и последующего выполнения планов охраны судов и
для связи с должностными лицами портовых средств, ответственными за ох-рану, и лицами командного состава, ответственными за охрану судна.
.5 Должностное лицо портового средства, ответственное за охрану (ДЛПС) означает лицо, назначенное ответственным за выработку, выполнение и пересмотр плана охраны портового средства и за связь с лицами командного состава, ответственными за охрану судов, и с должностными лицами компании, ответственными за охрану.
.6 Лицо командного состава, ответственное за охрану судна (ЛКС) означает лицо, под-отчетное капитану, назначенное компанией для решения вопросов обеспечения охраны судна, включая выполнение плана охраны судна и связь с должностным лицом компа-нии, ответственным за охрану и должностным лицом портового средства, ответственным за охрану.
.7 План охраны судна означает план, выработанный для обеспечения применения мер на судне, предназначенных для защиты людей, груза, грузовых транспортных единиц или судна от рисков нарушения охраны.
.8 План охраны портового средства означает план, выработанный для обеспечения выполнения мер, предназначенных для защиты портового средства и судов, их грузов, грузовых транспортных единиц, людей и судовых запасов от рисков нарушения охраны.
.9 Портовое средство означает район, определенный Договаривающимся правительством или назначенной властью, где происходит взаимодействие судно/порт. Это включает также такие районы как якорные стоянки, места ожидания причала и подходы с моря, соответственно.
.10 Происшествие, связанное с охраной, означает любое подозрительное действие или обстоятельство, угрожающие обеспечению охраны судна, включая морскую передвижную буровую установку и высокоскоростное судно, или портовому средству, или любому взаимодействию судно/порт, или любой деятельности судно–судно;
.11 Уровень охраны означает квалификацию степени риска того, что будет предпринята по-пытка нарушить охрану или произойдет происшествие, связанное с охраной;
.12 Уровень охраны 1 означает уровень, при котором всегда, и непрерывно, должны поддерживаться минимальные соответствующие меры по обеспечению охраны.
.13 Уровень охраны 2 означает уровень, при котором, из-за повышенного риска происшествия, в течение некоторого периода времени должны поддерживаться соответствующие дополнительные меры по обеспечению охраны.
.14 Уровень охраны 3 означает уровень, при котором в некотором ограничен-ном промежутке времени, в течение которого происшествие вероятно или неминуемо, должны поддерживаться особые специфичные меры по обеспечению охраны, хотя иногда невозможно определить конкретную цель нападения.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОХРАНЫ СУДНА
Организационная структура охраны судна представлена на схеме 1.
Схема 1
∗) Имя, должность и информация для связи с Должностным Лицом Компании, даны Дополнении 3.
**) Если имеется в штатном расписании.
***) ЛКС на судне является Капитан.
Для организации работы и осуществления мер по охране судна создается судовой комитет безопасности в составе:
– Капитан
– Лица командного состава, имеющие обязанности по охране: старший помощник, старший механик.
Основными задачами судового комитета безопасности среди прочих являются:
– организация выполнения судовым персоналом эффективных мер по безопасности и ох-ране судна;
– выработка у экипажа навыков общей бдительности, умения изучать окружающую обстановку, оценивать ее и принимать необходимые меры безопасности;
– отработка методов противодействия угрозам захвата судна террористами, взрыва судна, захвата заложников.
Повседневно вовлечены и выполняют функции по обеспечению безопасности и охране судна в соответствии с должностными обязанностями:
– вахтенный помощник капитана и палубная вахта;
– вахтенный механик.
В зависимости от уровня охраны в мероприятиях по охране судна могут быть задействованы все члены экипажа.
На судне должно быть разработано «Расписание экипажа по противодействию террористическим актам», по форме принятой для «Расписания по тревогам», согласованное с соответствующими документами, одобренными Компанией.
ЦЕЛИ И ТРЕБОВАНИЯ КОДЕКСА ОСПС
Кодекс ОСПС состоит из преамбулы, части А, дополнений 1 и 2 к части А, части В, дополнений 1 и 2 к части В. Часть А носит обязательный характер, а часть В — рекомендательный. Целями Кодекса являются:
• установление международной структуры, использующей сотрудничество между Договаривающимися правительствами, правительственными учреждениями, местными администрациями, представителями морского судоходства и портов для выявления угрозы и принятия мер, предупреждающих несанкционированные действия, связанные с захватом, уничтожением или нанесением неприемлемого ущерба судам или портовым средствам, используемым в международной торговле;
• распределение соответствующих ролей и ответственности между Договаривающимися правительствами, правительственными учреждениями, местными администрациями, представителями морского судоходства и портов на национальном и международном уровнях для обеспечения охраны на море;
• обеспечение заблаговременного и эффективного сбора и обмена информацией, связанной с охраной;
• предоставление методологии оценок охраны, так чтобы иметь готовые планы и процедуры реагирования на изменяющиеся уровни охраны;
• обеспечение уверенности в том, что в наличии имеются адекватные и надлежащие меры обеспечения охраны на море.
Для достижения своих целей, данный Кодекс объединяет большое количество функциональных требований. Не ограничиваясь перечисленным ниже, они включают:
• сбор и оценку информации в отношении угроз судам или портовым средствам и обмен такой информацией с соответствующими Договаривающимися правительствами;
• требование соблюдения протоколов связи для судов и портовых средств;
• предотвращение неразрешенного доступа на суда, портовые средства и в их районы с ограниченным доступом;
• предотвращение доставки на суда или на портовые средства неразрешенных предметов (оружие, зажигательные устройства) или взрывчатых веществ;
• обеспечение средствами подачи сигналов аварийно-предупредительной сигнализации в случае происшествия или угрозы происшествия;
• требование наличия планов охраны судов и портовых средств, основанных на оценке охраны;
• требование о подготовке персонала и учениях для освоения планов охраны и необходимых процедур;
• тщательную проверку охраны каждого судна и портового средства.
ПЛАН ОХРАНЫ СУДНА
Каждое судно должно иметь на борту одобренный Администрацией (или от ее имени признанной в области охраны организацией) план охраны судна. Никакие изменения одобренного плана, касающиеся охраны судна и охранного оборудования, не должны задействоваться до тех пор, пока соответствующие поправки к плану на будут одобрены Администрацией (или от ее имени признанной в области охраны организацией). Основные цели Плана:
1) своевременная подготовка экипажа к осуществлению мер, обеспечивающих готовность быстро и эффективно реагировать на возможные акты терроризма, а также к принятию мер по их предотвращению;
2) предоставление рекомендаций капитану, лицу командного состава, ответственному за охрану судна, по выполнению мероприятий для различных уровней охраны, использованию процедур и инструкций применительно к охране как на судне, так и во взаимоотношениях судна с судоходной Компанией, портовыми средствами, организациями и властями, несущими ответственность за охрану.
Судовой план охраны готовится с учетом вероятных рискованных ситуаций, с которыми может столкнуться судовой экипаж, его способности и подготовки, возможности установления безопасных охраняемых зон на судне и средств наблюдения и обнаружения, которые имеются на судне.
План должен содержать три уровня охраны:
уровень охраны 1 означает обычный уровень, при котором постоянно должны поддерживаться минимальные соответствующие меры по обеспечению охраны;
уровень охраны 2 означает повышенный уровень, при котором из-за повышенного риска происшествия, в течение некоторого периода времени должны поддерживаться соответствующие дополнительные меры по обеспечению охраны;
уровень охраны 3 означает исключительный уровень, при котором в некотором ограниченном промежутке времени, в течение которого происшествие вероятно или неминуемо, должны поддерживаться дальнейшие особые меры по обеспечению охраны, хотя иногда невозможно определить конкретную цель нападения. При этом уровне охраны судно должно следовать указаниям, поступившим от тех, кто проводит ответные действия, связанные с происшествием или его угрозой. В плане охраны судна должны быть подробно изложены меры охраны, которые могут быть предприняты судном в тесном взаимодействии с теми, кто осуществляет ответные действия, и с портовым средством.
План охраны судна разрабатывается на основе руководства, представленного в части В Кодекса ОСПС. Он должен быть на языке или языках, являющихся рабочими на судне. Если используемый язык или языки не являются английским, французским или испанским, то в план включается перевод на один из этих языков.
План должен содержать следующее:
• подробное изложение организационной структуры охраны судна;
• подробное изложение взаимоотношений судна с Компанией, портовыми средствами, другими судами и соответствующими властями, несущими ответственность за охрану;
• перечисление участков ограниченного доступа и мер по предотвращению несанкционированного доступа к ним;
• подробное описание мер по предотвращению несанкционированного доступа на судно;
• процедуры ответных мер при угрозе происшествия или несанкционированных действиях, включая положения по поддержанию критически важных операций на судне или во взаимодействии судно/порт;
• подробное изложение мер охраны, предусмотренных для уровня охраны 1, как материального характера, так и предусмотренных организацией эксплуатации судна, которые должны действовать постоянно;
• подробное изложение мер охраны, которые должны обеспечивать незамедлительный переход судна на уровень охраны 2 и, при необходимости, на уровень охраны 3;
• процедуры выполнения любых инструкций по охране, которые могут отдавать Договаривающиеся правительства при уровне охраны 3;
• порядок эвакуации в случаях угрозы или при нарушении охраны;
• обязанности и область ответственности всех членов экипажа судна, привлеченного к охране;
• процедуры аудиторской проверки деятельности по охране;
• процедуры проведения процесса обучения, тренировок и учений по плану;
• процедуры периодического пересмотра плана и приведения его на уровень современности на основании опыта или изменившихся обстоятельств;
• процедуры сообщений о происшествиях, связанных с несанкционированными действиями;
• сведения о лице командного состава, ответственного за охрану судна;
• сведения о должностном лице Компании по охране, включая его контактный адрес, который доступен круглосуточно;
• процедуры проведения проверки, испытаний, калибровки и технического обслуживания всего судового оборудования охраны, если оно имеется;
• частоту проведения испытаний или калибровки любого судового оборудования охраны, если оно имеется;
• указание мест размещения точек запуска судовой системы оповещения;
• процедуры, инструкции и руководство по использованию судовой системы оповещения, включая испытания, включение, выключение и возврат в исходное положение[7], и по ограничению ложных сигналов тревоги.
Дополнительно к вышеперечисленным рекомендациям План охраны судна должен предусматривать следующее:
• необходимые процедуры или предосторожности, гарантирующие постоянное поддержание непрерывной связи;
• действия по оценке того, продолжают ли быть эффективными процедуры охраны и какие бы то ни было оборудование и системы охраны и обнаружения, включая процедуры выявления отказа или неисправности оборудования и систем и принятия контрмер;
• подход и принятый порядок действий, направленные на защиту конфиденциальной информации по вопросам охраны, хранимой на бумажных и электронных носителях;
• сведения о типах оборудования и систем охраны и обнаружения, если они имеются, и требования к их техническому обслуживанию;
• порядок, который бы обеспечивал своевременное представление и рассмотрение докладов о возможном наличии незащищенных охраной участков от лиц, выражающих обеспокоенность по вопросам охраны;
• порядок составления, ведения и корректуры перечня каких бы то ни было опасных грузов или веществ на борту, включая указание их местоположения.
План охраны судна подвергается регулярным (на плановой основе) пересмотрам (обзорам) и внутренним аудиторским проверкам не реже одного раза в год. Целями обзора и внутренней аудиторской проверки являются:
• проверка соответствия плана своему назначению, а также требованиям международных и национальных стандартов, норм и правил;
• оценка правильности и эффективности предусмотренных мероприятий по охране судна;
• выявление недостатков и несоответствий плана и выработка предложений по их устранению;
• выработка предложений по совершенствованию плана и приведение его на уровень современности на основании опыта эксплуатации или изменившихся обстоятельств;
• принятие решений по корректировке плана
Полномочия и ответственность капитана. Капитан обладает исключительными полномочиями в принятии решений по обеспечению безопасности и охраны судна, а также обращению к Компании или любому правительству за помощью, если она требуется.
Капитан не ограничен ни Компанией, ни фрахтователем или любым лицом в праве принятия на свою ответственность любых решений, которые, по его профессиональному суждению, необходимы для поддержания должного уровня безопасности и охраны на судне. Это положение включает отказ в доступе на судно людям или их вещам, а также отказ принять любой груз.
Капитан судна несет полную ответственность за безопасность судна. При любом уровне охраны, включая уровень охраны 3, он может требовать разъяснений или изменений указаний от органов, принимающих меры реагирования на происшествие или его угрозу, если имеются основания полагать, что исполнение указаний может нанести ущерб безопасности судна.
Капитан, располагая предоставленными ему полномочиями и неся всю полноту ответственности за охрану и безопасность судна, судового персонала, груза и имущества, обеспечивает:
• организацию службы на судне, предусматривающую эффективные предупредительные или адекватные ответные меры при угрозе происшествия или несанкционированных действиях;
• распределение обязанностей, полномочий и ответственности судового персонала, вовлеченного в охрану;
• регулярное рассмотрение плана охраны судна на предмет его соответствия своему назначению на основе оценки охраны судна;
• плановое проведение учений и тревог по морской безопасности и охране судна.
Контроль доступа на судно. Планом охраны судна должно предусматриваться ограничение доступа на судно, а также регистрация и контроль всех, кто привлекается к работе на судне в порту или на якоре. Это осуществляет вахтенный матрос у трапа судна в соответствии с должностной инструкцией и вахтенный помощник. Производится проверка личности всех лиц, желающих пройти на судно, и законность оснований их намерения. Проверяется:
• наличие удостоверений личности и направлений на судно у вновь поступивших членов экипажа;
• наличие у поставщиков и рабочих предписаний на выполнение работ и заказов в соответствии с заявкой судна. Контролируется количество людей и их личности согласно списку;
• наличие удостоверений личности посетителей и направлений с указанием цели визита.
Фотографирование тех, кто посещает судно, может быть полезным средством предотвращения инцидентов или идентификации тех, кто приходит на суд но с целью последующего нападения. Проявление фотопленки может понадобиться только в случае состоявшегося нападения. Зная, что нападающие могут использовать знание грузового манифеста для выбора объекта нападения, следует предпринять все усилия для ограничения доступа к документам с информацией о грузе и его расположении на судне.
Планом охраны судна должны быть предусмотрены меры охраны, относящиеся ко всем средствам доступа на судно, а именно:
— посадочным трапам и аппарелям;
— посадочным дверям, бортовым иллюминаторам, окнам и лацпортам;
— швартовным тросам и якорным цепям;
— кранам и подъемным устройствам.
Для каждого из них, в соответствии с уровнем охраны, планом должны быть определены соответствующие места, где должны применяться меры, обеспечивающие ограничение или запрет доступа. Кроме того, должны быть установлены типы ограничений или запретов, которые должны действовать при каждом из уровней охраны, а также средства приведения этих ограничений и запретов в действие.
Для каждого уровня охраны планом охраны судна должно быть установлено, какие средства должны применяться, чтобы удостоверить личности посетителей в целях допуска их на судно и для того, чтобы допущенные лица могли беспрепятственно оставаться на нем. Это может включать разработку соответствующей пропускной системы, которая бы предусматривала постоянные пропуска для экипажа судна и временные — для посетителей. Любая судовая пропускная система должна, когда это осуществимо, приводиться в соответствие с системой, применяющейся в портовом пропускном средстве. Пассажиры должны иметь возможность подтвердить свою личность с помощью посадочных пропусков, билетов и т.д., но они не должны без надзора допускаться в зоны ограниченного доступа. В плане должны быть предусмотрены положения, которые бы обеспечивали регулярное приведение пропускных систем к уровню текущих требований и принятие дисциплинарных мер при нарушении установленного порядка.
Лица, не желающие или неспособные удостоверить свою личность и/или обосновать цель своего посещения, когда от них этого требуют, не должны допускаться на судно, а об их попытке проникновения на судно должно быть доложено лицу командного состава, ответственному за охрану судна, должностному лицу Компании, ответственному за охрану, должностному лицу портового средства, ответственному за охрану и национальным или местным органам, ответственным за охрану.
Для уровня охраны 1 планом охраны судна должны быть определены меры по контролю доступа на судно, среди которых могут быть следующие:
• проверка личности всех лиц, желающих пройти на судно, и обоснованности их намерения посредством проверки, например, предписаний о включении в экипаж, пассажирских билетов, посадочных пропусков, предписаний на выполнение работ и пр.;
• судно, во взаимодействии с портовым средством, должно обеспечить, чтобы были определены огражденные участки для проведения проверки и досмотра людей, багажа (включая переносимых на себе предметов), личных вещей, транспортных средств и их содержимого;
• судно, во взаимодействии с портовым средством, должно обеспечить, чтобы перевозочные средства, подлежащие погрузке на предназначенное для перевозки автомобилей судно, до погрузки подвергались досмотру с повторяемостью, требуемой планом;
• отделение прошедших проверку лиц и их личных вещей от еще не прошедших проверки;
• отделение пассажиров, осуществляющих посадку, от пассажиров, осуществивших высадку;
• указание мест доступа, которые должны быть перекрыты или охраняться для предотвращения несанкционированного доступа;
• перекрытие, посредством запирания либо другими средствами, доступа на неохраняемые участки, примыкающие к участкам, на которые имеют доступ пассажиры и посетители;
• проведение со всем экипажем судна инструктажей по вопросам охраны, касающихся возможных видов угрозы, порядка докладов о подозрительных лицах, объектах либо действиях, а также необходимости проявлять бдительность.
При уровне охраны 1 все желающие пройти на судно должны рассматриваться как потенциальные объекты досмотра. Повторяемость такого досмотра, включая досмотр по случайному выбору, должна быть оговорена в одобренном плане и должна одобряться Администрацией особо. Лучше всего, когда такие досмотры могут быть предприняты портовым средством в тесном сотрудничестве с судном и в непосредственной близости к нему. Члены экипажа судна не должны привлекаться к досмотру других членов экипажа и их личного имущества, за исключением ситуаций, когда для этого есть явные основания, имеющие отношения к охране. Любой такой досмотр должен проводиться так, чтобы полностью принимались в расчет права человека и не наносился ущерб человеческому достоинству.
Для уровня охраны 2 планом должны устанавливаться меры охраны, подлежащие применению для противодействия повышенному риску происшествия, влияющего на защищенность, и направленные на обеспечение повышенной бдительности и более тесного контроля, которые могут включать:
• назначение дополнительных людей для обхода участков палубы в нерабочее время с целью предотвращения несанкционированного доступа;
• ограничение количества мест доступа на судно, определение тех мест, которые должны быть закрыты, и средств их надлежащего закрытия;
• принятие мер противодействия проникновению на судно со стороны воды, включая, например, организацию шлюпочного дозора во взаимодействии с портовым средством;
• установление, в тесном сотрудничестве с портовым средством, зоны ограниченного доступа со стороны борта, обращенного к берегу;
• увеличение частоты и тщательности досмотра людей, личных вещей и транспортных средств, принимаемых на судно;
• сопровождение посетителей судна;
• проведение дополнительных, целенаправленных инструктажей всего экипажа, обращенных на какие бы то ни было выявленные виды угрозы, и вновь акцентирующих внимание на порядке докладов о подозрительных лицах, объектах или действиях и подчеркивающих необходимость повышенной бдительности;
• выполнение полного или частичного обыска судна.
Для уровня охраны З в плане должны быть подробно изложены меры, которые могут включать:
• уменьшение количества мест доступа доходного контролируемого места;
• предоставление доступа только лицам, проводящим ответные действия; связанные с происшествием или его угрозой;
• указания людям на борту;
• приостановку посадки или высадки;
• приостановку грузовых операций, доставок и пр.;
• эвакуацию людей с судна;
• подготовку к полному или частичному обыску судна.
Участки ограниченного доступа на судно. В плане охраны судна должны быть определены участки ограниченного доступа, которые должны вводиться на судне, указаны их границы, время применения ограничений, меры, которые должны применяться для контроля доступа на них, а также меры, которые должны применяться для контроля деятельности внутри этих участков.
Участки ограниченного доступа устраиваются для:
• предотвращения несанкционированного доступа на судно;
• защиты пассажиров, экипажа судна и персонала портового средства или иных органов, уполномоченных находиться на судне;
• защиты важных, с точки зрения охраны, участков на судне;
• защиты груза и судовых запасов от самовольных действий.
Все участки ограниченного доступа должны маркироваться, ясно указывая на то, что доступ на них ограничен, и что несанкционированное нахождение в пределах участка является нарушением режима охраны. Следует рассмотреть вопрос об установлении специальных систем контроля доступа на такие участки. Порты, иллюминаторы и окна, которые могут служить путями доступа, должны быть надежно закрыты и иметь, по возможности, ламинированное остекление. Крышки иллюминаторов должны быть закрыты, а барашки обтянуты. Внутренние двери на таких участках, обеспечивающие непосредственный доступ к ключевым местам, таким как мостик, радиорубка, машинное отделение и каюта капитана, должны быть усилены и должны иметь специальные системы контроля доступа и автоматической аварийно-предупредительной сигнализации.
Запирание дверей, обеспечивающих доступ и выход из участков ограниченного доступа, может противоречить обеспечению безопасности в случае инцидента с судном. В любой ситуации, когда требования обеспечения безопасности противоречит охранным, требования безопасности должны быть превыше всего. Тем не менее, следует попытаться совместить соответствующие положения безопасности, одновременно допуская, чтобы средства доступа и выхода запирались или контролировались.
Судовладельцы могут рассмотреть вопрос об установке внутренней системы телевизионного обзора и записи на пленку главных средств доступа в судовые участки ограниченного доступа, коридоров, ведущих ко входам в ключевые зоны и на мостик.
Для предотвращения захвата отдельных членов экипажа нападающими (захват и угрозы члену экипажа — одно из наиболее употребляемых средств нападающих на судно), все члены экипажа, не занятые важными наружными обязанностями, должны находиться внутри безопасной охраняемой зоны в темное время суток. Те же, кто выполняет обязанности вне такой зоны в ночное время, должны поддерживать постоянную связь с мостиком, а для возвращения в безопасную зону в случае нападения должны использовать альтернативный путь возвращения в эту зону. Члены экипажа, опасающиеся, что не смогут вернуться в такую зону во время нападения, должны заранее выбрать места, где они временно могут укрыться.
В пределах безопасных охраняемых зон должны быть назначены места сбора, где экипаж может собраться при нападении и сообщить на мостик свое местонахождение и количество собравшихся.
В число участков ограниченного доступа могут включаться:
• ходовой мостик, машинные помещения и иные посты управления;
• посты управления противопожарным оборудованием и системами;
• помещение рулевой машины;
• помещение подруливающего устройства;
• помещения, где находится оборудование и системы охраны и обнаружения, а также органы управления ими и системой оповещения;
• помещения вентиляционной системы и системы кондиционирования воздуха, а также иные аналогичные помещения;
• помещения, откуда есть доступ к цистернам с питьевой водой, насосам или клапанным коробкам и трубопроводам;
• помещения провизионных кладовых и холодильных установок;
• помещения, содержащие опасные грузы или опасные вещества;
• помещения, где находятся грузовые насосы и органы управления ими;
• грузовые помещения и помещения для судовых запасов;
• жилые помещения экипажа;
• любые другие участки, куда должен быть ограничен доступ в целях поддержания защищенности судна, установленные должностным лицом Компании, ответственным за охрану, на основании проведения оценки охраны судна.
Все участки ограниченного доступа должны иметь маркировку, указывающую на то, что доступ на участок ограничен и что несанкционированное нахождение в нем посторонних лиц является нарушением режима охраны.
На участках ограниченного доступа могут находиться только:
• члены экипажа, несущие вахту в этих помещениях;
• судовой персонал, за которым закреплено заведование этого оборудования или помещения;
• обслуживающий и ремонтный береговой персонал в сопровождении вахтенного или ответственного по заведованию;
• должностные лица государства порта, осуществляющие контроль системы охраны и имеющие на то полномочия, в сопровождении членов экипажа.
Для уровня охраны 1 в плане должны быть указаны меры охраны, предусмотренные для участков ограниченного доступа, которые могут включать:
• запирание или перекрытие мест доступа;
• использование средств обнаружения для контролирования этих участков;
• выставление постов охраны или использование обходов;
• использование автоматических устройств обнаружения вторжения для подачи сигнала экипажу судна о несанкционированном проникновении.
При уровне охраны 2 повторяемость и интенсивность слежения за участками ограниченного доступа и действий по контролированию доступа туда должна быть увеличена. Планом охраны судна должно предусматриваться применение дополнительных мер охраны, которые могут включать:
• установление участков ограниченного доступа, примыкающих к местам доступа;
• непрерывное слежение за данными, поступающими от средств обнаружения;
• выделение дополнительных людей для охраны и обхода участков ограниченного доступа.
Для уровня охраны 3 меры, которые могут быть предприняты экипажем судна в тесном взаимодействии с теми, кто осуществляет ответные действия, и с портовым средством, могут включать:
• установление на судне, вблизи места происшествия или места, где, предположительно, существует угроза происшествия, дополнительных участков ограниченного доступа, с прекращением доступа в них;
• проведение обыска участков ограниченного доступа как части обыска судна.
Наблюдение за обработкой груза и доставкой судовых запасов и снабжения. Эта мера направлена на:
• предотвращение самовольных действий с грузом;
• предотвращение приема и хранения на судне груза, не намеченного к перевозке;
• предотвращение приема судовых запасов и снабжения без проверки;
• предотвращение самовольных действий с судовыми запасами и снабжением.
Освидетельствование и проверка груза, судовых запасов и снабжения выполняется:
• посредством визуальной и физической проверки;
• с использованием сканирующего оборудования и специальных устройств;
• путем координации с грузоотправителем или иными ответственными сторонами посредством заключения договора или специальных процедур.
При взаимодействии с портовыми средствами должны быть разработаны процедуры контроля грузов, осуществляемые по спискам грузов в местах доступа на судно. С того момента, когда груз находится на судне, должна существовать возможность распознания того, что он был одобрен к погрузке. Кроме того, должны быть разработаны меры охраны, которые бы исключали самовольные действия с грузом после его погрузки на судно.
Применительно к судам, регулярно пользующимся данным портовым средством, может оказаться целесообразным установить порядок для судна, поставщиков судовых запасов и для данного портового средства, охватывающий оповещение о доставке, расписание доставки и соответствующую документацию. Всегда следует предусматривать некий способ, который бы позволял убедиться в наличии свидетельства того, что судно действительно заказывало представленные запасы.
Для уровня охраны 1 планом должны устанавливаться меры охраны, подлежащие применению во время обработки груза, доставки судовых запасов и снабжения, которые могут включать:
• проверку в обычном порядке груза, средств транспортировки груза и грузовых помещений до и во время операций обработки груза;
• проведение проверок на соответствие груза грузовым документам;
• совместное с портовым средством обеспечение того, чтобы транспортные средства, подлежащие погрузке на суда, перед погрузкой подвергались досмотру с повторяемостью, требуемой планом охраны судна;
• проверку пломб или применение иных методов предотвращения самовольных действий с грузом;
• проверку до погрузки запасов на судно того, что запасы соответствуют заказу;
• обеспечение немедленного, безопасного размещения судовых запасов.
Для уровня охраны 2 планом должны устанавливаться дополнительные, меры охраны, подлежащие применению при обработке груза, доставки судовых запасов и снабжения, которые могут включать:
• тщательную проверку груза, судовых запасов и снабжения, средств их транспортировки и грузовых помещений;
• проведение усиленных проверок в целях обеспечения того, чтобы был погружен только предназначенный для этого груз, судовые запасы и снабжение;
• усиленный досмотр транспортных средств, подлежащих погрузке на суда;
• повышенную повторяемость и тщательность проверки пломб или применения иных методов предотвращения самовольных действий с грузом.
Для уровня охраны 3 дополнительные меры могут включать:
• приостановку погрузки или выгрузки груза;
• сверку опасных грузов и веществ на судне, если они есть, с их описью и проверку их местоположения;
• проведение более тщательных проверок судовых запасов;
• приготовление к введению ограничений на действия с судовыми запасами или к приостановке этих действий;
• отказ от принятия запасов на судно.
Обращение с несопровождаемым багажом. Планом охраны судна должны предусматриваться меры охраны, подлежащие применению с целью гарантирования того, чтобы несопровождаемый багаж (т.е. любой багаж, включая личное имущество, который не находится при соответствующем пассажире или члене экипажа судна в месте, где проводится проверка или досмотр) идентифицировался и подвергался проверке, включая досмотр, до его принятия на судно.
При уровне охраны 1, в тех случаях, когда портовое средство имеет хорошо организованную пропускную систему, оборудовано эффективными средствами охраны и имеется гарантированное подтверждение о проведении портовым средством проверки несопровождаемого багажа и его сохранности на своей территории, проверка и досмотр багажа судном может не проводиться.
В противном случае несопровождаемый багаж до принятия на судно подлежит проверке и досмотру судовыми средствами. Допускается проверка багажа выборочно путем физического досмотра или с применением технических средств.
Необходимо тесное взаимодействие с портовым средством и должны предприниматься шаги для гарантирования сохранного обращения с несопровождаемым багажом после его проверки.
При уровне охраны 2 предусматривается применение дополнительных мер охраны, что должно включать 100% проверку несопровождаемого багажа с применением технических средств (например, рентгеновское просвечивание).
При уровне охраны 3 дополнительные меры могут включать:
• более тщательную проверку багажа, например, просвечивание рентгеновскими лучами по меньшей мере под двумя различными углами;
• приготовление к введению ограничений на действия с несопровождаемым багажом или к приостановке этих действий;
• отказ от принятия на судно несопровождаемого багажа.
Контроль защищенности судна. Экипаж судна должен иметь возможность следить за обстановкой на борту в целом, за участками ограниченного доступа на судне, и за участками вокруг судна. Это можно реализовывать с помощью:
• вахтенных, охранников и палубных дозорных;
• автоматических устройств обнаружения вторжения и средств слежения за обстановкой.
В темное время суток и при ограниченной видимости на судне в порту, на якоре или на ходу должны освещаться палубы, места доступа на судно и его наружный контур без создания помех для требуемых навигационных огней и без нарушения требований безопасности мореплавания.
В дополнение к основной системе освещения используются стационарные или переносные светильники интенсивного света (прожекторы) для освещения территории, подозрительных лиц, транспортных средств или плавсредств, приближающихся к судну.
Места установки средств освещения и уровень освещенности определяются исходя из следующих условий:
• у экипажа судна должна быть возможность видеть то, что делается вне судна, как на берегу, так и на воде;
• освещаемая площадь должна включать судно и зону вокруг него;
• освещение должно облегчать установление личности людей в местахдоступа;
• необходимая площадь освещения может быть достигнута во взаимодействии с портовым средством.
Автоматические устройства обнаружения вторжения должны запускать звуковой и/или зрительный сигнал тревоги в месте, где постоянно присутствуют люди или которое постоянно наблюдается или прослушивается.
Очень важно поддерживать бдительность. Чаще всего первым признаком нападения является появление нападающих на мостике или в каюте капитана Раннее оповещение о возможном нападении позволит подать сигнал тревоги, оповестить другие суда и береговые власти, осветить подозрительное плавсредство, предпринять маневр по уклонению или выполнить иные ответные действия. Уверенность атакующих в успехе нападения может быть поколеблена наличием признаков того, что судно оповещено об их приближении.
Когда судно находится в районах, где случаются нападения, или подходит к ним, вахтенный состав на мостике и количество впередсмотрящих должны быть увеличены. Следует рассмотреть возможность вахты на корме и в теневых секторах РЛС. Компаниям рекомендуется обеспечить поставки на судно биноклей ночного видения для вахты на мостике и для впередсмотрящих. Должно вестись постоянное радиолокационное наблюдение, но, возможно, будет трудно обнаружить быстроходное плавсредство с низким бортом на экране РЛС. Яхтенная РЛС, установленная на корме, может обеспечить дополнительный радиолокационный обзор, способный обнаружить небольшие плавсредства, приближающиеся с кормы судна на ходу. Использование соответственным образом расположенного яхтенного радиолокатора, когда судно стоит на якоре, может также обеспечить предупреждение о близком приближении небольшого плавсредства.
Особенно важно поддерживать радиолокационное и визуальное наблюдение за следующим за судном в некотором отдалении плавсредством, которое может быстро сблизиться, начиная нападение. Небольшие плавсредства, следующие параллельно или в кильватере со скоростью судна, должны всегда считаться подозрительными. Если замечено подозрительное плавсредство, важно вести непрерывное круговое наблюдение из-за опасности того, что оно является отвлекающим, а высадка на судно может произойти с другого плавсредства.
Планом охраны судна должны быть определены процедуры и оборудование, необходимые при каждом уровне охраны, а также средства, гарантирующие, что оборудование для слежения за обстановкой будет способно действовать непрерывно, с учетом возможного воздействия погодных условий или перерывов в подаче электропитания.
Для уровня охраны 1 планом должны предусматриваться меры охраны, которые могут представлять собой сочетание освещения, вахтенных, охранников и средств охраны и обнаружения, чтобы дать возможность личному составу охраны судна наблюдать судно в целом и заграждения и участки ограниченного доступа в частности. При уровне охраны 2 дополнительные меры могут включать:
• увеличение частоты сторожевых обходов и их тщательности;
• увеличение площади и яркости освещения или применение оборудования охраны и обнаружения;
• выделение дополнительных дозорных охраны;
• обеспечение координированных действий со шлюпочным дозором со стороны воды и пешим или моторизованным патрулем со стороны берега, если они введены.
При уровне охраны 3 подробный план может включать:
• освещение всего судна или зоны, прилегающей к судну;
• задействование всех судовых средств обнаружения, способных регистрировать деятельность на судне и в прилегающей зоне;
• максимальное использование возможностей аппаратуры обнаружения по продолжительности ведения регистрации;
• подготовка к осмотру подводной части корпуса судна;
• принятие мер, направленных на затруднение доступа к подводной части корпуса судна, включая медленную работу винтами, если это осуществимо.
Угроза для судов при нахождении в море. Капитанам судов, при следовании в районах, где известны случаи нападения, Правительством флага судна должны даваться конкретные рекомендации относительно действий, которые должны ими предприниматься при уровнях охраны 1—3. Правительства, в чьих территориальных морях проходит плавание или при намерении войти в их территориальное море, должны предлагать судам следующие рекомендации:
• изменить маршрут или отсрочить намеченный проход;
• идти конкретным курсом или следовать в конкретную точку;
• взять на борт дополнительный персонал или оборудование;
• участвовать в координации прохода, прибытия в порт или отхода из порта, чтобы сделать возможным сопровождение патрульным судном или самолетом (вертолетом).
Если имеется возможность, то судам следует обходить районы, где известны случаи нападения и, особенно, пытаться избегать районов, где такие нападения случаются чаще всего. Если судно подходит к порту, где преимущественно имели место нападения на суда, стоящие на якоре, а не на суда на ходу, и известно, что судно будет вынуждено стоять на якоре вне порта в течение некоторого времени, следует рассмотреть возможность задержки постановки на якорь, снизив скорость на подходе к порту или обогнув район мористее с целью снижения риска нападения. Контакт с портовыми властями должен обеспечивать соблюдение очередности постановки к причалу. Условия чартера должны признавать, что судно может вынужденно задержать приход в порт, где случаются нападения, когда нет свободного причала или когда рейдовая погрузка/выгрузка будут задержаны на длительный период времени.
Дата добавления: 2015-02-03 ; просмотров: 17106 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ