Что означает по татарски бабайка
Значение слова «бабай»
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Бабай
1. мужское имя ◆ Моего друга зовут Бабай.
баба́й
1. мифический старик, забирающий детей, детское пугало
2. жарг. рег. (Средняя Азия) у русских типичный абориген, особенно на базаре
3. рег. (Астраханская область), большой становой якорь (Даль)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова спекулятивный (прилагательное):
Ассоциации к слову «Бабай»
Синонимы к слову «бабай»
Синонимы к слову «Бабай»
Предложения со словом «бабай»
Цитаты из русской классики со словом «бабай»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «бабай»
В гостях бабай пил кипяток с молоком, десять чашек в одной избе, восемь – в другой, беседовал и согревался.
От старости лет с бабая сошли все волосы – и с головы, и с лица, и он стал голым, мягким и нежным на вид, как младенец.
Бабай чувствовал это по людям, подобно тому как можно угадать перемену погоды по небу.
Синонимы к слову «бабай»
Синонимы к слову «Бабай»
Ассоциации к слову «Бабай»
Морфология
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
бабай
1 бабай
Гали бабай — дед Гали́
тимерче бабай — дед-кузне́ц
әнә бер бабай — вот оди́н (не́кий) стари́к (дед)
2 бабай
3 бабай
babayğa bülek ― подарок дедушке
babay bezneñ belän yäşi ― тесть живет с нами
yulda bezgä ber babay oçradı ― по дороге нам встретился старик
См. также в других словарях:
бабай — БАБАЙ, я, м. Житель среднеазиатских республик. Ср. «еханый бабай» (см. ёханый ) и т. п. и «бай» крупный землевладелец, скотовод (от тюрк. baj богач); Ср. также устар. «бабай» старый татарин. Возм. изначально восходит к арго маклаков или офеней,… … Словарь русского арго
БАБАЙ — БАБАЙ. см. бай бай. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
БАБАЙ — (астр.) так называют на Каспийском море в районе Астрахани самый большой якорь на мореходном судне. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
бабай — сущ., кол во синонимов: 7 • алкаш (31) • вымышленное существо (334) • пугало (39) • … Словарь синонимов
Бабай — У этого термина существуют и другие значения, см. Бабай (значения). Бабай бабайка Бабай … Википедия
БАБАЙ — Ёкорный (ёкерный) бабай! Прост. Эвфем. Выражение удивления, досады, раздражения. Вахитов 2003, 53; Максимов, 18. Угодить к бабаю на блины. Жарг. угол., арест. Попасть в тюрьму. /em> От имени татарина Бабая, известного в свое время тюремного… … Большой словарь русских поговорок
БАБАЙ — (казах. от баба – прадед, предок по отцовской линии): 1. дедушка, почтенный аксакал, бабай (почтительно уважительная форма обращения к человеку весьма преклонного возраста); 2. старик, бабай (несколько уничижительная форма именования старого… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
бабай — 1. Атаның яки ананың атасы 2. диал. Атаның яки ананың олы ир туганы (абый, абзый, ага) 3. Кияү өчен хатыннан, кәләшнең атасы 4. Хөрмәтле карт ир кеше; гомумән карт ир кеше 5. Гаиләнең, кардәш ыруның, нәселнең чыгыш шәҗәрәсендә ата анадан элгәре… … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге
Бабай — (тат.) – мифологический персонаж, используемый в воспитании как пугало для устрашения капризных и непослушных детей. Бабай – вредное, страшное, коварное, иногда злое существо, но наказывающее лишь за проступки. Он может назло что то из вещей… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Бабай — посёлок городского типа в Харьковском районе Харьковской области УССР. Расположен на автостраде Москва Симферополь, в 3 км от железнодорожной станции Покотиловка. 7,8 тыс. жит. (1968). Авторемонтный завод, овоще молочный совхоз … Большая советская энциклопедия
Бабай — предик. разг. О состоянии сна (в детской речи или в разговоре взрослых с детьми). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
бабай
1 бабай
Гали бабай — дед Гали́
тимерче бабай — дед-кузне́ц
әнә бер бабай — вот оди́н (не́кий) стари́к (дед)
2 бабай
3 Бабай
4 бабай
5 бабай
6 бабай
7 бабай
8 бабай
9 бабай
10 бабай
11 бабай
12 бабай
13 бабай
14 бабай
15 бабай
16 бабай
17 бабай
18 бабай
babayğa bülek ― подарок дедушке
babay bezneñ belän yäşi ― тесть живет с нами
yulda bezgä ber babay oçradı ― по дороге нам встретился старик
См. также в других словарях:
бабай — БАБАЙ, я, м. Житель среднеазиатских республик. Ср. «еханый бабай» (см. ёханый ) и т. п. и «бай» крупный землевладелец, скотовод (от тюрк. baj богач); Ср. также устар. «бабай» старый татарин. Возм. изначально восходит к арго маклаков или офеней,… … Словарь русского арго
БАБАЙ — БАБАЙ. см. бай бай. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
БАБАЙ — (астр.) так называют на Каспийском море в районе Астрахани самый большой якорь на мореходном судне. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
бабай — сущ., кол во синонимов: 7 • алкаш (31) • вымышленное существо (334) • пугало (39) • … Словарь синонимов
Бабай — У этого термина существуют и другие значения, см. Бабай (значения). Бабай бабайка Бабай … Википедия
БАБАЙ — Ёкорный (ёкерный) бабай! Прост. Эвфем. Выражение удивления, досады, раздражения. Вахитов 2003, 53; Максимов, 18. Угодить к бабаю на блины. Жарг. угол., арест. Попасть в тюрьму. /em> От имени татарина Бабая, известного в свое время тюремного… … Большой словарь русских поговорок
БАБАЙ — (казах. от баба – прадед, предок по отцовской линии): 1. дедушка, почтенный аксакал, бабай (почтительно уважительная форма обращения к человеку весьма преклонного возраста); 2. старик, бабай (несколько уничижительная форма именования старого… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
бабай — 1. Атаның яки ананың атасы 2. диал. Атаның яки ананың олы ир туганы (абый, абзый, ага) 3. Кияү өчен хатыннан, кәләшнең атасы 4. Хөрмәтле карт ир кеше; гомумән карт ир кеше 5. Гаиләнең, кардәш ыруның, нәселнең чыгыш шәҗәрәсендә ата анадан элгәре… … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге
Бабай — (тат.) – мифологический персонаж, используемый в воспитании как пугало для устрашения капризных и непослушных детей. Бабай – вредное, страшное, коварное, иногда злое существо, но наказывающее лишь за проступки. Он может назло что то из вещей… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Бабай — посёлок городского типа в Харьковском районе Харьковской области УССР. Расположен на автостраде Москва Симферополь, в 3 км от железнодорожной станции Покотиловка. 7,8 тыс. жит. (1968). Авторемонтный завод, овоще молочный совхоз … Большая советская энциклопедия
Бабай — предик. разг. О состоянии сна (в детской речи или в разговоре взрослых с детьми). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Бабай
Баба́й баба́йка | |||||||||||
Бабай | |||||||||||
«Приход Бабая» (Aquí viene el Coco) рисунок Гойя, 1797 год | |||||||||||
Создатель |
---|
Ай, бай, бай, бай, Не ходи, старик Бабай, Коням сена не давай. Кони сено не едят, Всё на Мишеньку глядят. Миша спит по ночам И растёт по часам. Ай, бай, бай, бай, Не ходи ты к нам, Бабай. Этимология
Бабай в искусствеСм. такжеЛитератураСсылкиПримечанияВолос • Дабог • Даж(д)ьбог • Девана • Жива • Лада 1 • Леля 1 • Марена • Мать — Сыра Земля • Мокошь (Макошь) • Переплут • Перун • Поревит • Поренут • Прове • Радегаст 1 • Род 2 • Рожаницы 2 • Ругевит • Сварог 1 • Сварожич • Святовит • Семаргл (Симаргл) • Стрибог • Триглав • Троян • Хорс • Чернобог • Ярило 2 • Яровит | ||||
Мифические существа | Алконост • Анчутка • Асилки • Баба Марта • Баба-Яга • Бабай • Банник • Берегиня • Бес • Болотник • Бука • Ведьмак • Верлиока • Вечорка • Вий • Вила • Водяной • Волколак • Гамаюн • Герман • Денница • Доля • Дворовой • Домовой • Заложные покойники • Заря • Злыдни • Змей Горыныч • Иван-да-марья • Кикимора • Коляда • Коргоруши • Кострома • Кострубонька • Кощей • Купала • Лель 1 • Леший • Лихо • Лихорадка • Мавка • Мороз • Овинник • Огненный змей • Полевой • Полудницы • Пятница • Рарог • Русалка • Сирин • Соловей-разбойник • Упырь • Чёрт • Чугайстер • Чудо-юдо • Чур • Шишига • Юда • Ящер | |||
---|---|---|---|---|
Мифические земли | Алатырь • Беловодье • Буян • Ирий • Калинов мост • Китеж • Лукоморье • Лысая гора • Смородина Река • Тридевятое царство | |||
Примечания: 1 историчность божества спорна; 2 божественный статус спорен. |
Полезное
Смотреть что такое «Бабай» в других словарях:
бабай — БАБАЙ, я, м. Житель среднеазиатских республик. Ср. «еханый бабай» (см. ёханый ) и т. п. и «бай» крупный землевладелец, скотовод (от тюрк. baj богач); Ср. также устар. «бабай» старый татарин. Возм. изначально восходит к арго маклаков или офеней,… … Словарь русского арго
БАБАЙ — БАБАЙ. см. бай бай. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
БАБАЙ — (астр.) так называют на Каспийском море в районе Астрахани самый большой якорь на мореходном судне. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
бабай — сущ., кол во синонимов: 7 • алкаш (31) • вымышленное существо (334) • пугало (39) • … Словарь синонимов
БАБАЙ — Ёкорный (ёкерный) бабай! Прост. Эвфем. Выражение удивления, досады, раздражения. Вахитов 2003, 53; Максимов, 18. Угодить к бабаю на блины. Жарг. угол., арест. Попасть в тюрьму. /em> От имени татарина Бабая, известного в свое время тюремного… … Большой словарь русских поговорок
БАБАЙ — (казах. от баба – прадед, предок по отцовской линии): 1. дедушка, почтенный аксакал, бабай (почтительно уважительная форма обращения к человеку весьма преклонного возраста); 2. старик, бабай (несколько уничижительная форма именования старого… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
бабай — 1. Атаның яки ананың атасы 2. диал. Атаның яки ананың олы ир туганы (абый, абзый, ага) 3. Кияү өчен хатыннан, кәләшнең атасы 4. Хөрмәтле карт ир кеше; гомумән карт ир кеше 5. Гаиләнең, кардәш ыруның, нәселнең чыгыш шәҗәрәсендә ата анадан элгәре… … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге
Бабай — (тат.) – мифологический персонаж, используемый в воспитании как пугало для устрашения капризных и непослушных детей. Бабай – вредное, страшное, коварное, иногда злое существо, но наказывающее лишь за проступки. Он может назло что то из вещей… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Бабай — посёлок городского типа в Харьковском районе Харьковской области УССР. Расположен на автостраде Москва Симферополь, в 3 км от железнодорожной станции Покотиловка. 7,8 тыс. жит. (1968). Авторемонтный завод, овоще молочный совхоз … Большая советская энциклопедия
Бабай — предик. разг. О состоянии сна (в детской речи или в разговоре взрослых с детьми). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
«Ёкарным бабаем» ругаетесь? Для вас история выражения
Употребление к месту ругательств – это целое искусство! Речь сегодня пойдет о выражении, которое у нас в ходу. Место и цель употребления его совершенно ясны. А вот значение и история – с этим сложнее. Речь пойдет о выражении «Ёкарный бабай».
Как утверждает доктор филологических наук Василий Васильевич Химик, автор «Большого словаря русской разговорной речи», ёкарный (а также еханый или екхарный) бабай – это выражение, отражающее любые эмоции человека: от досады до радости. Наверное, здесь словаря и не потребуется, чтобы любой из вас сказал: Да, так и есть.
Но что же мы выясним об этом выражении, открыв словарь?
Михаил Дьячок, автор издания «Общее и русское языкознание», утверждает, что одним из значений существительного бабай является «ростовщик», а также «татарин», «старший» и «дед». Действительно, если заглянуть в «Словарь тюркизмов в русском языке» Елизаветы Шиповой, то можно обнаружить, что бабай переводится как «дед», «дедушка».
Здесь сделаю небольшое отступление. Если бабай – это дед, то получается, что бабайка, пугали детей в детстве – это бабушка. Возможно, на тюркских наречиях бабайка – это аналог нашей Бабы Яги. Хотя, я могу и ошибаться.
Ладно, с бабаем разобрались. Откуда же взялось слово «ёкарный» и что оно обозначает?
Однако, если взглянуть на наше выражение под современным углом, то мы увидим, что оно является обычным эвфемизмом. Эвфемизмы – это различные слова и фразы, которые появились еще в глубокой древности вследствие распространения лексических табу, основанных на верованиях древних людей. Например, раньше запрещалось употреблять слово «медведь», поэтому его заменяли на «хозяин», «мохнач», «Топтыгин» и так далее.
В нашем случае, ёкарный бабай заменяет нам в речи матерный аналог этого словосочетания. Кстати, таких замен очень много: «ёкаламэнэ», «ёксель-моксель», «ёлки-палки» и другие.
По традиции, напоследок оставляю для вас еще несколько версий происхождения нашего выражения. Но они, так или иначе, перекликаются с теми тюркизмами, о которых я рассказал вам выше.
По одной из версий, слово «ёкарный» – это видоизмененное «якорный». А бабай здесь тоже употребляется в значении дед. А дело в том, что на Волге, в Татарстане работали люди, которые занимались установкой и регулировкой якорных бакенов. Как только изменялся уровень воды у бакена, надо было изменять длину троса. Работа была не особо престижной, но и физически не слишком тяжелой. Брали на нее в основном отставных матросов. А они были уже немолодыми людьми. Вот и становились они «якорными», а затем и «ёкарными» бабаями.
А есть и такая, совсем уж фантастическая версия. Называю я ее так потому, что встретил только в одном источнике и подтверждений больше нигде не нашел. Так вот, согласно этой версии слово «ёкарный» в переводе с тюркского жаргона означает мужчину с нетрадиционной ориентацией. То есть, ёкарный бабай – это дедушка нетрадиционной ориентации. И эта версии очень близка к той, в которой наше выражение является обычным эвфемизмом.
Для тех, кто не любит длиннопосты, есть аудио-версия контента: https://linktr.ee/Po_slo_gam
– Будь по-твоему. Властью, данной мне Адом, Четырьмя Стихиями, Всем Подземным Миром, Неугасимыми Огнями Преисподней и прародителем нашим Черным Козлом, пусть исполнится предсмертная воля тринадцатого ландграфа и появится…
– Екарный бабай! – торопливо выкрикнул я.
– О, Аллах акбар! Вай дод! Цигель, цигель, ай лю-лю! Гюльчатай! – С этими словами бабай схватил ближайшего черта, в мгновенье ока сорвал с него черные эротичные доспехи и, упоенно прищелкивая языком, опытно развернул беднягу спиной.
– Я не Гюльчатай! – отчаянно вопила несчастная жертва насилия.
– Базар кирякми! – строго прикрикнул дед, игриво шлепнув черта по пушистой заднице. – Сим балалам – карачун, секир башка! – И, не прекращая дурного дела, начал быстро раздавать имена следующим кандидатам: – Зухра, Зейнаб, Лейла, Зульфия…
– Скиминок… – тонким голосом заскулил Владыка Ада. – Где ты выкопал имя этого демона-извращенца? Убери его!
– Вах, вах, вах… – Екарный бабай наконец обратил умиленный взгляд на Люцифера: – Исямись, Гюльчатай…
– Что он сказал?! – спрятался за трон мускулистый Люци.
– Что вы ему очень понравились, – любезно пояснил я. – Он даже готов назначить вас любимой женой. Так сказать, Гюльчатай вне очереди!
А.Белянин. Меч без имени 3. Век святого Скиминока
Филологи долго мучились с фамилией «Твердохлебов», пока им сибиряки не обьяснили, что так называют человека, который может много выпить, не хмелея при этом. Из подслушанного.
Теперь стало интересно узнать про выражение «Ёк макарёк»
Это как собака и собачка.
Суворов, Крым, пандемия, карантин
Бюст А. В. Суворова на месте его ставки в Гёзлёве (ныне — Евпатория)
«Это был один из самых необыкновенных людей века, — великий полководец и великий политик» Генерал Ланжерон
Итак, после юности и первых шагов Александра Васильевича Суворова в качестве крупного военачальника настала очередь необычных поручений.
В 1774 году Суворов был направлен для подавления восстания Пугачёва (что говорит о всей серьёзности отношения правительства к этому событию). Но, не смотря на знаменитые суворовские марши в стиле Ганнибала Барки, Пугачёва к его прибытию уже разбили и осталось только добивать разрозненные очаги сопротивления выживших восставших. Суворов почти догнал пустившегося в бегство вожака мятежников, но его уже схватили собственные соратники и выдали властям в обмен на смягчение приговора. С 29.09.1774 по 12.10.1774 года Суворов конвоировал Пугачёва из Уральска в Симбирск. Будучи не глупым человеком, Суворов без презрения отнёсся к узнику-простолюдину и с любопытством расспрашивал его о боевых действиях, планах и многом другом. Узник охотно делился знаниями и сведениями, ибо вопреки некоторым мнениям действительно был талантливым военным с незаурядным умом и организаторскими способностями. Суворов использовал ЛЮБЫЕ возможности чтобы учиться, хоть у своих, хоть у врагов, хоть у всеми презираемой черни. А потом уже отфильтровывал и использовал нужную информацию. И если судить по его действиям, то делал он это крайне умело!
Весной 1775 года подавил новое восстание очередного самозванца Саметриева в Астраханской губернии. А потом получил годовой отпуск (ах, мечты, мечты, где ваша сладость?) в связи со смертью отца и вступлением в права наследства.
Во второй половине 1776 года обострилась обстановка в Крымском ханстве. Не смотря на итоги предыдущих конфликтов с Османской Империей, в ходе чего Крымское ханство попало под влияние России, турки не оставляли попыток вернуть столь важный регион. Суворов был направлен на помощь генерал-поручику Прозоровскому, который вскоре заболел и вся полнота власти и ответственность легли на плечи Суворова.
Как раз в это время были выборы хана, в ходе которых был избран прорусский хан Шахин-Герай (которого поддержал Суворов, у которого было немало военных сил). Предыдущий протурецкий хан Девлет IV Герай в начале 1777 года попытался оказать сопротивление, но Суворов, приговаривая «не в мою смену!» рассеял противника. Экс-хан бежал разумеется в Турцию.
Призыв полководца в Крым был необходимостью из-за крайне высокой вероятностью вторжения турок.
А дело было вновь крайне сложным. Как раз для Суворова.
Шахин-Герай (не смотря на его аристократичность и изысканность) к тому времени всех достал и все были им недовольны. Почему? Новый хан хотел реформ и копировал Россию, преобразовывая своё ханство, что привело к недовольству знати и народа. Ну что ж, не захотели самостоятельно преобразоваться и отойти от варварских практик набегового хозяйства, всё равно были преобразованы уже в составе России. Это было неизбежно. Да, могут сказать что хан отличался ещё и жестокостью, ибо давил несогласных и любил горячее репрессо по утрам. Но какой хан (или шире правитель) этим не грешил? Кто то меньше, кто то больше. В данном случае гнев и поголовное восстание было обусловлено именно сломом уклада жизни и перспективой отказа от работорговли.
Не смотря на все жалобы местных мурз (знати) в столицу империи, правительство во главе с Потёмкиным продолжали поддерживать своего ставленника.
В двадцатых числах октября 1778 года А. В. Суворов перенёс свою ставку из Бахчисарая в Гёзлёв (ныне — Евпатория), где она находилась в течение семи месяцев. Сам генерал проживал в цитадели, которая располагалась между мечетью Хан-Джами и православным собором, чем вероятно было показано равное внимание к обеим конфессиям.
И тут новое испытание для нашего героя!
Суворов был не только блистательным военным, но и талантливым администратором. Благодаря строгим карантинным мерам, введённым генералом, Гезлёв избежал страшной эпидемии. Русские солдаты очистили в городе все туалеты и авгиевы конюшни, отремонтировали все городские колодцы, фонтаны и бани, купание в бане стало бесплатным; на рынках был наведён военный порядок, для въезжающих в город и ввозимых товаров был организован обязательный карантин; жителей принудили выбелить дома и дворы внутри и снаружи.
Однако, от местных жителей начали поступать жалобы на Суворова. От всех! 5ЖЫ, чипирование, нас хотят истребить. Отремонтировав бани и городские фонтаны, он ввёл обязательное пятикратное омовение для горожан и солдат гарнизона, независимо от вероисповедания, под руководством мулл, за что в доносе христиан писалось, что Суворов «обасурманился и знает язык не только крымских татар, но и турок». Негодяй какой! Нельзя знать язык потенциального противника! Мусульмане же жаловались на громкий колокольный звон и частое пение Суворова в церковном хоре. И это говорят люди которых муэдзины постоянно призывают на молитву громким голосом (вроде даже пением, нет?), неужели Суворов кричал громче и перебивал их? Жалобы остались без рассмотрения. Радует что в правительстве понимали что он не фигнёй занимается, а всё продуманно и дали ему полный карт-бланш. Кстати, надеюсь я не оскорбил чувств верующих? Если что цели я такой не ставил!
Уже после, на месте укреплений в 1793 году по инициативе А. В. Суворова, строится карантин для товаров и грузов. Там же возникает и военно-глазная клиника (первое русское медицинское учреждение Евпатории).
16 июня 1778 года случилось то чего все боялись и из-за чего направили Суворова в Крым. В Ахтиарской бухте показался османский флот с десантным корпусом. Война в это время была крайне невыгодна России из-за тяжёлой международной обстановки. И как всегда великий полководец и тут выкрутился и спас отечество от больших проблем.
Он просто окопался и сказал туркам, что если те высадятся, то «где ж мы вас хоронить то будем?»
Турки содрогнулись от тёплых воспоминаний предыдущих встреч с внешне тщедушным полководцем и не решились принять приглашение Суворова, уплыв восвояси.
Вновь безупречно выполнив свои обязанности, Суворов назначается командующим Малороссийской дивизией в Полтаве, а вскоре переводится в Новороссийскую губернию командующим пограничной дивизией, в непосредственное подчинение Потёмкину. Основная часть русских войск также покидает успокоившийся на время Крым.
А в следующей части Суворов сразится с Ордой, Лок’тар Огар! Заг-заг! С Ногайской Ордой!
Подписывайтесь, с нами Вы узнаете много разных интересных и познавательных фактов о мировой истории.
Занимательные факты о терракотовой армии
В 1974 году китайские крестьяне, копавшие колодец, неожиданно наткнулись на фрагменты какой-то керамики, а затем — на плечи статуи из обожженной глины. Крестьяне отнеслись к находке так, как подобает хорошо образованным людям, которыми они в действительности не были, и сообщили о ней археологам. Так, через два тысячелетия, в наш мир вернулись примерно 8 тысяч статуй воинов, сопровождавших в загробный мир императора Цинь Шихуанди, огнем и мечом объединившего тогдашний Китай и ставшего его первым правителем
Гробница Цинь Шихуанди находится неподалеку от города Сиань в провинции Шэньси, бывшего столицей Китая во времена первых императорских династий. Это не единственная гробница. Китайские императоры не скупились на траты при обустройстве своего загробного быта, поэтому обширных погребальных комплексов в тех местах много. Некоторые из них содержали фигуры людей и лошадей, которые должны были прислуживать своему господину в царстве мертвых, но еще одной полноценной армии глиняных солдатиков в человеческий рост пока нигде не нашлось.
1. Терракотовая армия насчитывает примерно восемь тысяч фигур, сосредоточенных в трех подземных коридорах. Это очень приблизительный подсчет, поскольку статуи, по большей части, разбиты и требуют реставрации или, попросту говоря, сборки из черепков.
«Терракотовые воины до реставрации»
2. Детали статуй лепились из глины, обжигались, окрашивались и уже в таком виде собирались. Ноги и тела делались с применением специальных форм, головы с лицами, прическами, ушами и всем остальным скорее всего лепились с натуры или, во всяком случае, индивидуально. Они разные и изображают разных людей, скорее всего — реальных бойцов Цинь Шихуанди. Кроме пехоты в армии были лучники и боевые колесницы, запряженные изваяниями коней, тоже в полную величину, а также статуи гражданских чиновников, музыкантов и прочих слуг императора.
4. На тот случай, если императору потребуется торжественный выезд неподалеку были захоронены две богато украшенные колесницы. Наконец, вместе с ним были заживо похоронены 48 его наложниц. В данном случае Цинь Шихуанди явно предпочел настоящих женщин глиняным. Количество заживо похороненных рабочих известно крайне приблизительно — никто не озаботился их точным подсчетом. Речь может идти о тысячах или даже десятках тысяч человек. Похоже, император хотел, чтобы его загробная жизнь была столь же налаженной и изобильной, как и земная.
«Современный вид могильного кургана Цинь Шихуанди»
5. Работы по сооружению погребального комплекса начались вскоре после того как Цинь Шихуанди (тогда он еще звался Ин Чжэн) стал ваном (т. е. монархом) государства Цинь. Тогда ему было 13 лет. К моменту, когда этот комплекс был использован, его площадь, вероятно, превышала полсотни квадратных километров. Обозначить ее точнее затруднительно — работы по ее оконтуриванию продолжаются, периодически принося новые сюрпризы.
«Китай в эпоху воюющих царств, непосредственно перед Цинь Шихуанди»
6. Цинь Шихуанди умер 10 сентября 210 года до н.э. Причиной смерти, если верить письменным источникам последующих веков, послужил прием пилюль, которые должны были сделать монарха бессмертным. Они содержали ртуть. Император вообще крайне не хотел стать обитателем собственной гробницы, и, в последние годы жизни, потратил много времени и средств на поиски волшебного эликсира, дарующего бессмертие.
«Морская экспедиция, направленная Цинь Шихуанди на поиски рецепта бессмертия»
7. Основанная императором династия должна была править Китаем очень долго — 10 тысяч поколений. Однако, после его смерти началась традиционная для тех времен борьба за власть в ходе которой наследники Цинь Шихуанди были поголовно истреблены, его империя распалась, и последующим императорам пришлось собирать ее заново. О терракотовой армии, по всей видимости, просто забыли. Глиняные солдаты ушли во мрак забвения вслед за своим повелителем.
«Портрет Цинь Шихуанди. Степень сходства неизвестна»
В Ростовской области обнаружен скифский котел
Почти 80 лет назад он был похищен и спрятан нацистами
На юге России обнаружен котел, предположительно II–III века нашей эры. Об этом сообщает комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области.
Находка сделана поисковиками общественной организации «Миус-фронт» во время исследования немецкого батальонного опорного пункта рядом с хутором Недвиговка. Артефакт будет отреставрирован и передан в Музей истории Ростова-на-Дону.
В Египте обнаружен крупный древний тайник
Тайник с 13 тысячами остраконов найден в Тель-Атрибе в Верхнем Египте. На фрагментах глиняных сосудов обнаружены тексты на демотическом, иератическом, коптском, греческом и арабском языках.
«Это очень важное открытие, поскольку оно проливает свет на экономику и торговлю города Атрибиса на протяжении всей истории. В тексте раскрываются финансовые операции жителей района, которые покупали и продавали такие продукты, как пшеница и хлеб», — рассказал генеральный секретарь Высшего совета по делам древностей Египта Мостафа Вазири.
Археологи изучают находки в надежде узнать больше о деятельности жителей Атрибиса в прошлом. Исследователи предполагают, что в древности на территории этого города располагалась школа, где обучали письму.
Атрибис был одним из древних городов девяти номов Древнего Египта. Он расположен на западном берегу Нила к юго-западу от города Сохаг.
Использованы материалы Ahram Online
Аналоговые компьютеры возвращаются?
Аналоговые компьютеры долгое время являлись самыми мощными, пока не появились цифровые вычислительные машины, вытеснившие их. Вернутся ли аналоговые компьютеры, чтобы проявить себя во всей красе в машинном обучении в наше время? В этом выпуске Дерек расскажет про историю решения задачи предсказания приливов и отливов, над которой пришлось изрядно попотеть и даже создать аналоговые вычислительные машины ещё в 19 веке. А так же о том, как аналоговые компьютеры помогали артиллерии во время Второй мировой войны.
Археологи в Ростове-на-Дону нашли бутылку с посланием 120-летней давности
Записку оставил мещанин Иван Старков
В центральной части Ростова-на-Дону, на углу улиц Чехова и Седова, специалисты Института истории и международных отношений ЮФУ вместе с коллегами из ООО «Археологическое общество «Наследие» ведут раскопки. Недавно они нашли бутылку с необычным содержимым.
Послание гласит: «Ростовский на Дону мещанин Иван Федорович Старков 11 апреля 1901 года. Эту бутылку закопал я на память о себе и в этой бутылке газета „Приазовский край“ № 265 года девятого». Далее сообщается, что на горлышке он разместил двухкопеечную монету 1816 или 1812 года.
«Девятый» год газеты не означает, что она относится к 1909 году: в данном случае это порядковый год ее издания. Первый номер «Приазовского края» вышел в 1891 году, а потомкам Старков по какой-то причине решил предложить 265-й выпуск газеты, выпущенный 10 октября 1899 года. Донская Государственная Публичная Библиотека оцифровала свое историческое наследие, и весь выпуск можно прочесть онлайн.
Подвиг разведчика
10 января 1786 родился граф Александр Иванович Чернышёв. Вот уж был Штирлиц так Штирлиц! Красавец, умница, разносторонне образованный, богатый и знатный русский офицер недаром стал любимцем Наполеона. Да что там Наполеона Париж обожал графа.
Говорят, в знаменитой битве при Ваграме в 1809 году Чернышев даже умудрился дать Наполеону какой-то дельный совет, за что был награжден орденом Почетного легиона. На балу по случаю свадьбы Наполеона и австрийской принцессы Марии-Луизы по неосторожности слуг от огня свечей вспыхнул огромный шелковый занавес, пламя понеслось по столам и мебели. Русский кавалергард мгновенно организовал «пожарную команду» из присутствовавших офицеров и лакеев, и пожар был потушен.
Согласно рассказам, Чернышев собственноручно вынес из пылавшей бальной залы несколько женщин, и что приятно, двух сестер Наполеона: Каролину Мюрат и Полину Боргезе. Они были восхищены, он был красив, недаром русский герой зaслужил репутацию неукротимого покорителя женских сердец. В общем, много полезных сведений получил Чернышев от императорских сестер. А кто бы устоял?
Тем же, чьи сердца не удавалось растопить, граф платил, и платил много, зато и информация его была очень полезна для русского генштаба.
В 46 лет Чернышёв стaл военным министром
Скончaлся Александр Иванович Чернышев в 1857 году. В подмосковном городе Лыткарино, у здaния бывшей усадьбы Чернышевых генералу установили пaмятник.
Транспортное средство американского фермера
В движение его приводит беговой козел, движущийся в колесе, козел «запаска» сверху.
Уильям Харли и Артур Дэвидсон, основатели Harley Davidson, на своих мотоциклах 1914 год
Правда ли, что слово «иммунитет» происходит от римского слова для обозначения рабов?
Распространено мнение, что в Древнем Риме иммунами называли рабов, выживших во время эпидемии — якобы так возник распространённый сейчас термин. Мы проверили, насколько это мнение обоснованно.
(Для ЛЛ: нет, неправда. Происхождение слова другое)
Контекст. В течение 2021 года сразу несколько пабликов во «ВКонтакте» опубликовали посты с практически одинаковым текстом: «В Древнем Риме иммунами называли рабов, выживших во время эпидемии. Их отправляли на уборку трупов, и, если после этого он выживал, его освобождали, он получал immunitas. Так возникло слово «иммунитет»». Подобные сообщения можно найти, например, в группе «5 интересных фактов» (4,4 млн подписчиков), причём идентичные публикации появлялись там минимум дважды: в феврале и в декабре. Аналогичные посты набирали сотни и тысячи лайков и в менее популярных пабликах. Не меньшее внимание привлекли публикации схожего содержания и в других соцсетях, например в Facebook и Twitter.
Начнём с того, откуда вообще произошло слово «иммунитет». В «Большом толковом словаре русского языка» под редакцией Кузнецова говорится, что этот термин восходит к латинскому immunitas или immunitatis — «освобождение от чего-либо». Схожие версии изложены в этимологических словарях под редакцией Семёнова и Шанского, а также в «Большой российской энциклопедии» и «Биологическом энциклопедическом словаре». В русский язык слово «иммунитет» попало из европейских (вероятнее всего, через немецкий), где восходит к тому же латинскому immunitas.
Аналогичная точка зрения представлена и в Oxford Classical Dictionary. Грэм Бёртон в статье о слове immunitas пишет:
«Immunitas — это освобождение сообщества или отдельного лица от обязательств перед римским государством или отдельного лица от обязательств перед местным сообществом».
В Риме «иммунитет» (то есть освобождение от податей) могли получать даже целые города, такое право давали как на постоянной основе, так и на временной (например, после стихийного бедствия).
Иммуны в Древнем Риме действительно были, но к рабам и эпидемиям, вопреки авторам публикаций в соцсетях, они не имели никакого отношения. Таким словом называли солдат, которых освобождали от многих рутинных обязанностей, поскольку те обладали высокой квалификацией в другом ремесле. Среди них могли быть кузнецы, каменщики, плотники, стекольщики, оружейники, мясники, конюхи и представители других профессий.
Нам не удалось найти ни одного сколько-нибудь серьёзного источника, который подтверждал бы версию о происхождении слова «иммунитет», изложенную в соцсетях. Словари и специализированные ресурсы не связывают его этимологию с древнеримскими рабами и тем более эпидемиями. Термин «иммун» в то время действительно существовал, однако имел совсем иное значение. Судя по всему, изложенная в проверяемых сообщениях версия полностью выдумана и не имеет никакого отношения к действительности. К аналогичным выводам пришли наши коллеги-фактчекеры из Украины и Казахстана.
Фото на обложке: гравюра Ж. Левассёра «Ангел смерти у двери во время чумы в Риме»
В сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день обычно публикуем не больше двух постов.
О ПРАЗДНИКЕ
29 (18) ноября 1783 года княгиня Екатерина Дашкова, тёзка и подруга императрицы Екатерины Второй, а ещё первая женщина — председатель Академии наук, выступила перед российскими академиками. Она спросила у светил вроде Фонвизина и Державина: доколе надобно будет писать «iолка»? Как писать «слёзы» и фамилию фаворита императрицы светлейшего князя Потёмкина? И не пора ли уже заменить диграф «iо» литерой «ё»?
Так, по слухам, в русском языке появился единственный умляут (буква с диакритическим знаком — точечками сверху, наподобие ö, ä, ũ и подобных в латинице).
Зрители постарше, которые живут в Петербурге, помнят мою сверхпопулярную телепрограмму «Везёт же людям!» (около 1000 выпусков с 1998 по 2004 годы). Неофициально её называли «Программа Ё» — на экранной заставке любимая буква в самом деле была специально выделена цветом и размером.
С праздником каждого, кто пишет Ё там, где положено, а не подменяет её ущербным Е!
Остальным напомню, что тех, кто пишут Ё, вообще надо бояться: если уж у них (у нас) рука дотягивается точечки над Е поставить, — наверняка и до вас дотянется.
Человек-эпоха. Дмитрий Сергеевич Лихачев (к 115-летию со дня рождения)
Он ушел из жизни два десятилетия и два года тому назад, в 1999 году. Ученый с мировым именем, автор Декларации прав культуры сам представлял собой целую эпоху, прожив длинную жизнь, в которой были и страдания, лишения и величайшие научные достижения. Когда Дмитрия Сергеевича не стало, в один голос заговорили: он был совестью нации, являл собой пример самоотверженного и неотступного служения России.
Он появился на свет в столице Российской империи – Санкт-Петербурге – в 1906 году. В 1914 году, через месяц после начала I мировой войны, Митя Лихачев пошел в школу. Его ранее детство пришлось на ту короткую, но богатейшую пору в истории русской культуры, которую принято называть Серебряным веком. Правда, родители Дмитрия Сергеевича не принадлежали к литературной или артистической среде. Отец его был инженером. Но эта эпоха «пленила» и их семейство. Дмитрий решил стать филологом. Несмотря на увещевания родителей пойти по стопам отца, он в 1923 году поступает на этнолого-лингвистическое отделение факультета общественных наук Петроградского университета.
Впоследствии он вспоминал: «Ленинградский университет в 1920-е годы по гуманитарным наукам был лучшим университетом в мире. Такой профессуры, какой обладал тогда Ленинградский университет, не было ни в одном университете ни до того времени, ни после». Среди преподавателей было много выдающихся ученых. Литературно-философские кружки, во множестве существовавшие до 1927 году в Ленинграде, стали приобретать преимущественно религиозно-философский или богословский характер. Д.С. Лихачев в двадцатые годы посещал один из них – кружок под названием Хельфернак («Художественно-литературная, философская и научная академия»), заседания проходили на квартире школьного преподавателя Лихачева И.М. Андреевского.
Соловецкий монастырь, основанный преподобными Зосимой и Савватием в XIII столетии, в 1922 году был закрыт и превращен в Соловецкий лагерь особого назначения. Он стал местом, где отбывали срок тысячи заключенных (на начало 1930-х годов их численность доходила до 650 тысяч, из них 80% составляли так называемые «политические» и «контрреволюционеры»).
В 1931 году заключенного Лихачева переводят с Соловков на Беломоро-Балтийский канал, а 8 августа 1932 года он освобождается из заключения и возвращается в Ленинград. Закончилась страница его биографии, о которой он в 1966 году сказал: «Пребывание на Соловках было для меня самым значительным периодом жизни».
Вернувшись в родной город, он долго не мог устроиться на работу: мешала судимость. К тому же здоровье было подорвано Соловками. Открылась желудочная язва, болезнь сопровождалась сильными кровотечениями. Он подолгу лежал в больнице. Наконец, ему удалось поступить научным корректором в издательство Академии Наук.
В 1935 году Дмитрий Сергеевич женился на Зинаиде Александровне Макаровой, а в 1937 году у них родились две девочки – близнецы Вера и Людмила. В 1938 году Лихачев поступил на работу в Институт русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР, где 11 июня 1941 года защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук по теме «Новгородские летописные своды XII века».
Через одиннадцать дней после защиты началась Великая Отечественная война. По состоянию здоровья он не был призван на фронт и до июня 1942 года оставался в блокадном Ленинграде. Вот как проходил день в их семье? С утра топили книгами буржуйку, потом вместе с детьми молились, готовили скудную пищу – часто из столярного клея. В шесть часов вечера ложились, стараясь накидать на себя как можно больше всего теплого. В такой обстановке Дмитрий Сергеевич не оставлял занятий наукой. Пережив тяжелейшую блокадную зиму, весной 1942 года он начал собирать материалы по поэтике древнерусской литературы и подготовил (в соавторстве с М.А. Тихановой) исследование «Оборона древнерусских городов». Эта вышедшая в 1942 году книга стала первой в обширнейшем наследии великого ученого.
В 1945–1946 годы выходят в свет его книги «Национальное самосознание Древней Руси», «Новгород Великий», «Культура Руси эпохи образования русского национального государства». А в 1947 году он защищает докторскую диссертацию «Очерки по истории литературных форм летописания XI–XVI веков». Дмитрий Сергеевич не только сам занимался исследованием древнерусской литературы, но и выступил в качестве блестящего организатора науки. С 1954 года до конца жизни он являлся заведующим Сектором (с 1986 года – Отделом) древнерусской литературы Пушкинского дома. Под его руководством отдел стал главным научным центром изучения древнерусского словесности и литературы.
Известный актёр, народный артист РФ Игорь Дмитриев так охарактеризовал основное значение Дмитрия Сергеевича Лихачёва в развитии русской культуры:
«Гордость русского народа, гордость интеллигенции. Я не знаю, кто сможет занять его место и кто сможет иметь право говорить так о любых проблемах российской культуры с таким знанием и с такой болью за неё…»
- Что означает по татарски абзы
- Что означает по татарски исямисис