Что означает покляпая береза в былинах

«Славна богатырями земля Русская»

Презентация к уроку

Цель: повторить полученные сведения о былинах, об устном народном творчестве.

Образовательный аспект – обобщить материал о былинном творчестве, расширить знания о богатырях и их обычаях.

Развивающий аспект – способствовать развитию интереса к русскому устному народному творчеству, прививать чувство гордости за свою страну.

Воспитательный аспект – разбудить желание учащихся соревноваться, воспитывать дух соперничества, состязательности.

Оборудование занятия: презентация, музыкальное сопровождение (гусли), набор карточек с заданиями.

Ход занятия

Талантливый русский народ создал богатый фольклор: мудрые пословицы, меткие поговорки, хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, волшебные и бытовые сказки, героические былины. В них отразились достоинство и ум народа, его нравственный облик и душа, его историческая память. И если мы будем знать фольклор, будет жива память народная, вечно будет славиться Русь богатырская (слайд 1).

Сегодня мы сможем увидеть, как команды готовы постоять за звание былинных богатырей. Ведь наше литературное состязание – своеобразный богатырский поединок, только с друзьями – соперниками, а не с врагами. Не забывайте, с каким достоинством всегда встречали богатыри жизненные невзгоды! Удачи вам!

(Играют три команды по три мальчика – богатыря и одна девочка).

– Древнерусский город, окруженный крепостной стеной. Раннее утро. Из ворот внезапно выезжает могучий всадник на таком же могучем коне. Богатырь в полном воинском убранстве. На нем… Как же снаряжался русский богатырь, отправляясь в путь – дорогу? (слайд 2)

(Командам предлагаются карточки с перечнем предметов, из которых они должны выбрать богатырские доспехи; ответ нужно обосновать, объяснив значение слов).

Рогатина – разновидность копья с более широким, тяжелым, обоюдоострым железным наконечником, палица – тяжелая дубина с утолщенным концом, булава – палица булатная, стальная, глуздырь – птенец, не умеющий летать.

Пока команды готовят ответ, ведущий предлагает вопросы зрителям.

– Всем вам хорошо знакомо слово меч – обоюдоострый клинок. В одной из былин об Илье Муромце читаем: “А тут мечом Илюша подпоясался” Как понимать эти слова? Можно ли подпоясаться мечом? (ответ – подпоясаться мечом, конечно, нельзя. Меч можно лишь подпоясать, то есть привязать к ремню).

– Один из предметов воинского вооружения – щит – средство обороны, которое известно с глубокой древности. Какой воинский обычай связан со щитом? (ответ – укрепление щита в стане неприятеля является символом победы над врагом).

– Щит в древности (X – XIII) имел вид эллипса и изготавливался из дерева, чтобы легче было держать в руках. Дерево обтягивалось кожей, поверх которой крест – накрест проходили металлические полосы )обычно железные). Из чего были сделаны щиты русских богатырей? (ответ – щиты русских богатырей были не деревянные, а из слоновой кости.

– Верный помощник богатыря – его конь (слайд 6). Командам предложены карточки со следующими вопросами:

1. Как богатырь относится к своему коню?

2. Как богатырь седлает коня?

3. Что такое попоны? Для чего во всех четырех углах попоны было по “самоцветному яхонту”?

– В русском языке есть фразеологизм, связанный с одним из уже названных предметов богатырского одеяния. Какой это фразеологизм? Что он означает? (ответ – “ошеломить”: на шлеме остроконечное навершие (шишак) не позволяло нанести прямой удар; можно было ударить только сбоку, и сила удара уменьшалась; человек получал контузию, что называлось “ошеломить” – нанести неожиданный удар).

Использование постоянных эпитетов – одна из особенностей былин как произведения устного народного творчества. Командам предлагается ряд слов, к которым нужно подобрать постоянные эпитеты, используемые в былинах (слайд 10):

Дополнительные вопросы командам:

– Как вы понимаете выражение – звериная рогатина? (охотничья).

– Что означает ретивое сердце? (горячее, страстное).

– Объясните выражение “покляпая береза”? (нагнутая).

Илья Муромец – самый любимый народный былинный образ (слайд 11). В большинстве былин об Илье Муромце и Святогоре рассказывается о том, как, умирая, Святогор передал Илье свой заветный меч – кладенец и умножил его силы. Но есть варианты, где Илья Муромец отказывается от этого дара. Почему? На обдумывание ответа – 1 минута. Ответ: Илье Муромцу и своей силы достаточно, а от излишней силы его, как и Святогора, перестала бы держать мать – сыра земля.

Известно, что подвиги, которые совершает Илья Муромец, не по силам обычным людям. Может быть, он волшебник? (1 минута – ответ: Илья Муромец не волшебник, в былине используется прием гиперболы (преувеличение) (слайд 12).

– В какой былине Илья Муромец совершает свой первый богатырский подвиг? Ответ – в былине “Илья Муромец и Соловей – разбойник” богатырь побеждает “силушку великую” под Черниговом

– В устной народной поэзии каждая деталь имеет особое значение. Где Илья Муромец побеждает своего врага Соловья – разбойника?

Вопрос зрителям: Река Смородина, знакомая вам не только по былинам, но и по сказкам, – не конкретное географическое название. Это эпическая река – река зловещая. Что означает её название? Ответ: Смородина значит Смрадная.

Перед вами (слайд 13) изображение предмета (макет камня), перед которым останавливается Илья Муромец в былине “Три поездки Ильи Муромца”. Как называется этот предмет? Что вы о нем знаете? Ответ: Это горюч камень или бел – горюч камень. В былинах он имеет зловещее значение. Обычно возле этого камня с богатырем случается несчастье. Это намогильный камень. В древности существовало представление о возможности воскрешения умерших людей. Для того чтобы эти люди не могли ожить и причинить зло живущим, могилы умерших закладывать камнями. Горючим намогильный камень назывался потому, что близкие умершего приходили на его могилу проливать горючие (горячие, жгучие) слезы. Намогильные камни чаще всего были из известняка – материала, распространенного на Руси, сравнительно легкого и твердого, легко обрабатываемого, потому камень имеет эпитет белый.

Вывод: Русский богатырь никогда не выбирал легких дорог. Но не был легким и ваш путь к победе в литературном состязании, но вы с достоинством преодолели его. Теперь все вправе называться богатырями. И пусть кто-то из вас оказался чуть-чуть позади, проигравших в нашей игре нет (слайд 14).

(Занятие заканчивается подведением итогов, награждением победителей, можно провести подвижные народные игры – перетягивание каната, толкание гирь и т. д.).

Источник

Где сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын?

Вопросы на засыпку

Для начала вспомним былину об Илье Муромце и Соловье Разбойнике, тот классический вариант, который изучался в общеобразовательной школе.

На пути русского богатыря к стольному Киеву-граду возле Чернигова
«нагнано-то силушки черным-черно,
ай черным-черно, как черно ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролетыват,
Серый зверь да не проскакиват».

Много интересной информации содержится в приведенном отрывке. Но прежде взглянем на географическую карту, еще лучше на глобус Земли. От Мурома до Киева лучше, удобнее и ближе, ехать через Орел или Курск, а Чернигов не по пути. Если Илья Муромец спешил, а его конь мог скакать через реки и леса, то зачем же он сделал такой крюк?

Допустим, что Илья поехал через Чернигов, чтобы расправиться с черною силою. Мужик-то хитрый оказался. Совершив подвиг, он получил приглашение стать в Чернигове воеводою, но он за оказанную услугу спросил у черниговцев про прямоезжую дорогу. И хотя фактически от Чернигова до Киева менее ста двадцати километров, черниговцы, видимо, по простоте душевной, назвали ему аж пятьсот верст. Зачем же черниговцы обманули своего избавителя?

Не значит ли это, что у сказителей неверные представления о расстояниях? Похоже, что сказители не имеют представлений о том, какие расстояния между этими городами: почт еще нет, курьеры не ездят и не бегают, скороходов, похоже, еще не набирали. А может, автор хотел зачем-то обмануть читателя или на что-то намекнуть?

Кроме того, Чернигов внутренний русский город. Степняки могут угрожать с юга, татаро-монголы, кажется, еще не подошли, время их не наступило, но в былине сообщается, что под Черниговом стоят вражеские войска. Откуда? Почему? На ум приходит только один вывод, видимо, былина сообщает о географии того времени, когда царство Романовых сузилось до «овчинки» вокруг Москвы. Вот тогда и могли стоять вокруг Московии враги. А если это было более древнее Киевское государство, то откуда здесь, то есть под Черниговом, взяться огромной силе?

Если эта сила шла с Запада, то зачем ей пересекать Днепр и идти лишние сотни верст в обход, если можно пойти прямо на Киев? Немцы во время Второй мировой войны так и сделали. Они шли прямо на Киев, не делая никаких крюков и не забегая по пути в Чернигов. Удивительно: Илья Муромец делает гигантский крюк, враги с Запада, если, конечно, они оттуда, тоже не любят ходить напрямую, обязательно делают крюки. Помнится, что педагог Шаталов в свое время рисовал на классной доске крюк, который сделал Дмитрий Донской перед Куликовской битвой. Значит, это традиция такая!

Если темная сила, допустим, шла с юга или востока, то ей тоже незачем идти на Чернигов, проще было пойти прямо на Киев. Не надо быть математиком, чтобы выбрать короткий путь. А здесь враги Киева выбрали самые неудобные подходы к стольному городу. Да и опытный воин Илья Муромец, конь которого мог скакать через реки и озера, выбрал какой-то извилистый путь. Неужели наши предки были такими тупыми, что не имели никаких представлений о преимуществе прямого пути?

А теперь о самом главном. Я уверен, что сказитель знал о том, что тьма – это очень конкретное число, но он заменил слово синонимами, указывающими на беспросветную черноту. Скорее, это указание на ту угрозу, которая нависла над страною в целом в связи с оккупацией России Романовыми.

Чернигов, видимо, в силу своего названия, указывающего на черное, темное, оказался почему-то тем центром, из которого управляли Тьмутараканью. Если Тмутаракань это нынешняя Астрахань или нынешний Таманский полуостров, то какие расстояния отделяют их от Чернигова? Как же управлялись князья с руководством такими отдаленными территориями? Или там находились летние резиденции черниговских князей? И не потому ли автор-сказитель использовал другие корни, чтобы сказать о нависшей угрозе.

Давайте разбираться вместе. Угроза Киеву шла с севера. И действительно, при Екатерине Великой, этой просвещенной императрице, состоявшей в переписке с именитыми европейскими философами, в Малороссии было установлено крепостное право. Вообще, самые дикие формы закрепощения в России связаны с династией Романовых. Закрепощение Малороссии – это апофеоз. В те же годы, когда Северные Соединенные Штаты не без участия российской императрицы получили независимость, народ России – ужесточение крепостной зависимости.

Еще интересный эпизод в связи с этой былиной. Между Черниговом и Киевом на прямоезжей дороге указаны такие пункты, которые свидетельствуют совсем о другом. Что это за пункты, памятные топонимы прошлого?

Это гора у Черной Грязи.

Это береза покляпая, то есть согнутая.

Это речка Смородина.

Это Крест Леванидов.

Вот там-то и сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын.

Через пятьсот верст прямоезжею дорогою от Киева к северу будет примерно стоять Москва. Все зависит от того, какую шкалу принять. Напомню, что при Петре Первом верста стала 500 саженей, это около 2 км, а до него была 700 саженей, а еще раньше – 1000. Не указывает ли былина, что Соловей-то Разбойник сидит не где-то, а непосредственно в Москве, только цензоры и комментаторы этого не заметили. Или не захотели заметить?

В комментарии читаем:

«Прямоезжею дороженькой – пятьсот есть верст». Представление о пути следования Ильи у поздних сказителей весьма туманное: от Чернигова до Киева расстояние по прямоезжей дороге оказывается в пятьсот верст, на самом же деле оно менее ста двадцати верст. Илья должен ехать в Киев мимо какой-то Грязи Черной и Креста Леванидова. Древние былины помнят путь Ильи из Мурома через леса Брынские (то есть Брянские, дебрянские, дремучие) и черные Грязи Смоленские. О Москве, поскольку она возвысилась позднее, былина не вспоминает».

Вот такой комментарий. Обращаю внимание, что Смоленск с его Черными Грязями вообще не по пути, это крюк в лишнюю сотню верст, да не одну. Похоже, что автор намекает проницательному читателю (Помните о таком из курса русской литературы ХIХ века?), что царская династия, ставшая по сути для России Соловьем Разбойником, вышла как раз из тех мест и зацепилась на речке Смородине.

Речка Смородина (Смородинка) довольно часто встречается и в сказках, и в былинах. Именно так до начала строительства столицы империи Москвы называли Москву-реку. Встречаются упоминания, что Неглинка впадала в Смородину. Кстати, смородина – очень вкусная ягода, без кустов которой не обходится ни один садовый участок в России, как ни один дом не обходится без смородинного варенья или наливки. В словаре Даля смородина дана в гнезде слова смородъ – смрад, вонь, сильный запах, гарь, угар, чад, дано уточнение, что черная ягода стала смородиной от резкого, удушливого запаха куста и ягод. Но удивительно не это, а то, что в немецком такую ягоду называют Johannisbeere, буквально ягода Иоханна, Йоханна. Почему? Не потому ли, что ханы-цари Иваны строили Москву на речке, прославленной смородиной?

А Крест Леванидов – это, похоже, символ Западной Европы, католический крест. Леванидов – принадлежащий Ливонии, той самой, с которой собирался воевать Иван Грозный, но из-за смуты в Москве отказался от замысла. Сегодня с Ливонией соотносят Литву, однако так называемые ливонские писатели и просветители проживали не в Прибалтике, а в Голландии.

Крест Леванидов упомянут, видимо, потому, чтобы указать, что Романовы победили в борьбе с регулярной армией-ордой и возвысились над Россией в результате помощи стран Западной Европы. На мой взгляд, на это указывает герб города Владимира, утвержденный Екатериной Второй в 1781 году: лев, встающий на дыбы, держит в правой лапе серебряный католический крест. Свирепая пасть льва на старых гербах заменена почти человеческим лицом, на голове льва железная корона. Карикатурный лев указывает на Леванидов крест.

А фраза сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын тоже указывает на прозападную ориентацию Романовых.

Одихмантьев, где о – это приставка-корень со значением вокруг, около, со всех сторон; дих – это дикий, от чего одышка, отчего трудно дышится, что стесняет дыхание; мант – это немецкий корень Mann, мужчина, человек, а это символ Западной Европы. Сравните: вариант этого слова басурман, сборщик налогов и податей. Однако авторы могли указать и на мантию – один из атрибутов царской власти, тогда мантия – пальто из дорогих мехов, от которых нет возможности дышать.

Вот она, зверская сущность самодержавной власти, и проявляется во всей полноте.

Удивительно, что в былине не признали острую сатиру на самодержавие в России. Кажется, я знаю почему. Публикация былин относится к 70-м годам ХIХ века. К этому моменту появилось немало явной критики самодержавия, особенно в Европе, потому на этот жанр, да еще на скрытую форму, просто не обращали внимания, а вопросом на засыпку, где сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын, видимо, никто тогда не задавался.

Источник

Что означает покляпая береза в былинах

Иггельд
Что означает покляпая береза в былинах. Смотреть фото Что означает покляпая береза в былинах. Смотреть картинку Что означает покляпая береза в былинах. Картинка про Что означает покляпая береза в былинах. Фото Что означает покляпая береза в былинахЧто означает покляпая береза в былинах. Смотреть фото Что означает покляпая береза в былинах. Смотреть картинку Что означает покляпая береза в былинах. Картинка про Что означает покляпая береза в былинах. Фото Что означает покляпая береза в былинахЧто означает покляпая береза в былинах. Смотреть фото Что означает покляпая береза в былинах. Смотреть картинку Что означает покляпая береза в былинах. Картинка про Что означает покляпая береза в былинах. Фото Что означает покляпая береза в былинахЧто означает покляпая береза в былинах. Смотреть фото Что означает покляпая береза в былинах. Смотреть картинку Что означает покляпая береза в былинах. Картинка про Что означает покляпая береза в былинах. Фото Что означает покляпая береза в былинахЧто означает покляпая береза в былинах. Смотреть фото Что означает покляпая береза в былинах. Смотреть картинку Что означает покляпая береза в былинах. Картинка про Что означает покляпая береза в былинах. Фото Что означает покляпая береза в былинахЧто означает покляпая береза в былинах. Смотреть фото Что означает покляпая береза в былинах. Смотреть картинку Что означает покляпая береза в былинах. Картинка про Что означает покляпая береза в былинах. Фото Что означает покляпая береза в былинахЧто означает покляпая береза в былинах. Смотреть фото Что означает покляпая береза в былинах. Смотреть картинку Что означает покляпая береза в былинах. Картинка про Что означает покляпая береза в былинах. Фото Что означает покляпая береза в былинахЧто означает покляпая береза в былинах. Смотреть фото Что означает покляпая береза в былинах. Смотреть картинку Что означает покляпая береза в былинах. Картинка про Что означает покляпая береза в былинах. Фото Что означает покляпая береза в былинахЧто означает покляпая береза в былинах. Смотреть фото Что означает покляпая береза в былинах. Смотреть картинку Что означает покляпая береза в былинах. Картинка про Что означает покляпая береза в былинах. Фото Что означает покляпая береза в былинахЧто означает покляпая береза в былинах. Смотреть фото Что означает покляпая береза в былинах. Смотреть картинку Что означает покляпая береза в былинах. Картинка про Что означает покляпая береза в былинах. Фото Что означает покляпая береза в былинахЧто означает покляпая береза в былинах. Смотреть фото Что означает покляпая береза в былинах. Смотреть картинку Что означает покляпая береза в былинах. Картинка про Что означает покляпая береза в былинах. Фото Что означает покляпая береза в былинахЧто означает покляпая береза в былинах. Смотреть фото Что означает покляпая береза в былинах. Смотреть картинку Что означает покляпая береза в былинах. Картинка про Что означает покляпая береза в былинах. Фото Что означает покляпая береза в былинахЧто означает покляпая береза в былинах. Смотреть фото Что означает покляпая береза в былинах. Смотреть картинку Что означает покляпая береза в былинах. Картинка про Что означает покляпая береза в былинах. Фото Что означает покляпая береза в былинах

Группа: Администраторы
Сообщений: 2,388
Регистрация: 27.2.2008
Из: Москва, Россия
Пользователь №: 6

Прошу отвечать либо здесь, либо непосредственно автору на нижеследующий электронный адрес. Прошу принять во внимание желание автора получить обоснованную критику от коллег.

Родина Ильи Муромца
(С) Николай Чубрик nikolai_собака_chubrik.ru

Имеются все основания утверждать, что родиной Ильи Муромца является не село Карочарово у российского города Муром, а белорусская деревня Карчева у городского посёлка Мир.

Исследователи давно указывают на несостоятельность карачаровской версии и на «околобелорусские» следы, но почему-то, отказавшись от российской версии, обращают свой взгляд на Моравию: http://histline.narod.ru/il01.htm

Причиной белорусско-украинского следа считают первое упоминание о богатыре в Орше, и появление местных былин на 200 лет раньше, чем в России. Неясно и прозвище богатыря: Моровлин, Муровский, Моровский, и только в поздних российских вариантах Муромский. Село же именуется обычно Карачево, либо Карачирово. Нерешёнными загадками остались Брынский лес (полагают Брянский), грязи Черныя, иногда Смоленския, берёза покляпая (т.е. кривая) и калинов мост, а также указанные расстояния – прямой путь 500 вёрст, а кружной вся тысяча. Неясно, как, двигаясь из Мурома через Брянские леса, богатырь угодил в Смоленские грязи, и почему их оказалось сложно объехать. К тому же дальний путь в полторы тысячи вёрст описывается как короткая поездка.

Непонятно почему Брянский лес стал именоваться Брынским, и почему кривая (покляпая) берёзка столь популярна в былинах, а загадочный калинов мостик вошёл во множество русских сказок и былин. Исследователи склоняются к версии, что и берёза покляпая, и калинов мост, и камень-богатырь, из-под которого Илья берёт свой меч, равно как Алатырь-камень в языческих мифах – не более чем литературный приём.

Моя версия решает все вопросы разом. Из Мира Илья едет во Владимир Волынский и, возможно, Киев. (К тому же Владимир-князь может обозначать не имя, а город.) Огибать всё Полесье ему далеко. Преодолеть полесские топи он может лишь в узком месте, у г. Берёзы, передвигаясь с холма на холм, что и отражено в тексте былины. При этом он делает нежелательный ему крюк на запад, а затем, уже по холмам Загородья, поворачивает на восток. Именно из-за этих поворотов Берёза и «покляпая». Предварительно богатырю ещё необходимо преодолеть и Кобрынскую пущу.

Есть ещё вариант, по цепочке холмов на Калинковичи – «калинов мост». Полесские топи для врага всегда играли роль непреодолимого рубежа, и ключ от него находился на переправе. Именно поэтому кривое чахлое дерево и мостик и удержались во всех вариантах былины и вошли во многие сказки.

Муромским Илья стал в силу ритма стиха. В ритм укладывался только вариант Мировский, и село Карче́ево, а не Карчево. Леса ко́брынские, по той же причине, превратились в кобры́нские, а затем утеряли слабую приставку и стали бры́нскими.

Свой меч, в некоторых вариантах былины, Илья взял из-под могучего камня – а до «Алатырь-камня», ныне носящего имя «Филаретов», от деревни Карчева всего 500 м.

Он не дошёл до «индеи богатой», но победил «карелу проклятую», т.о. соседний городской посёлок Кореличи взял название всё-таки от карелы, т.е. от подвигов Ильи-Муромца.

Эту версию не нашли потому, что здесь и не искали, как и камень Алатырь и горы Рыпейские. Весь мир пересмотрели, и Урал и Алтай примерили, а нас всерьёз никто и не воспринимал. Пора этот пробел устранить.

Источник

Что означает покляпая береза в былинах

Имеются все основания утверждать, что родиной Ильи Муромца является не село Карочарово у российского города Муром, а белорусская деревня Карчева у городского посёлка Мир.

Исследователи давно указывают на несостоятельность карачаровской версии и на «околобелорусские» следы, но почему-то, отказавшись от российской версии, обращают свой взгляд на Моравию: histline.narod.ru/il01.htm

Причиной белорусско-украинского следа считают первое упоминание о богатыре в Орше, и появление местных былин на 200 лет раньше, чем в России. Неясно и прозвище богатыря: Моровлин, Муровский, Моровский, и только в поздних российских вариантах Муромский. Село же именуется обычно Карачево, либо Карачирово.

Камнем преткновения для всех исследователей становится отрезок Чернигов – Киев, на котором и разворачиваются все события. Оба эти города упомянуты в былине прямо, и это делает все вразумительные варианты театра событий неприемлемыми.

Исследователи склоняются к версии, что и берёза покляпая, и калинов мост, и камень-богатырь, из-под которого Илья берёт свой меч, равно как Алатырь-камень в языческих мифах – не более чем литературный приём.

Для разрешения указанных противоречий предлагаю версию, заключающуюся в том, что изначально «город Чернигов» звучал, как «Новогород чернигов». Новогородов в Руси много, и рассказчик обязан уточнить, который из них имеется в виду. В рассматриваемое время город Новогрудок являлся столицей чёрной Руси, и мог характеризоваться не как Новогородок, а как «Новогород чернигов».

Предлагаемая версия решает все перечисленные вопросы разом. Из Мира Илья едет в Киев, предварительно приняв участие в защите Новогрудка. Новогрудок действительно рядом – от Карчева три коротких перехода. Огибать всё Полесье по пути из Новогрудка в Киев ему далеко, и он намерен форсировать топи в самом узком месте у города Берёзы, передвигаясь с холма на холм, что и отражено в тексте былины. При этом Илья делает нежелательный ему крюк на запад, а затем, уже по холмам Загородья, поворачивает на восток. Именно из-за этих поворотов Берёза и «покляпая». Предварительно богатырю ещё необходимо преодолеть и Кобрынскую пущу. Этот путь действительно в 500 вёрст.

Есть ещё вариант, по цепочке холмов на Калинковичи – «калинов мост». Полесские топи для врага всегда играли роль непреодолимого рубежа, и ключ от него находился на переправе, которую и охраняют богатыри. Именно поэтому кривое чахлое дерево и мостик удержались во всех вариантах былины и вошли во многие сказки. Пучай-река с Калиновым мостом – это Припять, а река Смородина – пахнущая болотом Ясельда.

Осаждает Новогрудок в это время Миндовг с братьями. Позже, захватив чёрную Русь, он прорывается через Калинковичи на Киев, но вынужден отступить. Илью он приглашает к себе, поскольку тот выходец с чёрной Руси, а это уже княжество Миндовга. Это Миндовг Калин-царь и Змей, угоняющий русских людей в плен. В стоявшем насмерть Новогрудке теперь собирают деньги на установку памятника Миндовгу, т.е. захватчику, а должны бы Илье-защитнику.

Муромским Илья стал в силу ритма стиха. В ритм укладывался только вариант Мировский, и село Карче́ево, а не Карчево. Леса ко́брынские, по той же причине, превратились в кобры́нские, а затем утеряли слабую приставку и стали бры́нскими.

Крест Леванидов – это три сливающиеся между посёлком Леошки (Лявошки) и г.Берёзой рукава Ясельды.

После утраты Русью «Новогорода чернигова» рассказчики перестали понимать истинное значение этого названия и восприняли его как «город Чернигов», что и завело в тупик всех исследователей.

Свой меч, в некоторых вариантах былины, Илья взял из-под могучего камня – а до «Алатырь-камня», ныне носящего имя «Филаретов», от деревни Карчева всего 500 м.

Он не дошёл до «индеи богатой», но победил «карелу проклятую» – т.о. соседний городской посёлок Кореличи взял название всё-таки от некой карелы. Иначе говоря от подвигов Ильи-Муромца.

Соловей-разбойник захвативший переправу около Берёзы – это польский отряд некого пана Охманьского. Отсюда и Одихмантьев сын. Поскольку Охманьский христианин, его после смерти отпевают – славу поют, т.е. «слава Отцу и Сыну…»

При таком рассмотрении былина перестаёт быть абстрактным произведением народного эпоса, а превращается в неоценимый исторический и идеологический документ.

Тел.: +375 29 672-89-38 _____________ Н.А. Чубрик

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *