Что означает полезность информации
Свойства информации
Как и всякий объект, информация обладает свойствами. Характерной отличительной особенность информации от других объектов природы и общества, является дуализм: на свойства информации влияют как свойства исходных данных, составляющих ее содержательную часть, так и свойства методов, фиксирующих эту информации.
С точки зрения информатики наиболее важными представляются следующие общие качественные свойства: объективность, достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность, ценность, своевременность, понятность, доступность, краткость и пр.
Объективность информации. Объективный – существующий вне и независимо от человеческого сознания. Информация – это отражение внешнего объективного мира. Информация объективна, если она не зависит от методов ее фиксации, чьего-либо мнения, суждения.
Пример. Сообщение «На улице тепло» несет субъективную информацию, а сообщение «На улице 22 0 С» – объективную, но с точностью, зависящей от погрешности средства измерения.
Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, так как, преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знаний конкретного субъекта.
Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:
♦ преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение субъективного свойства;
♦ искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон») и недостаточно точных средств ее фиксации.
Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.
Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.
Актуальность информации – важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Только вовремя полученная информация может быть полезна.
Полезность(ценность) информации. Полезность может быть оценена применительно к нуждам конкретных ее потребителей и оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью.
Самая ценная информация – объективная, достоверная, полная, и актуальная. При этом следует учитывать, что и необъективная, недостоверная информация (например, художественная литература), имеет большую значимость для человека. Социальная (общественная) информация обладает еще и дополнительными свойствами:
♦ имеет семантический (смысловой) характер, т. е. понятийный, так как именно в понятиях обобщаются наиболее существенные признаки предметов, процессов и явлений окружающего мира.
♦ имеет языковую природу (кроме некоторых видов эстетической информации, например изобразительного искусства). Одно и то же содержание может быть выражено на разных естественных (разговорных) языках, записано в виде математических формул и т. д.
С течением времени количество информации растет, информация накапливается, происходит ее систематизация, оценка и обобщение. Это свойство назвали ростом и кумулированием информации. (Кумуляция – от лат; cumulatio – увеличение, скопление).
Старение информации заключается в уменьшении ее ценности с течением времени. Старит информацию не само время, а появление новой информации, которая уточняет, дополняет или отвергает полностью или частично более раннюю. Научно-техническая информация стареет быстрее, эстетическая (произведения искусства) – медленнее.
Логичность, компактность, удобная форма представления облегчает понимание и усвоение информации.
Полезность или бесполезность (ценность) информации
Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.
Самая ценная для нас информация — достаточно полезная, полная, объективная, достоверная и новая. При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста. А самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.
Сведения, которые мы получаем из окружающего нас мира называются информацией. Мы получаем информацию при помощи органов чувств: услышали пение птиц (слух), потрогали холодный лед(осязание), увидели за окном дождь (зрение).
Любая информация может обладать следующими свойствами:
· объективность (т. е., не должна зависеть от чьего-либо мнения)
· Например: «На улице тепло» — не объективная, «На улице 28°С» — объективная;
· понятность (т. е., выраженной на языке, понятном тому, кому она предназначена);
· полезность (то, насколько информация полезна, определяет сам субъект, получивший эту информацию);
· достоверность (правильная без искажений или же это дезинформация, помехи, слухи, байки);
· актуальность (информация может быть ценной в данный момент времени);
· полнота (достаточной для принятия правильного решения).
Информация передается от источника к приемнику.
Информацию следует считать особым видом ресурса, при этом имеется в виду толкование «ресурса» как запаса неких знаний материальных предметов или энергетических, структурных или каких-либо других характеристик предмета. В отличие от ресурсов, связанных с материальными предметами, информационные ресурсы являются неистощимыми и предполагают существенно иные методы воспроизведения и обновления, чем материальные ресурсы.
С этой точки зрения можно рассмотреть такие свойства информации:
Запоминаемость — одно из самых важных свойств. Запоминаемую информацию будем называть макроскопической (имея в виду пространственные масштабы запоминающей ячейки и время запоминания). Именно с макроскопической информацией мы имеем дело в реальной практике.
Передаваемость информации с помощью каналов связи (в том числе с помехами) хорошо исследована в рамках теории информации К. Шеннона. В данном случае имеется в виду несколько иной аспект — способность информации к копированию, т.е. к тому, что она может быть “запомнена” другой макроскопической системой и при этом останется тождественной самой себе. Очевидно, что количество информации не должно возрастать при копировании.
Воспроизводимость информации тесно связана с ее передаваемостью и не является ее независимым базовым свойством. Если передаваемость означает, что не следует считать существенными пространственные отношения между частями системы, между которыми передается информация, то воспроизводимость характеризует неиссякаемость и неистощимость информации, т.е. что при копировании информация остается тождественной самой себе.
Фундаментальное свойство информации — преобразуемость. Оно означает, что информация может менять способ и форму своего существования. Копируемость есть разновидность преобразования информации, при котором ее количество не меняется. В общем случае количество информации в процессах преобразования меняется, но возрастать не может.
Свойство стираемости информации также не является независимым. Оно связано с таким преобразованием информации (передачей), при котором ее количество уменьшается и становится равным нулю.
Данных свойств информации недостаточно для формирования ее меры, так как они относятся к физическому уровню информационных процессов.
Информация всегда связана с материальным носителем.
Что означает полезность информации
Информация. Свойства информации
Информация обладает определенными свойствами. К основным свойствам информации можно отнести достоверность, объективность, полноту, актуальность, понятность и доступность (рис. 1).
Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к принятию неправильных решений. Например, объявление, опубликованное в сети Интернет, может содержать недостоверные сведения о характеристиках какой-либо продукции. Покупатель, который поверил такому объявлению и приобрел товар, может напрасно потратить деньги.
Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения или суждения. Объективную информацию можно получить, например, с помощью исправных измерительных приборов. Сообщение «Автомобиль двигался на большой скорости» содержит субъективную информацию. Сообщение «Автомобиль двигался со скоростью 100 км/ч» будет объективным при исправном спидометре.
Информация полна, если ее достаточно для принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочным выводам и действиям. Например, сообщение «Температура на улице 10 градусов» без уточнения «тепла» или «мороза» может привести к неправильному выбору человеком верхней одежды.
Информация актуальна, если она необходима в настоящее время. Например, телеграмма о приезде друзей, полученная своевременно, позволит вовремя их встретить. Устаревшая, преждевременная или незначимая информация для человека является неактуальной.
Информация понятна, если она выражена на языке, понятном для человека. Например, записка на испанском языке для человека, который не знает этого языка, будет непонятна.
Информация доступна, если имеет возможность ее получения. Различные барьеры могут сделать информацию недоступной. Например, секретные документы, хранящиеся в архиве, невозможно получить людям, которым доступ к таким архивам запрещен. Поэтому для этих людей информация, содержащаяся в этих документах, будет недоступной.
Каждый человек решает для себя вопрос о полезности и важности полученной информации в зависимости от того, удовлетворяет или не удовлетворяет эта информация перечисленным свойствам. Знание основных свойств информации помогает человеку правильно оценивать получаемую информацию и принимать верное решение в каждом конкретном случае.
Человек постоянно получает информацию из окружающего мира, анализирует ее свойства, выявляет существенные закономерности и тем самым познает мир. В процессе понимания информации, ее анализа и применения на практике у человека формируются знания. Одна и та же информация может приводить к появлению разных знаний у разных людей. Сформированные знания человек использует в своей деятельности. В то же время деятельность человека, способствует постоянному пополнению его знаний об окружающем мире.
Знания людей может разделить на два вида: декларативные и процедурные (рис. 2).
Декларативные знания, по своей сути, являются утверждениями и начинаются со слов «Я знаю, что…». К этому виду относятся знания о конкретных объектах. Например, «Я знаю, что вещество, энергия и информация являются основными ресурсами современного общества», «Я знаю, что компьютер является универсальным устройством для работы с информацией».
Процедурные знания, определяют действия, которые надо выполнить для достижения поставленной цели. Они начинаются со слов «Я знаю, как…». Например, «Я знаю, как подключить принтер к системному блоку компьютера», «Я знаю, как записать алгоритм сложения двух чисел». Декларативные и процедурные знания позволяют человеку сформировать свое собственное представление о предметах, процессах и явлениях окружающего мира.
Два подхода к понятию “информация”.
Информация для человека – это сведения, которые уменьшают существующую до их получения неопределенность знания.
Под информацией, когда речь идет о технике, принято понимать все сведения, которые представлены в определенной форме для хранения, передачи и обработки с помощью технических средств, в том числе и компьютера.
Таким образом, понятие «информация» многозначно. Существуют различные подходы к пониманию информации. До сих пор не дано единого, универсального и исчерпывающего ее определения. Термин «информация» может содержать разный смысл, в зависимости от тех областей знаний, в которых он используется.
Полезность как основной критерий выбора информации
История теории полезности, ее понятие в контексте социальных наук. Особенности закона убывающей предельной полезности. Стоимостное выражение при оценивании и взвешивании информации. Критерии полезности информации: понятность, достоверность, надежность.
Рубрика | Экономика и экономическая теория |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 04.11.2015 |
Размер файла | 92,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Полезность как основной критерий выбора информации
Проблема определения полезности информации для человека актуальна, так как «информационный взрыв» все более ощутим не только в науке, но и в других областях знаний и жизни общества. Прежде всего, в экономике, в управлении всеми социальными процессами и др.
1. История теории полезности
Современная теория полезности восходит к утилитаризму, который являлся одним из основных тенденций западной мысли последних столетий. Понятие полезности возникло вскоре после 1700 г., когда разрабатывались основы математической вероятности. Представитель блестящего «семейства» швейцарских математиков Даниэль Бернулли отметил в 1738 г., что люди ведут себя так, как будто выигрываемый ими в справедливом пари доллар менее ценен для них, чем проигрываемый доллар. Это означает, что они не желают рисковать, и что с каждым новым долларом получаемый ими прирост полезности становится меньше и меньше.
Следующим шагом в развитии теории полезности было использование концепции полезности Бентама для объяснения поведения потребителя, сделанное Вильямом Стэнли Джевонсом (1835-1882). Он считал, что экономическая теория является «расчетом удовольствия и боли», и в своих работах показал то, каким образом решения рациональных индивидуумов в отношении потребления зависят от величины добавочной или предельной полезности каждого товара.
2. Выбор и теория полезности
Объясняя поведение человека, экономическая теория основывается на фундаментальной предпосылке о том, что люди имеют склонность выбирать те товары и услуги, которые они оценивают наиболее высоко. Для того, чтобы описать процесс потребительского выбора, экономисты разработали концепцию полезности.
Рассмотрим понятие полезности товара на примере. Предположим, что потребление первой порции мороженного доставляет удовлетворение или полезность определенного уровня. После употребления второй порции общая полезность возросла потому, что получены дополнительные блага (удовольствия), т.е. дополнительная полезность. Что может произойти при последующем употреблении третьей и четвертой порций? Если съесть достаточно много мороженного, то, в конце концов, вместо того, чтобы получить полезность, получают болезнь.
В данном примере потребление дополнительной порции мороженного приносит дополнительное удовлетворение или полезность. Приращение к предыдущей полезности от первой порции называется предельной полезностью. Выражение «предельный» является ключевым в экономической теории и всегда используется в смысле «дополнительный». Столетия назад, когда экономисты размышляли о полезности, был сформулирован закон убывающей полезности. Этот закон гласит, что величина предельной (дополнительной) полезности снижается при потреблении каждой последующей единицы блага.
По этому закону полезность повышается по мере того, как потребляется благо. Однако по этому же закону при непрерывном потреблении блага совокупная полезность будет расти с замедляющим темпом. Рост совокупной полезности замедляется из-за того, что предельная полезность (дополнительная полезность, добавленная при потреблении последней порции блага) уменьшается по мере потребления товара. Закон убывающей предельной полезности объясняется тем, что чем больше потребляется благо, тем меньше удовольствия доставляет его потребление. В табл. 1.4 представлен расчет полезности при употреблении определенного количества порций мороженного.
3. Расчет общей и предельной полезности товара
Полезность или бесполезность (ценность) информации
Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.
* Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.
* Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.
* Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решения.
* Информация актуальна (своевременна), если она важна, существенна для настоящего времени.
* Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.
* Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.
10. Понятие алфавита языка. Кодирование и декодирование. Типы и
сравнительная характеристика систем счисления.
Кодирование и декодирование— процесс представления информации в определенной стандартной форме и обратный процесс восстановления информации по ее такому представлению.
Примерами кодирования являются преобразование текстов на русском языке с помощью телеграфного кода в последовательности, составленные из посылок тока и пауз различной длительности; отображение, применяемое при написании цифр почтового индекса.
Исследование различных свойств К. и д. и построение эффективных кодирований, обладающих требуемыми свойствами, составляет проблематику теории кодирования. Критерий эффективности кодирования связан с минимизацией длин кодовых слов, а требуемые свойства кодирования связаны с обеспечением заданного уровня помехоустойчивости. Под помехоустойчивостью понимается возможность однозначного декодирования при отсутствии или допустимом уровне искажений в кодовых словах. Помимо помехоустойчивости, к кодированию может предъявляться ряд дополнительных требований. Напр., при выборе кодирования для цифр почтового индекса необходимо согласование с обычным способом написания цифр.Проблематика теории кодирования в основном создавалась под влиянием разработанной К. Шенноном теории передачи информации. Источником новых задач теории кодирования служат создание и совершенствование автоматизированных систем сбора, хранения, передачи и обработки информации. Методы решения задач теории кодирования главным образом комбинаторные, теоретико-вероятностные и алгебраические.
Десят. система счисления.В этой системе 10 цифр: 0-9, но информацию несет не только цифры, но и место, на котором цифра стоит. В дес. системе счисления особую роль играют число 10 и его степени: 10, 100, 1000 и т.д. Самая правая цифра числа показывает число единиц, вторая справа-число десятков, следующая-число сотен и т.д. Позиции цифр в записи числа называют его разрядами. В десятичной системе счисления вес каждого разряда в 10 раз больше веса предыдущего. Всякое число в десятичной системе счисления можно представить в виде суммы различных целых степеней десяти с соответствующими коэффициентами (0-9), взятыми из алфавита данной системы счисления.