Что означает политика коренизации
Коренизация
Корениза́ция — политическая и культурная кампания советской власти в национальном вопросе в 20-е и начале 30-х годов XX века, призванная сгладить противоречия между центральной властью и нерусским населением СССР.
Содержание
История
Причинами коренизации были непрочность советской власти в национальных окраинах, выявившаяся в годы Гражданской войны в России, настороженность не-русского населения национальных окраин по отношению к новой власти с её выраженной «русской» языковой и этнокультурной доминантой, и существенный рост национального самосознания нерусских народов в ходе революционных событий начала ХХ века, с которым центральной власти пришлось так или иначе считаться.
Проводилась коренизация путём выдвижения на руководящие партийные и административные посты местных национальных кадров различных уровней, а также через малоудачные попытки заставить уже имеющиеся русскоязычные партийные и административные кадры в национальных окраинах освоить язык местного населения. Эта политика, наряду с политикой поддержки и развития национальных культур, при всей своей противоречивости и неудачах, имела существенное значение для национального становления и культурного развития не-русских народов СССР. Идеологической основой «коренизации» стала провозглашённая 15.10.1917 Декларация прав народов России.
По мнению западных историков [уточнить] целью коренизации являлось укрепление большевистской власти на местах. Незначительный процент национальных (нерусских) кадров в партийных и советских органах большинства национальных республик и автономий вызывал беспокойство центрального руководства, так как это значительно ослабляло авторитет и привлекательность власти в глазах местного населения. Многие партийные и советские функционеры на местах не знали языка местного нерусского населения и пренебрежительно относились к его традициям и культуре, демонстрируя хорошо знакомый местному населению по былым годам великорусский шовинизм. Попытки «коренизации» местной партийной и советской власти были непоследовательными и половинчатыми. В начале 30-х годов они были свёрнуты в связи с началом кампании «борьбы с буржуазным национализмом», в ходе которой основная часть местных «коренизаторов» подверглась репрессиям. Например, немецкий специалист в сфере национальной политики Кремля Герхард Зимон [1] считал, что коренизация должна была предотвратить развитие националистических сил. Уступки в языке, культуре и кадровой политике должны были остановить распространение автономистских и сепаратистских настроений. Коренизация завершилась в 1937—1939 годах возвратом к русификации.
КОРЕНИЗАЦИЯ
Политика РКП(б) (ВКП(б)) и Советской власти, направленная на укрепление позиций (укоренение) в национальных республиках СССР и развитие национальных культур.
К. предусматривала развитие просвещения на национальных языках, ведение делопроизводства на национальных языках, укрепление взаимоподдержки Советской власти и национальной интеллигенции, развитие национальных учреждений культуры и средств массовой информации на национальных языках, подготовку и продвижение на руководящие должности национальных «кадров», создание национально-территориальных автономий. К. должна была преодолеть недоверие к коммунистическим идеям и Советской власти со стороны национально-ориентированных кругов советского общества, облегчить процесс просвещения, необходимых для модернизации страны.
Уже в ходе Гражданской войны 1918-1922 годов Советская власть столкнулась с сопротивлением, вызванным не столько социальными причинами, сколько навязыванием русской культуры и языка народам бывшей Российской империи, в которых происходил подъем национальных движений. Реализации политики Советской власти мешало незнание советскими кадрами языка местного населения. Считая национальную проблематику вторичной по отношению к борьбе за «интересы рабочего класса», руководство РКП(б) было готово обеспечить осуществление культурных задач национальных движений при условии, что это не будет угрожать социальной политике и коммунистическому режиму. Это должно было привлечь широкие массы нерусского населения в советские институты и способствовать осуществлению политики Советской власти. На XII съезде РКП(б) в 1923 году были выдвинуты задачи одновременной борьбы против великорусского шовинизма и шовинизма национальных меньшинств, широкого развития национальных культур. Приоритет получала культура «титульных» национальных групп данной республики. Для того, чтобы обеспечить более четкое разделение территорий с преимуществами тех или иных культур в 1924-1925 годах, было проведено национально-территориальное размежевание с Средней Азии и уточнение границ между РСФСР, УССР и БССР. В них проводились свои варианты политики К. – украинизация и белоруссизация.
Помимо школ, вузов, культурных и научных учреждений, где работа велась на национальных языках, создавались воинские формирования, где служба шла не на русском языке.
В ходе осуществления первых пятилеток произошло существенное движение населения за пределы своих республик, что стало создавать трудности в получении высшего образования и продолжения карьеры за пределами своих республик, адаптации крестьянского населения к жизни в городах и работе на промышленных предприятиях, где встречались люди, получившие образование на разных языках. Формирование советского народа с русским языком в качестве «языка межнационального общения» выдвинуло на первый план процесс просвещения на русском языке.
В 1938 году было введено обязательное обучение русскому языку во всех национальных начальных школах со 2-го класса, а в неполных средних школах с 3-го класса. 24 января 1938 года было принято решение Оргбюро ЦК ВКП(б) о преобразовании национальных школ «нетитульных» национальностей республик (немецких, польских, финских и др.), в обычные школы с преподаванием на языке соответствующей республики и на русском».
17 декабря 1937 года было принято постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О ликвидации национальных районов и сельсоветов».
7 марта 1938 года совместное постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О национальных частях и формированиях РККА» преобразовало национальные воинские части и учреждения в общесоюзные с экстерриториальным принципом комплектования.
Таким образом, коренизация была свернута, многие ее активные участники репрессированы. К. обеспечила подготовку образованных кадров из представителей всех народов СССР и развитие их культуры.
История России
План урока:
Политика коренизации в СССР
Гражданская война в России показала большевикам, что население национальных окраин страны относится к центральной власти с недоверием. Это было связано с тем, что почти все чиновники на местах были русскими либо русскоязычными, и часто они плохо понимали язык местного нерусского населения. Советская власть хотела показать народам, жившим на территории СССР, что она будет поддерживать их национальную культуру. В связи с этим в 1920-1930-х годах в СССР проводилась так называемая политика коренизации.
Суть политики коренизации сводилась к тому, что с русского на местные языки переводился процесс образования и делопроизводства, поощрялось издание газет на национальных языках. Например, на Украине к 1938 г. действовала 21 тыс. школ, из них украиноязычными были 18 тыс. школ, а русскоязычными – только 1500. Если в 1928 г. на украинском языке издавалось чуть более 71% журналов, то через год их доля возросла уже до 84%. Аналогичная ситуация наблюдалась и в других союзных республиках.
Значительная часть газет в Белорусской ССР печаталась на белорусском языке, хотя в 1920-ые годы мало кто мог умел читать по-белорусски
Партия пыталась увеличить численность чиновников, представляющих местное население. Так, в Казахстане с 1924 г. по 1926 г. численность казахов, входящих в коммунистическую партию, увеличилась в 7 раз. Часто новые члены партии даже не знали азбуки. При этом все русскоязычные чиновники были обязаны активно изучать местный язык.
В Средней Азии коренизация сопровождалась насильственной передачей земли местным народам. В Казахстане было ликвидировано 120 русских сел, а постройки передавались казахам. Впрочем, уже в 1927 г. от этой практики коммунисты отказались.
Помимо этого советская власть поддерживала культуру. Открывались театры, в которых актеры играли спектакли на местных языках.
В дореволюционной России лишь некоторые народы (в первую очередь русские, а также грузины и армяне) имели развитую письменность. Языки значительной части народов (особенно живших на крайнем Севере) вовсе были устными. Советские лингвисты начали беспрецедентную работу по созданию алфавитов для бесписьменных народов. При этом и народы, уже имевшие письменность на основе арабского письма (азербайджанцы, татары, башкиры, казахи), переводились на новые алфавиты. Сначала эти алфавиты строились на основе латиницы, однако позже они были изменены и перестроены на основе кириллицы.
Пример киргизской письменности с латинским алфавитом, разработанным в 1920-ые годы. Сегодня же киргизский алфавит основан на кириллице
В итоге политика коренизации способствовала развитию национальных культур народов СССР, повышению статуса их языков. Вместе с тем из-за коренизации многие выпускники национальных школ плохо владели русским языком, что мешало им поступать в русскоязычные ВУЗы. Помимо этого качество образования на местных языках значительно уступало качеству образования в русскоязычных школах. Таким образом, коренизация мешала развитию образования в СССР.
В ряде республик, в особенности в Белоруссии и на Украине,население критически относилось к коренизации. Многим не нравилось, что им искусственно сверху навязывают украинскую или белорусскую национальность. В ответ коммунисты обвиняли противников коренизации в «великодержавном русском шовинизме», под которым понималось чувство превосходства русского народа над остальными народами СССР. В частности, проявлением великорусского шовинизма считалась господствовавшая в Российской империи концепция триединого русского народа, согласно которой русские, украинцы и белорусы на самом деле представляют собой один народ.
Новая экономическая политика (НЭП)
Проводившаяся в годы Гражданской войны политика военного коммунизма оказалась крайне неэффективной. Экономика страны пережила тяжелейший спад, крестьяне часто бунтовали против советской власти. В связи с этим 14 марта 1921 г. по инициативе Владимира Ленина происходит переход к новой экономической политике, или к НЭПу. Суть НЭПа сводилась к тому, что в стране допускались проявления рыночной экономики, что противоречило идеологии большевиков. Ленин прямо заявлял, что НЭП означает «восстановление капитализма в значительной мере». Предполагалось, что политика НЭПа – это временное явление, необходимое для стабилизации экономики и постепенного перехода к социализму.
Владимир Ленин был одним из главных инициаторов политика НЭПа
Первая мера НЭПа сводилась к отмене продразверстки и введению вместо нее продналога. Напомним, что ранее большевики фактически просто изымали у крестьян хлеб, оставляя им лишь минимум зерна, необходимый для прокорма семьи и выращивания нового урожая. Эта политика и называлась продразверсткой. В результате нее крестьяне просто лишились стимула к труду – зачем выращивать хлеб, если его просто заберут? Система продналога означала, что теперь крестьянам заранее объявляли, сколько зерна и других продуктов они должны отдать государству. Излишки же продовольствия крестьяне могли оставить себе и в дальнейшем выставить на продажу. При этом величина продналога была вдвое меньше размера продразверстки. Таким образом, введение продналога давало крестьянам стимул для увеличения производительности труда.
Плакат, разъясняющий крестьянам суть продналога
В ноябре 1920 г. было разрешено создание иностранных концессий в РСФСР. Это означало, что теперь иностранные предприниматели могли вести свою деятельность в России. Например, в 1921 г. американец Дж. Винт получил право на добычу золота на Дальнем Востоке, а немецкая компания «Юнкерс» в 1922 г. открыла в Москве авиационный завод. Всего в 20-ые годы в СССР было создано порядка 350 иностранных концессий.
Гидросамолет, который собирали на авиационном заводе Юнкерс в Москве
В годы гражданской войны советское правительство выпускало собственную валюту – так называемые совзнаки, однако они быстро обесценивались. Важно было создать новую, стабильную валюту, которая позволила бы стабилизировать цены на продукцию и наладить торговлю с иностранными державами. В связи с этим в 1922-1924 г. была проведена финансовая реформа Сокольникова (Г. Я. Сокольников в это время занимал пост наркома финансов).
Григорий Сокольников, нарком финансов СССР
На первом этапе реформы в СССР использовались сразу две валюты – старые совзнаки и новые червонцы. Червонец был твердой валютой, он выпускался в виде монеты, содержащей 7,74 г. золота. Таким образом, червонец фактически приравнивался к дореволюционной 10-рублевой монете, которая, в результате реформ Витте, как раз содержала такое же количество золота.
Червонец постепенно вытеснял совзнаки из обращения, поэтому в 1924 г. была проведен второй этап реформы – в течение 1,5 месяцев все совзнаки были обменяны на рубли, причем гарантировался обмен 10 рублей на 1 червонец. Торговля червонцам шла на международных биржах в США, Англии и других странах.
Золотой червонец, выпущенный в 1923 году
Помимо этого в рамках финансовой реформы Сокольникова осенью 1922 г. были открыты фондовые биржи, закрытые после революции. В стране создавались коммерческие банки, которые выдавали кредиты на развитие промышленных предприятий.
В рамках НЭПа был введен так называемый хозрасчет (хозяйственный расчет). Это означало, что государственные предприятия, заплатив обязательные взносы в бюджет, могли самостоятельно распоряжаться оставшимися у них деньгами и продукцией, сами использовали прибыль по своему усмотрению. Фактически работа предприятий, находящихся на хозрасчете, мало чем отличалась от работы обычных коммерческих предприятий.
Вместе с тем в стране сохранялись элементы плановой экономики. В 1921 г. был создан Госплан. Он составлял планы того, сколько и каких товаров должна произвести экономика страны, каковы должны быть цены на различную продукцию. В 1927 г. был создан первый пятилетний план развития страны. Однако существование строгих планов вступало в противоречие с политикой НЭПа, дававшей предприятиям экономическую самостоятельность.
Г. М. Кржижановский – первый председатель Госплана
В целом НЭП позволил восстановить экономику страны после гражданской войны. Однако развитие рыночной экономики привело к появлению экономического неравенства. Появились так называемые нэпманы – новые советские предприниматели и торговцы, которые в глазах народа мало чем отличались от дореволюционной буржуазии. В деревне снова вольготно почувствовали себя кулаки – зажиточные крестьяне.Многие большевики, видя кулаков и нэпманов, чувствовали разочарование, ведь революция должна была принести всеобщее равенство, а фактически происходило восстановление старых, дореволюционных порядков.
Более того, было понимание того, что фактически экономический рост при НЭПе обеспечивается развитием мелкого хозяйства. Большевики же хотели видеть развитие тяжелой промышленности (металлургии, авиастроения, станкостроения и т. д.)
В коммунистической партии начались споры о НЭПе. Одни члены партии предлагали углублять политику НЭПа, а другие наоборот, желали вернуться к идеалам революции. В целом к 1928 г. политика НЭПа была в значительной степени свернута, официально же от нее отказались к 1931 г., когда вышел указ о запрете частной торговли в СССР.
План ГОЭЛРО
Ленин полагал, что особое значение для экономики имеет развитие электроэнергетики. В 1920 г. была создана государственная комиссия по электрификации России, сокращенно ГОЭЛРО. Она составила так называемый план ГОЭЛРО. Он предполагал строительство в течение 10-15 лет порядка 30 электростанций суммарной мощностью 1,75 ГВт, а также других предприятий, необходимых для постройки этих электростанций.
Плакат, пропагандирующий план ГОЭЛРО
В рамках плана ГОЭЛРО страна была условно разбита на 8 экономических районов (Приволжский, Кавказский, Северный и т. д.). Также было запланировано строительство новых железных дорог и каналов. Фактически с проекта ГОЭЛРО началась массовая индустриализация в России. В результате реализации плана ГОЭЛРО выработка электроэнергии к 1932 г. увеличилась в 7 раз по сравнению с 1913 г. Электричество стало активно использоваться на мельницах, лесопилках и других предприятиях.
Отношение советской власти к церкви
После окончания гражданской войны коммунистическая партия продолжила давление на церковь. Для борьбы с голодом 1921-1922 г. в феврале 1922 г. был принят декр ет об изъятии церковных ценностей. Дело в том, что в церквях хранилось множество предметов, изготовленных из золота и серебра и содержащих драгоценные камни. Изъятые ценности продавались за границу, а на вырученные средства закупалось продовольствие для голодающих.
Часть священников сопротивлялась политике большевиков, поэтому власть организовала против них судебные процессы. Некоторые священнослужители приговаривались к расстрелу.
Советский плакат, пропагандирующий изъятие церковных ценностей
Коммунисты начали кампанию по дискредитации Патриарха Тихона. В мае 1922 г. Патриарх был отправлен под домашний арест в Донской монастырь. В советских газетах стали публиковаться письма с требованием наказать Тихона, однако в 1923 г. Патриарх написал письмо, в котором раскаивался в антисоветской деятельности, после чего его выпустили на свободу. Тихон умер в 1925 г., провести выборы нового Патриарха большевики не позволили.
Также коммунисты пытались давить на церковь изнутри, раскалывая ее. Ещё в после Февральской революции в православной церкви возникло движение «обновленчества», сторонники которого желали «модернизировать церковные порядки». В 1922 г. по инициативе Троцкого власть стала активно поддерживать обновленцев, в результате чего возник церковный обновленческий раскол. Уже к концу 1922 г. обновленцы контролировали более двух третей действовавших в России православных храмов.
Александр Веденский – один из лидеров обновленцев
Усиливалась антирелигиозная пропаганда в СССР. В 1922 г. начала выходить газета «Безбожник», чей тираж к 1931 г. достиг 500 тыс. экземпляров. В 1925 г. была создана организация «Союз воинствующих безбожников», занимавшаяся антирелигиозной агитацией. Например, в журнале рассказывалось о том, что в свое время защитники рабства активно ссылались именно на Библию, пытаясь доказать свое право на владение рабами.
Один из антирелигиозных плакатов СССР
Образование в СССР
Большевики уделяли колоссальное внимание вопросам образования. Ещё в 1918-1919 г. был принят ряд декр етов, которые вносили следующие изменения в систему образования:
19 июня 1920 г. была создана комиссия по ликвидации безграмотности. Она проводила в стране политику ликбеза (это сокращение от словосочетания «ликвидация безграмотности»). Создавались так называемые ликпункты (ликвидационные пункты), в которых уже взрослые люди обучались грамоте. Обучение длилось в течение 7 месяцев, каждую неделю необходимо было учиться примерно 8 часов. Ликбез позволил значительно повысить грамотность населения. Если в 1914 г. в России грамотными были лишь 30% населения, то к 1926 г. эта доля достигла 57%, а к 1939 г. – 90%.
Обучение грамоте населения на одном из ликпунктов
К 1922 г. сформировалась школьная система. Младшая школа составляла 4 года обучения, средняя школа – 7 лет, старшая – 9-10 лет. В целом к концу 1920-х годов во всем Советском союзе было введено всеобщее начальное образование, но среднее образование ещё не было обязательным.
Активно создавались ВУЗы. Если в 1914 г. в России было 91 ВУЗ, то к 1928 г. их численность возросла до 148. Количество студентов возросла со 127 тыс. в 1914 г. до 272 тыс. в 1930 г.
Уже в 1918 г. было принято решение о том, что рабочие и крестьяне могут поступать в ВУЗы без экзаменов. Однако уровень их знаний был столь низок, что они просто не могли освоить программу ВУЗов. В связи с этим в 1919 г. начали создавать рабочие факультеты, или рабфаки – особые курсы, где рабочие и крестьяне подготавливались к обучению в ВУЗах. Обучение в рабфаке днем приравнивалось к работе на производстве. Уже к 1926 г. примерно 40% поступающих в ВУЗы были выпускниками рабфаков.
Один из рабфаков при Белгородском государственном университете
Развивалась и наука. Уже в 1927 г. в СССР было 25 тыс. научных работников, что вдвое больше показателя дореволюционной России.
В целом политика коммунистов, направленная на повышение грамотности населения, пропаганду атеизма, повышение статуса нерусских народов в СССР была направлена на перестройку всей культуры советского общества и формирование новой идеологии. Все эти мероприятия нередко объединяют под одним понятием – культурная революция в СССР. Проводившаяся же в 20-ые годы в экономике политика НЭПа, напротив, не соответствовала идеологии партии и во многом была вынужденным отступлением, так как у большевиков просто не получилось сразу создать в России эффективную плановую экономику. Однако уже к концу 20-ых годов происходит отказ от политики НЭПа.
Статья на тему: «ПОЛИТИКА КОРЕНИЗАЦИИ В СССР»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ПОЛИТИКА КОРЕНИЗАЦИИ В СССР
Быть огромной страной, растянувшейся на километры через весь материк, и, соответственно, объединившей в себе огромное количество разных народов и культур, никогда не было просто ни для одного государства. Поэтому не удивительно, что политика коренизации была чрезвычайно важна для российского новорожденного большевистского правительства в 1920-х. Пытаясь сохранить земли в Центральной Азии после трагического распада Российской Империи, коммунистическая партия столкнулась с острой необходимостью выработать новый политический курс с целью уничтожения политических и культурных «остаточных реалий» имперской тирании. Проблема была относительно удачно решена использованием стратегии ассимиляции с помощью новой языковой политики (коренизации). Главной идеей коренизации было поощрение и развитие культур и языков национальных меньшинств, чьи интересы не учитывались правительством и, как правило, подавлялись в Российской Империи. Коммунистическое правительство нуждалось в каждом союзнике, которого они могли найти, чтобы удостовериться, что каждая нация, живущая на территории СССР, разделяет основные принципы советской доктрины, а также чтобы укрепить свою политическую власть и авторитет. Однако политика коренизации привела к возникновению ряда новых проблем: националистические настроения в и нарушения прав русского населения в республиках стали непредвиденными последствиями такого политического маневра.
Первым шагом к реализации политики коренизации была речь Сталина на Двенадцатом Съезде РКП(б), где он предложил ряд идей, на основе которых можно было бы создать новое государство, в котором все нации, объединенные под знаменем Советского Союза и поддерживающие советскую власть, стали бы многонациональным государством и многонациональной культурой [1, c. 492].
Данная политика подчеркивала важность вовлечения нерусских народов в государственный аппарат, а также использования национальных языков в официальном документообороте [4, c. 73]. Данный подход прекрасно соответствовал идее Ленина о соотношении национализма и социолизма, поскольку одной из целей коренизации было «ознакомление интеллигенции с новой советской элитой, появившейся в социалистических образовательных институтах» [4, c. 75]. Однако необходимо заметить, что несмотря на то, что данный подход был использован с целью популяризирования роли национальных меньшинств в государстве, власть, данная местному населению Центральной Азии, была основным источником межкультурных столкновений и конфликтов между местными и советскими властями.
Новая политики была нацелена на «коренизацию» системы управления в Центральной Азии. До распада Российской Империи, власти следовали курсу насильственной русификации в вопросе управления территориями этнических меньшинств. После гражданской войны и существенного политического сдвига в сторону социалистического государства большевики активно способствовали вовлечению нерусских народов в работу в разных госструктурах, что повлекло за собой резкий рост числа представителей местного населения в госаппаратах республик.
«С 1922 по 1927 гг. доля русских членов РКП(б) сократилась с 72 до 65 %. Так, на Украине к концу 1920 г. доля украинцев в общей численности населения составляла 80 %. В апреле 1922 г. численность украинцев в РКП(б) составила 23,3 %, русских и евреев 53,6 и 13,6 % соответственно. В то время доля украинцев в правительственном аппарате не превышала 35 %. С 1922 по 1932 гг. доля коренного населения в партийных организациях Украины и Белоруссии возросла с 24 и 21 % до 59 и 60 % соответственно» [3, c. 43].
Однако нужно признать, что несмотря на то, что политика коренизации была развернута в Центральной Азии, среди национальных меньшинств была острая нехватка высококвалифицированных кадров, поэтому они не могли занять рабочие места, которые им были предоставлены: местные представители так и оставались меньшинством в органах власти, в то время как русские занимали большую часть рабочих мест, что доказывает, что изначальная ситуация особенно не изменилась.
Другой целью коренизации было развитие национальных языков, а также строительство национальных школ и использование национальных языков в государственном документообороте. Например, в 1920-е в начальных школах уроки велись на 68 языках. В конце 1927 года около 90 % белорусов, 94 % киргизов и почти 96 % татар использовали свой родной язык в начальной школе [2, c. 276].
«В 1923 г. в СССР насчитывалось 411 польских школ, в которых работало 685 преподавателей и обучалось 16086 учеников. В августе 1924 г. белорусскими и украинскими католиками был поставлен вопрос о польскоязычных учебных заведениях. 17 сентября 1925 г. Политбюро ЦК ВКП(б) по докладу комиссии по погранполосе предложило «увеличить сеть национальных школ» [3, c. 44].
Также советские власти подчеркивали важность использования национальных языков в государственной документации и при печати учебников и учебных материалов.
В течение данного периода времени советское правительство многое сделало для создания письменных языков для народов, которые раньше их не имели: в 1920-1930-е около 46 народов получили собственный алфавит [3, c. 45].
Данные меры были приняты не только, чтобы укрепить роль национальных языков и национальных культур на территории СССР, но и для того чтобы распространить коммунистическую идеологию. Создание отношений, основанных на взаимоуважении и доверии, между русским и нерусским населением, поддержание ими политической доктрины правящей партии были основными целями, которые преследовало советское правительство. Именно эта языковая политика, примененная СССР в 1920-х, получила высокую оценку среди некоторых западных ученых и российских диссидентов.
С другой стороны, политика коренизации привела к ряду ситуаций, когда интересы русских не учитывались государством или даже подавлялись в республиках. В некоторых регионах теперь уже русские стали «национальными меньшинствами», что вызвало определенные трения между народами и привело к обширному недовольству политикой большевиков среди масс.
«Г.К. Орджоникидзе в 1923 г. на XII съезде РКП(б) высказал мнение относительно того, что в республиках оставляют без внимания нетитульные народы: материалы 1923 г. свидетельствуют, что в Совнаркоме Грузинской ССР не имелось ни одного народного комиссара из русских или армян, такая же ситуация была и в ЦК компартии республики. В Тифлисском совете 2-го созыва (в 1936 г. г. Тифлис был переименован в Тбилиси) доля грузин составляла 43 % (несмотря на то, что их численность в столице Грузии едва достигла 25%), армян – 17 % (свыше 1/3 жителей города)» [3, c. 44].
Политика коренизации также стала причиной вспышки националистических настроений, и коммунистическая партия зачастую прибегала к чрезвычайно жестоким методам урегулирования конфликтов, что впоследствии получило название «этнические чистки». Учитывая то, что не было достаточных оснований полагать, что националисты представляли реальную угрозу для всего государства, «чистки» осуществлялись довольно неорганизованно и зачастую основывались на непроверенных фактах и голословных обвинениях. Все народы, так или иначе, оказались вовлечены в данный конфликт с властями, что нанесло всем им непоправимый урон [3, c. 46].
Кроме того, процесс реализации политики коренизации показал, что часто реальные интересы национальных меньшинств не принимались во внимание, и все действия осуществлялись согласно распоряжению властей. Например, число украинских учеников в Киеве не превышало одной третьей от общего количества учеников, но все школы были официально (и насильственно) подвержены украинизации. Местное население не поддержало такую политику, но тем не менее украинский язык был введен во многие сферы общественной жизни силой, постепенно вытесняя русский язык с его позиций. В данном случае советские власти проигнорировали интересы старшего поколения, которое все еще говорило на русском языке. Также сложилась тенденция замены русскоговорящих кадров теми, кто говорил на украинском бегло (как на втором языке), либо теми, для кого он являлся родным. Того, кто не смог сдать экзамен и доказать, что владеет языком на достаточно высоком уровне, увольняли без права на получение пособия по безработице [3, c. 46].
Советская политика коренизации была нацелена на уничтожение негативных результатов процесса руссификации, развернутого царским правительством, хотя она также привела к негативным последствиям, которые 70 лет спустя стали одной из причин распада СССР. Учитывая все факторы, которые повлияли на то, как политика была реализована, необходимо признать, что такой подход не должен осуществляться столь слепо и бюрократично: государство должно уважать и прислушиваться к воле каждого народа и следовать принципу равенства и добровольного сотрудничество.
1. Двенадцатый съезд РКП(б). Стенографический отчёт. М.: Политиздат, 1968. 903 с.
2. Капеллер А. Россия – многонациональная империя: возникновение, история, распад / Пер. с нем. С. Червонной. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 342 с.
3. Лю Сяньчжун. Эршишицзи- эршиняньдай Сулянь «бэньтухуа» чжэнцэ дэ либифэньси // Элосысюэкань. 2013. № 1. С. 79-84.
4. Adrienne Lynn Edgar, Tribal Nation: The Making of Soviet Turkmenistan (Princeton: Princeton University Press, 2004).