Что означает политика коренизации в чем ее главная задача
Коренизация
Корениза́ция — политическая и культурная кампания советской власти в национальном вопросе в 20-е и начале 30-х годов XX века, призванная сгладить противоречия между центральной властью и нерусским населением СССР.
Содержание
История
Причинами коренизации были непрочность советской власти в национальных окраинах, выявившаяся в годы Гражданской войны в России, настороженность не-русского населения национальных окраин по отношению к новой власти с её выраженной «русской» языковой и этнокультурной доминантой, и существенный рост национального самосознания нерусских народов в ходе революционных событий начала ХХ века, с которым центральной власти пришлось так или иначе считаться.
Проводилась коренизация путём выдвижения на руководящие партийные и административные посты местных национальных кадров различных уровней, а также через малоудачные попытки заставить уже имеющиеся русскоязычные партийные и административные кадры в национальных окраинах освоить язык местного населения. Эта политика, наряду с политикой поддержки и развития национальных культур, при всей своей противоречивости и неудачах, имела существенное значение для национального становления и культурного развития не-русских народов СССР. Идеологической основой «коренизации» стала провозглашённая 15.10.1917 Декларация прав народов России.
По мнению западных историков [уточнить] целью коренизации являлось укрепление большевистской власти на местах. Незначительный процент национальных (нерусских) кадров в партийных и советских органах большинства национальных республик и автономий вызывал беспокойство центрального руководства, так как это значительно ослабляло авторитет и привлекательность власти в глазах местного населения. Многие партийные и советские функционеры на местах не знали языка местного нерусского населения и пренебрежительно относились к его традициям и культуре, демонстрируя хорошо знакомый местному населению по былым годам великорусский шовинизм. Попытки «коренизации» местной партийной и советской власти были непоследовательными и половинчатыми. В начале 30-х годов они были свёрнуты в связи с началом кампании «борьбы с буржуазным национализмом», в ходе которой основная часть местных «коренизаторов» подверглась репрессиям. Например, немецкий специалист в сфере национальной политики Кремля Герхард Зимон [1] считал, что коренизация должна была предотвратить развитие националистических сил. Уступки в языке, культуре и кадровой политике должны были остановить распространение автономистских и сепаратистских настроений. Коренизация завершилась в 1937—1939 годах возвратом к русификации.
Что означает политика коренизации в чем ее главная задача
Подробное решение параграф § 11 по истории для учащихся 10 класса, авторов Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. 2016
Каковы были предпосылки создания и укрепления союзного советского государства?
Предпосылками создания и укрепления союзного советского государства стали: формирование советских социалистических республик во главе с коммунистическим партиями, подчинявшимся ВКП(Б), исторические, культурные и экономические связи между республиками, необходимость экономического восстановления и обороны.
Этот план И.В. Сталина получил название плана автономизации. Почему? Используйте определение понятий «федерация» и «автономия».
План получил такое название, потому что республики входили бы в состав РСФСР на правах автономий с потерей атрибутов государственности и политического суверенитета.
Проанализируйте новый вариант резолюции. Какие изменения являются принципиальными?
Принципиальным изменением является предоставление союзным республикам права свободного выхода из союза.
1. Дайте определение понятий «федерация», «автономия».
Федерация – форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации.
Автономия — особый статус территории в государстве (или сама территориальная единица с соответствующим статусом), предусматривающий более или менее широкие возможности самостоятельно решать свои внутренние проблемы вне пределов прав и полномочий государства в целом, в состав которого входит данная самоуправляющаяся единица.
2. Сравните сталинский и ленинский планы создания союзного государства. В чём их принципиальное различие?
3. Что означает политика «коренизации»? В чём её главная задача?
Политика «коренизации» — политика, ориентированная на подготовку, выдвижение и использование в национальных образованиях национальных кадров для работы в государственных, общественных органах, в хозяйственных учреждениях и учреждениях культуры
4. Назовите основные итоги проводимой в 1920-е гг. национальной политики.
Итогами проводимой в 1920-е гг. национальной политики стали – развитие национальных языков, образования и культуры, формирование национальных политических и культурных элит, но в то же время ущемление прав других национальностей, прежде всего русского населения. Также итогом стал определенный рост национализма и недовольства на территориях со смешанным населением.
1. Покажите на карте республики, первоначально вошедшие в СССР в 1922 г., в последующие годы.
В 1922 г. в состав СССР вошли РСФСР, Белорусская ССР, Украинская ССР, Закавсказская СФСР (Армянская СССР, Азербаджанская ССР, Грузинская ССР).
Позже в состав вошли: Туркменская ССР (1924), Узбекская ССР (1924), Таджикская ССР (1929), Казахстанская ССР (1936), Киргизская ССР (1936), Армянская ССР (1936), Азербаджанская ССР (1936), Грузинская ССР (1936), Эстонская ССР (1940), Латвийская ССР (1940), Литовская ССР (1940), Молдавская ССР (1940).
2. Сравните территории Российской империи и СССР. Сделайте выводы.
По сравнению с Российской империей СССР утратил территории Финляндии, Польши, страны Прибалтики (в 1940 г. вошли в состав СССР), Западных Украины и Белоруссии (вернулись в 1940 г.), Молдавии (вернулись в 1940 г.), Карской области на Кавказе. Таким образом, образовавшийся СССР включал меньше территорий, чем было в Российской империи, однако к 1940 г. ряд территорий были возвращены.
Каковы были принципы устройства союзного государства?
Принципами устройства союзного государства были добровольность и свобода выхода из Союза.
Какова была политическая цель образования СССР?
Политическая цель образования СССР заключалась в создании оплота против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику
1. Определите главные принципы построения союзного советского государства.
Главными принципами построения союзного государства были равноправие самостоятельность союзных республик, возможность свободного выхода.
2. Найдите в дополнительных источниках информации различные оценки образования СССР. В чём вы видите историческое значение создания СССР?
Историческое значение образование СССР – это восстановление целостности страны после Гражданской войны, когда возникла угроза распада единого государства на ряд суверенных и враждующих государств.
3. Составьте схему организации государственного управления в СССР. В чём особенности такой структуры власти.
КОРЕНИЗАЦИЯ
Политика РКП(б) (ВКП(б)) и Советской власти, направленная на укрепление позиций (укоренение) в национальных республиках СССР и развитие национальных культур.
К. предусматривала развитие просвещения на национальных языках, ведение делопроизводства на национальных языках, укрепление взаимоподдержки Советской власти и национальной интеллигенции, развитие национальных учреждений культуры и средств массовой информации на национальных языках, подготовку и продвижение на руководящие должности национальных «кадров», создание национально-территориальных автономий. К. должна была преодолеть недоверие к коммунистическим идеям и Советской власти со стороны национально-ориентированных кругов советского общества, облегчить процесс просвещения, необходимых для модернизации страны.
Уже в ходе Гражданской войны 1918-1922 годов Советская власть столкнулась с сопротивлением, вызванным не столько социальными причинами, сколько навязыванием русской культуры и языка народам бывшей Российской империи, в которых происходил подъем национальных движений. Реализации политики Советской власти мешало незнание советскими кадрами языка местного населения. Считая национальную проблематику вторичной по отношению к борьбе за «интересы рабочего класса», руководство РКП(б) было готово обеспечить осуществление культурных задач национальных движений при условии, что это не будет угрожать социальной политике и коммунистическому режиму. Это должно было привлечь широкие массы нерусского населения в советские институты и способствовать осуществлению политики Советской власти. На XII съезде РКП(б) в 1923 году были выдвинуты задачи одновременной борьбы против великорусского шовинизма и шовинизма национальных меньшинств, широкого развития национальных культур. Приоритет получала культура «титульных» национальных групп данной республики. Для того, чтобы обеспечить более четкое разделение территорий с преимуществами тех или иных культур в 1924-1925 годах, было проведено национально-территориальное размежевание с Средней Азии и уточнение границ между РСФСР, УССР и БССР. В них проводились свои варианты политики К. – украинизация и белоруссизация.
Помимо школ, вузов, культурных и научных учреждений, где работа велась на национальных языках, создавались воинские формирования, где служба шла не на русском языке.
В ходе осуществления первых пятилеток произошло существенное движение населения за пределы своих республик, что стало создавать трудности в получении высшего образования и продолжения карьеры за пределами своих республик, адаптации крестьянского населения к жизни в городах и работе на промышленных предприятиях, где встречались люди, получившие образование на разных языках. Формирование советского народа с русским языком в качестве «языка межнационального общения» выдвинуло на первый план процесс просвещения на русском языке.
В 1938 году было введено обязательное обучение русскому языку во всех национальных начальных школах со 2-го класса, а в неполных средних школах с 3-го класса. 24 января 1938 года было принято решение Оргбюро ЦК ВКП(б) о преобразовании национальных школ «нетитульных» национальностей республик (немецких, польских, финских и др.), в обычные школы с преподаванием на языке соответствующей республики и на русском».
17 декабря 1937 года было принято постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О ликвидации национальных районов и сельсоветов».
7 марта 1938 года совместное постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О национальных частях и формированиях РККА» преобразовало национальные воинские части и учреждения в общесоюзные с экстерриториальным принципом комплектования.
Таким образом, коренизация была свернута, многие ее активные участники репрессированы. К. обеспечила подготовку образованных кадров из представителей всех народов СССР и развитие их культуры.
КЫРГСОЦ
Социализм в Кыргызстане
Что такое «коренизация» и как это касается Кыргызстана?
Сегодня, на волне всё более и более развивающегося неравенства, во время экономической нестабильности, политических потрясений и возрождения интереса к левым идеям на территории всего постсоветского пространства — для нас особенно важно донести до широких масс правильное понимание нашей собственной истории, а именно истории революции 1917 года.
В наше время, очень популярно мнение, что революцию в Кыргызстане делали русские для русских, коренное местное население в ней заинтересовано не было и деятельного участия не принимало. Посему, делается вывод, что она имела колониальный характер и не могла быть проведена в интересах кыргызского народа. Одним из апологетов данного подхода является итальянский историк Марко Буттино, занимающийся Средней Азией и выпустивший книгу посвященную раннесоветскому периоду под названием “Революция наоборот” в 2007 году.
Вот как Буттино характеризует установление советской власти на территории Северного Кыргызстана:
«Октябрь оказывается не чем иным, как государственным переворотом, направленным на сохранение главенствующей роли русских в колонии. Примыкание к революции не несет для колониального русского меньшинства никакой идеологии, а лишь одну необходимость выживания. Революционные лозунги и революционный дискурс определяют конец демократического процесса и начало реставрации колониального режима: последствия революции диаметрально противоположны провозглашенным задачам — происходит своего рода революция наоборот. » 1 Марко Буттино — Революция наоборот. Средняя Азия между падением царской империи и образованием СССР. Москва 2007.
Сам Буттино в предисловии к своей книге ограничивает доказательную базу, смещая фокус исследования на рассмотрение отдельных ситуаций и действий конкретных людей:
«я касаюсь исламского национализма, фокусируясь на нескольких фигурах; я исследую вооруженное сопротивление, рассматривая в основном действия одного из ее вожаков.» 2 Марко Буттино — Революция наоборот. Средняя Азия между падением царской империи и образованием СССР. Москва 2007.
Позиция выбранная исследователем является безусловно ангажированной, а сам анализ сложного революционного процесса сужается лишь до описания действий отдельных людей, и исключает из себя анализ социальных групп или классов, что даёт широкий простор для выгодной автору интерпретации событий. Выделяя отдельные эпизоды имеющие явно национальный оттенок, происходившие на первом этапе революции, итальянский историк делает их основой для вывода обо всей Октябрьской революции, не беря в рассмотрение то, к чему приходит революционный процесс уже в первые годы после окончания гражданской войны.
Идеи Буттино, несомненно, неплохо удовлетворяют политические и идеологические запросы капиталистических элит Кыргызстана, которым выгодно представление о социалистической революции, как навязанной русскими колонистами извне. Потому нет ничего удивительного в том, что и в среде кыргызстанских ученых данная точка зрения имеет большую популярность. К их числу можно отнести исследовательницу Аминат Чокобаеву, выпустившую несколько материалов посвященных раннесоветскому периоду, Амирбека Усманова, ставшего соавтором в исторической работе Петра Кокайсла о Кыргызстане начала XX века, а также исследовательскую группу “Эсимде”, регулярно проводящую ту же точку зрения в выпускаемых материалах.
Однако добросовестное изучение исторических фактов без труда опровергает позиции сторонников “колониальной революции в Кыргызстане” и в этой статье мы хотим рассмотреть одну из важнейших вех строительства советского государства, а именно процесс так называемой “коренизации”.
Что такое коренизация?
Коренизация, это советская политика проводимая в 20-30 годах и исходящая из ленинских взглядов на национальный вопрос. Основой для политики большевистской партии стала ленинская позиция, которая подразумевала что у каждого народа есть свои объективные национальные интересы, которые конечно же следует учитывать, но только национально-культурной автономии мало — права необходимо было закрепить на государственном уровне. Выходом стал советский федерализм — предоставление каждому крупному национальному меньшинству собственной территории с возможностью создать на ней национальное государство. Ленин считал, что для преодоление феодальной отсталости, народностями бывших колоний Российской Империи необходима своя территория, на которой развернётся борьба за свободу, самостоятельность и возможность определять свою собственную судьбу, что несомненно поспособствует демократизации общества и развитию народа в целом. Так появляется знаменитый принцип права наций на самоопределение, вплоть до отделения. Практическим выражением данных идей становится один из первых документов принятых советской властью, меньше чем через месяц после революции — «Декларация прав народов России», в котором провозглашается 4 основных принципа:
Сама политика коренизации была направлена на территориальное размежевание национальных меньшинств населяющих СССР, предоставление им политической автономии, развитие судов, школ и административных органов на родном языке. Изучение и развитие национальной культуры и национального языка. Не случайно еще в начале 20-х годов Касым Тыныстанов будучи студентом начальных курсов Казахского института просвещения, начинает работу над созданием кыргызского алфавита, чтобы скорее включить кыргызов в общесоюзное культурное и информационное пространство. В рамках этой политики происходит широкое вовлечение представителей национальных меньшинств в управление страной: от колхозов, до руководящих постов в правительстве. А учитывая специфику окраин бывшей Российской Империи — крайне низкий уровень грамотности населения, — происходит и срочная подготовка кадров среди местных жителей, сопряженная с распространением образования. Параллельно начинается создание и развитие промышленности, а в конечном итоге и союзных республик. 3 Джениш Джунушалиев — Время созидания и трагедий. Бишкек. Илим. 2003.
Коренизация была необходима по множеству причин, как национального, так и классового характера. Во-первых, для осуществления на практике права наций и народностей на самоопределение, достижения ими равенства в социальной, экономической и политической жизни. Во-вторых, для создания такого аппарата власти, который будет близок и понятен местному населению, способного понимать и отстаивать интересы социальных низов. В-третьих, политика коренизациии была необходима для привлечения ранее отсталых народов к новому, более прогрессивному порядку совместного хозяйствования, к более сложным формам труда и в конце концов к классовому, переросшему национальное, самосознанию.
Очень хорошо позицию ранней советской власти по этому вопросу характеризует запись Юсупа Абдрахманова из его дневника:
«По окончании моего доклада, Владимир Ильич обратился ко мне… спросил откуда я. Я рассказал, но сразу растерялся, ленинских трудов я тогда еще не читал. Одним из вопросов был: «Сколько у вас процентов русского населения?» Около 5% — ответил я. «Остальные кто?» Казахи и киргизы. «Сколько грамотного населения?» Около двух процентов. «А остальные что, неграмотные? На каком языке работает ваш аппарат, советский аппарат?» Я ответил – на русском. Мне казалось, что естественно, не может быть, чтобы аппарат работал на каком-нибудь коренном языке. Владимир Ильич даже изменился в лице и сказал: «Товарищи, вы совершаете преступление перед социалистической революцией. Аппарат, который работает на чужом для большинства населения языке, аппарат, который непонятен большинству населения, аппарат, который не может чутко прислушиваться к повседневным вопросам большинства населения, не может быть связан с массами…, потому ваша задача учиться, учиться и работать так, чтобы в самое ближайшее время ваш советский аппарат стал близким и родным для большинства населения края». 4 Абдрахманов, Юсуп. Избранные труды ; Сост. Дж. Джунушалиев, и др, 2001. — 299 с.
Итоги коренизации в Кыргызстане
К моменту преждевременного сворачивания политики коренизации были учреждены общеобразовательные учебные заведения, было введено обязательное обучение письму и чтению граждан от 18 до 40 лет, уровень образования населения (общая грамотность) вышел на близкий к европейскому уровень. Был выработан усредненный, общий кыргызский язык, первоначальный кыргызский алфавит, сначала на латинице, потом и на кириллице (вместо попыток записывать кыргызские слова арабскими символами), появились первые высшие учебные заведения (педагогический, зооветеринарный, медицинский). Правительственный аппарат Кыргызской ССР был сформирован, по большей части, из этнических кыргызов и работал на кыргызском языке, заработали различные органы рабочего самоуправления — советы рабочих, крестьян и даже «джайлонные советы» 6 К.К. Орозалиев — Исторический опыт перехода киргизского народа к социализму минуя капитализм. Фрунзе 1974. (органы представляющие советскую власть во время кочевья, с мая по сентябрь — состояли из 5 человек, часть которых были представителями кочевого общества, а часть — партийных работников), большое развитие получила промышленность, значительно увеличился процент рабочего класса и количество женщин вовлеченных в трудовую и политическую работу.
Своей сегодняшней свободе, самостоятельности, общественному прогрессу и даже государственными границами, мы обязаны именно этому времени и этим людям, которые остались верны своим идеям и не дали кыргызам затеряться среди множества других народов населявших Среднюю Азию.
Советская политика коренизации быстро дала свои политические плоды. Буквально за 14 лет, от неудачной попытки создания в 1922 году Кыргызской горной автономной области в составе Туркестанской АССР, до Кара-Кыргызской автономной области (которая вскоре стала просто Кыргызской, по просьбе самих же кыргызов), до Кыргызской АССР в составе РСФСР и наконец полноправной и независимой Кыргызской Советской Социалистической республики.
В целом, за чуть менее чем двадцатилетний срок огромными темпами развивалась промышленность, распространялось образование, решались всё новые и новые проблемы. И делалось это не какими-то русскими колонистами по указке из Москвы, а самостоятельно молодым кыргызским народом.
Коренизация с высоты нашего времени
Политика коренизации — прямой продукт марксистской мысли и даже сегодня, с высоты XXI века, она выглядит невероятно прогрессивно. Ряд развитых западных стран, вроде Швеции и Нидерландов, только сейчас приходят к подобным принципам: каждый малый народ имеет своё радио, телевидение, школу на собственном языке, политическое представительство в органах управления и т.д. Однако даже они не могут зайти так далеко, как когда-то зашёл Советский Союз, предоставляя право на самоопределение и образование отдельного автономного государства. И благодаря этому кыргызы избежали трагической судьбы малых и крупных народов вне Советского Союза, что замечательно иллюстрируют судьбы курдов, уйгуров, каталонцев, басков, ирландцев и многих других народностей, лишенных самостоятельности.
Ярким подтверждением данных слов является крупная работа профессора Гарвардского университета Терри Мартина, которая описывает тот же временный отрезок, под названием «Империя положительной деятельности» или же Affirmative Action Empire (более точный перевод звучит как «Империя позитивной дискриминации»). Мартин, исследуя раннесоветскую практику коренизации, приходит к выводу что Советский Союз был первой в мире страной, где были разработаны программы положительной деятельности, в интересах национальных меньшинств. Речь даже не о равенстве шансов и возможностей, а именно об Affirmative Action — в концепцию закладывали преференции, «положительное (позитивное) действие». Автор работы называет это исторической премьерой и подчеркивает: ни одна страна до сих пор не сравнялась с советскими начинаниями по масштабности. 7 Терри Мартин — Империя «положительной деятельности». 2011.
Конечно, на 30-х годах история революции не заканчивается и последующие ее этапы являются более спорными, а сама политика коренизации, во все возрастающих условиях сталинской репрессивной кампании против нередко надуманных проявлений буржуазного национализма была преждевременно свернута. Революционная интеллигенция во многих национальных республиках, наравне с большинством старых большевиков, была физически устранены, как политические оппоненты Сталина, однако это происходит сильно позже событий Октября и является темой для отдельной статьи. Несмотря на это, сложно отрицать ту огромную роль, которую этот короткий этап сыграл в истории нашего народа и многих других народов СССР, не имевших сильного рабочего класса, собственной интеллигенции и даже сколько-то значимой прослойки грамотных людей, сумели в кратчайшие сроки выйти по многим показателям на уровень выше многих народов имевших значительно лучшие стартовые возможности.
Если вы нашли ошибку, фактическую или орфографическую, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Enter+Ctrl.
История России
План урока:
Политика коренизации в СССР
Гражданская война в России показала большевикам, что население национальных окраин страны относится к центральной власти с недоверием. Это было связано с тем, что почти все чиновники на местах были русскими либо русскоязычными, и часто они плохо понимали язык местного нерусского населения. Советская власть хотела показать народам, жившим на территории СССР, что она будет поддерживать их национальную культуру. В связи с этим в 1920-1930-х годах в СССР проводилась так называемая политика коренизации.
Суть политики коренизации сводилась к тому, что с русского на местные языки переводился процесс образования и делопроизводства, поощрялось издание газет на национальных языках. Например, на Украине к 1938 г. действовала 21 тыс. школ, из них украиноязычными были 18 тыс. школ, а русскоязычными – только 1500. Если в 1928 г. на украинском языке издавалось чуть более 71% журналов, то через год их доля возросла уже до 84%. Аналогичная ситуация наблюдалась и в других союзных республиках.
Значительная часть газет в Белорусской ССР печаталась на белорусском языке, хотя в 1920-ые годы мало кто мог умел читать по-белорусски
Партия пыталась увеличить численность чиновников, представляющих местное население. Так, в Казахстане с 1924 г. по 1926 г. численность казахов, входящих в коммунистическую партию, увеличилась в 7 раз. Часто новые члены партии даже не знали азбуки. При этом все русскоязычные чиновники были обязаны активно изучать местный язык.
В Средней Азии коренизация сопровождалась насильственной передачей земли местным народам. В Казахстане было ликвидировано 120 русских сел, а постройки передавались казахам. Впрочем, уже в 1927 г. от этой практики коммунисты отказались.
Помимо этого советская власть поддерживала культуру. Открывались театры, в которых актеры играли спектакли на местных языках.
В дореволюционной России лишь некоторые народы (в первую очередь русские, а также грузины и армяне) имели развитую письменность. Языки значительной части народов (особенно живших на крайнем Севере) вовсе были устными. Советские лингвисты начали беспрецедентную работу по созданию алфавитов для бесписьменных народов. При этом и народы, уже имевшие письменность на основе арабского письма (азербайджанцы, татары, башкиры, казахи), переводились на новые алфавиты. Сначала эти алфавиты строились на основе латиницы, однако позже они были изменены и перестроены на основе кириллицы.
Пример киргизской письменности с латинским алфавитом, разработанным в 1920-ые годы. Сегодня же киргизский алфавит основан на кириллице
В итоге политика коренизации способствовала развитию национальных культур народов СССР, повышению статуса их языков. Вместе с тем из-за коренизации многие выпускники национальных школ плохо владели русским языком, что мешало им поступать в русскоязычные ВУЗы. Помимо этого качество образования на местных языках значительно уступало качеству образования в русскоязычных школах. Таким образом, коренизация мешала развитию образования в СССР.
В ряде республик, в особенности в Белоруссии и на Украине,население критически относилось к коренизации. Многим не нравилось, что им искусственно сверху навязывают украинскую или белорусскую национальность. В ответ коммунисты обвиняли противников коренизации в «великодержавном русском шовинизме», под которым понималось чувство превосходства русского народа над остальными народами СССР. В частности, проявлением великорусского шовинизма считалась господствовавшая в Российской империи концепция триединого русского народа, согласно которой русские, украинцы и белорусы на самом деле представляют собой один народ.
Новая экономическая политика (НЭП)
Проводившаяся в годы Гражданской войны политика военного коммунизма оказалась крайне неэффективной. Экономика страны пережила тяжелейший спад, крестьяне часто бунтовали против советской власти. В связи с этим 14 марта 1921 г. по инициативе Владимира Ленина происходит переход к новой экономической политике, или к НЭПу. Суть НЭПа сводилась к тому, что в стране допускались проявления рыночной экономики, что противоречило идеологии большевиков. Ленин прямо заявлял, что НЭП означает «восстановление капитализма в значительной мере». Предполагалось, что политика НЭПа – это временное явление, необходимое для стабилизации экономики и постепенного перехода к социализму.
Владимир Ленин был одним из главных инициаторов политика НЭПа
Первая мера НЭПа сводилась к отмене продразверстки и введению вместо нее продналога. Напомним, что ранее большевики фактически просто изымали у крестьян хлеб, оставляя им лишь минимум зерна, необходимый для прокорма семьи и выращивания нового урожая. Эта политика и называлась продразверсткой. В результате нее крестьяне просто лишились стимула к труду – зачем выращивать хлеб, если его просто заберут? Система продналога означала, что теперь крестьянам заранее объявляли, сколько зерна и других продуктов они должны отдать государству. Излишки же продовольствия крестьяне могли оставить себе и в дальнейшем выставить на продажу. При этом величина продналога была вдвое меньше размера продразверстки. Таким образом, введение продналога давало крестьянам стимул для увеличения производительности труда.
Плакат, разъясняющий крестьянам суть продналога
В ноябре 1920 г. было разрешено создание иностранных концессий в РСФСР. Это означало, что теперь иностранные предприниматели могли вести свою деятельность в России. Например, в 1921 г. американец Дж. Винт получил право на добычу золота на Дальнем Востоке, а немецкая компания «Юнкерс» в 1922 г. открыла в Москве авиационный завод. Всего в 20-ые годы в СССР было создано порядка 350 иностранных концессий.
Гидросамолет, который собирали на авиационном заводе Юнкерс в Москве
В годы гражданской войны советское правительство выпускало собственную валюту – так называемые совзнаки, однако они быстро обесценивались. Важно было создать новую, стабильную валюту, которая позволила бы стабилизировать цены на продукцию и наладить торговлю с иностранными державами. В связи с этим в 1922-1924 г. была проведена финансовая реформа Сокольникова (Г. Я. Сокольников в это время занимал пост наркома финансов).
Григорий Сокольников, нарком финансов СССР
На первом этапе реформы в СССР использовались сразу две валюты – старые совзнаки и новые червонцы. Червонец был твердой валютой, он выпускался в виде монеты, содержащей 7,74 г. золота. Таким образом, червонец фактически приравнивался к дореволюционной 10-рублевой монете, которая, в результате реформ Витте, как раз содержала такое же количество золота.
Червонец постепенно вытеснял совзнаки из обращения, поэтому в 1924 г. была проведен второй этап реформы – в течение 1,5 месяцев все совзнаки были обменяны на рубли, причем гарантировался обмен 10 рублей на 1 червонец. Торговля червонцам шла на международных биржах в США, Англии и других странах.
Золотой червонец, выпущенный в 1923 году
Помимо этого в рамках финансовой реформы Сокольникова осенью 1922 г. были открыты фондовые биржи, закрытые после революции. В стране создавались коммерческие банки, которые выдавали кредиты на развитие промышленных предприятий.
В рамках НЭПа был введен так называемый хозрасчет (хозяйственный расчет). Это означало, что государственные предприятия, заплатив обязательные взносы в бюджет, могли самостоятельно распоряжаться оставшимися у них деньгами и продукцией, сами использовали прибыль по своему усмотрению. Фактически работа предприятий, находящихся на хозрасчете, мало чем отличалась от работы обычных коммерческих предприятий.
Вместе с тем в стране сохранялись элементы плановой экономики. В 1921 г. был создан Госплан. Он составлял планы того, сколько и каких товаров должна произвести экономика страны, каковы должны быть цены на различную продукцию. В 1927 г. был создан первый пятилетний план развития страны. Однако существование строгих планов вступало в противоречие с политикой НЭПа, дававшей предприятиям экономическую самостоятельность.
Г. М. Кржижановский – первый председатель Госплана
В целом НЭП позволил восстановить экономику страны после гражданской войны. Однако развитие рыночной экономики привело к появлению экономического неравенства. Появились так называемые нэпманы – новые советские предприниматели и торговцы, которые в глазах народа мало чем отличались от дореволюционной буржуазии. В деревне снова вольготно почувствовали себя кулаки – зажиточные крестьяне.Многие большевики, видя кулаков и нэпманов, чувствовали разочарование, ведь революция должна была принести всеобщее равенство, а фактически происходило восстановление старых, дореволюционных порядков.
Более того, было понимание того, что фактически экономический рост при НЭПе обеспечивается развитием мелкого хозяйства. Большевики же хотели видеть развитие тяжелой промышленности (металлургии, авиастроения, станкостроения и т. д.)
В коммунистической партии начались споры о НЭПе. Одни члены партии предлагали углублять политику НЭПа, а другие наоборот, желали вернуться к идеалам революции. В целом к 1928 г. политика НЭПа была в значительной степени свернута, официально же от нее отказались к 1931 г., когда вышел указ о запрете частной торговли в СССР.
План ГОЭЛРО
Ленин полагал, что особое значение для экономики имеет развитие электроэнергетики. В 1920 г. была создана государственная комиссия по электрификации России, сокращенно ГОЭЛРО. Она составила так называемый план ГОЭЛРО. Он предполагал строительство в течение 10-15 лет порядка 30 электростанций суммарной мощностью 1,75 ГВт, а также других предприятий, необходимых для постройки этих электростанций.
Плакат, пропагандирующий план ГОЭЛРО
В рамках плана ГОЭЛРО страна была условно разбита на 8 экономических районов (Приволжский, Кавказский, Северный и т. д.). Также было запланировано строительство новых железных дорог и каналов. Фактически с проекта ГОЭЛРО началась массовая индустриализация в России. В результате реализации плана ГОЭЛРО выработка электроэнергии к 1932 г. увеличилась в 7 раз по сравнению с 1913 г. Электричество стало активно использоваться на мельницах, лесопилках и других предприятиях.
Отношение советской власти к церкви
После окончания гражданской войны коммунистическая партия продолжила давление на церковь. Для борьбы с голодом 1921-1922 г. в феврале 1922 г. был принят декр ет об изъятии церковных ценностей. Дело в том, что в церквях хранилось множество предметов, изготовленных из золота и серебра и содержащих драгоценные камни. Изъятые ценности продавались за границу, а на вырученные средства закупалось продовольствие для голодающих.
Часть священников сопротивлялась политике большевиков, поэтому власть организовала против них судебные процессы. Некоторые священнослужители приговаривались к расстрелу.
Советский плакат, пропагандирующий изъятие церковных ценностей
Коммунисты начали кампанию по дискредитации Патриарха Тихона. В мае 1922 г. Патриарх был отправлен под домашний арест в Донской монастырь. В советских газетах стали публиковаться письма с требованием наказать Тихона, однако в 1923 г. Патриарх написал письмо, в котором раскаивался в антисоветской деятельности, после чего его выпустили на свободу. Тихон умер в 1925 г., провести выборы нового Патриарха большевики не позволили.
Также коммунисты пытались давить на церковь изнутри, раскалывая ее. Ещё в после Февральской революции в православной церкви возникло движение «обновленчества», сторонники которого желали «модернизировать церковные порядки». В 1922 г. по инициативе Троцкого власть стала активно поддерживать обновленцев, в результате чего возник церковный обновленческий раскол. Уже к концу 1922 г. обновленцы контролировали более двух третей действовавших в России православных храмов.
Александр Веденский – один из лидеров обновленцев
Усиливалась антирелигиозная пропаганда в СССР. В 1922 г. начала выходить газета «Безбожник», чей тираж к 1931 г. достиг 500 тыс. экземпляров. В 1925 г. была создана организация «Союз воинствующих безбожников», занимавшаяся антирелигиозной агитацией. Например, в журнале рассказывалось о том, что в свое время защитники рабства активно ссылались именно на Библию, пытаясь доказать свое право на владение рабами.
Один из антирелигиозных плакатов СССР
Образование в СССР
Большевики уделяли колоссальное внимание вопросам образования. Ещё в 1918-1919 г. был принят ряд декр етов, которые вносили следующие изменения в систему образования:
19 июня 1920 г. была создана комиссия по ликвидации безграмотности. Она проводила в стране политику ликбеза (это сокращение от словосочетания «ликвидация безграмотности»). Создавались так называемые ликпункты (ликвидационные пункты), в которых уже взрослые люди обучались грамоте. Обучение длилось в течение 7 месяцев, каждую неделю необходимо было учиться примерно 8 часов. Ликбез позволил значительно повысить грамотность населения. Если в 1914 г. в России грамотными были лишь 30% населения, то к 1926 г. эта доля достигла 57%, а к 1939 г. – 90%.
Обучение грамоте населения на одном из ликпунктов
К 1922 г. сформировалась школьная система. Младшая школа составляла 4 года обучения, средняя школа – 7 лет, старшая – 9-10 лет. В целом к концу 1920-х годов во всем Советском союзе было введено всеобщее начальное образование, но среднее образование ещё не было обязательным.
Активно создавались ВУЗы. Если в 1914 г. в России было 91 ВУЗ, то к 1928 г. их численность возросла до 148. Количество студентов возросла со 127 тыс. в 1914 г. до 272 тыс. в 1930 г.
Уже в 1918 г. было принято решение о том, что рабочие и крестьяне могут поступать в ВУЗы без экзаменов. Однако уровень их знаний был столь низок, что они просто не могли освоить программу ВУЗов. В связи с этим в 1919 г. начали создавать рабочие факультеты, или рабфаки – особые курсы, где рабочие и крестьяне подготавливались к обучению в ВУЗах. Обучение в рабфаке днем приравнивалось к работе на производстве. Уже к 1926 г. примерно 40% поступающих в ВУЗы были выпускниками рабфаков.
Один из рабфаков при Белгородском государственном университете
Развивалась и наука. Уже в 1927 г. в СССР было 25 тыс. научных работников, что вдвое больше показателя дореволюционной России.
В целом политика коммунистов, направленная на повышение грамотности населения, пропаганду атеизма, повышение статуса нерусских народов в СССР была направлена на перестройку всей культуры советского общества и формирование новой идеологии. Все эти мероприятия нередко объединяют под одним понятием – культурная революция в СССР. Проводившаяся же в 20-ые годы в экономике политика НЭПа, напротив, не соответствовала идеологии партии и во многом была вынужденным отступлением, так как у большевиков просто не получилось сразу создать в России эффективную плановую экономику. Однако уже к концу 20-ых годов происходит отказ от политики НЭПа.