Что означает понятие антропогенез в философии
АНТРОПОГЕНЕЗ
Полезное
Смотреть что такое «АНТРОПОГЕНЕЗ» в других словарях:
антропогенез — антропогенез … Орфографический словарь-справочник
антропогенез — антропогенез, а … Слитно. Раздельно. Через дефис.
Антропогенез — Антропогенез часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат. Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко эволюционного… … Википедия
антропогенез — Процесс происхождения человека (homo sapiens), происхождение и развитие всех видов рода Человек (Homo), рассмотренный в биологическом и психическом плане. С позиций теории эволюционной, основными предпосылками антропогенеза послужили такие… … Большая психологическая энциклопедия
АНТРОПОГЕНЕЗ — [ Словарь иностранных слов русского языка
антропогенез — происхождение, антропогения Словарь русских синонимов. антропогенез сущ., кол во синонимов: 2 • антропогения (1) • … Словарь синонимов
Антропогенез — (гр. аntropos – адам және genos – шығу, туу) – адамның шығуы туралы ілім. Антропогенез туралы ғылыми негізделген ілімді Ч. Дарвин жасады, Т. Гексли оны анықтай түсті, ал Ф. Энгельс түпкілікті түрде жаңа тұрғыдан қарастырды. Дарвин мен Гекслидің… … Философиялық терминдердің сөздігі
Антропогенез — Антропогенез ♦ Hominisation Человечество не есть сущность; это – история, и прежде всего естественная история. Антропогенезом называют биологический процесс, в результате которого Нomo sapiens постепенно – путем мутаций и естественного… … Философский словарь Спонвиля
АНТРОПОГЕНЕЗ — (от антропо. и генез) процесс историко эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. Учение об антропогенезе раздел антропологии … Большой Энциклопедический словарь
Антропогенез — (от греч. anthropos человек и genesis происхождение) происхождение и развитие всех видов рода Человек (Homo), рассмотренные в биологическом, психическом и социокультурном плане. Основой происхождения древнейших людей в … Психологический словарь
антропогенез
Полезное
Смотреть что такое «антропогенез» в других словарях:
антропогенез — антропогенез … Орфографический словарь-справочник
антропогенез — антропогенез, а … Слитно. Раздельно. Через дефис.
Антропогенез — Антропогенез часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат. Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко эволюционного… … Википедия
антропогенез — Процесс происхождения человека (homo sapiens), происхождение и развитие всех видов рода Человек (Homo), рассмотренный в биологическом и психическом плане. С позиций теории эволюционной, основными предпосылками антропогенеза послужили такие… … Большая психологическая энциклопедия
АНТРОПОГЕНЕЗ — [ Словарь иностранных слов русского языка
антропогенез — происхождение, антропогения Словарь русских синонимов. антропогенез сущ., кол во синонимов: 2 • антропогения (1) • … Словарь синонимов
Антропогенез — (гр. аntropos – адам және genos – шығу, туу) – адамның шығуы туралы ілім. Антропогенез туралы ғылыми негізделген ілімді Ч. Дарвин жасады, Т. Гексли оны анықтай түсті, ал Ф. Энгельс түпкілікті түрде жаңа тұрғыдан қарастырды. Дарвин мен Гекслидің… … Философиялық терминдердің сөздігі
Антропогенез — Антропогенез ♦ Hominisation Человечество не есть сущность; это – история, и прежде всего естественная история. Антропогенезом называют биологический процесс, в результате которого Нomo sapiens постепенно – путем мутаций и естественного… … Философский словарь Спонвиля
АНТРОПОГЕНЕЗ — (от антропо. и генез) процесс историко эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. Учение об антропогенезе раздел антропологии … Большой Энциклопедический словарь
Антропогенез — (от греч. anthropos человек и genesis происхождение) происхождение и развитие всех видов рода Человек (Homo), рассмотренные в биологическом, психическом и социокультурном плане. Основой происхождения древнейших людей в … Психологический словарь
АНТРОПОГЕНЕЗ
Смотреть что такое АНТРОПОГЕНЕЗ в других словарях:
АНТРОПОГЕНЕЗ
АНТРОПОГЕНЕЗ
антропогенез м. Учение о происхождении и развитии человека (в антропологии).
АНТРОПОГЕНЕЗ
АНТРОПОГЕНЕЗ
АНТРОПОГЕНЕЗ
АНТРОПОГЕНЕЗ
АНТРОПОГЕНЕЗ
АНТРОПОГЕНЕЗ
АНТРОПОГЕНЕЗ
АНТРОПОГЕНЕЗ (от греч. anthropos — человек и genesis — возникновение, рождение) — процесс происхождения человека современного типа (Homo sapien. смотреть
АНТРОПОГЕНЕЗ
АНТРОПОГЕНЕЗ (от греч. anthropos — человек + genesis — происхождение) — происхождение и развитие всех видов и подвидов рода Человек (Homo) в органическом (генетическом, соматическом), психическом и социокультурном отношении.
Древнейшие люди произошли в нач. четвертичного периода на африканском континенте от предлюдей рода Австралопитеков, освоивших прямохождение. К основным предпосылкам А. относится достижение высокого уровня развития: 1) сенсорных систем (с преобладанием зрения над обонянием); 2) двигательных способностей, особенно передних конечностей (исключительная подвижность кистей рук, в частности пальцев), и в связи с этим — 3) коры головного мозга и психической деятельности, а также 4) высокий уровень группового поведения и форм общения и др.
Предполагают, что предки человека перешли к наземному образу жизни и двуногому хождению (бипедия), в связи с чем передние конечности освободились от функции передвижения, но приобрели множество др. функций, развитие которых тесно связано с А. Манипулирование превратилось из дополнительной в основную их функцию, что обеспечило мощное развитие орудийных действий (см. Орудийные действия животных). На этой основе зародились первые, еще очень примитивные, но уже специфически человеческие трудовые действия, характеризующиеся применением специально изготовленных орудий труда. Совместный труд породил первые общественные отношения, а затем и членораздельную речь и сознание, оказавшие обратное влияние на процесс становления человека современного вида. А. представляет собой небывалый в истории органического мира качественный скачок из биологической сферы развития в социокультурную. См. Развитие психики.
Добавление ред.: 1. Термин «А.» в отечественной (физической) антропологии обозначает также раздел этой науки, в котором изучается эволюционное происхождение и развитие человека. В зарубежной антропологии соответствующая ветвь знания называется «эволюционная антропология» (или «палеоантропология»), которая, однако, трактуется как комплексная дисциплина, а не раздел физической антропологии. 2. Разумеется, труд создал самого человека. Эта расхожая фраза стала автоматизмом, над которым мы редко задумываемся. Но ведь в определение трудовой деятельности входит сознательная цель, которая определяет ее как закон, а сознание отягощено, по словам К. Маркса, проклятием материи — языком. Это означает, что как бы далеко мы не шли в глубь человеческой истории, мы нигде не найдем человека без сознания, труда и языка, а если найдем, то это будет не человек. М. К. Мамардашвили имел свои резоны, говоря, что человек начался с плача по умершему, т. е. с переживания.
АНТРОПОГЕНЕЗ
— процесс происхождения человека современного типа (Homo sapiens) от его животного и человекоподобного предка. Основоположником современной научной, так наз. симиальной (от лат. «simia» — обезьяна) теории антропогенеза является Ч. Дарвин, который впервые обстоятельно и всесторонне обосновал ее в своей работе «Происхождение человека и половой отбор» (1871). Исследования в области антропогенеза, интенсивно проводившиеся в течение всего XX в., шли под определяющим влиянием эволюционных идей Ч. Дарвина, хотя противников у этих идей было (и остается) более чем достаточно. Эти исследования идут по трем главным направлениям: 1) уточнение филогении современного человека, точек ветвления различных антропоидных линий на общей геои палеохронологической шкале; уточнение недостающих звеньев внутри линии гоминид, выделение основных стадий в становлении человека современного типа; 2) выявление биологических предпосылок и эволюционно-генетических механизмов трансформации морфофункциональной организации животных (обезьяноподобных) предков человека в направлении, обеспечившем предку современного человека прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных «орудий труда», развитие речи и мышления, сложных форм поведения, в том числе и трудовой деятельности, социальной организации и др.; 3) выработки общей теории происхождения человека или антропогенеза как сложного комплексного процесса, осуществляющегося на основе тесного взаимодействия природных (в том числе и космических) и социальных факторов. Самые последние данные и находки антропологов и палеонтологов в конце XX — начале XXI в. внесли крайне важные и, возможно, окончательные штрихи в ту общую картину эволюционного древа человечества, которая прямо вытекает из дарвиновской симиальной теории антропогенеза. Что касается общей теории антропогенеза, то ее основу в течение всего XX в. составляла идея труда, трудовой деятельности как ведущего фактора исторического (филогенетического) становления человека и человеческого общества, но и она не оставалась неизменной в течение всего этого времени. Главные изменения, которые она претерпела, это переход от прямолинейного механистического понимания орудийной деятельности в качестве непосредственной детерминанты развития человеческих черт и способностей у гоминоидных предков человека к пониманию ее как одного из элементов целого комплекса детерминирующих факторов антропосоциогенеза, среди которых важнейшими являются такие, как язык, речь, сознание, религия, нравственность, ритуальная практика, инцест и др. (См. человек, эволюция). В.Г. Борзенков. смотреть
АНТРОПОГЕНЕЗ
АНТРОПОГЕНЕЗ
— Процесс происхождения человека (homo sapiens), происхождение и развитие всех видов рода Человек (Homo), рассмотренный в биологическом и психическом плане. С позиций теории эволюционной, основными предпосылками антропогенеза послужили такие отличительные признаки обезьян: 1) высокое развитие локомоций и манипулирования; 2) предельная для животных подвижность — особенно пальцев передних конечностей, и способность к выполнению весьма сложных хватательных движений; 3) зрение бинокулярное — преобладающее над обонянием; 4) высокоразвитые формы поведения группового и общения (см. животное: поведение групповое; животное: общение). С позиций материализма, основой происхождения древнейших людей в начале четвертичного периода на африканском континенте от пралюдей рода австралопитеков являются особенности группового поведения, высокий уровень развития рецепторных систем, двигательных способностей, особенно конечностей, и вторично — мозга головного. Переход предков человека к наземному образу жизни и двуногому хождению позволил освободить передние конечности от функций передвижения: основной их функцией стало манипулирование, что обеспечило мощное развитие орудийных действий (см. животное: действие орудийное) и дальнейшее повышение уровня деятельности психической.Это привело к мощному развитию манипулятивной деятельности и формированию первых — примитивных, но уже человеческих — трудовых действий, логика развития коих к специальному изготовлению орудий труда. Совместный пруд превратил отношения групповые в первые отношения общественные, для обслуживания коих сформировались членораздельная речь и сознание, оказавшие большое обратное влияние на процесс становления человека. В целом антропогенез характерен не столько морфологическими преобразованиями, сколько глубочайшими качественными изменениями поведения и психики и установлением принципиально новых отношений к внешнему миру. Он являет собой небывалый качественный скачок из биологической сферы развития в социальную (см. зоопсихология). смотреть
Философские проблемы исследования антропогенеза
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие антропогенеза в рамках философии
Антропогенез – это часть эволюционного учения, повествующая о процессе появления и эволюции человека как биологического вида. Антропогенез являет понятием, расположенным на стыке различных областей наук (биология, антропология, палеонтология, философия, этика и т.д.).
Применительно к философии учение об антропогенезе представляет собой совокупность философских подходов к анализу теорий происхождения человека.
Теории происхождения человека
В рамках философии сложились следующие подходы к осмыслению появления человека на Земле.
Готовые работы на аналогичную тему
Соотношение социального и природного
В рамках современного мира человек изначально являет собой биосоциальное существо, совокупность социального и природного. Человек рождаясь становится обладателем не только генетически передаваемых биологических задатков, но и исключительно человеческих качеств (например, хорошо развитой эмоциональной системой восприятия мира).
Согласно эволюционной теории Ч. Дарвина человек стал тем, кто он есть при помощи двух факторов: биологических (прямохождение, особое развитие кисти руки и др.) и социальных (труд, язык, мышление, сообщество людей и др.).
Биологические особенности природы человека выражаются в инстинктах (инстинкт самосохранения, продолжения рода и т.п.), в физиологических потребностях (питание, дыхание и т.п.), в способности приспосабливаться к окружающей среде.
Социальные особенности проявляются в способностях изготовления человеком особых орудий труда, технологий производства, в общении и создании сообществ единомышленников, в наличии языка и духовных потребностей (религия, наука, искусство).
В соотношении природного и социального заметную роль играет понятие «гендер», обозначающее социальный пол, наравне с биологическим. Пол описывает физиологические различия между мужчиной и женщиной. Гендер же используется для характеристики социальных и культурным различий, которые приобретаются в обществе.
Проблема антропогенеза в философии
Проблема антропогенеза (от греческих слов антропос – человек и генезис – происхождение) выступает как одна из традиционных тем философского и культурного дискурса. Наиболее древние версии возникновения человека связаны с различными мифологическими сюжетами его чудесного рождения из земли, воды, дерева или космоса. Чаще всего человек здесь является случайным продуктом соединения природного и божественного начал. К примеру, в славянской мифологии люди появились из дерева после того, как на него упала капля божественного пота; в древнегреческой – они проросли из пепла поверженных титанов и т. п.
Мифологическое мировоззрение сменилось религиозным, которое предложило креационистскую концепцию происхождения мира и человека. Креационизм (от лат. creatio – творение, создание) рассматривает человека как продукт специального божественного творчества, высшее и наиболее совершенное создание Бога на земле, его “образ и подобие”.
Согласно библейскому сюжету, человек отличается от природных тварей тем, что он единственный обладает бессмертной душой и свободной волей, выступает носителем божественных знаний и заповедей, где одной из первейших является необходимость трудиться. Фактически в Библии можно найти основные типологические характеристики человека, акцентированные сегодня в различных современных сценариях антропогенеза (труд, способность к стыду, язык и мышление и т.п.).
Наиболее радикальное отличие креационизма от других моделей антропогенеза связано с пониманием человека как принципиально иного по сравнению с остальной природой образования. Между ними нет и не может быть родственных связей, человек слишком уникален, и поэтому для его появления необходимо участие надприродных, сверхъестественных сил, Бога.
Исторически эта идея сыграла весьма значимую роль в развитии европейской культуры, поскольку способствовала обоснованию ценностей свободы, творчества и развития личности. Вместе с тем креационизм нельзя рассматривать только как историко-культурный феномен, значение которого связано с отдаленным прошлым, но не настоящим.
Говоря об антропогенезе, современные креационисты отмечают, что собственно человек возникает лишь раз, на последней ступени лестницы живых существ. Известные палеонтологические находки его гоминидных предков могут с известной долей допущения характеризовать биологическую эволюцию человеческого тела, однако своеобразие человека связано не столько с телом, сколько с душой. Человек как носитель разума, воли и нравственности не может быть обусловлен природными факторами. Эти его свойства возникают вопреки природе и могут быть объяснены лишь предположением об их внеприродном источнике, Боге.
Сильной стороной креационизма является очевидный моральный пафос этого учения, связанный с рассмотрением человека и человечества как наиболее значимых величин в структуре Универсума. Акцент на человеке как “образе и подобии” не приемлет проекций природной агрессии и “борьбы за существование” в социальные и межличностные отношения. Человек здесь определяется в характеристиках милосердия, любви и ответственности по отношению к природе и собственному бытию.
Вместе с тем, несмотря на достаточное количество сторонников, креационизм во многом проигрывает свои позиции эволюционизму в современной философии и науке. В научном плане эволюционизм более интересен и последователен, поскольку апелляция к Богу – это всегда отсылка к неизвестной величине, традиционно используемая при объяснении непонятных явлений, но реально ничего не объясняющая.
Трудовая концепция антропогенеза. Для оформления эволюционной концепции антропогенеза особое значение имел выход в свет таких книг, как “Происхождение человека и половой отбор” Ч. Дарвина (1871) и “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека” Ф. Энгельса (1876, опубликованна в 1896). Дарвин первым научно обосновал наличие единого животного предка у человека и безьяны.
Ф. Энгельс впервые указал на особый статус труда в антропогенезе, его значение для формирования человека и общества. Бесспорно, со времен Дарвина и Энгельса наука накопила много новых фактов и открытий, конкретизирующих эволюционную теорию. Вместе с тем исходные идеи классиков этой концепции в целом представляют интерес и для современного философского и естественнонаучного познания.
Вместе с тем закрепление и развитие этих признаков обусловливалось возникновением у человека особой формы адаптации – трудовой деятельности. Если животное приспосабливается к природе за счет изменения своих биологических характеристик, то человек приспосабливается, изменяя не себя, а внешнюю природу. Тем самым труд как целенаправленная деятельность человека по преобразованию природной действительности с использованием орудий труда становится сущностной характеристикой человека.
Вопрос о том, почему наши гоминидные предки стали трудиться, до сих пор не имеет однозначного ответа в науке и философии. Ф. Энгельс полагал, что причиной этого стало глобальное изменение климата и похолодание, в результате чего гоминиды вынуждены были спуститься с деревьев и искать новые возможности выживания. На учете внешних причин (изменение климата, ландшафта, мутациях и тому подобного) строит также свою концепцию антропогенеза современное естествознание.
В философских моделях мы можем найти ряд несколько иных оригинальных версий решения этого вопроса. Например, по мнению представителя “философской антропологии” А. Гелена, человек изначально был обречен на труд в силу своей природной слабости и неспециализированности. Если остальные животные приспособлены к определенной среде обитания, еде, хищникам и тому подобному, подтверждением чему служит наличие у них специальных органов или окраски, то человек от природы слишком плохо “оснащен”.
Он не слишком силен, быстр, незаметен и т.п. Именно эта неспециализированность и обусловила, с точки зрения А. Гелена, необходимость труда как специфически человеческого средства выживания. Труд не только определил особую форму адаптации человека в природе, но стал источником человеческой социальности и культуры. Развитие орудий труда, переход от присваивающей экономики к производящей были связаны, как показал Ф. Энгельс в работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства”, с последовательным изменением кровнородственной семьи, переходом от первобытного стада к обществу.
Доминирующими тенденциями здесь выступили укрепление экономического и социального статуса мужчины, переход от групповых к парным и моногамным формам супружества вместе с появлением возможностей хозяйственного обособления от коллектива, постепенное табуирование сферы сексуальных отношений. Отношения труда и собственности, тем самым, лежали в основании первых норм человеческой нравственности, первых моделей права и закона, новых неприродных форм солидарности.
Труд может быть рассмотрен и как фактор, лежащий в основании человеческой культуры. Фактически передача от человека к человеку, от одного поколения к другому орудий труда стала первым опытом внебиологической трансляции знания и информации, то есть первым вариантом культурной традиции. Изготовленное орудие труда начинает фигурировать в человеческом сообществе уже не как чисто природный материал, но как вещь, обладающая особыми функциями и информацией.
В системе современного философского и научного знания трудовая теория происхождения человека на сегодняшний день выступает как наиболее авторитетная. Труд действительно выступает как специфический механизм адаптации в природе за счет создания особой социальной среды, образование которой около 40 тыс. лет назад фактически знаменовало возникновение нового биологического вида Homo sapiens, человека разумного. Являясь центральной осью человеческой системы хозяйствования, труд одновременно составляет основание для возникновения и развития феноменов духовной культуры: традиций, законов, языка.
Антропогенез и кулътурогенез. Несмотря на несомненный приоритет трудовой концепции антропогенеза в современной науке, в философии существует ряд альтернативных точек зрения. Загадка происхождения человека, с их точки зрения, связана с фактом возникновения культуры как специфически человеческой среды обитания. При этом феномены культурного творчества не могут быть редуцированы к трудовой деятельности, служащей механизмом обеспечения преимущественно физического выживания людей.
Возникновение нравственности, искусства, религии, философии или науки происходило как бы вопреки требованиям практической целесообразности и полезности, однако именно в них конкретизируется собственно человеческая сущность и духовность. Тем самым разгадку антропогенеза следует искать в механизмах культурогенеза, поскольку фактически именно культура формирует и человеческий разум, и человеческое тело.
Одной из наиболее перспективных версий происхождения и развития культуры и человека является игровая модель. Ее автором считается нидерландский мыслитель Йохан Хёйзинга, который в своей известной книге “Человек играющий” (1938) предпринял попытку реконструкции архаической культуры и таких известных форм культурного творчества, как религия, право, искусство, философия и тому подобное, исходя из принципа игры. Игра при этом выступает как форма свободной творческой активности, избыточной по отношению к материальным интересам и необходимости выживания.
В этом контексте игра у Хёйзинги противостоит сферам труда и повседневности, подчиненным требованиям практической целесообразности и выгоды. Игра, также как и культура в целом, казалось бы, бесполезны для обеспечения утилитарных сторон жизни. Однако особая притягательность и значимость игры обусловливаются тем, что именно здесь человек может реализовать свою свободу, позволить себе на время отвлечься от череды бесконечных “надо”, выдвигаемых жизнью.
Вместе с тем ощущение свободы, даруемое игрой, достаточно условно. Игра, освобождая от гнета повседневных забот, одновременно подчиняет человека своей стихии. Обязательными признаками игры являются ее временной ритм, закрепленный в особых правилах, и пространство, в пределах которого эти правила действуют с непреложностью закона. Сам характер игровых правил отличается соединением естественных и искусственных моментов. Играющий подчиняется им как чему-то само собой разумеющемуся при одновременном осознании изначальной условности и произвольности этих правил.
Homo ludens, человек играющий, с этой позиции оказывается более предпочтителен, чем homo faber, человек умелый. Подобно тому, как в индивидуальном развитии ребенок приобщается к миру взрослых через игру, а не труд, так и, играя, человечество вступило в свою историю. При этом взрослые (люди и культуры), занимаясь бизнесом, политикой, образованием и тому подобным, фактически продолжают те же детские игры, подчас забывая о том, что это игра, придавая ей статус важной работы и переворачивая первоначальную оппозицию “серьезности” дела и “несерьезности” игры.
Рассмотрение культуры как искажения естественных истоков человеческого бытия свойственно для оригинальной версии антропо- и культурогенеза – психоаналитической. Согласно 3. Фрейду, возникновение культуры и человека обусловлено появлением культа, краеугольные основания которого составляют тотем и табу. Возникновение их стало следствием разыгравшейся в первобытной орде “эдиповой” драмы, связанной с восстанием сыновей против отца.
Разрыв органичной целостности общины, вызванный убийством ее предводителя, стал предпосылкой для обожествления предка в форме тотема как прародителя и защитника рода. Одновременно происходит табуирование сферы сексуальных отношений, явившихся видимой причиной сыновнего бунта. Тем самым религия и мораль, укорененные в разрушительности страха и стыда, начинают определять направленность последующего развития человека и культуры.
Будучи изначально порождены ущербной психикой и комплексом неполноценности, они враждебны по отношению к здоровым естественным началам человеческого опыта, формируя тип невротической личности и культуры. Антропогенез, разорвавший естественную связь человека с природой, ознаменовал собой начало не столько исторического прогресса, сколько деградации человечества как природного вида.
Еще одной авторитетной концепцией культуро- и антропогенеза в современной философии является семиотическая модель, рассматривающая культуру как особую знаково-символическую реальность, сердцевину которой составляет язык. Язык выступает универсальным посредником между человеком и миром, где элементы языка (знаки) одновременно обозначают, то есть наделяют значением, и замещают реальные объекты и процессы.
Человек при этом воспринимает действительность только в тех ее смысловых характеристиках, которые заданы языком, а язык тем самым определяет границы и свойства как самой действительности, так и человека. Язык, традиционно рассматриваемый как средство общения и коммуникации, в рамках семиотической и структуралистской моделей превращается в подлинного демиурга (создателя) культуры и человека.
Согласно К. Леви-Строссу, автору классической для этого подхода работы “Структурная антропология”, “не человек говорит посредством языка, но язык говорит посредством человека”, диктуя нужные слова, грамматику, интерпретации. Человек становится субъектом той или иной культуры, лишь овладев ее языком. При этом в качестве языка могут быть рассмотрены самые разнообразные культурные феномены и сферы, функционирующие посредством циркуляции знаков по определенным правилам, например, системы родства, формы обмена, структуры власти и т.п.
Рассмотренные выше концепции (игровая, психоаналитическая и семиотическая) актуализируют значение не столько приспособительных, сколько творческих механизмов человеческой истории. Возникновение человека здесь связывается с появлением особой вне- природной реальности – культуры, в основание которой могут быть положены игра, культ либо язык, определяющие также сущность собственно человеческого своеобразия в универсуме.
Вместе с тем, предлагая интересные интерпретации человека и культуры, указанные концепции не всегда последовательно решают вопрос о генезисе языка, игры или культа как таковых. Например, для И. Хёйзинги игра – это атрибутивное свойство природы в целом, что оставляет неясным вопрос о специфике игрового пространства культуры и человека, механизмах их выделения из природы.
Апелляция к стыду как к источнику человеческой морали и религии у 3. Фрейда предполагает наличие представлений о добре и зле не только в завершении, но и в начале “эдиповой трагедии”, что затрудняет однозначное решение вопроса о предпосылках человеческого в человеке. И, наконец, причины возникновения языка отсылают исследователей к феноменам поведения и деятельности, подчиняя язык труду.
Очевидно, что многообразие философских и научных версий антропогенеза обусловливается как реальной неоднозначностью феномена человека в современной ситуации, так и сложностью реконструкции отдаленного прошлого человеческой истории. Наиболее ранние периоды эволюции общества не сохранились в культурной памяти, подобно тому, как отдельный человек не имеет воспоминаний о первых годах жизни. Однако, если продолжить аналогию, именно детство формирует будущий характер личности, предопределяя во многом ее последующую жизнь, и именно в детстве человечества можно усмотреть определяющие тенденции его последующей истории.