Что означает понятие эффективность соревновательной деятельности
8.4. Факторы, повышающие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности
С развитием спорта и ростом спортивных достижений актуализируется значение факторов, повышающих эффективность функционирования как системы тренировки, так и системы соревнований. Специалисты в области теории спорта считают, что к таким факторам следует отнести прежде всего качественную физкультурно-спортивную ориентацию и спортивный отбор, кадровое, материально-техническое, научное, медико-биологическое и информационное обеспечение, факторы внешней среды, социально-экономические условия, финансирование, организационно-управленческие структуры и механизмы.
Физкультурно-спортивная ориентация и спортивный отбор.
Добиться высоких результатов в спорте в настоящее время могут только двигательноодаренные люди, обладающие определенными способностями. Обеспечить более успешное формирование необходимых способностей могут врожденные задатки и одаренность к этой деятельности в сочетании с эффективной системой тренировки. Это обстоятельство обусловливает актуальность заблаговременного выявления индивидуальной спортивной предрасположенности лиц, приобщаемых или уже приобщенных к занятиям спортом. Реализацию оценки предрасположенности рекомендуется проводить в виде двух подходов:
– физкультурно-спортивной ориентации – системы организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить наиболее предпочтительное направление специализации приобщаемого или уже приобщенного к спорту человека;
– спортивного отбора – заблаговременного распознания повышенной индивидуальной предрасположенности для занятий конкретным видом спорта и выделения из общего числа приобщаемых либо уже приобщенных к спорту тех, кто относительно более способен к высоким результатам в этом виде соревновательной деятельности.
Главное требование, предъявляемое к системе спортивной ориентации и отбора, состоит в том, что она должна быть органическим компонентом системы многолетней подготовки, так как способности могут быть надежно выявлены только в процессе тренировки и воспитания, поскольку являются следствием сложного диалектического единства врожденного и приобретенного, биологического и социального.
Кадровое обеспечение.
Прогресс отечественной системы подготовки спортсменов всегда обеспечивался высоким уровнем профессиональной квалификации кадров, наличием талантливых тренеров, научных работников, специалистов, обслуживающих спортивные сооружения, массажистов, медиков, спортивных арбитров, способных осуществлять опережающие шаги в тех направлениях, которые являются наиболее перспективными. Совершенно очевидно, что если специалист, работающий в области спорта, недостаточно подготовлен в теоретическом и практическом отношениях, то могут возникнуть серьезные проблемы как в организации тренировочного процесса, так и в качественном проведении соревнований.
Научное, медико-биологическое и информационное обеспечение.
Своевременное внедрение в повседневную практику достижений научного и научно-технического прогресса является одним из решающих факторов, повышающих эффективность подготовки спортсменов. Система научно-методического, медико-биологического и информационного обеспечения включает в себя разветвленную сеть специализированных подразделений в научно-исследовательских институтах и физкультурных вузах, комплексные научные группы (КНГ) при сборных командах России, врачебно-физкультурные диспансеры, методические кабинеты при различных спортивных организациях. В эту систему следует включить и специализированные книжные издательства, а также специализированные редакции средств массовой информации.
Вся эта структура выполняет следующие функции:
– выявляет перспективные тенденции развития спорта, осуществляет научное предвидение путей развития основных компонентов в системе спортивной подготовки;
– разрабатывает теоретические, методические и программно-нормативные основы конкретного вида спорта;
– решает медико-биологические проблемы спорта в целом, а также осуществляет реализацию практических мер по сохранению и восстановлению здоровья конкретных спортсменов, повышению их специальной работоспособности;
– ведет подготовку и переподготовку кадров;
– обеспечивает всех спортивных специалистов необходимой информацией, влияющей на адекватность и своевременность принимаемых ими решений.
Социально-экономические факторы.
Социологические исследования показывают, что на совокупный уровень спортивных достижений определенное влияние оказывает уровень социального развития общества в целом. Спортивные успехи многих стран достаточно весомо взаимосвязаны с показателями достигнутого материального благосостояния, а также с показателями структуры населения и уровня его дифференциации, средней продолжительности жизни, общей численности и грамотности населения. Они лежат в основе, стимулирующей активность населения в занятиях спортом.
При этом эффективность функционирования спорта в любой стране зависит от таких факторов, как размах спортивного движения и социально-экономические условия, обеспечивающие функционирование национальной системы спортивной подготовки и создание определенных материальных и других благ для спортсменов. К факторам, стимулирующим способность к достижению высокого спортивного результата, следует отнести: идеологические приоритеты и политическое влияние (стратегия государства в развитии спорта); инфраструктуру спорта и материально-технические условия; достаточное финансирование профильной профессиональной деятельности; развитие науки, образования; правовое обеспечение; социально-бытовые условия; надлежащий психологический климат; интерес зрителей и средств массовой информации и т. п.
Факторы внешней и «искусственной управляющей» среды.
В большей степени эффективность системы подготовки спортсмена зависит от выбора условий, в которых осуществляется тренировочная и соревновательная деятельность. Факторы внешней среды (высота над уровнем моря, температура и влажность воздуха, изменение часового пояса) непосредственно влияют на их эффективность, с одной стороны, способствуя повышению спортивной работоспособности, а с другой – осложняя условия, увеличивая нагрузку на определенные функциональные системы организма спортсменов. Особенно важно учитывать действие факторов внешней среды при подготовке к главным соревнованиям. Причем в процессе спортивной подготовки часто происходит не столько приспособление к условиям внешней среды, сколько их использование для интенсификации воздействия на функциональные системы организма спортсменов.
Совершенствование комплекса средств, методов и условий подготовки спортсменов идет по все усиливающемуся направлению разработки и внедрения элементов так называемой «искусственной управляющей среды» (И. П. Ратов, 1982, 1994). Основными элементами, создающими эту среду, являются: тренажеры, тренировочные стенды, специализированное оборудование и инвентарь, спортивные покрытия, элементы спортивной экипировки и обуви, а также другие технические устройства измерительно-информационного, программирующего и корректирующего назначения. История развития спорта показывает, что постоянно происходит поиск все новых образцов спортивного снаряжения, совершенствование его качества, условий эксплуатации, создается качественный и добротный инвентарь, различные конструкции тренажеров (механических, электромеханических, электронных), которые помогают решать в спортивной тренировке как общие, так и частные задачи.
Значительную роль в тренировочном процессе играют средства и методы восстановления спортсменов после высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, а также приемы повышения их спортивной работоспособности.
Материально-техническое обеспечение.
В последние годы в спорте произошли кардинальные изменения, связанные с совершенствованием материально-технической базы, созданием новых моделей инвентаря, оборудования, спортивных покрытий стадионов и игровых площадок, экипировки, тренажеров, вспомогательных приспособлений и т. д. Прогресс в этой важной сфере способствует изменениям в технике выполнения соревновательных упражнений, направленному совершенствованию методики тренировки, ускорению роста спортивного мастерства, снижению травматизма, повышению зрелищности спортивных состязаний, объективизации их судейства.
Адекватное материально-техническое обеспечение спортивной подготовки позволяет существенно повысить эффективность тренировочного процесса и реализацию спортивно-технического мастерства атлетов в соревновательной деятельности.
Финансирование.
В связи с постоянным усложнением технологии подготовки высококвалифицированных спортсменов отмечается тенденция к удорожанию этого процесса. Расчеты показывают, что затраты на подготовку одного спортсмена на этапе высшего мастерства в 800–1000 раз больше (а в некоторых видах спорта этот показатель еще значительнее), чем на этапе начальной подготовки.
В настоящее время финансирование спорта в России осуществляется из разных источников: напрямую из госбюджета, отчислениями от коммерческой деятельности, спонсорскими средствами, за счет региональных и муниципальных бюджетов, непрямым финансированием из федерального бюджета по линии органов народного образования, через финансирование силовых структур (РА, МВД, МЧС). В последние годы наблюдается переход ряда спортивных организаций на самофинансирование и другие нетрадиционные формы хозяйствования. Расширяются права и возможности ОКР, спортивных федераций, физкультурно-спортивных обществ, ведомственных спортивных организаций, спортивных клубов, команд в вопросах организации коммерческой деятельности для самофинансирования.
Организационно-управленческая структура.
Система управления физкультурно-спортивным движением – это упорядоченная совокупность управляемой и управляющей подсистем, действие которых направлено на организацию оптимальных условий для развития массового спортивного движения, эффективного повышения мастерства спортсменов и завоевания передовых позиций в соревнованиях самого высокого уровня. В системе управления выделяют организационную структуру и механизм, обеспечивающий ее функционирование.
Под организационно-управленческой структурой следует понимать совокупность взаимосвязей и соподчиненность различных спортивных организаций, их целей, задач и функций. Структура отечественной системы подготовки спортсменов включает в себя множество различных организаций и носит государственно-общественный характер. В рамках этой структуры осуществляется управление и массовой физической культурой, и спортом высших достижений. Организационная структура охватывает все уровни: управление непосредственной подготовкой спортсменов, муниципальный, региональный, федеральный и международный. На каждом уровне решаются свои задачи и используются специфические способы, скоординированность которых, в конечном счете, определяет системность управления.
Механизм управления характеризуется комплексом различных методов, приемов, стимулов, которые применяются в управлении подготовкой спортсменов.
В условиях сложного строения организационной структуры проявляются различные позитивные и негативные тенденции: с одной стороны, – это рост интеграции, более четкое распределение и координирование взаимных усилий; с другой – повышение административной и функциональной обособленности, формирование узковедомственных и обособленных для каждой отдельной организации целей.
Вопросы для самоконтроля
1. Что представляет собой система спортивной подготовки?
2. Какие основные структурные компоненты входят в систему спортивной подготовки?
3. Что представляет собой соревновательная деятельность?
4. Какие специфические признаки характерны для соревновательной деятельности?
5. Каковы функции системы спортивных соревнований в общей системе подготовки спортсменов?
6. Что понимают под термином «спортивная тренировка»? Что характеризует ее как педагогический процесс?
7. Из каких компонентов складывается система спортивной тренировки?
8. Что понимают в спортивной практике под терминами «общая подготовка» и «специальная подготовка»?
9. Какие виды подготовки включают в общую и специальную подготовку?
10. Перечислите факторы, повышающие эффективность соревновательной и тренировочной деятельности.
11. Чем отличаются спортивный отбор и спортивная ориентация при оценке предрасположенности к занятиям спортом?
12. Какие кадры обеспечивают подготовку спортсменов?
13. Какие функции в системе подготовки спортсменов обеспечивает научное, медико-биологическое и информационное обеспечение?
14. Как прогресс в материально-техническом обеспечении сказывается на параметрах тренировочной и соревновательной деятельности?
15. Как изменение факторов внешней среды сказывается на эффективности тренировочной и соревновательной деятельности?
16. Каким образом финансирование влияет на прогресс в области спорта?
17. Каковы общая структура и механизм управления в сфере спорта?
Соревновательная деятельность: определение понятия, её структура, особенности и факторы, определяющие результативность соревновательной деятельности.
Соревновательная деятельность – это специфическая двигательная активность человека, осуществляемая, как правило, в условиях официальных соревнований на пределе психических и физических сил человека, конечной целью, которой является установление общественно значимых и личных результатов.
Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопоставлять человеческие возможности на основе четкой регламентации взаимодействий соревнующихся, унификации состава действий (вес снаряда, соперника, дистанция и т.д.), условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам. Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки.
Специфическим для спорта является то, что конечной его целью является физическое совершенствование человека, реализуемое в условиях соревновательной деятельности, без которой он существовать не может. Соревновательная деятельность осуществляется в условиях официальных соревнований с установкой на достижение высокого спортивного результата.
Соревновательная деятельность по отношению к официальным соревнованиям выступает в своем абсолютном значении как собственно соревновательная деятельность. И в этом плане это есть специфическая двигательная активность человека, осуществляемая, как правило, в условиях официальных соревнований на пределе психических и физических сил человека, конечной целью, которой является установление общественно значимых и личных результатов. Собственно соревновательная деятельность спортсменов осуществляется в соревнованиях.
Спортивные соревнования — это своеобразная модель человеческих отношений, реально существующих в мире: борьбы, побед и поражений, направленности к постоянному совершенствованию и стремления к наивысшим результатам, достижения творческих, престижных и материальных целей
Соревнования — важный фактор познания человеческих возможностей и формирования этических взаимоотношений, а также форма общения между людьми или группами людей. Конечным результатом соревновательной деятельности является спортивное достижение, которое характеризуется количественным или качественным уровнем показателей в спорте.
Спортивное достижение — это показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах.
В состав соревновательной деятельности входят: 1) соревновательные действия (например, в легкой атлетике – бег по дистанции, метание копья и т.п.); 2) комплексные формы поведения спортсмена во время состязания (проявление технической, физической, тактической, психической и др. видов подготовленности).
9. Раскройте сущность принципа индивидуализации и углублённой специализации: смысловое значение понятия «принцип», основные требования к реализации указанного принципа в реальных условиях учебно-тренировочного процесса.
Общее определение принципа трактуется в русском словаре как «основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки и т.п.». В системе образования и воспитания под принципом следует понимать «руководящее положение», «основное правило», «установка». Практическое значение принципов состоит в том, что они позволяют четко идти к намеченной цели, исключая путь проб и ошибок, раскрывают логику решения задач и очерчивают главные правила их реализации.
Принципы спортивной тренировки представляют собой наиболее важные педагогические правила рационального построения тренировочного процесса, s которых синтезированы научные данные и передовой практический опыт тренерской работы. Направленность на максимально возможные достижения, углубленная специализация и индивидуализация. Если при использовании физических упражнений без спортивных целей реализуется лишь
некоторая, не предельно возможная степень достижений, то для спортивной деятельности характерна направленность именно к максимуму. И хотя этот максимум индивидуально различен, закономерным является стремление каждого возможно дальше пройти по пути спортивного совершенствования. Спортивные достижения важны, конечно, не сами по себе, а как конкретные показатели развития способностей и мастерства. Установка на высшие спортивные результаты имеет в этой связи существенное общественно-педагогическое значение, поскольку означает устремленность к высшим рубежам совершенства человека. Такая устремленность стимулируется всей организацией и условиями спортивной деятельности, особенно системой спортивных состязаний и прогрессирующих поощрений (от присвоения начального спортивного разряда до золотой медали чемпиона). Установка на высшие показатели реализуется соответствующим построением спортивной тренировки, использованием наиболее действенных средств и методов, углубленной специализацией в избранном виде спорта. Направленность к максимуму обусловливает, так или иначе, все отличительные черты спортивной тренировки — повышенный уровень нагрузок, особую систему чередования нагрузок и отдыха, ярко выраженную цикличность и т.д. Данная закономерность спортивной тренировки проявляется по-разному в зависимости от этапов многолетнего спортивного совершенствования. На первых этапах, когда занятия спортом проводятся в основном по типу общей подготовки, тренировочный процесс не имеет ярко выраженных черт спортивной специализации — установка на высшие достижения носит характер дальней перспективы. По мере возрастного формирования организма и повышения уровня тренированности эта установка реализуется в полной мере до тех пор, пока не начнут действовать ограничивающие возрастные и другие факторы. Таким образом, общий принцип прогрессирования приобретает в области спортивной подготовки особое содержание. Его нужно понимать, как требование обеспечить максимально возможную степень совершенствования в определенном виде спорта. А это означает необходимость углубленной специализации. Спортивная специализация характеризуется таким распределением времени и усилий в процессе спортивной деятельности, которое наиболее благоприятно для совершенствования в избранном виде спорта, но не является таковым для других видов спорта. В связи с этим при построении спортивной тренировки чрезвычайно важен учет индивидуальных особенностей. Узкая специализация, проводимая в соответствии с индивидуальными склонностями взрослого спортсмена, дает возможность наиболее полно выявить его одаренность в области спорта и удовлетворить спортивные интересы. Напротив, ошибочный, не отвечающий индивидуальным качествам спортсмена выбор специализации, а в некоторых видах спорта и определенного амплуа в команде в значительной мере сводит на нет усилия спортсмена и тренера. Принцип индивидуализации требует построения и проведения тренировки спортсменов с учетом их возрастных особенностей, способностей, уровня подготовленности. Единство общей и специальной подготовки. Спортивная специализация не исключает всестороннего развития спортсмена. Напротив, наиболее значительный прогресс в избранном виде спорта возможен лишь на основе разностороннего развития физических и духовных способностей, общего подъема функциональных возможностей организма. Объективные закономерности спортивного совершенствования требуют, чтобы спортивная тренировка, являясь глубоко специализированным процессом, вела бы в то же время к всестороннему развитию. В соответствии с этим в спортивной тренировке неразрывно сочетаются общая и специальная подготовка.
Что означает понятие эффективность соревновательной деятельности
Тема «Проблемы определения результата соревновательной деятельности в современном спорте.»
1.Спортивный результат
Спортивный результат представляет собой совокупность относительно независимых компонентов соревновательной деятельности и находит выражение в количестве побед над соперниками и месте в турнирной таблице. В игровых видах спорта оценивается только победа или поражение, в отличие от тех видов спорта, в которых спортивные упражнения оцениваются сами по себе или их метрические результаты. Спортивный результат оценивается как самим спортсменом, так и обществом, с учетом уровня соревнований, состава соревнующихся, уровня конкуренции, сложившихся условий соревновательной деятельности. Естественно, что высокий результат, показанный в соревнованиях высокого ранга, в условиях жесткой конкуренции примерно равных по силам соперников оценивается особенно высоко.
Спортивные результаты, превышающие ранее достигнутые на официальных соревнованиях определенного ранга, фиксируются как рекорды. Рекорды регистрируются в тех видах спорта, в которых спортивный результат может быть определен в единицах массы, расстояния, числа попаданий, времени и т. д., непосредственно или с помощью специальных таблиц в условных очках.
Для регистрации рекорда необходимо, чтобы результат был показан в официальных соревнованиях, проведенных в соответствии с условиями и требованиями, установленными федерацией (международной, континентальной, национальной) по данному виду спорта. К этим требованиям относятся: квалификация судейской коллегии, условия места проведения соревнований, количество и квалификация участников, качество оборудования и инвентаря. В ряде видов спорта (марафонский бег, гребля, лыжный спорт и др.), в которых на спортивный результат большое влияние оказывают условия местности и сложность трассы, где проводятся соревнования, регистрируются не рекорды, а фиксируются высшие достижения.
Соревновательная деятельность тесно связана со спортивным результатом и может рассматриваться:
— на уровне генеральных характеристик, типичных в целом для спорта;
— на уровне обобщенных характеристик для групп видов спорта;
— на уровне специфических характеристик конкретного вида спорта, дисциплины или вида соревнований.
Вне зависимости от уровня рассмотрения системообразующим фактором является спортивный результат, который, в свою очередь, зависит от двух групп компонентов: обеспечения и реализации.
На уровне генеральных характеристик компонентами обеспечения соревновательной деятельности являются строение тела спортсмена, функциональные возможности важнейших систем его организма. Компонентами реализации являются техническое и тактическое мастерство спортсмена, уровень его физической и психической подготовленности.
На уровне групп видов спорта, конкретных видов спорта, дисциплин и видов соревнований компоненты обеспечения и реализации конкретизируются с учетом специфики видов спорта.
Анализ факторов обеспечения и реализации в каждом виде спорта и виде соревнований должен быть сделан на основе четкого выявления характеристик соревновательной деятельности, от которых зависит спортивный результат.
Специфика каждого вида спорта обусловливает ведущие элементы, звенья, определяющие результативность соревновательной деятельности.
Под результативностью соревновательной деятельности понимается стабильное выполнение соревновательной программы, выполнение запланированных результатов, определяющихся подготовленностью спортсмена.
Результатом соревновательной деятельности является: спортивное достижение, которое рассматривается как мера мастерства, показатель уровня развития и степени использования двигательных возможностей спортсмена; накопление соревновательного опыта; повышение эмоциональности соревновательной и учебно-тренировочной деятельности.
Результативность соревновательной деятельности спортсменов целесообразно рассматривать с четырех взаимосвязанных сторон:
— социальной (важность и значимость для общества и спортсмена, сближение между людьми, престиж страны и коллектива, демонстрация беспредельных возможностей человека, развитие творческой активности, искусство самовыражения и эстетическое воспитание личности, формирование потребности в здоровом образе жизни);
— биологической (сохранение и приумножение здоровья, адаптация к экстремальным условиям, уточнение резервных возможностей организма, совершенствование функций и систем человека с целью противодействия неблагоприятным условиям среды);
— педагогической (формирование личности, демонстрация новых, оригинальных элементов и связок, занятое место, выполнение разрядных нормативов);
— психологической (повышение психофункциональных возможностей, противостояние стрессовым факторам, общение, развитие эмоционально-волевой сферы в процессе подготовки и участия в соревнованиях).
Особое внимание в спорте уделяется исследованию результативности соревновательной деятельности в экстремальных условиях (предельные физические и психические напряжения, риск, дефицит времени). Такие условия создают для спортсмена значительные трудности, эффективное преодоление которых невозможно без волевых усилий, без сознательной мобилизации всех сил, без необходимой регуляции действий и состояния. При этом цели, стоящие перед спортсменом, соотносятся с достижением определенного спортивного результата.
Действия, связанные с достижением целей, всегда осуществляются в определенных эмоциональных условиях и за счет волевых усилий. Всякие трудности вызывают у спортсменов сильные переживания, которые могут оказать отрицательное влияние на деятельность и ее результаты.
Степень влияния экстремальных ситуаций соревновательного характера на результативность спортсменов зависит от «величины препятствий» и «трудности препятствий». Величина препятствий характеризуется как явление объективное, не зависящее от спортсмена. Она определяется размерами физических и психических усилий, необходимых для преодоления предстоящих трудностей.
Влияние соревновательных условий на результативность деятельности спортсмена имеет объективную основу. Психическое напряжение, возникающее в соревновательных условиях и представляющее собой эмоциональный фон, обусловливает возникновение специфического физиологического фона, который приводит к сдвигам в деятельности функциональных систем организма, в частности, к изменению чувствительности двигательного анализатора, эффективности реализации особенностей внимания и некоторых других факторов, оказывающих существенное влияние на результативность соревновательной деятельности спортсмена. Воздействие соревновательных условий стимулирует возникновение у спортсменов состояния нервно-психического напряжения, существенно отличающегося от тренировочного состояния. Характер и степень воздействия соревновательных факторов на спортсменов индивидуально и во многом зависит от личностных особенностей.
Факторы объективных соревновательных условий влияют на деятельность спортсмена преимущественно через воздействие на его психическую сферу. Так, главной причиной снижения результативности баскетболиста при выполнении штрафных бросков является присущая ему высокая тревожность. В азарте непосредственной игры ее влияние снижалось, но существенно повышалось во время остановки игры, когда баскетболисту необходимо было выполнять штрафные броски. Нечто аналогичное наблюдается и у некоторых волейболистов при выполнении подачи мяча.
Исходя из этого, результативность соревновательной деятельности спортсмена определяется рядом факторов в основном субъективного характера.
К ним относятся следующие:
1) биомеханический фактор, обусловливающий кинематику деятельности (движений) и обеспечивающий результативность техники движений;
2) медико-биологический фактор, обеспечивающий результативность и надежность функций за счет функциональных возможностей организма. Результативность деятельности зависит, прежде всего, от энергетики организма как биологической системы;
3) психологический фактор, являющийся самым главным, определяющим результативность соревновательной деятельности спортсмена, представляющий своеобразный «мобилизатор» всех функций организма.
Понимание психики как главного «программиста и организатора» деятельности человека, способного отражать окружающую действительность, дает возможность глубже понять закономерности результативности соревновательной деятельности и обеспечить подготовку спортсмена к выполнению двигательных действий в соревновательной обстановке. Психологический фактор представляет собой комплекс личностных характеристик спортсмена, выражающихся в психической надежности спортсмена.
В психической надежности спортсмена выделяют следующие составляющие:
1) Соревновательно-эмоциональная устойчивость, определяющая адекватность эмоциональной оценки ситуации и соразмерность эмоциональных реакций в соревнованиях.
В соревновательной деятельности очень ярко проявляются эмоции, влияющие на результативность деятельности спортсмена. Значение эмоций в спортивных соревнованиях велико: они являются необходимым психическим условием активной борьбы за результат. Без эмоций не может осуществляться соперничество, активные действия, которые возможны лишь при определенной степени нервного возбуждения. Возникновение эмоций (стенических, астенических) обусловливается мотивацией спортсмена.
Эмоции выполняют функции уравновешивания организма с внешней средой и рассматриваются как приспособительная реакция саморегуляции организма. Эмоции связаны с процессами возбуждения и торможения и способны как стимулировать, так и угнетать физиологические процессы. Эмоциональное возбуждение имеет положительное значение только при определенной степени его интенсивности и при направленности на выполнение основных задач соревновательной деятельности. В этой связи спортсменов важно научить формированию и сохранению оптимального уровня эмоционального возбуждения, умению направлять его на выполнение задач, стоящих перед спортсменами. В случае повышения нервно-психического возбуждения и совпадения его с состоянием тревоги, беспокойства, оно является неблагоприятным фактором для реализации потенциальных возможностей спортсмена и не позволяет достичь результатов, к которым он стремился. Исходя из этого, результативность соревновательной деятельности спортсменов определяется необходимым уровнем эмоциональной устойчивости и когнитивных процессов.
2) Саморегуляция, проявляющаяся в способности произвольно регулировать сдвиги в эмоциональной, двигательной и функциональной сферах.
В данном случае результативность соревновательной деятельности определяют следующие индивидуальные особенности спортсменов: устойчивость процессов оценки и коррекции результатов в стрессовой соревновательной ситуации, оценка субъективных критериев успешности действий. Регулирующее влияние мотивации на соревновательную деятельность, которое опосредуется индивидуальными особенностями саморегуляции психического состояния, различным образом связанными с устойчивостью соревновательных результатов. При этом следует отметить, что конкретный вид спорта должен находиться в соответствии с теми индивидуальными особенностями регуляции деятельности, которые свойственны человеку, выбравшему конкретный вид спорта.
3) Мотивационно-энергетический компонент, отражающий состояние внутренних потребностей, способствующих более полному проявлению возможностей спортсмена.
Для высокой результативности в спорте недостаточно иметь соответствующие двигательные способности и хорошие функциональные возможности. Важным является умение реализовать свои потенциальные возможности именно тогда, когда условия борьбы создают максимум препятствий для этого. Важным является также в процессе всего соревнования сохранение готовности в нужный момент отдать все силы для победы. И в первом и во втором главным фактором является мотивация спортсмена на достижение успеха.
4) Помехоустойчивость, характеризующая устойчивость функционального состояния и двигательных компонентов в ситуациях различной напряженности.
Помехоустойчивость понимается как способность сохранять эффективность психической деятельности в условиях помех. Очевидно, что без хорошей помехоустойчивости не может быть высокой работоспособности. В качестве помех в борьбе выступают неожиданные действия соперника, реакция зрителей, необъективное судейство и др. Помехоустойчивость тесно связана с эмоциональной устойчивостью спортсмена.
Помехи, объективно сопутствующие условиям соревнований, вызывают изменения в составе средств и тактических составляющих их подготовки и применения в боях. В ряде случаев они могут отрицательно влиять на результаты деятельности. Для выявления особенностей их влияния необходимо учитывать индивидуальные личностные особенности спортсменов. Анализ механизма влияния неожиданно возникающих трудностей, так называемых помех, показывает, что они влияют на психическую деятельность спортсмена, в которой взаимосвязаны чувственные, логические, эмоциональные, волевые компоненты. Любое неожиданно возникающее препятствие, с которым сталкивается соревнующийся спортсмен, действует на его психику в целом, но в первую очередь на один какой-нибудь компонент (первоначально поражаемое звено), а затем распространяется на другой. Это сказывается на способности спортсмена принимать решения, на изменении предстартового состояния, на его тактике, технике, скорости, точности действий и движений.
Моделируя сложные и экстремальные условия жизни, соревновательная деятельность является эффективным средством воспитания столь необходимых в настоящее время нравственных, интеллектуальных, психологических и физических качеств. При этом для достижения более высоких результатов и реализации потенциальных возможностей спортсменов необходимо учитывать все их индивидуальные характеристики, в том числе и психологические особенности, присущие представителям того или иного этноса.
В целом, как показывает изучение научно-методической литературы в области спортивной психологии, теории и методики спортивной тренировки, вопросы, касающиеся определения связи и влияния этнопсихологических особенностей на результативность соревновательной деятельности спортсменов, в настоящее время раскрыты недостаточно. В то же время больше работ посвящено изучению обратного влияния спортивной деятельности на психологические характеристики личности.
Методологической основой изучения влияния этнопсихологических особенностей на результативность соревновательной деятельности и исследования взаимосвязи этногенетических, этнопсихологических характеристик и спортивной деятельности человека, является концепция индивидуализации подготовки спортсменов в контексте культурных традиций Востока и Запада. Данная концепция предполагает, что всесторонний учет этногенетических особенностей спортсменов и влияния культурно-исторических традиций на его личностные характеристики, а также выявление и использование рационального опыта культур Востока и Запада существенно повысят эффективность процессов обучения и тренировки, результативности соревновательной деятельности и снизят вероятность проявления многих негативных явлений, наблюдаемых в современном спорте.
Заключение
В целом же, следует констатировать, что, не смотря на достаточную разработанность теории и методологии национально-психологических исследований, изучение этнопсихологических особенностей спортсменов и определение их влияния на результативность соревновательной деятельности в настоящее время практически не ведутся. Этим объясняется то, что в процессе спортивной подготовки, как правило, не принимается во внимание своеобразие национальной психологии занимающихся, что, по нашему мнению, в определенной мере негативно сказывается на результативности их соревновательной деятельности.
На протяжении многих лет специалисты исследуют факторы, определяющие возрастание результатов в спорте, пытаются выявить тенденции роста результатов в его различных видах. Однако количество факторов, определяющих этот феномен в различных видах спорта, так велико, что спортивная практика чаще всего опровергает даже самые смелые прогнозы.
Исследования показали, что характер взаимоотношений оказывает существенное влияние на результативность деятельности отдельных спортсменов и всей команды. Однако это влияние надо рассматривать с точки зрения явлений конкуренции и кооперации в спорте.
На основе анализа структуры соревновательной деятельности в спортивных играх, определены факторы, от которых зависит результативность соревновательной деятельности спортсменов.
Наиболее существенными являются следующие факторы:
— оснащенность спортсменов тактическими действиями (арсенал тактики). Степень совершенства и арсенал тактических действий служат решающим условием реализации технического потенциала (арсенал техники) спортсменов в условиях соревнований. Тактические действия прямо зависят от технического мастерства спортсменов, а максимальная реализация арсенала технических приемов в полной зависимости от разнообразия и тактических действий;
— применяемость технико-тактического арсенала спортсменами. Решающее значение имеет умение в полном объеме применять технические приемы и тактические действия в условиях соревнований. Из практики известно, что большинство спортсменов знает и умеет гораздо больше того, что они применяют на соревнованиях, особенно в игре с равными по силам соперниками в экстремальных условиях;
— эффективность технико-тактических действий в условиях соревновательной деятельности. Ошибка игрока приводит к потере мяча командой, членом которой он является, и одновременно к овладению мяча командой соперника;
— мастерство выполнения игровой функции спортсменом, которая определяется ему с учетом индивидуальных особенностей, уровня подготовленности по компонентам игры. Это дает возможность комплектовать команду таким образом, чтобы она представляла слаженный ансамбль, эффективно действующий как в нападении, так и в обороне, давая возможность каждому спортсмену наилучшим образом проявить себя в условиях соревновательной деятельности;
— активность (агрессивность), творчество (игровой интеллект), уровень волевых и моральных качеств, направленные на эффективное выполнение тактического плана игры и максимальную мобилизацию усилий спортсменов в экстремальных условиях соревнований;
— уровень развития физических и психических качеств, специфичных для соревновательной игровой деятельности в спортивных играх;
— уровень функциональных возможностей и морфологических показателей применительно к специфическим требованиям соревновательной деятельности;
— возраст и спортивный стаж спортсмена. При прочих равных условиях всегда более высокая эффективность соревновательной деятельности будет у спортсменов, имеющих преимущество в возрасте и стаже занятий спортом.