Что означает понятие этос культуры

Что означает понятие этос культуры

Полезное

Смотреть что такое «ЭТОС» в других словарях:

ЭТОС — (греческое ethos), термин античной философии, обозначающий характер какого либо лица или явления; этос музыки, например, ее внутренний строй и характер воздействия на человека. Этос как устойчивый нравственный характер часто противопоставляется… … Современная энциклопедия

ЭТОС — (греч. ethos) термин античной философии, обозначающий характер какого либо лица или явления; этос музыки, напр., ее внутренний строй и характер воздействия на человека. Этос как устойчивый нравственный характер часто противопоставлялся пафосу как … Большой Энциклопедический словарь

Этос — (греческое ethos), термин античной философии, обозначающий характер какого либо лица или явления; этос музыки, например, ее внутренний строй и характер воздействия на человека. Этос как устойчивый нравственный характер часто противопоставляется… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЭТОС — (греч. обычай, нрав, характер) 1) термин древнегреческой философии, обозначающий совокупность устойчивых, стабильных черт характера индивида, вследствии его неизменности. Присущий каждому человеку прирожденный Э. (нрав) определяет все проявления… … Новейший философский словарь

этос — сущ., кол во синонимов: 1 • характер (42) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

ЭТОС — англ. ethos; нем. Ethos. В древнегреческой философии совокупность стабильных черт индивидуального характера. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Этос — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Этос ( … Википедия

этос — (греч. ēthos), термин античной философии, обозначающий характер какого либо лица или явления; этос музыки, например, её внутренний строй и характер воздействия на человека. Этос как устойчивый нравственный характер часто противопоставлялся… … Энциклопедический словарь

Этос — это стиль жизни общественной группы, общая ориентация определенной культуры, принятая в ней иерархия ценностей, которая либо выражена в явном виде, либо может быть выведена из поведения членов группы. Этос одно из основных понятий социологии… … Термины гендерных исследований

этос — etosas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Socialinės grupės priimtų normų, reguliuojančių jos narių elgesį, visuma. kilmė gr. ethos – paprotys, įprotis, būdas atitikmenys: angl. ethos vok. Ethos, n rus. этос … Sporto terminų žodynas

Источник

Рут Бенедикт: учение об этосе культуры

Рут Бенедикт: учение об этосе культуры

Одной из студенток Боаса была Рут Бенедикт (Benedikt, 1887–1948), автор классической в области психологической антропологии книги “Модели культуры”. В ней Бенедикт демонстрирует, что каждая культура имеет уникальную конфигурацию внутрикультурных элементов, которые все объединены одной культурной темой (которую Бенедикт называла этосом культуры), определяющей не только каким образом элементы культуры соотносятся друг с другом, но и их содержание. Религия, семейная жизнь, экономика, политические институции все вместе взятые образуют единую неповторимую структуру. Причем из различных возможных вариаций тех или иных систем отношений, способов действия, форм общественных институций в каждой культуре присутствуют только строго определенные вариации — те, которые соответствуют этосу культуры. Таким образом, этос культуры проявляется во всевозможных сферах человеческой жизни: в системах распределения собственности, в структурах социальной иерархии, в материальных вещах и в технологиях их производства, во всех разновидностях половых взаимоотношений, в формировании союзов и кланов внутри общества, в способах экономического обмена и т. п. Все эти институции (и все иные — неперечисленные здесь, коих существует огромное число) сами по себе имеют большое количество типов и вариаций, но в каждом случае только один из этих типов встроен в рамки той или иной культуры. По мнению Рут Бенедикт, культура, реализуя те или иные социальные модели, соответствующие ее этосу, как бы почти не оставляет места для иных типов тех же институций. Черты, неорганичные данной культуре не получают в ней пространства для своего развития. Те аспекты жизни, которые кажутся наиболее важными нам с точки зрения нашей культуры, могут иметь чрезвычайно мало значения в других культурах, ориентированных иначе, чем наша. А какие-либо черты, которые имеются в нашей культуре, могут быть переосмыслены в других культурах таким образом, что показались бы нам просто фантастическими. «Каждое человеческое общество, — писала Рут Бенедикт, — когда-то совершило такой отбор своих культурных установлений. Каждая культура с точки зрения других игнорирует фундаментальное и разрабатывает несущественное. Одна культура с трудом постигает ценность денег, для другой — они основа каждодневного поведения. В одном обществе технология невероятно слаба даже в жизненно важных сферах, в другом, столь же «примитивном», технологические достижения сложны и тонко рассчитаны на конкретные ситуации. Одно строит огромную культурную суперструктуру юности, другое — смерти, третье — загробной жизни».[46]

Каждая их культурных конфигураций является следствием уникального исторического процесса. Поэтому, по мнению Рут Бенедикт, говорить о степени развитости той или иной культуры — бессмысленно. Ведь их невозможно сравнивать! Возможно, Бенедикт представляла наиболее крайнюю степень культурного релятивизма, которая вообще когда либо проявлялась в психологической антропологии.

Рут Бенедикт делала нечто большее, чем просто описывала поведение людей как продукт той или иной культуры. Она стремилась описать культуру как психологическую целостность, как внутренне гармоничную систему. Ее мало интересовала индивидуальная психология как таковая и психологической развитие личности, но во всех своих работах она делала акцент на психологической взаимосвязанности различных институций в каждом обществе. Она не стремилась провести четкое разграничение между понятиями социокультурной системы и личности как системы, ее более интересовал вопрос о психологическом соответствии индивидов — членов данной культуры и структурных элементов культуры. Этот подход, заложенный Бенедикт, был характерен для психологической антропологии вплоть до шестидесятых годов.

Говоря о концепции Рут Бенедикт (которая в этом своем аспекте значительно повлияла и на концепции многих других антропологов), следует отметить, что она подразумевала необыкновенную пластичность человеческое природы: социальное и культурное окружение фактически лепит из личности все, что ей угодно, личность становится как бы частью культуры.

В это время проблема культурных моделей становится доминирующей в культурной антропологии, хотя лишь немногие из антропологов приняли теоретические подходы Бенедикт.

Начиная с двадцатых годов психологическая антропологии развивалась в рамках школы “Культура и Личность”, приверженцы которой, как видно из названия этого научного направления, пытались выяснить связь между культурой, принятой в том или ином обществе, и личностью — носителем этой культуры. Психологическая антропология изначально принципиально отличалась и от психологии, и от социокультурной антропологии. Если первая исследовала психику индивида, а вторая — его поведение и мышление, чтобы с их помощью реконструировать общую картину социальной и культурной системы, внутри которой эти индивиды существуют, то психологическая антропология изучала и культуру, и индивида в комплексе, или точнее было бы сказать, индивида, как представителя определенной культуры.

Вплоть до шестидесятых годов в психологической антропологии в направлении “Культура и Личность” доминировало представление о тесной корреляция между понятиями “культура” и “личность”. На этой посылке и основывался конфигурационистский подход. Причем схожесть между структурой культуры и структурой личности не обязательно проявляет себя в этнографических описаниях поведения членов культуры. Она может быть выражена только посредством тонкой скрупулезной сравнительной работы и мыслительной интеграции многих уровней культуры. В результате этого манипулирования культура как бы уподобляется личности. А индивид представляет собой предельное средоточие культуры — “микрокосм культуры”.

Историческая этнология усвоила идею, впервые прозвучавшую в трудах Рут Бенедикт, о существовании некоего внутрикультурного интегратора.

Историческая этнология использует концепцию этоса культуры, хотя в рамках значительно более ограниченных, чем это делала Рут Бенедикт.

Читайте также

Св. Бенедикт Нурсийский

Св. Бенедикт Нурсийский Из Египта монашество быстро распространилось по всем восточным провинциям Римской империи, а потом проникло на Запад. Однако, здесь оно поначалу не встретило такого сочувствия и долгое время пребывало в зачаточном состоянии.Подлинным

БЕНЕДИКТ XVI: КУРС НА МИРОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО

БЕНЕДИКТ XVI: КУРС НА МИРОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО Суть того процесса, который происходил при Иоанне Павле II можно выразить так: западное христианство слабело духовно, но укреплялось политически. Папа не остановил процесс дехристианизации западного общества, но достиг

4. Бенедикт XI, папа. — Его отчаянное положение. — Он отменяет распоряжения своего предшественника. — Джентилис Орсини и Лука Савелли, сенаторы. — Колонна восстановлены в правах. — Бенедикт XI возбуждает процесс против преступления в Ананьи и умирает в 1304 г. — Долгий выборный спор. — Мстительная в

4. Бенедикт XI, папа. — Его отчаянное положение. — Он отменяет распоряжения своего предшественника. — Джентилис Орсини и Лука Савелли, сенаторы. — Колонна восстановлены в правах. — Бенедикт XI возбуждает процесс против преступления в Ананьи и умирает в 1304 г. — Долгий

2. Бенедикт XIII и неудавшийся его план завладения Римом. — Григорий XII и отношение его к Владиславу. — Интриги обоих пап в видах подорвать унию. — Бенедикт XIII покинут Францией. — Григорий XII покинут своими кардиналами. — Кардиналы обеих обедиэнций в Пизе. — Они созывают собор. — Бальтазар Косса

2. Бенедикт XIII и неудавшийся его план завладения Римом. — Григорий XII и отношение его к Владиславу. — Интриги обоих пап в видах подорвать унию. — Бенедикт XIII покинут Францией. — Григорий XII покинут своими кардиналами. — Кардиналы обеих обедиэнций в Пизе. — Они созывают

Бенедиктинцы и Бенедикт Нурсийский

Бенедиктинцы и Бенедикт Нурсийский В 530 году от Рождества Христова в Монте-Кассино, к югу от Рима, Бенедикт из Нурсии основал старейший западноевропейский католический монашеский орден. Великое переселение народов совершенно изменило лицо Европы. Пал Древний Рим, в

Глава III. Бенедикт и его устав

Глава III. Бенедикт и его устав 1. О жизни «отца западного монашества» мы осведомлены очень плохо. Его биограф папа Григорий Великий посвятил свой труд больше чудесам, чем жизни святого. Бенедикт родился в конце V века (традиция считает годом его рождения 480) в Нурсии (теперь

171. Причастность русской культуры к насилию над людьми. Беззащитность советской культуры перед чекизмом

171. Причастность русской культуры к насилию над людьми. Беззащитность советской культуры перед чекизмом — Должно уразуметь истинную сопричастность русской культуры насилию над русскими людьми. У России с Германией, кстати, есть сходство в этом вопросе. Культуры

Дом культуры текстильщиков — Дворец культуры им. Н.К. Крупской

Дом культуры текстильщиков — Дворец культуры им. Н.К. Крупской Современный адрес — пр. Обуховской Обороны, 105.Построен в 1927 году на проспекте Крупской по проекту архитектора С.И. Овсянникова.Название проспекта и Дворца культуры связано с тем, что здесь находилась

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 г. – 1677 г.)

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 г. – 1677 г.) Нидерландский философ. Основные сочинения: «Трактат о Боге, человеке и его счастье»; «Трактат об усовершенствовании разума» (неоконченный); «Теолого-политический трактат»; «Этика». В XVII в. Нидерланды как в экономическом,

1.4.2. Культуры (локальные культуры) и человеческая культура в целом

1.4.2. Культуры (локальные культуры) и человеческая культура в целом Культура есть общезначимый опыт. Поэтому она всегда есть опыт определенных совокупностей людей. Разные человеческие общности жили в различных условиях. Поэтому в каждой из них складывался свой

1.6.1. Передача культуры от поколения к поколению и эволюционистские концепции культуры

1.6.1. Передача культуры от поколения к поколению и эволюционистские концепции культуры Вопреки всем утверждениям сторонников субстанционального понимания культуры, она все же представляет собой не субстанцию, а акциденцию. Она есть творение людей, всегда живущих в

Источник

Рут Бенедикт: учение об этосе культуры

Рут Бенедикт: учение об этосе культуры

Конфигурация культуры | Культура как модели личности | Предпосылки возникновения школы «Культура и Личность «

В это время проблема культурных моделей становится доминирующей в культурной антропологии, хотя лишь немногие из антропологов приняли теоретические подходы Бенедикт безоговорочно. Особенно это касается видения культуры наподобие модели индивидуальной личности: культура, как и индивид, с точки зрения Бенедикт, является устойчивым паттерном мысли и действия. От этого был всего один шаг до изображения культуры в терминах интегрированных психологических тем, подобно тому «как психиатр в клинике может описывать личностную сруктуру пациента «.[2]

Культура как модели личности

Ее мало интересовала индивидуальная психология как таковая и психологической развитие личности. Говоря о психологической концепции Рут Бенедикт (которая в этом своем аспекте значительно повлияла и на концепции многих других антропологов), следует отметить, что она подразумевала необыкновенную пластичность человеческое природы: социальное и культурное окружение фактически лепит из личности все, что ей угодно, личность становится как бы частью культуры. «Бенедикт не имела хорошо разработанной и интегрированной концепции индивидуальной психологии и пренебрегала проблемой личностного развития. Предметом ее внимания была психологическая согласованность различных институций, возникших в обществе. Более того, она не делала ясного концептуального различения между социокультурной системой и личностью как системой. Скорее утверждалось, что психологическая согласованность личности индивида связана с психологической согласованностью культуры. «[4] «

Самая известная работа Бенедикт, таким образом, была посвящена скорее пониманию культуры как модели личности, чем развитию способов исследования взаимосвязи между культурой и личностью.

Предпосылки возникновения школы «Культура и Личность «

Тем не менее, «работа Бинедикт послужила моделью и стимулом для других антропологов, которые более целеноправлено концентрировался на личности индивида и уже на основе развитых психологических теорий в последствии изучал отношения между культурой и личностью. «[5] Бенедикт развивает наследие Боаса взгляд на культуру как паттернированное интегральное целое. «Поскольку Бенедикт разрабатывала эту последнюю идею, это ввергло ее в психологический поток антропологии, и, особенно, в течение, которое вскоре вылились классическую школу Культура и Личности. Вопервых, Бенедикт конструировала «культурную конфигурацию » как изоморфную к паттерном личности, таким образом предлагая исследовать взаимоотношения культура/личность. Вовторых, она уподобляла историческое развитие культурного паттерна биографическому развитию личности. Это явилось главной характерной чертой классической теории Культуры и Личности. «[6]

Этнопсихология усвоила идею, впервые прозвучавшую в трудах Рут Бенедикт, о существовании некоего внутрикультурного интегратора. Кроме того, она использует концепцию этоса культуры, хотя в рамках значительно более ограниченных, чем это делала Рут Бенедикт. Этос культуры, или точнее было бы сказать, центральная тема культуры, с точки зрения этнопсихологии, не является внутрикультурным интегратором. Она, интерпретируясь разными внутриэтническими группами различным образом, является материалом, на основании которого реализуется функциональный внутриэтнический конфликт основной механизм функционирования этноса и его реструктуризаций в меняющихся условиях существования. Центральная тема культуры (этос) определяет общую направленность деятельности членов этноса, но не может детерминировать форму, модель их деятельности. Работа Бенедикт была одновременно и шагом вперед по отношению к Боасу, посколько положила начало систематическим теоретическим поискам оснований функционирования этноса и тех психологических составляющих, которые являются едиными для всех членов этнокультурной общности, а также зафиксировала внимание на понятии культурных моделей, которые в процессе развития науки интерпретировались различным образом, но всегда оставались в центре внимания. Представление о гибкости и пластичности человеческой природы, ее зависимости от конфигурации данной культуры тоже имеет определенную ценность как для современной психологической антропологии и культурной психологии, так и для этнопсихологии. Ее можно соотнести и с культурноисторической психологией Л. Выготского и А. Лурии, и с понятием «культурной экипировки «, как врожденной предрасположенностью человека к принятию той или иной культуры, и с основным положением культурной психологии М. Коула о культуре как об одной из важнейших составляющих психологии, и с понятиями интенциональных миров и интенциональных личностей Р. Шведера, и с идеей этнических констант и формирования адаптационнодеятельностных в моей собственной версии этнопсихологии. Однако чрезмерный акцент на пластичности человеческой психики, игнорирование проблем индивидуальной и социальной психологии, фактическое отождествление культуры и личности как тесно коррелирующих между собой систем (конфигурационизм) привел к замедлению развития психологической антропологии и появлению таких тупиковых направлений, как исследования национального характера в стиле Г. Горера. Очевидным шагом назад по сравнению с Боасом был отказ от распределительной модели культуры, до пятидесятых годов игнорировавшейся антропологами в значительной мере именно ввиду влияния теории Рут Бенедикт. Однако, ее теория была первой психологоантропологической теорией, и как таковая имеет непреходящее значение.

[1] Benedict R. Patterns of Culture. Boston and New York: Houghton Mifflin Company, 1934, рр. 3637.

[2] Steven Piker. Classical Culture and Personality. In: Handbook of Psychological Anthropology. Philip K. Bock (ed.) Westport, ConnecticutLondon; Greenwood Press, 1994, р. 7.

[3] Bock Ph. K. Continuities in Psychological Anthropology. San Francisco: W. H. Freeman and Company, 1980, р. 68.

[4] Inkeles, Alex and Levinson, Daniel. National Character: the Study of Madal Personality and Sotiocultural System. In: G. Lindzey, E. Aronson (eds.) The Handbook of Sotial Psuchology. Reading, Mass, Menlo Pork, Calif., L.: 1969, vol. 4, p. 419.

[5] Inkeles, Alex and Levinson, Daniel. National Character: the Study of Madal Personality and Sotiocultural System. In: G. Lindzey, E. Aronson (eds.) The Handbook of Sotial Psuchology. Reading, Mass, Menlo Pork, Calif., L.: 1969, vol. 4, p. 419.

[6] Steven Piker. Classical Culture and Personality. In: Handbook of Psychological Anthropology. Philip K. Bock (ed.) Westport, ConnecticutLondon; Greenwood Press, 1994, р. 7 8.

Источник

Что означает понятие этос культуры

/ Ориг. : греч. ήοος — нрав, характер, местопребывание

У древних греков понятие «этос» имело широкий спектр значений: привычка, обычай, душевный склад, характер человека, т. е. то, что отлично от природы человека. Слово «этос» лежит в основе слова «этика» (IV век до н. э.). В XIX веке от него было образовано слово «этология» для обозначения «науки о характере» (Дж. С. Милль), «науки о поведении животных» (Ж. Сент-Илер) или «науки о психологии народов» (В. Вундт); в наше время оно иногда используется для выделения т. н. моральной этнографии.

М. Шелер этим понятием обозначал структуру витальных потребностей и влечений новых поколений людей, что отличает их ментальность от типов чувствования и общения, присущих предшествующим поколениям. Р. Мертон применил понятие этоса в рамках социологии науки, обозначая набор согласованных норм, некий социальный код, эмоционально воспринимаемый комплекс институционально одобренных и защищаемых правил, предписаний, суждений, довлеющих над «научным братством». В более поздних работах разных авторов вводятся представления о «субэтосе», «этосе» как виде консенсуса (противостоящего диссенсусу), разных видах этоса («коллегиальном», «дисциплинарном»), также об этосе философствования, образования и воспитания или о либеральном и консервативном этосе, об этосе революции, об этососфере, этосологии и т. д.

Понятие «этос» позволяет выделить нормативно-ценностную составляющую в сословно или профессионально локализованных социокультурных практиках. В этом смысле можно говорить, например, о рыцарском или монашеском этосе Средневековья или о множестве профессиональных этосов Нового и Новейшего времени. При этом соответствующие этосы связываются (но не отождествляются) с привычными представлениями о профессиональной морали.

Источник

Что означает понятие этос культуры

Что означает понятие этос культуры. Смотреть фото Что означает понятие этос культуры. Смотреть картинку Что означает понятие этос культуры. Картинка про Что означает понятие этос культуры. Фото Что означает понятие этос культуры

ЭТОС (греч. ἦϑος – нрав, характер, местопребывание) – многозначное понятие с неустойчивым терминологическим статусом. У древних греков понятие «этос» имело широкий спектр значений: привычка, обычай, душевный склад, характер человека, т.е. то, что отлично от природы человека. Слово «этос» лежит в основе слова «этика» (4 в. до н.э.). В 19 в. от него было образовано слово «этология» для обозначения «науки о характере» (Дж.С.Милль), «науки о поведении животных» (Ж.Сент-Илер) или «науки о психологии народов» (В.Вундт); в наше время оно иногда используется для выделения т.н. моральной этнографии.

Аристотель трактовал этос как способ изображения характера человека через стиль его речи и через целенаправленность как основной признак человеческой деятельности. Согласно М.Веберу, понятие «хозяйственный этос» не только означает совокупность правил житейского поведения, практическую мудрость, но и позволяет предложить расширенное понимание морали: объективированной, воплощенной в укладе, строе жизни, мироощущении людей. Подобное понимание открывало путь к исследованию профессиональной морали – политической, предпринимательской, врачебной и т.д. М.Шелер этим понятием обозначал структуру витальных потребностей и влечений новых поколений людей, что отличает их ментальность от типов чувствования и общения, присущих предшествующим поколениям. Р.Мертон применил понятие этоса в рамках социологии науки, обозначая набор согласованных норм, некий социальный код, эмоционально воспринимаемый комплекс институционально одобренных и защищаемых правил, предписаний, суждений, довлеющих над «научным братством». В более поздних работах разных авторов вводятся представления о «субэтосе», «этосе» как виде консенсуса (противостоящего диссенсусу), разных видах этоса («коллегиальном», «дисциплинарном»), также об этосе философствования, образования и воспитания или о либеральном и консервативном этосе, об этосе революции, об этососфере, этосологии и т.д.

По определению М.Оссовской, этос – это стиль жизни какой-либо общественной группы, ориентация ее культуры, принятая в ней иерархия ценностей; в этом смысле этос выходит за пределы морали. Согласно Е.Анчел, этос, в отличие от морали, концентрирует в себе такие нравственные начала, которые не проявляются в повседневной жизни и указывают на потребность человека в надэмпирическом нравственном порядке.

Современное понятие «этос» позволяет достаточно четко отличать феномен этоса от нравов: это понятие адекватно для обозначения промежуточного уровня между пестрыми нравами – и собственно моралью, между сущим и должным. В то же время современное понятие «этос» помогает провести демаркационную линию между этосным как реально-должным, выходящим за полюсы притяжения хаотического состояния нравов, и строгим порядком идеально-должного, сферой собственно морального. Для проведения такого рода отличий имеет смысл использовать и однопорядковое с «этосом» понятие «хабитус» (греч. ἡαβιτυς – обычай); оно позволяет отличать условную «мораль по обычаю» (с ее реально-должным) от безусловной морали как формализованного и идеализованного должного. Термин «хабитус» позволяет лучше понять парадокс поведенческой стратегии, когда поступки могут приводить к цели, не будучи сознательно направленными к ней: хабитус – это своего рода необходимость, ставшая добродетелью (Бурдье). Благодаря такому подходу к пониманию функционирования морали более рельефно выявляется ее свойство быть не просто инструментом осуществления социальной необходимости, но и независимой переменной процесса очеловечивания самого социума, гуманизирующей всю ткань общественной жизни. Понятие «этос» позволяет выделить нормативно-ценностную составляющую в сословно или профессионально локализованных социокультурных практиках. В этом смысле можно говорить, напр., о рыцарском или монашеском этосе Средневековья или о множестве профессиональных этосов Нового и Новейшего времени. При этом соответствующие этосы связываются (но не отождествляются) с привычными представлениями о профессиональной морали.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *