Что означает понятие государственная безопасность
Безопасность государства
Смотреть что такое «Безопасность государства» в других словарях:
Безопасность государства — определяется его экономической, территориальной, культурной, этнической и политической стабильностью. Как показывает отечественная история безопасность государства обеспечивается не наличием специальных органов (КГБ, НКВД, ФСК), а наличием… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений
БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА — – система государственных и общественных гарантий, обеспечивающих устойчивое развитие, защиту базовых ценностей, материальных и духовных источников жизнедеятельности, защиту человека, его прав и гражданских свобод, защиту конституционного и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Продовольственная безопасность государства — (далее продовольственная безопасность) состояние экономики государства, при котором за счет собственного производства обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется физическая и экономическая доступность основных видов… … Официальная терминология
Информационная безопасность государства — защита конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности с использованием информационных средств. Жизненно важные интересы государства в информационной сфере: а) создание условий для реализации интересов личности и общества в… … Большой юридический словарь
БЕЗОПАСНОСТЬ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ — – безопасность при реализации имеющихся или новых технологий в производственной деятельности, включая меры и средства, обеспечивающие уровень развития науки и технологий в ключевых направлениях для обеспечения суверенитета, социально… … Война и мир в терминах и определениях
БЕЗОПАСНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ — совокупность внутренних и внешних условий, которые гарантируют стабильное развитие общества, защиту границ от внешних и внутренних угроз. Б.н. предполагает безусловную возможность для проведения государством самостоятельной внешней и внутренней… … Политология: словарь-справочник
БЕЗОПАСНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ — – состояние защищенности жизненно важных национальных интересов в экономической, политической, военной, экологической, информационной и других областях от реальных и потенциальных угроз. Важнейшей составляющей национальной безопасности является… … Война и мир в терминах и определениях
Безопасность государственная — национальная есть внутреннее состояние и международное положение государства, которое обеспечивает защиту его национальных интересов, существующего политического строя и территориальной целостности, а также отводит реальную угрозу внутренней… … Политология. Словарь.
Безопасность — (англ. safety, security; фр. securite) состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического,… … Энциклопедия права
безопасность — Отсутствие недопустимого риска. [ГОСТ Р МЭК 61508 4 2007] безопасность Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (по Закону Российской Федерации [1]). [ГОСТ Р 52551 2006]… … Справочник технического переводчика
Что означает понятие государственная безопасность
Государственная и общественная безопасность
42. Стратегическими целями государственной и общественной безопасности являются защита конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
43. Основными угрозами государственной и общественной безопасности являются:
разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, наносящая ущерб национальным интересам;
деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование «цветных революций», разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности;
стихийные бедствия, аварии и катастрофы, в том числе связанные с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов инфраструктуры и возникновением пожаров.
45. Обеспечение государственной и общественной безопасности осуществляется путем повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб, органов государственного контроля (надзора), совершенствования единой государственной системы профилактики преступности, в первую очередь среди несовершеннолетних, и иных правонарушений (включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики), разработки и использования специальных мер, направленных на снижение уровня криминализации общественных отношений.
46. Особое внимание уделяется искоренению причин и условий, порождающих коррупцию, которая является препятствием устойчивому развитию Российской Федерации и реализации стратегических национальных приоритетов. В этих целях реализуются Национальная стратегия противодействия коррупции и национальные планы противодействия коррупции, в обществе формируется атмосфера неприемлемости данного явления, повышается уровень ответственности за коррупционные преступления, совершенствуется правоприменительная практика в указанной области.
47. В целях обеспечения государственной и общественной безопасности:
создаются механизмы предупреждения и нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов, а также противодействия участию российских граждан в деятельности преступных и террористических группировок за рубежом;
укрепляется режим безопасного функционирования, повышается уровень антитеррористической защищенности организаций оборонно-промышленного, ядерного, химического, топливно-энергетического комплексов страны, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, других критически важных и потенциально опасных объектов;
совершенствуется система выявления и анализа угроз в информационной сфере, противодействия им;
принимаются меры для повышения защищенности граждан и общества от деструктивного информационного воздействия со стороны экстремистских и террористических организаций, иностранных специальных служб и пропагандистских структур;
осуществляется комплексное развитие правоохранительных органов и специальных служб, укрепляются социальные гарантии их сотрудникам, совершенствуется научно-техническая поддержка правоохранительной деятельности, принимаются на вооружение перспективные специальные средства и техника, развивается система профессиональной подготовки специалистов в области обеспечения государственной и общественной безопасности;
повышается социальная ответственность органов обеспечения государственной и общественной безопасности.
48. Обеспечение национальной безопасности в пограничном пространстве осуществляется путем развертывания на государственной границе Российской Федерации высокотехнологичных и многофункциональных пограничных комплексов и систем, повышения эффективности пограничной деятельности, совершенствования межведомственного взаимодействия и межгосударственного пограничного сотрудничества, активизации процесса международно-правового оформления государственной границы и социально-экономического развития приграничных территорий Российской Федерации.
49. Обеспечение национальной безопасности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в области пожарной безопасности осуществляется путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее территориальных и функциональных подсистем, взаимодействия с аналогичными иностранными системами, повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, обновления парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, развития системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, внедрения современных технических средств информирования и оповещения населения, поддержания на должном уровне современной технической оснащенности и готовности пожарно-спасательных сил, развития системы принятия превентивных мер по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и пожаров на основе совершенствования надзорной деятельности, проведения профилактических мероприятий, а также путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения.
Безопасность государства
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общая характеристика государственной безопасности
Безопасность государства – это составляющий элемент системы национальной безопасности, характеризующей степени защищенности государства от угроз поступающих извне, а также от воздействия внутренних негативных факторов.
В этой связи, обеспечение безопасности государства следует определять как комплекс мероприятий, политической, экономической, социально-правовой и военной направленности, цель реализации которой состоит в защите существующего общественно-политического строя, неприкосновенности территории и обеспечении независимости государства от негативной деятельности иностранных государств, а также от противников существующего строя внутри страны.
Для обеспечения безопасности государства, в первую очередь должна быть обеспечена безопасность граждан соответствующего государства на его территории, а также за ее пределами, путем функционирования консульских и посольских учреждений и представительств.
В свою очередь, в качестве целей обеспечения безопасности государства принято называть:
Стабильность как инструмент обеспечения государственной безопасности
Категория стабильности государства, наряду с собственно безопасностью выступают непременными условиями развития самостоятельного суверенного государства.
Готовые работы на аналогичную тему
В этой связи, обеспечение благоприятной стабильной внутренней и внешней государственно-властной деятельности не может быть отделено от деятельности по обеспечению государственной безопасности, выступая, в этой связи, одним из показателей степени безопасности государства.
При этом в современной политологической литературе принято называть три уровня стабильности, в зависимости от достижения которых принято различать и степень государственной безопасности.
Исследование названных выше уровней стабильности позволяет сделать вывод о том, что достижение именно третьего из вышеназванных уровней на практике представляет наибольшую трудность, однако, именно он соответствует общечеловеческим представлениям о стабильности, как неотъемлемом свойстве и элементе государственной безопасности.
Государственная безопасность
Современная нормативная база и разнообразная правовая, политологическая, философская и т.п. литература представляют нам многочисленное количество дефиниций, связанных с общей теорией безопасности. Среди них, несомненно, такие понятия, как «национальная безопасность», «государственная безопасность», «общественная безопасность». Необычайная частота их употребления может создать видимость значимости и достаточной разработанности указанной проблемы, что не всегда является верным. Во-первых, наблюдается дефицит внимания со стороны законодателя к разработке и представлению к использованию как понятийного нормативного материала, так и соотношения самих базовых понятий между собой. Во-вторых, массовое использование терминов, связанных с теорией безопасности, не основывается на их глубоком научном понимании. Более того, рассматриваемые понятия очень часто просто отождествляются. Но видовое исследование проблем национальной безопасности требует четкости в проработке категориально-понятийного аппарата, так как это направлено и на развитие теоретической стороны вопроса, и на совершенствование правоприменительной деятельности. Недостаток скоррелированных понятий и единых научных категорий в данной сфере может сделать процесс ее практической реализации противоречивым и сомнительным.
Поэтому следует, в первую очередь, разобраться с соотношением таких дефиниций как «национальная безопасность», «государственная безопасность», «общественная безопасность».
Одной из явных дискуссионных тем является исследование вопроса о взаимозамещении определений «национальная безопасность» и «государственная безопасность». Если не углубляться в историографию проблемы, и признать как данность наличие различных (порой диаметрально противоположных) позиций по указанному вопросу, то такое положение дел можно объяснить историческими особенностями развития российской государственности, где указанное соотношение устанавливала наличествующая в нашей стране на данный момент времени ведущая политико-правовая сила.
В частности, в советскую эпоху, существовало официально признанное, но отличное от современного, объяснение термина «нация». Исходя из него употребление такого словосочетания, как «национальная безопасность» в контексте безопасности какого-то отдельно рассматриваемого этноса было невозможно. Подобный подход воспринимался бы как стремление в нашей многонациональной стране возвысить одну нацию над другими. Это не «вписывалось» в национальную политику Коммунистической партии, так как могло разрушить основу СССР – признание равноправия всех наций и народностей, проживающих в Советском Союзе. Поэтому общепринятым являлся термин «государственная безопасность», соответственно, понятие «национальная безопасность» популярностью не пользовалось.
Определенную ясность, как мы уже указывали, внесла Стратегия национальной безопасности 2015 года, в которой спор о возможности взаимозамены терминов «государственная» и «национальная» безопасность решен в пользу невозможности указанного действия.
Научная мысль последнего двадцатилетия предлагала нам следующие варианты решения данной проблемы:
Мы разделяем данную точку зрения, тем более, что и ФЗ «О безопасности» 2010 года достаточно ясно констатирует, что система национальной безопасности (безопасности) включает государственную, общественную, экологическую и другие виды безопасности. Оформляются виды национальной безопасности конкретно и в Стратегии национальной безопасности 2015 года.
Обратимся к вопросусоотношения государственной и общественной безопасности.
Во-первых, в Стратегиях национальной безопасности 2009 и 2015 годов общественная безопасность и государственная безопасность рассматриваются крайне неоднозначно. В разделе IV «Обеспечение национальной безопасности» сформулированы ее цели в сфере государственной и общественной безопасности, но объединение данных видов безопасности союзом «и» никак не объясняется. Общими целями названы: защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе…
Переходя непосредственно к анализу понятия «государственная безопасность», его правовому оформлению и обеспечению, следует обратить внимание на специфику исторического формирования данной дефиниции в российском политико-правовом поле.
При этом обязательно следует помнить, что в России в связи со своеобразием процесса развития общества и власти, термин «безопасность» связывался с деятельностью государства, а понятие «государственная безопасность» воспринималось шире – как безопасность общества. Для выяснения того, как сформировалось современное понимание государственной безопасности необходимо рассмотреть историю становления двух его составляющих, где первая – политико-правовая (представления власти в разные периоды истории России о сущности и содержании государственной безопасности и ее правовое оформление), вторая – научная.
Общеупотребляемым является утверждение, что вРоссии до XIX века термин «безопасность» в источниках права не встречался. Но это не означает, что вопрос охраны безопасности не входил в сферу интересов государства. Другое дело, что в триаде государство – общество – личность, как основных объектов защиты, именно государству в нашей стране отводилась особенная роль.
Во-первых, не только само понятие «безопасность» неразрывно связывалось с государством, но и на первое место выходили именно интересы государства и соответствующие способы их защиты.
И собственно борьба с внешним врагом, будь то отражение его нападения, или охрана ведущих торговых путей, более всего, по мнению короны, способствовали укреплению русской державы, ее внутренней и внешней безопасности. Важнейшей причиной образования Московского царства и возвышения князей московской династии вообще являлось единение ради общей борьбы с внешней опасностью – татаро-монгольским давлением.
К середине XIX века государственная безопасность стала рассматриваться в духе обеспечения созданной короной национальной идеи – «православие, самодержавие, народность». Данная триада являлась символом эпохи правления императора Николая I. Формировалась охранительное понимание государственной безопасности через функционирование административно-полицейской системы в рамках всей Российской империи.
После убийства императора Александра II термин «государственная безопасность» стал употребляться как равнозначный термину «общественная безопасность». Государственная (общественная) безопасность понималась как защищенность государства, государственного порядка и общественного спокойствия. Но уже через несколько лет в законодательстве прочно укрепилось понятие «охранение общественной безопасности» как деятельности, направленной на борьбу с государственными преступлениями.
Относительно официального нормативно-правового закрепления самого понятия «государственная безопасность» необходимо сказать следующее. В многочисленных статьях, книгах и диссертациях приводятся сведения о том, что в России термин «государственная безопасность» впервые был употреблен 14 (26) августа 1881 года в «Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». В разделе II (п. 15) было записано: «. издавать обязательные постановления по предметам, относящимся к предупреждению нарушения общественного порядка и государственной безопасности…».
Что касается научного оформления категории «государственная безопасность», то и здесь особое внимание следует обратить на XIX столетие. Традиционалистическая теория Н.М. Карамзина и М.М. Сперанского позволили сформировать первое в российской науке представление о безопасности государства, где государственная безопасность рассматривалась как национальная и включала в себя национальный интерес, национальный дух и идею.
В общем виде к началу XX века безопасность рассматривалась и как внешняя, то есть защита государственной независимости и границ империи и как внутренняя, то есть подавление смуты, оппозиции, заговоров, преступности. Но ни один нормативный акт не делал попыток дать юридическое токование дефиниции «государственная безопасность». Данная традиция сохранилась и в последующий, советский период. После октябрьской революции более всего обращали внимание именно на государственную безопасность.
В советской стране «безопасность» (и общественная, и национальная) фактически отождествлялась с государственной безопасностью, что не являлось случайностью. В первую очередь это было связано с представлением власти, базирующейся на постулатах марксистско-ленинской теории, о сущности и содержании государственной безопасности.
Во-первых, однозначно превалировала точка зрения о превосходстве интересов государства, которое длительное время было государством диктатуры пролетариата, по отношению к интересам общества и отдельной личности. Основным принципом идеологических построений партии большевиков являлось признание приоритета государственных ценностей над групповыми, личными, частными. Права человека и гражданина в понятие безопасности государства не включались. Мотивация была абсолютно логичной: советское государство – это государство рабочих и крестьян, соответственно, защита интересов государства одновременно гарантирует и охрану прав и интересов трудящихся, которые являются основой населения страны и подавляющей ее частью. Как же в данной ситуации можно отделять интересы личности, общества от интересов государства? И в советской стране, поэтому, могла существовать только одна безопасность – государственная.
Во-вторых, как уже упоминалось, по мнению ряда авторов, использование такого понятия, как «национальная безопасность», т.е. безопасность отдельно взятой нации, определенного этноса, было совершено недопустимо в СССР – это сразу выстраивало бы приоритет одной нации по отношению к другой, что могло привести к нарушению концепции равенства народов.
Таким образом, в понимании руководства страны государственной безопасности доминировали классовый подход, политическая целесообразность, идеологическая направленность, в конечном итоге нацеленные на сохранение коммунистического мировоззрения, социалистических идей, политического режима в целом.
Но нельзя не отметить, что государственная безопасность была связана с объективно необходимой для выживания нашей страны защитой государственного и общественного строя, нерушимости территориальной целостности, независимости в формировании и проведении курса внешней и внутренней политики. Желающих уничтожить СССР на протяжении всей его истории было более чем достаточно.
В 1936 году термин был включен в текст союзной Конституции. Во второй главе (ст. 14, п. «и») к ведению высших органов государственной власти и государственного управления СССР была отнесена «охрана государственной безопасности».
Законодательная власть СССР в области охраны государственной безопасности принадлежала исключительно Верховному Совету СССР, где его Президиуму предоставлялось право объявления в отдельных местностях или по всей территории страны военного положения в интересах обороны СССР или обеспечения общественного порядка и государственной безопасности (ст. 49, п. «т»).
Аналогично закреплялся сам термин «государственная безопасность» и в Конституции СССР 1977 года (ст. 73, п. 9) – ведению высших органов государственной власти и управления СССР подлежит обеспечение государственной безопасности.
Общепризнанным считается факт, что законодательное оформление в июле 1934 года понятия «государственная безопасность» является одним из наиболее ярких признаков огосударствления общества, то есть установления государственного контроля за всеми сферами его жизни: экономической, политической, идеологической (духовной), военной и другими. Особенно давлеющим был идеологический контроль над общественной жизнью и выполнением советскими гражданами своих обязанностей.
Таким образом, в советскую эпоху государственная безопасность стала единственным видом безопасности, о котором говорилось в действующих конституциях и правовых актах. Широко использовался термин и в научной литературе.
Научное исследование понятия «государственная безопасность» отличалось рядом особенностей:
— приоритетной идеологической направленностью;
— хронологической неравномерностью. Попытки основательного анализа рассматриваемой категории в специальной юридической литературе стали возможны и проявились только в 50-х годах ХХ века;
— недоступностью для всех желающих заниматься исследованием тематики, связанной с государственной безопасностью. Данный процесс реализовывался, как правило, отдельными лицами в закрытых научно-исследовательских и учебных заведениях КГБ СССР, ГРУ Генерального штаба Вооруженных Сил СССР и других ведомственных учреждениях;
— отсутствием общих теоретических работ, когда в фундаментальных научных трудах разрабатывались лишь вопросы сугубо прикладных видов безопасности, типа пожарной или химической;
— бессистемностью, выразившейся в так и не сформированной целостной научной концепции государственной безопасности.
Обзор литературы дает возможность выделить следующие подходы в понимании сущности и содержания термина «государственная безопасность».
Первый подход. Представление государственной безопасности как состояния прочности и незыблемости государственного и общественного строя, нерушимости его территориальной целостности и независимости в определении внешней и внутренней политики. В рамках данного подхода часть авторов утверждала, что государственная безопасность СССР – это защищенность основ общественного и государственного строя Советского государства от посягательств со стороны враждебных социалистическому устройству сил, осуществляющих подрывную деятельность.
Второй подход. Раскрытие понятия «государственная безопасность» через систему общественных отношений, обеспечивающих независимость государственного и общественного строя. Здесь можно представить несколько трактовок. Государственная безопасность – это определенная система противоборства государства и противника, для которой характерна сравнительно высокая степень локализации действий противника и иных источников опасности. Или, государственная безопасность – это система общественных отношений, которая регулируется социальными нормами и обеспечивает незыблемость государственного и общественного строя, военного потенциала и суверенитета страны.
Таким образом, понятие «государственная безопасность» основывалось на нескольких базовых определениях: «состояние» (защищенности); «система отношений» (общественных); «способность» (противостоять).
В представленном случае категория «государственная безопасность» рассматривается через понятийный термин «совокупность мер».
Мы видим, что с 1934 по 1991 годы объективно использовалось только политизированное понятие «государственная безопасность», в которое входило обеспечение и защита абсолютно всех интересов государства, и априори – граждан и всего советского общества.
И не случайно, что после распада в декабре 1991 года Советского Союза и краха господствующей идеологии отношение к государственной безопасности стало исключительно негативным. Данное положение было подготовлено годами перестройки, когда проходила резкая, зачастую несправедливая критика органов обеспечения государственной безопасности, которые ассоциировались с самим понятием «государственная безопасность». Появилась новая крайность – предложение вообще отказаться от категории «государственная безопасность», как это сделано на западе, заменив ее национальной безопасностью.