Что означает понятие икебана
ИКЕБАНА
Полезное
Смотреть что такое «ИКЕБАНА» в других словарях:
Икебана — Икебана[1] или икэбана[2] (яп … Википедия
ИКЕБАНА — [яп.] 1) искусство составления букетов из цветов и других растений; 2) букет, составленный по принципам и. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. икебана (яп.) искусство составления букетов, распространенное в Японии, а также сам букет,… … Словарь иностранных слов русского языка
икебана — икэбана Словарь русских синонимов. икебана сущ., кол во синонимов: 3 • икэбана (1) • порядок … Словарь синонимов
икебана — ИКЕБАНА, ы, ж. Порядок, чистота; хорошая обстановка в квартире, красивый интерьер. Навести икебану в доме. См. также: наводить Японск. «икебана» искусство составления букетов, а также сам букет … Словарь русского арго
ИКЕБАНА — искусство аранжировки цветов, распространенное в Японии; композиция, составленная по законам икебаны. Сложилась к сер. 15 в. На становление оказали влияние синтоистские верования, эстетико философские воззрения буддизма. В икебану входят 3… … Большой Энциклопедический словарь
икебана — (јап. живи цветови) посебен начин на аранжирање на цвеќиња, со определено значење во зависност од положбата на поединечните цветови (радост, тага, честитање и сл.) се засновува врз јапонските религиозни сфаќања двата главни типа на икебана … Macedonian dictionary
Икебана — ж.; = икэбана 1. Аранжировка цветов и веток в вазе как вид прикладного искусства, распространённого в Японии. 2. Само произведение такого искусства. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
икебана — икеб ана, ы … Русский орфографический словарь
икебана — (1 ж) … Орфографический словарь русского языка
икебана — ы, только ед., ж. 1) Искусство составления букетов из живых или засушенных растений, цветочных композиций, первоначально распространенное в Японии. Приемы икебаны. 2) Букет, цветочная композиция, составленные с использованием приемов этого… … Популярный словарь русского языка
Это японское слово икебана
Слово икебана пришло из японского языка и завоевало весь мир совсем недавно, в 50-60-е годы XX в.
Икеба;на или икэбана ( буквально «живые цветы») — традиционное японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере.
В основу икебаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала.
«Об искусстве Икебана обычно думают как о копировании естественных форм растений, как они растут в полях и горах. Однако икебана не является ни копией, ни миниатюрой. В икебана мы аранжируем одну маленькую ветку и один цветок в безграничном космическом пространстве и бесконечном времени, и эта работа вмещает всю душу человека. В этот момент единственный цветок в нашем сознании символизирует вечную жизнь.» Икэнобо Сэнкэй. «Истинная утонченность».
Это самые известные слова создателя стиля икебана Икэнобо- священнослужителя буддийского храма Роккакудо в городе Киото, жившего ещё в XV веке.
Икебана первоначально имела религиозную направленность и являлась всего навсего, подношением богам в японских храмах.
Япония, с тех пор- это страна, в которой цветы и умение составлять из них изысканные композиции считаются неотъемлемой частью культуры.
Много веков назад буддийские монахи научились оживлять цветы, создавая из них и прочих природных материалов удивительные композиции.
Однажды, после особенно жестокой грозы, уничтожившей много цветущих садов, монахи воззвали к милосердию Будды, возложив к подножию его статуи сломанные цветы и ветки деревьев.
Монахи умоляли Будду воскресить то, что уничтожила непогода.
Увидев мёртвые растения, Будда, пожалев несчастных людей, совершил чудо.
И вскоре сады оправились от разрушений, деревья вновь стали плодоносить, и на них распустились цветы.
С тех пор в буддистских храмах стали специально устанавливать эффектные асимметричные композиции, которые получили название икебана, что переводится как «оживление цветов».
Икебана — это национальное японское искусство составления композиций из цветов, также известное как «kado» («путь цветов»).
В отличие от обилия цветов, типичных для композиций западных стран, японская композиция цветов базируется на линиях прутов и (или) листьев, украшенных небольшим количеством цветов.
Контейнер — также является ключевым элементом композиции.
Структура японской цветочной композиции базируется на разностороннем треугольнике, очерченном тремя главными точками, обычно прутьями, в некоторых школах символизирующих небеса, землю и человека.
Икебана достигла статуса художественной формы, независимой от ее религиозного происхождения, хотя и продолжала сохранять сильный символический и философский подтекст.
Философский смысл икебаны- это обращение живых через мёртвые растения к душам своих предков, некое подношение, с целью их умилостивить и попросить о помощи.
Первые преподаватели и студенты были священниками и благородными членами общества. Однако, поскольку то время прошло, много различных школ возникло на основе старой, изменились стили, и Икебана стала реальной для всех представителей японского общества.
Зарождение искусства Икебаны может быть отнесено ещё к VI в., к приходу Буддизма в Японию. Часть поклонения предполагало возложение цветов на алтарь в честь Будды.
В Индии, в стране зарождения Буддизма, цветы возлагались на алтарь не регулярно, а иногда только лепестки рассыпались вокруг.
В средневековой Японии к X в., японские буддийские монахи уже возлагали свои подношения в контейнеры. Возложения подношения на алтарь были обязанностью только священников данного храма.
Происхождение Икебаны: Икенобо Сенкеи создал стиль «рикка» (постоянные цветы).
Этот стиль был развит как выражение буддистами красоты природы, с семью отделениями, представляющими холмы, водопады, долины и другие виды природы, расположенные формализованным способом.
Среди священников и аристократов этот стиль становился все более утонченным до конца XVII века, в то время как растущий класс торговцев развил более простой стиль, названный «seika» или «shoka».
«Шока» использует только три главных отделения, известных как тен(небеса), чи (земля) и дзин (человек) и предназначен для того, чтобы показать красоту растения непосредственно.
Другая старая форма икебаны –«nageire» — используется только в чайной церемонии.
Первая из современных школ была сформирована, когда Охара Неголень и откололась от школы Икенобо в конце XIX века.
Школа Охара обычно делает «moribana» (сложенные сверху цветы) в мелком, плоском контейнере.
Школа была открыта, когда западная культура начала влиять на Японию, и стиль морибана часто использовал западные растения. Но это был все еще формальный стиль.
Влияние художественных движений начала XX в. привело к развитию композиций «jiyuka». Несмотря на все изменения, икебана была все еще только искусством для высших сословий и монахов, простой народ не имел доступа к данному виду искусства.
В 1930-х годах и затем больше в послевоенный период, интерес к икебане стал намного более широко распространенным. Открывались школы икебаны, которые привлекали людей всех социальных классов. В течение занятий, многие жены американских служащих, жившие в Японии, подняли это старинное искуство на новый уровень и позже помогли ему распространиться за границу.
Во главе с Тешигахарой Софуой, основателем в 1927 году школы «Sogetsu», дзэн-эйбана или авангардная икебана ввела все виды новых материалов, типа пластмассы и стали.
Сегодня, существует приблизительно 3 000 школ икебаны в Японии и более тысячи во всем мире.
Школа Икенобо имеет приблизительно 60 000 преподавателей во всем мире. Икебаной занимаются примерно до 15 миллионов человек в Японии, главным образом молодые женщины.
По прошествии времени Икебана стала основной эмблемой традиционных фестивалей, и международные выставки Икебаны стали периодически проводиться во всем мире. Были написаны правила, и материалы должны были быть объединены определенными способами.
Икебана в современном интерьере:
В интерьере икебана создаст атмосферу Востока, подарит умиротворение и покой.
Икебана- это не только сочетание японской философии и эстетики: оригинальные композиции из цветов могут быть и просто очень красивым дополнением к интерьеру и придадут ему уникальность и неповторимость.
Икебану можно составлять как из живых цветов, так и из сухоцветов, корней и веток.
В японских интерьерах сегодня более популярны композиции из сухих цветов. Большинство растений и в “сухом виде” выделяют фитонциды и антисептические вещества, благотворно влияя на микроклимат в вашем доме или офисе, это антисептики и ароматизаторы.
В настоящее время можно встретить большое количество цветочных салонов и студий, предлагающих икебаны.
Понравившийся букет вы можете выбрать по каталогу, и получить с доставкой на дом. Любители цветочных украшений могут составить икебану сами.
Главное правило здесь – простота и изящность. Необходимые материалы – вазу, цветы (ветки и листья), а также специальную подставку “кендзан”, в которой фиксируются растения, можно приобрести, практически, в любом цветочном магазине.
Важно помнить, что сухим цветам нужна забота ничуть не меньше чем живым. При правильном уходе композиция будет сохранять парадный вид долгие годы.
Икебана из сухоцветов требовательна к влажности помещения и ее лучше не располагать на солнце. Если влажность воздуха менее 40%, то сухие цветы становятся слишком хрупкими. Икебану ни в коем случае нельзя ставить на батарею или подоконник.
Пыль с икебаны осторожно стряхивают перьевым веничком, а также сдувают феном со слабым напором холодного воздуха.
Японское искусство составления икебан предполагает наличие высокого эстетического вкуса у автора, оригинальный взгляд на вещи, умение сочетать фактуры, длину и виды разных цветов.
И, конечно же, главным правилом составления икебаны является то, что она должна рождать в душе чувство красоты и гармонии.
Классическая школа икебаны предполагает, что композиция включает в себя три ветви, хотя в некоторых случаях допускается наличие даже девяти веточек.
Каждая ветка символизирует собой небо, землю и человека.
Композиции из веток принято разбавлять травами и небольшими по величине цветами. Совсем необязательно для создания икебаны отдавать предпочтение экзотическим цветам. Чаще всего используются розы и хризантемы,и лишь иногда орхидеи.
Достаточно добиться такого эффекта, чтобы растения гармонично сочетались друг с другом и отражали собой то, что хотел сказать автор, создавая такую флористическую работу.
Главным принципом икебаны является то, что мастер должен отбросить все ненужное и лишнее, что может нарушить естественную красоту и пропорции живых растений, и сконцентрировать внимание на красоте цветов.
При создании икебаны обратите внимание и на выбор подставки или вазы, они также должны идеально соответствовать настроению и характеру самой композиции, не загромождать красоту цветов и растений, а, наоборот, подчеркивать ее. Умеренность во всём и простота!
Как видите, жестких и строгих требований к составлению икебаны нет. Однако не всякий букет живых цветов можно отнести к этой категории.
Один из лозунгов классических японских икебан: «Умеренность во всём, без излишеств. Отсеки всё лишнее и получиться красота».
Уроки японского. Искусство икебаны
Если самурай из вас никакой, равно как и буддийский монах, вы не обучались в школе гейш, а о самой Японии лишь иногда смотрели заметки по ТВ и читали в интернете, это не помешает вам создать свою красивую икебану. Как? Было бы желание!
Вся Япония в одной композиции. Проста (но только на первый взгляд), изысканна, многогранна, до конца не понять
Краткая история икебаны. Три основные школы, сотни стилей, миллионы поклонников
Икебана в широком смысле это:
Само слово «икебана» состоит из двух иероглифов: «жизнь» и «срезанные живые цветы», что в сочетании можно трактовать как «вторая жизнь срезанных цветов». Японисты, впрочем, подчеркивают: на самом деле термин не имеет буквального перевода, его значение слишком глубоко. Это и показ места человека в мире, и отражение индивидуальности того, кто составил композицию, и демонстрация принятия естественного течения жизни, частью которой является неизбежное умирание, нахождение в этом эстетики, и многое, многое другое.
Изначально лепестки и срезанные цветы использовались в буддийских ритуалах, поэтому можно сказать, что «колыбелью» икебаны является Индия, где возникло учение. Когда буддизм стал распространяться в Японии (это VI век), практика с цветами-подношениями перекочевала на острова. Только священнослужители ведали, как лучше распорядиться флорой в качестве даров Будде и украшения храмов.
В поисках просветления
От идей киотского священника Икэнобо Сэнкэея берет свое начало старейшая школа икебаны Икэнобо. Мастер был настолько искусен в составлении красивых композиций, что поучиться его умению приезжало духовенство со всей страны.
Стиль, изначально присущий этой школе, называется рикка. Мы заостряем на этом внимание, т. к. в XXI веке школ и стилей существует уже несколько сотен. Но все они, можно сказать, вышли из Икэнобо.
Для классического стиля рикка характерны высокие (выше полутора метров) композиции с основными растениями в составе: сосной, бамбуком, лотосом. Напомним, речь идет о прославлении Будды. Одинокая сосна – дерево, символизирующее природу просветленного. Бамбук обозначает совершенного человека. Ну а лотос для всего Востока – знак духовного раскрытия. Хотя, строго говоря, это тоже упрощенные значения, есть и другие, как чисто буддийские, так и местные, японские, связанные с синтоизмом, традиционной религией жителей островов.
Неизбежно такой красивый процесс, как составление цветочных композиций (пусть и с особым смыслом), должен был выйти из храмов в народ. Это и произошло с течением времени. Сначала икебаны появились в императорском доме, затем – по нисходящей – стали набирать популярность среди всего населения.
К XVI веку религиозное значение икебан уменьшилось. Родился стиль сека. С одной стороны, это упрощенная рикка (для масс). С другой – с годами искусство составления цветочных композиций «напиталось» специфическим японским отношением к красоте и бытию.
Здесь уже не было столь строгих догм о вертикальности, зато нужно было непременно эстетично и со смыслом выдержать баланс всех частей композиции.
Умение составлять икебаны стало обязательным для гейш, но широко занимались этим искусством мужчины. Самураи перед битвой, с которой могли не вернуться, создавали икебану. Представляете, какое глубокое значение, касающееся человеческой жизни, вкладывали они в свою композицию?!
О том, как должны были составляться букеты, писались инструкции. Их изучение, знание и четкое исполнение стало обязательным. Не то чтобы «шаг влево или вправо» не допускался совсем, но принципы создания икебан эволюционировали очень медленно.
Так бы и продолжалось, если бы не вмешались европейцы…
Икебана школы Икэнобо
Начиная с середины XIX века, изоляции Японии от остального мира пришел конец. Огромные перемены охватили все сферы жизни страны, разумеется, процесс коснулся и икебаны.
К концу XIX столетия бывший представитель школы Икэнобо по имени Унсин Охара начал применять для своих произведений непривычные сосуды и «дал жизнь» новым стилям (это был настоящий прорыв!):
Мастер открыл свою школу Охара. Это вторая классическая школа икебаны.
Икебана в стиле морибана
Икебана в высокой узкой вазе
Наконец, в 1927 году открылась школа Согэцу – третья основная школа икебаны.
Ее представители, с одной стороны, не отказываются от традиционной японской философии (она была, есть и будет обязательной незримой составляющей любой композиции, иначе это уже и не икебана вовсе получится, а обычный букет), но с другой – открыты всему новому. Именно икебанисты этой школы стали активно использовать современные материалы, и если таковые появляются в наши дни, не преминут ими воспользоваться. По мнению приверженцев школы Согэцу, икебана не должна стоять на месте, ее задача – развиваться вместе с меняющимся миром. Правила прошлого хороши, но только как основа, трамплин, от которого нужно отталкиваться.
Скорее всего, именно благодаря этой школе икебана стала завоевывать популярность среди неяпонцев.
Новый взгляд на икебану
Сегодня в Стране восходящего солнца множество стилей икебан, но классическими, основными, считаются те, которые практикуются в первых трех школах: Икэнобо, Охара и Согэцу. Они существуют по сей день, у каждой есть свои приверженцы, между ними идет здоровая конкуренция, что в конечном итоге всем только на пользу.
Русский, но пояпонистей. Создаем свою икебану
В нашей стране зафиксирована, можно сказать, официальная дата знакомства с икебаной. В 1968 году при посольстве Японии в Москве и обществе дружбы «СССР – Япония» был учрежден клуб «Икебана». Японки (в основном, конечно, развитием культурных связей занимались женщины из дипломатических семей) обучали наших соотечественниц древнему, но живому искусству составления цветочных композиций. А чтобы об этом узнало население всей нашей огромной страны, подключился журнал «Цветоводство», в котором выходили заочные уроки для всех желающих.
Раритетные номера журнала «Цветоводство». У вас не сохранились?
Кстати, клуб существует по сей день, в нем можно пройти обучение. Вообще приобщиться к японскому искусству икебаны легко, если есть желание: на различных флористических курсах, даже онлайн, с помощью любителей икебаны, которые есть, наверное, в большинстве городов.
Зачем нужна икебана современному неяпонцу?
Для тех, кто уже увлекся этим искусством, полюбил его, вопрос странный. Это и хобби, и дело, которое может принести пользу. Заниматься составлением икебан можно, например, для:
Украшения интерьера. Японская цветочная композиция придаст уникальность даже помещению со стандартной мебелью.
Икебана хорошо смотрится в интерьерах не только в японском стиле
Познания себя, успокоения, приведения мыслей и чувств в порядок. Получается эдакая активная медитация.
Когда все раздражает… составь икебану!
Создания подарка. Почему бы не преподнести близкому человеку вместо стандартного букета философскую цветочную композицию. Японцы так и делают.
От такого презента сложно отказаться
Изучения японской культуры, ведь без знания истории и принципов икебан все ваши представления о Японии будут неполными.
Простой способ узнать о Японии больше – заняться составлением икебан
Прицела на возможный заработок. Освоив икебану, можно организовать свои курсы. Для этого, конечно, придется ответственно учиться, получать дипломы, желательно японских педагогов.
Глаза боятся, а руки делают
Сами японцы признают: икебана очень демократична, в наше время заниматься ею, проявлять свои творческие способности может каждый.
Но, конечно, это не значит, что у новоиспеченного икебаниста должны быть полностью «развязаны руки».
Для начала нужно понимать, чем икебана отличается от букета.
В западном варианте все внимание сосредоточено на цветах, их свежести, красоте, пышности, колористическом сочетании между собой и упаковкой, наконец, удобстве транспортировки. Букеты долго не живут, их выбрасывают по увяданию.
Не такова японская икебана. Она фиксирует взгляд на отношении к жизни. Глядя на композицию, вы можете задуматься о месте человека в мире, заглянуть в свою душу, увидеть красоту и хрупкость природы. Собственно, для последнего (подчеркивания недолговечности всего в этом мире) и используются засушенные элементы. Икебана стоит, как правило, долго.
Итак, можно брать как живые, так и засушенные цветы и другие элементы (например, камешки, листья, в том числе искусственные), но использование каждого должно быть объяснимо и оправданно. Соответственно, ничего лишнего в вашей композиции быть не должно.
Поскольку стилей и направлений в искусстве икебаны великое множество, вы можете выбрать емкость и мелкую, плоскую, и высокую, узкую. Но очень желательно, чтобы она была однотонной или прозрачной, дабы не отвлекать от главного.
Икебана в прозрачной вазе
Сразу продумайте, с помощью чего будет держаться композиция (скорее всего, потребуются фиксирующие элементы) и как поведет она себя со временем.
Икебана не может находиться в одной плоскости, это сложная многогранная структура, всегда асимметричная (как и все в природе), но если рассматривать ее двухмерно, то ее основные элементы должны составить треугольник.
Треугольник и асимметрия в искусстве икебаны
Вершины треугольника символизируют:
Классические пропорции икебаны: «человек» (то, что его обозначает в композиции) на одну треть меньше «неба», «земля» располагается в своей плоскости, противоположной «небу» и «человеку».
Большие икебаны могут состоять из нескольких треугольников, но сначала нужно научиться работать с одним.
Ну а дальше… вкладываем свой смысл в каждый элемент композиции. Что она будет отражать? Ваше настроение в данный момент времени? Глубинные жизненные убеждения? Может быть, она будет связана с каким-то событием? Или просто посвящена времени года за окном? Все допустимо. Ограничений нет.
Считается, что икебану нужно делать в одиночестве, чтобы никто не помешал самовыражению, не привнес ненароком в вашу композицию что-то свое.
Беспроигрышные цветы для первой икебаны
Один из главных мотивов в икебане – хризантема. Этот цветок символизирует Японию. И если настоящий японский икебанист спокойно обойдется без хризантем, для начинающего их использование – простейший способ настроиться на культуру и философию страны. Не говоря уж о том, что композиции с хризантемами всегда получаются очень красивыми!
С мыслями о Японии
Как видите, процесс создания икебаны непростой. Он требует множества душевных сил, знаний. Но с большой вероятностью, один раз попробовав, вы захотите еще и еще, по-настоящему заинтересуетесь этим искусством.
Икебана
Легенда о рождении икэбаны проста и совершенна, как хайку. Однажды буддийские монахи собрали ветки и листья, сорванные грозой, и поднесли их к ногам статуи Будды со словами: «Будь милостив ко всем. Помоги оживить то, что сломала гроза». По-видимому, Будда благосклонно принял это подношение и просьбу, поскольку оно перешло в обычай.
Икебана переводится как «вторая жизнь цветов», или «воскрешение растений», и учит «искусству умирания». Поэтому ее можно сравнить с молитвой, но не из слов, а из знаков.
Появление алюминиевой проволоки во многом упростило процесс создания композиций икебаны. Обмотав цветок, ветку или лист тонкой проволокой, можно легко сгибать его во всех направлениях. Но истинные профессионалы работают без применения подобных трюков. К композиции можно добавлять различную зелень, стебли трав, однако позиция основных трех стеблей неизменно сохраняется.
При создании икебаны особое внимание уделяется динамичности: аранжировка должна отражать развитие во времени, его течение или же связь с определенным временем года.
ЕСТЬ РАЗНЫЕ ШКОЛЫ И СТИЛИ ИКЕБАНЫ:
ТАТЕБАНА
(что означает «прямостоящие цветы»).
Такая композиция состоит из прямо поставленных в вазу цветов. Данный стиль был связан с обычаем «кугэ», который заключался в подношениях к изображению Будды. Наряду с подсвечником и сосудом для сжигания благовоний, ваза с прямо поставленными в нее цветами была одним из трех ключевых элементов в композициях мицугусоку, которые ставились непосредственно перед изображением Будды. Сейчас такие композиции можно увидеть только лишь в буддийских храмах — это самый древний стиль икебана. В середине XV века с появлением архитектурного стиля жилых помещений под названием сеин-дзукури, татебана была украшением ниши токонома в комнате для занятий.
Со временем татебана превращается в самостоятельную композицию рикка,
РИККА
Итак, стиль рикка получил свое развитие из композиции татебана. И в начале XVI века становится одним из лучших украшений дворцов и замков, которые как раз в это время начинают возводиться в Японии повсеместно
ТЯБАНА
Стиль под названием тябана появился в XVI веке, и решающую роль в этом сыграла чайная церемония. Главной особенностью данного стиля является простота и сезонность материала, используемого в работах. Композиции тябана устанавливаются в скромные бамбуковые, керамические или плетеные вазы и, как правило, в них присутствуют либо один цветок, либо одна ветка, призванные олицетворять собой красоту садов, лесов, полей.
РАННЕЕ НАГЭИРЭ
Дословно название этого стиля можно перевести как «цветы, вброшенные в высокую вазу». Как можно догадаться из названия, композиции этого стиля характеризуются непроизвольностью и естественностью. Сочетание этого относительно несложного стиля с гораздо более сложным стилем рикка в XVIII веке дал начало стилю сека, который в конце XIX века стал символом искусства современной икебаны
СЕКА СЕФУТАЙ
Композиции стиля сека подчеркивают естественную красоту растения. Ведь в природе растение каждый день, так или иначе, сталкивается с различными испытаниями: как-то — ветер, засуха, дождь, снег, буря, и все это неизбежно оставляет на растениях свой отпечаток. Именно в этих взаимодействиях с природой и проявляется внутренний характер того или иного растения. В связи с этим в композициях сека встречаются пожелтевшие листья, листья, изъеденные насекомыми, листья, надломленные ветром — во всем этом заключено природное очарование растений.
Как вы уже поняли, СЕКА СЕФУТАЙ не старается сделать растения красивее, нежели они есть в природе, поскольку понятия «красота» и «природа» для них являются практически синонимами.
СЕКА СИМПУТАЙ
Симпутай — это современная разновидность сека, разработанная в 1977 году. Создание симпутай было продиктовано желанием приспособить стиль сека к современным реалиям. В сегодняшних японских домах уже редко можно встретить ниши токонома, которые идеально подходят для классических композиций икебана, а соломенные татами, бумага и дерево все чаще заменяются стеклом, пластиком, различными синтетическими материалами, в связи с этим икебана должна вписаться в современный интерьер, научиться гармонировать с новыми материалами.
НАГЭИРЭ
Нагэирэ ( другое название — хэйка) — икебана в высоких вазах с узкой горловиной, растения устанавливаются, опираясь на край ваз. Если требуются установить ветки и стебли в другом положении, то применяют несложные деревянные подпорки.
МОРИБАНА
в переводе означает «нагроможденные цветы».
-Школа Охара, основанная в 1897 году, привнесла в икебану новый стиль — морибана. Отличие стиля морибаны — растения устанавливаются в плоских низких вазах с использованием металлических наколок (кэндзанов). В этой композиции много зеленого цвета, растений и листьев. Основная мысль – такая композиция копия сада ли поля. Морибана разнится с другими стилями икебаны: она не такая классическая, более сжата и даже сосуды для ее устройство используют другие. Это самый простой из стилей.
ДЗИЮКА- СВОБОДНЫЙ СТИЛЬ
Появился под влиянием современного искусства. Отличие этого стиля — применение в икебане не только цветов и растений. Используются камни, ткани, металл, пластик и другие виды неживого материала. Его создатель Софу Тэсигахара — художник-новатор, скульптор, которого на Западе называли Пикассо цветов. В 1927 году он разработал Школу Согэцу (яп. 草月 — «трава и луна») — наиболее современную из школ икебаны.
Обычно композиция ИКЕБАНЫ создается лицом к мастеру, так как в процессе он беседует с природой. Если кто-либо, придя в гости, захочет полюбоваться букетом, он должен стать на колени в метре от токонома(Токонома альков или ниша в стене традиционного японского жилища) слегка наклониться и, рассматривая букет снизу, медленно переводить взор к его вершине. Смотреть на букет сбоку или заглядывать внутрь вазы считается неприличным. Если хочется рассмотреть основание букета, то об этом следует спросить хозяина. Когда гость направляется к букету, хозяин и хозяйка садятся рядом с токонома, обращаясь лицом к гостю. Последний всегда высказывает восхищение, хозяева обычно с поклоном отвечают: «Нам стыдно за нашу скромную поделку».
Ну и напоследок исторический анекдот: Мастер Сэнно Рикю однажды поместил пионы в сосуд, сделанный из колена бамбука. При изготовлении этой вазы бамбук треснул, из трещины медленно капала вода. В ответ на недоуменные вопросы учеников, ошеломленных красотой икэбаны и не знающих, можно ли признать ее совершенной, поскольку сосуд в ней надтреснут, Сэнно Рикю ответил: «И моя жизнь тоже дала трещину». Ну никак не могу допереть, почему ЭТА ВАЗА впоследствии стала одним из национальных сокровищ Японии.