Что означает понятие компетенция в образовании

Ключевые компетенции и новая грамотность: современные ориентиры для образования

В каком мире мы учим?

С каждым годом окружающая нас действительность становится все более нестабильной и непрогнозируемой. Увеличивается объем информации, производимой и потребляемой людьми; технологии устаревают и обновляются; меняется экологическая обстановка и климат; стираются все возможные границы – между странами, территориями, культурами и научными дисциплинами.

При таком темпе изменений совершенно невозможно угадать, к чему готовить детей. Кем они смогут работать через десять лет? Какие их качества будут востребованы? Чему нужно учить, чтобы воспитать успешных людей будущего?

Уже сегодня в мире наблюдается кризис рутинных профессий: люди конкурируют с искусственным интеллектом. Вероятно, нашим сегодняшним ученикам потребуется осваивать в первую очередь те профессии, которые предполагают экспертный подход, создание новых форм и все, что нельзя алгоритмизировать. Идеальный человек будущего – это самостоятельный, адаптивный и обучаемый персонаж, умеющий работать в команде и делать свою работу, не опираясь на шаблон, превращать проблемы в задачи и решать их, преобразовывая реальность и неся ответственность за принимаемые решения.

Если актуальная задача школы сегодня – готовить детей к жизни в постоянно меняющемся мире, то что для этого можно сделать? Вместо конечных знаний предлагать проблемные ситуации со множеством вариантов решений. Вместо оценки как соответствия эталону и инструмента запугивания – предложить оценку-зеркало, которое позволит критически посмотреть на себя и скорректировать некоторые аспекты.

«Учителю необходимо, прежде всего, стать гибким и проактивным».

В современных реалиях идти по заданному шаблону не получится, придется обучаться в течение всей жизни, самостоятельно обновлять свои знания и осваивать новые технологии. Этого не сделать без сильной внутренней мотивации. Кроме того, нельзя быть отрешенным от профессионального сообщества. Ни один гениальный учитель не справится в одиночку со всеми вызовами, которые нам бросает время; требуется коллективный разум, доступ к банку опыта и удачных практик. Поэтому включенность в профессиональное сообщество, готовность учиться у других и транслировать свои успешные практики – базовое требование к педагогу.

Что означает понятие компетенция в образовании. Смотреть фото Что означает понятие компетенция в образовании. Смотреть картинку Что означает понятие компетенция в образовании. Картинка про Что означает понятие компетенция в образовании. Фото Что означает понятие компетенция в образовании

Ключевые компетенции как отражение основных целей обучения

В ближайшее время будет опубликован доклад института образования НИУ ВШЭ, посвященный опыту многих стран-лидеров в образовании. Тщательно проанализировав различные сценарии и решения, эксперты будут готовы сформулировать рекомендации по развитию системы российского образования.

Все государства, чей успешный опыт был проанализирован в рамках подготовки к докладу, провозглашают свой набор актуальных компетенций, которые должен приобрести каждый учащийся. Каждая комбинация компетенций формирует конкретную образовательную модель, успешно работающую в конкретном государстве.

Канада. Заявленная цель – создать систему образования, подходящую для каждого ученика. Следовательно, школа обязана вовлекать в активный учебный процесс все категории учащихся, в том числе слабых, «сложных», детей с ОВЗ и т.д. В процессе обучения дети должны овладеть следующими компетенциями: критическое мышление, креативность, навык взаимодействия с людьми и кооперация, воспитание характера и гражданская грамотность.

Финляндия. Основной целью провозглашается воспитание гармоничного, всесторонне развитого человека. Набор компетенций включает: мышление, умение учиться, культурную компетентность, умение взаимодействовать и выражать себя, забота о себе и управление повседневной жизнью, ИКТ-грамотность, карьерное развитие, предпринимательство, участие в построении успешного будущего.

Китай. В основе китайского фрейма – погруженность в культуру своей страны, ответственное гражданство, инновационное практичное действование, здоровый образ жизни, обучение в течение жизни и забота о себе.

Мы видим, что каждое государство в создании своей идеи национального образование шло своим путем – отсюда невозможность описать все фреймы при помощи одной системы понятий. Остается только догадываться, в какой мере схожи по смыслу «забота о себе» и «воспитание характера», «участие в построении успешного будущего» и «ответственное гражданство».

Проанализировав различные фреймы компетенций передовых стран мира, эксперты пришли к выводу: каждая рамка компетенции создана для решения конкретных задач, которые ставит государство перед национальным образованием. Если поставить перед собой задачу привести все многообразие актуальных компетенций к обобщенной формуле, то мы получим три компетентностных узла:

взаимодействие с другими людьми и освоение социальных ролей;

взаимодействие с самим собой, саморефлексия.

Что означает понятие компетенция в образовании. Смотреть фото Что означает понятие компетенция в образовании. Смотреть картинку Что означает понятие компетенция в образовании. Картинка про Что означает понятие компетенция в образовании. Фото Что означает понятие компетенция в образовании

Какая бывает грамотность?

Кажется, видов грамотности существует столько же, сколько прилагательных, которые мы захотим сочетать со словом «грамотность»: финансовая, правовая, экологическая, культурная – и за всеми этими понятиями стоит умение управлять, понимать и быть готовым действовать в той или иной сфере жизни. Грамотность – это не то, чем можно овладеть однажды и на всю жизнь; она нуждается в обновлении, уточнении, адаптации к изменениям, которые происходят в мире.

Наши коллеги-эксперты из НИУ ВШЭ выделяют два ключевых типа грамотности:

1. Грамотность, связанная с использованием инструментов коммуникации, которые опираются на знаковые системы. Это чтение, письмо, умение читать и расшифровывать диаграммы, схемы, работа с данными, а также владение формальными языками программирования – хотя бы на уровне понимания принципа. Часто речь идет о работе в режиме «человек-человек» и «человек-машина».

2. Грамотность, связанная со знаниями и навыками повседневного поведения. Всесторонне грамотный школьник должен знать, что такое кредит, как оплатить штраф, зачем сортировать мусор, как пить таблетки, что есть и чего не пить, чтобы сохранить свое здоровье, и т.д.

Оставайтесь с нами! Зарегистрируйтесь, чтобы узнавать первыми о публикации свежих статей, новостных материалов и об анонсах интересных мероприятий.

Что мешает нам меняться?

Судя по результатам опроса, который был проведен среди российских учителей и родителей экспертами НИУ ВШЭ в феврале 2018 года, изменениям препятствует отсутствие согласия у учителей и родителей относительно основных задач школьного обучения – более того, педагоги не готовы признать за школой некоторые новые функции.

В целом, российские учителя согласны, что школа должна развивать критическое мышление, однако высказывают мнение, что креативность – это не то, что можно воспитать в процессе обучения: либо дано, либо нет, а школа тут бессильна. Правда, и родители высказывают опасения, что в школе уж точно креативности не научиться. Многие учителя видят возможность формирования определенных компетенций только в рамках конкретных предметов: читательская грамотность развивается на уроках литературы, экологическая – на уроках биологии и т.д. А между тем, во всем мире эксперты констатируют, что для успешного решения актуальных задач образования необходимо сквозное проникновение грамотностей в дисциплины.

Такие понятия, как «обучение через исследование» и «проектная деятельность», мы склонны интерпретировать искаженно, видя в них больше наукообразия, чем практического значения и самостоятельности учеников.

Самое главное: в педагогическом сообществе укрепилось мнение, что целый ряд задач, которые мир ставит перед школами, должны решать не учителя, а семьи. Родители и педагоги едины во мнении, что школа должна научить ребенка излагать свои мысли, охотно учиться, отличать правду от вымысла, а относительно других актуальных задач единого мнения нет. Например, по мнению педагогов, навыки эффективной коммуникации, кооперации и совместной деятельности дети якобы должны приобретать в семье, а не на уроках. Мало кто из опрошенных учителей признает, что именно школа должна воспитывать в детях ответственность, умение планировать время, давать им необходимые бытовые знания, уважительно относиться к другим людям.

Что означает понятие компетенция в образовании. Смотреть фото Что означает понятие компетенция в образовании. Смотреть картинку Что означает понятие компетенция в образовании. Картинка про Что означает понятие компетенция в образовании. Фото Что означает понятие компетенция в образовании

Источник

Компетенция и компетентность

Что такое определение компетенции?

Компетенция – это область вопросов, в которой человек осведомлен и обладает определенными знаниями, опытом.

Определение компетенции в педагогике – это интегрированный результат овладения содержанием образования, выраженного в готовности ученика применить усвоенные знания, навыки, умения, способы деятельности определенных жизненных ситуаций для решения теоретических и практических задач.

Компоненты компетенции

Что такое компетенция в образовании? Это интегральный результат взаимодействия компонентов:

При наличии данных компонентов в структуре общей компетенции имеется тесное их переплетение между собой. Имеющийся компонент оказывает влияние на развитие других.

Компетентность

Знание человеком соответствующей компетенции – это компетентность в педагогике. Компетенция рассматривается в качестве заданной нормы образовательной подготовки, в компетентность – качество личности, необходимое для плодотворной и эффективной деятельности в определенной области.

Главной особенностью компетенции как педагогического явления являются не специфические предметные знания и абстрактные общепредметные мыслительные операции, а определенные жизненные навыки и умения, в которых нуждается человек.

Компетентно-ориентированное образование

ЮНЕСКО, Совет Европы, ЮНИСЕФ, ПРООН, и другие организации занимаются проблемой компетентно-ориентированного образования.

Многие европейские страны изменяют программы обучения, направленные на создание базы для достижения учащимися определенных компетенций. Со временем появляется необходимость в определении ограниченного списка компетенций, являющихся ключевыми. Такой примерный список локализован понятиями:

Единых определения и перечня ключевых компетенций не существует. Это обуславливается рассматриванием компетенции в качестве заказа общества на подготовку граждан.

Умения учиться как основная компетенция в педагогике

Умение учиться способно запрограммировать личный опыт на самостоятельное обучение. Ребенок, умеющий обучаться самостоятельно, предопределен для индивидуальной и творческой работы.

Предложенная педагогическая компетенция – это предположение наличия:

Источник

Компетенция в педагогике

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие компетенции

Компетенция в педагогике представляет собой интегрированный результат овладения содержанием образования, выражаемый в готовности ученика применять усвоенные знания, навыки и умения, а также способы деятельности в определенных жизненных ситуациях с целью решения теоретических и практических задач.

Компоненты компетенции

Данные компоненты в структуре общей компетенции тесно переплетены между собой. Каждый компонент оказывает влияние на развитие других компонентов.

Компетентность

Главная особенность компетентности, как педагогического явления, заключается в том, что это не специфические предметные знания и абстрактные общепредметные мыслительные операции, а абсолютно конкретные жизненные навыки и умения, необходимые человеку.

Компетентно-ориентированное образование

Проблему компетентно-ориентированного образования изучают известные международные организации, такие как ЮНЕСКО, Совет Европы, ЮШСЕФ, ПРООН, Организация европейского сотрудничества и развития и другие.

Готовые работы на аналогичную тему

Во многих европейских странах вносятся изменения в программы обучения, направленные на создание базы для достижения учащимися определенных компетенций. При этом существует необходимость в определении ограниченного набора компетенций, которые являлись бы ключевыми. Примерный список ключевых компетенций выглядит следующим образом: изучать, думать, искать, сотрудничать, адаптироваться, приниматься за дело. Но единого определения и перечня ключевых компетенций не существует. Это обусловлено тем, что компетенции являются заказом общества на подготовку его граждан.

Умение учиться как основная компетенция в педагогике

Умение учиться программирует личный опыт самостоятельного учения. Ребенок, умеющий самостоятельно учиться, запрограммирован на самостоятельную и творческую работу в будущем.

Данная компетенция предполагает следующее:

Источник

Что означает понятие компетенция в образовании

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» термин «компетенция» используется 22 раза. Из них 11 раз в значении «совокупности полномочий в определенной сфере деятельности, управления» и 11 раз в значении, которое в федеральном законодательстве не имеет определения. Таким образом при подготовке и принятии Закона двояким образом грубо нарушена юридическая техника:

В части 1 статьи 73 профессиональное обучение определяется как «приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции… получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования». Согласно части 1 статьи 74, «профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена». Из этого можно сделать вывод, что под «профессиональной компетенцией» понимается абсолютно то же самое, что и под «профессиональной квалификацией».

С этой точки зрения термин «профессиональная компетенция» представляется излишним.

В федеральных государственных образовательных стандартах начального общего, основного общего и среднего общего образования термин «компетенция» встречается всего три раза: «социальные компетенции» при описании личностных результатов освоения программы основного общего образования, «компетенция в области использования ИКТ» при описании результатов освоения программы основного общего образования по предмету «Информатика» и «иноязычная коммуникативная компетенция» по предмету «Иностранный язык». При этом, что понимается под этими терминами, в стандартах не раскрывается.

Таким образом, термин «компетенция» с точки зрения целей образовательного законодательства представляется совершенно излишним, а с юридикотехнической точки зрения – вредным.

Целесообразно изъять его из законодательства об образовании и использовать вместо него термин «способность», имеющий вполне определенное значение – «владение способом делания (деятельности)» и действительно широко используемый при описании требований к результатам освоения образовательных программ в федеральных государственных образовательных стандартах. Там же, где речь идет о приобретении обучающимся профессиональной квалификации, использовать термин «квалификация».

Источник

Разграничение понятий компетенции и компетентности в педагогике

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие компетентности и его применение в образовании

Компетентность представляет собой определенные человеческие свойства, отражающие осведомленность личности в определенных сферах жизнедеятельности. Компетентность выступает показателем объема знаний человека, делающих его мнение и взгляды достаточно вескими и авторитетными.

Компетентность в конкретной жизненной области показывает способность человека к осуществлению каких-либо действий и наличие навыков их успешной реализации. Наличие компетентности у личности открывает возможности для превращения ею источников, ресурсов, средств в реальный конечный продукт.

Компетентный человек обладает навыками разрешения задач определенной направленности, выполнить которые он может, посредством применения своих знаний и умений. Помимо этого, компетентный человек способен разбираться в содержании, разрешаемой проблемы.

Компетентность личности характеризует ее уровень квалификации. Однако, он не является постоянным. Квалификацию требуется совершенствовать т.е. объем знаний необходимо расширять и обновлять, получать новые информационные данные и активно овладевать способами их активного практического применения.

Наличие компетентных свойств личности свидетельствует о ее обладании конкретным опытом, знаниями, умениями, которые помогают принимать оптимальные и продуктивные решения в той или иной научной, технической, бытовой, образовательной области человеческой деятельности.

В педагогической науке, понятие компетентности развилось относительно недавно. Оно отражает интегральные свойства личности, выражающиеся в способности осуществлять деятельность, посредством своих знаний и навыков, приобретенных в процессе участия в учебно-воспитательном процессе и прохождении социальной адаптации. Такие способности направлены на развитие навыков самостоятельности в организации конкретных видов деятельности.

Профессиональной компетентности отводится особое место в педагогическом процессе. Педагоги обучаются своим профессиональным качествам и навыкам, посредством применения компетентностного подхода. Данный подход рассматривает перечень параметров, необходимых для развития компетентностной структуры педагога. К таким параметрам относятся:

Готовые работы на аналогичную тему

Компетентность педагога характеризует совокупность его трудовых качеств и навыков, применение которых обеспечивает эффективную реализацию педагогического процесса, педагогического общения и позволяет достигнуть высоких результатов в обучении и воспитании.

Понятие компетенции и ее структурное строение

Компетенция в образовательной области предполагает интегральное взаимодействие следующих элементов:

Такое структурное строение компетенции отражает системный процесс ее функционирования. Все элементы компетенции тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, развитие одного элемента влечет за собой развитие остальных и всей системы в целом.

Понятие компетенции включает в свой состав перечень вопросов, в разрешении которых конкретная личность обладает необходимыми знаниями и навыками и может реализовать их на практике, а также круг проблем, в способах разрешения которых педагог обладает определенной осведомленностью, обширными знаниями и практическим опытом их разрешения.

Компетенция педагога характеризует совокупность его знаний, навыков, профессионального опыта, умений в определенных направлениях педагогической деятельности и его возможностями их активного, качественного, рационального и эффективного практического применения в организации успешного педагогического процесса.

Понятие компетенции применяется в педагогике для характеристики такого результата образовательной деятельности, который отождествляет подготовленность учащегося, его умение владеть и применять реальные методы и средства обучения, преодолевать трудности и справляться с различными задачами.

Компетенция отражает формы взаимодействия различного рода знаний, навыков, способностей и умений, дающих возможность целеполагания, грамотной постановки целей и их достижения, связанных с преобразованием окружающей действительности: природы и общества.

Навыки самообразования в качестве значимой педагогической компетенции

Развитие навыков самообразования играет важную роль в педагогическом процессе. Овладение способностями к самостоятельному обучению, развитие стремления к этому процессу и активное освоение этого навыка включается в программы образования на всех уровнях и этапах организации учебно-воспитательного процесса.

Самостоятельное обучение благотворно сказывается на развитии индивидуальных качеств личности, раскрытии природных задатков и талантов.

Педагогическая компетенция, связанная с навыками самообучения предполагает наличие у ребенка умений самостоятельной постановки цели образования и разработки планов по ее достижению. Затем, требуется разработать программу действий по реализации планов на практике. Она включает определение временных интервалов работы, выбор информационных источников и важных знаний, которые помогут разрешить образовательные цели и задачи. Деятельность должна носить осознанный характер, развиваться и совершенствоваться. Кроме того, самостоятельность обучения предполагает овладения навыками самооценки, самоанализа и саморегуляции своей деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *