Что означает понятие материальная культура

Материальная культура

Смотреть что такое «Материальная культура» в других словарях:

материальная культура — ▲ культура ↑ материальный материальная культура искусственная среда, созданная человеком для своего обитания. предметы потребления. ↓ природопользование, материальные ценности … Идеографический словарь русского языка

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА — (material culture) l. Аспекты культуры, управляющие производством и использованием поделок (Дуглас, 1964). 2. Материальные продукты или изделия, фактически произведенные обществами. Споры значениях данного термина свелись к выявлению того, что же … Большой толковый социологический словарь

Материальная культура — – материальные ценности, созданные членами общества … Словарь-справочник по социальной работе

Материальная культура и искусство Китая в III-VIII вв. — Из памятников архитектуры танской эпохи сохранилось очень немногое. Но по этим памятникам, а также по имеющимся описаниям и изображениям дворцов и храмов можно судить о высоком уровне строительного дела в Китае. В танской архитектуре сочетались… … Всемирная история. Энциклопедия

КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ — КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ форма классификации фактов и явлений культуры, популярная в философии 19 и большей части 20 в. При этом под материальной культурой понимается многообразие производимых человеком предметов (орудия, машины,… … Философская энциклопедия

Культура народов Востока — «Культура народов Востока» («Культура народов Востока. Материалы и исследования») книжная серия Главной редакции восточной литературы (ГРВЛ) издательства «Наука» (Москва), а затем Издательской фирмы «Восточная литература» РАН. Основана в 1969… … Википедия

Культура Вальтернинбург-Бернбург — Культура Вальтернинбург Бернбург археологический комплекс культур среднего неолита, существовавший на территории немецких регионов Саксония Ангальт, Тюрингия и Франкония около 3200 2800 гг. до н. э. Состоял из двух… … Википедия

Культура Древней Греции — Культура Древней Греции это совокупность достижений в области материальной культуры греческого рабовладельческого общества в период его образования, расцвета и упадка. Содержание 1 Мифология 2 Философия 3 Искусство … Википедия

Культура Тиса — Культура Тиса археологическая культура эпохи раннего энеолита, существовала в среднем и верхнем бассейнах реки Тиса, распространялась Румынии (Кришана и Банат). Содержание 1 Генетические связи 2 Локализация … Википедия

Источник

КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ

Смотреть что такое «КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ» в других словарях:

КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ — воплощение материализованных человеч. потребностей. Включает в себя все материальные артефакты и технологии, созданные человеч. сооб вами. В К.м. реализуется стремление человечества адаптироваться к биол. и социальным условиям жизни.… … Энциклопедия культурологии

КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ — англ. culture, material; нем. Kultur, materielle. Совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая как физические объекты, созданные человеком, так и природные объекты, используемые им … Толковый словарь по социологии

КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ — часть общей системы культуры, включающей всю сферу материальной деятельности и ее рез ты. Разделение культуры на духовную и материальную соответствует двум основным видам производства материальному и духовному. В качестве главной части… … Российская социологическая энциклопедия

КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ — КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ форма классификации фактов и явлений культуры, популярная в философии 19 и большей части 20 в. При этом под материальной культурой понимается многообразие производимых человеком предметов (орудия, машины,… … Философская энциклопедия

КУЛЬТУРА — (лат. cultura возделывание, воспитание, почитание) универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными,… … Философская энциклопедия

КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ — одна из сторон общей культуры человечества, противопоставляемая и корреспондируемая с культурой материальной. Если под материальной культурой понимается предметно физич. мир культуры (средства труда, жилище, одежда, обработанные руками… … Энциклопедия культурологии

культура — 1. Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом и характеризующих определенный уровень его развития. Здесь различается культура материальная и духовная. В более узком смысле термин относится именно к культуре духовной.… … Большая психологическая энциклопедия

Материальная культура — 1) включает в себя разнообразные по типам и формам «артефакты», где природный материал и объект превращается в вещественный, т.е. в предмет, созданный творческой деятельностью человека. Материальная культура оценивается с точки зрения создаваемых … Энциклопедия культурологии

Культура народов Востока — «Культура народов Востока» («Культура народов Востока. Материалы и исследования») книжная серия Главной редакции восточной литературы (ГРВЛ) издательства «Наука» (Москва), а затем Издательской фирмы «Восточная литература» РАН. Основана в 1969… … Википедия

Культура Вальтернинбург-Бернбург — Культура Вальтернинбург Бернбург археологический комплекс культур среднего неолита, существовавший на территории немецких регионов Саксония Ангальт, Тюрингия и Франкония около 3200 2800 гг. до н. э. Состоял из двух… … Википедия

Источник

8. Материальная культура

Развитие материальной культуры начинается вместе с появлением человека умелого (homo habilis) примерно 2,5-2,6 млн. лет назад. Основными его потребностями являются пропитание и убежище. Материальная культура представлена просто и универсально – каменные орудия труда и простейшее благоустройство гротов и пещер, что использовались в качестве жилища. В качестве факторов блокирующих развитие, были малая продолжительность жизни, тотальная зависимость от окружающей среды и примитивная социальная организация. Многократные климатические изменения тоже сдерживали развитие материальной культуры первых людей. Длительные временные периоды потеплений, а затем похолоданий изменяли облик земли и ее биологическое разнообразие. Флора и фауна претерпевали изменения. Вымирало большое количество животных и растений. Человеку, в борьбе за свое существование, приходилось все больше экспериментировать с окружающей средой. Новая парадигма внешнего мира вынуждала людей осваивать новые материалы, использовать различные природные ресурсы, совершенствовать меры адаптации к окружающей среде и расширять область своего влияния на нее. Одновременно с этим произошли явные эволюционные процессы разума и социальных отношений, образовывались первые зачатки языка. Быт людей очень медленно, но совершенствовался, появлялись новые навыки, орудия труда и атрибуты жизни. В ходе своего «очеловечивания», люди постепенно выделились из звериного бытия, сформировали социокультурное пространство и расселились в разных уголках земного шара. Для этого понадобилось более чем 2,5 млн. лет.

Меняющийся мир заставил человека приспосабливаться к переменам, искать новые решения и способы обеспечения себя необходимыми ресурсами. Около 10-12 тыс. лет назад (в зависимости от региона) человечество осуществляет неолитическую (сельскохозяйственную) революцию. Люди стали использовать растения в качестве постоянного возобновляемого и контролируемого источника пищи. Среди первых культивируемых растений – ячмень и пшеница, выращиваются на территории Ближнего Востока и Азии. В это же время происходит одомашнивание животных (коз и овец). Материальная культура вступает в новую фазу своего развития (событие во многом стало возможным из-за окончания последнего ледникового периода, длившегося на протяжении 100 тыс. лет). К этому времени люди подошли, имея развитое физическое тело, и генофонд, мало чем отличающийся от генофонда современного человека. Необратимое потепление способствовало количественному и качественному изменению состава флоры и фауны. К наиболее значительным достижениям материальной культуры, отметившим наступление новой эпохи, относятся освоение новой технологии обработки камня – шлифование, изобретение керамической посуды (Японский архипелаг, Восточный Китай, юг Дальнего Востока), что положительно сказалось на жизни людей. Распространялось рыболовство, использовались новые типы охотничьего вооружения (лук и стрелы). Существенные изменения произошли и в организации жилища. Внутри дома соблюдалась определенная планировка – были выделены жилая и хозяйственная половины. Технологические новшества коснулись и изготовления одежды. Появляются и распространяются способы получения нитей и грубых тканей из растительного сырья – крапивы, конопли и др. Одежду шили с помощью костяных игл – их часто находят при раскопках древних поселений.

Темпы технического и культурного прогресса в разных регионах земного шара были неоднородны – наиболее динамично развивались зоны раннего земледелия. Именно там произошел следующий крупный качественный скачок в истории материальной культуры – освоение металла. На Ближнем Востоке, медь – стала известна уже в 7–6 тысячелетиях до н. э., а в Северной Африке – в конце 5 тысячелетия до н. э. В 3 – 2 тысячелетиях до н. э. на обширных пространствах Евразии распространились знания о добыче и обработке металлической руды, об изготовлении из металла различных орудий. Так, в районах, богатых полиметаллическими рудами, формируются крупные центры бронзовой металлургии (Кавказ, Южная Сибирь). Применение железных орудий обеспечило быстрый прогресс во всех отраслях хозяйственной и производственной деятельности.

В тех районах земного шара, где навыки раннего земледелия сочетались с освоением металлов – сначала меди, а затем бронзы – в 3-2 тысячелетиях до нашей эры расцвели первые государства с развитой экономикой, яркой своеобразной культурой, сложной структурой социальной организации. Так, долина великой африканской реки Нил в ее среднем и нижнем течении – это территория Древнего Египта, ставшего самым знаменитым из всех древнейших государств благодаря своей высочайшей культуре (3000 г. – 525 г. до н.э.). Междуречье двух крупных равнинных рек Ближнего Востока Тигра и Евфрата (Ирак) стало родиной последовательно сменявших друг друга государств (Ассирия, Персия). В Восточной Азии, на территории современного Китая, на Великой Китайской равнине между реками Хуанхэ на севере и Янцзы на юге, во 2 тысячелетии до нашей эры существовало сильное государство Шань (1700 – 1050 гг. до нашей эры), достижения которого в различных технологиях и ремеслах и сегодня составляет гордость не только китайской нации, но и всей мировой культуры. К ранним государствам относятся Крито-Микенское царство на юге Балканского полуострова (3–2 тысячелетия до н.э.), ставшее историческим и культурным предшественником античной Древней Греции, совсем небольшое по территории, но ставшее известным благодаря своей развитой культуре государство Финикия на северо-востоке Средиземноморья (там сегодня находится Ливан), Древняя Индия на полуострове Индостан и ряд других.

Наиболее яркие свидетельства уровня развития материальной культуры ранних государств дошли до нашего времени в виде памятников архитектуры. Особенно богат ими Египет – пирамиды и храмовые комплексы. Иные архитектурные и строительные традиции характерны для древних государств Месопотамии. Здесь освоили технологию изготовления обожженного кирпича. Распространенным типом строительной конструкции была ступенчатая башня (зиккурат). Не менее знамениты «висячие сады» царицы Семирамиды и крепостная стена Вавилона. Их остатки были обнаружены при раскопках этого древнего города в конце 19 – начале 20 века. Архитектура и строительство древнего государства Шань представлены остатками царских дворцов и гробниц, раскопанных в некоторых районах Восточного Китая. Они представляли собой подземные сооружения сложной конструкции с камерами, лестницами, узкими переходами. А древнеиндийские города-государства, существовавшие во 2 тыс. до н. э. (Мохенджодаро и Хараппы) открыли миру архитектуру с поквартальной планировкой и улицами, пересекающимися под прямым углом. Благодаря ритуалам древних цивилизаций, запечатанные в гробницах, до наших дней сохранились артефакты старого мира. Погребальный инвентарь позволяет нам судить о ремесленно-производственной деятельности. В усыпальницах царей, членов их семей, вельмож, жрецов, чиновников находят бесчисленные предметы быта, одежду, хозяйственную утварь, мебель – изделия мастеров, воплотившие уровень развития техники, технологические навыки и эстетические каноны людей былых времен.

Цивилизации древности представляли собой богатый предметный мир, созданный руками человека. Города-государства, царские дворцы, аграрные объекты и бесчисленные мастерские – стали символом нового века. Усложнение системы социальных взаимоотношений привело к появлению торговли, политики, выделению отдельного социального класса жрецов, священнослужителей, пророков и святых. Наряду с глобальными изменениями происходят и внутриэтнические эволюционные процессы: совершенствуется язык, письменность, правовое поле, формируется чувство самоидентификации и принадлежности к этносу. Быт человека обогащается новыми предметами: разнообразными столовыми приборами, керамическими изделиями, ювелирными украшениями, декоративной мебелью, новой одеждой, транспортными средствами и т.д. Новые элементы быта, постепенно заполнили прежние пустоты своим значением и названиями.

Античный мир стал вершиной развития древних цивилизаций. Города воплотили в себе символ эпохи и имели высокоорганизованные архитектурные сооружения. Одновременно с этим, в повседневную жизнь входили предметы искусства. Зарождалась музыка, скульптура, живопись (в их современном понимании), изобретались новые инструменты творчества. В эпоху античности среди музыкальных инструментов наиболее распространены струнные (лира-гитара, треугольник-арфа, пандура), духовые (флейты, свирели), широко использовались барабаны, трещотки, погремушки. В тоже время античность была богата интеллектуальными трудами, для передачи которых использовались папирусные свитки, холсты, шкуры животных, глиняные дощечки. Развитие материальной культуры античности упрочило наследственно-преемственную традицию передачи знаний и ускорило созидательные процессы людей на разных уровнях социальной организации.

Материальная культура Нового времени характеризуется изменениями происшедшими в социальной сфере человечества. Новое отношение к жизни возникает в городской торгово-ремесленной (буржуазной, бюргерской) среде. Труд превращается в «дело» (бизнес), главной целью и критерием успеха которого является получение прибыли, ее постоянный рост и связанное с этим расширение дела. Важнейшую роль начинают играть денежные отношения. В искусственно создаваемом мире бизнеса важнейшими становятся такие качества, как деловитость, предприимчивость, мастерство, возрастает роль специалистов. Стремление к непрерывному росту бизнеса ускоряло темп жизни, способствовало разрыву с традициями, нарушению органичности развития. Колонизация европейцами стран во всех частях света была тесно связана с деловой активностью. В XVI-XVII вв. колонии были в основном источниками сырья, дешевой рабочей силы (в том числе рабской) и драгоценных металлов, необходимых для развития денежной системы. К XIX в. развитие бизнеса стало представляться устремленным в бесконечность процессом, в котором ограниченная человеческая жизнь – бесконечно малая величина. Важнейшим фактором постоянного расширения бизнеса становится техника. Ткацкие и швейные станки XVIII в. заменяют человека. Теперь его роль заключается в обслуживании машин. Радикальные изменения в ритм жизни внесло создание парового транспорта: речного (1807г.), наземного (1814г.) и морского (1819г.). А также изобретение в середине XIX в. электромагнитного телеграфа и скоропечатных полиграфических машин, современники называли XIX век «веком пара и железа»: паровые установки применялись во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства, завершился переход от мануфактуры к машинной индустрии. К концу XIX в. развитие техники сделало жизнь людей в новоевропейской цивилизации отличной от жизни всех прежних исторических эпох. Человек исключается из природных условий и помещается в искусственные. Яркое освещение улиц вырывает его из цикла день-ночь; комфортабельные дома – из цикла зима-лето; паровоз, пароход, телеграф изменяют восприятие пространства и времени.

Новейшее время протекает под влиянием научно-технической революции, космических и информационных технологий, киберпространства и робототехники. Использование продуктов нового времени вписано в жизнь человека повсеместно. Объем информации превосходит совокупность знаний всех предыдущих периодов жизни. Разнообразие предметов быта и обихода значительно больше, чем в любое время нашего существования. Бесчисленное множество предметов быта, интерьера, техники, микроэлектроники, строительных и производственных материалов, инструментов производства, десятки тысяч вещей прямо или косвенно влияют на жизнь современного человека и участвуют в процессе его жизнедеятельности. Многоформатность социокультурной среды способствует усложнению трудовой и интеллектуальной деятельности. Появляются новые виды труда, новые профессии, области знаний, научные дисциплины. То, что еще несколько десятилетий назад казалось нереальным и фантастичным, сегодня органично вписывается в нашу повседневную жизнь.

Эволюция материальной культуры отражает основные тенденции развития человека, начиная с первых шагов нашей истории. Так в антропогенной среде с течением времени можно отметить общую прогрессивную направленность изменений. Темпы исторического процесса в рассмотренных хронологических рамках были в целом достаточно медленными, особенно на ранних его стадиях. Соответственно, медленными являлись и изменения в материальной культуре. Первый настоящий, хотя и простейший, механизм – колесо – появился в эпоху ранних государств пять тысяч лет назад и оставался важнейшим в производственно-трудовой сфере вплоть до начала 18 века. Вместе с тем, в древнейших цивилизациях, достигнут высочайший уровень во многих видах ремесел и производстве.

Условия окружающей среды вынуждали применять новые меры для повышения жизнестойкости и гармоничного сосуществования человека с природой. Под натиском внешних факторов совершенствовалась разумная деятельность, приходилось применять новые способы благоустройства жизни, создавать новые предметы быта и обихода. Постепенное увеличение количества предметов, способствовало их качественному преображению. Разумная деятельность совершенствовалась. Появлялись пространственно-смысловые пустоты, которые человек стремился заполнить новыми предметами или их образами. Прикладная деятельность непосредственно производила и совершенствовала материальную культуру древности. Неэффективные методы жизнедеятельности вытеснялись более продуктивными, уровень общесоциального развития повышался. Каждая эпоха наполняла быт чем-то особенным, делая его более разнообразным. Происходили эволюционные процессы социальных отношений. Формировались общественные институты, целью которых являлось сохранение и передача образа жизни и традиций своего народа. Несмотря на бурные процессы трансформации общественных институтов, эти основы сохранились и до наших дней.

Материальная культура эволюционирует наравне с человеком. Разумная деятельность способствует ее совершенствованию. Но и разум совершает качественное преображение благодаря накопленным артефактам предыдущих поколений. Современный человек осуществляет процесс социализации, во многом, по средствам материальной культуры. Формирование личности, мировоззрения, и моделей поведения зависят от качества взаимодействия с материальной культурой современности. Результатом отсутствия контактов с материальной культурой современности выступает наличие такого феномена как «дети-маугли». Наиболее взрослые представители, будучи изъятыми из «естественной» среды, не имеют возможности социализации, а прямохождение для них – непосильно. Они не просто не имеют возможности научиться быть человеком, эта способность у них основана на инстинктах, а не разумной деятельности. Феномен «детей-маугли» подтверждает тот факт, что человек вне антропогенной среды не многим отличается от других представителей живой природы.

Источник

3.3. Материальная и духовная культура

3.3. Материальная и духовная культура

Деление культуры на материальную и духовную связано с двумя основными видами производства – материальным и духовным.

Духовная культура охватывает сферу сознания. Это продукт духовного производства – создания, распределения, потребления духовных ценностей. Сюда относятся: наука, искусство, философия, просвещение, нравственность, религия, мифология и др. Духовная культура – это научная идея, художественное произведение и его исполнение, теоретические и эмпирические знания, взгляды, складывающиеся стихийно, и научные воззрения.

Проявления материальной и духовной культуры, создание и использование относящихся к каждой из них предметов различны.

Долгое время (а иногда и сейчас) культурой считали только духовную деятельность и духовные ценности. Материальное производство остается за гранью культуры. Но человеческая деятельность – это прежде всего деятельность материальная. Начиная с первобытного общества, вся культура человека – способ добывания пищи, а также обычаи, нравы и т. д. определяются, прямо или косвенно, материальными основаниями. Создание «второй», «искусственной» природы начинается в материальной сфере. И то, каков ее уровень, в конечном счете определяет развитие духовной культуры. На заре человечества связь первобытного искусства с характером трудовой деятельности была непосредственна и очевидна. На более высоких стадиях развития человеческого общества принадлежность материальной деятельности к сфере культуры стала не менее очевидной: некоторые проявления материальной деятельности людей оказались столь непосредственным проявлением культуры, что само их обозначение терминологически определяется как культура. Так, в конце XX века возникли техническая и технологическая, технотронная, экранная и другие культуры.

Кроме того, само развитие духовной культуры в значительной степени зависит и определяется уровнем развития культуры материальной.

Материальная культура и духовная культура связаны между собой, и граница между ними часто бывает прозрачной. Научная идея воплощается в новой модели станка, прибора, летательного аппарата, т. е. облекается в материальную форму и становится предметом материальной культуры. Материальная культура развивается в зависимости от того, какие научные, технические и иные идеи в ней реализуются. Так же идея художественная воплощается в книге, картине, скульптуре и вне этой материализации не станет объектом культуры, а останется только творческим замыслом автора.

Некоторые виды творческой деятельности вообще находятся на грани культуры материальной и духовной и в равной мере принадлежат к обеим. Архитектура – это и искусство, и строительство. Дизайн, техническое творчество – искусство и техника. Искусство фотографии стало возможно только на основе техники. Так же, как и искусство кино. Некоторые теоретики и практики кино утверждают, что кино все более перестает быть искусством и становится техникой, ибо от уровня и качества технической оснащенности зависит и художественное качество фильма. С этим нельзя соглашаться, но и нельзя не видеть зависимости качества кинофильма от качества съемочной аппаратуры, пленки и других материально-технических средств кино.

Телевидение, конечно, достижение и воплощение техники. Но идея телевидения, изобретение его принадлежит науке. Реализовавшись в технике (материальная культура) телевидение стало и элементом духовной культуры.

Очевидно, что границы между различными сферами культуры и отдельными ее формами весьма условны. Практически все формы культуры взаимосвязаны. Так, например, художественная культура взаимодействует, хотя бы косвенно, и с наукой, и с религией, и с бытовой культурой и т. д. Развитие науки и формирование определенной картины мира сказывалось на развитии искусства – становление естественно-научного знания способствовало становлению жанров пейзажа и натюрморта, а появление новых технических изобретений привело к появлению новых видов искусства – фотографии, кино, дизайна. Бытовая культура связана и с религиозной традицией, и с господствующими в обществе моральными нормами, и с такими видами искусства, как архитектура и декоративно-прикладное искусство.

Но ценности материальной культуры отличаются по своим характеристикам от ценностей духовной культуры. Ценности, относящиеся к духовной культуре, ближе к ценностям общечеловеческого плана, поэтому они, как правило, не имеют пределов потребления. Действительно, такие нравственные ценности, как жизнь, любовь, дружба, достоинство, существуют столько же, сколько вся человеческая культура. Шедевры художественной культуры не меняют своей значимости – «Сикстинская мадонна», созданная Рафаэлем, является величайшим произведением искусства не только для эпохи Возрождения, но и для современного человечества. Вероятно, и в будущем отношение к этому шедевру не изменится. Ценности же материальной культуры имеют временные пределы потребления. Производственное оборудование изнашивается, здания ветшают. Кроме этого, материальные ценности могут и «морально устареть». Сохраняя физическую форму, средства производства могут не удовлетворять требованиям современных технологий. Одежда выходит из моды иногда быстрее, чем снашивается.

Ценности духовной культуры очень часто не имеют стоимостного выражения. Невозможно представить себе, что красота, добро и истина могут быть оценены в каких-то твердых единицах. В то же время ценности материальной культуры, как правило, имеют определенную цену. «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать» (А. Пушкин).

Назначение ценностей материальной культуры носит ярко выраженный утилитарный характер. Ценности духовной культуры, в большинстве своем, не носят практической направленности, но иногда могут иметь и утилитарное назначение (например, такие виды искусства, как архитектура или дизайн).

Материальная культура включает несколько форм.

Производство. Сюда относятся все средства производства, а также технология и инфраструктура (источники энергии, транспорт и связь).

Быт. Эта форма включает и вещественную сторону повседневной жизни – одежду, пищу, жилище, а также традиции и обычаи семейной жизни, воспитание детей и т. д.

Телесная культура. Отношение человека к своему телу – особая форма культуры, которая очень тесно связана с формами духовной культуры, отражает моральные, художественные, религиозные и социальные нормы.

Экологическая культура – отношение человека к природной среде.

Духовная культура включает как научное, так и ненаучное знание, как теоретическое, так и эмпирическое, взгляды, возникшие под непосредственным воздействием идеологии (например, политические воззрения, правосознание), и такие, которые складываются стихийно (например, общественная психология).

Духовная культура, ее особенности и формы будут рассмотрены во втором разделе учебника.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Духовная культура восточного славянства

Духовная культура восточного славянства Многообразной и красочной материальной культуре древней Руси соответствовала яркая, многогранная, сложная духовная культура восточного славянства. С незапамятных времен развилась на Руси народная устная поэзия, замечательный

3.2. Материальная культура Древнего Китая

3.2. Материальная культура Древнего Китая На формировании материальной культуры Древнего Китая сказалась неравномерность развития материального производства в разных частях страны. Из традиционных видов домашнего производства и ремесла наиболее характерны гончарное

3.3. Духовная культура Древнего Китая

3.3. Духовная культура Древнего Китая Философия в Китае возникает в конце третьего периода в истории Древнего Китая («отдельные государства») и получает свой наивысший расцвет в период Чжаньго («борющиеся царства», 403–221 до н. э.). В те времена существовали шесть основных

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *