Что означает понятие осевое время философия
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ
Полезное
Смотреть что такое «ОСЕВОЕ ВРЕМЯ» в других словарях:
Осевое время — (нем. Achsenzeit) термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип… … Википедия
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ — одно из ключевых понятии в культуролог, мировоззрении К. Ясперса. О.в. он называет период с 800 по 200 до н.э., когда определились масштабы и проблемы всего последующего развития мировой цивилизации. В этот период, в выделяемых… … Энциклопедия культурологии
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ — философско историческая категория, введенная Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мысли. Размышления Ясперса об истории органично вплетены в общий контекст его экзистенциальной … История Философии: Энциклопедия
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ — философско историческая категория, введенная Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мысли. Размышления Ясперса об истории органично вплетены в общий контекст его экзистенциальной … Новейший философский словарь
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ — – концепт, введенный К. Ясперсом для обозначения исторического периода с 8 по 2 вв. до н. э. Как наиболее важного для развития мировой цивилизации. На протяжении этих шести веков человечество совершило великий прорыв к новым культурным рубежам,… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ — философско историческая категория, введенная Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мысли. Размышления Ясперса об истории органично вплетены в общий контекст его экзистенциальной … История Философии: Энциклопедия
ЯСПЕРС — (Jaspers) Карл (1883 1969) нем. философ экзистенциалист, психолог, культуролог. Окончив в 1901 классич. гимназию, обучался на юрид. и мед. ф тах Гейдельберг. ун та. Большую известность Я. принесли работы по психопатологии выдающихся… … Энциклопедия культурологии
ЯСПЕРС — (Jaspers) Карл (1883 1969) нем. философ, один из ярких представителей философии экзистенциализма. Будучи психиатром по образованию, широкую известность получил после опубликования своей работы «Психология мировоззрений» (1919). В 1920 1937 проф.… … Философская энциклопедия
Коротаев, Андрей Витальевич — Андрей Витальевич Коротаев Дата рождения: 17 февраля … Википедия
Понятие «осевое время» в культуре
Вы будете перенаправлены на Автор24
Осевое время — это термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне.
Что такое «осевое время»
Под понятием «осевое время» в философии и культурологии понимают резкий поворот истории, во время которого произошло изменение взглядов на мир представителей древних культур на философские и рациональные взгляды свойственные современному человеку. Впервые этот термин был введен немецким философом и психологом Карлом Ясперсом. Собственно, под исторической осью Ясперс понимал период между 800 и 200 гг. до н.э. Именно в этот промежуток времени произошли необычные события, которые привели к такому необычному результату. В Китае этот период ассоциируется с деятельностью мыслителей и философов Конфуция и Лао Цзы. В этот период так же несли свою просветительскую мысль такие деятели как Мо-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы и многие другие. В Индии в этот период формировались древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера Упанишады и жил Будда. Философии этих двух государств прошли через различные направления: скептицизм, материализм, софистику и нигилизм. В Иране в это время действовал пророк Заратруста. Он сформировал учение о Вселенной, где происходит борьба добрых сил со злыми. Такие провидцы как Илия, Исайя и Второисайя вступали со своими учениями в Палестине. Для Греции этот период характерен деятельностью Гомера, Парменида, Гераклита, Платона, Архимеда.
Главное, что объединяло мировоззрение всех этих философов и провидцев заключалось в том, что они человек мог распознавать действительность в целом, он так же осознавал свое собственное существование и его границы. Однако, вместе с этим он так же понял и всю свою беспомощность перед ужасными проявлениями действительности. Человек понимал свои границы, однако не был доволен ими, он хотел понять больше, он хотел заглянуть глубже внутрь себя и познать запредельный мир.
Значение осевого времени для истории человечества
Как пишет в своих трудах российский философ, культуролог Г.С. Померанц, каждая цивилизация, рано или поздно придет к стадии кризиса, на этой стадии для человека главным будет найти новый смысл для того, чтобы это общество продолжило существовать. Период «осевого времени» стал первой кризисной стадией за весь период существования человека, люди начинают уходить от разрозненных культур и начинают формироваться империи.
Изначально империи перемешивали в себе представителей различных племён, племенная идентификация грубо разрушалась, империям необходима было духовная составляющая, это составляющее было воплощено в религиях, таким образом начали формироваться мировые религии. Цивилизации вышли из кризиса с помощью религии, каждая религия дала людям книгу-истину, в христианстве это Библия, в исламе это Коран, в индуизме – это Бхагавадгита. Эти книги главным образом повествуют об одном и том же, о смысле жизни. Главные книги стали основой для иерархии культуры средневекового периода.
Готовые работы на аналогичную тему
«Осевое время» предполагает утрату великих культур древности, которые господствовали на земле в течении длительного промежутка времени. «Осевое время» растворило и уничтожило эти древние культуры». До осевого времени господствующими культурами считались вавилонская, египетская, китайская культуры, несмотря на свое величие, они стали считаться не пробудившимися культурами. Таким они считаются, потому что в ту пору человеческое самосознание не было столь развитым, еще не достигло соответствующего уровня.
Монументальность религии, политические отношения главным образом были заимствованы из этих древних культур. Но если изначально это расценивалось как творческое начало, то в период «осевого времени» и после это стало принципом стабилизации культуры, которая была на склоне своего существования.
Изначально «осевое время» распространялось лишь на не очень большую территориальную часть, но постепенно его масштабы росли. Те народы, которые не смогли принять принципов «осевого времени» остались на стадии природного соревнования. Для большинства народов этот природный уровень подразумевал вымирание. Все те люди, которые существовали после «осевого времени» моги выбрать лишь два варианта: либо они оставались на первобытном уровне, что в последствии приводило к их постепенному вымиранию, либо они подчинялись новому единственному главенствующему ходу событий.
В своих трудах К. Ясперс описывает большое количество важных для истории событий:
Предложив концепцию «осевого времени» К. Ясперс обозначил этап, на котором сформировался современный человек с его преставлениями о мире. Можно сказать, что с этого момента начинается история всего человечества, в то время как до этого существовали лишь истории отдельных культур. Философ так же высказывал свое мнение, относительно того, что вполне возможно появление «нового осевого времени», которое своим появлением даст базу для подлинной истории.
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ
Полезное
Смотреть что такое «ОСЕВОЕ ВРЕМЯ» в других словарях:
Осевое время — (нем. Achsenzeit) термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип… … Википедия
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ — одно из ключевых понятии в культуролог, мировоззрении К. Ясперса. О.в. он называет период с 800 по 200 до н.э., когда определились масштабы и проблемы всего последующего развития мировой цивилизации. В этот период, в выделяемых… … Энциклопедия культурологии
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ — философско историческая категория, введенная Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мысли. Размышления Ясперса об истории органично вплетены в общий контекст его экзистенциальной … Новейший философский словарь
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ — термин К. Ясперса, обозначающий период между 8 и 2 вв. до н.э., когда произошел резкий поворот в истории, появился человек современного типа и образовалась как бы ось мировой истории. Христианская история видела отправной пункт исторического… … Философская энциклопедия
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ — – концепт, введенный К. Ясперсом для обозначения исторического периода с 8 по 2 вв. до н. э. Как наиболее важного для развития мировой цивилизации. На протяжении этих шести веков человечество совершило великий прорыв к новым культурным рубежам,… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ — философско историческая категория, введенная Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мысли. Размышления Ясперса об истории органично вплетены в общий контекст его экзистенциальной … История Философии: Энциклопедия
ЯСПЕРС — (Jaspers) Карл (1883 1969) нем. философ экзистенциалист, психолог, культуролог. Окончив в 1901 классич. гимназию, обучался на юрид. и мед. ф тах Гейдельберг. ун та. Большую известность Я. принесли работы по психопатологии выдающихся… … Энциклопедия культурологии
ЯСПЕРС — (Jaspers) Карл (1883 1969) нем. философ, один из ярких представителей философии экзистенциализма. Будучи психиатром по образованию, широкую известность получил после опубликования своей работы «Психология мировоззрений» (1919). В 1920 1937 проф.… … Философская энциклопедия
Коротаев, Андрей Витальевич — Андрей Витальевич Коротаев Дата рождения: 17 февраля … Википедия
Феномен «осевого времени».
Ученые называют эту эпоху (период 800–200 гг. до н.э.) «осевым временем», подчеркивая, что это был поворотный момент в духовном развитии человечества. Религиозные и философские течения, зародившиеся в тот период, и по сей день питают дух современного человечества.
«Осевое время» знаменовало собой зарю развития современного человечества. Люди впервые осознали свою крайнюю беспомощность в жестоком мире, и это побудило их в поисках абсолютной истины обратиться к глубинам собственного сознания. Великие мыслители того времени учили их, как примириться с жизненными невзгодами, преодолеть свою слабость и обрести душевный покой в несовершенном и несправедливом мире. Все зародившиеся в ту эпоху новые религиозные системы — даосизм и конфуцианство в Китае, буддизм и индуизм в Индии, монотеизм в Иране и на Ближнем Востоке, древнегреческий рационализм в Европе, — при очевидных различиях объединены рядом фундаментальных сущностных признаков. Несмотря на всю важность «осевого времени» для человечества, знаем мы о нем очень немногое.
Так, неизвестны причины, которые дали импульс этому массовому нравственному и интеллектуальному преобразованию, как неизвестно и то, почему оно имело место лишь в четырех регионах Древнего мира: Китае, Индии, Иране и Восточном Средиземноморье. Почему только китайцы, индийцы, иранцы, иудеи и греки открыли для себя новые горизонты познания и пожелали отправиться на поиски освобождения и спасения души? Вавилон и Египет тоже создали великие цивилизации, но в то время не восприняли идеологию «осевого времени» и двинулись по этому духовному пути лишь позже: и христианство, и ислам, безусловно, возникли под влиянием отголосков того импульса, который дал толчок зарождению «осевого времени».
Документированная история человечества начитается только с III в. до н.э., так что о том, как жили люди первобытной эпохи, как и в каких формах существовало первобытное общество, мы можем только догадываться. Но люди всегда пытались представить, что происходило с их далекими предками 20 тысячелетий назад, в надежде до самых истоков проследить свои корни. События тех доисторических времен нашли отражение в мифологии, которая присутствует в культуре любого народа, проживающего в любом уголке земли. Мифы не имеют под собой никакой исторической почвы, но рассказывают нам об утраченных райских кущах и первопричинных катастрофах]. В частности, они повествуют, что в «золотой век» человечества боги спокойно разгуливали по земле среди людей. История про Эдемский сад, в представлении западного человека символизирующая утраченный рай, о котором рассказывается в Книге Бытия Ветхого Завета, во многом типична: были времена, когда еще не существовало грани между человеческим и божественным. Пробуждение сознания обитатели этих райских садов восприняли как болезненное падение из благодати. Такое состояние гармонии и совершенства Ветхий Завет называет словом шалом; Гаутама же называл его нирваной. Когда-то, считал он, люди жили в согласии, а потом прошло время и они просто позабыли дорогу к нему.
Так что же произошло? Никому еще не удалось представить внятных причин того скорбного состояния духа, которое дало импульс рождению новой духовности «осевого времени». Ведь и прежде человеческая жизнь была полна страданий и скорби. Почему нравственные страдания достигли своего пика именно в четырех «осевых регионах»?
(Теперь – PapaSilver) человек должен стремиться самостоятельно, своими силами познать истину. Достаточно вспомнить Сократа, который подвергал сомнению все, казалось бы, незыблемые установки своего времени. Сам Сократ подвергал сомнению все и вся, заставляя собеседников усомниться в своем всезнании, заражая их собственным сомнением. Ибо, только осознав свое незнание, человек способен устремиться на философский поиск истины. Соблюдение внешней стороны культовых обрядов не дает спасения души, священный закон и заветы должны быть начертаны в сердце каждого человека. Бог требует от него не жертв, а милосердия и сострадания. Зародившиеся в «осевое время» религии выдвинули на первый план человека и его поступки.
Новые религии «осевого времени» были сосредоточены скорее на духовной глубине, нежели на внешней магической обрядности, с помощью которой люди пытались управлять реальностью. Мыслители той поры не желали больше мириться с существующим конформизмом, поскольку понимали, что человек наделен мощным духовным потенциалом, который требует реализации. Они стремились исследовать глубины человеческого сознания и постичь сущность интуитивно воспринимаемых нравственных и бытийных категорий. Сократ, например, полагал, что человеку изначально дано истинное знание о сути вещей, но перипетии суетной жизни заслоняют их, мешая осознать, оставляя лишь смутные представления о них. Человек, считал Сократ, должен пробудить в себе эти знания, вновь познать сущность своей души. Конфуций, другой представитель плеяды мыслителей «осевого времени», подвергал осмыслению древнее наследие своего народа, обряды, которые всегда воспринимались как нечто данное свыше, и потому никому не приходило в голову задуматься о заложенном в них смысле. Люди должны заниматься самопознанием, анализировать причины своих неудач, открывая для себя красоту и порядок мира, который не исчезает и не лишается смысла с их смертью.
Мудрецы «осевого времени» скрупулезно изучали мифологию предков и обогащали ее новым смыслом, переводя старые как мир истины, в разряд этических категорий. Отныне центральное место в религии отводилось морали и нравственности. Не посредством магии, а только познанием этики человек мог пробудиться к истине, осмыслить свою сущность и предназначение, познать глубины своей души, овладеть своим нравственным потенциалом и тем самым избавить себя от темноты невежества. Осмыслив прошлое, мудрецы «осевого времени» пришли к убеждению, что корни несовершенства мира в том, что человек утратил фундаментальные истины, заложенные в основах его бытия. Всех их объединяла уверенность в существовании абсолютной истины, которая лежит за пределами несовершенства мира — одни называли ее богом, другие — нирваной, дао, брахманом. И все мыслители древности стремились ввести ее в искаженную реальность человеческой жизни.
И наконец, вместо того чтобы, подобно браминам, ревностно оберегать сокровенное знание от посторонних, мыслители «осевого времени» стремились сделать его достоянием всех людей. Иудейские пророки обращались к простому народу с вдохновенными проповедями; они пытались донести свет новых истин до каждого, кто их слушал. Сократ заводил философскую беседу с каждым встречным афинянином. Конфуций много путешествовал по своей стране, наставляя как бедняков и обездоленных, так и благородных мужей. Каждый из них жаждал на практике проверить свою теорию. Письменность уже перестала быть привилегированным знанием духовенства, превратившись в способ широкого распространения новых религий. Важнейшими компонентами религиозной деятельности становятся изучение, размышления и полемика. Отныне не надо было слепо мириться с существующим положением вещей и бездумно следовать навязанным идеям. Те, кто стремился обрести истину, верили, что смогут обрести ее в этой жизни.
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ
Полезное
Смотреть что такое «ОСЕВОЕ ВРЕМЯ» в других словарях:
Осевое время — (нем. Achsenzeit) термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип… … Википедия
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ — одно из ключевых понятии в культуролог, мировоззрении К. Ясперса. О.в. он называет период с 800 по 200 до н.э., когда определились масштабы и проблемы всего последующего развития мировой цивилизации. В этот период, в выделяемых… … Энциклопедия культурологии
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ — философско историческая категория, введенная Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мысли. Размышления Ясперса об истории органично вплетены в общий контекст его экзистенциальной … История Философии: Энциклопедия
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ — термин К. Ясперса, обозначающий период между 8 и 2 вв. до н.э., когда произошел резкий поворот в истории, появился человек современного типа и образовалась как бы ось мировой истории. Христианская история видела отправной пункт исторического… … Философская энциклопедия
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ — – концепт, введенный К. Ясперсом для обозначения исторического периода с 8 по 2 вв. до н. э. Как наиболее важного для развития мировой цивилизации. На протяжении этих шести веков человечество совершило великий прорыв к новым культурным рубежам,… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ — философско историческая категория, введенная Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мысли. Размышления Ясперса об истории органично вплетены в общий контекст его экзистенциальной … История Философии: Энциклопедия
ЯСПЕРС — (Jaspers) Карл (1883 1969) нем. философ экзистенциалист, психолог, культуролог. Окончив в 1901 классич. гимназию, обучался на юрид. и мед. ф тах Гейдельберг. ун та. Большую известность Я. принесли работы по психопатологии выдающихся… … Энциклопедия культурологии
ЯСПЕРС — (Jaspers) Карл (1883 1969) нем. философ, один из ярких представителей философии экзистенциализма. Будучи психиатром по образованию, широкую известность получил после опубликования своей работы «Психология мировоззрений» (1919). В 1920 1937 проф.… … Философская энциклопедия
Коротаев, Андрей Витальевич — Андрей Витальевич Коротаев Дата рождения: 17 февраля … Википедия