Что означает понятие риска на охране труда

Что означает понятие риска на охране труда

Система стандартов безопасности труда

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

Методы оценки риска для обеспечения безопасности выполнения работ

Occupational safety standards system. Нealth management systems. Risk assessment methods to ensure the safety of work

Дата введения 2019-06-01

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», Обществом с ограниченной ответственностью «Экожилсервис»

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 августа 2018 г. N 111-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 сентября 2018 г. N 578-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230.5-2018 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2019 г.

Введение

Реализация производственных процессов и трудовых операций, неразрывно связанная с опасными и вредными производственными факторами и иными опасностями, принципиально не может быть абсолютно безопасной для работающего, поскольку практически всегда существует случайная возможность возникновения ситуации, когда воздействие опасностей на организм работающего становится неотвратимым.

Огромное разнообразие рисков (политических, идеологических, стратегических, финансовых, экономических, экологических, технологических, технических и т.п.), методологических концепций теории риска и методических подходов к анализу и оцениванию рисков не позволили международному сообществу специалистов по безопасности труда прийти в настоящее время к единому понятийно-терминологическому аппарату и единообразно применяемой концепции оценки риска в сфере безопасности труда и безопасности производства, а также к единому практическому методу оценки риска, основанному на общих теоретических постулатах.

Существуют многочисленные примеры ситуаций, когда различные нормативные и методические документы по оценке риска не являются совместимыми либо носят сугубо частный характер. В таких ситуациях приходится использовать один из имеющихся методов либо создавать новый метод. Тем самым возникает устойчивая потребность в некоторой обобщенной, стандартизованной, унифицированной и универсальной методике, позволяющей организациям с учетом конкретной специфики производства разрабатывать и применять на практике собственные методы оценки риска, закрепленные на уровне локальных нормативных документов.

Настоящий стандарт направлен на установление общего методического инструментария по разработке и применению методов оценки риска. В силу принципиальной невозможности создать один единственный универсальный метод оценки рисков, пригодный для любых организаций любого вида экономической деятельности, настоящий стандарт содержит в себе лишь общие подходы и универсальные принципы, отдельные конкретные указания, приемы и методы, алгоритмы их сочетанного и последовательно-параллельного применения, позволяющие любой организации создавать применительно к конкретным особенностям своего производства действенные, ориентированные на практическое применение методы и методики оценки риска.

Настоящий стандарт направлен на установление практико-ориентированных подходов к разработке конкретных методик оценки риска для обеспечения безопасного выполнения работ, в ходе которого возможно воздействие опасных и/или вредных производственных факторов на организм работающего. Применение этих методик позволяет обеспечить профилактические мероприятия по управлению профессиональными рисками утраты трудоспособности в процессе трудовой деятельности.

Настоящий стандарт призван обеспечить единообразие процедур и получаемых оценкой рисков результатов и предназначен для межгосударственного и национального регулирования в странах, использующих русскоязычную терминологию и сложившийся в сфере безопасности и охраны труда понятийный аппарат.

В основу настоящего стандарта положено общепризнанное мировым сообществом специалистов по безопасности труда и производства положение о том, что процедура оценки риска в общем случае представляет собой структурированный процесс исследования случайных процессов для определения как возможности реализации тех или иных ситуаций, заканчивающихся воздействием опасностей на организм работающего, так и значимости неблагоприятных последствий такой реализации. При этом для большей практической применимости и простоты внедряемых в организации методов оценки риска настоящий стандарт развивает и дополняет имеющиеся подходы, сохраняя преемственность и традиции действующих концепций и методик оценки риска.

В настоящем стандарте учтены практические потребности и современные требования системного управления охраной труда, связанные с унифицированной научной базой для разработки методик оценки риска. В основу настоящего стандарта положены успешно применяемые на практике методы оценки риска. Стандарт не содержит принципиально новых, не апробированных ранее приемов и методов.

Настоящий стандарт логично дополняет в системе управления охраной труда этап «Идентификация опасностей», описанный в межгосударственном стандарте ГОСТ 12.0.230.4-2018.

Использование положений настоящего стандарта позволяет обеспечить требуемое качество выполнения оценки риска, а также корректное представление результатов проведенной оценки риска для последующего выбора мер по управлению рисками и защите работающих от воздействия опасных и/или вредных производственных факторов.

Настоящий стандарт не содержит детального, единообразно определенного для любой организации метода оценки риска. Руководствуясь положениями настоящего стандарта, организации вправе самостоятельно выбирать методы оценки риска, в том числе и не приведенные в настоящем стандарте, с учетом их применимости в конкретных случаях и в зависимости от конкретной ситуации, а также требований национального законодательства.

Настоящий стандарт не содержит конкретных технических требований по обеспечению безопасности труда и производства и не заменяет собой соответствующих требований действующих нормативных актов национального законодательства, в том числе соответствующих технических регламентов и иных нормативных правовых актов сферы технического регулирования.

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт распространяется на методы, методики и процедуры оценки риска в рамках системы управления охраной труда и устанавливает:

а) общие подходы, основные приемы, процедуры и особенности оценки риска для обеспечения безопасности выполнения работ;

б) принципы практического применения методов оценки риска на различных этапах выполнения работ.

1.2 Настоящий стандарт предназначен для применения организациями любых организационно-правовых форм.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.0.002-2014 Система стандартов безопасности труда. Термины и определения

ГОСТ 12.0.003-2015 Система стандартов по безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация

ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования

ГОСТ 12.0.230.3-2016 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка результативности и эффективности

ГОСТ 12.0.230.4-2018 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Методы идентификации опасностей на различных этапах выполнения работ

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 12.0.002, ГОСТ 12.0.003, ГОСТ 12.0.230, ГОСТ 12.0.230.3, ГОСТ 12.0.230.4, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 делокализация: Самопроизвольное высвобождение и распространение опасности или ее источника из ограниченного пространства первоначальной локализации.

3.2 оценивание риска: Определение степени риска, заключающееся в присвоении риску того или иного ранга шкалы порядка, балльного или вербального.

3.3 риск воздействия: Сочетание случайной возможности воздействия опасности на организм работающего и значимости (тяжести) последствий такого воздействия.

3.4 ситуационный риск (риск инициирования): Сочетание случайной возможности возникновения и значимости (тяжести) последствий опасной ситуации, в которой не исключен риск воздействия и в которой могут появиться новые опасности с соответствующими рисками воздействия или инициирования.

3.5 компетентность: Знания лицом персонала правил безопасного выполнения работ, умения безопасно выполнять и/или руководить безопасным выполнением работ, автоматические навыки безопасного выполнения тех или иных рабочих операций и/или уверенного руководства безопасным выполнением работ.

3.6 ранжирование: Процедура упорядочения объектов ранжирования в порядке убывания или возрастания какого-либо их качественного свойства при измерениях в шкале порядка.

3.7 степень риска: Мера риска, балльная и/или вербальная, ранжирующая по шкале порядка место данного риска среди других рисков.

3.8 пренебрежимо малая степень риска: Степень такого риска, наличием которого можно пренебречь и, не предпринимая никаких специальных мер обеспечения безопасности, допустить персонал к выполнению работ, производимых в рамках общих мер безопасного поведения и безопасных приемов труда, практически без использования специально предусмотренных мер и средств обеспечения безопасности.

3.9 допустимая степень риска (допустимый риск): Степень такого риска, при котором организация может допустить работающих к выполнению работ, но только при строгом соблюдении установленных регламентов выполнения работ и использования регламентированных мер и средств безопасности.

3.10 недопустимая степень риска (недопустимый риск): Степень такого высокого социально значимого риска, при котором организация не может допустить персонал к выполнению работ при применяемых регламентах выполнения работ, регламентированных мер и средств безопасности из-за возможности серьезного происшествия.

3.11 вид работ: Совокупность или последовательность однотипных аналогичных рабочих операций, производимых работающим и отличающихся от других своими характеристиками.

3.12 эксперт по оценке риска: Лицо, уровень квалификации и компетенции которого позволяет качественно проводить оценку риска.

4 Место оценки риска в системе управления охраной труда

Источник

Управление профессиональными рисками и обеспечение безопасных условий труда

Понятия «профессиональный риск» и «управление профессиональными рисками»

Понятия «профессиональный риск» и «управление профессиональными рисками» закреплены в статье 209 Трудового кодекса РФ:

Законодателем данные понятия внесены в трудовое законодатель­ство в связи с реформированием системы управления охраной труда, т.е. переходом от реагирования на страховые случаи постфактум к управлению рисками повреждения здоровья работников. Создание и внедрение всеобъемлющей, сквозной системы управления профессиональными рисками позволит аффективно управлять системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, охватывая все рабочие места вне зависимости от размера и формы собственности организации.

Суть реформирования системы управления охраной труда заключается:

Система управления профессиональными рисками нацелена:

Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается, а положение о системе управления профессиональными рисками утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере груда – Министерством труда и социальной защиты населения Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В настоящее время при оценке и управлении профессиональными рисками следует ориентироваться на:

Основные принципы управления профессиональными рисками

К основным принципам управления профессиональными рисками относятся:

1. Принцип профилактики неблагоприятных событий

При выборе комплекса мер профилактики профессиональных рисков в соответствии с рекомендациями Международной организации труда (МОТ) следует руководствоваться следующими приоритетами:

Меры профилактики профессиональных рисков включают также:

2. Принцип минимизации последствий нежелательных событий

Принцип минимизации последствий нежелательных событий (реализовавшихся опасностей) состоит в предупреждении аварийных ситуаций, готовности к ним и к ликвидации их последствий.

Разработанные мероприятия по реализации данного принципа должны:

Основные методы обеспечения безопасности условий труда

Основными методами обеспечения безопасности условий труда работников являются:

Перечисленные принципы, методы и мероприятия являются элементами системы управления профессиональными рисками, которая представляет необходимую компоненту системы управления охраной труда в любой организации независимо от ее организационно-правового статуса и формы собственности.

Успешное применение системы управления профессиональными рисками зависит от способностей организации реализовать принятые управленческие решения в данной области.

В обязательном порядке система управления профессиональными рисками должна предусматривать активное взаимодействие работодателя, работников и других заинтересованных сторон в улучшении условий труда и сохранении здоровья работающих.

Источник

Что означает понятие риска на охране труда

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система стандартов безопасности труда

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПАСНОСТЕЙ И ОЦЕНКА РИСКОВ

Occupational safety standards system. Occupational safety and health management systems. Hazard and risks identification and estimation of risks

Дата введения 2011-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Рабочей группой, состоящей из представителей Федерации независимых профсоюзов России, Российского союза промышленников и предпринимателей, ООО «Экожилсервис»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 251 «Безопасность труда»

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2019 г.

Введение

Одной из целей системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда является снижение ущерба здоровью и жизни работника на основе управления рисками. Начальным этапом управления рисками является проведение их оценки. В общем случае оценка (расчет) рисков включает: выявление опасностей, определение (расчет) для каждой из них размеров возможных ущербов здоровью, вероятностей их наступления, проведение расчета значения показателя рисков.

Настоящий стандарт определяет порядок оценки рисков.

Косвенные методы оценки рисков для здоровья и жизни работников используют показатели, характеризующие отклонение существующих (контролируемых) условий (параметров) от норм и имеющие причинно-следственную связь с рисками.

В настоящем стандарте представлены:

— показатели ущерба и рисков (наиболее применимые), порядок их использования для оценки рисков;

— порядок выявления опасностей, последствия проявления которых могут привести к возникновению ущерба здоровью и жизни работника;

— порядок расчета вероятностей возникновения ущерба.

1 Область применения

Настоящий стандарт применяют в целях:

— обеспечения конституционного права работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены [1, статья 37, пункт 3];

— получения данных (об опасностях и рисках) для информирования работников о риске повреждения здоровья [2, статья 212];

— обоснования положенной социальной защиты работников, в том числе компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;

— оценивания эффективности мер по совершенствованию охраны труда;

— принятия превентивных мер по защите здоровья работника;

— выяснения причинно-следственной связи состояния здоровья работников с условиями труда;

— обоснования положений трудового договора об обязательствах работодателя по обеспечению работника необходимыми средствами индивидуальной защиты, установлению соответствующего режима труда и отдыха, а также по обеспечению других предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций.

Настоящий стандарт может быть применен экспертными и страховыми организациями для обоснования размера страховых тарифов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.0.003 Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация

ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методология

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 опасность: Фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной травмы, острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья. В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельных факторов рабочей среды они могут стать опасными.

3.2 определение опасности: Выявление (идентификация), описание и признание потенциального источника ущерба.

3.3 условия труда: Совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

3.4 риск: Сочетание (произведение) вероятности (или частоты) нанесения ущерба и тяжести этого ущерба.

[ГОСТ Р 51898-2002, пункт 3.2, дополнено тем, что в скобках]

3.5 оценка риска: Количественное или качественное определение значения показателя риска.

3.6 ущерб: Нанесение физического повреждения или другого вреда здоровью людей, или вреда имуществу или окружающей среде.

3.7 вредный производственный фактор: Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

3.8 опасный производственный фактор: Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

3.9 охрана труда: Система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

3.10 организация: Компания, фирма, проект, предприятие, учреждение, завод, фабрика, объединение, орган власти, общественный институт или ассоциация и т.п. либо их части, входящие или не входящие в их состав, различных форм собственности, которые имеют собственные функции и управление.

3.13 гигиенический норматив: Установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека.

4 Риск

Риск в общем случае рассчитывают суммированием произведений возможных дискретных значений ущерба здоровью и жизни работника на вероятности их наступления :

Что означает понятие риска на охране труда. Смотреть фото Что означает понятие риска на охране труда. Смотреть картинку Что означает понятие риска на охране труда. Картинка про Что означает понятие риска на охране труда. Фото Что означает понятие риска на охране труда, (1)

Что означает понятие риска на охране труда. Смотреть фото Что означает понятие риска на охране труда. Смотреть картинку Что означает понятие риска на охране труда. Картинка про Что означает понятие риска на охране труда. Фото Что означает понятие риска на охране труда. (2)

Характеристики случайных чисел, в том числе значения вероятности и ущерба, как правило, определяют по репрезентативной ограниченной по объему и времени выборке. В этом случае формула (1) приобретает следующий вид:

Что означает понятие риска на охране труда. Смотреть фото Что означает понятие риска на охране труда. Смотреть картинку Что означает понятие риска на охране труда. Картинка про Что означает понятие риска на охране труда. Фото Что означает понятие риска на охране труда, (3)

— частота наступления ущерба здоровью и жизни работника.

4.1 Ущерб здоровью и жизни работника

Источник

Оценка профессиональных рисков

Профессиональный риск – это вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных ТК и другими ФЗ. (Статья 209 ТК РФ)

Процедура оценки риска – это структурированный процесс исследования случайных процессов для определения как возможности реализации тех или иных ситуаций, заканчивающихся воздействием опасностей на организм работающего, так и значимости неблагоприятных последствий такой реализации. (ГОСТ 12.0.230.5-2018 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Методы оценки риска для обеспечения безопасности выполнения работ)

Оценка профессиональных рисков – это определение вероятности причинения вреда здоровью работников в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении ими обязанностей по трудовым договорам и принятие решении о допустимости уровней профессиональных рисков.

Уровень профессионального риска – это вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти в результате неблагоприятного влияния факторов производственной среды и трудового процесса, связанная с исполнением обязанностей по трудовому договору (контракту) и в ряде иных, установленных законодательством, случаях.

Управление профессиональными рисками – комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда (далее – СУОТ) и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

Что означает понятие риска на охране труда. Смотреть фото Что означает понятие риска на охране труда. Смотреть картинку Что означает понятие риска на охране труда. Картинка про Что означает понятие риска на охране труда. Фото Что означает понятие риска на охране трудаЧек-лист №31 проверяет наличие у работодателя Системы управления охраной труда, для чего содержит два пункта:

Согласно Приказу Минздрава РФ от 01.03.2012 № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и ОТ и снижению уровней профессиональных рисков», в данный перечень входит «Проведение СОУТ и оценки уровней профессиональных рисков».

Приказом Минтруда РФ от 19.08.2016 № 438н утверждено Типовое положение о СУОТ. Согласно данному документу (далее – Положение), процедура управления профессиональными рисками является частью СУОТ организации.

При разработке положения о Системе управления охраной труда работодатель должен руководствоваться Типовым положением о СУОТ, пункты которого регламентируют процедуру оценки риска:

СУОТ подразумевает наличие процедуры оценки профессионального риска и выстраивание работы по ОТ в соответствии с выявленными опасностями.

Кроме того, ряд национальных стандартов РФ регламентирует принципы и порядок оценки рисков:

Порядок оценки рисков

Оценка рисков – это структурированный процесс, в рамках которого идентифицируют опасности, определяют вероятности возникновения опасных событий и проводят анализ возможных последствий для принятия решения о необходимости учёта риска и управления им.

Оценка рисков позволяет ответить на следующие основные вопросы:

Что означает понятие риска на охране труда. Смотреть фото Что означает понятие риска на охране труда. Смотреть картинку Что означает понятие риска на охране труда. Картинка про Что означает понятие риска на охране труда. Фото Что означает понятие риска на охране труда

Оценку профессиональных рисков можно представить в виде последовательности следующих действий:

Методы оценки рисков

Методы выявления опасностей можно разделить на прямые и косвенные^

Выбор прямого или косвенного метода зависит от целей оценки рисков, имеющегося объема статистической информации и особенностей решаемых задач.

Процесс визуальной оценки рисков характеризуется следующими примерами:

Оценка рисков введена как один из важнейших элементов современной системы управления охраной труда.

Следует различать оценку профессиональных рисков и риск-ориентированный подход, который применяет Роструд при проведении плановых и внеплановых проверок работодателей в рамках Федерального надзора в сфере труда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *