Что означает понятие социология тест 10 класс
Тест по обществознанию 10-11 класс. Темы: общество-социология.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Контрольный тест по обществознанию 10 класс (человек – социология)
1.Что характеризует демократическую (партнёрскую) семью?
1)беспрекословное подчинение младших старшим 2)ограничение роли женщины ведением домашнего хозяйства 3)добровольное распределение обязанностей между членами семьи 4)совместное проживание нескольких поколений родственников
2.Какие нормы предписывают человеку, находящемуся в общественном месте, иметь опрятный вид?
1)моральные 2)эстетические 3)экономические 4)политические
3.Нормы права, в отличие от норм морали,
1)регулируют общественные отношения 2)обеспечиваются силой государства 3)основаны на представлениях о добре и зле 4)являются воплощением идеала справедливости
4.Хозяйственно-экономическая функция семьи проявляется в
1)предоставлении определенного статуса 2)регламентации поведения 3)организации семейного потребления 4)обеспечении социальной безопасности
5.Что отличает религию как феномен культуры? 1.описание и объяснение природных и социальных явлений 2.утверждение идеи сотворения мира 3.достоверное долгосрочное прогнозирование развития 4.эстетическое освоение окружающего мира
6.Нравственные нормы 1.возникли позднее правовых 2.фиксируются в нормативных актах 3.устанавливаются и поддерживаются государством 4.отражают представления о добре и зле
7.К этническим общностям относятся 1.общины 3.маргиналы 2.элиты 4.народности
8.Верны ли следующие суждения о тенденциях развития образования?
1.верно только А 3.верны оба суждения 2.верно только Б 4.оба суждения неверны
9. Запишите слово, пропущенное в приведенном ниже фрагменте таблицы.
10. Ниже приведен ряд терминов, характеризующих отличие деятельности человека от поведения животного.
Сознательная, целенаправленная, инстинктивная, созидательная, разрушительная, творческая.
Найдите и запишите термин, «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.
11. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) В современном обществе нередко возникаю ситуации, когда человек сознательно участвует в различных культурных традициях. (Б) Очевидно, они связаны с миграциями населения, модернизация ей. (В) Последствием может стать психологическая расщепленность, формирование «расколотого» типа личности. (Г) Социологи называют положение такой личности маргинальным.
Определите, какие положения текста носят
1.фактический характер 2.характер оценочных суждений
Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характеристику.
12. Найдите в приведенном ниже списке исторические формы этноса и запишите цифры, под которыми они указаны.
1.семья 3.народность 5.государство 2.племя 4.община
С 1.Вам поручено составить развернутый план на тему: « Семья как социальный институт».
План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
С 2.Вам поручено написать эссе на тему: «Семья более священна, чем государство» (Пий 11).
Контрольный тест по обществознанию 10 класс (человек – социология)
1.К социальным группам, выделяемым по этническому признаку, относятся
1)нации 2)классы 3)общественные движения 4)сословия
2.Кризис современной семьи в демократических странах вызван, в частности,
1)увеличением рождаемости 2)отсутствием юридического равноправия мужчин и женщин 3)различием политических взглядов супругов 4)возрастанием трудовой занятости женщин вне дома
4.Приехав из деревни в город, молодой человек устроился слесарем на завод. Спустя некоторое время он женился, но так как работа его не устраивала, он решил заняться фермерством и вновь вернулся в деревню. Поскольку экономических знаний и умений у него не было, то спустя три года его ферма разорилась.
Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие два направления этого социального процесса присутствуют в этом сюжете? Приведите примеры из сюжета, иллюстрирующие каждое из названных направлений.
5.Что из приведенного ниже характеризует общество как систему? 1.обособление от природы 2.постоянное развитие 3.сохранение связи с природой 4.наличие сфер и институтов
6. Искусство, в отличие от других форм культуры. 1.основано на вере в сверхъестественное 2.выполняет функцию социального управления 3.отражает действительность в образно-символической форме 4.комплексно описывает и объясняет события и явления
7. Верны ли следующие суждения о социальной функции образования? А. Социальная функция образования заключается в том, что в его процессе человек овладевает социальном опытом, происходит социализация личности.
Б. Социальная функция образования заключается в том, что оно непосредственно регулирует социальные процессы в обществе.
1.верно только А 3.верны оба суждения 2.верно только Б 4.оба суждения неверны
8.Что из приведенного ниже характеризует общество как систему? 1.обособление от природы 2.постоянное развитие 3.сохранение связи с природой 4.наличие сфер и институтов
9.Запишите слово, пропущенное в таблице.
10.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «социальные институт».
Семья, бизнес, государство, фирма, ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА, ПРАВО.
Найдите и запишите термин, «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.
11.Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
Определите, какие положения текста носят
1.фактический характер 2.характер оценочных суждений
Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
12.В семье Т. Под одной крышей живут супруги, их дети, внуки и правнуки. Главой семьи является старший мужчина, чьи решения обязательны для остальных домочадцев. Женщины занимаются домашней работой, а мужчины обеспечивают материальные условия существования семьи.
Выберите в приведенном ниже списке характеристики данной семьи и запиши цифры, под которыми они указаны.
С 1.Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме « Социализация личности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
С 2.Вам поручено написать эссе на тему: «Личностью не родятся, личностью становятся».
Контрольный тест по обществознанию 10 класс (человек – социология)
1.Репродуктивная функция семьи проявляется в
1)организации потребления 2)моральной регламентации поведения 3)воспитании детей в традициях семьи 4)биологическом воспроизводстве
2.По какому признаку люди образуют такую социальную общность, как москвичи?
1)территориальному 2)этнонациональному 3)экономическому 4)социально-классовому
3.Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
Перемещения по вертикали обычно происходят без заметных изменений социального положения индивида.
В индустриальном обществе социальная мобильность выше, чем в традиционном.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверныВерны ли следующие суждения о социализации?
4.А. Социализация – это процесс усвоения общественных норм и ценностей.
Б. В современном обществе СМИ выступают одним из важнейших инструментов социализации.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
5.Что из приведенного ниже характеризует общество как систему? 1.обособление от природы 2.постоянное развитие 3.сохранение связи с природой 4.наличие сфер и институтов
7.К. родился в Берлине, его прабабушка и прадедушка уехали из России сразу после революции 1917 г. К. хорошо знает русский язык и русскую культуру. Он гордится тем, что он русский. Это проявление признаков общности. 1.демографической 3.конфессиональной 2.территориальной 4.этносоциальной
8.Для традиционного общества характерна(-о) 1.ценность человеческой личности 2.динамичное развитие
9.Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) Средний класс в современных западных обществах – это наиболее многочисленная часть общества. (Б) Видимо, невозможно выделить единый, универсальный критерий принадлежности к среднему классу. (В) В качестве критериев используются и уровень доходов, и стандарты потребления, и уровень образования, и способность к квалифицированному труду. (Г) Средний класс включает мелких предпринимателей, высококвалифицированных рабочих, специалистов сферы обслуживания, административный персонал, интеллигенцию и другие группы.
Определите, какие положения текста носят
1.фактический характер 2.характер оценочных суждений Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
10.Ниже приведен ряд качеств человека. Все они, за исключением одного, являются социальными качествами личности.
Порядочность, сообразительность, трудолюбие, начитанность, гуманность, законопослушность.
Найдите и запишите качество, «выпадающее» из этого ряда.
11.Запишите слово, пропущенное в таблице.
12.Найдите в приведенном ниже списке исторические формы этноса и запишите цифры, под которыми они указаны.
1.семья 3.народность 5.государство 2.племя 4.община
С 1.Вам поручено составить развернутый план на тему: «Молодежь – как социальная группа».
План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
С 2.Вам поручено написать Эссе на тему: «Религия, искусство и наука – это ветви одного и того же дерева» (А.Эйнштейн).
Тест по теме «Социология» 10 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Вариант 1.doc
1. Запишите слово, пропущенное в схеме:
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано: 1) моральные нормы 2) позитивные санкции
3) социальный контроль 4) правовые нормы 5) негативные санкции.
3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальная норма».
1) социальная мобильность 2) санкция 3) отклоняющееся поведение 4) социальная структура 5) самоконтроль
6) социальный контроль
4. Установите соответствие между видами норм и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) правила, сохраняющиеся на протяжении веков и указывающие, как вести себя в повседневной жизни
Б) детальные правила вежливого поведения
В) правила, регулирующие поведение конкретной социальной группы или организации
Г) правила, обязательные для исполнения и опирающиеся на силу государственного принуждения
5. Установите соответствие между примерами и типами семей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) жена гражданина К. решила получить ещё одно образование, и супруги договорились, что муж возьмет большую часть забот по дому на себя, чтобы жена могла совмещать учёбу с работой
B) отец семейства решил отправить сына учиться в кадетский корпус, а возражения матери оставил без внимания
Г) на семейном совете было решено, что жена поедет в отпуск с подругой, а муж останется дома и займётся ремонтом квартиры
Д) муж и жена решили потратить деньги, отложенные на совместный летний отдых, на путёвку в санаторий для бабушки жены
6. Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) совместное проживание нескольких поколений 2) принятие решений всеми членами семьи
3) экономическая самостоятельность женщины 4) организация быта как основная экономическая функция
5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей 6) совместная производственная деятельность
7. Классные руководители задавали обучающимся в 11 классе и их родителям вопрос: «Как Вы считаете, какое из следующих высказываний наиболее точно описывает отношения родителей и детей?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Среди родителей мнение о том, что родители и дети никогда не смогут понять друг друга, более популярно, чем мнение, что родители и дети понимают друг друга, нет оснований для противоречий.
2) Половина опрошенных родителей считают, что родители и дети понимают друг друга, нет оснований для противоречий.
3) Среди обучающихся мнение о том, что для взаимного понимания требуются совместные усилия и родителей, и детей, более популярно, чем мнение о том, что родители и дети никогда не смогут понять друг друга.
4) Равные доли опрошенных испытали затруднения при ответе.
5) Равные доли обучающихся и родителей считают, что для взаимного понимания требуются совместные усилия и родителей, и детей.
8. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Социальная стратификация подразумевает деление общества на группы в соответствии с определёнными значимыми признаками. (Б) Для традиционного общества характерна сословная структура. (В) Можно с достоверностью предположить, что тип общества, характер экономики оказывают существенное воздействие на формирование групп. (Г) Очевидно, что для современного общества крайне сложно найти какой-либо один признак, который лёг бы в основу его стратификации. (Д) Допустим, для отнесения отдельного человека к среднему классу важно, какое он имеет образование, доход, профессию.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер; 2) характер оценочных суждений; 3) характер теоретических положений.
9. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Слова: 1) санкция 2) группы 3) интеграция 4) идеал 5) контроль 6) эталон 7) правило 8) управление 9) стабильность.
10. Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
5 ноября 1986 г. двое заключенных совершили дерзкий побег из федеральной тюрьмы в Плезантоне (штат Калифорния). Речь идет о 42-летнем Рональде Макинтоше, осужденном за мошенничество, и 37-летней Саманте Jlonec, виновной в ограблении банка. Они были возлюбленными, их немедленно окрестили «неразлучниками», как только сообщение о побеге появилось в прессе.
Вот как это произошло. Макинтош ухитрился угнать вертолет. Бывший военный летчик, он смело ринулся вниз на тюремный двор, совершил посадку, схватил в объятия Лопес, и вертолет умчался. Охранники не решились стрелять в вертолет, он мог рухнуть во двор и погубить много людей. Возлюбленные скрывались от полиции 10 дней. Но в конце концов их задержали при попытке получить деньги по чеку на территории торгового центра в пригороде Сакраменто. Они направлялись к яхте, стоявшей на якоре у берега в штате Вашингтон; вероятно, хотели бежать в Канаду.
Очевидно, что описанный случай — яркий пример девиации: двое преступников, которых суд признал виновными, совершают побег из тюрьмы. Но когда репортеры взяли интервью у служащих тюрьмы, экспертов по преступности и прохожих, были высказаны совершенно различные мнения об этом «девиантном» поступке.
Некоторые сочли беглецов людьми коварными, умными, которым удалось перехитрить закон. Один сказал, что охотно поступил бы так же, а другой выразил надежду, что возлюбленных никогда не поймают. Некоторые даже восприняли их как своего рода народных героев. Иные комментаторы критиковали федеральную тюрьму Плезантона за небрежную охрану и мягкое обращение с заключенными; они сравнивали тюрьму с «загородным клубом», даже в какой-то мере полагали, что люди правильно делают, совершая оттуда побеги.
Один из адвокатов, защищавший преступников после того, как их задержали вблизи Сакраменто, заявил судье, что побег был «оправдан».
Случай, происшедший с Макинтошем и Jlonec, свидетельствует о том, как трудно оценивать поступки, которые могут быть названы проявлениями девиантного поведения. Наши оценки зависят от того, чего мы ожидаем — соблюдения правовых норм или героизма? Короче говоря, девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям. Следует ли считать служащих «загородного клуба» в Плезантоне девиантами за то, что они проявили излишнюю мягкость? Мы не можем ответить на этот вопрос, так как существует неопределенность относительно того, насколько жесткими или снисходительными должны быть методы охраны тюрем. Было ли ограбление банка, совершенное Jlonec в прошлом, девиантным поступком? Большинство из нас ответили бы на этот вопрос утвердительно, так как поступок Jlonec является нарушением уголовного права, и существует всеобщее согласие о целесообразности и необходимости такого права.
Критерии определения девиантного поведения неоднозначны. Они часто вызывают разногласия, и трудно точно установить, какие типы поведения следует считать девиантными в нашем обществе. Наиболее яркими примерами девиации, по всей видимости, могли бы служить бесчеловечные поступки, которые почти всегда вызывают осуждение, например изнасилование и убийство.
С 1. Как автор характеризует критерии девиантного поведения? (Приведите две характеристики из текста.)
С 2. Чем, по мнению автора, определяется девиантность поведения? (Приведите два положения текста, в которых содержится ответ на этот вопрос.)
С 3. Проанализируйте, был ли побег упомянутых в тексте двух людей примером девиантного поведения. Как на этот вопрос отвечает автор? Все ли лица, упомянутые в тексте, согласны с автором? Что по этому поводу думаете вы? (Ответ на каждый вопрос подтвердите авторским либо сформулированным самостоятельно суждением.)
С 4. Опираясь на текст и знания из курсов обществознания и истории, опишите ситуацию, в которой один и тот же поступок мог считаться одновременно девиантным и недевиантным. (Опишите ситуацию и сформулируйте по одному суждению, отражающему девиантный или недевиантный характер поступка.)
11. Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности.
12. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре социального контроля, и одно предложение, раскрывающее любую функцию социального контроля.
13. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Что означает понятие социология тест 10 класс
Дата публикации: 05.12.2019
Должность: учитель истории и обществознания
Населенный пункт: г. Тамбов
Итоговая работа по теме: «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность».
1.Кем впервые был введен в научный оборот термин «социология»?
а) М. Вебером; б) К. Марксом; в) О. Контом.
2. Какая наука изучает общество как целостную систему, а также отдельные социальные институты, процессы, группы, рассматривая их в связи с общественным целым?
3. Что такое «гносеология»?
а) раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности;
б) совокупность религиозных доктрин о сущности Бога;
в) раздел философии, изучающий фундаментальные природы бытия.
4.Что означает в переводе на русский язык латинское слово, от которого получило свое название философское течение XX в. экзистенциализм?
а) сущность; б) существование; в) бытие человека.
а) Сократ; б) Платон; в) Протагор.
6.Кому принадлежит следующее высказывание «В одну и ту же реку нельзя войти дважды»?
а) Платону; б) Гераклиту; в) Цицерону.
7. Кто из великих философов в качестве девиза своей философии сформулировал принцип «Cogito ergo sum», что означает в переводе с латинского «Мыслю, следовательно, существую»?
а) Г. Лейбниц; б) Р. Декарт; в) М. Монтень.
8.Какие формы правления Аристотель считал дурными, как бы выродившимися?
а) тиранию; б) олигархию; в) крайнюю демократию; г) все указанные выше.
9.Какой тип государственного устройства Платон считал идеальным как правление лучших и благородных?
а) демократическое; б) аристократическое; в) олигархическое.
а) Китай; б) Индия; в) Вавилон.
11. Определите верные ответы и расставьте их в соответствующей иерархической последовательности. Социальная дифференциация древнеиндийского общества представлена следующими Варнами:
а) ванны; б) брахманы; в) общинники; г) кшатрии; д) вайшьи; е) шудры.
12.Для религии индуизма характерно:
а) метемпсихоз; б) представление о единственности земной жизни человека;
в) утверждается вечность души; г) утверждается ее смертность.
13. Определите неверный ответ. Этико-социальная доктрина конфуцианства сводится:
а) к следованию пути предков; б) справедливости вне зависимости от социального положения и старшинства;
в) послушанию старшим; г) подчинению социальной иерархии.
14. В чем секрет феноменального развития античных государства, искусства, науки? Почему «античность, несмотря на свою рабовладельческую природу, впервые засветила факел свободной личности» (А. Лосев)!
а) благодаря особым природно-климатическим условиям;
б) благодаря системе рабства, которое предоставило человеку досуг для свободных занятий;
в) благодаря длительному отсутствию войн и иноземных нашествий, тесным культурным связям с Египтом и Азией.
15. Какой голландский ученый первой половины XVII в., заложивший основы науки о государстве и праве, первым выдвинул идею общественного договора?
а) Б. Спиноза; б) Г. Гроций; в) Т. Гоббс.
16. Какие отношения К. Маркс и Ф. Энгельс выделяли как основные в производственных отношениях?
а) отношения собственности; б) отношения распределения; в) отношения обмена.
17.Что означает понятие «социология»?
а) учение об обществе как целостной системе; б) науку, изучающую человека;
в) науку, изучающую отдельные социальные группы общества.
18. Что такое «стоимость»?
а) индивидуальные затраты конкретного товаропроизводителя; б) цена товара, возникающая на рынке;
в) общественно необходимый труд, затраченный на производство товара.
19. Кто первым в истории европейской мысли выдвинул идею идеального утопического государства?
а) Аристотель; б) Т. Мор; в) Платон.
20. Кто автор теории прибавочной стоимости?
а) К. Маркс и Ф. Энгельс; б) А. Смит и Д. Рикардо; в) Т. Мор и Ф. Бэкон.
21. Назовите одну из основных идей, положенных в основу утопического социализма.
а) идея установления диктатуры пролетариата; б) идея социалистической революции; в) идея равенства.
22.Назовите наиболее известное произведение Н. Макиавелли, в котором он описывает способы создания сильного государства.
а) «Государь»; б) «История Флоренции»; в) «О гражданине».
23.В чем сущность теории прибавочной стоимости?
а) в получении предпринимателем прибыли;
б) прибавочная стоимость возникает лишь в условиях капиталистической эксплуатации наемного труда;
в) прибавочная стоимость является результатом неоплаченного наемного труда.
24.В Средние века получила развитие:
а) философия; б) античная культура; в) схоластика; г) расцвет искусства; д) литература.
25.Определите неверный ответ. Идеология славянофилов заключала в себе следующие принципы.
а) соборность б) индивидуализм в) идеализацию прошлого г) монархизм д) православность е) отмену крепостного права.
Итоговая работа по теме: «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность».
1.Что означает понятие «социология»?
а) учение об обществе как целостной системе; б) наука, изучающая человека;
в) наука, изучающая отдельные социальные группы общества.
2. Какую философскую категорию применяют для обозначения внутреннего содержания предмета, выражающегося в единстве всех его многообразных свойств и отношений?
а) явление; б) сущность; в) критерий.
3.Что в переводе на русский язык означает латинское слово, от которого получило свое название философское течение XX в. экзистенционализм?
а) сущность; б) существование; в) бытие человека.
4. Когда впервые появился термин «социология»?
5. Кто сказал, что «человек есть мера всех вещей, существующих в том, что они существуют, и не существующих в том, что они не существуют»?
а) Солон; б) Клеобул; в) Протагор.
6. Кто сформулировал следующую сентенцию: «Я знаю только то, что я ничего не знаю»?
а) Сенека; б) Сократ; в) Периандр.
7. Кто из французских философов, выражая свое отношение к церкви, призывал: «Раздавите гадину!»?
а) Ж.Ж. Руссо; б) Ф.М. Вольтер; в) Ж.О. Ламетри.
8.Назовите самых первых древнегреческих мыслителей, давших начало древнегреческой философии.
а) Демокрит, Сократ; б) Фалес, Солон; в) Гераклит, Пифагор.
9. Какой класс общества Аристотель считал наиболее полезным?
а) аристократию; б) ремесленников; в) земледельцев.
10. Определите три правильных ответа. К памятникам древнеиндийской культуры относятся:
а) Махабхарата; б) Книга песен; в) Веды; г) Книга перемен; д) Упанишады; е) Эпос о Гильгамеше.
11. Определите два неверных ответа. К философским школам Древней Индии относятся:
а) веданта; б) йога; в) буддизм; г) джайнизм; д) даосизм; е) легизм.
а) свод боевых искусств; б) этические нормы; в) юридические нормы; г) сборник мифов.
13. Какая из мировых религий является наиболее ранней по своему происхождению?
а) христианство; б) ислам; в) буддизм.
14. Что означало слово «демократия» у древних греков?
а) власть народа; б) равные права; в) равные возможности.
15. Назовите одну из «неправильных» форм государства с точки зрения Аристотеля?
а) монархия; б) тирания; в) полития.
16. Назовите одного из представителей французского утопического социализма XVIII в.
а) Вольтер; б) Р. Оуэн; в) Ш. Фурье.
17. Что в марксизме определяется как «исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства»?
а) цивилизация; б) политическая надстройка; в) общественно-экономическая формация.
18. Что такое «общественный договор»?
а) юридическое понятие заключения международных соглашений;
б) философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми;
в) понятие, означающее соглашение между двумя национальными государствами.
19. Что марксизм понимает под социализмом?
а) первую (низшую) фазу коммунистической формации; б) разновидность империализма
в) общественно-экономическую формацию, следующую за капитализмом;
20. Назовите сторонников теории «общественного договора»:
а) Л. Руге, Б. Бауэр, Л. Фейербах; б) Д. Дидро, Г. Гоббс, Ж.Ж. Руссо; в) Ж.Л. Гей-Люссак, К. Рупрехт, В. Гейзенберг.
21. Что является источником прибавочной стоимости?
а) неоплаченный труд наемных рабочих; б) неэквивалентный обмен на рынке
в) избыток стоимости над первоначальной авансированной стоимостью;
22.Как монах Т. Кампанелла назвал книгу, в которой он изложил свой проект идеального общественного устройства?
а) «Утопия»; б) «Кодекс природы»; в) «Город солнца».
23.К. Маркс считал, что история человечества развивается по универсальной схеме, состоящей из пяти общественно-экономических формаций. По какому принципу он осуществлял это деление?
а) по уровню развития культуры; б) по отношениям собственности; в) по технологическим уровням.
24.Основы средневекового мировоззрения заложил:
а) Платон; б) Аристотель; в) Фома Аквинский; г) Аврелий Августин; д) Данте Алигьери; е) Франциск Ассизский.
а) к восприятию православного мира; б) укреплению монархии; в) изучению исторического прошлого;
г) познанию народного мировоззрения; д) изменению общественно-политического строя.
1.Как вы думаете, философские знания объективны или субъективны? Ответ обоснуйте.
2.Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой. Помните: определение науки отвечает на вопрос о том, что она изучает.
А. Народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграцию, продолжительность жизни.
Б. Бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и взаимоотношений.
В. Происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас, нормальные вариации физического строения человека.
Г. Прошлое человечества в многообразии конкретных событии и фактов, закономерности развития общества.
Д. Поведение животных и человека, процессы восприятия, мышления, осознания, запоминания и т. д.
Е. Отношения господства и подчинения, государственное устройство и институты власти, режимы правления.
Ж. Взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институтов, социальную структуру общества.
3. Производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг, систему рыночных отношений.
3. Рефлексы делятся на врожденные и приобретенные
4. Кадровым рабочим человек становится к 30 годам
5. В экстремальной ситуации ускоряются процессы принятия решений
6. Чем выше уровень образования, тем больше шансов на социальное продвижение
4. Кому принадлежат высказывания?
А. Объем прав, отошедших к государству после заключения «общественного договора», очень велик. Государь в общественных интересах может даже приносить в жертву жизнь своих подданных.
Б. Власть не должна концентрироваться в одних руках либо в одном органе. Необходимо разделение законодательной и исполнительной власти.
5. Установите соответствие между науками, в том или ином аспекте изучающими человека, и их кратким описанием.
А. Наука о строении организмов
Б. Наука, о наиболее общих законах развития природы, общества и сознания
В. Наука о функциях, отправлениях организма
Г. Наука о биологической природе человека
Д. Наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности
Е. Наука, изучающая входящие а состав организмов химические вещества
Ж. Наука об обществе, отношениях людей и групп в нем