Что означает понятие теневая экономика каковы объемы экономики в современной россии
Теневая экономика в России
По сообщению Федеральной службы по финансовому мониторингу в 2018 году теневая доля в общем объеме ВВП РФ составила более 20 триллионов рублей, что в процентном отношении к общему внутреннему валовому продукту составляет примерно 20%. Сумма была рассчитана с учётом нелегальных или неправильно задекларированных импортных товаров, криминальной составляющей, скрытого дохода юридических лиц и неофициальной зарплаты рабочих, которая выплачивается в обход налогового законодательства. Четвёртую часть от общей суммы составляют «чёрные» зарплаты и прибыль от криминального бизнеса. Возникает вопрос: «Как можно посчитать долю теневого дохода в экономике, если данные о неформальном доходе нигде не учитываются?» Это сделать можно только на основе единственного показателя – информации о расходах граждан нашей страны.
Год | Размер теневой экономики, в трлн. рублей | Доля от ВВП, в процентах | Размер ВВП, трлн. рублей |
---|---|---|---|
2018 | 20,7 | 20 | 103,6 |
2017 | 18,9 | 20,5 | 92 |
2016 | 24,3 | 28,3 | 86 |
2015 | 23,4 | 28,1 | 83,1 |
2014 | 12,35 (только Росстат) | 17,3 | 71,4 |
2013 | 11,01 (только Росстат) | 16,5 | 66,7 |
2012 | 9,36 (только Росстат) | 15 | 62,4 |
2011 | 8,2 (только Росстат) | 15,1 | 54,4 |
2010 | 7,12 (только Росстат) | 16 | 44,5 |
2009 | 7,8 (только Росстат) | 19,9 | 39,2 |
Из таблицы видно, что в 2017 году произошло значительное уменьшение доли неучтенного дохода в общей экономике страны. Эксперты считают, что это может быть связано не только с действительным сокращением теневого бизнеса (на показатель могли повлиять изменения в законодательстве, поэтому часть теневого сектора перестала быть таковой, что и отразилось на мониторинге), но изменение методики оценки самого Росфинмониторинга. Помимо этого по словам экспертов этой службы в России снизился объём нелегально поступающих в страну денежных средств из зарубежа, а также сократилась доля «теневых» финансовых потоков из России в банки других стран.
При проведении мониторинга в оценку были включены следующие данные:
График:
Росстат в своих расчетах обычно не учитывает криминальную составляющую, поэтому данные с 2009 по 2014 году являются не совсем точными, а лишь частично отображают картину происходящего в стране. При этом по данным Всемирного банка размер этой части экономики в 3,5 раза больше, чем в странах, относящихся к «Большой семёрке».
Если сопоставить объем скрытой экономической деятельности в сравнении с другими наиболее заметными показателями в экономике Российской Федерации, то можно заменить следующее:
Параметр | Значение, в трлн. рублей |
---|---|
Объем теневой экономики (2019 г.) | 20,5 |
Расходы федбюджета (2019 г.) | 18 |
Годовая выручка «Газпрома» (2017 г.) | 6,5 |
Денежные доходы граждан России (2018 г.) | 57,5 |
График:
По оценкам МВФ
24 января 2018 года Международный валютный фонд опубликовал данные по «скрытому» сектору экономической деятельности в 159 странах мира. Согласно опубликованным данным ее уровень в России на протяжении долго времени держится в диапазоне от 30-40%. В докладе отмечалось, что при составлении отчета были взяты в расчет все составляющие теневого сектора, включая криминальную.
Таблица. Размер теневой экономики в РФ по данным МВФ (2005-2015)
Год | Доля теневой экономики от ВВП, в процентах |
---|---|
2005 | 36,41 |
2006 | 35,47 |
2007 | 34,59 |
2008 | 32,6 |
2009 | 36,79 |
2010 | 33,7 |
2011 | 32,03 |
2012 | 31,88 |
2013 | 32,21 |
2014 | 31,04 |
2015 | 33,72 |
График:
При этом в общем рейтинге среди других стран Россия занимает 49-ое место:
Позиция | Название государства | Доля теневой экономики от ВВП. в процентах |
---|---|---|
1 | Грузия | 64.87 |
2 | Боливия | 62.28 |
3 | Зимбабве | 60.64 |
4 | Нигерия | 56.67 |
5 | Гватемала | 54.74 |
6 | Бенин | 53.66 |
7 | Гаити | 53.28 |
8 | Габон | 52.43 |
9 | Перу | 52.4 |
10 | Танзания | 52.22 |
11 | Азербайджан | 52.19 |
12 | Мьянма | 51.39 |
13 | Таиланд | 50.63 |
14 | Гамбия | 46.88 |
15 | Белиз | 46.83 |
16 | Конго Демократическая Республика | 46.42 |
17 | Гондурас | 46.31 |
18 | Камбоджа | 46.04 |
19 | Сальвадор | 45.59 |
20 | Шри-Ланка | 45.58 |
21 | Замбия | 45.32 |
22 | Республика Конго | 45.1 |
23 | Украина | 44.8 |
24 | Беларусь | 44.52 |
25 | Ангола | 43.96 |
26 | Кот-д’Ивуар | 43.43 |
27 | Молдавия | 43.43 |
28 | Сенегал | 43.35 |
29 | Либерия | 43.24 |
31 | Таджикистан | 42.99 |
32 | Гана | 42.91 |
33 | Никарагуа | 42.63 |
34 | Армения | 42.59 |
35 | Мадагаскар | 42.56 |
36 | ЦАР | 41.9 |
37 | Сьерра-Леоне | 41.5 |
38 | Чад | 40.09 |
39 | Свазиленд | 40.04 |
40 | Гвинея | 39.95 |
41 | Нигер | 39.7 |
42 | Филиппины | 39.31 |
43 | Эритрея | 39.29 |
44 | Коморы | 39.11 |
45 | Казахстан | 38.88 |
46 | Уганда | 38.74 |
47 | Мали | 38.7 |
48 | Малави | 38.51 |
49 | Россия | 38.42 |
50 | Буркина-Фасо | 38.39 |
51 | Киргизия | 37.92 |
Виды теневой экономики
Теневая экономика включает в себя следующие виды деятельности:
Существует три подвида развития неформальной экономики. Каждый из них представляет собой определённую структуру:
Методы борьбы с теневой экономикой
Контролировать, регулировать и облагать налогами организации, находящиеся в теневом секторе экономики очень сложно, так как масштабы «скрытой» деятельности очень велики. Бороться с ней нужно комплексно, воздействуя на различные сферы:
Негативные последствия теневой экономики
Теневой сектор оказывает негативное воздействие на всю экономику страны. В этом можно убедиться, если подробно рассмотреть все разрушающие последствия «скрытой» экономической деятельности:
Финансовая разведка оценила в ₽20 трлн объем теневой экономики в России
Объем теневой экономики в России снижается: в 2018 году он равняется около 20% ВВП страны по сравнению с 28% в 2015–2016 годах, следует из ежегодной оценки Росфинмониторинга (финансовая разведка), которую ведомство направляет в МВД.
Оценка приводится в проекте документа Росфинмониторинга с анализом уровня соответствия России рекомендациям ФАТФ (международной Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег), проект есть у РБК. Его подлинность подтвердил источник в Росфинмониторинге.
20 трлн — много или мало
Теневая экономика в России, по данным Росфинмониторинга, — это более 20 трлн руб. Это больше, чем расходы всего федерального бюджета на 2019 год (18 трлн руб.), в три раза больше годовой выручки «Газпрома» (6,5 трлн руб. за 2017 год), более трети всех денежных доходов россиян за 2018 год (57,5 трлн руб.).
Возможно, резкое сокращение теневой экономики в 2017 году связано не только с реальным сокращением скрытой и нелегальной активности, но и с изменением методики Росфинмониторинга (какая-то часть теневой экономики перестала таковой считаться). В то же время сам Росфинмониторинг отмечает, что в последние годы объемы выводимых за рубеж подозрительных денежных средств «существенно снизились», «значительно сократилось» и поступление теневых финансовых потоков из-за рубежа.
Что учитывает Росфинмониторинг
В документе не приводится методология оценки. Но Росфинмониторинг, помимо прочего, включает в теневую экономику:
Кроме того, Росфинмониторинг отмечает, что нелегальные экономические агенты активно используют фиктивную внешнеэкономическую деятельность для вывода преступных доходов за рубеж. «Денежные средства выводятся за рубеж по организованным сложным схемам, с использованием для расслоения и транзита финансовых потоков множества счетов фирм-«однодневок», открытых в различных банках. Перечисления за рубеж преимущественно осуществляются под видом внешнеторговых сделок по поставке товаров или купли-продажи ценных бумаг», — пишет спецслужба. РБК направил официальный запрос в Росфинмониторинг.
Что такое теневая экономика (а также ненаблюдаемая/скрытая/неформальная экономика)
Понятие теневой экономики иногда смешивается с понятием ненаблюдаемой экономики. Последняя — шире; по словам директора Международного института профессионального статистического образования НИУ ВШЭ Алексея Пономаренко, она включает в себя:
Росфинмониторинг, скорее всего, считает первый и второй компоненты, а неформальное производство не считает — это, например, «гаражные» производства, кешевые расчеты между продавцами и покупателями, указал профессор НИУ ВШЭ Симон Кордонский. Если добавить неформальную экономику, это прибавит не менее 10% ВВП к теневой экономике по Росфинмониторингу, оценивает Кордонский.
«Мы можем оценивать, сколько людей уходит в той или иной степени от государства в сферы, которые государство считает теневой экономикой. По полной занятости это около 20 млн граждан в трудоспособном возрасте, а по частичной занятости — невозможно посчитать. С нашей точки зрения, еще около 10 млн трудоспособных граждан могут находиться в таких факультативных теневых отношениях», — сказал РБК Кордонский.
Основным фактором, определяющим масштаб теневой экономики в России, является коррупция, а также избыточное государственное регулирование и высокие налоги, от которых бизнес стремится «уйти в тень» и выплачивать зарплаты в конвертах, полагает научный руководитель лаборатории антикоррупционной политики ВШЭ Юлий Нисневич.
Как оценивают Росстат и МВФ
Росфинмониторинг также ссылается на данные Росстата по теневой экономике: по оценке Росстата, в 2017 году размер теневой экономики составлял порядка 16%. Росфинмониторинг указывает, что Росстат для расчета доли теневой экономики обычно использует оценку доходов от скрытых и неофициальных видов экономической деятельности, разрешенных законом. То есть Росстат считает все (скрытую экономику, неформальную экономику), кроме нелегального бизнеса.
МВФ в январе 2018 года опубликовал межстрановое исследование, в котором оценил объемы теневой экономики в разных странах с 1991 по 2015 год. При этом МВФ тоже не включал в свою оценку нелегальную или криминальную деятельность. Уровень теневой экономики в России оказался намного выше официальных оценок — 33,7% ВВП за 2015 год — и выше среднего по 158 странам (27,8%). В развитых странах показатель оказался в пределах 10% ВВП (в Канаде — 9,4%, в Германии — 7,8%, в Японии — 8,2%, в США — 7%). При этом российский показатель оказался сопоставим с Венесуэлой (33,6%), Пакистаном (31,6%), Египтом (33,3%).
По оценке Росстата на конец сентября 2018 года, в российской экономике неформально заняты 14,9 млн человек (20,4% в общей численности занятых). А так называемый скрытый фонд оплаты труда (зарплаты в конвертах и в неофициальном секторе) составил в 2017 году 11,8% ВВП (около 10,9 трлн руб.).
Проверка раз в десять лет
В настоящее время Росфинмониторинг завершает подготовку к четвертому раунду оценки со стороны ФАТФ. Эксперты организации оценивают техническое соответствие страны рекомендациям ФАТФ и эффективность работы государства по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и противодействию финансированию терроризма. По результатам оценки международные эксперты определят степень достижения Россией целей ФАТФ. По результатам предыдущей оценки 2008 года эксперты ФАТФ выявили ряд недостатков (в том числе ненадлежащая прозрачность информации о бенефициарных собственниках), что повлекло постановку России на регулярный мониторинг.
Партнер Paragon Advice Group Александр Захаров считает, что с точки зрения формальных оценок Россия получит оценку, близкую к отличной. «Однако геополитическая ситуация, а также кейсы, в которых замешана Россия, могут отразиться на общей оценке», — говорит он, приводя в пример «Российский ландромат» (отмывочная теневая операция с участием Молдавии и Латвии), зеркальные сделки российского отделения Deutsche Bank, отмывание денег через датский Danske Bank.
Росстат измерил «невидимую» экономику России
Размер ненаблюдаемой экономики России (теневое и неформальное производство) в 2017 году составил 12,7% ВВП, следует из данных Росстата о национальных счетах в 2014–2018 годах, проанализированных РБК.
Доля ненаблюдаемой экономики в ВВП снижается, но практически не уменьшаются ее абсолютные объемы в рыночных ценах, отметил директор Международного института профессионального статистического образования НИУ ВШЭ Алексей Пономаренко. Россияне остаются в неформальной экономике, потому что стремятся избежать избыточного государственного регулирования, высоких налогов. Но, главное, в официальном секторе нет предложений работы с высокой оплатой труда, поэтому люди ищут возможность заработка в неформальной деятельности, считает он.
Большой теневой сектор в России — это следствие отсутствия стабильного законодательства в сфере экономики, в частности налогов и обязательных платежей, считает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. «Подорванное доверие со стороны бизнеса приводит к стремлению уйти в тень», — сказал РБК Жарский.
Какие сектора глубже всего ушли в те нь
Неформальный съем жилья, мигранты
Теневая экономика проникает в те сферы деятельности, в которых в силу естественных причин затруднен контроль за операционной либо финансовой деятельностью, утверждает Илья Жарский. В сфере недвижимости очень распространены неформальные арендные отношения, когда арендодателем не платится подоходный налог, и это порождает огромный теневой рынок, отметил эксперт.
Значительная доля россиян продолжает заниматься неформальным производством в сельском хозяйстве и рыболовстве, говорит Алексей Пономаренко. «В Западной Европе, Соединенных Штатах никому не придет в голову выращивать картошку для себя, поскольку это экономически необоснованно: ее можно купить в магазине, а деньги надо зарабатывать в другом месте. А в России все сельское население, половина городских жителей выращивают для себя продукты питания», — отметил он.
В строительстве неофициально используется труд мигрантов, что объясняет высокую долю теневых операций в этом секторе, а в сфере торговли и ремонта распространены незарегистрированные производства, например автомастерские и шиномонтаж, добавил Пономаренко.
В российской экономике по состоянию на конец 2018 года неформально заняты 14 млн человек (19,3% в общей численности занятых), следует из данных Росстата. А так называемый скрытый фонд оплаты труда (зарплаты в конвертах в официальном секторе и зарплаты в неофициальном секторе) составил в 2018 году 12,6% ВВП (свыше 13 трлн руб.).
Как Росстат вычисляет долю ненаблюдаемой экономики
Росстат для определения доли неучтенной экономики в ВВП использует оценку результатов трех видов экономических операций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами:
Расчеты показателей скрытой и неформальной экономики ведутся на основании косвенной информации, применения балансовых методов (когда из общего показателя вычитается объем наблюдаемого производства) и экспертных оценок, отмечается в документах Росстата.
Оценка финансовой разведки
Объем теневой экономики России в 2018 году превысил 20 трлн руб. и составил порядка 20% ВВП страны, согласно предварительной оценке Росфинмониторинга. В 2017 году, по его данным, доля неформального сектора составляла еще больше — 20,5% ВВП (18,9 трлн руб.). Оценки Росфинмониторинга значительно превышают данные Росстата. Ведомство в расчет теневой экономики включает серый импорт (ввоз товаров с занижением импортных пошлин за счет недостоверного декларирования), сокрытие доходов от уплаты налоговых и таможенных платежей и выплату серых зарплат.
Теневая экономика: понятие, виды, признаки. Теневая экономика в России и других странах
Недостаточный уровень развития экономических отношений в обществе, механизмов государственного управления приводит к негативному явлению — теневой экономике.
Сущность, виды, формы теневой экономики
Желание скрыть доходы (или их часть) от контролирующих органов присутствует у множества субъектов предпринимательства и граждан по всему миру. Но в одних странах существуют благоприятные условия для процветания теневого бизнеса (массовая коррупция, слабая система управления и контроля, завышенные ставки налогов и сборов), в других такие условия пресекаются жёсткой системой наказаний, отсутствием системного взяточничества, гибкой, разумной системой налогообложения.
Ещё одним важным фактором развития теневой экономики является тяжёлая социальная обстановка. Человек, у которого не хватает элементарных средств для существования, вынужден соглашаться работать неофициально на нечестного работодателя.
Основные виды и составляющие теневой деятельности от статистических, контролирующих органов:
Основными сферами теневой экономики являются подпольное производство, оказание услуг, розничная торговля. Как правило, «чёрной» экономикой занимаются субъекты организованной преступности. Этот теневой сегмент представляет наибольшую опасность для дальнейшего развития государства. Благодатная почва для «чёрного» бизнеса подпитывается коррупцией в правоохранительных органах, взаимосвязью теневой экономики и организованной преступности. Эти два негативных фактора требует от представителей государственного управления принципиальной и нещадной борьбы, применения суровых наказаний для защиты экономики страны от разрушения.
На «серую» и «вторую» (или «беловоротничковую») экономику возможно осуществление косвенного влияния с помощью финансовых рычагов. Субъектам предпринимательства должно стать невыгодно рисковать бизнесом ради сокрытия налогов при соответствующем снижении налогового бремени, улучшении экономических показателей, деловой атмосферы на территории страны.
Признаки теневой экономики
Основными индикаторами, высвечивающими масштабы теневой экономики на территории государства являются:
Значительные отклонения показателей свидетельствуют о большой доле укрывательства от государства совершаемых сделок между предпринимателями, занижении реального уровня доходов.
Причины теневой экономики
Любой здравомыслящий бизнесмен ведя дело, просчитывает размер своих вложений, расходов, доходов и ожидаемую прибыль. Если он при нормальных условиях финансово-хозяйственной деятельности не получает прибыль, начинается поиск законных или незаконных путей достижения положительного финансового результата. Нерациональная система налогов, сборов, тотальный надзор и контроль, системная коррупция не дают возможности честным предпринимателям успешно конкурировать с «нечистыми на руку», приводят к значительному росту доли теневой экономики в создании общего валового продукта на территории страны.
Ещё одной причиной ухода части экономики в тень являются финансовые кризисы, рост безработицы, инфляция.
Серьёзным социальным фактором, опасным для сохранения целостности государства, является потеря доверия его граждан к органам управления. Если люди чувствуют, что представители органов власти, собирая налоги не занимаются надлежащим образом обеспечением достойных социальных услуг в сфере медицины, образования, коммунальных услуг, не развивают экономическую сферу, у них пропадает желание платить отчисления в государственный бюджет.
Несоответствие экономических, юридических нормативных правовых актов реальной ситуации в стране также значительно влияет на уровень развития теневой экономики.
Рост теневой экономики, ее негативное или положительное влияние
Возрастание доли сокрытия доходов и ресурсов неразрывно связано с ослаблением государственной системы. При снижении уровня социальной защищенности населения к постоянной группе представителей организованной преступности, присоединяются ранее законопослушные граждане, предприниматели, вынужденные любыми средствами бороться за свое выживание и сохранение собственного бизнеса. Ярким примером роста «тени» являются девяностые годы прошлого века на постсоветском пространстве. Новая законодательная база, чёткая структура правоохранительных органов отсутствовала, и реальная власть во многих местах переходила к субъектам организованной преступности.
Негативные последствия теневой экономики выражаются в не получении государством необходимых средств для наполнения бюджетов всех уровней, потере способности своевременно выполнять свои обязательства перед жителями в социальной сфере (выплаты пенсий, пособий, обеспечение надлежащего уровня здравоохранения, образования).
В конечном итоге, когда в стране на базе накопления огромных теневых капиталов реально управляют бандитские группировки, официальные властные структуры полностью теряют своё назначение во внешней и внутренней политике, что приводит к разрушению государственного управления.
Вместе с тем, в периоды финансовых кризисов, «беловоротничковая» и «серая» виды теневого сектора экономики частично способствует сохранению субъектов предпринимательства. Сохранение скрытых рабочих мест, неучтённых доходов, позволяет им выжить в тяжелейших финансовых условиях, что стало бы невозможно при полном объеме выполнения обязательств перед государственным бюджетом.
Методы оценки теневой экономики
Ученые экономисты многих стран изучили основные факторы влияния и разработали методики определения размеров экономической «тени».
Прямые методы основаны на анализе информации, полученной путем специальных опросов, наблюдений, проверок в сфере доходов и расходов субъектов предпринимательства, трудоспособных граждан и их реальной занятости.
Косвенные методы включают в себя тщательный анализ расхождений в расчётных и фактических данных товарных потоков, расходовании основных видов производственных ресурсов.
Монетарные методы основаны на сопоставлении и анализе использования наличных денежных средств в обороте.
Структурные методы направлены на изучение доли скрытых оборотов в основных сферах теневой экономики.
Теневая экономика в России и других странах
Авторитетные австрийские эксперты Ф.Шнайдер и Д.Энсте провели подробные расчёты, анализы уровня теневой экономики в различных странах по состоянию на конец 20 столетия. Оказалось, что наиболее высокая доля сокрытия доходов и занятости существует в бывших странах Советского Союза. Главная причина этого негативного факта – слабость, недостаточное развитие государственного управления, массовое нежелание соблюдать правовые нормы и реально побороть коррупцию:
В странах Центральной и Восточной Европы со стабильной устойчивой государственной и экономической системой уровень теневого ВВП в среднем составил 29%, трудовой занятости «в тени» — 23%. В США « тень» составляет по разным оценкам до 10%, в Германии, Великобритании – 12%.
При определении размеров теневых хозяйственных операций в России в 90-е годы прошлого года использовалась «итальянская система» расчётов, основанная на определении теневой занятости трудоспособных граждан.
Примеры теневой экономики
Показательны некоторые результаты исследований российской экономики за последние годы:
Для сокращения объемов сомнительных операций регулирующие надзорные банковские органы вводят ограничительные меры наличного обращения для субъектов предпринимательства.
Интересные факты о теневой экономике
Вероятно, полностью изжить сокрытие доходов даже в развитых странах не представляется возможным. Задача государства — сделать ее влияние минимальным, не допустить ослабления системы управления, снижения уровня бюджетного финансирования.