Что означает понятие тип государства

Типы государства

Типология государств — это научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данному государству их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.

Содержание

Формационный подход

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации, основой которых является базис (экономические отношения), а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.

Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы государств:

Достоинства формационной типологии: – продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; – она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства. Слабые стороны: – формационная типология во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда «вписывается» в начерченные для нее схемы; – недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.).

Цивилизационный подход

При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:

Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков. Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др. Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций выделяют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.

У. Ростоу классифицировал государства по стадиям экономического развития, зависимым, в свою очередь, от научно-технических достижений:

Г. Еллинек разделял:

Трехстадийная схема эволюции государства

Данная концепция эволюции государственности разделяет развитие государственности на три главные стадии: раннее государство — развитое государство — зрелое государство.

Классификация

По отношению к религиозным организациям

В светском государстве религиозные организации не входят в систему государственной власти. Для правового режима религиозных организаций в светском государстве характерны следующие особенности:

1) государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; 2) государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если не нарушается действующее законодательство; 3) государство оказывает содействие и поддержку(материальную, финансовую, какую-либо иную помощь) благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий; 4) государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями; 5) не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; 6) светскость государства не влечет за собой ограничений прав членов религиозных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

Статус светского государства конституционно закрепили Российская Федерация, Германия, Франция.

Не светским считается государство, где та или иная религия имеет статус государственной. Статус государственной религии предполагает делегирование некоторых функций государства религиозным организациям, которые охватывают различные сферы общественных отношений. Для статуса государственной религии характерны следующие особенности:

Для теократических государств характерны следующие признаки:

1) государственная власть принадлежит религиозной организации, которая имеет статус государственной религии; 2) религиозные правовые нормы составляют основной источник государственного публичного законодательства; 3) глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем, например в городе-государстве Ватикане. Согласно Конституции Ирана, государственное управление страной находится под контролем Факиха, стоящего выше Президента Исламской Республики Иран. Он же назначает по представлению государственных органов Генерального прокурора, председателя Верховного суда, утверждает в должности президента, объявляет амнистию и т. д. Послания Факиха имеет верховенство среди законов, и ими должны руководствоваться судебные органы.

В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Это выражается, в частности, в том, что:

1) атеизм становится официальной государственной идеологией; 2) религиозные организации лишают необходимой социально-экономической основы — имущества, собственности; 3) религиозные организации либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства; 4) религиозные объединения не обладают правами юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий; 5) священнослужители и верующие дискриминируются и репрессируются; 6) запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание и распространение религиозной литературы; 7) запрещается распространение веры, свобода совести по существу сводится к свободе пропаганды атеизма.

Государствами воинствующего атеизма были Французская республика,СССР, а также некоторые бывшие социалистические государства, например,Албания.

В зависимости от уровня экономического развития

В зависимости от политического режима

Следует добавить, что это не единственная общепризнанная классификация, некоторые авторы «Авторитаризм» выделяют как один из видов «Тоталитаризма» чаще именуемый «Автократия». Поэтому выделяется только 2 типа государств: демократические и антидемократические.

В зависимости от формы правления государства

В зависимости от господствующей идеологии государства

Деидеологизированные (светские) государства — здесь официальная идеология отсутствует. В идеологизированных государствах все функционирование государства определяется господствующей идеологией. В частности, возможность лица участвовать в деятельности государства и т. п. зависит от его взглядов на государственную идеологию.
В деидеологизированных государствах провозглашается идеологический плюрализм, то есть возможность проповедовать, развивать любую идеологию. Государство может запрещать крайние формы идеологии, например, расистские.

Примечания

Ссылки

Литература

Полезное

Смотреть что такое «Типы государства» в других словарях:

ТИПЫ ГОСУДАРСТВА — – исторические разновидности государств (см.), отличающиеся друг от друга своей экономической основой и, как следствие этого, своей классовой сущностью. Понятие Т. г. отвечает на вопрос, какой класс осуществляет государственное руководство… … Советский юридический словарь

Государства с федеративным устройством — Федерация (лат. foederatio объединение, союз) форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью. Содержание… … Википедия

Государства федеративного устройства — Федерация (лат. foederatio объединение, союз) форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью. Содержание… … Википедия

Типы личности (personality types) — Типологическая классиф. один из старейших способов характеристики людей по их личностным различиям. Многочисленные типологии предлагали писатели, психиатры и психологи. В этих классиф. людей объединяли в группы на основе их соц. поведения,… … Психологическая энциклопедия

Теория государства и права — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Теории происхождения государства — Теории происхождения государства теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет исследования науки [[теория государства и права Содержание 1 Общая характеристика … Википедия

Глава государства — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Федеративные государства — Федерация (лат. foederatio объединение, союз) форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью. Содержание… … Википедия

Либертарно-юридическая теория права и государства — (равнозначно: либертарная теория права и государства; либертарная теория права) концепция понимания права и государства, разработанная академиком РАН Владиком Сумбатовичем Нерсесянцем в 70 90 х гг. ХХ века, представляющая собой… … Википедия

Древо Государства Российского — Владимирская икона Божией Матери Иконографический тип: Елеуса Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея Дата празднования 21 мая (3 июня) 23 июня (6 июля) 26 августа (8 сентября) … Википедия

Источник

Типы государств

Критерии типологии государств

Понятие «тип государства»

Государство представляет собой явление конкретно-историческое, оно не может существовать вне времени и пространства. Так, современное французское государство вряд ли можно спутать с японским. На протяжении многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, множество различных государств. На каждом историческом этапе государство приобретало те черты, которые были обусловлены культурой, уровнем экономического развития, традициями, психологией конкретного общества, его географическим расположением, и отражало потребности существовавших в обществе групп, отдельных личностей.

Возникая, одни государства достигали расцвета, а затем приходили в упадок, уступая место другим государствам. Все они — малые, большие, средние — были не похожи друг на друга. В этом случае уместны вопросы: существует ли какая-то логика в развитии государства и в чем это развитие обнаруживается?

Для ответа на этот вопрос необходимо все многообразие государств, существовавших в истории человечества, сгруппировать на основе устойчивых (типичных) признаков. Это позволит выявить исторически изменяющиеся роль и место государства в жизни общества на каждом этапе его развития и лучше понять задачи современного государства. Для этого в юридическую науку вводится понятие «тип государства».

Начиная с первых государств Древнего Востока и вплоть до самых современных государство развивалось вместе с обществом. Каждой исторической эпохе был присущ свой тип государства.

Понятие «тип государства» включает совокупность устойчивых черт и свойств государства, присущих определенному этапу исторического развития. Они показывают, чьи интересы выражает государство — общества, класса собственников или отдельной личности, каковы принципы организации и функционирования государственной власти.

Критерии типологии государств

Качественные изменения в историческом развитии государства могут быть выявлены с помощью различных критериев. В науке существует несколько типологий государства, т.е. объединение различающихся государств в группы на основе устойчивых признаков.

Одна из наиболее распространенных прежде типологий — формационная1. Она исходит из принадлежности государственной власти определенному классу. Таким классом, по мнению авторов теории, является класс собственников, в руках которого находятся средства производства. На основе данного признака каждой формации соответствует свой тип государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое. В этих государствах власть принадлежала экономически господствующему классу — соответственно рабовладельцам, феодалам, буржуазии и, наконец, трудящимся во главе с рабочим классом.

Формация (от лат. formatio — образование) — ступень в историческом развитии общества, которая определяется зрелостью материального производства, в частности уровнем производительных сил и производственных отношений.

В основе рабовладельческого государства лежал принцип частной собственности рабовладельца на средства производства, включая и рабов, которых считали «говорящим орудием труда».

Например, все население в афинском государстве в период правления Солона (VI в. до н.э.) было разделено на четыре разряда по имущественному цензу. Самые богатые с доходом в 500 медимнов зерна (медимн — мера сыпучих тел, равная приблизительно 50—60 литрам) были отнесены к первому разряду; просто богатые с доходом в 300 медимнов включены во второй; в третий разряд вошли граждане среднего достатка с доходом 200 медимнов, а остальные вошли в четвертый разряд. Однако только граждане первых двух разрядов получали право замещать все важнейшие должности в государстве. При этом архонтами — высшими должностными лицами (а их было девять в Афинах) — могли стать только представители первого разряда.

Феодальное государство функционировало на принципах сословной иерархии, т.е. отношений господства и подчинения (низших сословий высшим), а также зависимости властных полномочий сословий от размера феодальной собственности на землю.

Так, французское общество в IX в. состояло из феодалов и феодально-зависимого крестьянства (сервов и вилланов). Господствующий класс феодалов был неоднороден. Высший его слой составляли герцоги и графы. Они были вассалами (от лат. vassallus — слуга) первой ступени — французского короля. Герцоги и графы получали землю от сюзерена (от фр. suzerain — верховный сеньор территории), т.е. от короля, и несли определенные повинности: они были обязаны участвовать в военных походах короля в течение 40 дней, заседать в суде и совете сеньора, оказывать денежную поддержку сеньору, например выкупать его из плена, если тот был захвачен неприятелем. Вассалами второй ступени были бароны. Они получали землю от герцогов и графов. Далее следовали мелкие дворяне — рыцари, бывшие вассалами баронов. В основе вассалитета лежал принцип наделения землей.

Исходя из признака принадлежности государственной власти экономически господствующему классу логика развития государства представляет собой процесс последовательной смены одного типа государства другим: рабовладельческий → феодальный → буржуазный → социалистический.

Достоинством данной типологии является четкое выделение классового характера государства. Однако подобная классификация слабо учитывает значение общесоциальных функций государства как механизма выражения и согласований интересов всего общества.

Кроме того, не всякая государственная власть имеет четко выраженный классовый характер. Например, государственная власть во времена второй империи во Франции — это правление Луи Бонапарта (1852—1870) — вообще не опиралась на какой-то класс, а скорее, лавировала между классами и сословиями французского общества.

Еще сложнее выявить классовый характер государственной власти в обществах, где классов пока еще нет. Это характерно для развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки. Там часто правит какая-то узкая группа гражданских или военных лиц, опирающаяся на традиции, религию, армию.

И еще один недостаток рассматриваемой типологии: не во всех странах был рабовладельческий строй и соответственно рабовладельческое государство. Например, восточные славяне перешли от первобытно-общинного строя к феодализму сразу, минуя рабовладельческую стадию развития.

Другая типология государств — цивилизационная, она основана на учете в развитии государства не экономического фактора — формы собственности, а культуры: системы ценностей (коллективизм или индивидуализм, свобода или равенство), мировоззрения, моральных норм, стандартов поведения. Они могут поощрять или блокировать развитие государства.

Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) — ступень общественного развития, обусловленная зрелостью материальной и духовной культуры.

В этом случае выделяют восточный и западный типы государства, а также древние, средневековые и современные государства. Они различаются господствующими в них системами ценностей, представлениями о мире, идеалами, на которых основаны государства и их институты.

Однако поскольку критерии выделения самих цивилизаций в силу различия подходов к пониманию культуры слишком размыты, то непросто бывает определить конкретные типы государства. Авторы данной классификации чаще всего в описании процесса исторического развития государства возвращаются к его классовой характеристике.

Соотношение государства и общества как критерий типологии государств

Недостатки рассмотренных классификаций типов государства в основном обусловлены недооценкой его общесоциальной роли. Эта роль проявляется в том, в какой мере государство учитывает интересы всего общества, конкретной личности и способствует их реализации, т.е. выступает в качестве механизма реализации общезначимых интересов.

В зависимости от характера взаимоотношений государства и общества, т.е. от того, кто кому служит — государство обществу или наоборот, различают полицейское, правовое и социальное государства.

Общество представляет собой взаимодействие людей, преследующих свои частные интересы. Эти интересы различны, иногда противоположны, поэтому часто сталкиваются друг с другом. Потребность в согласовании частных и групповых интересов и на их основе выражение всеобщего интереса привели к созданию государства — политической организации общества, непосредственно не совпадающей с населением и состоящей из системы учреждений государственной власти, административного аппарата (чиновников) и принудительных учреждений (полиция, суд, карательные органы, вооруженные силы).

Следовательно, государство является политической формой существования общества, а содержание этой формы определяет само общество. Однако характер взаимодействия государства и общества на протяжении истории человечества не был простым.

В древности государство создавалось людьми для общего блага: обуздания собственного животного эгоизма и страха, защиты от внешних врагов, обеспечения правопорядка и личной безопасности, организации производственной деятельности человека. Но постепенно государственный аппарат — особый слой людей, занятых управлением (как это было в странах Востока), или класс богатых собственников (на Западе) — начинает использовать государственную власть для удовлетворения групповых интересов.

Традиционное общество (сословное или кастовое) могло быть организовано и упорядочено с помощью развитой системы государственного насилия. Государство отождествляется с организованным меньшинством собственников или управляющих, которое подавляет бесправное большинство. Их узкоклассовый интерес выдавался за всеобщий, а благо государства провозглашалось целью общественного развития. Наиболее устойчивым было государство исторически первого типа — полицейское. Оно существовало долгое время в странах Востока, государствах Западной Европы. Классическим образцом являются абсолютные монархии в Европе и восточные деспотии на Востоке.

Государство в лице монарха, императора в этом случае было господином, дарующим своим гражданам некоторые права и свободы. Всесилие государственной власти опиралось на ее божественное происхождение. Разветвленный бюрократический аппарат обеспечивал управление обществом и контроль над ним, а система карательных органов подавляла малейшее неповиновение власти.

Переход в XVII—XVIII вв. общественного сознания от религиозного к светскому позволил снять покрывало святости с власти монарха. Государство перестали рассматривать как результат божественного промысла, а стали понимать как договор свободных граждан, создающих его для удовлетворения общезначимых потребностей. Теперь государство призвано служить обществу.

В качестве главной цели создаваемого общественного договора т.е. государства, декларируется задача — гарантировать естественные права человека: права на жизнь, свободу, собственность, стремление к счастью, принадлежащие ему в силу факта рождения.

Буржуазные революции XVII—XVIII вв. в Англии, США и Франции стали воплощать идею правового государства в жизнь. Их результатом был переход от абсолютистского к правовому государству — государству второго типа. Правовое государство декларирует верховенство закона во всех сферах общества. Государство и граждане в равной степени подчинены конституции, а право служит способом взаимосвязи государства, общества и индивида.

Учреждается разделение властей и гарантии неотчуждаемых прав личности, условия ее свободного развития. Провозглашается взаимная ответственность государства и личности за свои действия перед законом.

Однако лишь наличие зрелого гражданского общества (т.е. сообщества свободных личностей, способных самостоятельно, без вмешательства государства соблюдать разумные формы человеческого общежития, которые не ущемляют индивидуальности) смогло на практике превратить государство в средство удовлетворения интересов всего общества.

Сегодня социальный прогресс зависит не только от государства, но и от развитого гражданского общества, которое является его реальной основой. Лауреат Нобелевской премии американский экономист М. Фридмен (1912—2006) справедливо отмечал:

Общество таково, каким его делаем мы сами. Только от нас зависит создание такого общества, которое охраняет и расширяет свободу человеческой личности, не допускает чрезмерного расширения власти государства и следит за тем, чтобы правительство оставалось слугой народа и не превращалось в его хозяина.

Однако провозглашение в правовых государствах принципов индивидуальной свободы, равенства всех перед законом, невмешательства государства в дела общества не привело к всеобщему благополучию, не остановило роста нищеты и конфликтности в обществе. Надежды на то, что эти принципы в условиях рыночного хозяйства автоматически приведут к процветанию в промышленно развитых странах, не сбылись.

Это было связано с тем, что правовое государство взяло на себя только функции «ночного сторожа», т.е. обеспечения физической безопасности, правопорядка и индивидуальной свободы, и не вмешивалось в экономическую и социальную сферы. Однако рынок (с его конкуренцией) привел к концентрации ресурсов и богатства у имущих классов и отсутствию достойных условий жизни у большей части общества, что вызвало потребность в сглаживании фактического неравенства путем проведения государством активной социальной политики.

Социальное государство означало переход от декларативности прав и свобод в условиях правового государства к их практической гарантированности. Социальное государство стремится обеспечить каждому человеку достойные условия существования путем распределения материальных и духовных благ на основе принципов социальной справедливости. Социальное государство берет на себя заботу и ответственность за развитие общества, поощряя при этом повышение эффективности производства, индивидуальную ответственность, частную собственность, конкуренцию. В развитых странах достойные условия человеческого существования, равные возможности участия населения в управлении производством через акционирование государство смогло реально гарантировать лишь в 60-е годы XX в.

Типы государств

Полицейское государство: понятие и признаки

Полицейское государство представляет собой один из наиболее распространенных прежде типов государства. К его разновидностям могут быть отнесены восточные деспотии, европейские абсолютные монархии (XV—XVIII вв.), тоталитарные государства XX в. — Германия, Италия, Испания, Португалия, Япония, СССР.

Необходимость создания полицейского государства была основана на идее неспособности народа самостоятельно организовать свою жизнь и достичь счастья. Таким организующим началом становится государство в лице императора, монарха, вождя, главной задачей которых является обеспечение блага народа.

«Нация во Франции, — отмечал король Людовик XIV, — не составляет самостоятельного тела, она целиком заключается в особе короля». Однако всеобщего счастья и благополучия можно достичь лишь благодаря жесткой регламентации всех сфер деятельности человека, определению того, что ему следует делать и от чего следует воздержаться, что является злом. «Народу, — по мнению немецкого императора Фридриха Великого (1152—1190), — как больному ребенку, следует указывать, что ему есть и пить».

В осуществлении столь благородной цели, как счастье народа, считалось, что все средства хороши. Для ее достижения устанавливалась всеобъемлющая опека чиновничества и полиции над всем населением. Описывая работу такого государства, французский историк А. Токвиль (1805—1859) замечал: Чтобы всем руководить в Париже. необходимо было изобрести тысячи способов контроля. Размеры переписки уже громадны, а медленность административной процедуры так велика, что я никогда не встречал случая, когда приход получал бы разрешение починить колокольню или дом священника раньше, чем через год после подачи просьбы.

Деятельность полицейского государства не регулировалась правовыми нормами, она определялась целесообразностью, т.е. тем, что было выгодно королю и его приближенным. Так, уже при Людовике XIV широко использовались открытые бланки, содержащие формальный приказ об аресте, подписанный королем. Распоряжались ими высшие сановники. Достаточно было написать на бланке фамилию конкретного человека, чтобы обречь его на бессрочное тюремное заключение.

Власть чиновничества была настолько могущественна, а личность была настолько бесправна, что человек превращался в то, что позже Сталин назвал «винтиком государственного механизма», в его неотъемлемую часть и не мог существовать самостоятельно.

Один из теоретиков полицейского государства — Ж.-Ж. Руссо (1712—1778) считал: Если кто-либо откажется подчиняться общей воле, то он будет к этому принужден всем организмом (то есть государством), а это означает не что иное, как то, что его силой принудят быть свободным.

Следовательно, полицейское государство характеризуется чрезмерным развитием карательной функции, которую осуществляет разветвленная система государственного насилия: армия, органы охраны правопорядка и безопасности, тюрьмы.

Наибольшее развитие теория полицейского государства нашла в практике тоталитарных режимов. Тоталитарное государство является разновидностью полицейского, оно возникло в 30-е годы XX в.

Сущность тоталитарного государства можно выразить словами лидера итальянских фашистов Муссолини (1883—1945): «Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства». Иначе говоря, ничто человеческое не существует само по себе, еще в меньшей степени оно обладает какой-либо ценностью вне государства.

Установление «тотального государства» (оно контролирует все: мысли, чувства, действия и поступки людей, организаций) возможно в обществе, которое раздирают постоянная борьба и конфликты, экономические кризисы и нестабильность, где существует угроза распада целостности государства, опасность его завоевания соседями. В этих условиях происходит концентрация всей полноты государственной власти в руках лидера (вождя), которого рассматривают как спасителя нации. Под этим предлогом запрещаются все политические партии, кроме правящей, распускается парламент, отменяются статьи, гарантирующие права человека.

Несмотря на отрицательные черты, полицейское государство создает предпосылки для перехода к правовому, что особенно характерно для периода феодальной раздробленности. Прежде всего это выражается в утверждении единства и целостности государственной власти, в преодолении политической и экономической нестабильности.

Правовое государство: понятие и признаки

Догадки о том, что государственная власть не должна быть неограниченной, что ее всесилие следует ограничить правом, высказывались еще в древности.

Так, древнегреческий философ Платон (428 или 427—348 или 347 до н.э.) писал: Я вижу гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги.

Однако идея связанности государства правом получает последовательное развитие лишь в XVII—XVIII вв. в трудах европейских мыслителей. В период господства в Европе абсолютистских монархий формировалась теория правового государства, ставшая полной противоположностью идее полицейского государства.

Теория правового государства исходит из идеи естественных, неотчуждаемых прав, присущих каждому человеку от рождения и включающих право на жизнь, свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. В целях обеспечения каждому человеку в равной мере возможности пользоваться своими естественными правами люди создают государство путем общественного договора.

Тем самым подчеркивается первичность интересов и прав человека перед государственными. Среди естественных прав английский философ Дж. Локк (1632—1704) особо выделял право собственности: Великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение ими собственности.

Право собственности включает право владения имуществом, защиту его от произвольных поборов и конфискаций со стороны государства, равенство всех видов собственности, свободу приобретения собственности и распоряжения ею.

Не менее значимо право на жизнь. Оно не сводится только к гарантиям физического существования и личной безопасности, но включает право на достойную жизнь, право каждого «быть господином самому себе», свободно избирать жизненные цели и достигать их.

Третьим из классических естественных прав является право на свободу, проявляющееся в свободе действовать в пределах, которые не нарушают прав других людей. В этом случае люди должны следовать правилу: разрешено все, что не запрещено законом.

Наряду с признаками, присущими любому государству (публичная власть, территория, государственный суверенитет и т.п.), правовое государство имеет ряд специфических черт:

1) полную гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан. Это выражается в том, что правовое государство признает за личностью определенную сферу свободы, куда государство не вмешивается. В этом случае государство действует согласно правилу: все, что не дозволено власти, ей запрещено. Прежде всего это касается личных прав граждан: тайны переписки и телефонных переговоров, свободы передвижения, права на личную неприкосновенность и т.п.

В случае нарушения государством данных прав личность имеет право на их судебную защиту. Конечно, гарантированность ряда прав, например таких, как право на труд, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, зависит от экономических возможностей государства и часто является не реальной, а декларируемой;

2) реальность прав и свобод, обусловленную тем, что взаимоотношения личности и власти в правовом государстве строятся на основе идеи народного суверенитета. Он означает, что только народ является источником государственной власти. Если правительство перестает выражать волю общества, то народ вправе сместить его.

Источник всякого суверенитета, — говорится во французской Декларации прав человека и гражданина (26 авг. 1798), — зиждется. в нации. Никакая совокупность лиц, никакое отдельное лицо не могут осуществлять власть, которая явно не исходила бы от нации.

Иначе говоря, государственная власть находится на службе у общества, которое обладает правом формирования правительства для реализации своих естественных прав;

3) принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную как средство обеспечения прав и свобод граждан. Один из авторов теории разделения властей — французский мыслитель Монтескь¸ так обосновывал его необходимость:

Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем.

Согласно этому принципу, законодательная власть (парламент) принимает законы, исполнительная (правительство) — обеспечивает их реализацию, а судебная контролирует правомерность принятия законов и точность их исполнения;

4) верховенство права во всех сферах жизни. Это касается деятельности государства, его учреждений, которые осуществляют свои функции в границах требований норм права. Кроме этого, гарантией организации жизни и деятельности людей на началах равенства и справедливости также является право. Граждане соизмеряют свои поступки с правилом «все, что не запрещено, то разрешено»;

5) взаимную ответственность государства и личности. Эта ответственность носит правовой характер, поскольку, принимая законы, государство определяет меру свободы личности и границы собственного вмешательства в действия граждан. Тем самым государство берет на себя обязательство обеспечить справедливость в отношениях с каждым гражданином. Обязательность закона для государства, его органов, должностных лиц должна исключать административный произвол, игнорирование нужд общества, личности. Однако и личность ответственна перед государством: если она нарушает предписание правовых норм, то в ее отношении применяется государственное принуждение.

Социальное государство: понятие и признаки

Социальное государство — это новый этап в развитии государства, который стал возможным при наличии у государства достаточных ресурсов, чтобы обеспечить реальную ответственность за судьбу общества, каждого гражданина.

Социальное государство представляет собой тип такого государства, которое стремится создать каждому гражданину максимально благоприятные условия существования, реализации своих индивидуальных талантов и способностей, обеспечить высокий уровень социальной защищенности.

Конечно, немногие государства могут быть отнесены к социальным, а лишь те, где большинство населения достигло высокого уровня жизни, душевого потребления товаров и услуг. Например, к социальным государствам могут быть отнесены Швеция, Норвегия, Япония, Швейцария, ФРГ, Франция и др.

Среди признаков социального государства отметим следующие.

1. Достойный уровень жизни. Государство ответственно за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, гарантирующего достойное существование. Эту функцию государство осуществляет путем справедливого перераспределения общественного богатства от богатых к бедным слоям населения. Обычно прожиточный минимум составляется по стоимости двухсот наименований продуктов, товаров и услуг, которые необходимы для нормальной жизни человека.

Конечно, это не означает, что взрослый здоровый человек должен ожидать социального пособия, он обязан зарабатывать сам, кормить свою семью. Ответственность государство берет только за тех граждан, которые сами не могут удовлетворить свои потребности по возрасту, болезни, инвалидности и т.п.

К социальным государствам принято относить те страны, прожиточный минимум в которых составляет 7—10 тыс. долл. на человека в год.

2. Социальное равенство. Речь не идет об уравниловке. Социальное равенство следует понимать как равенство стартовых возможностей, а не равенство результатов деятельности. Проявлений социального неравенства множество: это и возраст, образование, район проживания, здоровье, специальность, пол и т.п.

Государство стремится смягчить, а где возможно, и устранить социальное неравенство, активно вмешиваясь в различные сферы жизни человека. Так, оно закрепляет принцип равного доступа к государственным должностям, что ликвидирует правовые предпосылки неучастия в управлении каких-либо групп населения.

Кроме того, государство вмешивается в трудовые отношения, уравнивая в правах мужчину и женщину при найме на работу.

Имущественные различия государство сглаживает с помощью налоговой политики, перераспределяя собранные средства в пользу малоимущих.

3. Социальная защита тех, кто потерял доход или средства к существованию (по причине болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы), а также оплата расходов на медицинское обслуживание.

Система социального обеспечения возникла в форме социального страхования. Она провела границу между самостоятельным заработком и средствами, идущими по линии социального обеспечения и страхования. К этим средствам относятся, например, пенсии, пособия по безработице, выплаты из государственного бюджета, благотворительных фондов.

4. Подъем благосостояния всего общества. Показателем благосостояния является уровень нищеты. Обычно в развитых странах он не превышает 10%, а в Швеции — чуть больше 5%. Это позволяет включать в пользование материальными благами (оплата жилья, стипендии учащимся, пособия на детей и т.п.) все более широкий круг лиц.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *