Что означает понятие ускорение каковы рычаги ускорения итоги
Ускорение (лозунг)
Ускоре́ние — лозунг и политический курс генерального секретаря КПСС Михаила Горбачёва, провозглашённый 20 апреля 1985 года на апрельском пленуме ЦК КПСС, одно из ключевых направлений реформ («гласность — перестройка — ускорение»), проводившихся в СССР в 1985—1991 гг.
Содержание
Суть политики ускорения по замыслу
Курс был направлен на ускорение социального и экономического развития Советского Союза. По своей сути термин «ускорение» признавал-таки отставание СССР в развитии [1] от ведущих промышленных стран мира и являлся новой версией старого лозунга «догнать и перегнать».
Сам термин впервые был использован Ю. Андроповым ещё 22 ноября 1982 года на пленуме ЦК КПСС:
Намечено ускорить темпы развития экономики, увеличить абсолютные размеры прироста национального дохода… Напряженные задания должны быть выполнены при сравнительно меньшем увеличении материальных затрат и трудовых ресурсов. Для всего этого требовалась модернизация экономики и политической системы: Это первый лозунг из пакета, включающего также «перестройка», «гласность» и «демократизация». Результаты реализации политики ускоренияИспользование лозунга другими политическими деятелямиСм. такжеПримечанияИсточникиСсылкиПолезноеСмотреть что такое «Ускорение (лозунг)» в других словарях:Ускорение (значения) — В Викисловаре есть статья «Ускорение» Ускорение: Ускорение свободного падения физика Ускорение физика Акцелерация биология Ускорение (лозунг) политика, перестройка … Википедия Ускорение социального и экономического развития — Ускорение лозунг и политический курс генерального секретаря КПСС Михаила Горбачёва, провозглашённый 20 апреля 1985 на апрельском пленуме ЦК КПСС. Курс был направлен на ускорение социального и экономического развития СССР. Впервые термин был… … Википедия Догнать и перегнать — У этого термина существуют и другие значения, см. Дип. «Догнать и перегнать» (развитые капиталистические страны, позже Америку) часто цитируемые слова из работы В. И. Ленина «Грозящая катастрофа и как с ней бороться» (сентябрь 1917),… … Википедия Программа «500 дней» — 500 дней программа преодоления экономического кризиса в Советском Союзе в 1990 году, путем перехода на рыночную экономику.Программа была предложена Григорием Явлинским и доработана рабочей группой под руководством Станислава Шаталина… … Википедия Программа «500 дней» — 500 дней программа преодоления экономического кризиса в Советском Союзе в 1990 году, путём перехода на рыночную экономику. Программа была предложена Григорием Явлинским и доработана рабочей группой под руководством Станислава Шаталина… … Википедия Программа «500 дней» — 500 дней программа преодоления экономического кризиса в Советском Союзе в 1990 году, путём перехода на рыночную экономику. Программа была предложена Григорием Явлинским и доработана рабочей группой под руководством Станислава Шаталина… … Википедия СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК — (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… … Советская историческая энциклопедия Коммунистическая партия Советского Союза — (КПСС) основанная В. И. Лениным на рубеже 19 20 вв. революционная партия российского пролетариата; оставаясь партией рабочего класса, КПСС в результате победы социализма в СССР и укрепления социального и идейно политического единства… … Большая советская энциклопедия СССР. Эпоха социализма — Великая Октябрьская социалистическая революция 1917. Образование Советского социалистического государства Февральская буржуазно демократическая революция послужила прологом Октябрьской революции. Только социалистическая революция … Большая советская энциклопедия УСКОРЕНИЕПолитика ускорения экономического и научно-технического развития, проводившаяся в СССР в 1982-1988 гг. Идея «ускорения научно-технического прогресса» и экономики в целом административными методами, авторитарной модернизации выдвинул Ю. Андропов. Вскоре после своего прихода к власти М. Горбачев 23.4.1985 г. собрал пленум ЦК, на котором объявил основы своей политики. Продолжая курс Андропова, Горбачев настаивал на ускорении развития СССР, и его политика получила название “ускорение”. Горбачев считал, что начатый Андроповым эксперимент принес положительные результаты. Учитывая ограниченность эксперимента, Горбачев собирался постепенно расширять товарно-денежные отношения и в конечном итоге полностью перевести большинство предприятий на самоокупаемость, доводя “хозрасчет” почти до ста процентов. Экономические реформы должны были сопровождаться внедрением новой техники, которая поможет улучшить качество продукции до уровня капиталистических стран. На технологическую модернизацию 1985-1988 гг. было потрачено около 120 миллиардов рублей. 16 мая 1985 г. была начата Антиалкогольная кампания, которая была призвана укрепить здоровье советского населения и трудовую дисциплину. Продолжалась борьба с теневым предпринимательством («нетрудовыми доходами»). Горбачев надеялся улучшить управление экономикой с помощью реформ отраслевого управления (создание Агропрома 22.11.1985 г.). На этом этапе реформы проводились авторитарно. По-прежнему вся власть оставалась в руках партийно-государственной бюрократии, которой руководила узкая группа Политбюро. Горбачев вывел из руководства своих противников Г. Романова (1.7.1985 г.) и Н. Тихонова (27.9.1985 г.). Председателем Совета министров стал сторонник Горбачева Н. Рыжков. 21.7.1985 г. отдел пропаганды ЦК КПСС возглавил А. Яковлев. 24.12.1985 г. московский горком партии возглавил Б. Ельцин. В 1985-1987 гг. продолжались широкие репрессии против коррупционеров. Несмотря на то, что арестовывались тысячи людей, криминальный капитал сохранялся. “Дела” по коррупции часто носили демонстрационный характер, доказательная база следствия была неудовлетворительной. Аресты реальных и мнимых взяточников вызывали энтузиазм среди населения и недовольство в среде чиновничества. Вскоре «ускорение» показало свою ограниченность – работники не были заинтересованы во внедрении новой техники, производительность труда росла медленно. Потребовались более глубокие реформы «Перестройки», которые стали осуществляться уже с 1986 г. Но меры «ускорения» в основном продолжали действовать до 1988 г. Исторические источники: Воротников В.И. «А было это так…» М., 1995; Стратегия ускорения: понятие, определение, реализация и результатыСередина 80-х годов ХХ столетия принесла СССР радикальные изменения. Идеология общественного сознания по отношению к социальной структуре и собственности, государственного и политического строя претерпевала глубинные преобразования. Коммунистический режим рушился. Новая идеологияРаспад Советского Союза привел к образованию независимых государств на базе бывших республик. Россия не являлась исключением. Происходило становление идеологии нового гражданского общества, классовых пластов и политического плюрализма. Началом этих преобразований в истории считается март-апрель 1985 года.
Страна взяла курс, который получил название «Стратегия ускорения», направленный на социально-экономическое развитие. Главной темой развития был научно-технический прогресс в сочетании с техническим перевооружением машиностроения и активизацией человеческого фактора. М. Горбачев призывал широко использовать скрытые резервы, максимально загрузить производственные мощности, организовать их многосменную работу, укрепить трудовую дисциплину, привлечь рационализаторов, усилить контроль за качеством продукции, внедрять и развивать соцсоревнования. Кроме того, чтобы стратегия ускорения работала эффективно, была внедрена антиалкогольная кампания. Такие меры должны были обеспечить общественную трезвость и повысить производительность труда. Контроль
С целью контроля и повышения качества продукции была создана новая инстанция – госприемка. Безусловно, это потребовало увеличения управленческого аппарата и роста материальных затрат. Хотя, если смотреть правде в глаза, качество продукции от таких мер намного лучше не стало. Время показало, что стратегия ускорения использовала не экономические стимулы, а традиционную ставку на энтузиазм работников, что не принесло большого успеха. Кроме того, усиленная эксплуатация оборудования, которая не была подкреплена новым квалификационным уровнем специалистов, готовых к техническим нововведениям, привела к увеличению случаев аварий на производствах. Что такое стратегия ускорения?Это определение экономического курса страны, которое включает в себя довольно сложный комплекс мероприятий, направленных на планомерное и всестороннее совершенствование сфер жизнедеятельности социума. Для того чтобы все осуществилось по задуманному плану, нужен был прогресс общественных отношений. Прежде всего должны были обновиться формы и методы работы идеологических и политических институтов.
Кроме того, стратегия ускорения – это определение такого государственного курса, который направлен на решительное разрушение застоя, консерватизма и, как следствие, углубление социалистической демократии. Любая инерция сдерживает общественный прогресс. Необходимо было разбудить в массах живое творчество, заставить общество максимально использовать огромные возможности и преимущества социалистического строя. ПровалСпустя год после того, как в стране была провозглашена стратегия ускорения, стало ясно, что одни призывы, пусть даже очень привлекательные, исправить экономическое положение в государстве не смогут. Было принято решение работать над программой экономической реформы. К ее разработке были привлечены известные экономисты, давно выступавшие за преобразования (Л. Абалкин, Т. Заславская, П. Бунин и др.). Шел 1987 год. Экономистам в короткий срок пришлось разработать и предложить проект реформы, который предполагал такие изменения: Новый проектУчитывая видимые причины провала стратегии ускорения, руководство страны одобрило новый разработанный проект, правда, с некоторыми коррективами. Это было лето 1987 года. Тогда же приняли закон, регулирующий работу государственных предприятий. Он стал ключевым документом новой реформы. Каковы же причины провала стратегии ускорения, направленной на глубокие преобразования в экономической сфере? К ним относятся: После того как началась новая реформа 1987 года, реальных сдвигов в экономике снова не произошло. Само провозглашение стратегии ускорения не завело тот механизм, который предполагалось включить. Но можно сказать, что одним из итогов стало начало реформации, приведшее к зарождению частного сектора. Стоит отметить, что процесс этот был долгим и трудным. В мае 1988 года для частной деятельности были созданы законы, которые открыли возможность работать в более чем 30 видах производства. Уже весной 1991 года на работу в кооперативах было устроено более 7 млн человек, а 1 млн вел индивидуальную трудовую деятельностью. Отмывание средствОдним из фактов того времени стала легализация теневой экономики. Особое место в ней заняли представители номенклатуры, которые скопили средства благодаря коррупции и казнокрадству. Даже по самым скромным оценкам, тогда ежегодно в частном секторе «отмывали» до 90 млрд руб. за год. Насколько это ошеломляющие слух суммы, можно судить, если посмотреть на цены, которые существовали до 01.01.1992 г. Несмотря на провал, стратегия ускорения – это в истории постсоветского государства решающий курс, открывший, благодаря последовавшим за ним реформам, дорогу в новый экономический мир. По мере того как неудачи преследовали госсектор, Горбачев все более и более ориентировался на рыночную экономику. Однако все то, что он предлагал, не имело системного характера. Возможно, выбор изначально правильный: стране нужна была стратегия ускорения. Это в истории дальнейшего развития государства должно было сыграть роль сильного стимула для экономического рывка. Однако результат не только разочаровал, но и привел к роковым последствиям. До сих пор чувствуются отголоски этого выбора Горбачева. Переход к рыночной экономикеВернемся к событиям тех времен. Июнь 1990 года. Верховный Совет СССР. Принято постановление, утверждавшее концепцию перехода к регулируемой рыночной экономике. После этого были приняты соответствующие законы, предусматривающие перевод промышленных предприятий в аренду, децентрализацию, создание акционерных обществ, разгосударствление собственности, развитие предпринимательства и других подобных направлений. Однако стратегия ускорения социально экономического развития с последующими реформами не работала так, как было задумано. Реализация большинства мероприятий была отложена: что до 1991 года, что до 1995 года, а что и на гораздо большие сроки. Что мешало?Горбачев опасался консерваторов и социального взрыва. Реформация кредитной и ценовой политики постоянно задерживалась. Все вело к углублению кризиса в экономике государства. Недолго страна шла курсом, который предлагала стратегия ускорения. Год, всего лишь год такой экономической политики, и вся структура затрещала по швам. Реформирование носило половинчатый характер. Сельское хозяйство не было исключением. Арендный подряд земли предполагал заключение договоров на 50 лет с возможностью полностью распоряжаться полученной продукцией. В то же время колхозы, которым принадлежала земля, не были заинтересованы в развитии конкурентов. Например, по состоянию на начало лета 1991 года согласно арендных условий обрабатывалось лишь 2% земель. Относительно скотоводства, разница была лишь в 1%. Содержалось всего 3% поголовья скота. Более того, даже сами колхозы не получали реальной самостоятельности. Они оставались под постоянной опекой районных властей. Более активное использование человеческого фактора – это составная часть, которую подразумевает понятие стратегии ускорения. Социально-экономическое развитие отставало. Базой такой стратегии должна быть интенсификация всей общественной и производственной системы. Задача, которую подразумевает само понятие стратегии на пути поиска своего решения, проходит практически через все уровни управления. Поэтому здесь необходимо учитывать работу всех подразделений. Именно поэтому внедрение такой стратегии – это очень сложная и трудоемкая работа, тем более, когда государство имеет такие масштабы. Ошибок в управлении экономикой страны было много. Таким образом, ни одна из реформ, начало которым положила стратегия ускорения, результаты в положительную сторону за годы перестройки так и не дала. С 1988 года было сокращено производство в сельском хозяйстве, а с 1990 года подобный процесс наблюдается в промышленности. С 1947 года люди не помнили, что такое нормированное распределение продовольствия. А тут даже в Москве была нехватка элементарных продуктов питания, что и привело к введению норм на их распределение. Уровень жизни населения стал стремительно падать. В таких условиях люди верили все меньше и меньше в способность управленческого аппарата страны решить возникшие проблемы. В 1989 году уже начинаются первые забастовки. Стало наблюдаться такое явление, как обострение национального сепаратизма, которое не могло не сказаться на экономическом положении государства. Понятие стратегииСегодня студентам экономических, социологических и политологических специальностей для того, чтобы ответить на вопрос: «Дайте определение понятиям стратегия ускорения», достаточно указать на комплекс действий, способствующих повышению активности в деловой, финансовой и организационной сферах, разработке соответствующей политики, созданию мотивационных рычагов и социальной культуры, направленных на максимальное достижение намеченного результата. В наше время эти понятия уже рассматриваются не только в разрезе государственного управления, но и как важнейшая часть менеджмента в отдельно взятых организациях. Понятно, что во времена перестройки и сейчас должны использоваться разные рычаги стратегии. Ускорение тогда – это провозглашенный мотивационный лозунг Горбачева. Сегодня такой термин применяется гораздо шире, вплоть до сферы информационных технологий и программного обеспечения. Само понятие имеет различные трактовки. Вот некоторые из них, объясняющие что такое реализация стратегии:
Задача любой реализации стратегии заключается в четком понимании того, что нужно, чтобы все работало и были соблюдены сроки исполнения намеченных действий. Искусство управления состоит в том, чтобы правильно оценить действия по определению места, профессионального исполнения и полученные результаты. Работа по реализации стратегии – это изначально административная сфера. Если рассматривать времена перестройки с современной позиции, то начинаешь понимать, что тогда основной причиной провала стратегии ускорения стала непоследовательность действий главного руководства страны, его неуверенность в правильно взятом курсе, различные опасения и излишняя осторожность. Курс заявлял о громких результатах, но не имел четко слаженной работы каждого механизма. К тому же, как было сказано выше, был существенный недостаток в подготовке профессионалов: как руководителей, так и узконаправленных специалистов в разных сферах производства. В те времена стратегия ускорения включала в себя не столько реальные указания к действию, сколько мотивирующие лозунги общественного сознания. Четкого плана действий не было. Экономисты находились в напряжении, изыскивая реальные варианты выхода из критической ситуации. Старое умирало, а новое не было способно жить и плодить. Переход к рыночной экономике можно было сравнить с затяжными и мучительными родами, которые принимали плохо подготовленные специалисты. Современные положения стратегииСегодня накопленный опыт совместно с анализом информации дают возможность выделить основополагающие шаги, необходимые для осуществления намеченной стратегии. Основные этапы ее реализации, следующие: Подразумевается, что руководство в любой структуре играет решающую роль, и не только в разработке, но и в самой реализации задуманной стратегии. Высшее звено несет всю ответственность за меры реагирования на внешние и внутренние условия, а также за практическую реализацию поставленных целей. Безусловно, иногда высшее руководство вынуждено сталкивается с необходимостью принимать непростые решения и делать нелегкий выбор. Одновременно с этим оно вовлечено в управление повседневными действиями. А это, в свою очередь, придает в совокупности определенную форму всей структуре организации и оказывает влияние на характер, сложность возникающих проблем и альтернативных вариантов. От того, как менеджеры руководят всем процессом выполнения стратегии, и зависит конечный результат. Кроме того, на него еще влияют некоторые факторы: На основе исследований было предложено пять основных подходов для того, чтобы поставленная цель была реализована. Эти подходы подобраны таким образом, чтобы выбрать от самого простого, когда сотрудники получают указания, до самого сложного, когда необходимо подготовить специалистов, способных к формулировке и реализации самой стратегии. В каждом из подходов руководитель играет разную роль и использует разные методы стратегического управления. Подходы имеют следующие названия: При командном подходе руководитель концентрирует усилия на формулировании стратегии с применением строгой логики и анализа. После выбора варианта управленец доводит поставленные задачи до подчиненных с четкими указаниями на действия. Такой подход помогает сфокусировать все действия на стратегической перспективе. Подход организационных перемен делает акцент на том, как заставить всю структуру организации реализовать поставленную стратегию. Управленцы исходят из того, что стратегия сформулирована изначально правильно. Они видят свою задачу в направлении деятельности организации на достижение новых целей. Коллаборативный подход предполагает то, что менеджер отвечает за стратегию, собирает группу других управленцев для проведения мозговой атаки с целью формулировки и реализации поставленных задач. Культурный расширяет возможности коллаборативного посредством включения в работу нижних уровней организации. Кресцивный подход предполагает, что руководитель занимается одновременно формулировкой и реализацией стратегии. Перестройка в СССР (1985–1991 гг.)Презентация к урокуТип урока: урок изучения новой темы (тема изучается на 2-х часовом занятии) Ход урока Организационный момент. Изучение новой темы. Перестройка – это комплекс реформ, проводимых во всех сферах жизни Компартией и Советским правительством с 1985 г. с целью ликвидации застойных явлений. Гласность – доступность информации для общественного ознакомления и обсуждения. 1. Предпосылки перестройки в СССР, ее задачи.На мартовском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарем избран М.С.Горбачев. Он предложил курс на модернизацию советской системы, который был назван “перестройкой”. Перестройка – это комплекс реформ, проводимых во всех сферах жизни Компартией и Советским правительством с 1985 г. с целью ликвидации застойных явлений. Задание: слушая рассказ, назвать причины реформ во всех сферах жизни общества. К середине 80-х гг. в социально-экономической системе СССР “застой” постепенно переходил в кризисную ситуацию. Советская экономика утратила динамизм. Произошло падение темпов роста в промышленности. Кризисные явления наблюдались в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе в связи с падением мировых цен на нефть). В 1965-1985 гг. завершилось складывание основных институтов советской бюрократической системы. Происходила деградация правящей верхушки – номенклатуры, которая погрязла в коррупции и протекционизме. Общество столкнулось с явлением геронтократии, когда у власти оказались стареющие больные лидеры. Обозначился кризис и в социальной сфере. В нач. 80-х годов реальные доходы на душу населения понизились, происходило сокращение продолжительности жизни. Сохранявшаяся уравнительная и дефицитная система распределения в нижней части социальной пирамиды приходила в противоречие с охраняемой системой привилегий номенклатуры. Наметились проблемы в межнациональных отношениях. Союзные республики требовали реальных прав и возможности самостоятельно решать экономические и социальные проблемы, обвиняя русское население в кризисной ситуации, Продолжавшаяся “холодная война”, сложившаяся биполярная система во главе с США и СССР вылились в изматывающую гонку вооружений. Обострению международной обстановки способствовала зашедшая в тупик афганская война. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран. Задание: исходя из причин, сформулировать задачи перестройки. Вывод: в начале 80-х гг. в стране созрел кризис системы, все слои общества были заинтересованы в преобразованиях. 2. Реформа политической системы.Направления осуществление перестройки
Гласность – доступность информации для общественного ознакомления и обсуждения (впервые термин появился в феврале 1986 г. на XXVII съезде КПСС). Первый этап перестройки – кадровая революция (1985-86 гг.), когда проходило омолаживание состава партийно-государственных руководителей, поддержка ими перестройки. Второй этап – реформа политической системы. Решения приняты на: — Демократизация процесса выборов в представительные органы власти. — Курс на создание социалистического правового государства. — Разделение властей. Установление двухуровневой системы законодательной власти – Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР, избираемого из депутатов съезда. — Закон об изменении избирательной системы (1988 г.) Прямое представительство общественных организаций в высших органах законодательной власти. Из 2250 депутатов – 750 избирались от КПСС, комсомола, профсоюзов и др. — Начало становления многопартийной системы. — Ликвидация монопольного права КПСС на власть путем отмены 6-й статьи Конституции. — Введение поста Президента СССР (март 1990 г., III съезд народных депутатов). В мае-июне 1989 г. состоялся Первый съезд народных депутатов, на котором председателем Верховного Совета был избран Горбачев, Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б.Н.Ельцин. Третий съезд народных депутатов в марте 1990 г. избрал М.С.Горбачева Президентом СССР. 12 июня 1991 г. Президентом РСФСР избран Ельцин Б.Н. К началу 1991 г. центристская политика Горбачева все больше совпадала с позицией консерваторов.
Стремление к полной информированности народа; Публикация работ эмигрантов “третьей волны” (Бродский, Галич, Солженицын, Войнович) Реабилитация репрессированных 20-50-х гг. Принятие Декларации о незаконности сталинской политики насильственного переселения народов (ноябрь 1989 г.) Заполнение белых пятен истории. | Полусвобода слова, т.е. разрешение говорить лишь то, что требовалось руководству; Защита сталинизма (напечатано письмо Н.Андреевой “Не могу поступиться принципами”, 1988 г. в защиту Сталина). Гласность способствовала столкновению идейных, социальных, национальных и иных течений, что привело к обострению межнациональных противоречий и распаду СССР. Расцвет желтой прессы. |
3. Экономические реформы. Стратегия ускорения.
СССР отставал по темпам экономического развития от ведущих мировых держав, экономика погрузилась в кризисное состояние. Во всем мире происходила структурная перестройка экономики, т.е. осуществлялся переход к информационному обществу, в нашей стране экономика переживала застой.
Задание: Самостоятельная групповая работа учащихся с текстом учебника [1,273-274, параграф 97], выделение 3-х этапов экономической реформы. Сделать записи в виде схемы.
Цель: сохранить существующую экономическую систему.
Итог: ускорение зашло в тупик.
Курс на ускорение соц.-экон. развития страны
Техническое перевооружение машиностроения
Активизация “человеческого фактора”
Введение госприемки, что привело к росту управленческого аппарата, увеличению материальных затрат;
Интенсивная эксплуатация старого оборудования привела к увеличению аварийности (самая крупная катастрофа – авария на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г.)
Цель: переход от административных методов к экономическим при сохранении
централизованного управления (т.е. введение элементов рыночной экономики)
Закон о предприятии (1987 г.)
Начало развития законы сферы частной инициативы
создание кооперативов деятельности”
Варианты перехода к рыночной экономике
Цель: переход к рыночной экономике
Быстрый переход к рынку в течение 500 дней (т.е. 1,5 года)
4. Внешняя политика СССР в годы перестройки.
Слово учителя. Смена внешнеполитической стратегии была подготовлена приходом в МИД в 1985 г. нового руководства во главе с Шеварднадзе Э.А.
Горбачев М.С. выдвинул новую философско-политическую концепцию, получившую название “новое политическое мышление”. Её основные положения предусматривали:
— отказ от идеи раскола мира на две противоборствующие системы, т.е. отказ от политики “холодной войны”;
— отказ от применения силы в качестве средства разрешения международных проблем;
— признание мира целостным и неделимым;
— приоритет общечеловеческих ценностей, признание общепринятых норм морали.
Новое политическое мышление – это совокупность идей и подходов, выражающих интересы людей, независимо от их национальной и государственной принадлежности и обеспечивающих выживание человечества в ядерно-космический век.
Направления внешней политики СССР
Нормализация отношений Восток-Запад | Разблокирование региональных конфликтов | Установление экон. и полит.контактов |
— встречи руководителей США-СССР: |
— договор об уничтожении ракет среднего и ближнего радиуса действия;
— нормализация отношений с Китаем Израилем;
— отказ СССР от вмешательства в региональные конфликтов в Эфиопии Анголе Никарагуа;
— вывод СА из Монголии, Вьетнама, Кампучии.
- Что означает понятие усвоение пищи где усваивается пища
- Что означает понятие ускоренная амортизация