Что означает потребительская кооперация социально ориентированная система

Переход к рынку обострил ситуацию в стране по обеспечению населения товарами. Для потребительской кооперации задача по удовлетворению пайщиков и обслуживаемого населения в товарах и услугах является первостепенной, поэтому потребительская кооперация активно участвует в решении общегосударственной задачи по нормализации потребительского рынка.

Особое значение в условиях сокращения продовольственных ресурсов и снижения реальных доходов сельского населения приобретает продовольственная проблема. Потребительская кооперация традиционно участвует в решении этой проблемы, осуществляя торговлю продовольственными товарами, общественное питание, заготовки продуктов и сырья для пищевой промышленности, производство пищевых товаров и другую деятельность.

Социальные приоритеты потребительской кооперации (повышение уровня и качества жизни сельского населения, создание новых рабочих мест в сельской местности, социальная защита работников) являются актуальными на протяже­нии всей истории развития потребительской кооперации России. Повышение роли потребительской кооперации как социальной системы, приобретает особую значимость в условиях реформирования общественных отношений.

Кооперативы в сфере потребления как особая организационно-правовая форма до сих пор ассоциируются с предприятиями командно-административной системы. Поэтому многие политики и экономисты не выделяют особой социальной направленности потребительских обществ и потребительских союзов в современной рыночной экономике.

По этой причине считаем целесообразным показать ме­сто и роль потребительской кооперации в социально-экономическом развитии Российской Федерации.

Кооперативы являются продуктом рыночной экономики и представляют собой весьма специфичные предприятия, которые как указывалось выше, осуществляют деятельность на основе кооперативных ценностей и принципов. В силу своей специфики они способствуют гуманизации рыночных отношений.

Кооперативные организации увеличивают многообразие форм функционирования субъектов рынка товаров и услуг, и тем самым, способствуют расширению конкурентной среды.

В рыночной экономике производственные и потребительские кооперативы являются проявлением интеграции производителей или потребителей. Они способствуют более рациональному взаимодействию производителей и потребителей и установлению баланса на рынке.

Потребительские общества и потребительские союзы предоставляют социальные услуги пайщикам и некооперированному сельскому населению, в основном в сельской местности, а также районах Крайнего Севера и приравненных к ним. Вследствие этого социальная значимость потребительской кооперации особо обусловлена тем, что ее деятельность на­правлена на социальную защиту наименее обеспеченных слоев населения, а также населения, проживающего в экстремальных условиях.

В Российской Федерации потребительские общества и потребительские союзы создаются по принципу административно-территориального деления страны и действуют во всех субъектах Российской Федерации. Организации потребительской кооперации ведут свою деятельность в 1863 администра­тивных районах, в 152,9 тыс. сельских населенных пунктах. Поэтому потребительские общества и их союзы со­вместно с органами государственной власти решают различные социальные проблемы населения, соответствующих территорий. В настоящее время потребительская кооперация, выполняя свою социальную миссию, может и должна внести существенный вклад в решение проблемы безработицы и увеличить занятость населения общественно-полезным трудом.

Источник

УРОК 12. Потребительская кооперация — социально ориентированная система рыночной экономики

Нужно осмыслить роль и место потребительской кооперации в жизни общества, привлечь внимание к ее социальной миссии.

В. Ермаков Социальная миссия потребительской кооперации

Основная задача современной экономической политики Российского государства — формирование социально ориентированной рыночной экономики.

Потребительская кооперация является составной частью рыночной экономики страны, объединяющей некоммерческие организации — потребительские общества и их союзы, которым разрешено заниматься коммерческой деятельностью (торговлей, общественным питанием, сельским хозяйством, заготовками, производством и др.).

Потребительская кооперация — социально ориентированная система рыночной экономики. Подтверждением этому является главная цель — социальная миссия потребительской кооперации. В Законе «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» дано следующее определение системы потребительской кооперации:

Потребительская кооперация — система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.

В этом определении четко выражена социальная миссия — главная цель системы потребительской кооперации — удовлетворение материальных и иных потребностей ее членов.

Социальная миссия как главная цель одинакова у каждой отдельной организации системы потребительской кооперации (каждого потребительского общества и каждого потребительского союза):

— потребительские общества созданы с целью удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов — пайщиков;

— потребительские союзы созданы с целью удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов — потребительских обществ и их пайщиков.

Единая социальная миссия потребительских обществ и потребительских союзов обеспечивает их функционирование и развитие в единой системе потребительской кооперации.

Миссия потребительской кооперации существенно не изменилась на протяжении многолетней истории. Первые потребительские общества уже определяли свое социальное назначение — удовлетворение пайщиков в качественных товарах и услугах по приемлемой цене. Несмотря на то что многие потребительские общества долгое время формулировали свою цель узко — удовлетворение потребностей пайщиков в товарах и услугах, их действительная миссия была шире. Они занимались предоставлением услуг, образовательной и просветительной деятельностью.

Социальная миссия — это главная цель, предназначение, философия и смысл существования системы потребительской кооперации и образующих ее организаций.

Четкая формулировка социальной миссии потребительской кооперации имеет важное значение для пайщиков, органов управления и работников всех организаций системы — каждого потребительского общества и каждого потребительского союза.

Социальная миссия требует от органов управления потребительских обществ и потребительских союзов принятия управленческих решений в интересах пайщиков.

Конкретная социальная миссия потребительской кооперации (потребительских обществ и их союзов) позволяет пайщикам и работникам хозяйственных предприятий (магазинов, заготовительных пунктов, производственных цехов и др.) лучше понять социальную роль своих организаций и предприятий, направления их деятельности и оценить правильность решений, которые принимаются органами управления. Кроме того, четко сформулированная миссия способствует единому пониманию главной цели организаций потребительской кооперации среди руководителей разного уровня, что обеспечивает разработку единых стратегических программ.

Социальная миссия потребительской кооперации и ее реализация имеют важное пропагандистское значение, так как свидетельствуют о том, что главная цель, назначение системы — осуществлять деятельность в интересах пайщиков, заботиться об улучшении их материального благосостояния, решать социальные и культурно-просветительные задачи.

Потребительская кооперация — особая социально ориентированная система рыночной экономики, осуществляющая деятельность на кооперативных ценностях и принципах, которые усиливают социальное значение потребительской кооперации для общества.

Все организации системы потребительской кооперации — потребительские общества и потребительские союзы — соблюдают ценности и принципы, изложенные в Декларации о кооперативной идентичности МКА.

В то же время применительно к российской практике в Законе «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» особо выделены принципы, усиливающие социальную направленность деятельности потребительских обществ:

— добровольность вступления в потребительское общество и выхода из него;

— демократичность управления потребительским обществом, которая проявляется в соблюдении принципа: «один пайщик — один голос», в подотчетности общему собранию общества других органов управления и контроля, в свободном участии пайщиков в выборных органах потребительского общества;

— обязательность уплаты вступительного и паевого взносов;

— взаимопомощь и обеспечение пайщикам, участвующим в хозяйственной или иной деятельности потребительского общества, экономической выгоды;

— ограничение размеров кооперативных выплат;

— доступность информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков;

— наиболее широкое привлечение женщин для участия в органах управления и органах контроля;

— забота о повышении культурного уровня пайщиков.

Принципы добровольности вступления в потребительское общество и демократичности управления выделены в законе потому, что в условиях советской власти они нарушались: часто вступление граждан в кооператив было принудительным, руководители кооперативных организаций назначались партийными и государственными органами. Развитие демократического общества в современной России требует усиления самодеятельности и самоуправления пайщиков.

Принцип экономического участия членов в деятельности кооперативных организаций дополнен обязательностью уплаты вступительного и паевого взносов. Он направлен на повышение экономического участия пайщиков в деятельности потребительского общества.

В Законе «О потребительской кооперации. » введены принципы взаимопомощи и экономической выгоды. Если взаимопомощь предусмотрена в Декларации МКА как ценность, то в Законе «О потребительской кооперации. » она возведена в принцип. Принцип экономической выгоды для пайщиков, которую они получают от участия в хозяйственной и иной деятельности потребительского общества, необходим в современных условиях расслоения общества и увеличения доли бедного населения в сельской местности. Этот принцип способствует материальной поддержке пайщиков.

Принцип ограничения размеров кооперативных выплат пайщикам требует ограничения размеров этих выплат от суммы распределяемой прибыли, полученной потребительским обществом по итогам хозяйственной деятельности за год. Ограничение кооперативных выплат предусмотрено потому, что основная часть прибыли должна направляться на развитие хозяйственной деятельности потребительского общества с целью укрепления и расширения его деятельности, повышения конкурентоспособности в рыночной экономике, выполнения социальных задач.

Принцип доступности информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков способствует развитию демократии и повышению доверия пайщиков к руководителям потребительских обществ. Особое значение имеют издание и распространение газеты «Российская кооперация» и информация о кооперации в местной прессе.

Принцип широкого привлечения женщин для участия в органах управления и органах контроля направлен на развитие демократии в потребительской кооперации. Учитывая, что из общего количества работников потребительской кооперации более 60% составляют женщины, а в составе руководителей их удельный вес незначителен, этот принцип весьма актуален.

Удовлетворение культурных потребностей пайщиков — важное направление социальной деятельности потребительской кооперации.

Следует отметить, что в настоящее время потребительская кооперация усиленно реализует принцип заботы об обществе, который проявляется в значительной социальной поддержке пайщиков и обслуживаемого населения. В условиях проводимых реформ снизилась покупательная способность сельского населения из-за низких заработных плат и пенсий, несвоевременных их выплат, увеличения безработицы. Неплатежеспособными стали многие предприятия сельского хозяйства (акционерные общества, товарищества, совхозы, колхозы) и учреждения социальной сферы (больницы, школы, дома инвалидов, детские сады, интернаты).

В этих условиях организации потребительской кооперации оказывают следующие виды социальной поддержки пайщиков и обслуживаемого населения:

— доставка товаров в отдаленные населенные пункты и их реализация по ценам, сложившимся в районных центрах;

— доставка товаров на дом по заявкам населения, в первую очередь инвалидам и пенсионерам;

— реализация хлеба по цене ниже среднерыночной;

— отпуск товаров в долг пайщикам и населению;

— отпуск товаров в долг учреждениям социальной сферы и предприятиям сельского хозяйства;

— продажа товаров по льготным ценам пайщикам и ветеранам потребительской кооперации;

— обеспечение занятости населения общественно полезным трудом и др.

При любых погодных условиях (в дождь, пургу), по бездорожью работники потребительских обществ доставляют товары в самые отдаленные, труднодоступные и небольшие населенные пункты, в том числе и такие, в которых проживает по 10-15 человек.

В условиях безработицы неизмеримо возрастает роль потребительской кооперации в обеспечении занятости населения, особенно сельского, общественно полезным трудом. Реализация проблемы повышения занятости населения организациями потребительской кооперации возможна в первую очередь посредством создания дополнительных рабочих мест на основе организации небольших кооперативных производственных предприятий (мельниц, крупорушек, маслобоек); открытия магазинов на дому; организации надомного труда по производству отдельных товаров; привлечения населения к заготовкам дикорастущих плодов и ягод, грибов, лекарственных растений; развития разнообразных бытовых услуг; личного подсобного хозяйства, а также других видов деятельности.

Потребительская кооперация стремится использовать свой огромный экономический потенциал для того, чтобы помочь людям заработать средства для удовлетворения материальных и иных потребностей. Большое внимание организации потребительской кооперации уделяют молодежи, особенно сельской, предоставляя ей возможность заниматься общественно полезной деятельностью, обеспечивая получение профессий и организацию культурного досуга.

Таким образом, применение кооперативных принципов в деятельности потребительской кооперации усиливает ее социальную направленность.

На последующих уроках потребительская кооперация как крупная социально ориентированная система рыночной экономики будет рассмотрена подробнее.

На научно-практических конференциях «Кооперативная самобытность в новом тысячелетии», проходивших во всех регионах России в конце 2000 г., Председатель Совета Центросоюза РФ В. Ф. Ермаков предложил схему, которая характеризует потребительскую кооперацию как социально ориентированную систему (рис. 6).

В предложенной схеме четко выделена хозяйственная (коммерческая) деятельность потребительской кооперации и показано содержание ее социальной миссии, определяющей особенность потребительской кооперации как социально ориентированной системы.

Потребительская кооперация — социально ориентированная система

Хозяйственная

деятельность

Социальная миссия
— торговля

— закупки сельскохозяйственной продукции

— образовательные, санаторно-курортные и медицинские услуги

У пропаганда идей кооперации и кооперативных принципов:

— добровольность и открытое членство

— демократический членский контроль

— экономическое участие членов

— автономия и независимость

— образование, повышение квалификации и информация

— сотрудничество между кооперативами

— забота об обществе

— обучение пайщиков, повышение их информированности, формирование общественного сознания

— борьба с бедностью, создание новых рабочих мест

— моральная и материальная помощь инвалидам, пенсионерам

— содействие развитию личных подсобных хозяйств населения

— выполнение требований Закона «О потребительской кооперации. », уставов кооперативных организаций

— привлечение в потребкооперацию молодежи, повышение роли женщин в органах управления и контроля

Потребительская кооперация является социально ориентированной системой рыночной экономики. Это подтверждается социальной миссией, основными задачами, ценностями и принципами, реализуемыми в социально-экономической деятельности потребительских обществ и их союзов.

Кооперативные ценности и принципы определяют демократический характер системы потребительской кооперации, усиливают социальную направленность ее деятельности в интересах пайщиков и обслуживаемого населения.

1. Как определена социальная миссия (главная цель) в Законе «О потребительской кооперации. »?

2. Объясните, какое значение имеет четкое определение социальной миссии потребительской кооперации для организации ее социально-экономической деятельности.

3. Какие основные социально-экономические задачи потребительской кооперации предусмотрены ее законом?

4. Какие принципы создания и деятельности потребительских обществ особо выделены в Законе «О потребительской кооперации. »?

5. Какую социальную поддержку пайщикам и обслуживаемому населению оказывают организации потребительской кооперации?

6. Объясните, почему на рисунке 6 разделены хозяйственная деятельность и социальная миссия потребительской кооперации.

Источник

Социальная направленность потребкооперации состоит в том, чтобы повысить жизненный уровень сельского населения за счет решения их социально-бытовых проблем и снижения социальной напряженности в обществе. Социальная миссия предприятий потребкооперации представляет собой выполнение таких видов деятельности, как:

— доставка и реализация товаров по ценам, сложившимся в целом по району;

— ежедневная доставка хлеба в отдаленные населенные пункты;

— содержание планово-убыточных магазинов;

— доставка товаров на дом по заявкам населения;

— продажа товаров по льготным ценам пайщикам и ветеранам потребительской кооперации;

— помощь в обучении пайщиков и их детей в вузах и техникумах;

— обслуживание бюджетных организаций (школ, детских домов, больниц и др.);

— организация школьного питания;

— предоставление товарного кредита населению.

Организации потребительской кооперации ведут свою деятельность в 1863 административных районах, в 152,9 тыс. сельских населенных пунктах. Поэтому потребительские общества и их союзы со­вместно с органами государственной власти решают различные социальные проблемы населения, соответствующих территорий. В настоящее время потребительская кооперация, выполняя свою социальную миссию, может и должна внести существенный вклад в решение проблемы безработицы и увеличить занятость населения общественно-полезным трудом. Направления развития и социальная роль потребкооперации, оказывает влияние на процесс формирования социальной экономики ориентированной на достойную мотивацию трудового участия граждан в процессе производства, справедливое распределение, обмен и потребление материальных благ.

Источник

22.1. Потребительская кооперация – социально ориентированная система

На протяжении многовековой истории общественного развития существовали определенные виды деятельности, которыми занимались группы людей. Групповые объединения обеспечивали более эффективную деятельность по сравнению с индивидуальной.

В 1844 г. в городе Рочдейл (Великобритания) 28 ткачей собрали по 1 фунту стерлингов и создали коллективное хозяйственное (торговое) предприятие – потребительское общество на кооперативных принципах. С этого года и начинает свой отчет потребительская кооперация и международное кооперативное движение.

В России кооперативные предприятия получили свое развитие после отмены крепостного права в 1861 г. Первым потребительским обществом, официально зарегистрированным Министерством внутренних дел России, является Кыновское потребительское общество Пермской области, которое приступило к торговым операциям в 1865 году.

Кооперативы являются продуктом рыночной экономики и создаются для устранения рыночных несоответствий на рынке. Например, крестьяне (фермеры), ремесленники и кустари обычно организуют кооперативы для того, чтобы добиться лучших условий реализации своей продукции на рынке. Объединяясь в кооперативы, мелкие товаропроизводители организуют переработку и сбыт своей продукции крупными партиями, что позволяет реализовать ее на более выгодных условиях и выживать в сложившейся конкурентной среде.

Рабочие, служащие и другие слои населения объединяются в кооперативы с целью приобретения на наиболее выгодных условиях предметов потребления.

В рыночной экономике современных стран действуют кооперативы в разных отраслях хозяйства: в производстве – производственные кооперативы; в торговле – потребительские кооперативы; в строительстве – строительные кооперативы; в рыболовстве – рыболовецкие кооперативы; в сфере услуг – обслуживающие.

Все кооперативы – коллективные хозяйственные предприятия, призванные защищать интересы группы людей – их создателей.

В рыночной экономике функционируют предприятия разных организационно-правовых форм: государственные и муниципальные унитарные предприятия, акционерные общества, кооперативы и другие.

Кооперативы во многих отношениях мало отличаются от предприятий других форм, с которыми им приходится конкурировать.

Во-первых, предприятия всех форм выходят на рынки труда, капитала, управленческих услуг и должны обеспечивать диктуемые рынком заработную плату, процент на капитал и сопоставимое управленческое вознаграждение.

Во-вторых, в кооперативах сходны и многие производственные процессы, например: переработка, упаковка, сортировка, транспортировка, кредитная деятельность, ценообразование.

В-третьих, предприятия всех форм собственности, как и кооперативы, стремятся к повышению социально-экономической эффективности их деятельности.

В-четвертых, все предприятия находятся под воздействием одних и тех же общеэкономических факторов: уровня занятости либо безработицы; расширения или сужения кредитного рынка; инфляции или падения цен; налогов, сдвигов в потреблении.

Кооперативы – это коллективные предприятия, осуществляющие совместную хозяйственную деятельность заинтересованными в этой деятельности физическими и юридическими лицами. Они имеют общие черты с другими коллективными предприятиями, в том числе с акционерными обществами.

кооперативы и акционерные общества являются юридическими лицами; –

в формировании собственности кооперативов и акционерных обществ принимают участие физические и юридические лица (члены, акционеры); –

кооперативы и акционерные общества способны привлекать небольшие денежные средства граждан в виде паевых взносов или в виде покупки акций; –

в кооперативах и в акционерных обществах действуют коллективные органы управления: собрания, правления, советы, ревизионные комиссии; –

в кооперативе и в акционерном обществе предусмотрена ограниченная ответственность членов по обязательствам предприятия (кооператива, акционерного общества).

В то же время кооперативы имеют существенные отличия от предприятий других организационно-правовых форм, в том числе акционерных обществ.

Следует отметить, что потребительская кооперация удовлетворяет экономические и социальные потребности как своих пайщиков, так и некооперированного населения, проживающего на территории деятельности организаций потребительской кооперации.

Все отрасли потребительской кооперации тесно взаимосвязаны.

Розничная торговля и общественное питание непосредственно обеспечивают удовлетворение потребностей пайщиков и обслуживаемого населения в необходимых товарах и услугах.

Розничная торговля предоставляет пайщикам и обслуживаемому населению возможность купить продукты питания, одежду и другие необходимые товары в магазинах и мелкорозничной сети.

Общественное питание организует производство и потребление продуктов на своих предприятиях (в столовых, кафе, ресторанах), обеспечивая горячим питанием людей на работе, в учебных заведениях, в пути, во время отдыха.

Промышленность производит как производственные, так и другие необходимые населению товары, которые доставляются в магазины для продажи населению.

Сельское хозяйство является источником продовольственных товарных ресурсов как для торговли, общественного питания, так и для промышленности.

Транспорт осуществляет доставку товаров на предприятия торговли, общественного питания и непосредственно населению.

Строительство как отрасль хозяйства создает сооружения и здания для осуществления разных видов деятельности, возводит жилье, детские сады, пансионаты, библиотеки, площадки и павильоны для проведения культурно-массовых мероприятий.

Услуги, предоставляемые населению, приобретают все большее значение в хозяйственной деятельности потребительской кооперации.

Источник

Кооперативная самобытность, развитие кооперации как социально ориентированной системы

Самобытность потребительской кооперации, ее природная двойственность. Аспекты социальной миссии. Усиление борьбы с бедностью в обществе. Проблема занятости и информированности пайщиков. Предпринимательская деятельность потребительской кооперации.

КУРСОВАЯ РАБОТА (проект)

на тему: «Кооперативная самобытность, развитие кооперации как социально ориентированной системы»

1. Самобытность потребительской кооперации:

1.1 Природная двойственность кооперации

1.2 Предпринимательская деятельность потребительской кооперации

2. Социальная миссия ПК:

2.1 Аспекты социальной миссии

2.2 Усиление борьбы с бедностью

2.3 Проблема занятости и информированности пайщиков

3.1 Альтернатива глобализации

потребительский кооперация пайщик предпринимательский

Человечество шагнуло в новый век, в новое тысячелетие. Какими они будут и что принесут людям? Этот вопрос волнует всех. В мире происходят колоссальные перемены, и мы не имеем права их не замечать.

С позиций XXI века необходимо осмыслить роль и место потребительской кооперации в жизни общества, сделать новый шаг в изменении мышления. Необходимо вспомнить о самобытности потребительской кооперации, отойти от шаблонов в оценке работы потребительской кооперации как чисто хозяйственной организации, занимающейся торговлей, заготовками, производством, привлечь внимание и к её социальной миссии. Именно такая идеология заложена в Законе о потребительской кооперации, этому учит 170-летняя её история, этого, в конечном счете, требует здравый смысл.

1. Самобытность потребительской кооперации

1.1 Природная двойственность кооперации

Чтобы жить, развиваться и успешно выполнять свои функции, потребительская кооперация должна перестраивать деятельность, учитывая приоритет социальной миссии, сохраняя свою самобытность, приверженность кооперативным принципам и ценностям, не допуская перерождения организаций в коммерческие структуры.

— кооперативные принципы и ценности, нравственные ценности в бизнесе и жизни, обеспечивающие стабильность системе и формирующие привлекательный образ кооперации;

— репутация социально-ориентированной системы, то есть системы, работающей для повышения материального благосостояния своих членов;

— выполнение коммуникационной роли в сельской местности

1.2 Предпринимательская деятельность потребительской кооперации

Примерно лет десять тому назад “новые кооперативы” начали торить рыночную тропу. В рамках этой экономики, пусть ещё далёкой от идеала свободного рынка, складывается кооперативный сектор, элементами которого являются как производственные кооперативы (колхозы, артели старателей, рыболовецкие, транспортные и пр.), так и разнообразные потребительские кооперативы, включая потребительские общества.

В прошлом судьба кооперации зачастую зависела от тех, кто от этой кооперации не зависел. Сегодня же судьба потребительской кооперации начинает зависеть в первую очередь от пайщиков. Кооперативные общества и союзы функционируют в непривычной для них обстановке относительной свободы. Государство “сбросило” с себя выполнение несвойственной функции по управлению потребительской кооперацией. Но при этом государство обеспечило законодательную базу её деятельности.

Потребительские общества и их союзы занимаются предпринимательской деятельностью, которая, однако, обладает рядом особенностей. Прежде всего, она имеет социальную направленность, нацелена на удовлетворение потребностей пайщиков. Она осуществляется постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых созданы потребительские общества. Далее, предпринимательство в потребительской кооперации является коллективным: оно осуществляется в интересах пайщиков, но не индивидуально ими, поэтому субъектами предпринимательства выступают потребительские общества и их союзы как юридические лица. Наконец, по своему содержанию предпринимательство в потребительской кооперации развёртывается преимущественно в сферах обращения и потребления и лишь частично является производственным.

В этих условиях проблема выживания (самосохранения, предотвращения краха) потребительской кооперации является одной из самых всеобъемлющих и существенных. Система объединяет взаимосвязанные и взаимодействующие потребительские общества и их союзы на основе общности их целей, принципов, функций и т.д. Но, как и в любой другой системе, в потребительской кооперации наряду с организацией, упорядоченностью всегда есть некоторая разлаженность, неопределённость. Нормально, когда процессы организации уравновешивают друг друга. А если процессы дезорганизации начинают возобладать, например, под влиянием трудностей, обусловленных рыночными реформами?

Однако только сохранения кооперативной системы недостаточно. Необходимо сделать всё, чтобы потребительская кооперация предстала перед современниками конкурентоспособной системой, экономически и социально привлекательной, способной играть важную роль в решении актуальных проблем человечества.

Любая хозяйственная система независимо от своей организационно-правовой формы имеет будущее только в том случае, если она развивается и действует эффективно. И потребительская кооперация не является исключением.

С учётом того, что потребительская кооперация не только не только хозяйственная, но, прежде всего, социально ориентированная система, её эффективность следует определять выполнением следующих условий:

— реализацией социальной миссии;

— ростом масштабов деятельности, повышением доли потребительской кооперации на внутренних рынках;

— достижением безубыточности, получением кооперативными организациями доходов, достаточных для дальнейшего развития.

Отличие кооперативной организации от других субъектов хозяйствования состоит в том, что её нельзя рассматривать как чисто хозяйственную организацию и, соответственно, неправильно оценивать эффективность её деятельности только на основе общепринятых показателей рентабельности. Поэтому на первое место ставится не достижение максимально возможных значений экономических показателей, а удовлетворение потребностей пайщиков. Данное условие отражает смысл существования кооперации.

Таким образом, мы рассматриваем выполнение потребительской кооперацией своей социальной миссии как главное условие эффективности хозяйствования потому, что это организация пайщиков. Однако здесь есть и другой, чисто экономический аспект.

Аксиомой современного бизнеса является учёт нужд и потребностей клиентов. Практически все коммерческие организации вынуждены в своей деятельности учитывать как интересы общества в целом, так и своих потребителей. К этому они пришли в результате эволюции системы капиталистического хозяйства. Потребительская же кооперация исторически, изначально для этого и предназначалась. Только та кооперативная организация, которая обращена лишь к нуждам своих пайщиков, может обеспечить эффективное хозяйствование. С нарастанием конкуренции выживает только тот субъект рынка, который имеет своего постоянного покупателя.

Существует вполне объективная закономерность: те кооперативные организации, которые хорошо выполняют свою социальную миссию, чаще всего имеют и хорошие производственные показатели. Таким образом, деятельность кооперативной организации считается эффективной, если она выполняет свою социальную миссию, наращивает объём деятельности, повышает долю потребительской кооперации на внутренних рынках.

Как известно, за последние годы удельный вес потребительской кооперации в обороте территорий значительно уменьшился, многие кооперативные организации избрали стратегию сокращения объёмов деятельности, свёртывания целых отраслей, зачастую имело место упрощение ассортимента закупаемой и производимой продукции, реализуемых товаров.

Заготовительная деятельность. Для кооперативной системы сформировались благоприятные условия для закупок сельхозпродукции и сырья:

— увеличение производства сельхозпродукции в индивидуальном секторе, где традиционно работает потребительская кооперация;

— рост спроса на отечественную продукцию;

— решение вопроса по НДС при закупках сельхозпродукции у физических лиц;

— предоставление местным органам власти льготных кредитов на закупку сельхозпродукции и сырья.

Кооперативная промышленность призвана не только наполнить внутренний рынок, но и обеспечить занятость населения, создавая новые рабочие места и увеличивая денежные доходы как своих пайщиков, так и всего населения. И для того, чтобы вернуть утраченные позиции, необходимо:

— модернизировать производство на основе современной техники и технологий;

— восстановить малые производственные пищевые предприятия;

— увеличить объём, расширить ассортимент, улучшить качество промышленной продукции;

— рационально использовать сельскохозяйственное сырьё за счёт более глубокой его переработки;

— сократить потери продукции в производстве и при хранении.

2. Социальная миссия ПК

2.1 Аспекты социальной миссии

Рис. 2.1. Социально-экономическая модель потребительского кооператива

— доставка и реализация товаров в отдалённых населённых пунктах по ценам, сложившимся в целом по району;

— доставка товаров на дом по заявкам населения, первую очередь инвалидам и пенсионерам;

— реализация хлеба ниже себестоимости;

— содержание планово-убыточных магазинов;

— отпуск товаров в долг организациям социальной сферы и всем сельскохозяйственным структурам;

— отпуск товаров в долг пайщикам и населению;

— продажа товаров по льготным ценам пайщикам и ветеранам потребительской кооперации;

— подписка на газету для пайщиков «Российская кооперация» на каждый кооперативный участок, магазин, а так же для отдельных пайщиков-активистов, ветеранов;

— обучение, медицинское и санаторно-курортное обслуживание пайщиков.

Если у людей нет денег, то во многих случаях товары отпускаются им по записи в долг. Это помогает выживать. Кооператоры отпускают товары в долг сельскохозяйственным организациям и предприятиям (акционерным обществам, товариществам, совхозам, колхозам). Практически все они являются должниками потребительской кооперации. За взятые товары, как правило, рассчитываются позже не деньгами, а мясом, зерном, маслом, другими продуктами сельхозпроизводства.

Сегодня на селе практически утрачена сфера бытовых услуг. Всем потребительским обществам необходимо вплотную заняться парикмахерскими, ремонтом бытовой техники, обуви, часов, пошивочными мастерскими, наладить раскрой тканей, работу фотографии и так далее. У некоторых есть подвижки, но другие ещё только раскачиваются. Люди вынуждены ездить в город, в районный центр, чтобы что-то отремонтировать или получить какую-то другую услугу, что обходится им недёшево.

Кооперативные организации не должны забывать о многосемейных пайщиках, инвалидах, стариках, пенсионерах, больных, помогать морально и материально, заботиться о вспашке огородов, обеспечении дровами, стройматериалами, продавать товары по льготным ценам. Списки таких людей должны быть в каждом магазине. Кстати, в ряде организаций эта работа поставлена неплохо. Но опять ни на собраниях пайщиков, ни в печати об этом не рассказывается, как будто это подпольная деятельность.

2.2 Усиление борьбы с бедностью

«Концепция развития потребительской кооперации…» провозглашает социальную миссию, борьбу с бедностью как главное стратегическое направление деятельности потребительской кооперации. (Приложение2)

2.3 Проблема занятости и информированности пайщиков

Следующим аспектом социальной миссии является проблема занятости, которая в последнее время приобрела особую остроту. Новым негативным явлением сельской жизни стал рост безработицы. В то время как занятость выступает фактором социального развития личности и общества: удовлетворение потребностей в материальных благах, социально-культурных и бытовых услугах, здоровье человека, продолжительность жизни и т.п. зависят от занятости.

Сельская безработица приобрела застойный характер. Увеличение сроков незанятости приводит к потере профессиональных и трудовых навыков, уменьшает способность к интенсивному труду вообще, утрате уверенности в себе. Она способствует возникновению социально опасных явлений: среди длительно не работающих людей возрастают алкоголизм, наркомания, теряется вера в справедливость устройства общества. Таким образом, занятость выступает как составляющий элемент социально-экономического развития села в условиях становления рыночных отношений.

Население не станет организовывать кооперативы и вкладывать в них деньги, если не будет знать, что это выгодно. И именно здесь очень важным является такой аспект, как информированность. Пайщик, не имея информации о работе кооператива, не сможет защищать свой доход. Кооператив, в свою очередь, не имея квалифицированных и образованных работников, не сможет эффективно работать. Детальное изучение принципа “Образование, повышение квалификации и информация” на экономику и управление потребительских кооперативов позволило сформулировать следующие рекомендации по его применению в потребительских обществах:

— развитие социальной базы потребительской кооперации возможно только на основе широкой пропаганды кооперативных ценностей и принципов, информированности пайщиков о состоянии дел в потребительских обществах и о преимуществах кооперации;

3.1 Альтернатива глобализации

Понимание последствий глобализации породило поиск иных решений, способных обеспечить экономическое развитие общества без серьёзных социальных потерь.

При выборе стратегии развития следует учесть историческую тенденцию в предпочтении людей, проявляющуюся во всём мире, жить в общине. Поиск путей развития обеспечил повышенный интерес экономистов, политологов, социологов к кооперации, в первую очередь к потребительской кооперации как социально ориентированной системе. Кооперация рассматривается как некий третий альтернативный путь развития: не капитализм, не социализм, а социально ориентированная экономика.

Помимо всего того, чем сейчас занимается кооперация, она должна занять и другие ниши малого предпринимательства, которые стали полностью или почти полностью бесхозными. Для этого надо тщательно проанализировать, что было ранее, что утрачено, что можно восстановить заново, но уже в составе потребкооперации (например, бани, прачечные, автосервис).

Потребительская кооперация может предоставлять рабочие места за счёт развития сферы услуг на селе:

— даёт возможность обеспечения занятий населению, в том числе таким социально незащищённым слоям сельского населения, как пенсионеры и инвалиды. В сфере услуг легче всего создаются условия предоставления работы на неполный рабочий день для этих категорий населения;

— через трудовую деятельность повышается уровень жизни сельского населения, сохраняется социальная стабильность, сокращаются сопутствующие безработице пороки;

— развитая сфера услуг улучшает среду обитания, качество жизни, сокращает расходы сельского населения на поездки в город.

Концепция развития потребительской кооперации предусматривает:

— восстановить на селе сферу бытовых услуг;

— обеспечить оказание населению производственных услуг (выработка из сырья населения на давальческих началах продуктов питания и стройматериалов), ветеринарных и сельскохозяйственных услуг;

— развивать такие виды деятельности, как туризм, гостиничное хозяйство и т.д.;

— предоставлять населению в магазинах потребительской кооперации услуги почтовые, междугородной телефонной связи, в том числе продажу телефонных карт, и др.;

— оказывать услуги по уходу за детьми, инвалидами, пенсионерами, по ведению домашнего и подсобного хозяйства и другие.

Социальная миссия предполагает развитие потребительской кооперации как общественной организации. Следует создавать женские советы. Комитеты по делам молодёжи, библиотеки, в том числе в магазинах, возрождать художественную самодеятельность, народные театры, клубы по интересам, спортивные клубы, секции, устанавливать игровые автоматы. Больше внимания следует уделять организации досуга пайщиков и сельского населения (вечера отдыха, диспуты, спортивные соревнования и т.д.)

Предпринимательская деятельность потребительских обществ, которая, с одной стороны, направлена на увеличение дохода, в сущности же является необходимым условием для осуществления социальной миссии. Некоторые услуги, оказываемые обществу кооперацией (примером может быть доставка товаров в отдалённые районы, что экономически невыгодно) нуждаются в финансировании, и для того, чтобы найти средства на оказание этих услуг и не оказаться в убытке, кооперация и занимается хозяйственной деятельностью.

1. Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

2. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации» от 11.07.97 г., №97-93.

Подобные документы

Цели и направления программы стабилизации и развития потребительской кооперации РФ до 2010 г. Анализ путей совершенствования организационной структуры управления потребительской кооперации в соответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации в РФ».

курсовая работа [64,8 K], добавлен 19.10.2010

Укрепление правового положения потребительской кооперации, развитие отраслей ее хозяйственной деятельности. Роль Центросоюза в деятельности потребительской кооперации. Цели Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 г.

курсовая работа [46,6 K], добавлен 18.09.2010

Роль и значение потребительской кооперации в развитии местных рынков. Проблемы российской потребительской кооперации на современном этапе и пути их разрешения. Разработка рекомендаций по развитию кооперации в Новосибирске на примере Облпотребсоюза.

курсовая работа [45,2 K], добавлен 19.10.2010

Содержание миссии (основного предназначения) потребительской кооперации: цели, задачи, конкретные преимущества. Кооператив как хозяйственное предприятие. Исследование конкретных преимуществ миссии потребительской кооперации на примере Общества «МБК».

курсовая работа [41,2 K], добавлен 05.10.2010

Изучение понятия пайщика с точки зрения его социальной значимости для потребительской кооперации. Реализация социальной миссии пайщиков через потребительские организации. Паевые отношения между пайщиками внутри потребительских обществ, их правовой статус.

курсовая работа [574,1 K], добавлен 06.10.2010

Развитие потребительской кооперации в дореволюционной России. Социально-экономическое развитие потребительской кооперации в начале XXI века. Тенденции развития кооперативного движения в России. Национальные кооперативные объединения России.

курсовая работа [47,6 K], добавлен 16.01.2007

Изучение особенностей функционирования потребительской кооперации в годы ВОВ для использования имеющегося опыта преодоления кризисных состояний, при разработке концепции развития кооперации в будущем. Кредитная и сельскохозяйственная кооперации.

курсовая работа [40,5 K], добавлен 09.05.2009

Характеристика значения основных идеологов и организаторов российской потребительской кооперации в кооперативном движении. Взгляды Н.И. Зибера на зарождение потребительской кооперации, их экономической сущности и основных преимуществ для потребителя.

курсовая работа [47,9 K], добавлен 15.07.2011

Торговля как отрасль потребительской кооперации. Группы издержек обращения в системе потребительской кооперации. Динамика отчислений в фонд развития потребкооперации в Алтайском крае. Элементы механизма управления конкурентоспособностью организации.

контрольная работа [55,0 K], добавлен 17.09.2009

Формы собственности, особенности собственности потребительской кооперации. Имущество потребительского общества, особенности формирования и управления имуществом. Стимулирование пайщиков на экономическое участие в деятельности потребительского общества.

курсовая работа [34,1 K], добавлен 01.01.2010

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *