Что означает позиционирование в рекламе технология 6 класс
Понятие и классификация позиционирования в рекламе
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и сущность позиционирования в рекламе
Позиционирование – это внедрение в потребительское сознание определенного образа товара или услуги.
В некоторых случаях позиционирование воспринимают в качестве особого рода маркетинговой задачи, направленной на определения позиции (места) товара или услуги в сознании потребителя. Его итогом выступает построение образа марки в восприятии, воображении и понимании целевой потребительской аудитории, выгодно отличающегося от конкурирующих продуктов. Довольно часто позиционирования относят к инструментам продвижения бренда. Свое место позиционирование находит и в рекламе. Иначе его называют рекламным позиционированием.
Рекламное позиционирование – это акцентирование внимания потенциальных потребителей на конкретных выгодах марки с целью ее обособления от конкурентов.
В рекламе позиционирование предполагает необходимость сегментации рынка, так как товар и рекламное сообщение, его сопровождающее, должны быть предназначены для определённой целевой аудитории, а сама реклама, продвигающая отличительные атрибуты торговой марки, должна быть направлена на определенный рыночный сегмент.
Главным принципом позиционирования в рекламе выступает перенос маркетинговой цели с реализации продаж на мотивацию целевых потребителей к совершению покупок. В конечном счете? рекламное позиционирование позволяет рассказать потребителям о том, что же из себя представляет товар, какие выгоды для потребителя он несет и для кого он предназначен.
В современном мире существует множество примеров рекламного позиционирования. На рисунке 1 представлены лишь некоторые из них.
Рисунок 1. Некоторые примеры позиционирования в рекламе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Готовые работы на аналогичную тему
Известные исследователи Э. Райс и Д. Траут в своих работах указывают на необходимость для рекламодателя отвечать в процессе позиционирования на ряд вопросов, а именно:
Ответ на эти вопросы служит ключом к проверке системы позиционирования на ее эффективность и реалистичность.
Базовая классификация позиционирования в рекламе
Рекламное позиционирование в маркетинге подлежит определенной классификации. Прежде всего, следует отметить наличие трех моделей позиционирования в рекламе – это микро-, макро- и мезо- модели. Каждая из них имеет свои особенности. Поскольку это напрямую не относится к нашей теме, не будет останавливаться на них более подробно. Обратимся к другим способам классификации рекламного позиционирования.
Традиционно в маркетинге позиционирование в рекламе принято разделять на два базовых вида:
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Рекламное позиционирование дифференцированного типа предполагает необходимость определения каждой торговой маркой своего места в рамках товарной категории. Определение места в данном случае обеспечивается посредством выделения уникального торгового предложения. Чаще всего данный вид рекламного позиционирования на практике применяется в тех случаях, когда торговая марка не имеет центрового места, требуется подчеркнуть специализацию в данном рыночном сегменте или же сам товар ориентирован на пользователей, недавно оказавшихся на рынке.
В случае, если речь идет о рекламном позиционировании центрового типа, то торговая марка выступает в роли некоего среднего продукта в данной товарной категории. Данный вид позиционирования наиболее целесообразно использовать в рекламе в том случае, если торговая марка фирма считается лидером рынка или аналогичная торговая марка фирмы-конкурента способна предоставить потребителю те же выгоды, но по более низким ценам.
Концепции рекламного позиционирования
В интерпретации рекламной деятельности основными способами позиционирования выступают следующие альтернативы:
Данный подход не является единственным. Так, например, в зависимости от оценки преимуществ товара выделяют пять базовых концепций позиционирования в рекламе: «цена – качество»; эмоции – сбыт»; учет конкурентов; влияние факторов потребительской сегментации на совершение покупки; использование атрибутов товара.
Выбор той или иной концепции рекламного позиционирования определяется качеством и оформлением товара, его ценой, потребительскими свойствами, избранным фирмой рыночным сегментом и рыночными позициями товаров-конкурентов.
На сегодняшний день единой общепринятой концепции рекламного позиционирование не существует, напротив, имеются различные варианты ее организации. Так или иначе, считается, что главными атрибутами товара в рекламе должны выступать именно те позиции и характеристики, которые способны выгодно отличать его от аналогичной продукции конкурирующих фирм. Главной проблемой рекламного позиционирования всегда выступает поиск ответа на вопрос о том, как же из всего многообразия вариантов выбора стратегий позиционирования выбрать единственно верный для разработки и продвижения рекламного сообщения.
Конспект-лекция 6 кл. на тему урока: №38 «Сегментация рынка. Позиционирование продукта».
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект – лекция №__________
Предмет: Технология ФГОС 2016уч.г 6 класс
Преподаватель: Ковалева Марина Анатольевна, учитель технологии
Место проведения урока: кабинет технологии, МБО Средней школы №19.г. Каменска-Уральского, Свердловской обл.
Тема урока: №38 «Сегментация рынка. Позиционирование продукта».
1. Понятие сегментации рынка, ее значение
2. Критерии сегментации рынка
3. Выбор целевого рынка
4. Позиционирование товара
1.Понятие сегментации рынка, ее значение
Любой рынок с точки зрения маркетинга состоит из покупателей, которые отличаются друг от друга по своим вкусам, желаниям и потребностям. Очевидно, что разные потребители желают приобрести разные товары. Для того чтобы удовлетворить различные потребности, организации-производители и организации продавцы стремятся выявить группы потребителей, которые скорее всего положительно отреагируют на предлагаемые продукты, и ориентируют свою маркетинговую деятельность прежде всего на эти группы потребителей.
Здесь уместно вспомнить известный закон Парето, основанный на статистических исследованиях и согласно которому 20% потребителей покупают 80% товаров определенной марки, представляя обобщенную группу целевых потребителей, ориентированных на данный товар.
Остальные 80% потребителей приобретают 20% товара данной марки и не имеют четкого выбора, они скорее всего совершают случайные покупки. Производители стремятся ориентировать свои продукты и маркетинговую деятельность на эти 20% потребителей, а не на весь рынок в целом. Таким образом, не стоит пытаться завоевать сразу весь рынок, разумнее выделить только ту его часть, которую именно это предприятие, именно в это время и в этом месте способно эффективно обслужить, т. е. провести его сегментацию.
Сегментация рынка — представляет собой разделение рынка по самым разным характеристикам на четко выраженные группы покупателей (сегменты), каждая из которых имеет сходные предпочтения и одинаково реагирует на предложенный товар или на виды маркетинговой деятельности (рекламу, ценовую политику и пр.).
Сегментация имеет огромное значение для товаропроизводителя, так как позволяет:
• повысить конкурентоспособность товара и его производителя, эффективность хозяйственной деятельности;
• лучше удовлетворять нужды и потребности людей путем большего соответствия товаров желаниям и предпочтениям потребителя;
• более четко и направленно осуществлять маркетинговую политику.
Работа по сегментации рынка должна проводиться непрерывно и постоянно в связи с изменениями в конкурентной среде, во вкусах, желаниях и предпочтениях потребителя, в научно-технической среде.
2.Критерии сегментации рынка
Сегментация рынка проходит с учетом определенных критериев и признаков.
Критерий — это показатель того, насколько верно предприятие выбрало тот или иной рынок для деятельности.
Признак — это способ выделения данного сегмента на рынке.
Выбор целевого рынка
После проведения сегментации рынка предприятие должно оценить привлекательность и выбрать один или несколько сегментов для освоения. При оценке сегментов рынка необходимо учитывать общую привлекательность сегмента, а также цели и ресурсы осваивающего его предприятия. Проблема выбора всегда сложна. Чтобы не оказаться в положении буриданова осла, который умер от голода, находясь между двумя охапками сена, так и не решив, с которой начать, следует определить степень привлекательности потенциального рынка: его размер, темпы роста, доступность и существенность, прибыльность, степень риска.
3.Выбор целевого рынка
Далее предприятие должно решить, какие из проанализированных рыночных сегментов оно должно выбрать в качестве целевых рынков. Возможны пять вариантов действий:
1. сосредоточить усилия на одном сегменте;
2. удовлетворять какую-то одну потребность всех групп потребителей;
3. удовлетворять все потребности одной группы потребителей;
4. выборочная специализация на различных сегментах;
5. обслуживание всего рынка.
Предприятие, сделав выбор, старается сосредоточиться, как правило, на одном сегменте. Не важно, если на нем будет конкурент. Все находятся в одинаковых условиях. Выбор целевого рынка не означает, что остальные сегменты оставлены без внимания. Предприятие постепенно, продуманно, в определенной очередности осваивает новые сегменты, стремясь завоевать на рынке господствующее положение, используя при этом следующие стратегии (схема 6.2):
1. Недифференцированный или массовый маркетинг. Этот вид маркетинга используется, когда предприятие пренебрегает различиями сегментов и выходит на рынок с единственным товаром в расчете на выгодного покупателя, при этом больше внимания уделяется общности покупателей.
Товар должен удовлетворять как можно большее количество покупателей, поэтому здесь используется массовый маркетинг, так как рынок однороден и насыщен.
2. Дифференцированный маркетинг. Он используется для товаров, имеющих много конструктивных отличий. При такой стратегии маркетинга выделяется и обслуживается как можно большее количество сегментов рынка.
3. Концентрированный маркетинг. Он предполагает направленную работу только на одном сегменте рынка с одной группой потребителей. Благодаря данному подходу производитель обеспечивает себе сильную рыночную позицию на обслуживаемом сегменте, что особенно привлекательно для молодых предприятий.
При выборе стратегии охвата рынка следует учитывать множество факторов.
Очень часто при сегментации рынка оказывается, что существует часть рынка, которой пренебрегли как производители, так и торговцы. Например, японцы нашли такую часть рынка на множительную технику для небольших контор, отделов и т.д., когда все остальные производители увлеклись созданием большой дорогой техники, и имели успех.
Коммерческий успех предопределяется не только нахождением своего рынка, но и удачным поиском на нем незанятого или не полностью занятого места (рыночной ниши).
Рыночная ниша — ограниченная по масштабам, с резко очерченным числом потребителей сфера деятельности, которая позволяет предприятию проявить свои лучшие качества и преимущества перед конкурентами.
Какие различия между понятиями «ниша» и «сегмент» рынка? Сегмент рынка обычно выделяется в пределах оной отрасли. Ниша может охватывать продукцию сразу не-скольких отраслей. Как правило, рыночная ниша находится на стыке между разными рыночными сегментами.
Если предприятие выпускает персональные компьютеры определенной модели и реализует их через собственную сбытовую сеть, то оно работает на определенном сегменте рынка. Если же, кроме того, предприятие занимается сбытом уникального программного обеспечения (собственного или других предприятий), которое можно эффективно использовать на производимом компьютере, то предприятие работает в рыночной нише.
Емкость ниши всегда меньше емкости целевого сегмента на рынке. Работа с сегментом предполагает наличие конкурентов. В нише конкурентов обычно не бывает.
Компании, обслуживающие ниши, обычно прекрасно понимают запросы покупателей и стремятся полнее удовлетворить их, зная, что за это «понимание» потребители охотно заплатят немалые деньги .
Например, Реггап, имея лояльных покупателей, устанавливает очень высокие цены на свои автомобили, так как уверена, что никто другой не в состоянии предложить им такое сочетание благ в виде товара, обслуживания, членства в клубе «Реггап» и т. п.. Нельзя ни в коем случае недооценвать возможности ниши. Сегодня завоевание ниши на рынке становится первостепенным занятием.
Рыночные ниши могут быть вертикальными и горизонтальными. Маркетинг, ориентированный на вертикальную нишу, заключается в удовлетворении потребностей разных групп потребителей данным товаром или группой схожих товаров.
Примером может служить современный мировой компьютерный бизнес. Значительно дешевле выпускать машины общего назначения, умеющие выполнять различные задачи в зависимости от сферы их применения за счет разнообразия процедур и программного обеспечения. Образуется своеобразная вертикальная ниша, в которой действуют торговые и сбытовые посредники.
Маркетинг, ориентированный на поиск горизонтальной ниши, заключается в удовлетворении потребности потребителя целым набором разных товаров, в которых они испытывает нужду. Это предполагает расширение ассортимента товаров, предложенных изготовителем, или набора услуг для потребителя независимо от того, существует ли между этими товарами или услугами тесная связь.
Удачная находка рыночной ниши еще не означает, что она найдена навсегда. Рано или поздно появится конкурент или конкуренты, которые будут пытаться втиснуться в эту нишу. Поэтому (!) всегда надо искать следующую нишу, пока действует имеющаяся.
4. Позиционирование товара
Сегментация рынка тесно связана с позиционированием товара, так как является базой для проведения позиционирования товаров.
Позиционирование товара — это определение его места на рынке в ряду других аналогичных ему товаров с точки зрения самого потребителя.
Маркетинг, ориентированный на вертикальную нишу, заключается в удовлетворении потребностей разных групп потребителей данным товаром или группой схожих товаров.
Примером может служить современный мировой компьютерный бизнес. Значительно дешевле выпускать машины общего назначения, умеющие выполнять различные задачи в зависимости от сферы их применения за счет разнообразия процедур и программного обеспечения. Образуется своеобразная вертикальная ниша, в которой действуют торговые и сбытовые посредники.
Маркетинг, ориентированный на поиск горизонтальной ниши, заключается в удовлетворении потребности потребителя целым набором разных товаров, в которых они испытывает нужду. Это предполагает расширение ассортимента товаров, предложенных изготовителем, или набора услуг для потребителя независимо от того, существует ли между этими товарами или услугами тесная связь.
Удачная находка рыночной ниши еще не означает, что она найдена навсегда. Рано или поздно появится конкурент или конкуренты, которые будут пытаться втиснуться в эту нишу. Поэтому (!) всегда надо искать следующую нишу, пока действует имеющаяся.
1. Какие цели достигает предприятие с помощью сегментации рынка?
2. Каковы основные критерии сегментации рынка?
3. Что представляет собой целевой рынок?
4. В чем отличие рыночной ниши от сегмента рынка?
5. Что понимается под позиционированием товара? Назовите приемы позиционирования товара.
КОНЦЕПЦИЯ РЕКЛАМНОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ
Позиционирование — это внедрение образа товара в сознание потребителя, набор ассоциаций, которые потребитель связываете торговой маркой или место предмета рекламы с позиции «почему покупатель должен купить наш товар?». Ассоциации могут охватывать особенности доминирующих атрибутов, стиль жизни, возможности покупки и пользования, имидж торговой марки, магазины, где она продается, сравнение с конкурентами. Позиционирование подразумевает, что принимается решение игнорировать часть рынка и сконцентрироваться только на определенных сегментах.
Цель позиционирования — выявление особенностей товара, которые были бы в гармонии со стилем жизни и выработанными ценностями потребителя, определяя потребительское поведение.
Позиция торговой марки — это набор ассоциаций, которые потребитель связывает с торговой маркой. Они могут охватывать физические атрибуты, стиль жизни, ситуации использования, имидж торговой марки, магазины, где она продается.
К целевой аудитории рекламного позиционирования относят тех, кто может легко изменить свои предпочтения — «непозиционированных» потребителей, и наиболее ценных — «позиционированных» потребителей. Концепция рекламного позиционирования выступает причинно-следственным инструментом позиционирования товара в маркетинге.
Целью рекламной деятельности в концепции рекламного позиционирования выступает обеспечение креативного представления в средствах рекламы стратегических позиций товара, обеспечивающих потребителю выгодное отличие его атрибутов от характеристик товаров конкурентов, а также формирование отличительного имиджа товара в гармонии со стилем жизни и ценностями потребителя, которые определяют его потребительское поведение.
Концепцию рекламного позиционирования можно считать формой откровения в рекламе, которая раскрывается в указании сильных и слабых сторон марки, а также конкурентов в критериях желаний потребителей. Его можно сравнить с поиском потребительских желаний, нужд, запросов узкого сегмента потребителей и воздействия на них рекламой в нужный момент и конкретных обстоятельствах для создания побудительного (синер-гетического) эффекта рекламной кампании. Рекламное позиционирование способствует высвобождению персонала из отдела сбыта службы маркетинга исходя из принципа: зачем организовывать сбыт, это сделает правильно позиционированный товар в рекламе.
Рекламное позиционирование позволяет доводить до уровня тактических деталей маркетинговые решения позиционирования. Например, рекламодатель, который позиционировал свой товар как продукт высокого качества для солидных клиентов, должен пользоваться услугами высококлассных рекламных агентств, способных создать креатив, понимаемый этой целевой аудиторией, и рекламировать товар в престижных рекламных средствах, достигающих этих клиентов. Поэтому позиционирование в рекламной деятельности несколько шире маркетингового позиционирования товара.
Позиционированная реклама является результатом совместной творческой мысли рекламного агентства и бренд-менеджера либо директора по маркетингу. Рекламное позиционирование дает возможность рассказать потребителям, что представляет собой товар, для кого он предназначен, в чем его выгоды. Кроме того, позиционирование — это важные предложения рекламодателя, обеспечивающие связь между конкретной маркетинговой стратегией, задействованной в рекламе товара, и творческой стороной рекламы.
Принцип позиционирования в рекламе заключается в переносе маркетинговой цели осуществления продаж на мотивацию покупки целевого потребителя. В практике рекламной деятельности России рекламному агентству приходится находить рекламное позиционирование товара, устраивающее рекламодателя и потребителя.
Выбору стратегии позиционирования должны предшествовать: выявление конкурентов; определение атрибутов, по которым конкуренты воспринимаются и оцениваются потребителем; определение позиций конкурентов; анализ потребителей.
Способами позиционирования товара по Ж.-Ж. Ламбену в интерпретации рекламной деятельности могут выступать следующие альтернативы.
1. Позиционирование по функциям товара. Реклама должна выделить особые или специфические функции потребления или эксплуатации, присущие только рекламируемому товару.
2. Позиционирование по выгодам. В общем случае товар в рекламе позиционируется для разных сегментов по-разному, но потребитель знает, к какому типу он принадлежит и какую выгоду несет ему рекламируемый товар. Концепция ориентации на выгоды потребителя, проявляемая через выражение в рекламе эмоциональных чувств потребителя, обеспечивает синергетический эффект рекламной коммуникации.
3. Позиционирование по способу использования.
4. Позиционирование по категории пользователей. В установлении позиции товарной марки огромное внимание отводится названию товара — имени. Правильно выбранное имя хорошо позиционирует товар в рекламе по степени запоминаемости для целевой аудитории.
5. Позиционирование по отношению к другому товару. Дж. Траут и Эл. Райе’ свидетельствуют, что со временем товарные марки выстраиваются в сознании потребителя в логическую цепочку, что определяет их позиционирование, например, Coke>Pepsi>Fanta. Первая закрепившаяся в сознании потребителей марка получает в среднем в 2 раза большую долю рынка (в долгосрочном периоде), чем марка № 2, и в 4 раза большую, чем марка № 3.
6. Позиционирование на основе разрыва с определенной категорией товара, что отражается в информационной концепции представления товара-«новинки». В условиях высокой конкуренции брендов основной маркетинговой стратегией выступает «конкурентное перепозиционирование». Оно заключается в разработке рекламных приемов, способных вытеснить из сознания потребителей определенные занимаемые позиции по отношению к товару, что потребует огромных усилий субъектов рекламной деятельности как в денежных затратах, так и в создании креативной рекламы.
7. Позиционирование по стилю жизни. Можно привести и другие виды выражения позиций товара в рекламе: исходя из типа целевого рынка — агрегированный (массовый), дифференцированный, концентрированный (сфокусированный); на основе выгод — по критерию «цена-качество»; по желаниям потребителей, на основе эксплуатации, на основе сервиса, на базе психологического восприятия — на основе эмоций; на основе шоу-эффектов, с учетом рекламы товара-конкурента — принятого позиционирования конкурентов, принятых конкурентных стратегий; исходя из места товара в рекламе как марки или бренда — позиционирование товарной марки, позиционирование имиджа и др. Все стратегии направлены на достижение одной цели — создания устойчивой позиции (образа) марки товара в сознании потребителя и обеспечения его конкурентоспособности. В каждом конкретном случае можно сформировать более детальные стратегии позиционирования в зависимости от маркетинговых целей.
Проблема позиционирования заключается в ответе на вопрос, как из всего многообразия вариантов стратегий позиционирования выбрать единственно верный для разработки рекламного сообщения. Позиционирование подтверждает только интуицию создания рекламного креатива. Какую же позицию занять рекламному агентству в такой ситуации, когда рекламную цель ставит рекламодатель, а маркетинговые исследования потребителя говорят о другом? Выходом из подобной ситуации выступает рекламирование не только бренда, но и реклама с предложением потребителю решения в зависимости от его нужд, позиций в обществе.
Технологию поэтапного создания позиционированного товара можно записать в следующей форме.:
Рекламируемый товар | | Атрибуты физических свойств |
| Рациональные преимущества | | Эмоциональные выгоды | | Рекламное сообщение | | Отношения рекламируемой выгоды с потребителем |
Стрелки на рис. указывают, что возможно движение как слева направо для рекламной кампании существующего товара, так и справа налево для нового товара, по заявкам потребителей из рекламного позиционирования.
РЕКЛАМНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ
Аргументация — способ подведения основания под какую-либо мысль или действие. Рекламный аргумент — довод, доказательство в пользу рекламируемого товара, содержащееся в рекламном обращении. Рекламная аргументация выполняет роль побуждения к определенному мнению, признания чего-либо значимым, способ убеждения кого-либо. Она по своей сути диалогична, имеет силу убеждения и внушения, так как обращена к рассудку и чувствам.
Чтобы оказать на поведение потребителя определенное воздействие, необходимо привлечь его внимание. Привлечение внимания выступает основным требованием в системе инструментов аргументации рекламы. При создании отдельных средств рекламы необходимо пользоваться аргументами, которые можно назвать наружными и обеспечивающими привлечение внимания, легкость обозрения, понимания и запоминания содержания.
Этапы решений о покупке и рекламные мероприятия
Этапы решений о покупке товара | Направленность рекламы |
Стимулы | Реклама, воздействующая на побудительные мотивы поведения с учетом стимулов |
Ощущения | Реклама, воздействующая на ощущения и чувства людей, создающая образ |
Запросы и предпочтения | Реклама, отражающая запросы и чаяния потребителей |
Восприятие | Рекламный образ товара |
Мотив | Побудительная реклама покупки |
В рекламной деятельности аргументация представляет собой доказательство, подтверждение или поддержку обещания, которые принимают в готовом рекламном продукте разнообразные формы:
—демонстрация рекламируемых качеств товара, его известности, товарной марки;
—сравнение с конкурентными преимуществами;
—свидетельство референтного лица;
—красочное описание товара с позиции нужд потребителя;
—описание профиля целевой аудитории в самой рекламе;
—тон и стиль, созвучные ожиданиям потребителя;
—креативность представления рекламы в ее средствах;
—преимущества для потребителей, заложенные в рекламных
Правилами эффективной аргументации выступают четкость и ясность их изложения, внутренняя непротиворечивость, убедительность и понимание потребителем. Отсюда требование — аргументация должна быть ярко выражена в рекламном сообщении.
Существуют следующие пути повышения восприятия рекламы:
1.Привлечение внимания: использование высокоэффективных средств рекламы, которые смотрит, читает, видит и слышит целевая аудитория; привлекательность и удержание внимания на рекламе; длительность воздействия рекламы, что особенно важно для товаров, которые не занимают внимание потребителя или мало отличимы от товаров конкурентов; оригинальность (креатив) исполнения рекламы.
2.Произведенное впечатление: осведомленность о рекламодателе и его товаре; потребители хотят слышать о себе самих и о вещах, которые их волнуют, поэтому они будут уделять внимание рекламе только в том случае, если это будет того стоить; реклама должна быть интересной и созвучной склонностям аудитории, а интерес возбуждается личной вовлеченностью или любопытством, тогда реклама будет актуальной для нее; чем больше потребитель вовлечен в развитие рекламы, тем больший эффект она произведет на него.
3.Разъяснение рекламы: объяснение рекламы должно быть ясным и понятным потребителю, неопределенная или запутанная реклама не воспринимается потребителем; рекламное обращение Должно представлять простые факты для усвоения информации; реклама должна пополнять опыт людей; обращаясь к потенциальному потребителю, не следует прибегать к повелительному наклонению, так как большинство людей не любят, когда им приказывают; использование ассоциаций способствует представлению Рекламируемого товара в сознании потребителя с тем, к чему он стремится, уважает, ценит, дорожит.
4. Убеждение: реклама должна убеждать людей, пытаться создать,
Подкрепить или изменить отношение, привести аргументы, затронуть эмоции или непосредственно внедрить убеждения в структуру мнений потребителя о товаре; убеждение должно быть связано с тем, что делает товар особенно желанным или интересным для потребителя; убеждение формирует новое мнение, подкрепляет или изменяет существующее мнение; убеждение усиливается если реклама использует эмоциональные факторы.
5.Побуждение к действию: реклама отдает приказ типа «Купи это сегодня!», «Не проходите мимо!», «Мы открылись» и др.; реклама направляет на конкретное действие, например, «Твое пиво!», «Разве я этого не достойна?!».
6.Запугивание в рекламе направлено на внимание: «Количество товара ограничено!», «Срок действия скидок заканчивается. », «Предложение действительно до. » и т.д.
Вместе с тем и рекламоносители оказывают существенное влияние на аргументацию рекламного сообщения, выступая индикаторами внимания. Аргументация может быть усилена в зависимости от способа представления рекламного сообщения на рекламоносителе.
Рекламные аргументы печатной рекламы
Примерами аргументации в области зрительного восприятия и читабельности выступают заголовок и текст. Интригующий заголовок и иллюстрация составляют первичные аргументы. Если в рекламе нет изображения, то на заголовок ложится основная нагрузка по привлечению внимания. Заголовок в среднем читают в 5—6 раз больше, чем текст. Эффективность заголовка повышается благодаря следующим рубрикам: выигрыш (зачем платить больше, разве я этого не достойна, удаление морщин, престиж, удовольствие и т.д.); новости (запоминают на 22% больше); полезная информация (привлекает внимание); название товара; категория потребителей.
Заголовок не должен включать частицу «не». Заголовок в кавычках (свидетельства или цитаты) вспоминают на 28% больше. Не располагайте заголовок над иллюстрацией. Длина заголовка произвольна. Исследования показали, что заголовок длиной около 10 слов хорошо продает. Часто бывает полезно использовать подзаголовок.
Рекламный текст в среднем читают 5—7% тех, кто прочитал заголовок. Общие требования к тесту рекламы: текст должен содержать максимальное количество фактов, изложенное минимальным количеством слов, быть легким для восприятия, не содержать преувеличений, не соответствующих действительности. В рекламном тексте конкретное лучше общего (лучше сказать «на 10% больше», чем «значительно больше»). Использование аргумента «стиля жизни» оправданно только тогда, когда явных продающих моментов у товара нет. Название/логотип фирмы помещают внизу.
К элементам рекламной аргументации относят:
Шрифты — использование эффектной гарнитуры для акцентирования внимания на наиболее значимых словах, вызывающих соответствующее эмоциональное отношение к рекламному тексту. Вид шрифта, должен быть привычен целевым потребителям. Ширина шрифта, выделение цветом или курсивом отдельных лексических единиц несут в себе значимость соответствующих частей рекламного текста.
Тонкие линии символизируют изящество, точность, толстые — массивность, тяжеловесность. Крупный и жирный шрифт предпочтителен для доказательства качества товара длительного пользования, тонкий шрифт свидетельствует о ценности и сложности товара.
Дизайн товара (упаковки) имеет большое значение для потребителя. Поэтому изображение товара нужно сделать основным в Рекламном послании.
Иллюстрацию можно использовать как основное средство привлечения внимания. Но она должна быть необычной, смешной и привлекательной. Иллюстрации, изображающие людей, привлекают внимание на 2% больше, нежели изображающие неодушевленные предметы.
Стиль формирования «ослепительного блеска» в рекламе. Распространенным становится использование так называемой скрытой рекламы (например, в виде журналистской или авторской статьи). Аргументы, приводимые в этой статье, напоминают критерии оценок, принятые на Западе для понуждения потребителя к свершению покупки на основании стиля «гламурной жизни» состоятельного сегмента общества.
Слоган, как краткое выражение смысла рекламы, выступает важнейшим элементом аргументации, раскрывает стратегию рекламного послания. Он базируется на «ключевых словах»: дружественность и обещание добра; экономия времени; качество; люди; стиль. Требования к слогану: легко читаться; быть оригинальным; вызывать любопытство; содержать уникальное торговое предложение; сулить выгоду, вознаграждение.
Вербальные способы выделения красоты, уюта, моды, гармонии, света, цвета, запаха, силы, власти, формирующих концептуальную структуру инвариантной модели текста рекламного сообщения.
Креативность оформления, цветовая гамма, иллюстрации, размеры текста.
Использование в качестве субъекта рекламы знаменитых политиков, актеров, спортсменов, музыкантов. Фотография знаменитости привлекает внимание значительно больше, чем никому не известное лицо.
Контент-анализ позволяет оценить эффективность использования рекламных аргументов с точки зрения рекламодателя. Для этого используется алгоритм акцентирования, управляющий выделение шрифтом отдельных смысловых единиц, что дает основание считать их значимыми.
Психологами достаточно изучен так называемый позиционный эффект рекламы. Установлено, что большие форматы газетных изданий и очень малые менее раскупаемы, чем средние. Формат издания влияет на запоминаемость рекламы, что отражено в таблице.
Взаимосвязь запоминаемости рекламы от формата объявления
Формат рекламы | Коэффициент запоминаемости |
2 страницы | 1,22 |
1 страница | 1,0 |
1/2 страницы | 0,75 |
1/4 страницы | 0,6 |
Использование полноцветной печати рекламного объявления обходится дорого, но оно вызывает на 45% больше запросов, чем черно-белое. Известно, что использование дополнительного цвета на протяжении всей рекламной кампании привлекает к рекламе больше внимания и способствует повышению ее узнаваемости (табл.).
Взаимосвязь запоминаемости рекламы от цвета объявления
Количество цветов | Коэффициент запоминаемости |
4 цвета 2 цвета Черно-белое (стандарт) | 2,0 1,4 1,0 |
Для печатного рекламного сообщения важное значение имеют его месторасположение (рис.) на развороте газетного листа и его размер (рис. ).
Левая полоса | Правая полоса | |
Верх | 28% | 33% |
Низ | 16% | 23% |
Рис. Процент привлечения внимания читателей рекламы в зависимости от ее расположения на газетной полосе
Значительное воздействие на эффективность восприятия рекламы в прессе оказывает место расположения рекламы. Аудитория объявления на первых страницах издания примерно на 10% больше, чем у размещенного в середине или на последней странице.
Как видно из таблицы, наиболее эффективной является реклама на правой стороне разворота — 50% (на левой 33%) площади.
Аргументы журнальной рекламы
Правила читаемости журнальной рекламы:
• многокрасочные объявления заметнее черно-белых на 65%;
• объявления на 1/4 полосы, вытянутые в столбец, привлекают несколько больше внимания, чем квадратные и вытянутые вдоль;
• косое расположение текста скорее недостаток, чем достоинство;
• высококачественная иллюстрация побуждает прочитать текст в полтора раза больше людей, чем «рядовая»;
• одна большая иллюстрация лучше множества маленьких, но она должна быть необычной, смешной и привлекательной, скажем, для подростков или другой группы сегмента рынка;
• фотография знаменитости привлекает внимание значительно больше, чем никому не известное лицо;
• иллюстрацию нужно использовать для передачи желаемого уведомления, для сообщения информации или придания тексту большей драматичности или побудительной силы;
• выигрывает при прочих равных черный цвет на белом или желтом фоне.
• объявление в «виньетке», рамке, круге, в любом обрамлении прочитается быстрее, чем без обрамления.
Помещая небольшое объявление, необходимо позаботиться, чтобы оно отличалось от рядом стоящих. Наилучшие места рекламы на 1, 2 и 4-й сторонах обложки, хотя они и стоят намного дороже.
Полноцветное объявление вызывает на 45% больше запросов, чем черно-белое.
Коэффициент, оценивающий запоминаемость журнальной рекламы, рассмотрен в табл.
Влияние журнальных рекламных факторов на запоминаемость рекламного объявления
Корректирующий фактор | Коэффициент запоминаемости |
Размер объявления: | |
Вкладыш в несколько страниц | 1,6 |
Реклама в несколько страниц | 1,3 |
Двухстраничный разворот | 1,3 |
Одна страница | 1,0 |
1/2 страницы | 0,7 |
Цвет объявления: | |
4 цвета | 1,0 |
2 цвета | 0,8 |
Черно-белый | 0,7 |
Расположение в журнале: | |
Вторая страница обложки | 1,2 |
Первая треть журнала | 1,0 |
Вторая треть журнала | 1,0 |
Последняя треть журнала | 1,0 |
Третья страница обложки | 1,2 |
Четвертая страница обложки | 1,3 |
Расположение в журнале: | |
Первая четверть | 1,4 |
Вторая четверть | 1,5 |
Третья четверть | 1,0 |
Четвертая четверть | 1,7 |
Аргументы телевизионной рекламы
Наиболее распространенным рекламным материалом на телевидении является рекламный ролик. На сегодняшний день 60% рекламных роликов длительностью меньше 15 с. Однако психологи и исследователи утверждают, что все рекламные сообщения со стороны голубого экрана при 5—10-секундных роликах просто не успевают стать замеченными или замечаются как музыкальное произведение и т.д.
По времени трансляции и степени подробности изложения рекламные ролики можно условно разделить на блиц-ролик и развернутый ролик. Блиц-ролик длится 15—20 с. В нем, даются название фирмы и ее товарный знак. Указываются основные направления деятельности фирмы, приводятся название и марка товара. В блиц-ролике могут использоваться различные приемы: от компьютерной графики до игрового кино. Основная задача блиц-ролика — реклама фирмы или ее товара.
Развернутый ролик длится от 30 с и более. В нем помимо тех сведений, которые даются в блиц-ролике, приводятся дополнительные эффекты, привлекающие внимание зрителя. Таким образом, короткие ролики в лучшем случае привлекают внимание к следующей за ними рекламе.
Кроме того, чтобы реклама не смешивалась с соседней и важная информация дошла до долговременной памяти, длительность привлечения внимания должна быть не меньше 12 с, следовательно, активному телезрителю требуется не менее 16 с, чтобы реклама овладела его вниманием и запомнилась, а для вовлечения зрителя в сообщение нужно 20—30 с. Соответственно, эффективность каждого контакта длительностью менее 20 с близка к нулю. Усилителями восприятия выступают рекламные аргументы — дикторский голос известных людей за кадром, юмор, известное описание и характеристики товара, услуги, условия поставки или предоставления скидок, условия работы, также тщательно прорабатываются сюжет и сценарий. В развернутых роликах используются ассоциативные связи с целью заинтересовать зрителя сюжетом или обыграть положительные свойства товара, создать благоприятный имидж фирмы, функция развернутого ролика — подробное ознакомление либо с товаром, либо с деятельностью фирмы.
Что касается продолжительности рекламного показа, специалисты по исследованию эффективности воздействия рекламы утверждают, что лучше воспринимается и запоминается реклама не стандартной, минутной длительности, а та, которая длится либо 30 с, либо 2 мин. В телерекламе существуют только 3 с для того, чтобы привлечь внимание зрителя. Если это время будет упущено, реклама, как правило, пройдет мимо адресата. Поэтому важно в самом начале говорить о том, о чем пойдет речь или что рекламодатель хочет от зрителя. Сказанное в начале необходимо теми же словами или выражениями повторить и в конце. Неправильно разработана та реклама, форма которой запоминается лучше, чем само рекламируемое содержание.
В табл. представлены варианты зависимости влияния продолжительности рекламы на ее запоминаемость, полученные опытными исследованиями.
Зависимость между запоминаемостью рекламы и ее продолжительностью
Продолжительность рекламы, с | Коэффициент запоминаемости рекламы |
2,0 | |
2,0 | |
1,2 | |
30 (стандарт) | 1,0 |
0,8 | |
0,7 |
Радиореклама имеет свои особенности. Для создания сюжета и обеспечения узнаваемости необходимо время: более дорогой 60-секундный радиоролик имеет больше шансов для запоминания, чем 30-секундные, которые чаще имеют нулевой эффект. Для нее первые 10 с самые важные: если сразу не заинтересовать слушателя, он может не воспринять рекламное послание. Скорость чтения не должна превышать 2,5 слов/с. Возможное количество слов в радиоролике продолжительностью 10 с — 20—25; 20 с — 40—45-30 с — 60—70; 60 с — 125—140. В рекламе длительностью 1 минута название товара или фирмы следует повторить 4—5 раз.
Надо помочь слушателю мысленно увидеть товар. Для этого следует упоминать такие его характеристики, как размер, цвет, вес, запах и т.д. Музыка и различные звуковые эффекты должны помогать восприятию товара, а не развлекать. Последовательность предъявления информации должна быть следующей: сначала что, потом как и только затем где.
Радиореклама привлекает внимание только 30% аудитории слушателей. Сила внимания к радиорекламе находится в прямой зависимости от ее продолжительности. Запоминаемость информации, полученной аудиовизуальным путем, гораздо выше, чем запоминаемость сведений, полученных другим путем. Об этом свидетельствуют данные табл.
Способ восприятия | Смогли вспомнить, % |
сразу | через 3 дня |
На слух | |
Визуально | |
Звук и изображение |
Исследования рекламы на радио показывают, что люди слушают активнее и внимательнее, если диктор говорит быстро и произносит больше слов в единицу времени.
Чтобы реклама на радио была эффективной она должна звучать не менее 20 раз в неделю. На неделе передачи лучше проводить со среды по субботу. Частота повторения передач на месяц — 1 раз в 2 недели.
Аргументы наружной рекламы
Для наружной рекламы существуют пять наиболее важных требований: часто попадаться на глаза, привлекать к себе внимание, быть краткой, без труда читаемой на ходу и понятной.
Отдельно стоящая реклама привлекает в 2,5 раза больше внимания, чем реклама, соседствующая с другой рекламой. Считается, что у пешехода есть всего 3—5 с, чтобы посмотреть на наружную рекламу, а у автомобилиста — 1—2 с. Отсюда требование предельной лаконичности изобразительной и особенно текстовой части уличного плаката или газосветной надписи. Вполне достаточно сообщить название фирмы, ее товарный знак или название товара, лозунг из 3—5 коротких слов.
Наружная реклама базируется на четырех основных принципах: мгновенная понятливость, образность, целостность, а главное место — продукту.
Местом особого притяжения в наружной щитовой рекламе является правый верхний угол.