Что означает предпосылки вго
ВЕЛИ́КИЕ ГЕОГРАФИ́ЧЕСКИЕ ОТКРЫ́ТИЯ
Том 4. Москва, 2006, стр. 734-739
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЕЛИ́КИЕ ГЕОГРАФИ́ЧЕСКИЕ ОТКРЫ́ ТИЯ, принятый в литературе термин для обозначения крупнейших географич. открытий, сделанных европ. путешественниками в период с кон. 15 в. (когда в Европе впервые возникает идея непрерывного мор. пути в страны Востока) до сер. 17 в. (когда одни мор. пути в эти страны были уже открыты, а относительно других установлено, что они, если и существуют, не могут иметь практич. значения). В зарубежной лит-ре встречаются др. датировки, обычно сер. 15 – сер. 16 вв. Термин «В. г. о.» условен, однако для его использования есть основания: никогда важнейшие географич. открытия не совершались с такой интенсивностью и не имели такого значения для развития Европы и всего мира, как в этот период. С кон. 20 в., накануне и во время празднования 500-летних юбилеев открытия Америки и мор. пути в Индию, вокруг роли В. г. о. развернулась острая полемика. В частности, обществ. деятели и учёные ряда стран Лат. Америки, Азии и Африки отказывались «праздновать начало своего угнетения» и отрицали сам термин «открытие», заменяя его «встречей культур» или «сокрытием» одной культуры другой.
Великие географические открытия – причины, последствия и историческое значение
В наше время сложно представить, что когда-то даже для самых просвещённых и информированных жителей Европы представления о мире ограничивались Евразийским континентом и Африкой. Более того, даже эти континенты были исследованы очень плохо. Сухопутные путешествия были чрезвычайно опасными, а дальние морские переходы – попросту невозможными из-за несовершенства примитивных судов.
Однако всё изменилось в конце XV века с наступлением эпохи Великих географических открытий (ВГО).
Причины Великих географических открытий
Историки называют четыре фактора, создавших предпосылки для Великих географических открытий.
Таким образом, в Европе сложились все предпосылки для поиска новых земель, на которые могла быть направлена экспансия.
Наиболее важные географические открытия
В течение XV века наиболее развитой морской державой Европы была Португалия. Мореплаватели из этой страны исследовали побережье Африки и достигли островов Кабо-Верде, а также смогли, обогнув Африку, попасть в Эфиопию, т.е. открыть морской путь в Индийский океан.
Поскольку к концу XV века шарообразная форма Земли уже являлась доказанным научным фактом, мысль о том, что можно достигнуть Азии, двигаясь не в восточном, а в западном направлении, витала в воздухе. Но первым, кому удалось её воплотить, стал португалец Христофор Колумб.
Заручившись поддержкой короля Испании, он снарядил экспедицию из трёх кораблей, которая за полтора месяца пересекла Атлантический океан и достигла островов Карибского бассейна. Первая экспедиция не принесла желаемых экономических результатов, однако последующие плавания Колумба и других мореходов принесли Испании огромную выгоду.
Спустя несколько лет после первого плавания Колумба британский мореплаватель Джон Кабот открыл северный путь до берегов Северной Америки. Затем были исследованы берега острова Ньюфаундленд и Лабрадорского полуострова. К тому времени уже стало понятно, что Колумб открыл путь не в Азию, а к новому материку, который был назван Америкой по имени человека, составившего его первое описание. Началась экспансия в Новый Свет, за океан устремились предприимчивые авантюристы, которые не смогли реализовать себя в старой Европе.
Состоявшееся в 1497-99 годах путешествие Васко да Гамы позволило проложить морской путь в Индию, который пролегал через южную оконечность Африки. Несколько позднее были открыты острова Мадагаскар и Маврикий возле восточного побережья Африки. В начале XVI столетия португальцам удалось достигнуть Моллукских островов, которые нередко называли «островами пряностей», а затем и берегов Китая. В 1519-22 годах состоялась знаменитая кругосветная экспедиция Фернана Магеллана. Из четырёх кораблей лишь одному удалось её завершить, обогнув Земной шар по окружности.
Эпоха Великих географических открытий подошла к концу в середине XVII века, когда голландским мореплавателям удалось достигнуть берегов Австралии, а затем обогнуть материк с юга и нанести на карту его очертания.
Значение Великих географических открытий (ВГО)
Последствия открытий, совершённых мореплавателями, были чрезвычайно важны для истории нашего мира. Они позволили:
К негативным последствиям ВГО стоит отнести появление колоний – земель, насильственно захваченных и подчинённых европейским завоевателям. Избавиться от статуса колоний многим государствам Латинской Америки, Океании и Африки удалось лишь в середине ХХ века.
Предпосылки ВГО
Говоря о предпосылках ВГО, многие географы на первое место по значению ставят экономические предпосылки.
В связи с развитием товарно-денежных отношений, внутренней и международной торговли Европа в XV в. стала испытывать прямой недостаток в деньгах, обусловленный нехваткой находившихся в обращении благородных металлов. Это относилось к серебру, даже возросшая добыча которого в пределах империи Габсбургов не могла удовлетворить все потребности. В еще большей мере это относилось к золоту, которого особенно недоставало. При этом нужно иметь в виду еще два обстоятельства. Во-первых, то, что значительная часть благородных металлов не поступала непосредственно в сферу обращения, а шла на украшения, дорогую утварь и др. Во-вторых, то, что баланс торговли Европы с Востоком традиционно был пассивным: она больше покупала, чем продавала. Из-за неравноправной торговли драг. металлы уплывали к арабским купцам (объяснить на примере корицы, гвоздики и др. пряностей). Европа больше покупала, чем продавала. Вот почему жажда золота, как воплощения богатства и преуспевания, жажда наживы прямо-таки обуяли различные слои общества, но в первую очередь дворянство, феодальную знать, купцов, ростовщиков.
По мнению европейцев, главным источником золота мог стать только сказочно богатый Восток. Такое мнение с древних времен поддерживалось библейской легендой о стране Офир, откуда царь Соломон привозил золото для постройки иерусалимского храма. С тех пор эту страну европейцы долго, хотя и безуспешно искали повсюду, но считалось, что, скорее всего, она находится где-то в Индии. После выхода в свет в 1477 г. знаменитой книги Марко Поло к богатствам Индии и Китая добавились также богатства неизвестной европейцам страны Дзипангу (Японии), в которой сам путешественник не побывал, что, однако, не помешало ему писать о японском золоте поистине в превосходной степени.
В результате погоня за золотом Востока стала одним из важнейших стимулов Великих географических открытий. Кажется, ярче всех об этом написал Ф.Энгельс: «Золото искали португальцы на африканском берегу, в Индии, на всем Дальнем Востоке; золото было тем магическим словом, которое гнало испанцев через Атлантический океан в Америку; золото — вот чего первым делом требовал белый, как только он ступал на вновь открытый берег». В самом деле, как только первые горсти золотого песка были доставлены с гвинейского побережья Африки в Португалию, интерес к заморским экспедициям стал привлекать добровольцев из всех слоев общества. Жажда золота буквально пронизывает содержание всех путевых дневников Колумба. «Я делаю все возможное, чтобы попасть туда, где мне удастся найти золото и пряности. » — записал он еще во время своего первого путешествия. То же относится и к его письмам. Французский король Франциск I послал экспедицию во главе с Жаком Картье с поручением «открыть те острова и страны, где, как говорят, должно находиться большое количество золота».
Жажда золота нашла отражение и во многих географических названиях того времени: Рио-де-Оро (Золотая река) и Золотой берег в Африке, Золотой берег в Америке (так Колумб назвал берег нынешней Коста-Рики), в легенде об Эльдорадо. На современной географической карте этих названий уже нет. Но отголосок легенды о стране Офир остался: Соломоновы острова в Меланезии были названы так испанцами еще в XVI в., поскольку, как им показалось, именно здесь они нашли источник сокровищ израильско-иудейского царя.
Во второй половине XV в. торговые операции европейцев с восточными странами еще более осложнились в результате турецких завоеваний. Турки завоевали весь Ближний Восток и Византию. Торговые караваны облагались тяжелой пошлиной, а нередко просто грабились. Таким образом, погоня за золотом стала одним из важнейших стимулов ВГО. Золото, золото, золото… Его искали всюду в новых землях, золото требовал каждый белый, едва становясь на вновь открытый берег.
К политическим предпосылкам ВГО обычно относят образование в Европе крупных централизованных государств, располагавших необходимыми средствами для снаряжения и финансирования заокеанских путешествий. В первую очередь это касается Испании после объединения Кастилии и Арагона, но также Нидерландов, Англии, Франции, Португалии.
Усилилось экономическое и политическое значение городов, в которых бурно развивались промышленность и торговля. На арене появляется новая общественно-экономическая формация – капитализм. Постепенно королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодального дворянства и основала крупные, по существу национальные монархии, в которых получили свое развитие современные европейские нации, современное буржуазное общество.
В это же время освободились от арабской зависимости два государства – Португалия и Испания, которые тут же стали искать безопасные и более выгодные пути на Восток. Помимо золота нужны были и новые земли – колонии.
В 1488 г. Бартоломео Диаш доплыл до южной оконечности Африки и даже обогнул ее, установив, что морем можно попасть в Индийский океан.
Весть эта была неожиданной и потрясающей. И немудрено! Во время господства арабов в Португалии и Испании туда проникли сочинения древних ученых и среди них карты Птолемея, который утверждал, что пройти в Индийский океан нельзя, ибо Африка тянется до Южного полюса, а на востоке соединена с Азией. Бартоломео Диаш опроверг это мнение. Вот почему португальцы назвали южную оконечность Африки мысом Доброй Надежды – ведь открывалась возможность добраться морским путем до Индии и Китая.
Сразу же этот путь был захвачен Португалией. На всем западном берегу Африки португальцы основали свои колонии.
Религиозно-духовные предпосылки. Формирование принципиально новых духовных ценностей – было связано с Реформацией, охватившей Зап.Европу в XVIв. Движение Реформации выступало против всевластия католической церкви и папства, что привело к тому, что она утратила прежнее монопольное положение и оказалась в зависимости от государственной власти. В связи с этим католическая церковь сыграла большую роль и в осуществление завоевательной политики, она рассматривала обретение новых земель в качестве своего рода крестового похода против язычников с целью обращения их в христианскую веру. Об этом прямо говорилось в булле папы Александра VI, объявившего, что «католическая вера и христианская религия должны быть возвеличены и повсюду распространены, спасение душ достигнуто, народы покорены и приведены к вере».
Любопытно также, что многие морские экспедиции португальцев и испанцев имели целью поиск не только золота и пряностей, но и легендарной страны пресвитера Иоанна (попа Ивана), молва о существовании которой широко распространилась по Европе еще в конце XII в. Эту страну искали сначала в Азии, особенно в Индии, затем в Африке — прежде всего в действительно христианской Эфиопии, надеясь обнаружить в море иноверцев небольшой христианский остров и установить с ним контакты. Л.Н. Гумилев в своей книге «В поисках вымышленного царства» рассматривает именно эту легенду, причем на широком историческом фоне.
Рассвету духовной культуры способствовало распространение печатного станка. Книгопечатание уже было известно в 12 странах Европы – Италии, Германии, Испании, Франции, Португалии, Голландии, Англии и др. В Москве первая типография появилась в середине XVI в. (Иван Федоров «Государев Печатный двор»). Появилось много книг античных авторов (принесли с Востока, то, что уцелело). Возникла светская литература различных жанров – новеллы, хроники, пасторальные, авантюрные, плутовские, рыцарские и сатирические романы, пасквили, лирическая поэзия, эпические произведения, публицистика, драматургия.
К техническим предпосылкам этих открытий обычно относят достижения в промышленной технике (особенно во время эпохи Возрождения) – ремесленное производство подразделялось примерно на 100 различных отраслей и подотрослей, среди которых наибольшее значение имели горное и литейное дело, кораблестроение, производство тканей. Технические усовершенствования – появились доменные печи на каменном угле, распространились самопрялки, начинают применяться механизмы и элементы машин, приводившиеся в движение силой животных, воды и ветра. Ремесло начинает трансформироваться в мануфактурное производство.
В мореплавании – особенно заметны были успехи морского транспорта, во многом предопределившие ход и размах ВГО. Появились новые типы морских судов, возросли тоннаж и скорость передвижения. Главную роль сыграла трехмачтовая каравелла, которая имела систему парусов, позволявшая идти по ветру и против ветра, развивая скорость до 20 км в час. Экипаж каравеллы был во много раз меньше экипажа прежней гребной галеры, что позволяло взять на борт столько продовольствия и пресной воды, сколько требовалось для дальнейшего плавания. Но по современным меркам, разумеется, тоннаж морских судов XV — XVI вв. был совсем небольшим: он обычно не превышал 100—150 т.
Появились новые навигационные приборы. Компас, изобретенный в Китае превратили в морской компас.
Первое упоминание о применении компаса в Европе относится к концу XII в. Этот компас — в виде магнитной стрелки, помещенной на кусочке дерева, плавающего в сосуде с водой, — был еще слишком примитивным. Но затем магнитная стрелка была скреплена с картушкой и насажена на стержень, что придало ей черты современного морского компаса. Такой компас стал широко применяться в дальних плаваниях; по выражению А.Гумбольдта, с ним началась новая эпоха культуры. Для определения широты места с помощью наблюдения за высотой над горизонтом некоторых звезд и Солнца использовалась астролябия, изобретенная еще Гиппархом, но постепенно усовершенствовавшаяся. В самом начале эпохи Великих географических открытий для определения широты стал применяться еще один прибор — градшток. Был изобретен также угломер для определения склонения Солнца по отбрасываемой прибором тени, появились соответствующие таблицы склонений. Кроме того, на судах имелись песочные часы, прежде служившие для отбивания склянок, а после изобретения лага использовавшиеся также для определения скорости движения судов.
К научным предпосылкам следует отнести достижения в области географии – возрождение идей античности о шарообразности земли, с которым непосредственно была связана идея о возможности западного морского пути в Индию через Атлантический океан или, иными словами, достижения Востока при направлении на Запад. Такого мнения придерживался Клавдий Птолемей, величайший из географических авторитетов античности. А рассказы Марко Поло о том, что Азия с востока омывается океаном, послужили для европейцев еще одним доказательством осуществимости такого предприятия.
Возрождается идея о возможности достижения Индии западным путем, делается разбор точек зрения относительно обитаемости жаркого пояс, оспаривается замкнутость Индийского океана с юга, приводятся доказательства того, что Африка омывается с юга океаном.
С появлением книгопечатания в 40-х гг. XV в. в Европе распространяются страноведческие произведения, где описываются богатые золотом, драгоценными камнями и пряностями страны Востока – Индия, Китай, Цейлон, Япония и др.
Появляются картографические произведения, показывающие возможные пути в страны Востока.
Своего рода картографической основой можно считать карту мира, составленную в 1474 г. итальянским астрономом и географом Паоло Тосканелли. В том же году португальский король Аффонсу V через своего духовника Фернанда Мартинша обратился к Тосканелли с просьбой изложить свои соображения по поводу возможности достижения берегов Азии при плавании через Атлантику. Тосканелли прислал утвердительный ответ на этот вопрос, включив в свое письмо рассказ о богатой и густонаселенной стране, лежащей за Атлантическим океаном. «Страну эту латинянам стоит поискать не только потому, что оттуда можно добыть великие сокровища, золото, серебро и всякого рода драгоценные камни и пряности, но и ради ее ученых людей, философов и искусных астрологов, а также ради того, чтобы узнать, каким образом управляется столь обширнейшая и многолюдная страна и как они ведут свои войны», — писал Тосканелли. К своему ответу он приложил и карту. По его расчетам, выходило, что путь в Китай и Индию через Атлантический океан значительно короче пути вокруг Африки.
Однако Тосканелли (вслед за Птолемеем) ошибся в определении размеров Земли и, соответственно, расстояния от Европы до Азии. Он полагал, что Китай отстоит от Европы на 12 тыс., а Япония на 10 тыс. км, причем достижение их должно быть облегчено благодаря многочисленным островам Атлантики, среди которых он поместил и мифический остров Св. Брандана. Это была большая ошибка, но, как потом оказалось, именно она привела к великому открытию — открытию Нового Света.
Историко-географические предпосылки. К ним следует в первую очередь отнести совершенно новую геополитическую и экономическую обстановку, сложившуюся в Передней Азии после падения Константинополя и создания Османской империи. Турецкое господство в Восточном Средиземноморье, а затем также на Черном и Красном морях нанесло огромный ущерб традиционной торговле европейских стран с Востоком. Центр тяжести этой торговли стал перемещаться из восточной в западную часть Средиземного моря. При этом первенство перешло от Генуи к Каталонии.
Одновременно начались поиски новых морских путей на Восток, ведущих через Атлантический океан. Как заметил Стефан Цвейг, открытие таких путей стало в полном смысле слова мечтой XV столетия. Но устремились к этим путям уже не Венеция, и не Генуя, и не Ганзейские города, а страны Пиренейского полуострова, само географическое положение которых у выходов в Атлантику как бы предопределяло именно такое направление внешней экспансии (расширение сферы господства) Испании и Португалии. Именно эти страны оказались пионерами в поисках новых морских путей через Атлантический океан. Но сами направления этих поисков у них были различны.
ПОНЯТИЕ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ
ПОНЯТИЕ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ
Принципиально новый этап познания европейцами ранее неизвестного им мира за пределами Европы получил в географической и исторической науке название «Великие географические открытия». Так принято называть открытия новых земель и торговых путей, совершенные европейскими путешественниками с конца XV до середины XVII в. Являясь результатом развития средневековой Западной Европы, они не включают даже самые замечательные открытия, сделанные в это же время мореплавателями других регионов (Китая, Океании и т. д.). Более спорным в этом плане остается вопрос о масштабных русских открытиях в Сибири в конце XVI — середине XVII в. (подробнее см. в главе по истории России в XVII в.). Несмотря на определенное сходство с испанской Конкистой Америки, в целом действия русских землепроходцев имели иные предпосылки и результаты. Показательна судьба открытия Берингова пролива, отделяющего Азию от Северной Америки (Федот Попов и Семен Дежнев, 1648 г.). В допетровской России оно не было по достоинству оценено и востребовано, оказалось забыто и вновь совершено в XVIII в. экспедицией Витуса Беринга — на сей раз в очевидной связи с европейской традицией, но уже в совсем иную эпоху.
Понятие «географическое открытие» в его историческом контексте не сводится к первому посещению какой-либо территории тем, кто совершает открытие, но предполагает установление прочных и важных для обеих сторон контактов. В этом смысле открыли Америку не викинги, плававшие у берегов с рубежа X–XI вв., а Колумб, хоть он и был убежден, что открыл не новую часть света, а новый путь на Восток.
С конца XX в., в преддверии и в ходе празднования 500-летних юбилеев открытия Америки и морского пути в Индию, развернулась острая полемика об историческом смысле происходивших тогда событий и о применимости к ним понятия «открытие». Общественные деятели и ученые ряда стран Латинской Америки, Азии и Африки отказывались «праздновать начало своего угнетения» и отрицали термин «открытие», предлагая вместо этого говорить о «встрече культур» или уничтожении, «сокрытии» одной культуры другой. «Встреча культур» действительно имела место, но встретились они не на полпути между Европой и Америкой (или Европой и, к примеру, Индией): именно европейцы пришли в Америку и на Восток, чтобы через какое-то время, где раньше, где позже, начать диктовать свою волю. В целом, однако, эти споры сыграли важную роль, обогатив проблематику Великих географических открытий новыми подходами и аспектами.
Название «Великие географические открытия» условно, ведь поистине великие географические открытия делались во все периоды всемирной истории. Однако для него есть основания: ни до, ни после этого открытия новых земель и морских путей не совершались с такой интенсивностью и не имели такого значения для развития Европы и всего мира.
Хронологические рамки и периодизация Великих географических открытий остаются предметом дискуссий. Датировки начала этой эпохи колеблются от взятия португальцами Сеуты в 1415 г. до 1492 г. — года открытия Америки Колумбом. Для конечной даты расхождения оказываются значительно больше: либо середина XVI в. — рубеж, к которому уже были совершены самые значительные открытия (такой датировки придерживались преимущественно испанские и португальские ученые), либо середина XVII в. Однако все наиболее важные географические открытия той эпохи либо были сделаны в ходе поисков морских путей в страны Востока, либо стали следствиями таких поисков, составляя в этом смысле системное единство. И потому наиболее надежным критерием для уточнения времени начала и окончания Великих географических открытий может служить возникновение и развитие идеи поисков морских путей в страны Востока. Эта идея противоречила географическим представлениям античного ученого Клавдия Птолемея (II в.), который считал, что в южных широтах располагается большой материк, смыкающийся с Африкой и с Азией; тем, кто исходил из правоты Птолемея, приходилось признать, что морской путь в Индию даже теоретически невозможен. Тем не менее в последней трети XV в. мысль о том, что стран Востока можно достичь морским путем, получает в Европе все большее распространение, и сразу же начинаются попытки ее реализации. А в первой половине XVII в. для мореплавателей стало очевидно, что основные маршруты, ведущие в страны Востока, уже открыты, другие же, если и существуют, не имеют практического значения. Дальнейшие поиски прекращаются. Поэтому наиболее обоснованной датой начала Великих географических открытий, похоже, остается последняя треть XV в., а их конца — 40-е годы XVII в.; такие хронологические рамки приняты и в отечественной науке.
В первый период Великих географических открытий (примерно с 80-х годов XV в. до середины XVI в.), когда и были совершены наиболее важные путешествия, ведущую роль в них играли Испания и Португалия, хотя уже в это время на просторы Атлантики вышли Англия и Франция. Второй период (середина XVI — середина XVII в.) отмечен преобладанием сначала Англии, а с конца XVI в. — Голландии.
Почему, собственно, начались Великие географические открытия? Почему европейцы, тысячу лет довольствовавшиеся традиционными сухопутными дорогами, вдруг обращаются к поискам новых маршрутов — морских? Что изменилось по сравнению с предшествующими столетиями?
Изменилось не так уж мало. Рост городов и развитие товарно-денежных отношений требовали гораздо больше драгоценных металлов, чем могли предоставить имеющиеся в Европе месторождения. К тому же на протяжении всего Средневековья торговый баланс Европы со странами Востока был отрицательным, и разница покрывалась как раз драгоценными металлами, веками уходившими на Восток. Иной, рассчитанной на гораздо более широкий круг потребителей, стала сама дальняя торговля; те, кто был с нею связан, пользуются в обществе все большим влиянием. Изменилось и отношение людей к теоретическому знанию о Земле; вдруг оказалось, что кабинетные размышления о ее форме и размерах, о соотношении на ее поверхности воды и суши могут открыть — или, наоборот, закрыть — дорогу к сказочным богатствам. Правители готовы платить огромные деньги, чтобы переманить к себе на службу самого знаменитого космографа или купить хорошую карту мира; простые моряки вдруг оказываются вхожи в покои государей. Колумб, получив в Португалии в 1485 г. отказ в поддержке своего замысла, переезжает в соседнюю Испанию и там добивается успеха, а отказавший ему король Жоан II через три года, задолго до открытия Америки, пишет ему письмо, в котором называет «нашим особым другом».
Средневековую Европу связывала со странами Востока разветвленная система торговых путей. Великий шелковый путь вел из Китая в Среднюю Азию; далее можно было огибать с севера Каспийское море и выходить к черноморским портам либо идти через Иранское нагорье и Месопотамию к портам Восточного Средиземноморья — Леванта. А можно было из Индии плыть через Аравийское и Красное моря; у Суэцкого перешейка товары выгружались и сушей доставлялись в Александрию.
В левантийских и черноморских портах восточные товары скупали венецианцы и генуэзцы, которые затем развозили их по всей Европе. Трудности и опасности пути вкупе с многочисленными пошлинами резко удорожали стоимость товаров, и даже сравнительно дешевые в Индии пряности ценились в Европе очень дорого. В середине XV в. часть торговых путей была временно перекрыта в результате политики египетских султанов и османских завоеваний. В результате цены на восточные товары резко возросли, и потребность в открытии новых торговых путей, по которым можно было бы торговать без посредников, стала ощущаться особенно остро.
Свою роль сыграли и религиозно-политические соображения. После падения Константинополя османская опасность нависла над Европой и в поисках союзников христиане рассчитывали на единоверцев на Востоке, вспомнив известную с XII в. легенду о христианском государстве царя-пресвитера Иоанна, которое традиция помещала сначала в глубинах Азии, а затем на Северо-Востоке Африки, там, где располагалась Эфиопия. Европейцы стремились найти державу Иоанна и заключить с ней союз против мусульман, что, как они считали, позволит остановить османское наступление, отвоевать Константинополь и даже Гроб Господень.
К середине XV в. европейцы были все еще плохо осведомлены о других частях Старого Света; к тому же их знания нередко были устаревшими или не очень-то приспособленными для практических нужд. Сведения об Африке в основном ограничивались ее северной частью. Со времен Крестовых походов европейцы довольно много узнали о Передней Азии, но их представления об Индии, Китае, Японии и Юго-Восточной Азии часто носили случайный и полулегендарный характер. Север Азии вообще оставался неведомым для европейцев. Огромные пространства океанов были им известны лишь в узкой прибрежной полосе. Сведения норманнов о Северной Америке не получили распространения за пределами Скандинавии, да и в ней самой Гренландия и Винланд не воспринимались ни как иная часть света, ни как источник богатств, к которому следует стремиться. В целом накануне Великих географических открытий сведения европейцев об устройстве мира опирались на античные представления, причем гуманисты раннего Возрождения закрепили как достижения, так и ошибки древних авторов. Фантазия людей населяла неведомые земли карликами, великанами, амазонками и прочими фантастическими существами, которые причудливо сопрягались в сознании европейцев с богатствами отдаленных земель, и слухи об амазонках или карликах считались признаком близости золота. Огромной популярностью в Европе в XIV–XV вв. пользовалась Книга Марко Поло, описавшего чудеса и неисчислимые богатства Востока. Сокровища и диковины мира воспламеняли воображение и влекли в дальний путь.
Великие географические открытия, связанные с необходимостью пересекать океаны, были бы невозможны без достижений европейской науки и техники. Чаще всего речь шла не о принципиально новых изобретениях, а о широком внедрении в практику мореплавания приборов, давно известных ученым. Прежде всего требовались быстроходные и маневренные парусные корабли, которые при небольшом экипаже отличались бы достаточной грузоподъемностью и могли двигаться нужным курсом при любом направлении ветра. Таким кораблем оказалась каравелла, которая приобрела законченный вид на верфях Португалии к концу XIV — началу XV в.
Чтобы прокладывать нужный курс в открытом океане и определять положение судна, требовались соответствующие навигационные приборы. К XV в. европейские моряки уже повсеместно пользовались компасом, известным в Европе с XII–XIII вв. Широта определялась с помощью астролябии, однако установление долготы оставалось проблемой вплоть до XVIII в. Большим подспорьем для моряков служили Региомонтановы таблицы, изданные немцем Иоганном Мюллером (Региомонтаном) в 1474 г. и составленные на несколько десятилетий вперед. Они позволяли в момент солнечного или лунного затмения определять местонахождение судна. Изменились и географические карты: традицию изготовления точных и подробных карт (портуланов), выработанную в Средиземноморье, португальцы стали использовать для картографирования Африки, а затем и Азии.
Важную роль сыграло изобретение в середине XV в. книгопечатания. Становится относительно доступной и литература путешествий с ее описаниями богатств Востока, и справочная литература по навигации, и сообщения о новейших открытиях, провоцировавшие дальнейшие поиски.
Когда вслед за первыми открытиями начались военные конфликты с жителями заморских земель, особое значение приобрело военно-морское превосходство европейцев, которое в этом смысле тоже стало предпосылкой успешных плаваний. И если на суше развитые страны Востока в военном отношении долгое время не уступали европейцам, то на море португальские корабли, быстроходные, маневренные и вооруженные артиллерией, сразу же показали свою силу. А в Африке и Америке военное превосходство европейцев на суше и на море было очевидным.
Первыми на просторы океанов вышли страны Пиренейского полуострова, и это не случайно. Хотя Испания и Португалия не принадлежали к числу наиболее экономически развитых стран Европы, само географическое положение предрасполагало их к экспансии в Атлантике. У них имелись удобные порты, опытные моряки, давние и богатые морские традиции. Португалия к середине XIII в. завершила свою Реконкисту, а ее продолжением стало продвижение в Северную Африку — сначала в виде военных походов против мусульман, затем в виде морской экспансии. Соперничавшая с Португалией Испания первоначально уступала ей на море; тем не менее в начале XV в. Кастилии удалось обосноваться на Канарских островах, ставших удобной отправной точкой для дальнейшего продвижения и своего рода опытным полигоном для разработки практик колонизации. К концу XV в., когда в основном завершилось объединение страны и окончилась Реконкиста, Испания была готова к морской экспансии, тем более что после завершения Реконкисты многие занятые в ней дворяне, оставшиеся не у дел, готовы были ввязаться в новые авантюры.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
IV. ЭПОХА ВЕЛИКИХ РУССКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ
IV. ЭПОХА ВЕЛИКИХ РУССКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ В 1582 году Ермак «поклонился Сибирью» Ивану Грозному. Русские люди перешли Камень — Уральский хребет. Открывалось необъятное поприще для их отваги, любознательности, предприимчивости и трудолюбия. Перед ними лежали
Глава 1 Европа и мир в эпоху великих географических открытий
Глава 1 Европа и мир в эпоху великих географических открытий «Тысячи историй разжигали любопытство, жадность и честолюбие, всех влекло в те таинственные страны, где природа не поскупилась на создание необычных чудовищ и щедро усеяла золотом новые земли». Французский
Эпоха великих открытий
Эпоха великих открытий Студентом Федя очень был настроен поднять археологию на щит. Он в институт притаскивал такое, что мы кругом все плакали навзрыд Владимир Высоцкий XIX век называют эпохой «великих археологических открытий». Начались открытия с Египта. До похода
ПРИЧИНЫ ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ
ПРИЧИНЫ ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ Великие географические открытия были следствием развития, производительных сил феодального общества, роста товарно-денежных отношений, систему феодальных производственных отношений, роста торговых связей европейских стран со
Последствия ВЕЛИКИХ географических ОТКРЫТИЙ в Европе
Последствия ВЕЛИКИХ географических ОТКРЫТИЙ в Европе В колониях Нового Света капиталистические отношения не развивались; здесь процветали рабство и крепостничество в самых жестоких формах. Для населения же Африки чудовищно развившаяся и господствовавшая более трех
ПОСЛЕДСТВИЯ ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ
ПОСЛЕДСТВИЯ ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ Уже с конца XV в. всемирную историю невозможно представить себе вне последствий Великих географических открытий. Они привели к резкому расширению представлений европейцев о мире и опровержению многих античных и
СЕРЕБРО ЭПОХИ ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ
СЕРЕБРО ЭПОХИ ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ В эпоху Великих географических открытий имело место открытие испанцами крупнейших месторождений серебра в Мексике и Южной Америке. Из Америки в Европу хлынул поток серебра.По мнению В. И. Вернадского, только за период с 1492
4. ПОСЛЕДСТВИЯ ВЕЛИКИХ 4 ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ
4. ПОСЛЕДСТВИЯ ВЕЛИКИХ 4 ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ Открытие новых берегов, островов, континентов не было делом случая; мореплаватели Европы отправлялись в путь хорошо подготовленными, они располагали инструментами, были знакомы с астрономией и геометрией, имели карты с
2. В эпоху великих археографических открытий
Эра Великих географических открытий
Эра Великих географических открытий Эра Великих географических открытий преподносится нам как эволюционный шаг в развитии человечества. Но чем она была на самом деле? Захватом чужих земель уже на территории Америки. Каких именно земель? Христофор Колумб совершал свои
Глава 1 Европа и мир в эпоху великих географических открытий
Глава 1 Европа и мир в эпоху великих географических открытий «Тысячи историй разжигали любопытство, жадность и честолюбие, всех влекло в те таинственные страны, где природа не поскупилась на создание необычных чудовищ и щедро усеяла золотом новые земли». Французский