Что означает преемственность стандартов
Преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования
Ирина Меликян
Преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования
Красноярский край Канский район
Тема: «Опыт успешного освоения ФГОС: проблемы, решения, результаты»
Название работы: Преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования
Меликян Ирина Арамаисовна
Воспитатель детского сада
Введение в действие с 1 января 2014 года Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, который приходит на смену Федеральным государственным требованиям, обусловливает необходимость изучения особенностей преемственности между ФГОС ДО и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). Вопросы преемственности в содержании и методологии данных документов особенно актуальны для воспитателей и учителей начальных классов.
Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений.
Детский сад должен стать фундаментом, а школа зданием.
Прежде всего, следует обратить внимание на анализ преемственности в методологии и структуре ФГОС ДО и ФГОС НОО.
Преемственность ФГОСов дошкольного и начального общего образования:
1. единый структурно-организационный подход,заключающийся в совокупности требований к:
• условиям реализации стандарта
• структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы
• образовательным результатам
2.единый психолого-педагогический методологический подход:
• ориентация на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»
• опора на зону актуального развития и ориентация на зону ближайшего развития ребёнка
• понятие об универсальных учебных действиях
• ориентация на возрастные психофизиологические особенности детей
3. принцип организации инклюзивного образования:
• минимальная регламентация образования детей, имеющих ОВЗ, детей-инвалидов
• разработка адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ
• опора на индивидуальную программу реабилитации (при организации специальных образовательных условий для детей-инвалидов)
4. направленность основных образовательных программ ДО и НОО:
• формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей
• процесс успешной социализации ребёнка
• развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования
• сохранение и укрепление здоровья детей
Если мы обратим внимание на содержательные стороны проекта ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, то убедимся в наличии преемственности между областями на дошкольной ступени и ступени начальной школы. Пять образовательных областей, обозначенных в проекте ФГОС дошкольного образования имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования.
Результаты освоения ООП ДО сформулированы как целевые ориентиры и не подлежат непосредственной оценке, не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей
Результаты освоения ООП НОО: личностные (не подлежат индивидуальной персонифицированной оценке, метапредметные (универсальные учебные действия) и предметные результаты подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке)
Освоение Программы в ДОУ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:
— установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
— выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
— создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
— всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
— оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
— формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Актуальность и своевременность решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования ни у кого не вызывает сомнений, однако на практике до сих пор наблюдается нарушение преемственных связей по основным компонентам образовательной системы.
— Отсутствие преемственных программ дошкольного и начального образования.
— Подготовка детей, не охваченных дошкольным образованием.
— Большое многообразие видов и типов учреждений, где используют самые различные программы, и реализация данных программ не требует жестких стандартов.
— Отсутствие в программах сносок, ссылок на регион.
Очень важно, чтобы преемственность дошкольного и начального образования осуществлялась в соответствии с теми идеями, которые отражены в ФГОС дошкольного и начального общего образования.
Работу по преемственности детского сада со школой целесообразноосуществлять по трем основным направлениям:
• методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.) ;
• работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий) ;
Чтобы решить проблему преемственности необходимо разработать Программу сотрудничества начальной школы и детского сада.
Цель данной Программы: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.
Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.
Формы осуществления преемственности:
• посещение школьного музея, библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
• выставки рисунков и поделок;
• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы) ;
• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
• участие в театрализованной деятельности;
• совместные педагогические советы (ДОУ и школа) ;
• семинары, мастер- классы;
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
• педагогические и психологические наблюдения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образованияиграет сотрудничество с родителями:
3.Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
• консультации с педагогами ДОУ и школы;
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
• семейные вечера, тематические досуги;
• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.) ;
Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:
• обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;
• гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;
• комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.
Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.
Список использованной литературы
1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. / Давыдов В. В. М. : Академия, 2004.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Консультация «Организация преемственности в условиях взаимодействия дошкольного и начального общего образования детей» «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком до поступления.
Преемственность ФГОС до и ФГОС ноо в вопросах экологического воспитания Введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и принятие новых Федеральных государственных образовательных.
Деловая игра для педагогов ДОУ по изучению ФГОС дошкольного образования «Знатоки ФГОС ДОУ» Задачи: 1. Активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО. 2. Выявить уровень.
ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности Введение в действие c 1 января 2014 года Федерального госудаpственного стандарта дошкольного обpазования (ФГОС ДО, который приходит на.
Комплексное учебно-методическое обеспечение учебной деятельности на ступени начального общего образования Важную роль в нормальном функционировании процесса обучения имеет его учебно-методическое обеспечение. Оно включает две составные части:.
Педагог дошкольного образовательного учреждения-ключевая фигура реализации ФГОС дошкольного образования Современный мир стремительно меняется, он открыт и потому главным профессиональным качеством, которым педагог дошкольного образования должен.
План совместной работы детского сада и школы по осуществлению преемственности дошкольного и начального образования Методическая работа. Сентябрь 1. Пролонгация договора о сотрудничестве на 2015-2016 год Старший воспитатель 2. Согласование и корректировка.
Положение о семинаре «Преемственность и непрерывность дошкольного и начального образования в аспекте ФГТ и ФГОС» 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1 Настоящее положение определяет цели, задачи, условия и порядок организации проведения районного семинара «Преемственность.
Преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС (фотоотчёт) Уважаемые коллеги, хочу поделиться с Вами опытом работы нашего детского сада. Не секрет, что в настоящее время нарушена связь между школой.
Реализация ФГОС дошкольного образования в практике работы дошкольного образовательного учреждения На сегодняшний день перед нами (педагогами) актуальным является вопрос организации деятельности в соответствии с федеральным государственным.
Преемственность Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и начального образования
Ирина Семенова
Преемственность Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и начального образования
Преемственность в образовании – новое понятие. До недавнего времени речь шла о преемственности в обучении. При этом считалось, что предыдущая ступень обеспечивает готовность ребенка к обучению на следующей ступени в части накопления знаний, умений и навыков. А обучение на новой ступени строится с опорой на достигнутый уровень содержательной подготовки обучающегося. Такое положение преемственности в настоящей ситуации развития системы образования выглядит узко и не охватывает всей широты образовательного процесса, как ситуации взаимодействия детей и педагогов, педагогов и родителей. Именно поэтому сегодня становится принятым говорить, о преемственности в образовании, а не только в обучении.
Существует несколько понятий преемственности: 2 слайд.
• Наиболее общее понимание преемственности трактуется как взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем.
• Обеспечение непрерывности развития не на основе отрицания старого, а на основе синтеза (соединения, объединения) самого существенного из уже пройденных стадий, новых компонентов настоящего и будущего в развитии ребенка.
• Анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, те достижения, которые служат основой его успешного обучения в школе. В то же время школа как преемник дошкольной ступени образования учитывает достижения ребенка-дошкольника и строит свою педагогическую траекторию, опираясь на его индивидуальный потенциал. Такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.
Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования обусловлена тем, что в настоящее время общими проблемами для всех уровней образования (дошкольное и начальное общее, начальное общее и основное общее и т. д.) являются несовпадения препятствующие стабильности и качественности в процессе получения образования.
Слайд 7 – В современной ситуации существует противоречие между тенденциями к минимизации содержательных связей в образовательных программах дошкольного и начального уровней образования, все большей рассогласованности деятельности воспитателей детских садов и учителей школы и необходимостью системных взаимосвязей на уровне важнейших элементов смежных образовательных систем.
Слайд 10 – Образовательные области ФГОСов:
Предметные области ФГОС НОО Образовательные области ФГОС ДО
математика и информатика
Слайд 11 – Преемственностьрезультатов ДО и НОО: от целевых ориентиров к универсальным учебным действиям (УУД).
Стандарт НОО устанавливаеттребования к результатам освоения программы НОО обучающимися:формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных.
Стандарт ДО также устанавливаеттребования к результатам освоения программы воспитанниками: целевые ориентиры.
Работа с картами. Педагогам раздаются карты с перечислением целевых ориентиров.
Как вы думаете: какие целевые ориентиры соответствуют личностным универсальным учебным действиям?
Слайд 12: личностные УУД и соответствие с целевыми ориентирами.
Целевые ориентиры ДО:
• Инициативен, самостоятелен, способен выбирать занятия, игры
• Уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, имеет чувство собственного достоинства
• Способен к фантазии, воображению и творчеству
• Любознателен, проявляет интерес к причинно-следственным связям
• Способен к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умения в различных сферах деятельности
Слайд 13 – коммуникативные УУД и соответствие с целевыми ориентирами.
Целевые ориентиры ДО:
• Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх
• Способен договариваться, учитывая чувства и интересы других, способен к сопереживанию, стремится к разрешению конфликтов
• Хорошо понимает устную речь, способен выражать свои мысли и желания
Слайд 14 – регулятивные УУД и соответствие с целевыми ориентирами.
• Способен к воплощению различных замыслов
• Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам
• Контролирует свои движения и управляет ими
• Способен к волевым усилиям, преодолевает сиюминутные побуждения, доводит до конца начатое дело
• Следует социальным нормам поведения во взаимоотношениях, правилах безопасности и гигиены
Слайд 15 – познавательные УУД и соответствие с целевыми ориентирами
• Склонен наблюдать, экспериментировать
• Обладает начальными знаниями о себе, о предметах, природном, социальном и культурном мире
• Знаком с книжной культурой и детской литературой
• Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории
• Имеет предпосылки грамотности
Слайд 16 – отличия ФГОСов дошкольного и начального образования
ФГОС дошкольного образования ФГОС начального общего образования
1. Нецензовый характер образования в связи с необязательностью данной ступени.
2. Результаты освоения ООП ДО – целевые ориентиры, не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей.
3. Разработка специальных вариантов стандарта для детей с ОВЗ не предусмотрена.
1. Цензовый характер образования: итоговая оценка достижения результатов освоения ООП НОО – основание для перевода на следующую ступень.
2.Результаты освоения ООП НОО: личностные (не подлежат индивидуальной оценке, метапредметные (УУД) и предметные подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке.
3. Ведется разработка СФГОСов для детей с ОВЗ (в зависимости от характера и тяжести нарушений).
Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации Фгост и ФГТ В марте 2013 года ВИПКРО выпустил сборник «Инновации в дошкольном образовании», в котором опубликована статья Антоновой Н. Г. и Горенец Н. С.
Участие во Всероссийской научно-практической конференции Уважаемые коллеги хочется поделиться с вами новостью. 30 ноября 2012 года вместе с коллегами мы приняли участие во Всероссийской научно-практической.
Статья «Межуровневая преемственность стандартов дошкольного и начального общего образования»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
стандартов дошкольного и начального общего образования.
Методы и педагогические технологии.
Из опыта работы МОБУ «СОШ №6» г. Всеволожска
Проблема преемственности – одна из самых актуальных проблем современного учебно−воспитательного процесса. И хотя вопрос об осуществлении преемственности при поступлении детей в школу и переходе учащихся из начальной школы в основную не является новым, каждый год этот вопрос рассматривается на качественно ином уров не, так как внедряются современные мето дики обучения, воспитания и развития, современные образовательные технологии.
· технология развития критического мышления;
· технология деятельностного подхода;
Главная цель работы по преемственно сти объединение усилий педагогических коллективов образовательных учреждений для снижения признаков дезадаптации у школьников, повышения их эмоционального благополучия, сохранения здоровья учащих ся и, как следствие, – повышение уровня ка чества образования.
Особенностью работы по преемствен ности является обмен опытом педагогов и психологов дошкольного образовательного учреждения, начальной и ос новной школы, их взаимодействие и взаимо содействие, что позволяет избежать трудностей у первоклассников в связи с поступлением в школу, а у пятиклассников – с при выканием к новым условиям обучения, к другому педагогическому стилю, к требованиям многих учителей в основной школе, к возросшим учебным нагрузкам.
Обучение в начальной школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально−психологи ческом, так и физиологическом плане. Изме няется вся жизнь ребёнка. Всё подчиняется школьным делам и заботам. Это очень напря жённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосред ственно с его опытом, требует максимальной мобилизации эмоциональных, интеллектуальных и физичес ких сил.
Перед образовательным учреждением встает вопрос, как организовать свою работу так, чтобы ребенок получил хорошую подго товку в ДОУ, хорошее качество обученности в начальных классах и сохранил свои спо собности хорошо учиться в среднем звене, а именно в пятом классе.
В настоящее время в работе по преем ственности педагоги нашей школы и психологическая служба поддержки опираются на процессы самоорганизации, самоконтро ля, самоактуализации личности, на проявление способности ученика избирательно относиться к учебному материалу, на умение учиться, на овладение способами творчества.
Следовательно, наша задача – обеспечить условия для проявления всех способов познания, создать развивающую среду в условиях доверительного, основанного на любви, терпении, понимании общения с ребёнком.
Такой подход позволяет реализовать принцип преемственности и непрерывности на разных ступенях образовательного про цесса.
Наша школа осуществляет многолетнее тесное сотрудничество с МДОБУ «Детский сад комбинированного вида «Южный»». Вашему вниманию предлагаю схему работы по программе сотрудничества ДОУ «Южный» и МОБУ «СОШ №6» г. Всеволожска:
На этапе организации преемственности ДОУ и 1 классами нашего образовательного учреждения мы работаем по следующим направлениям:
· методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”), поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);
· работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
· работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Наиболее эффективными формами работы являются:
· семинары, мастер-классы, круглые столы педагогов ДОУ и начальных классов;
· открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
· педагогические и психологические наблюдения;
· выставки рисунков и поделок;
· совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
· посещение дошкольниками курса «Будущий первоклассник».
· совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
· круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
· встречи родителей с будущими учителями;
· дни открытых дверей;
· стартовая диагностика первоклассников (октябрь).
В начальной школе ведущей является проектно-исследовательская технология. Мы 4 года активно сотрудничаем с ДОУ «Южный» в плане работы над проектами.
В прошлом учебном году на базе нашей школы состоялся межрегиональный семинар, на котором рассматривались такие вопросы, как «Опыт организации преемственности дошкольного и начального образования», «Организация проектной деятельности младших школьников в соответствии с ФГОС НОО»
На семинаре присутствовали:
Кошкина Валентина Сергеевна, к.п.н., советник при ректорате ГАОУ ДПО «ЛОИРО», заслуженный учитель РФ;
Реброва Вероника Ивановна, к.п.н., проректор по развитию и экономике образовательных проектов, доцент кафедры дошкольного образования ГАОУ ДПО «ЛОИРО»;
— администрация школы и дошкольного учреждения «Южный»;
— представители образовательных учреждений Саха Якутии.
Каждая сторона продемонстрировала свои находки, поделилась опытом своей работы, высказала свои предложения, рекомендации с целью ознакомления с формами и методами работы по данному направлению.
Ежегодно в марте месяце проходит совместное заседание МО учителей начальных классов и среднего звена, на котором рассматриваются вопросы по преемственности между начальной школой и средним звеном, преемственности в работе службы сопровождения.
Преемственность между начальной школой и 5-ми классами предполагает следующие направления:
· организация учебного процесса;
· единые требования к учащимся;
Основными мероприятиями нашей работы являются:
· совместные заседания МО;
· собеседования с учителями начальных классов и классными руководителями 5-х классов;
· итоги ВПР в 4 классе и стартовый контроль в 5 классе;
· родительское собрание с участием будущих классных руководителей;
· взаимопосещения уроков учителями предметниками и начальных классов;
· классно-обобщающий контроль в 4 классе (апрель), 5 классы (октябрь);
· анкетирование учащихся и родителей;
· психолого-педагогический консилиум по 5 классам.
На совместных заседаниях МО мы стараемся решать все возникшие вопросы и совместно находим пути решения этих проблем.
Благодаря созданной системе работы по преемственности ДОУ «Южный», начальной школой, средним звеном учащиеся нашей школы показывают стабильные результаты успешности.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.