Что означает принцип активности
Здоровое мышление: принцип активности
Психика подобна зеркалу – она способна отражать реальность, в которой находится человек. Психическое отражение – активный процесс, зависящий от многих свойств психики, прошлого опыта, эмоционального состояния, жизненных ситуаций и т.д. Благодаря этому, личность человека способна активно развиваться, а также влиять на окружающий мир и активно его преобразовывать.
Принцип активности в психологии – пример
Представьте себе: в одном городе живут два мальчика – Сережа и Боря. Они незнакомы друг с другом, но обладают примерно одинаковыми физическими и умственными способностями и имеют схожий психотип. И оба идут в первый класс.
Родители Сережи хорошо зарабатывают, у них дружная, благополучная семья, позитивный взгляд на жизнь, множество увлечений, высокие цели и – что очень важно – системный подход к их достижению. Заботясь о будущем сына, они отдали его в престижную школу, а еще – на репетиторство по английскому, французскому и в музыкальную школу.
В свободное время оба родителя с удовольствием занимаются его воспитанием. Вместе смотрят познавательные фильмы, обсуждают книги, играют в развивающие игры и планируют путешествие, которое состоится во время летних каникул.
Сережа еще маленький, но уже отлично усвоил, зачем ходит в школу: он мечтает стать таким же умным, развитым и уверенным в себе человеком, как папа, а для этого надо много и старательно учиться. По крайней мере, когда его спросила об этом репетитор по английскому, он, не задумавшись ни на секунду, выдал ей именно такой ответ.
Иногда, конечно, Сереже бывает нелегко, потому что нагрузка большая. Случались и естественные приступы лени, и даже проявления упрямства, но с помощью родителей мальчик учится уверенно преодолевать трудности. Важно вот что: он не просто послушно и добросовестно выполняет указания взрослых – шаг за шагом Сережа открывает свои способности.
А как он радуется своим маленьким победам! С каждым месяцем у него появляется все больше мотивов. В итоге Сережа заканчивает первый класс с похвальной грамотой и у него проявляются способности к языкам.
Правда, музыка не очень дается – слух не идеален, поэтому родители говорят: если хочешь, можно поискать другое занятие, и они решают вместе подумать об этом на каникулах.
Родители с удовольствием отмечают, как у сына обогатился словарный запас, развилась сообразительность, улучшилась память, возросло чувство ответственности и уверенности в себе. Буквально за год из малыша Сережа превратился в увлеченного школьника, которому интересно жить.
Второй мальчик – Боря – живет вдвоем с мамой. Чтобы прокормить, одеть, обуть их маленькую семью, она работает на двух низкооплачиваемых работах.
Недавно мама порвала отношения с мужчиной, с которым несколько лет безуспешно пыталась создать семью, поэтому часто бывает подавлена или раздражена. Боря каждый вечер слышит, как она жалуется на жизнь.
Приходя домой, мама почти весь остаток времени тратит на быт, но все же считает своей обязанностью заниматься ребенком, поэтому поздно, перед самым сном, проверяет, как он выполнил задание. Если находит в тексте ошибку – заставляет все переписывать. А ошибки бывают регулярно.
Хоть Боря и неглупый мальчик, но когда он делает задание, его внимание становится рассеянным, ведь учеба – самая скучная вещь на свете. От того и почерк ужасный, и отвращение к учебнику, и сонливость. И лишь одна мысль его немного активирует – как бы не допустить ошибку. И, конечно, он ее допускает.
После маминой проверки Боря снова механически переписывает текст, снова делает ошибку, и тогда мама кричит, а иногда даже плачет от бессилия. От этого Боря еще больше ненавидит учебу. В итоге первый класс он заканчивает с низкими оценками, и самая низкая из них – оценка самого себя.
Из этих двух примеров мы видим, что развитие возможностей психики заложено в ее активности: чтобы открывались ее способности, она должна работать. Уровень этой активности, в свою очередь, зависит от целого ряда факторов – таких, как задатки, социальное окружение, сила воли, интерес, мотивы, здоровое мышление и т.д.
Как развить психику
При наличии высоких врожденных психофизиологических способностей, благоприятном стечении обстоятельств и соблюдении режима велика вероятность, что уровень активности будет достаточно высоким для того, чтобы обеспечить человеку реализацию и комфортную жизнь.
Представьте себе, например, что вы родились в богатой аристократической семье, у вас хорошая наследственность, высокий врожденный интеллект, и вы постоянно находитесь в условиях, максимально благоприятствующих вашему развитию. Вы много учились, но при этом всегда соблюдали режим труда и отдыха. Благодаря вашим целенаправленным действиям и поддержке близких, вы обогатили возможности своей психики, и, скорее всего, уже умеете искусно ею управлять.
Но что делать, если вам не повезло и ваше детство прошло в условиях, похожих на те, в которых рос мальчик Боря из примера выше?
Ответ однозначен: упорно наверстывать упущенное. Несмотря ни на что. Даже если память плохая, семья неблагополучная и денег не хватает. На помощь всегда могут прийти скрытые резервы и здоровое мышление. Особенно, если вы следуете принципу активности.
Последний заключается в следующем. Чем больше человек расходует энергии, тем интенсивнее включаются механизмы ее накопления, а целенаправленный перерасход сил приводит к их перенакоплению, то есть к расширению возможностей. Хотите стать совершеннее – регулярно делайте сверхусилия.
Принцип активности существует не только в психологии
В биологии этот же механизм называют принципом развития. Именно на нем основан и режим тренировок спортсменов, и способ развития интеллекта у студентов высших учебных заведений, да и вообще любое совершенствование.
Вспомните олимпийский девиз – «Citius, altius, fortius!», что значит – «Быстрее, выше, храбрее!». Вместо обычных ста килограммов спортсмен заставляет себя поднять сто десять – и делает он это через дозированное [1] сверхусилие. Такое упражнение приводит к компенсаторному росту мышечной ткани. Мускулы крепнут, и через какое-то время спортсмену уже не надо будет совершать сверхусилие, чтобы поднять тот же вес.
То же касается воли, интеллекта, внимания, памяти. Студент должен потратить час или несколько часов времени на усиленное, сосредоточенное осмысление той теоремы, которую ему задали усвоить. В это время тренируются его когнитивные способности, а в мозге формируются новые нейронные сети, которые останутся навсегда. Если теорема хорошо усвоена, в следующий раз подобная интеллектуальная задача будет решена в гораздо более короткое время и с меньшими энергетическими затратами.
Каждый человек устроен так, что чем больше он получает знаний и осваивает навыков, тем лучше развиваются его психофизиологические качества и тем выше уровень его психической энергии. В этом его принципиальное отличие, например, от батареи гаджета: в процессе использования батареи ее емкость может только уменьшаться. Но человек с каждой достигнутой целью открывает в себе все больший потенциал. И такую особенность надо расценивать как подарок природы.
Даже многолетний «…опыт полетов в космос привел специалистов к заключению, что для того, чтобы летать в космос, не нужно обладать какими-то неординарными способностями; необходимо иметь хорошее здоровье и целеустремленность, т. е. устойчивые мотивы к этой деятельности». [2]
Чем больше человек расходует энергии, тем интенсивнее включаются механизмы ее накопления, а целенаправленный перерасход сил приводит к их перенакоплению, то есть к расширению возможностей. Хотите стать совершеннее – регулярно делайте сверхусилия.
Понимание этого простого, но архиважного принципа открывает для каждого из нас широкие возможности. Ведь это и есть решение той задачи, о которой мечтал физиолог Павлов. Мы действительно можем управлять своим потенциалом, для того он нам и дан, поэтому все в наших руках. Главное – находить мотивы и действовать.
[1] Дозирование сверхусилий – важное правило развития: за каждым сверхусилием непременно должны следовать расслабление и отдых.
[2] Психология. Крылов А.А. – М.: Проспект, 2005
Принцип активности.
Леонтьев, Бернштейн. Этот принцип выражается в понимании психического отражения как активного процесса. В частности речь идет о том, что психическое отражение непосредственно зависит от целей, установок, потребностей, эмоций, прошлого опыта человека, которые и определяют избирательность этого отражения. Кроме того, одной из важнейших особенностей проявления активности психического отражения является возможность предвосхищения будущих событий, возможных результатов действий, построение гипотез и т.д. Некоторые психологические теории строятся на противоположном принципе реактивности, согласно которому, человек представляет собой особого рода «машину», которая пассивно откликается на воздействия внешней среды. Такой подход используется в бихевиоризме, в ассоциативной психологии и некоторых течениях когнитивной психологии.
Принцип активности – принцип психологии, предполагающий, что личность является активным субъектом преобразования мира.
Человек, как субъект деятельности, может по-разному к ней относиться – он может быть ее простым исполнителем, а может быть ее зачинателем, инициатором, активным участником. Обычно различают активность ситуативную, произвольную, надситуативную (превышающую требования ситуации), поисковую. Она может быть устойчивой, эпизодической, кратковременной и т.д.
Применительно к психологии понятие активности используется двояко с выделением специфического и неспецифического значения. Неспецифическое (по отношению к собственному психологическому уровню анализа), более широкое толкование этого понятия связано с обозначением любого проявления психики как активности и имеет своим основанием поиск и осмысление тех характеристик психического, которые выходят за пределы адаптивной, приспособительной деятельности индивида.
Специфическое значение понятие активности в психологии связано с характеристикой особого качества психических явлений. В этом своем значении активность не является абсолютной и исходной характеристикой психического, а приобретает свой реальный смысл лишь в сопоставлении со своей противоположностью – пассивностью.
В соответствии с этими двумя значениями понятие активности в системе современного психологического знания имеет не только общепсихологический статус, но и выступает в качестве принципа исследования. Методологическое значение понятия активности применительно к психологическим исследованиям раскрывается, прежде всего, в принципе активности субъекта деятельности. В этом принципе учитывается не просто наличие у индивида определенного отношения (мотивации) к задачам, которые перед ним встают, но и такого отношения, которое исходно требует от него осмысления, преобразования действительности, поиска собственных решений в соответствии с конкретными условиями и обстоятельствами жизнедеятельности, личной инициативы, «выхода» за пределы заданного, постановки и решения новых творческих задач.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ
Смотреть что такое «ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ» в других словарях:
принцип активности — по существу, является обобщением и развитием основных представлений о механизмах организации движений. Его суть в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. Он утверждает деятельность как активный,… … Большая психологическая энциклопедия
принцип активности — aktyvumo principas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Didaktikos postulatas, reikalaujantis organizuoti mokymo procesą taip, kad mokiniai būtų veiklūs, savarankiškai dalyvautų visuose jo etapuose. Šis postulatas grindžiamas teiginiu, kad… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
принцип активности сознания личности — принцип психологии, требующий рассматривать личность не только как обьект воздействия социальной среды, внешних причин, но и как субьект познания и преобразования окружающего мира, способный редуцировать внутренние причины развития,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
принцип самодетерминации — теоретико методологический принцип психофизиологии; утверждает, что причиной поведения являются не воздействия внешней среды сами по себе, а живой организм, в поведении коего эти воздействия представлены в снятом виде. Не означая отказа от… … Большая психологическая энциклопедия
активности физиология — концепция Н. А. Бернштейна, разработанная им на основе изучения движений, согласно которой активность рассматривается как существенное свойство организма животного, определяющее его поведение. А. ф. явилась принципиально новым шагом в развитии не … Большая психологическая энциклопедия
ПРИНЦИП КОНЦЕНТРИЗМА — ПРИНЦИП КОНЦЕНТРИЗМА. То же, что цикличность. Методический принцип обучения, предполагающий распределение учебного материала по относительно замкнутым циклам – концентрам. Уже после усвоения материала первого концентра учащиеся должны уметь… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ — – один из принципов регулирования психической деятельности, который понимался в классическом психоанализе в качестве исходного, задающего программу функционирования психики и основанного на изначально присущем человеку бессознательном стремлении… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Принцип «очередности» — Гипотетический механизм нейронной трансмиссии аудиальной стимуляции, суть которого заключается в том, что потенциалы действия возникают в нервных волокнах не одновременно. Общая нейронная активность распределена между группой слуховых нервных… … Психология ощущений: глоссарий
Принцип нормирования — 2.1.3. Принцип нормирования обязаны применять и выполнять все юридические и физические лица, от которых зависит уровень облучения людей и которые должны обеспечивать непревышение пределов доз, установленных требованиями Федерального закона №… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Основной принцип социализма — принцип «От каждого по способностям, каждому по труду»; выражая особенности распределения материальных и духовных благ в социалистическом обществе, он характеризует вместе с тем природу социализма, господствующие в нем общественные отношения.… … Научный коммунизм: Словарь
принцип активности
Смотреть что такое «принцип активности» в других словарях:
ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ — ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Дидактический принцип, который предполагает напряженность психических процессов обучаемого, в первую очередь внимания, мышления, памяти и воли, что необходимо для понимания и порождения речи на изучаемом языке. Основными… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
принцип активности — aktyvumo principas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Didaktikos postulatas, reikalaujantis organizuoti mokymo procesą taip, kad mokiniai būtų veiklūs, savarankiškai dalyvautų visuose jo etapuose. Šis postulatas grindžiamas teiginiu, kad… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
принцип активности сознания личности — принцип психологии, требующий рассматривать личность не только как обьект воздействия социальной среды, внешних причин, но и как субьект познания и преобразования окружающего мира, способный редуцировать внутренние причины развития,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
принцип самодетерминации — теоретико методологический принцип психофизиологии; утверждает, что причиной поведения являются не воздействия внешней среды сами по себе, а живой организм, в поведении коего эти воздействия представлены в снятом виде. Не означая отказа от… … Большая психологическая энциклопедия
активности физиология — концепция Н. А. Бернштейна, разработанная им на основе изучения движений, согласно которой активность рассматривается как существенное свойство организма животного, определяющее его поведение. А. ф. явилась принципиально новым шагом в развитии не … Большая психологическая энциклопедия
ПРИНЦИП КОНЦЕНТРИЗМА — ПРИНЦИП КОНЦЕНТРИЗМА. То же, что цикличность. Методический принцип обучения, предполагающий распределение учебного материала по относительно замкнутым циклам – концентрам. Уже после усвоения материала первого концентра учащиеся должны уметь… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ — – один из принципов регулирования психической деятельности, который понимался в классическом психоанализе в качестве исходного, задающего программу функционирования психики и основанного на изначально присущем человеку бессознательном стремлении… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Принцип «очередности» — Гипотетический механизм нейронной трансмиссии аудиальной стимуляции, суть которого заключается в том, что потенциалы действия возникают в нервных волокнах не одновременно. Общая нейронная активность распределена между группой слуховых нервных… … Психология ощущений: глоссарий
Принцип нормирования — 2.1.3. Принцип нормирования обязаны применять и выполнять все юридические и физические лица, от которых зависит уровень облучения людей и которые должны обеспечивать непревышение пределов доз, установленных требованиями Федерального закона №… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Основной принцип социализма — принцип «От каждого по способностям, каждому по труду»; выражая особенности распределения материальных и духовных благ в социалистическом обществе, он характеризует вместе с тем природу социализма, господствующие в нем общественные отношения.… … Научный коммунизм: Словарь
вопрос. Принцип активности
Принцип активностиреализовывался в ряде концепций:
в теории онтогенетического развития А. Валлона он направлял выделение особого предмета изучения — эмоционально-тонической активности, действующей в единой системе с предметно-направленными действиями [Анцыферова, 2004];
в вюрцбургской школе выделяли активность мышления как основание несводимости его регуляции к ассоциативным механизмам;
в культурно-исторической концепции активность субъекта выступила как активность в преобразовании собственной психики на основе орудийного использования стимулов-средств.
Активность в субъектно-деятельностном подходе и в подходе, вводящем понятие надситуативной активности [Петровский, 1992], в свою очередь, отличается от названных направлений реализации общего принципа. Роль принципа активности в общепсихологическом знании была обоснована именно в отечественной культурно-деятельностной школе (этот термин А. Г. Асмолов ввел для указания на преемственность общепсихологической теории как развивающей взгляды Выготского — Леонтьева — Лурии).
Таким образом, принцип активности можно рассматривать как связанный именно с реализацией принципа деятельностного подхода (и субъектно-деятельностного) в психологии. В то же время, как мы покажем далее, в психологии принцип активности развивался и в иных контекстах.
А. Г. Асмолов назвал формулой активностислова А. Н Леонтьева «внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет» [Асмолов, 1983, с 123], включив в принцип активности положения о самодвижении, саморазвитии деятельности.
При анализе перехода от стимульной парадигмы к деятельностной при построении образа было выделено три параметра проявления активности (Смирнов С. Д., 1985):
1) инициирование действия субъектом;
2) направленность на изменение внешней действительности (уничтожение определенности внешней действительности);
3) отставленность во времени и пространстве акта деятельности от окончательного результата, с одной стороны, и от инициировавших его событий — с другой, а также наличие между ними многих опосредствующих действий (если так можно выразиться, их удаленность друг от друга в пространстве структурных элементов деятельности, которая может прямо не коррелировать с их пространственной и временной отставленностью).
Реализация принципа активности применительно к познавательным психическим процессам шла в советской психологии именно по пути их деятельностной трактовки.
В физиологии активности Н. А. Бернштейном были открыты законы регуляции действия как законы порождения и построения, а в работах А. Н. Леонтьева — особенности двойной детерминации построения образа (свойствами объекта и задачами субъекта).
Целевая регуляция при исследованиях восприятия, памяти и мышления также понималась как регулирующая роль активности субъекта в их актуалгенезе.
Наконец, исследования активности субъекта как внутренних моментов его саморазвития и самодетерминации стали реализацией принципа активности в области исследований личности.
Обычно различают активность ситуативную, произвольную, надситуативную (превышающую требования ситуации), поисковую. Она может быть устойчивой, эпизодической, кратковременной и т.д.
Применительно к психологии понятие активности используется двояко с выделением его специфического и неспецифического значения.
Неспецифическое (по отношению к собственному психологическому уровню анализа), более широкое значение этого понятия связано с обозначением любого проявления психики как активности и имеет своим основанием поиск и осмысление тех характеристик психического, которые выходят за пределы адаптивной, приспособительной деятельности индивида.
В этом своем значении психическая форма активности противопоставляется всем другим, допсихическим формам, как более ограниченным, менее развитым и содержательно бедным. Активность психического раскрывается здесь, прежде всего через такие специфические механизмы и функции, как регуляция, целеполагание, антиципация (предвидение), задержка, объективация, а также связывается с такими проявлениями психического мира личности, как сознание, воля, установка, отношение, мотивация, направленность или с определенными действиями и внешними актами, и, наконец, с особыми потребностями в активности, в развитии, в самореализации и т. д.
По параметру активность—пассивность достигается более содержательная, более качественная характеристика психических явлений в различных областях современной психологии, особенно в психологии личности, мышления, деятельности.
С понятием пассивности связываются в них не просто представления об отсутствии какой-либо активности, или об ее меньшей интенсивности, а идеи о качественно другом, более низком уровне функционирования психического. В этом своем специфическом значении психологическое содержание понятия активности отражает не столько количественные, сколько качественные характеристики психических явлений.
В соответствии с этими двумя значениями понятие активности в системе современного психологического знания имеет не только общепсихологический статус, но и выступает в качестве принципа исследования.
Методологическое значение понятия активности в психологическом исследовании раскрывается, прежде всего, в принципе активности субъекта деятельности. В этом принципе учитывается не просто наличие у индивида определенного отношения к стоящим перед ним задачам, но и отношения, которое исходно требует от него осмысления, преобразования действительности, поиска собственных решений в соответствии с конкретными условиями и обстоятельствами жизнедеятельности, личной инициативы, «выхода» за пределы заданного, постановки и решения новых творческих задач.
Реализация этого принципа выводит психологическое исследование на уровень анализа высших, наиболее зрелых, качественно более богатых форм активности личности, связанных с творческой деятельностью, инициативой, гражданской смелостью, с оптимизацией всех возможностей и способностей, благодаря которым личность становится субъектом собственного и одновременно социально-исторического развития.