Статья находится на проверке у методистов Skysmart. Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Что значит «демократия»?
Демократия, демократизм (от греч. democratia — народовластие) — это такая форма организации общества, при которой народ — источник и держатель государственной власти. Ее относят к политическим режимам.
Давайте разберемся, как отличить демократию от других режимов. Чтобы это сделать, нужно помнить о ее главных признаках. Рассмотрим их в таблице ниже.
Народ — это источник демократической власти
Народ формирует органы государственной власти и местного самоуправления, может высказывать свое мнение на референдумах
В системе должны быть оппозиционные партии, которые могут находить ошибки и критиковать работу власти
Народ сам может принимать решение на выборах, принуждать его к конкретному выбору запрещено
Многообразие идеологий и плюрализм мнений
В стране не может быть обязательной или государственной идеологии — все они должны быть равны. Плюрализм мнений — это право на различные точки зрения по спорным вопросам.
Гарантия прав и свобод человека
Все граждане имеют права и свободы, а также социально защищены
СМИ имеют право рассказывать людям о политических альтернативах
Мораль — значимое средство для контроля поведения в обществе
Народ становится более гуманным, а отношения между его членами подчиняются правилам морали
Решения о том, как управлять обществом, принимает большинство, но с учетом прав меньшинства
Решения принимают на основе общего согласия или компромисса между большинством и меньшинством
Какие бывают виды демократии?
Такая форма правления как демократия многолика и может по-разному проявляться в жизни общества. Существуют 3 ее разновидности. Все они отличаются по тому, насколько прямо народ может влиять на политические решения. Обсудим их все.
Где встречается, пример
Референдум, всенародное обсуждение
Выборы депутатов, выборы президента
Пара слов о том, почему для такого важного события, как выборы, используют именно представительный вид демократии. На это есть 3 причины:
Участвовать в решении хотят слишком много граждан одновременно.
Страна слишком большая, поэтому прямое участие слишком трудно организовать.
Решения, которые принимают на таких событиях, слишком сложны. Это означает, что даже при демократии народу нужен представитель — специалист с профессиональными знаниями.
Для чего нужна демократия?
Цель демократии в глобальном смысле — подарить обществу благополучную жизнь и право контролировать ее. А именно:
избавить общество от деспотии;
обеспечить права и свободы граждан;
дать обществу возможность развиваться и жить мирно;
помочь каждому члену общества расти как личность.
Всего этого демократия достигает за счет механизмов, которые вовлекают народ в политическую жизнь и защищают его интересы. Разберемся, как конкретно она приносит пользу обществу и каждому гражданину отдельно.
Чем ценна демократия
Собственная ценность (на благо общества в целом)
Личностная ценность (на благо членов общества)
Реальные права и свободы человека соответствуют формальным и на деле внедряются в жизнь общества.
Человек может участвовать в формировании органов государственной власти и местного самоуправления.
Общество может управлять своим развитием вместе с государством.
Члены общества становятся более организованными — создают партии, профсоюзы и т. д.
Государство и общество учитывают интересы друг друга и могут находить компромисс.
Для защиты прав и свобод человека создают специальные механизмы и структуры
Каждый человек может участвовать в контроле за работой демократической политической системы.
Как построить в стране демократию?
Нельзя просто прийти и объявить демократию в стране, где народ несвободен. Государство должно быть к этому готово. Демократическое общество может развиваться только тогда, когда выполнены эти 3 главных условия:
Условие 1. Социально-экономическое развитие
Экономика государства развита достаточно хорошо, чтобы обеспечить граждан необходимым благосостоянием. Это поможет членам общества достичь согласия между собой и следовать основным демократическим принципам.
Условие 2. Общая и политическая культура
Члены общества должны быть готовы активно участвовать в политической жизни государства и защищать институты демократии.
Условие 3. Частная собственность
Общество должно признать права на частную собственность в различных формах. Так его члены получат все права и свободы человека, станут в какой-то степени независимы от государства.
Проверь себя
Теория позади, осталось проверить, как хорошо вы запомнили основные черты демократии. Выполните 3 задания, чтобы узнать это.
Задание 1
Ниже мы перечислили признаки из описания разных политических режимов. Ваша задача — выбрать из них те, которые относятся к демократическому режиму.
СМИ могут выражать мнение о власти и рассказывать об альтернативах.
У граждан нет политического голоса.
На выборах граждане голосуют по своему мнению.
Власть при этом политическом режиме сконцентрирована в руках правящего меньшинства.
Закон вторичен, все решает мнение правителя.
Политические партии разнообразны. есть оппозиция.
Коллективное принятие решений не учитывает интересы меньшинства.
В стране есть частичная гарантия прав и свобод граждан.
Задание 2
Представьте, что ваши друзья спорят о том, что можно считать демократией. Иван говорит, что в демократическом обществе народ признается властью, а власть может делать все, что угодно. Дмитрий же считает, что свобода при демократии не равна вседозволенности. Что вы ответите, если они спросят ваше мнение? Сформулируйте его и не забудьте аргументы.
Задание 3
Есть ли у демократии проблемы, негативные или неоднозначные стороны? Подумайте и выскажите свое мнение.
Вопросы по теме демократии — ее определению, принципах и других характерных чертах — часто встречаются на экзаменах ОГЭ и ЕГЭ. Если тема сложно вам дается, имеет смысл прокачать знания под контролем преподавателя. Для этого мы создали курсы подготовки к ОГЭ по обществознанию, на которых школьники могут разобрать тему простыми словами, а после закрепить ее на пробных экзаменах. Познакомиться с программой и узнать свой уровень можно на вводном уроке — это бесплатно.
Так, В.И.Гойман относит к таковым принципы справедливости, законности, равенства граждан перед законом, демократизма, гуманизма.
В.И.Леушин выделяет общеправовые принципы справедливости, приоритета прав человека, равноправия, законности, правосудия.
В.М.Шафиров предлагает выделять общеправовые принципы верховенства права, законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, справедливости, недопустимости произвольного ограничения прав и свобод, широкой доступности правовой информации, взаимной ответственности государства и гражданина.
Большинство ученых выделяют следующие общеправовые принципы:
Принцип верховенства права
Одним из важнейших общеправовых принципов является принцип верховенства (господства) права. Данный принцип лежит в основе конституционного строя многих современных государств, в том числе России, что следует из содержания Конституции Российской Федерации. При рассмотрении данного принципа целесообразным представляется раскрытие его содержания в двух аспектах:
Принцип справедливости
Важнейшее место в системе общеправовых принципов занимает принцип справедливости. По мнению С.С. Алексеева, воплощение требования справедливости в правовой материи и во всех подразделениях права является «основным постулатом», определяющим сам феномен права.
Не подлежит сомнению тот факт, что именно в принципе справедливости в большей степени выражаются как социальное назначение права, так и его основные моральные и нравственные начала.
Таким образом, основополагающую роль данного принципа можно обосновать следующим образом:
Итак, выражаясь в праве, справедливость требует, прежде всего, сбалансированности прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и, являясь понятием о должном, отражения в законах неразрывной связи и соответствия между действиями и их последствиями. Поэтому возникает необходимость в обеспечении соразмерности преступлений и наказаний, нанесения вреда и его возмещения или в наиболее общем виде – соразмерности свободы и ответственности.
Соответственно, можно сказать, что в первую очередь под реализацией принципа справедливости подразумевается:
Принцип законности
Являясь одним из главных общеправовых принципов, принцип законности выступает одной из основ взаимоотношений государства и общества и требует, в первую очередь, неукоснительного соблюдения законов, действующих на территории государства, всеми субъектами общественных отношений, как стороны общества, так и со стороны государства. Данное требование составляет содержание законности, а ее достижение в обществе и государстве и является условием реализации настоящего принципа. Таким образом, рассматривая его, крайне важно обратиться к самому понятию законности и его определению.
Представляя собой сложное и многогранное явление, законность в теории права понимается по-разному, и к ее определению существует множество различных подходов. Основываясь на наиболее распространенных толкованиях данного понятия, законность можно определить как принцип, согласно которому всеми субъектами общественных отношений (гражданами, должностными лицами, государственными органами, организациями, государством) обеспечивается неуклонное соблюдение правовых норм, строгое и полное осуществление предписаний законов и основанных на них нормативных правовых актов.
Также законность часто понимается как политико-правовой режим, характеризующийся точным и неуклонным соблюдением правовых предписаний всеми субъектами права.
Кроме того, законность понимается и как метод государственного руководства обществом.
Необходимо заметить, что принцип законности лежит в основе правового государства и непосредственно закрепляется в конституциях многих современных государств. Так, п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность соблюдения Конституции и законов равно как для граждан и их объединений, так и для органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц.
Принцип взаимной ответственности государства и гражданина
Известно, что гражданство, как устойчивая правовая связь между человеком и государством, порождает как их взаимные права и обязанности, так и взаимную ответственность. Следовательно, будучи связанными правом, и граждане, и государство обязаны избегать злоупотребления правами и невыполнения обязанностей, а несоблюдение данного требования каждой из сторон может и должно повлечь наступление юридической ответственности. Именно в этом и заключается один из основополагающих общеправовых принципов – принцип взаимной ответственности государства и гражданина.
Следует заметить, что в недемократических государствах, как правило, акцент делается преимущественно на ответственность гражданина перед государством, а в некоторых случаях ответственность государства перед гражданами не признается вообще. Для демократических правовых государств, наоборот, особое значение придается ответственности государства перед гражданами. В Российской Федерации принцип взаимной ответственности государства и гражданина находит закрепление в Конституции РФ.
Содержание данного принципа можно отразить следующим образом:
Таким образом, следование принципу взаимной ответственности государства и гражданина способствует повышению уровня легитимности государственной власти, что обеспечивает, в свою очередь, стабильность общественных отношений в целом. В связи с этим в развивающихся демократических обществах воплощению в жизнь данного принципа справедливо уделяется особое внимание.
Принцип широкой доступности правовой информации
Немаловажным общеправовым принципом является и принцип широкой доступности правовой информации. Для обоснования значимости данного принципа следует заметить, что необходимость широкой доступности правовой информации обусловлена самой общесоциальной сущностью и назначением права, в связи с чем у любого человека и гражданина возникает неотъемлемое право знать свои права и обязанности.
Таким образом, в первую очередь данный принцип заключается в необходимости обеспечения государством общедоступности издаваемых правовых актов путем их официального опубликования, а также в предоставлении свободного и равного доступа к ним, ограничение в осуществлении которого недопустимо.
Необходимо также отметить, что именно в связи с реализацией данного принципа существует объективное правило, согласно которому «незнание закона не освобождает от ответственности» за его несоблюдение, и только при его воплощении данное правило справедливо.
Принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод
Являясь одним из основных общеправовых принципов, принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод в наиболее полной мере реализуется в современных правовых демократических государствах. При рассмотрении данного принципа представляется возможным сформулировать несколько основополагающих аспектов, раскрывающих его содержание:
Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина
Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина занимает одно из главных мест в системе общеправовых принципов и лежит в основе устройства гражданского общества и правового государства. Настоящий принцип заключается в признании прав и свобод высшей ценностью, обеспечении их государственной охраны, а также способствовании их наиболее полной реализации и, что особенно важно, недопустимости их нарушения как со стороны государства, так и со стороны общества.
Фундаментальные положения данного принципа выражены в преамбуле Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Кроме того, принцип уважения прав и свобод человека и гражданина, как и принцип недопустимости их произвольного ограничения, неотъемлемо сопровождает современные правовые демократические государства и находит, в частности, подробное закрепление в Конституции Российской Федерации, являясь одним из важнейших реализованных в ней общеправовых принципов. Так, согласно ст. 2 Конституции права и свободы человека признаются в России высшей ценностью и их признание, соблюдение и защита являются обязанностями государства, а в соответствии со ст. 18 права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание законов Российской Федерации, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Также, п. 2 ст. 55 Конституции в соответствии с данным принципом запрещает издание в России законов, умаляющих или отменяющих права и свободы. Кроме того, п. 1 ст. 45 устанавливает гарантию государственной защиты прав и свобод, а п. 1 ст. 46 Конституции гарантирует их судебную защиту.
Безусловно, реализация принципа уважения прав и свобод представляет собой важнейшую задачу для многих современных государств. Защита прав и свобод человека и гражданина должна входить в одно из приоритетных направлений государственной политики развивающихся стран.
Принцип правосудия
Одним из основных общеправовых принципов также является принцип правосудия. При его рассмотрении необходимо выделять два ключевых аспекта его содержания:
Выделенные аспекты принципа правосудия формально закреплены в Конституции Российской Федерации. Гарантия судебной защиты прав и свобод в России устанавливается положением п. 1 ст. 46 Конституции, в соответствии с которым каждый может реализовывать свое право на защиту прав и свобод в судебном порядке. Положение о независимости судебной власти находит закрепление в п. 1 ст. 120 Конституции РФ и, в частности, в ст. 1 федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», а также в ст. 1 федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации».
Всеобщая декларация прав человека также закрепляет рассмотренные аспекты принципа правосудия. Так, ст. 10 Декларации устанавливает, в частности, требование независимости и беспристрастности суда в целях реализации права на справедливое судебное разбирательство, а положение ст. 8 Декларации предусматривает общее право на эффективное восстановление в нарушенных правах посредством обращения в компетентные национальные судебные органы.
Принцип демократизма
Принцип демократизма справедливо включается многими современными учеными в перечень основных общеправовых принципов. Отразить содержание данного принципа можно следующим образом:
Необходимо отметить, что в полной мере принципу демократизма соответствуют лишь те государства, в которых существуют и функционируют механизмы, обеспечивающие возможность реального осуществления права населения на участие в политической жизни государства и общества, которое находит свое выражение, в частности, в ст.21 Всеобщей декларации прав человека. Соответственно, становление таких механизмов является неотъемлемой составляющей развития государств, находящихся на пути к демократии.
Принцип демократизма формально закрепляется в статьях Конституции Российской Федерации. Так, ст. 1 объявляет Россию демократическим государством. Согласно положениям ст. 3 Конституции, единственным источником власти и носителем суверенитета в России провозглашается ее народ, осуществляющий свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления, а высшей формой прямого народовластия признаются референдум и свободные выборы. Право граждан участвовать в управлении государством находит закрепление в п. 1 ст. 32 Конституции.
Рассмотренный перечень общеправовых принципов нельзя назвать наиболее полным и исчерпывающим.
6. Принцип единства юридических прав и обязанностей
7. Принцип социальной справедливости
8. Принцип юридической ответственности только за виновные действия
Принципы правапредставляют собой основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни. Принципы права пронизывают все правовые нормы и являются стержнем правовой системы государства. К числу основных принципов права относятся следующие:
1. Принцип демократизма, находящий свое выражение в правовых нормах, предоставляющих населению наиболее полный объем гражданских прав и политических свобод, дающий гражданам возможность широкого участия в управлении общественными делами и государством.
2. Принцип гуманизма, отражающий заботу государства о нуждах и интересах граждан и устанавливающий обязанность государства принимать меры по защите жизни, здоровья, чести и достоинства своих граждан.
Принцип гуманизма. Гуманизм в переводе с латинского означает «человечный», «человеческий». Это признание человека как личности, индивида, его прав на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманизм отражает нравственную позицию общества, выражающую признание ценности человека как личности (индивида), уважение его достоинства, стремление к его благу как цели общественного развития.
3. Принцип социальной свободы, призванный обеспечивать социальную защищенность личности, находит свое выражение в предоставлении гражданам максимальной свободы в выборе рода деятельности, места жительства, свободы волеизъявления, вероисповедания и т.д. В Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации от 22 ноября 1991 года, этот принцип обязывает все государственные органы обеспечивать и охранять права и свободы человека как высшие социальные ценности.
4. Принцип равенства всех перед законом, означающий, что никакие лица, социальные слои, группы населения не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.
5. Принцип законности, содержащий требования строгого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Все органы управления государством должны строить свою деятельность на основе закона и во имя исполнения закона.
Основа общеправового принципа законности заключается в точном и неукоснительном соблюдении требований правовых норм всеми субъектами общественных отношений, ее единстве, верховенстве Конституции, закона, неотвратимости ответственности.
6. Принцип единства юридических прав и обязанностей –суть этого принципа в том, что говорить о реальности чьего-либо права можно лишь при наличии соответствующей ему обязанности. Например, право граждан на судебную защиту только потому реально, что у судов есть обязанность осуществлять эту защиту.
7. Принцип социальной справедливости, имеющий морально- правовое содержание. В реальной жизни данный принцип трудновыполним, так как все люди по своей природе разные и нельзя ко всем подходить с одной меркой. Следовательно, чтобы быть справедливым, право должно быть неравным, что противоречит принципу равенства всех перед законом. Однако при решении конкретных юридических дел этот принцип может быть реализован (например, при назначении пенсий, пособий, выделения жилья, определения меры наказания и т.д.).
Равенство, уважение прав человека, защита прав и свобод человека, разумность, добросовестность, учет личных, общественных и государственных интересов, наличие иерархии в регулировании, охране и защите общественных отношений, соответствие правовых норм общечеловеческой морали выступают критериями принципа справедливости.
8. Принцип юридической ответственности только за виновные действия, означающий, что применение юридических санкций допускается только к лицам, вина которых доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Все принципы права тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Так, например, реализация принципа гуманизма невозможна без приведения в действие принципа демократизма, социальной справедливости и др.
Дата добавления: 2016-05-26 ; просмотров: 18484 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Принцип демократизма и статус государственных органов. Роль и задачи государственных органов на современном этапе
Важнейшим принципом, определяющим устройство и деятельность государственных органов, является демократизм. В статье 3 Конституции Республики Беларусь подчеркивается, что народ – единственный источник государственной власти. Не существует других субъектов, от которых бы государство получало власть. Таким образом, государственная власть едина по своему происхождению, то есть источнику. Народовластие называют еще и народным суверенитетом, поэтому такой термин употребляется в статье 3. Думается, что народный суверенитет имеет те же признаки – верховенство и независимость, – что и государственный суверенитет. В силу делегирования народом властных полномочий органам государства и возникает государственный суверенитет[118]. Определение народа носителем суверенитета означает, что он является не только источником, но и постоянным обладателем власти. Функционирование государственных органов не лишает народ возможности в любой момент самому принять решение.
Принцип принадлежности власти народу не следует рассматривать как очевидную идею. В конституционной и в целом государственной истории, в том числе совсем недавней, вопрос о носителе суверенитета решался и по-иному. Носителями суверенитета признавались:
определенные классы общества, то есть части народа. Советские конституции закрепляли принадлежность власти «пролетариату и беднейшему крестьянству». Остальные социальные группы лишались политических прав;
монарх. В средневековье считалось, что власть монарха не производна от народа, поэтому «монарх не может быть не прав», он не несет обязанностей и не подсуден.
В зарубежной литературе принцип народного суверенитета рассматривается в качестве важнейшей составляющей демократического режима. При этом констатируется, что несмотря на долгое использование термина «демократия» в разных значениях, большинство теоретиков и практиков соглашаются, что он включает, по меньшей мере, принципы народного суверенитета, политического равенства, народного обсуждения вопросов публичного значения и правления большинства[119].
Исходя из части первой статьи 3 Конституции, выделяются непосредственное (прямое) и представительное народовластие (демократия). По вопросу о соотношении непосредственной и представительной демократии в политико-правовой мысли было сформировано два противоположных подхода. Согласно одному из них, виднейшим разработчиком которого стал французский мыслитель и писатель Ж.Ж. Руссо (XVIII в.), безусловный приоритет должен принадлежать прямой демократии. Здесь утверждается, что представительные органы искажают волю народа. В настоящее время данный поход продолжает развиваться. Например, американский ученый Б. Барбер уделяет внимание использованию компьютерных технологий для участия граждан в решении государственных дел. Второй подход отдает преимущество представительной демократии. По мнению британского мыслителя Дж.С. Милля (XIX в.) и других сторонников представительного правления, практически невозможно обеспечить ежедневное участие граждан в принятии государственных решений, да и нет в этом необходимости, поскольку управление государством – дело представительных органов.
Для признания государства демократическим необязательно, чтобы все органы власти избирались народом (это и невозможно). Народ должен формировать важнейшие (общегосударственные и территориальные) органы. Принцип демократизма нарушается, если представительные органы не занимают ведущего положения в аппарате власти.
При определении роли и задач государственных органов необходимо руководствоваться статьей 2 Конституции, провозглашающей человека, его права, свободы и гарантии их реализации высшей ценностью и целью общества и государства. Закрепление прав и свобод человека предполагает наделение государства корреспондирующими им или обусловленных ими обязанностями. Неудивительно поэтому упоминание о государстве более чем в половине статей раздела II Конституции, посвященных конкретным правам личности. От имени государства выступают чаще всего государственные органы. Статья 59 (части первая и вторая) обобщает обязанности государства:
«Государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией.
Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности».
Внутренний порядок можно отождествлять с общественным строем, то есть совокупностью всех общественных отношений в стране. Общественный строй включает сферы политики, экономики, социальных отношений, культуры, все другие области социальной активности. Они характеризуются внутренними и внешними взаимодействиями, представляют собой обширное целое и в то же время сохраняют известную самостоятельность по отношению друг к другу. Общественный строй – это и государство с его властеотношениями, и материальное производство, основанное на собственности, и духовное творчество, и отношения социальных групп, и положение человека. Это картина всей человеческой жизнедеятельности[120]. Таким образом, элементами общественного строя выступают гражданское общество и государство. Характер внутреннего порядка, к созданию которого должно стремиться государство, не только вытекает из конституционных норм о правах человека, но и непосредственно определяется Основным Законом.
Международный порядок – это отношения между государствами, международными организациями, гражданами и юридическими лицами разных стран. Данные отношения, как и внутренние, делятся на политические, экономические, социальные (взаимная помощь государств в преодолении последствий стихийных бедствий, катастроф, иных неблагоприятных событий), духовно-культурные и иные. От международного порядка зависит обеспечение, например, права на жизнь (недопущение войн); права на благоприятную окружающую среду; защита граждан Беларуси за ее пределами. Сотрудничество с другими странами имеет важное значение для наиболее полного осуществления также права на получение информации о состоянии международной жизни, права на охрану здоровья (направление граждан на лечение или оздоровление за рубеж), права на доступ к ценностям мировой культуры, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность) (для противодействия незаконному использованию результатов творчества, присвоения авторства за рубежом). Мировой финансовый кризис, разразившийся в 2008 г., ярко продемонстрировал зависимость от международного порядка и экономических, социальных прав белорусских граждан.
Поскольку государственная политика – весьма общее понятие, то нормы Конституции возлагают ее проведение на государство в целом. Такой подход использован и в части первой статьи 59. В части же второй статьи субъекты конкретизированы: ими названы государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций. Думается, что понятие должностного лица в части второй статьи 59 объединяет всех лиц, занимающих государственные должности, то есть государственных должностных лиц. Государственные должностные лица независимо от конкретной занимаемой ими должности, прав и обязанностей, должны действовать в интересах граждан. В этом единство их конституционного статуса. Данное замечание сделано в связи с существованием в уголовном праве такого специального субъекта уголовной ответственности, как должностное лицо. В это понятие включаются не все государственные должностные лица. Государственным должностным лицам посвящена также часть вторая статьи 7. Помимо государственных должностных лиц Конституция говорит в целом о должностных лицах: статьи 34, 62, 115, 125. Понятие должностного лица при этом включает всех государственных должностных лиц, а также работников государственных и частных предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений, выполняющих организационно-распорядительные, административно-хозяйственные обязанности, совершающих юридически значимые действия.
В части второй статьи 59 упоминаются также «иные лица, которым доверено исполнение государственных функций». К ним могут относиться граждане, не занимающие должностей в государственных органах и поэтому не являющиеся государственными должностными лицами, но наделенные в установленном порядке их полномочиями при охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлении правосудия. К таким лицам, в частности, относятся члены добровольных дружин, внештатные сотрудники правоохранительных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов пограничной службы, общественные инспекторы, народные заседатели. Деятельность таких лиц регламентирована актами законодательства, одним из которых является Закон Республики Беларусь от 26 июня 2003 г. «Об участии граждан в охране правопорядка».
В отличие от граждан, государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, не свободны, они должны действовать только в пределах своей компетенции. Компетенция органов государства, должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, определяется законодательством, а должностных и иных лиц – еще и локальными нормативными актами. Конституция регулирует компетенцию самых важных органов и должностных лиц: Президента, палат Парламента и их председателей, Правительства и Премьер-министра, Конституционного Суда, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, прокуратуры, Комитета государственного контроля, Национального банка. Но лишь для палат Парламента конституционное регулирование является полным; в остальных случаях Конституция устанавливает лишь основы компетенции, отсылая при этом к другим актам (пункт 30 статьи 84, часть третья статьи 108, последняя часть статьи 116, статьи 124, 128, 131).
Важную роль для совершенствования работы органов власти и должностных лиц в отношениях с гражданами призван сыграть Закон Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. «Об основах административных процедур». Он закрепляет взаимные права и обязанности уполномоченных органов и граждан (а также организаций) в связи с обращениями последних за осуществлением административных процедур. Административные процедуры – это действия, совершаемые государственным органом или организацией по заявлению гражданина (выдача справок, регистрация и т. д.). Закон детально регулирует порядок обращения граждан в органы власти, сроки, условия совершения административных процедур, закрепляет право граждан на административное и судебное обжалование решений государственных органов и организаций. В Законе содержится обязанность этих субъектов обеспечивать со стороны своих работников доброжелательное, вежливое и внимательное отношение к гражданам. Конституционный Суд в порядке обязательного предварительного контроля рассматривал Закон «Об основах административных процедур» и в своем решении от 17 октября 2008 г. отметил его тесную связь с положениями статьи 59 Конституции.