Что означает принцип деполитизации государственного аппарата
Деполитизация
Смотреть что такое «Деполитизация» в других словарях:
деполитизация — и, ж. dépolitisation f. 1. Устранение влияния политических партий (первоначально КПСС) внутри государственных организаций и учреждений. Последнее время широко обсуждается вопрос о деполити зации и деиделогизации Вооруженных сил, об упразднении… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Деполитизация — ж. 1. процесс действия по гл. деполитизировать 2. Результат такого действия; устранение односторонней политической ориентации или чрезмерной политизации (в государственном управлении, в армии и т.п.). отт. Ослабление политической активности,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
деполитизация — деполитиз ация, и … Русский орфографический словарь
Деполитизация образования — принцип организации образовательной системы России, а также формирования ее целей и содержания вне зависимости от интересов и устремлений какой либо партии или политического объединения. Деполитизация образования стала одной из основных целей его … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
неполитизированный — I м. Тот, кто не интересуется политикой, не занимается политической деятельностью. II прил. Не интересующийся политикой, не занимающийся политической деятельностью; подверженный деполитизации [деполитизация 2.]. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Национальная политика — Национальная политика политика государства по отношению к различным национальностям внутри страны. В разное время и в разных странах может менять характер от национального террора (погромы, этнические чистки и т. п.),… … Википедия
Народная Республика Болгария — Запрос «НРБ» перенаправляется сюда, см. также «НРБ (значения)» Народная Республика Болгария Народна република България суверенное социалистическое государство … Википедия
Вопросы деполитизации и департизации гражданской службы
Может ли гражданская служба (административная власть) в сфере государственного управления быть деполитизированной? Очевидно, что не может.
Иначе она утратит свою политическую специфику и будет ни на что не годна. В прошлом, до формирования гражданского общества, подобные теории в условиях классового антагонизма вполне очевидно были призваны оправдывать классовое согласие.
Нужно отметить, что в прошлых законах (например, «Об основах государственной службы Российской Федерации», 1995 г.) требование деполитизации государственной службы не получило отражения, что соответствовало объективным тенденциям в этой сфере социальной деятельности.
Здесь в гл. II, ст. 5 в числе основных принципов зафиксировано лишь требование «внепартийности государственной службы», что предполагало недопустимость партийных пристрастий в деятельности государственной администрации. Думается, что данное, в принципе очень правильное, но и очень общее положение требовало дополнительного нормативного регулирования.
К сожалению, в принятых Федеральных законах «О системе государственной службы РФ» и «О государственной гражданской службе РФ» никаких норм по этому вопросу не было предложено. Конкретизации принципа «внепартийности» и «политической нейтральности» пока не произошло, хотя практика государственного управления постоянно требует большей определенности в данном деле.
Конечно, департизация является элементом деполитизации, но не исчерпывает ее. Гражданская служба должна быть департизированной, но, как необходимая составная часть главной политической организации общества — государства, она не может быть деполитизированной.
Наряду с прочим в деятельности гражданских служащих нередко проявляется и такая форма адаптации к окружающим социальным изменениям, как конформизм. Что это такое?
Конформизм является следствием отсутствия собственной позиции, беспринципности, подражания, неосмысленного следования за большинством и т.д. К сожалению, это качество довольно широко распространено в нынешней гражданской службе.
Они выведут, если и не всех, то большую часть государственных служащих на основу основ управления — на принятие, пускай и вторичных (подзаконных), государственных решений. Именно это позволит сделать гражданскую службу более действенной, надежной и результативной.
Административный аппарат будет не только готовить и выполнять государственные решения, но и в значительной мере их принимать.
Деполитизация силовых структур государства и пути ее реализации
Сущность и значение деполитизации силовых структур, ее функции и задачи. История применения термина «деполитизации» по отношению к силовым структурам, государственному аппарату, церкви. Специфика роли и места военной организации в политической системе.
АКАДЕМИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Гуманитарных и социально-экономических дисциплин
«Деполитизация силовых структур государства и пути ее реализации»
Шкарбанов Александр Александрович
слушатель 67 курса, 671группы
Деполитизация силовых структур в демократических странах не означает полного исключения их из политической жизни общества.
Предоставление военнослужащим возможности участия в политической жизни страны позволяет избежать их отчуждения от политической системы общества, что при определенных условиях может привести к выступлению силовых структур в качестве самостоятельной политической силы.
Участие военнослужащих в политической жизни важно и с точки зрения создания механизма выявления и представления их интересов в институтах государственной власти.
Установление стандартных правовых норм, регламентирующих политическое поведение военнослужащих, способствует формированию морально-политического единства личного состава силовых структур.
Привлечение силовых структур к участию в политических кампаниях позволяет воспитывать у военнослужащих лояльность к политическому режиму и чувство ответственности за обеспечение безопасности конституционного строя.
Достаточно основательной научной проработки понятия «деполитизация» не было. Некоторые политологи считают этот термин ненаучным, чисто пропагандистским, далеким от жизни, своего рода политическим «трюком». Приводимые в отдельных словарях определения “деполитизации” указывают на сложность как самого понятия, так и особенно стоящих за ним явлений и процессов политической реальности.
Патриархи социологии Огюст Конт, Питирим Сорокин, Реймон Арон и другие считали, что глубинную суть слова, употребляемого для определения множества вещей и явлений, лучше всего выделять методом сравнения его различных значений. Но сначала несколько слов об этимологии (происхождении, образовании, структуре) слова. Оно состоит из приставки и корня. Приставка «де» (от lat. de. ; фран. de. des. ) означает: 1) отсутствие, отмену, устранение чего-либо (в данном случае политики); 2) движение вниз, понижение, деградацию (в данном случае тоже политики. Теперь рассмотрим значение понятий «деполитизация армии», которых, как мы видим в приведённой таблице, имеется целый ряд:
Мы назвали лишь некоторые формы и проявления деполитизации силовых структур, целеустремленно осуществляемые государствами в соответствии с конституциями и другими законами. Как увидим ниже, эти меры деполитизации характерны, прежде всего, для демократических государств (что характерно для современной России). В приведённой ниже таблице мы видим основные пути деполитизации силовых структур государства:
Размещено на http://www.stud.wiki/
Конечно, нельзя не принимать в расчет и того, что во всех государствах (в большей или меньшей мере) имеет место такое явление как отчуждение людей, данных социальных групп, классов от политики в силу определенных социально-экономических, общественно политических, культурно-образовательных и иных условий.
Таким образом, “деполитизация” является противоположностью политизации. Эти явления взаимно проникают друг в друга.
Не случайно большинство сторонников деполитизации силовых структур подчеркивают, что они должны быть надежной опорой государства, а не тех или иных политических сил и движений. Во-вторых, “деполитизация силовых структур” может выступать одним из средств политической переориентации ее при смене общественно-политического строя: “деполитизация”, т.е. очищение силовых структур от одной политики (концепций, установок, ориентиров, институтов, отношений и т.п.) как необходимое условие заполнения ее новой политикой.
Такой процесс может осуществляться партией, стремящейся к власти, которая рассчитывает использовать для этого и военную силу. Он может начинаться при старой власти и достигать кульминации в момент демонтажа прежней и создания новой властной системы. В-третьих, деполитизация может стать орудием разрушения силовых структур. В стране, расколотой на части, преследующие прямо противоположные политические цели, “деполитизация силовых структур” понимается и осуществляется каждой из сторон в противоположных направлениях.
Специфика роли и места военной организации в политической системе общества порождает противоречие между гражданскими правами и свободами военнослужащих, с одной стороны, и воинскими обязанностями, с другой. Это противоречие разрешается установлением обязанностей и ограничением конституционных прав и свобод в рамках требований военной службы и на строго законном основании. Такие ограничения возможно вводить только путем принятия федерального закона.
Установление обязанностей и ограничение конституционных прав и свобод военнослужащих направлены на исключение давления военных на правящую гражданскую элиту, предотвращение возможности использования силовых структур различными политическими силами для реализации узкопартийных интересов.
В каждой стране, с учетом исторических особенности ее развития, устанавливается свой политико-правовой статус военнослужащего. Например, в США военнослужащим запрещается участвовать в деятельности партий, избираться в органы власти. К ним предъявляются жесткие требования с точки зрения их лояльности к демократическим конституционным ценностям. Согласно статье 38 Кодекса военной юстиции, «любой военнослужащий, употребивший «высокомерные слова» в отношении президента, вице-президента, конгресса, министра обороны, а также другого министра, губернатора либо властей штата, где он несет военную службу или временно находится, должен быть наказан в соответствии с решением военного суда». Вместе с тем, военнослужащие США имеют право участвовать в качестве избирателей в выборах в органы государственного управления. В войсках организуется распространение информационных материалов по тематике выборов. За военнослужащим сохраняется право на выражение личной неофициальной точки зрения по любым политическим вопросам, в том числе и касающимся избираемых кандидатов, но запрещается использование служебной власти с целью влияния на выборы, участие в политических съездах или организационных комитетах, публикация политических статей и т. п.
Таким образом, в странах демократии соблюдение политических прав и обязанностей военнослужащих является показателем гуманности и прогрессивности общественного строя.
Характер взаимоотношений силовых структур государства с политикой и политической властью определяется типом политического властвования (режимом). В условиях военно-политического режима военная элита сосредотачивает в «своих руках» политическую власть и монополизирует политику.
В условиях авторитарного и тоталитарного режимов военная элита входит в состав правящей элиты, силовые структуры жестко политизируются.
В условиях демократического режима силовые структуры деполитизируются. Это означает, что, как и в других режимах силовые структуры выступают инструментом (военным ресурсом) политики, но исключаются из сферы политической жизни в качестве самостоятельной политической силы.
деполитизация силовой военный
2. Альбом наглядных пособий. В.А. Котельников, В.С. Чалышев.
3. Курс лекций: лекция №2; лекция № 6.
4. В. Серебрянников; Ю. Дерюгин Социология армии. Москва 1997г.
5. В.А. Котельников, В.Ф. Ницевич, В.С. Чалышев. Политология: актуальные военно-политические проблемы. Учебное пособие под редакцией доктора политических наук, доцента В.Ф. Ницевича.
Подобные документы
Департизация военных структур государства, зарубежный и отечественный опыт ее осуществления. Основные формы взаимоотношений армии и партий. Формирование политической культуры военнослужащих. Обеспечение неукоснительного подчинения силовых структур страны.
реферат [47,3 K], добавлен 12.01.2015
Основные концепции происхождения и сущности государства. Политический процесс, его особенности в Российской Федерации. Признаки и функции государства. Принципы организации местного самоуправления. Основные формы государства. Сущность политической партии.
реферат [31,8 K], добавлен 19.05.2010
Понятие политической системы общества, ее структура и функции. Взаимодействие государства с политическими партиями, общественными объединениями и другими субъектами политической системы общества. Роль государства в политической системе общества.
курсовая работа [38,1 K], добавлен 21.07.2011
Определение политической партии. Классификация политических партий. Процесс формирования политической партии. Роль партий в политической системе. Возникновение, борьба, раскол и исчезновение партий. Политическое устройство государства. Сердце политической
контрольная работа [17,1 K], добавлен 04.11.2004
Теоретические основы политической идеологии, ее сущность, признаки, функции и уровни. Основные идеологические течения в современном мире, их особенности. Понятие и специфика политической психологии. Механизмы реализации современной политической идеологии.
реферат [47,0 K], добавлен 24.12.2010
Понятие, значение, структура и функции политической культуры, ее классификация и разновидности. Сущность политической идеологии, ее типы, распространенные на современном этапе. Оценка роли и значения идеологии в политической жизни общества на сегодня.
презентация [91,2 K], добавлен 16.10.2012
Анализ урегулирования этнополитических конфликтов. Слабая региональная политика центра как причина конфликта с Чечней. Ингушетия как центр террористической активности. Политическое влияние российских силовых структур: методология ресурсного измерения.
реферат [17,4 K], добавлен 27.04.2010
Роль коммуникативных процессов в политической жизни. Средства политической коммуникации и функции по отношению к политической системе и гражданскому обществу. Уровни информационных потоков. Политическое манипулирование и возможности его ограничения.
реферат [27,4 K], добавлен 02.02.2011
Значение термина «государство». Его прерогативы, механизмы возникновения. Формы правления и государственного устройства. Функции исполнительной и судебной власти. Значение парламента в политической системе. Причины формирования бюрократического аппарата.
курсовая работа [68,3 K], добавлен 13.10.2016
Общественные отношения, которые складываются в процессе реализации политическими партиями Российской Федерации конституционно-правового статуса. Возникновение, сущность, признаки политических партий, их типология и функции, место в политической системе.
курсовая работа [115,8 K], добавлен 10.08.2014
ДЕПОЛИТИЗАЦИЯ
Смотреть что такое «ДЕПОЛИТИЗАЦИЯ» в других словарях:
деполитизация — и, ж. dépolitisation f. 1. Устранение влияния политических партий (первоначально КПСС) внутри государственных организаций и учреждений. Последнее время широко обсуждается вопрос о деполити зации и деиделогизации Вооруженных сил, об упразднении… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Деполитизация — ж. 1. процесс действия по гл. деполитизировать 2. Результат такого действия; устранение односторонней политической ориентации или чрезмерной политизации (в государственном управлении, в армии и т.п.). отт. Ослабление политической активности,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
деполитизация — деполитиз ация, и … Русский орфографический словарь
Деполитизация — Законодательное закрепление запрета на деятельность политических органов (политотделов), являющихся составной частью аппарата какой либо политической партии, в финансируемых за счет государства. Д. осуществляется в ряде государственных… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
Деполитизация образования — принцип организации образовательной системы России, а также формирования ее целей и содержания вне зависимости от интересов и устремлений какой либо партии или политического объединения. Деполитизация образования стала одной из основных целей его … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
неполитизированный — I м. Тот, кто не интересуется политикой, не занимается политической деятельностью. II прил. Не интересующийся политикой, не занимающийся политической деятельностью; подверженный деполитизации [деполитизация 2.]. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Национальная политика — Национальная политика политика государства по отношению к различным национальностям внутри страны. В разное время и в разных странах может менять характер от национального террора (погромы, этнические чистки и т. п.),… … Википедия
Народная Республика Болгария — Запрос «НРБ» перенаправляется сюда, см. также «НРБ (значения)» Народная Республика Болгария Народна република България суверенное социалистическое государство … Википедия
§ 4.5. Вопросы деполитизации и департизации гражданской службы
Может ли гражданская служба (административная власть) в сфере государственного управления быть деполитизированной? Очевидно, что не может. Иначе она утратит свою политическую специфику и будет ни на что не годна.
Нужно отметить, что в прошлых законах (например, «Об основах государственной службы Российской Федерации», 1995 г.) требование деполитизации государственной службы не получило отражения, что соответствовало объективным тенденциям в этой сфере социальной деятельности. Здесь в гл. II, ст. 5 в числе основных принципов зафиксировано лишь требование «внепартийности государственной службы», что предполагало недопустимость партийных пристрастий в деятельности государственной администрации. Думается, что данное, в принципе очень правильное, но и очень общее положение требовало дополнительного нормативного регулирования.
В Указе Президента РФ от 12 августа 2002 г., утвердившем «Общие принципы служебного поведения государственных служащих», также подчеркивается необходимость «соблюдать политическую нейтральность, исключающую возможность какого-либо влияния на свою служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений». />К сожалению, в принятых Федеральных законах «О системе государственной службы РФ» и «О государственной гражданской службе РФ» никаких норм по этому вопросу не было предложено. Конкретизации принципа «внепартийности» и «политической нейтральности» пока не произошло, хотя практика государственного управления постоянно требует большей определенности в данном деле.
Конечно, департизация является элементом деполитизации, но не исчерпывает ее. Гражданская служба должна быть департизиро- ванной, но, как необходимая составная часть главной политической организации общества — государства, она неможет быть деполитизированной.
Наряду с прочим в деятельности гражданских служащих нередко проявляется и такая форма адаптации к окружающим социальным изменениям, как конформизм. Что это такое? Конформизм в гражданской службе (от позднелат. conformism — подобный, сходный) — это позиция гражданского служащего, характеризующаяся податливостью, приспособленчеством, безоговорочным механистическим восприятием определенной системы идей, установок и следующих за ними стереотипных действий и поступков. Конформизм является следствием отсутствия собственной позиции, беспринципности, подражания, неосмысленного следования за большинством и т.д. К сожалению, это качество довольно широко распространено в нынешней гражданской службе.
Выводы Социальный институт есть система юридических, моральных, организационных и других норм и правил, регулирующих деятельность людей в какой-либо определенной области. Они могут быть формальными и содержательно-потребительскими. Институционализация обычно представляет процесс определения и закрепления социальных норм и правил, статусов и ролей в организациях, рассчитанный на удовлетворение человеческих потребностей за счет деятельности в определенных сферах. Государственные органы не могут быть поделены на те, которые выполняют только «стратегические» (политические) функции, и те, которые выполняют единственно «оперативные» (административные) функции.
ш Политика расставляет те ориентиры, на которые должна выходить гражданская служба. Административные нормы (и в этом их специфика) не имеют собственной социально-профессиональной сущности. Данная сущность обусловливается спецификой той производственной деятельности, которую осуществляют эти работники (административные нормы бывают, по сути дела, одинаковыми в любой социальной структуре — государственной, предпринимательской, коммерческой, финансовой и т.д.). Поэтому в сфере государственной политики административное право должно отражать именно особенности этой политики. Гражданская служба как необходимая составная часть государства (политики государства), ее административная власть не может быть деполитизированной. В Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ» норма об оказании сервисных услуг населению прописана несколько однобоко и формально нацелена лишь на обеспечение «государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа». О роли политических руководителей, которые на деле действительно главенствуют во властных структурах, здесь почему-то ничего не сказано. Поэтому реальное оказание государственных услуг гражданам и организациям происходит лишь с организационными натяжками и коррупционными демаршами. И пока, к сожалению, не создано необходимых законов, которые умеряли бы своеволие политических руководителей, возглавляющих государственные органы. Гражданские служащие прежде всего и главным образом заняты оказанием услуг именно руководителям государственных органов, т.е.
Контрольные вопросы Что такое социальный институт? Можно ли поделить государственные органы на «стратегические» и «оперативные»?
Каков характер взаимодействия политической и административной власти? Каковы формы влияния административной власти на законодательную и исполнительную политику? В чем различие между аппаратом и «командой»? Что означает адаптивная направленность гражданской службы? Каковы основные направления социализации гражданской службы?
Конституция Российской Федерации. М., 1993.
О системе государственной службы Российской Федерации. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ.
О государственной гражданской службе Российской Федерации. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.
Государственная гражданская служба России: Опыт и проблемы становления / под общ. ред. А.И. Турчинова. М., 2005.
Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: учеб. пособие. М, 2005.
Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и Федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / под общ. ред. Г.В. Мальцева и И.Н. Барцица. М., 2005.
Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и законодательству о гражданской службе зарубежных государств / А.Ф. Ноздрачев и др. М., 2005.
Овсянко ДМ. Государственная служба Российской Федерации: учеб. пособие. М., 2005.