Что означает принцип дифференциации
Что такое дифференциация
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Встречаются слова, значение которых вроде бы понятно, но в разных сферах человеческой деятельности они обозначают что-то свое, специфическое.
Одно из таких слов – «дифференциация». В этой статье мы проанализируем конкретику данного понятия в различных областях применения.
Общее понятие
Слово «дифференциация» заимствовано из латинского языка (differentia) и переводится как «разность, различие».
В более обобщенном смысле оно обозначает разделение единого на части, уровни, этапы, ступени. Данный термин является антонимом для интеграции (что это?), обратного процесса ведущего к объединению.
Простые примеры: все буквы алфавита можно дифференцировать (разделить) на гласные и согласные, звуки – на твердые и мягкие, коллектив учащихся – на классы или группы, человечество – на расы и т. д.
Дифференциация всегда происходит по каким-либо общим признакам.
Используем пример с разделением коллектива школы на классы. Признаком, по которому подразделяются учащиеся, является их возраст (не учитывая тех, кто в силу каких-либо причин стал второгодником). Поэтому логично, что в первом классе обучаются дети 7 лет, а в 11 – 17-летние молодые люди.
Дифференциация в экономике
Рассмотрим это понятие как процесс развития применительно к разным областям человеческой деятельности и признаки, по которым данный процесс происходит.
Дифференциация в экономике – это сложившаяся система экономических отношений в определенном обществе. В понятие «общество» в данном контексте вкладывается смысл: обособленный территориальный субъект, т. е. регион либо целое государство, либо все мировое сообщество.
Так, в рамках РФ существует множество территориальных субъектов, экономическая деятельность которых определена по отраслевому принципу исторически.
Например, Краснодарский край – это аграрный регион, а Дальний Восток – рыбный. В рамках мирового сообщества: Япония – страна, производящая высокотехнологичные товары, а Эквадор – мировой поставщик бананов и нефти.
Вывод: основа дифференциации в экономике заключается в разделении труда по отраслевому и (или) территориальному признаку.
На уровень дифференциации в этом случае основополагающее значение оказывают следующие факторы:
Не стоит путать это с экономическим аспектом социальной дифференциации, т. е. с разделением общества на слои с различным уровнем дохода.
Так, в РФ дифференциация доходов населения достигла огромных значений: разница в зарплате десяти процентов наиболее высокооплачиваемых и десяти процентов наименее оплачиваемых работников достигает 40 раз! Это практически в 8 раз выше, чем в экономически развитых странах.
Дифференцированный подход в педагогике
Все люди имеют разные способности, неодинаковую степень обучаемости и различный психоэмоциональный статус, поэтому дифференцированный подход к обучению – это наиболее эффективный способ достижения максимального результата в получении знаний.
В чем он заключается? Дифференциация обучения осуществляется на внешнем и внутреннем уровнях:
Внешняя дифференциация предполагает разделение учебных заведений в рамках общеобразовательной программы в зависимости от уровня развития ее учащихся. «Продвинутый» уровень развития ребенка дает возможность учиться в лицее или гимназии, коррекционные школы предназначены для детей с пониженным интеллектуальным статусом.
В особую группу выделены классы педагогической поддержки (для детей, испытывающих трудность в обучении) и профильные классы (с углубленным изучением каких-либо предметов).
Внутренняя дифференциация – это разделение учащихся в классе (группе), ранее созданном по случайным признакам, на определенные подгруппы (по уровню подготовки, по психоэмоциональному статусу и т. д.). Как правило, преподаватели, ориентируясь на подобное условное разделение учащихся, используют метод индивидуального подхода.
Что можно дифференцировать в психологии
Дифференциация в психологии означает умение индивидуума быть личностью (что это такое?), оставаясь при этом социализированным членом общества.
Простой пример: есть человек, он социализирован, т. е. адекватно сосуществует с остальными членами какого-либо коллектива, выполняет свои гражданские обязанности по отношению к государству, в котором живет.
Но в то же время он имеет свои увлечения, духовные привязанности, свою точку зрения. Чем выше психологическая дифференциация человека при нормальном уровне социализации, тем более он стабилен в психологическом плане, тем полноценней как личность.
Стоит отметить, что чрезмерное увлечение компьютерными «стрелялками» оказывает на несформированную детскую психику пагубное влияние.
Погрузившись в виртуальный мир, ребенок перестает развиваться в психоэмоциональном плане, т. е. тормозится его психологическая дифференциация в личностном плане и не происходит адекватной социализации в обществе.
Дифференциация языка
Этот термин в лингвистике подразумевает появление новых разновидностей языка. Проще говоря – это появление наречий, говоров и диалектов.
Пример: существует русский язык, но практически в каждой «глубинке» в нем обнаруживаются свои особенности. Так, в одном районе Тверской области говорят не «гора», а «горушка», не «поезжайте», а «ехайте». И таких изменений в русском языке не счесть, как, впрочем, и в языках всего мира.
Существует 3 основных причины дифференциации языка:
В науке
Дифференциация в науке означает выделение из определенного научного направления новых дисциплин по мере накопления знаний.
Данный процесс неотделим от научного прогресса. Исследования в рамках узкой специализации позволяют глубже проникнуть в суть явлений и процессов.
Этот процесс подобен цепной реакции: по мере накопления информации из «материнской» науки выделяется «дочернее» направление. Оно развивается, и при расширении и углублении знаний о своем объекте дифференцируется еще на несколько научных дисциплин. И так может продолжаться до бесконечности.
Пример: изучение наследственности биологических организмов привело к созданию нового научного направления – генетики. Затем уже из этой дисциплины выделились новые специализации – медицинская генетика, молекулярная, биохимическая. А развитие этих направлений, в свою очередь, неминуемо приведет к созданию новых дисциплин.
Рассмотрим наглядно на схеме дифференциацию в науке на примере педагогики:
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне
На схеме приведены только 3 уровня педагогики как науки. Развитие и углубление знаний третьего уровня приведет к созданию дифференциаций следующего уровня.
Краткое резюме
Дифференциация – это процесс выделения частей из единого целого. Наряду с интеграцией – это два противоположных процесса, лежащих в основе развития наук и эволюции человечества.
В этой статье мы проанализировали только малую толику значений этого термина. Если вы хотите знать об этом и других понятиях больше – читайте наш блог!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Если основная деятельность в регионе определена исторически, это неминуемо приведет к экономическому кризису. Ведь, любая продукция рано или поздно теряет актуальность для рынка. Экономическая дифференциация должна быть гибкой.
С этим определением никогда не сталкивалась, т.к. не работаю в бизнесе. Теперь буду иметь представление, что оно означает. Дифференциация — это деление на разные этапы, части. Можно так его ещё назвать.
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Принцип дифференциации предполагает разделение технологического процесса на отдельные технологические операции, переходы, приемы, движения. Анализ особенностей каждого элемента позволяет выбрать наилучшие условия для его осуществления, обеспечивающие минимизацию суммарных затрат всех видов ресурсов. [1]
Принцип дифференциации ( от латинского различие) заключается в разделении функций и элементов системы; ослабляются функциональные связи между элементами системы, повышается степень свободы их взаимоперемещения, разносятся элементы производства, конструкции и рабочие процессы в пространстве и во времени. [2]
Принципы дифференциации и комбинирования распространяются и на отдельные рабочие места. [4]
Принцип дифференциации характеризуется таким построением станочной операции, когда один или несколько одинаковых инструментов обрабатывают за один переход одну поверхность у одной или нескольких деталей, установленных последовательно, параллельно или параллельно-последовательно. [5]
Принцип дифференциации предполагает разделение производственного процесса изготовления одноименных изделий между отдельными подразделениями предприятия. Этот принцип находит выражение, например, в создании производственных участков или цехов, построенных по технологическому или предметному признаку. [6]
Принцип дифференциации операций предполагает разделение производственного процесса на отдельные технологические процессы, операции, переходы, приемы, движения. Чем на большее число частей разделен ТП, тем меньше требований к квалификации рабочих, зато выше производительность труда и жестче требования к организации производства. [7]
Принцип дифференциации материалов находит выражение и в изготовлении ряда деталей машин из биметаллических материалов ( щеки камнедробилок, зубья экскаваторных ножей, скреперов и другие детали, работающие в условиях абразивного износа); детали изготовляются из малоуглеродистых сталей с защитным покрытием из износостойкого материала. Защитный слой ( облицовка) может быть либо съемным, либо наплавленным. Принцип дифференциации применяется также при изготовлении отвалов тракторных плугов путем применения трехслойной стали. [8]
Принцип дифференциации операций состоит в разделении сложной операции на несколько более простых. Он находит применение в условиях крупносерийного и массового производства при обработке деталей, имеющих сравнительно малые размеры и вес. В этом случае упрощается технологический процесс обработки и настройки станка, снижаются требования к квалификации рабочих, упрощается конструкция автоматических остановов, упоров и тому подобных устройств, приспособлений, режущего и контрольно-измерительного инструмента, что обеспечивает более быстрое и успешное внедрение технологического процесса. [9]
Используя принцип дифференциации ( бригадный метод), сборочный процесс расчленяют на части, и за каждым рабочим бригады закрепляют определенную сборочную единицу изделия. Члены бригады специализируются на выполнении определенных сборочных работ. Однако по конструктивным условиям в большинстве случаев вести сборку всех сборочных единиц одновременно невозможно. В связи с этим при таком методе сборки большое значение имеет правильное планирование начала и конца сборочных работ с учетом трудоемкости и последовательности установки сборочных единиц на машину. [10]
По принципу дифференциации сборка расчленяется на узловую и общую. Узлы собирают отдельно рабочие или бригады и в собранном виде подаются на общую сборку. Такое расчленение сборочного процесса и организация общей сборки из предварительно собранных узлов дает возможность использовать большее количество рабочих и механизировать сборочные операции, что уменьшает длительность общей сборки единицы изделия. [12]
Сборка по принципу частичной дифференциации предусматривает распределение всех сборочных работ ( подготовку деталей, узловую и общую сборку) между различными рабочими или бригадами. Такой принцип сборки применяется, как правило, в серийном производстве. [13]
Однако, смешивать принципы дифференциации разных полей не целесообразно. [15]
Принципы дифференцированного обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность принципа дифференцированного обучения
На сегодняшний день существует несколько подходов к определению принципа дифференцированного обучения. Согласно, данным подходам, под принципом дифференцированного обучения понимают:
Принцип дифференцированного обучения предусматривает разделение учеников на группы. Данное разделение условно. Принято выделять следующие группы учащихся (по уровню обучаемости):
Таким образом, принцип дифференцированного обучения предполагает организацию учебного процесса так, чтобы он был оптимален для учащихся с разным уровнем. Для эффективности учебного процесса, в рамках реализации данного принципа, педагог сочетает разные формы обучения.
Готовые работы на аналогичную тему
Реализация принципа дифференцированного обучения
Реализация принципа дифференцированного обучения применима в различных звеньях обучения.
Изучение нового материала.
В процессе подготовки к прохождению нового учебного материала, педагог должен учитывать возможности каждого ученика и организовать подачу наиболее оптимальным способом, чтобы все учащиеся могли понять и усвоить новый учебный материал.
Данный этап учебного процесса является одним из самых важных для последующего обучения и усвоения дальнейшего материала. Поэтому педагог должен подойти ответственно к его организации. Необходимо при подаче нового материала максимально использовать воздействие на различные анализаторы, способствующие благоприятному восприятию и усвоению, а также различные методы и способы подачи.
Ориентация на конечный результат.
Ориентация на конечный результат определяет дифференцированное отношение учителя к вводимому материалу. На усвоение пройденного материала учащимся необходимо дать достаточное время, при этом нужно учитывать, что более слабым ученикам требуется больше времени, в то время как более сильным меньше. Соответственно педагог должен разделить на детей на группы, в то время как одна группа (слабые ученики) осваивают новый материал, более сильные могут заниматься решением тренировочных упражнений.
Закрепление пройденного учебного материала.
На данном этапе обучения, принцип дифференцированного обучения подразумевает, что для закрепления пройденного материала учащимся необходимо давать задания индивидуально, с учетом их уровня. При этом более сильные ученики могут выполнять не только стандартные задания, но и дополнительные (усложненные).
В качестве упражнений, направленных на закрепление учебного материала, в рамках реализации принципа дифференцированного подхода, педагогом могут быть использованы следующие виды заданий:
Контроль и оценка знаний.
Реализация контроля и оценки знаний в рамках реализации принципа дифференцированного обучения направлены на выявление уровня усвоения пройденного учебного материала.
При проведении контроля за деятельностью учащихся, ребенок сам определяет уровень своих возможностей и выбирает те задания, с которыми он может справиться, поэтому оценка работы ученика определяется, исходя из выбранного им уровня сложности задач.
Основная функция контроля видится в постоянном прослеживании хода выполнения учебных действий, своевременном обнаружении различных погрешностей в их выполнении.
Домашняя работа.
Особенно большие возможности для дифференциации открываются в домашней работе. Домашняя работа задается педагогом в виде упражнений, задач, а также в виде карточек, на которых дано задание и алгоритм его выполнения. Домашние задания дифференцируются не только по уровню знаний и процессу усвоения учебного материала, но и принято их разделять в зависимости от класса обучения (начальные, средние и старшие классы).
Основная цель домашнего задания – это закрепить знания ученика по пройденному материалу, а также выявить возможные трудности в усвоении учебного материала, для последующего устранения.
Таким образом, принцип дифференцированного обучения, направлен на организацию оптимального учебного процесса для всех учеников, вне зависимости от их уровня усвоения учебного материала, темпа обучения, умственных и возрастных возможностей. Реализация принципа дифференцированного обучения осуществляется путем условного разделения учеников на группы, согласно их возможностям и потребностям.
Что такое дифференциация
Здравствуйте, уважаемые читатели блога Goldbusinessnet.com. Очередным термином для разбора у нас сегодня будет слово «дифференциация», которое входит в группу общеупотребительных понятий, применяется во многих областях, а поэтому имеет много оттенков значения.
Ввиду его широкого применения встает вопрос о корректности использования этого слова в том или ином контексте. Ведь искажение смысла приведет к неправильной трактовке.
Поэтому, если вы желаете получить полное представление о дифференциации в разных сферах (в экономике, социальной сфере, психологии или даже по отношению к научным дисциплинам), то не побрезгуйте ознакомиться с настоящей публикацией хотя бы вскользь по диагонали.
Значение слова «дифференциация»
Это понятие происходит от латинского «differentia», что в переводе на русский язык значит «разность», «разница», «различие». По смыслу оно противоположно термину «интеграция».
В общем смысле дифференциация может иметь 2 значения. Это:
1. Разделение, разбивка целого на части, ступени, этапы либо выделение фрагмента из цельного объекта. При этом элементы разделяются по каким-то общим признакам.
2. Образование или усиление отличий между отдельными элементами.
Например, все человечество можно дифференцировать:
А вот пример из другой сферы. В латинице или кириллице все буквы можно разделить на гласные и согласные, согласные, в свою очередь, на мягкие и твердые, а звуки — на звонкие и глухие.
Дифференциация звуков
Но не только. Существуют некоторые звуки, которые могут разделяться на пары по признакам, основанным на особенностях произношения. Вот какие пары есть в русском языке:
На практике концентрация на звуковой дифференциации используется, например, в работе того же логопеда при исправлении соответствующих дефектов речи.
Дифференциация в экономике
В каждом аспекте экономики есть свои нюансы разделения тех или иных элементов. Скажем, для достижения конкретных целей дифференцировать можно продукты, услуги, сервисы и т.д.
В общем случае экономическая дифференциация возможна по территориальному (или межрегиональному), а также по отраслевому признаку.
Как в глобальном масштабе, так и в пределах отдельной страны экономическое разделение может быть либо в конкретной отрасли, либо в пределах определенной территории, что определяется особенностями развития конкретного государства в целом и его экономики.
В мире, например, мы упоминаем некоторые азиатские государства (Японию, Корею, Китай) как центры производства электронных и высокотехнологичных изделий, регион Ближнего Востока ассоциируются с добычей нефти, а некоторые страны Южной Америки — с производством кофе.
В крупных государствах часто наблюдается похожая картина. В этом смысле ярчайшим примером может служить огромная территория Российской Федерации, где основными областями развития сельского хозяйства являются Краснодарский край, Поволжье и Центральное Черноземье; нефть
поставляется большей частью из Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого АО, а также Татарстана; ну а Якутия является признанным лидером по добыче полезных ископаемых, включая алмазы.
При этом существуют основополагающие объективные и субъективные факторы, на основании которых формируется сценарий развития экономики того или иного региона.
К объективным факторам, на которые нельзя повлиять при формировании межрегионального дифференцирования, относятся следующие:
В плане воздействия на дифференциацию с целью повышения эффективности экономики гораздо больший практический интерес представляют субъективные факторы. Вот некоторые из них:
Социальная дифференциация
Это не что иное как разделение общества на группы (слои), занимающие различное положение. В зависимости от того, на какой ступени развития находится общество и в какой плоскости происходит расслоение, отличия между слоями могут определяться по разным признакам.
Существует три основных аспекта социальной дифференциации:
Помните незабвенный кино-шедевр Георгия Данелия «Кин-дза-дза!», в котором была описано разделение общества на планете Плюк?
Там это отражалось в виде цветовой дифференциации штанов, суть которой заключалась в том, что представители разных социальных групп (по сути — каст) носили портки разного цвета (голубые — элита, включая правителей, обладавшая наивысшим капиталом и привилегиями, малиновые — состоятельные жители с чуть меньшим богатством и т.д.). По-моему, этот яркий пример социального разделения сразу по нескольким направлениям.
Что означает дифференцированный подход в обучении
Это реализация педагогами задач по обучению с разделением на группы людей, включая детей школьного возраста, на основе их умений, природного таланта, состояния здоровья и других факторов. В итоге такой подход позволяет добиться максимально эффективного результата.
Различают внешний и внутренний уровень педагогической дифференциации:
Надобно немного пояснить схему на примере обучения детей:
Внешняя дифференциация включает разделение учебных заведений для учащихся с различным уровнем развития. Лицеи и гимназии предназначены для особенно одаренных детей, а вот коррекционные школы — для тех, кому по той или иной причине трудно дается учеба в стандартном варианте. При этом в обычных школах наряду с профильными создаются классы педагогической поддержки с возможностью углубленного изучения того или иного предмета.
Внутренняя дифференциация предусматривает разделения групп (классов), набор которых осуществлялся без учета индивидуальных характеристик, на подгруппы с учетом психических особенностей детей, их уровня восприимчивости к обучению и иных важных факторов. Здесь в ряду других активно используется индивидуальный подход к каждому ребенку.
Что можно дифференцировать в науке
Как всем известно, наука является двигателем прогресса, поэтому трудно переоценить значение научной дифференциации, которая заключается в узкой специализации дисциплин, что позволяет исследовать события и явления более углубленно.
На практике такой процесс выглядит следующим образом: в ходе накопления новых данных из базовой науки вычленяется новое направление, которое бурно развивается. Происходит сбор информации уже в более узкой области, после чего эта вновь созданная дисциплина рождает еще несколько ответвлений. Такая цепочка может расти постоянно добавляя все новые звенья.
Простой пример: из такой науки как биология были дифференцированы несколько направлений, включая ботанику и зоологию, изучающих соответственно растительный и животный мир, а далее развитие каждого из них спровоцировало появление еще целой массы научных подразделов, изучающих, к примеру, отдельно различные виды животных и растений:
На предоставленной выше схеме приведены только две научные дисциплины второго уровня, дифференцированные из биологии, и несколько ответвлений третьего уровня. На самом деле их гораздо больше, и по мере развития биологических наук их количество вполне может расти.
Безусловно, дифференциация в разумных дозах приносит ощутимую пользу. Но бесконечное и бесконтрольное создание узко-специализированных научных дисциплин является крайностью, которая при достижении определенного предела в один прекрасный момент начнет воспрепятствовать систематическому и гармоничному восприятию картины мира.
Подобные тенденции всегда вызывали беспокойство у ученых и передовых деятелей, которые в целях восстановления гармонии время от времени прибегают к обратному процессу, коим является интеграция (ссылка на материал об этом понятии вы найдете в начале статьи), позволяющая объединять при необходимости научные дисциплины по тем или иным критериям.