Что означает принцип kaizen
Система Кайдзен. Принципы и примеры Кайдзен в жизни
– это философия непрерывного совершенствования, японский ключ к успеху.
В переводе с японского «Кайдзен» это «изменение чего-то к лучшему». С помощью системы Кайдзен мировые предприниматели постоянно совершенствуют продажи, производство и все производственные процессы.
Применение философии Кайдзен должно дать результат: повышение производительности, улучшение качества, повышение безопасности, снижение затрат и увеличение спроса у клиентов.
Планируя жизнь по Кайдзен можно стать на порядок успешнее всего за 2-3 года.
Ключевой навык личной эффективности и проактивного человека – это жизнь по принципам схожими с философией Кайдзен. Подходы системы Кайдзен можно применить к любой сфере жизни: здоровью, психологии, работе и финансам.
Откуда ваши «проблемы»?
Пошагово разберёте сферу жизни и определите 3 важнейших шага в этой сфере.
Пошагово разберите жизнь на молекулы
Что означает Кайдзен?
Первоначальное значение японского слова «Кайдзен» можно буквально перевести как «акт улучшения плохих моментов». Более популярный перевод – «изменение к лучшему», или «улучшение».
Непрерывное совершенствование – это не единственное определение Кайдзен. Вместо этого оно является результатом Кайдзен. На самом деле, буквальный перевод непрерывного совершенствования на японском языке – «Кайре».
Кайдзен – это скорее внутренний процесс, который происходит в вашем собственном уме. Цель состоит в том, чтобы реализовать свой потенциал, выйти из зоны стагнации и таким образом добиться перемен.
В быту, более подходящие перевод Кайдзен – это «непрерывное саморазвитие».
Японская история Кайдзен
Современный смысл этого слова зародился на заводах Toyota. После Второй мировой войны многие японские предприятия использовали принципы работы, принесённые американскими советниками, присланными в рамках Плана Маршалла.
Toyota является ярким примером компании, которая показывает отличную практику непрерывного совершенствования, создавая эффективные системы управления для генерирования, захвата и анализа улучшений в бесконечных циклах.
Общая система методов управления производством Toyota называется Toyota Production System (TPS). Эта система основана на ряде основных принципов, один из которых называется Кайдзен.
Для целей использования Toyota (или вообще любого производственного использования) это в значительной степени означает непрерывное совершенствование через акт саморазвития. Кайдзен стал одной из основных практик экономного производства в США, а затем и в области менеджмента.
Важной частью выживания в будущий кризис является культура планирования целей по Кайдзен. В динамично развивающейся и нестабильной бизнес-среде, все антихрупкие компании стремясь стать более эффективными, улучшают каждый микрошаг в своих процессах.
Принципы Кайдзен
Кайдзен руководствуется несколькими ключевыми принципами:
По своей сути, Кайдзен занимается непрерывным улучшением путем сокращения отходов в процессах. Руководствуясь ключевой идеей:
Хорошие процессы создают хорошие результаты
В производстве это означает, что сокращение отходов в процессе производства повышает ценность для потребителя.
В экономном производстве 8 потерь или любая деятельность, которая потребляет ресурсы без создания ценности для клиента. Изучим их:
Когда продукт не пригоден для использования, его необходимо утилизировать или переработать, добавив стоимость к производственному процессу.
Плохой тайминг процессов может привести к тому, что люди будут ждать материал, оборудование или машины.
Ненужное движение может создать нагрузку на персонал и не добавить дополнительную ценность для клиента.
Избыточные запасы могут привести к неэффективности и задержкам в обнаружении проблем. Проблемы могут накапливаться, и с большим количеством инвентаря, проблемы потребуют больше времени для решения.
Производство слишком большого количества продукции до того, как она потребуется, препятствует плавному потоку работ. Производство повышает затраты на само изготовление и хранение, скрывает дефекты внутри незавершенного производства и увеличивает время выполнения заказа.
Избыточный труд из-за плохого инструмента или некачественного материала.
Перемещение предметов, которые не являются необходимыми для процесса.
Недостаточное использование навыков или назначение задач сотрудникам с недостаточной подготовкой.
Улучшения основаны на небольших изменениях
К изменениям следует подходить небольшими, но уверенными шагами. Вместо того чтобы ждать, пока произойдет крупное изменение, которое улучшит ситуацию.
Это повышает скорость совершенствования и снижает давление, связанное с осуществлением серьёзных изменений. Небольшие изменения менее затратны и поэтому менее рискованны. Их проще внедрить в существующие процессы.
Ключом к постепенным улучшениям является выявление и устранение коренных причин проблем.
Это позволяет сотрудникам улавливать и сдерживать мелкие проблемы, прежде чем они станут более крупными и дорогостоящими для устранения, и это предотвращает повторение одних и тех же проблем.
Улучшения должны быть измеримыми, стандартизированными и воспроизводимыми
В Кайдзене важно «говорить с данными и управлять фактами».
Для объективной оценки улучшений, существующие проблемы должны быть стандартизированы и документированы.
Кроме того, улучшения должны быть модернизированы, и всем сотрудникам необходима переквалификация, связанная с этими улучшениями.
Измерение производительности по сравнению с существующими контрольными показателями позволяет продемонстрировать рентабельность инвестиций от ваших усилий и держать компанию в курсе улучшения.
Кайдзен также позволяет вам определить области, где ваши усилия работают или нет, так что вы можете принимать стратегические решения о будущих улучшениях.
Культура Кайдзен на практике
Для того чтобы внедрить Кайдзен, вам необходимо перенять практику самокритики. В Японии такая практика называется «Hansei». Это означает, что вы должны взять на себя ответственность и найти место для улучшения, даже если всё идет по плану.
Принятие такого типа мышления даст вам возможность вырваться из зоны стагнации и подтолкнуть себя к пределам.
В то время как позитивное мышление покажет вам где вы эффективны, именно отрицательная эмоция «это могло бы быть лучше» даст вам мотивацию постоянно совершенствоваться и в результате покорять новые вершины.
Например, в производственной системе Toyota весь линейный персонал должен остановить движущуюся производственную линию в случае возникновения неисправности. Затем сотрудники вместе со своими руководителями предлагают вариант устранения проблем.
Кроме того, когда проект заканчивается, проводится рефлексивное совещание для анализа всего процесса, включая любые возникшие отклонения. Здесь важно отметить, что совещание будет происходить даже в том случае, если проект был успешно завершен, и на протяжении всего производственного цикла не было обнаружено никаких проблем.
Эти подходы присущи Кайдзен и обычно дают небольшие улучшения, как во время процесса, так и в его конце. В результате культура постоянного согласования небольших усовершенствований и стандартизации приводит к значительным изменениям с точки зрения общего повышения производительности.
Методика циклов совершенствования в Кайдзен
Разработанная методика Кайдзен включает в себя внесение изменений и мониторинг результатов, а затем корректировку. Крупномасштабные проекты заменяются более мелкими экспериментами, которые могут быть быстро скорректированы, когда предлагаются новые улучшения.
Чтобы было легче понять, вы можете применить следующий цикл:
«План >> Реализация >> Проверка >> Пересмотр».
> реализация >> проверка >> пересмотр» style=»max-height:500px;max-width:100%»>
> реализация >> проверка >> пересмотр» style=»max-height:500px;max-width:100%»>
Прохождения каждого шага представляет собой непрерывное улучшение. Когда вы снова приходите на свой базовый этап, вы принимаете во внимание свои предыдущие разработки и планируете следующие.
Но помните, что это всего лишь результат Кайдзен. Постоянное совершенствование – это внешнее проявление, но Кайдзен – это внутренняя сила. Философия Кайдзен заставляет вас регулярно совершенствоваться и подвергать сомнению статус-кво.
Что даст вам Кайдзен?
Важной частью культуры Кайдзен является то, что она воспринимается как образ мышления, образ жизни. Вы не только улучшите своё дело, но и улучшите самих себя.
Общей передовой практикой является обмен знаниями между членами команды и поощрение развития каждого из них. Это также стиль руководства, который подразумевает цикл Кайдзен.
Вместо того чтобы довольствоваться собственным успехом, убедитесь, что вы помогаете другим догнать вас на вершине.
Рассмотрим преимущества наличия устоявшейся культуры Кайдзен.
Все говорят на одном языке
Небольшие постоянные изменения, и модернизация почти автоматически выводят всех на один и тот же настрой. Сотрудники являются частью процесса и его создания, совершенствуя себя вместе с ним.
Создает установку на рост
Ценности компании находятся между наиболее важными компонентами успешного бизнеса. Кайдзен – это способ объединить всех людей, разделяя их общее мышление и подход к работе и развитию.
Повышает мотивацию
Члены команды мотивированы участвовать и совершенствоваться, когда они видят, что они являются частью изменений.
Когда они видят, что их небольшие идеи включены в процесс непрерывного совершенствования, они больше стремятся внести свой вклад.
Принятие новых идей
Когда ваша организация привыкла ничего не менять, новые идеи и возможности иногда могут рассматриваться в негативном свете.
С внедрением стратегии непрерывного совершенствования ваша команда привыкнет и оценит работу с представлением о том, что изменения являются позитивными.
Кайдзен является важной частью методов бережливого производства. Это необходимый компонент на пути к экономичной компании, с минимизацией потерь.
Следование Кайдзен – это непрерывный процесс
Секрет успеха Toyota положил начало Кайдзен – культуре саморазвития и, в конечном счете, постоянного совершенствования. Методика легко реализуется в рамках каждого профессионального или личного сценария.
Чтобы впитать философию Кайдзен, вам нужно развить в себе здоровую самокритику. Поразмышлять о том, чего вы уже достигли, и всегда искать следующее «слабое место» для улучшения.
Основные принципы и примеры философии Кайдзен
Кайдзен — японская технология, в которую входят философия, теория и инструменты менеджмента, которые направлены на достижение преимущества в конкурентной борьбе. В системе менеджмента эта технология известна под понятием непрерывного процесса совершенствования.
Традиционная система управления и кайдзен: основные отличия
Существенное противоречие между производственным отделом и отделом продаж — результат не до конца проработанной системы. Успешные компании, работающие по концепции кайдзен, аккумулируют свои усилия в направлении сближения этих двух отделов. Такая компания производит те товары, в которых нуждается рынок, и в том количестве, которое может быть реализовано.
Отличия системы кайдзен от традиционного подхода к управлению лежат буквально в каждом параметре.
Характеристики
Традиционный подход
Система кайдзен
Производство всего, что можно произвести
Производство того, что нужно потребителям
После того, как проблема возникла
Предотвращение появления проблем
Должны происходить постоянно
Прописаны «раз и навсегда»
Динамичны и постоянно меняются
Одна из статей затрат
Оценка работы сотрудников
По слабым сторонам
По сильным сторонам
Доступ открыт каждому сотруднику
12 основных принципов кайдзен
Обустройство рабочего места, неоправданные потери и стандартизация
Три основных принципа системы кайдзен — организация рабочего места, устранение неоправданных потерь и стандартизация.
Управление рабочим место призвано оптимизировать деятельность. По первым буквам пяти японских слов образуется название методологии организации рабочего места — 5S.
Seiri – все, что не требуется для работы, должно быть промаркировано как ненужное и удалено с рабочего места.
Seiton – все, что необходимо для работы, должно находиться в поле зрения и лежать в легкодоступных местах.
Seiso – все рабочее оборудование и непосредственно рабочее место должно постоянно находиться в чистоте, для поддержания этого состояния рабочее место убирается после каждого рабочего дня, а инструменты раскладываются по местам.
Seiketsu – первые три шага должны быть стандартизированы, чтобы стать частью обыденного рабочего процесса.
Shitsuke – процесс поддержания рабочих мест в чистоте должен контролироваться путем постоянного наблюдения и мониторинга.
Устранение неоправданных потерь — прекращение действий, которые не приносят пользы и замедляют рабочий процесс. Большая часть работы на производстве состоит из рутинных процессов по преобразованию исходного материала в продукт. Необходимо устранять те части рабочего процесса, которые не делают его эффективнее. Система кайдзен предполагает существование семи типов потерь:
Стандартизация рабочего процесса создает основу для стабильности, а согласно философии кайдзен, система стандартов должна совершенствоваться постоянно. Если возникает проблема на производстве, значит, на этот случай не было разработано стандарта, либо ему не соответствовали, либо он не был проработан до конца.
5 элементов системы кайдзен
Пять элементов составляют основу концепции кайдзен. Каждый из этих элементов важен, так как философия кайдзен превратится в эффективный и работающий инструмент только при условии наличия всех критериев.
Первый элемент — командная работа. Чтобы достичь общий цель и максимизировать жффективность работы, каждый сотрудник предприятия должен чувствовать себя частью единой команды. Командная работа основана на прикладывании всех усилий ради успеха компании, постоянном обмене информацией, взаимном обучении, своевременном выполнении своих прямых обязанностей каждым сотрудником.
Второй элемент — персональная дисциплина. Достичь успеха невозможно без дисциплины высочайшего уровня во всех структурах компании. Система кайдзен подразумевает постоянное повышение уровня самодисциплины сотрудниками в каждом трудовом аспекте. Это относится к управлению своим временем, качеству выполнения обязанностей, соблюдению требований и стандартов, разумном расходованию ресурсов.
Третий элемент — моральное состояние. Сохранение высокого морального духа необходимо в независимости от того, получается ли у компании достичь успеха и реализовать все необходимые изменения. Задача высшего руководства — внедрение мотивационных инструментов в рабочий процесс. Высокий моральный дух сотрудников поддерживается достойными условиями труда — оплачиваемым отпуском, пособиями, оплатой медицинских услуг, предоставлением кредитов и ссуд.
Пятый элемент — предложения по улучшению. Сотрудники любого ранга должны быть уверены в своей возможности предложить улучшения. Каждое из предложенных улучшений, даже самое абсурдное, должно быть учтено и рассмотрено.
5 команд системы кайдзен
Само слово кайдзен означает «команда», а работа системы основывается на создании и постоянной поддержке пяти команд, которые отличаются друг от друга по типам выполняемых задач. Все команды, за исключением постоянной, ведут работу в течение кайдзен-сессия, длящихся от двух до пяти дней и направленных на решение конкретной задачи.
Постоянная команда. Группы людей, работающих на предприятии ежедневно. К этой команде относят рабочих и служащих, выполняющих свои прямые обязанности на местах.
Команда по решению возникших проблем. Как становится ясно из названия, команды такого типа формируются в периоды, когда необходимо найти решение конкретной проблемы в рабочем процессе.Команда состоит из шести-восьми человек и действует лишь до тех пор, пока решение не найдено.
Кросс-функциональная команда. Команда аналитиков, которая оценивает существующие процессы в организации и разрабатывает методы их улучшения. Команда состоит из сотрудников компании разного уровня — рядовых специалистов и руководителей разных направлений.
Команда по реализации решений. Команда такого типа сформировывается после того, как были разработаны методы улучшения рабочего процесса. В нее входят участники всех трех описанных выше команд
Внедрение системы кайдзен на производстве
Компаниям, которые сталкиваются с ростом конкуренции и потребительских требований, кайдзен поможет быть на шаг впереди. Однако необходимо помнить, что эта система требует постоянной работы, пошаговые улучшения должны внедряться ежедневно. Они могут быть незначительными по-отдельности, но в совокупности принесут существенные стратегические победы.
Кайдзен не подходит для тех, кто ждет стремительных результатов. Это не инструкция по увеличению продаж, а полноценная философия, которая охватывает каждого сотрудника компании. После внедрения системы на производстве количество персонала можно сократить на 20-50%. А каждый оставшийся в компании сотрудник будет не просто ежедневно делать свою работу, а постоянно искать возможности сделать ее лучше, стремиться создавать и внедрять эффективные изменения. Эти перемены в большинстве случаев не требуют финансовых вложений, лишь концентрации людей в компании на своих обязанностях.
Пример непрерывного совершенствования показывает компания Toyota, в которой на протяжении долгих лет применяется система кайдзен. Тайити Оно, топ-менеджер компании в 1970-х годах, разработал методику, которая мотивировала сотрудников компании постоянно улучшать производственный процесс. Тайити Оно ставил завышенные цели — например, производство ста единиц продукции в час при ресурсах, которых достаточно лишь для девяноста единиц. Инженеры, от которых требовалось выполнить повышенный план, некоторое время работали сверхурочно, а потом нашли способ оптимизировать процесс, чтобы решить поставленную задачу. Как только это происходило, Тайити Оно снимал с производственной линии 10% сотрудников и отправлял их на другие участки. Оставшимся ставилась прежняя задача — сто единиц продукции в час при сокращенном штате рабочих. Новые условия требовали новых улучшений.
Немецкая фирма Siemens также работает согласно концепции кайдзен. Лозунг компании — «Кто перестал становиться лучше, тот перестал быть хорошим». Единые рекомендации для всех сотрудников призваны оптимизировать процесс разработке и проведения улучшений. Сотрудники компании должны быть готовы отказаться от своего традиционного мышления, а также — от вопроса, почему что-то не может быть сделано. Утверждается также, что решение, разработанное только наполовину полезнее применить сразу, чем ждать полностью завершенной стратегии неопределенный срок. Ошибки в компании исправляются сразу, как обнаруживаются, а вопросы задаются до тех пор, пока не откроется истинная причина проблемы.
В России философия кайдзен не слишком распространена, по мнению некоторых специалистов, это может быть причиной низких эффективности, производительности и конкурентоспособности на наших предприятиях. Среди немногочисленных российских компаний, внедряющих на своих производствах система кайдзен — Лукойл, Алроса, ГАЗ, Балтика, КАМАЗ, Росатомстрой, Гидросила, Банк «Союз».
Что такое кайдзен и как применять этот метод на практике
Кайдзен — одна из ключевых концепций менеджмента, в основе которой лежит непрерывное улучшение всех процессов производства.
Изначально это понятие возникло в Японии и означало постоянное и всестороннее развитие как человека, его общественной и частной жизни, так и трудовых процессов. В сферу бизнеса кайдзен пришел после Второй мировой войны, когда японские компании начали внедрять эту философию с целью повышения эффективности производства.
Основные элементы концепции кайдзен
Основной идеей кайдзен является бережливое производство, то есть устранение процессов, которые ведут к убыткам (перепроизводство, бесполезные механизмы и т.д.), оптимизация работы каждого сотрудника и упор на нужды потребителя.
Концепция кайдзен включает в себя пять основных принципов или 5S:
Кроме того, существует понятие «гемба кайдзен», подразумевающее принятие решения на месте рабочего процесса или возникновения проблем и их регулирование.
Кайдзен в действии
Впервые на практике кайдзен применили ряд японских компаний, в том числе автомобилестроительная фирма Toyota. Опыт оказался позитивным, и концепция разлетелась по всему миру. Немецкая компания Siemens также внедрила кайдзен в производство. Сегодня японская философия применяется во многих зарубежных предприятиях. Существует даже институт по изучению кайдзен.
В России эта концепция не слишком распространена, но некоторые отечественные компании тоже уже внедрили ее в производство — это, к примеру, «Лукойл», «Алроса», ГАЗ, «Балтика», КАМАЗ, «Росатомстрой», «Гидросила», Банк «Союз».
Станислав Парфенов, директор по сервисной поддержке, аутсорсинговым решениям и ИТ Konica Minolta Business Solutions Russia:
«Основная концепция философии кайдзен — непрерывное совершенствование, которое может быть достигнуто через рост удовлетворенности потребителей: именно на это направлены все продвигаемые ценности и принципы. Однако концепция ориентирована не только на конечный результат, но и на каждый из внутренних процессов.
Именно эта цель и легла в основу внедрения кайдзен в Konica Minolta: мы нацелены на потребителя, но при этом уделяем большое внимание работе сотрудников — и через совершенствование процессов приходим к улучшению результата.
Например, согласно кайдзену, каждый сотрудник должен осознавать важность своего труда, понимать возможности обучения и принципы поощрений. Мы мотивируем персонал предлагать свои идеи — они приводят к росту эффективности и снижают как временные, так и финансовые затраты. Такие предложения достойно вознаграждаются.
При этом мы стремимся соблюдать баланс между западным и восточным подходом к методологии. Например, на наш взгляд, при реализации важнее использовать лидерство в противовес формализму — когда руководитель доказывает свое положение не номинальной властью и «табличкой на двери», а знаниями и личным примером принимаемых решений.
Ориентация на потребителей, важность персонала и ключевая роль лидера, а также нацеленность в целом как на результат, так и на процесс, совместно помогают развивать инновации. Кайдзен, кстати, подходит не только для совершенствования процессов на производственных предприятиях, но может ложиться и в основу различных гибких методологий разработки. Например, практики японских предприятий, в частности принципы кайдзен, могли быть положены в основу методологии Scrum в направлении циклов PDCA (Plan-Do-Check-Act — планирование, действие, проверка, корректировка). Суть подхода заключается в постоянном анализе процессов для снижения количества ошибок.
Как решили применять кайдзен в России? Возможно ли оптимизировать производственные процессы с помощью этой методологии здесь и почему?
Россия находится на стыке Востока и Запада, и поэтому исторически наша страна перенимает наиболее удачные практики с обеих сторон, объединяя и адаптируя их.
Например, восточный менеджмент больше ориентируется на процесс, а западный — на результат. На практике достижение последнего происходит через совершенствование первого.
Или еще один пример: на Востоке принято постепенное развитие, на Западе же чаще всего приветствуется, когда результат достигается по итогам скачкообразного совершенствования. Однако на деле постоянные маленькие шаги могут привести к стремительному росту. И даже после стремительного роста бизнес может вернуться на плато развития.
Также существуют и разные подходы к коллективу: на Востоке акцент сделан на взаимопомощи, тогда как на Западе на первый план выходят индивидуализм и развитие через конкуренцию. И снова на практике лучшим решением становится сочетание наиболее удачных идей: концепта совместной слаженной работы и взаимной поддержки со здоровым желанием совершенствования отдельно взятой личности.
Кайдзен может стать более популярным в России, так как в его основе лежит бережное использование ресурсов, а это всегда было очень актуально для нашей страны.
Сегодня в условиях необходимости восстановления экономики актуальность концепции возросла. Именно рациональное использование ресурсов и правильная мотивация персонала поможет российским компаниям оставаться конкурентоспособными в долгосрочной перспективе — даже в самых непростых условиях.
При этом бережное отношение к ресурсам — это не только локальная, но и глобальная тенденция: рациональное потребление сегодня приветствуется во всем мире. И речь здесь идет не только о внешних, но и о внутренних ресурсах самого человека».
Что почитать по теме кайдзен
В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!